Рака с мощами ефросиньи полоцкой

Выходные провела в Белоруссии. Ночь в фирменном поезде "Двина" и вот она "страна бульбы". Никаких виз для Россиян покупать не надо. Если ехать на машине, то перед границей необходимо купить страховку на машину.

Полоцк самый древний город Белорусии ему более 1150 лет.
На территории Полоцка было два монастыря мужской и женский. Мужской монастырь в настоящее время не действует.
Я хочу рассказать о Спасо-Ефросиньевском женском монастыре.


Монастырь основала преподобная Ефросинья Полоцкая в 1125г, в её честь он и называется Ефросиньевским. Как видно на табличке - монастырь внесён в список исторически значимых ценностей Белоруссии и охраняется государством.


Ефросинья Полоцкая жила в XII веке. Она была дочерью князя и звали её Прадслава. В 12 лет она отказалась вступать в брак, приняла монашеский подстриг и нареклась новым именем Ефросинья. Ее родная сестра и двоюродная сестра позже тоже приняли монашество.


Улица на которой находится монастырь недавно названа в честь Ефросинии Полоцкой.


Перед территорией монастыря находятся:
- духовно-просветительский комплекс
- библиотека
- трапезная для паломников
- воскресная школа
- регистрация паломников
- экскурсионное бюро
- кафе "Монастырский чай"
Указатели большие, не заплутаешь.



Около монастыря можно одеть юбку, платок, брюки.



На входе нас встречает Колокольня Монастыря. Во время Великой Отечественной войны она была разрушена и в 1992г. восстановлена вновь.



Вот вид колокольни изнутри монастыря.


Дорожки внутри выложены брусчаткой. На каблуках передвигаться сложно.



В главном храме Кресто-Воздвиженском Соборе выставлены мощи преподобной Ефросинии в серебряной раке. Когда люди получают исцеление они приносят святой свои украшения - кольца, цепочки, крестики, оставляют пожертвование. Благодаря этому была сделана рака из серебра. Это вторая серебряная рака преподобной, первая была утеряна в двадцатых годах прошлого столетия.

Очередь к мощам небольшая, человек сорок, хотя это была суббота. У раки тебя не торопят, ты можешь мысленно попросить, перекреститься и приложиться к мощам.


В главном храме справа я увидела икону Спиридона Тримифундского и его башмачок. Я была у мощей это святого в храме на острове Корфу Греция.


На территории монастыря я не увидела охраны. Перед кельями монахинь есть небольшие таблички, что на территорию заходить нельзя.


Дочка зашла посмотреть на нераспустившийся бутончик розы, монахиня увидела, ничего не сказала, только улыбнулась. Немного грустно - роза не успела порадовать своей красотой, уже конец октября и холодно.


Летом на территории много роз. Сейчас осень - всё завяло.



В Спассо-Преображенской церкви шли реставрационные работы. Идут не первый год. Все дело в том, что фрески нанесены друг на друга. Если отреставрировать верхние, люди никогда не увидят остальные.


Было принято решение сохранить их все и показать людям. Начался кропотливый труд - необходимо снять фрески 19 века, перенести их на твёрдую поверхность. Эти фрески уже выставлены в музеи Полоцка. Затем снимаются фрески 16 века, тоже переносятся на твёрдую поверхность и под ними находятся фрески 12 века, когда монастырь только был основан.




Можно увидеть старинную кладку. Рестораторы оставили кусочек неоштукатуренной стены


Справа Свято-Ефросиньевский Храм.


Тут выставлены вереги преподобной Ефросиньи. Вереги - это толстые цепи, которые одеваются на голое тело, под одежду. Носят их постоянно. Они нужны чтобы усмирять плоть и понимать на какие страдания переживал ради людей Христос.
Вереги выставлены в деревянной раке, где раньше хранились мощи преподобной. Рака сделана так, что под ней можно проползти. Именно проползти, на корточках могут пройти только подростки. Когда проползаешь под ракой, над тобой находятся вереги и на тебя сходит божья благодать молитвами преподобной. Делать это можно только разувшись. Когда стоишь в очереди, то стоишь на ковриках. А ползти надо по холодному мраморному полу. Про пол подумала только потом, когда проползала думала о Ефросинье.
Делаю это третий раз в своей жизни. Первый раз был 11 лет назад, тогда я не могла забеременеть и просила об этом во всех храмах, у Ефросиньи тоже. Не хочу обижать других Святых у которых просила - думаю вера, молитва и сила их всех помогла - в моей жизни случилось чудо - две доченьки.


Территория монастыря большая. Сестры живут свои трудом. Тут есть:
- иконописная мастерская
- швейная мастерская
- вышивальный цех (вышивка шелком, бисером)
- переплетная мастерская (книги делаются в кожаном переплете, с металлическими застежками, драгоценными камнями)
- свечная мастерская
- пекарня
- пасека


На территории есть две церковные лавки. Там можно купить помимо обычных церковных товаров так же саженцы растений, семена, чайные сборы.


На иконах преподобная часто изображена с Крестом. Это ценный Крест со святыми частицами был утерян во время Великой Отечественной войны. Сейчас в Храме хранится восстановленный Крест Ефросиньи Полоцкой.


Преподобная знала когда умрет и перед смертью отправилась в паломничество в Иерусалим, чтобы это случилось на святой земле.


Это святое место, там хорошо и тихо. Обязательно приезжайте в монастырь. Даже воздух там чистый и дышится по другому.

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

  • Политика
  • Скандалы
  • Экономика
  • Общество
  • Профсоюзы
  • Комментарии
  • В мире
  • Спорт
  • Партнеры
  • Это Европа
  • Коронавирус
  • Выборы-2020
  • Политика
  • Скандалы
  • Экономика
  • Общество
  • Профсоюзы
  • Комментарии
  • В мире
  • Спорт
  • Партнеры
  • Это Европа
  • Коронавирус
  • Выборы-2020







Первая женщина на белорусской земле, причисленная к лику святых, одна из самых почитаемых как в православии, так и в католичестве. К ней прислушивались князья, ее принимали иностранные императоры и короли, а потомки разворовали гроб и выставили ее мощи на атеистической выставке. Такая судьба постигла покровительницу Беларуси Ефросинью Полоцкую, день памяти которой отмечается 5 июня.

О жизни Ефросиньи Полоцкой написано немало. Сложно переоценить тот вклад, который внесла покровительница Беларуси в историю и культуру нашего народа. Ее жизненный путь был тернист и извилист. Но не менее тяжелой оказалась судьба после смерти. Несколько слов о том, как обошлись со своей заступницей потомки.

Жизнь после смерти

Как известно, смерть настигла Ефросинью Полоцкую в Иерусалиме, когда она совершала паломничество к гробу Господнему. Похоронена она была в монастыре святого Феодосия, около Иерусалима в 1173 году. Однако в 1187 г. город был захваченный армиями египетского султана Салах-эд-Дина. За выкуп он разрешил христианам оставить Иерусалим и вывезти в пятидневный срок христианские реликвии.

Православные монахи перевезли рака с останками Ефросиньи в Киев. Так мощи святой очутились в Феодосиевой пещере Киевского Печерского монастыря, в подземном храме Пресвятой Богородицы.

Жители Полоцка неоднократно ходатайствовали о переносе мощей небесной покровительницы Беларуси в Полоцк. В 1871 г. после ходатайства полоцкого епископа Саввы с разрешения Святейшего Синода в день памяти святой Ефросиньи Полоцкой, 23 мая (по старому стилю), в Спасский монастырь была перенесена небольшая часть мощей — средний палец правой руки.

Только после революций 1905-1907 годов Синод и император Николай II дали разрешение на перенос мощей. Рака с мощами Ефросиньи Полоцкой перевозилась в сопровождении целой флотилии речных судов. В течение апреля-мая 1910 года по Днепру из Киева к Орше шел белый пароход с остановками в городах на пути и с торжественными молебнами.

23 мая 1910 г., в день ее памяти, мощи святой Ефросиньи Полоцкой были внесены в Спасский монастырь. Во время крестного хода в процессии шли королева эллинов, великий князь Константин Константинович, великая княгиня Елизавета Федоровна и сотни тысяч паломников.


Предлагаем вам ознакомится с протоколом освидетельствования останков Ефросиньи Полоцкой. Возможно, некоторые моменты могут показаться несколько кощунственными, но, к сожалению, таковы реалии.

«Протокол вскрытия и освидетельствования мощей Ефросинии комиссией, выделенной согласно постановлению Полоцкого уездисполкома, утвержденному губисполкомом, состоявшегося 13 мая 1922 г. в гор. Полоцке в Спасо-Ефросиньевском монастыре

Присутствовали: от уезд, исполкома т. Хомяков, от у кома т. Лейман, от Союза Молодежи т. Пискунов, от женотдела т. Барановская, от уезд здрава доктор Ленский, ученый-археолог Дейнис, представители красноармейских частей и представители духовенства — священники Черепнин, Покровский, игуменья Елена, казначей общины Ксунина Лариса, монахини, представители верующих, городского населения и крестьян.

В 14 час. коллективно, в присутствии вышеперечисленных и членов комиссии уездисполкома т. Ткачева, начальника и военкома 43-х полоцких ком. курсов т. Фабрициуса, военкома 41-го полка т. Дмитриева, представителя губотдела юстиции т. Шефкуна, члена губисполкома т. Григорьева, представителя губполитуправления т. Секса, врачей: Ленского, Христенсена, Лундберга, ученого-археолога Дейниса, игуменьи и монахинь монастыря; последние приступили к освобождению мощей от облачения.

По наружному виду в гробу лежит нечто имеющее форму человека. По снятии застежек и схимьи, изготовленной в 1910 г., обнажается другая одежда — мантия. Фигура лежит в голубом шелковом ваточнике, видны сложенные накрест руки, в красных ватных перчатках. Ноги обуты в красные шелковые туфли. Голова завернута — сначала ватный чехол розово-полосатого шелка, затем парчовый колпак и красно-шелковый чехол.

Заключение врачебно-научной экспертизы

Доктор Христенсен устанавливает, что череп отделен от туловища вследствие разрушения связочного аппарата; разрушения связочного аппарата — от тления. В середине череп пустой. Лицевая сторона черепа замазана какой-то мастикой давнего происхождения в области глаз, век и верхней челюсти, по предположению врачей — с целью туалета, дабы сгладить неприятное впечатление и придать форму лицу. Больше мастики нигде не замечается.

На грудной клетке местами покрытая плесенью незначительно высохшая кожа. На суставах сухожилия мумифицировались и связывают некоторые суставы. По мнению врачебной экспертизы, все кости принадлежат одному трупу; волос нигде нет.

Зубы имеются лишь только в верхней челюсти. Труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий. Давность мумифицированного трупа установить невозможно, но науке известно, что при благоприятных почвенных условиях трупы сохраняются от 10 до 1000 лет, постепенно подвергаясь разрушению. С указанным мнением согласны и вполне солидарны врачи Лянсберг, Калашников и Ленский.

Ученый-археолог Дейнис считает, что труп плохо сохранился, так как он видел и более хорошо сохранившиеся мумии египетского происхождения. Возможно, что последние более сохранились вследствие искусственной мумификации, тогда как этот труп подвергался мумификации почвенной.

Крест, одетый на костях, недавнего происхождения; в разные моменты произведены фотографические снимки фотографами Бермантом и Соловейчиком.

Путь святой на атеистическую выставку

Увы, но и после этого Ефросиньи Полоцкой не суждено было покоиться с миром. После вскрытия мощи отправили на атеистическую выставку в Москву, а оттуда — в Витебск, где их держали в качества экспоната местного краеведческого музея. Все ценности, какие были при Ефросинье Полоцкой, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были конфискованные.

Только во время немецкой оккупации верующим разрешили перенести мощи святой в Свято-Покровскую церковь Витебска, а 23 октября 1943 годы их возвратили в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, где они остаются поныне.

В 2003 году начали работы по восстановлению некогда конфискованной и разграбленной раки святой Ефросиньи. Работы велись четыре года. На восстановление потребовалось 120 кг серебра, а также жемчуг, аметисты, топазы и бериллы, которыми украшен нимб святой. В 2007 году мощи Преподобной в Спасо-Преображенском храме перенесли в новую раку, изготовленную по подобию прежней художником Николаем Кузьмичом.


Таким оказался путь святой Ефросиньи – от Иерусалима до атеистической выставки, от забытья – к душам благодарных потомков.

Преподобная княгиня Евфросиния, причисленная к лику святых, вошла в историю Руси 12 века как женщина-просветительница. В наши дни она считается покровительницей и небесной заступницей земли белорусской. К мощам святой сегодня едут тысячи паломников просить о помощи. Приходят к ней за здоровьем, любовью, работой и благосостоянием — просьбы самые разные. Очень часто случается так, что мольбы оказываются услышанными, страждущие получают желаемое.

  1. Кто такая Евфросиния Полоцкая
  2. Детские и юношеские годы
  3. Тяга к знаниям
  4. Монашеский постриг
  5. Просветительская деятельность
  6. Последние годы жизни
  7. Крест и мощи княгини
  8. История Спасского собора
  9. Возведение и основание
  10. Историческая судьба
  11. Современное положение
  12. Архитектура и убранство сооружения
  13. Внешний вид
  14. Внутреннее оформление
  15. Святыни храма
  16. Как проходят богослужения
  17. Как добраться до церкви
  18. Другие храмы и церкви Полоцка
  19. Храм Покрова Пресвятой Богородицы
  20. Крестовоздвиженский собор
  21. Богоявленский собор
  22. Видео о монастыре

Кто такая Евфросиния Полоцкая

Преподобная Евфросиния — княгиня, монахиня, просветительница, святая. Нас и эту сильную женщину разделяет почти тысяча лет, но результат ее трудов мы ощущаем и сегодня. Еще один интересный факт — про Евфросинию известно достаточно много, в то время как многие исторические личности, родившиеся гораздо позже, остаются для нас загадками.

До принятия пострига девочку звали Предслава. Она принадлежала княжескому роду Брячиславовичей, являлась праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и дочерью Полоцкого князя Святослава Всеславича.

Уже в юные года девочка обладала стальным характером и ярким умом, знала, как хочет построить свою судьбу. Многие князья просили руки Предславы, желая породниться с ее родом и объединить земли, однако все предложения она отвергала. Она мечтала стать монахиней, даже несогласие родителей не останавливало ее стремлений.

Когда девушка достигла возраста 12 лет, родители решили выдать ее замуж за подходящего жениха, однако она от свадьбы категорически отказалась. Решив порвать связь со светским миром, Предслава тайно бежала из дома в женский монастырь к своей тетушке — игуменье Романии. Там она попросила о постриге. Юный возраст и невероятная красота княгини казались тетушке несовместимыми с монашеской жизнью, однако глубокий ум и искренняя молитвенная настроенность племянницы переубедили матушку Романию.

Игуменья дала благословение девушке на постриг, при котором Предслава получила имя Евфросиния. На некоторое время новопостриженная осталась на послушании в обители, однако жизнь при общежительном монастыре не удовлетворяла ее стремления к духовному подвигу.

Юная монахиня обратилась к Полоцкому епископу Илии и по его благословению уединилась в келье при Софийском соборе Полоцка. Там она проводила время в молитве, занялась переписыванием духовных книг, которые дарила жаждущим духовного просвещения.

Когда духовные силы монахини укрепились, она получила откровение оставить келью. По велению ангела, который являлся к ней трижды, она основала Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, где стала игуменьей.

В новоустроенном монастыре Евфросиния обучала сестер грамоте. В обители игуменья создала одну из первых на Руси женскую школу, где учила девушек писать, петь, шить. Школа способствовала быстрому расширению обители.

В 1161 г. усердием преподобной в Полоцке был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор. Позже Евфросиния основала и отдала инокам Богородицкий мужской монастырь с каменной церковью, украшенной иконами.

На склоне лет монахиня, уже предчувствуя скорую кончину, совершила вместе с пле­мян­ни­ком Дави­дом и сестрой Евпраксией паломничество на Святую Землю.

Она прибыла в Иерусалим и там 24 мая 1173 го­да приняла свою кончину. Случилось это в русском монастыре Пресвятой Богородицы. Желание Евфросинии о погребении на Святой Земле было исполнено.

В октябре 1187 года Иерусалим был завоеван султаном Саладином, потребовавшим у христиан в короткие сроки покинуть город. Монахи русской обители, возвращаясь на родину, забрали с собой святые мощи полоцкой княгини и принесли их в Киево-Печерскую Лавру.

В 1910 го­ду мо­щи перенесены в По­лоцк, в ос­но­ван­ный преподобной монастырь. В 1915 году во время Первой мировой войны Полоцк оказался в положении прифронтового города, святые мощи эвакуировали в Ростов Великий в Богоявленский Авраамиев монастырь. Там они находились в течение пяти лет. После этого их вновь вернули в родные стены.

При советской власти мощи попали в антирелигиозный музей. Откуда в период оккупации во время Второй мировой войны были перенесены в Витебскую Покровскую церковь, где находились до 1943 года, а затем — в Спасский монастырь.

27 декабря 2006 года в связи с работами по реставрации фресковой росписи мощи преподобной были перенесены из древней церкви в стены Кресто-Воздвиженского собора, где находятся и сегодня.

Вместе с мощами в храме хранился н апрестольный Крест, который в 1161 году создала святая княжна. Во время Второй мировой войны святыня была бесследно утеряна, где находится Крест Евфросинии Полоцкой сегодня, никому не известно. Сегодня в храме хранится святой воссозданный Крест.

История Спасского собора

Вокруг истории возведения каменного Спасо-Преображенского собора ходят легенды. Он был построен в кратчайшие сроки — всего за 30 недель, что для тех времен кажется невероятным. В житии святой Евфросинии рассказывается о том, что кирпичи, которых не хватало для постройки храма, чудом появлялись по молитве игуменьи.

Спасский собор был воздвигнут в 1161 г. По сей день он считается жемчужиной древнерусского зодчества.

Строил храм мастер Иоанн. По легенде он, ведомый Духом Святым, велевшим ему принять участие в возведении собора, сам пришел к игуменье. Построенный Иоанном и дошедший до нашего времени храм является единственным в Беларуси зданием, где в первозданном виде сохранились фрески XII века.

Православный храм существовал до 1580 года, после чего Полоцк вошел в состав Речи Посполитой, а монастырь передали монахам-иезуитам. В 1656 году русские войска царя Алексея Михайловича отвоевали и вернули Полоцк и обитель православным, но ненадолго. В 1667 году Полотчина вновь присоединилась к Речи Посполитой. Спасский собор вновь отошел к католикам. Лишь в 1832 году церковь окончательно вернулась православным.

Полоцкий епископ Василий (Лужинский), считавший одной из своих задач восстановление древних полоцких святынь, добился в октябре 1841 года указа о возрождении Полоцкого женского монастыря. До 1848 года на пожертвования удалось восстановить помещения для всех монастырских служб, построить здание для женского духовного училища — преемника школы, созданной преподобной Евфросинией.

С приходом советской власти, невзирая на гонения, обитель действовала до 1928 года.

Монастырь открылся вновь во время Второй мировой войны несмотря на то, что часть обители использовалась оккупантами под концлагерь. После войны монастырь продолжил действовать, однако в 1960 году был все-таки закрыт и почти тридцать лет пребывал в запустении, д ействовала только Спасо-Преображенская церковь.

6 июля 1989 года Русская Православная Церковь благословила возрождение женского монастыря в Полоцке. Обитель снова стала одним из главных центров православия в Беларуси.

Сегодня монастырь живет по общежительному уставу. В послушничестве здесь находится около 70 монахинь. Ежедневно утром и вечером совершаются богослужения. В стенах обители непрерывно читается Псалтирь. Храм гостеприимно принимает всех молящихся.

Богатая ранее монастырская библиотека была утрачена, однако в настоящее время обитель собирает новую коллекцию книг.

Архитектура и убранство сооружения

Спасская церковь — единственный дошедший до нас в полном объеме памятник истории и архитектуры Полоцка 12 века. Строители того времени владели техническими знаниями на высоком уровне, что подтверждается чистотой кладки, качеством кирпича и известкового раствора. Это самая древняя постройка на территории монастыря, которая сохранилась до сегодняшних дней.

Архитектура храма соединяет в себе несколько различных направлений. Старая церковь является шестистолпным трехнефным однокупольным храмом, который перекрыт сводами и широкими подпружными арками. Строение имеет нартекс и хоры, расположенные на втором этаже, куда ведет внутристенная лестница. С двух сторон хоров находятся две маленькие крестообразные келии.

Каждая из келий представляет собой крошечный придельный крестово-купольный храм, один из них перекрыт небольшим куполом, другой — цилиндрическим сводом.

Главной характеристикой и интерьера, и внешнего вида собора является вертикальная направленность постройки, акцентированная устремленность ввысь.

Внешний вид церкви дошел до нас сильно искаженным последующими перестройками, однако они почти нигде не изменили древней кладки. Интерес представляет реконструкция В. Ракицкого, в ней точно воссоздан один из главных элементов: двойной ряд кокошников, обрамляющих граненый барабан храма со шлемовидным куполом.

Главным достоянием церквушки является фресковая роспись, покрывающая все стены храма. В начале 1990-х годов была начата реставрация стенописи. К настоящему времени раскрыта большая площадь фресок, дающая представление о стиле и внутреннем оформлении церкви.

В 2007 году интерьер церкви был дополнительно украшен резным иконостасом. В алтарной нише хранится воссозданный святой Крест Евфросинии. На хорах сохранилась келия монахини, которая также расписана фресками.

Сегодня на территории монастыря хранится множество святынь. Не все они находятся в древнем храме, но их можно найти в прилежащих церквях при монастыре.

В Полоцкой обители возможно преклонить колени и помолиться перед:

  • Крестом прп. Евфросинии;
  • Веригами прп. Евфросинии;
  • Эфесской иконой Божией Матери;
  • Красностокской иконой Божией Матери;
  • святыми мощами прп. Евфросинии;
  • Ковчегом с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских и старцев Оптинских;
  • Ковчегом с частицами мощей Глинских старцев и святых угодников Божиих;
  • Ковчегом с частицами святых мощей сщмч. Киприана, еп. Антиохийского, мчч. Иустинии Антиохийской и Урсулы Кельнской.

Уникальной святыней комплекса является Крест преподобной святой. Однако сейчас в храме хранится воссозданная его версия. Оригинал был бесследно утерян во время Второй мировой войны.

Как проходят богослужения

В храмовом комплексе ежедневно проходят богослужения. К сожалению, в маленькой древней церкви службы не ведутся из-за восстановительных реставрационных работ. Другие храмы открыты и с радостью встречают паломников. Все желающие могут поучаствовать в общей молитве и чтении акафиста.

Кроме ежедневных уставных богослужений в монастыре читаются:

  • акафист Иисусу Сладчайшему по воскресеньям;
  • акафист Божией Матери по пятницам;
  • молебны с акафистом у мощей преподобной Евфросинии ежедневно.

В дни земной жизни святая трудилась над созданием основ культуры и искусства своего народа, а также славилась способностью усмирять конфликты и интриги. Многие паломники, приезжающие в монастырь, просят ее о мире в семье и обществе, разрушении интриг, а также Божией помощи, необходимой во всех областях жизни.

Как добраться до церкви

Точный адрес монастыря в Полоцке: улица Евфросинии Полоцкой, 89.

Паломникам, приезжающим из других городов, удобно добираться от авто- и ж/д вокзалов:

Другие храмы и церкви Полоцка

Паломник, приехавший в Полоцк, сможет посетить не только Евфросиниевскую обитель, в городе есть и другие христианские достопримечательности. Каждое святое место имеет уникальную историю.

Построенный в 1781 году х рам Покрова Пресвятой Богородицы в Полоцке изначально являлся кладбищенской церковью при Богоявленском монастыре, в 1804 году он был объявлен соборным. Позже, после того как иезуитский костел Святого Стефана был переосвящен в соборную церковь, Свято-Покровская церковь получила звание приходской.

К тому времени здание деревянного храма сильно обветшало, он был закрыт, однако в начале 70-х годов 19-го века был вновь отремонтирован и открыт. Вскоре, во время пожара 1900 года, Свято-Покровская церковь сгорела, жители Полоцка собрали средства и восстановили храм, сделав его кирпичным.

В начале 30-х годов после прихода советской власти церковь закрыли, а священнослужителей репрессировали. Годы СССР церковь пережила с трудом: после войны в ней открылась конфетная фабрика, в 60-е года она вновь горела, а в 1967 году пострадавшие от пожара стены храма были разобраны.

После распада Советского Союза общественность подняла вопрос о восстановлении святого места, однако открытие храма состоялось лишь в октябре 2004 года.

Современная церковь построена в стиле традиционного русского зодчества: шатровая звонница в два яруса и молитвенный зал создают ощущение величия, спокойствия и простоты.

Первый камень собора был заложен 23 мая 1893 года.

Богоявленский собор в Полоцке является памятником архитектуры 18 века и представляет собой часть ансамбля Богоявленского монастыря. На храме сохранились три фрагмента фресковой росписи того времени.

Каменный собор был построен монахами в 1761 году, 5 августа 1777 года он был освящен.

Первоначально собор представлял собой крестово-купольный храм с одной апсидой и двухбашенным фасадом, однако впоследствии многократно перестраивался.

В советское время храм был закрыт. Сначала его переоборудовали в спортзал, а с 1981 года здесь разместилась картинная галерея. В 1991 году собор вновь открыли для богослужений. В настоящее время церковь является кафедральным собором Полоцкой и Глубокской епархии.

Видео о монастыре

В видео о Спасо-Евфросиниевском монастыре в Полоцке можно воочию познакомиться с храмами и святынями обители.

Читайте также: