Рака с мощами агапита печерского



Но если бы люди знали, что имеют возможность не только просить об излечении тел, но и, что гораздо важнее, просить о спасении души своей, особенно в дни пребывания Духа Святого в мощах Агапита, кои каждый год начинаются с 25 февраля и длятся целую неделю, для их душ было бы несравненно больше пользы.

Согласно официальной церковной версии, преподобный Агапит, игумен Печерский, известный лекарь времен Киевской Руси, один из первых пришел в монастырь и принял постриг еще при Антонии Печерском, основателе Киево-Печерской лавры. Один из первых! Наверное, это говорит о том, что он был знаком с Антонием и был одним из тех, с кого все начиналось и тем, кто все начинал.





Всем ли святым мощам кланяются известные мира сего? Билл Клинтон – православный, ли? Возможно, и им известно больше, чем имеем право, знать мы, простые прихожане. В чем секрет? Остается только гадать или… Внимательно наблюдать и делать выводы. Пробороздив просторы интернета, не сложно найти фотографии известных личностей возле раки преподобного Агапита Печерского.




В дни памяти святого раку с мощами Агапита Печерского размещают в Трапезном храме.

Рассмотрев фотографии со знаменитостями, понимаем, что все они сделаны в Введенской церкви, а следовательно не в день памяти святого, обозначенного православной церковью. Этот факт заставляет задуматься не меньше, чем все вышеперечисленное.
Изучая феномен Агапита Печерского не первый год, понял одно. Официальная информация православной церкви об Агапите Печерском, враче безмездном - это история, которая скорее стерла больше фактов, чем оставила истины. Она что-то явно умалчивает… Ведь факты – вещь упрямая, и они говорят сами за себя.


Народная популярность Агапита Печерского настолько высока, что не заметить ее просто невозможно. Почему люди идут именно к Агапиту? Почему об этом молчит церковь? Кто же все-таки скрывается за стеклом раки Введенской церкви ближних пещер?


Мощи Агапита Печерского находятся на территории Киево-Печерской лавры, в ближних пещерах, в Введенской церкви.


Подготовил Олег Веритас (Латвия).

Преподобный Агапит считается первым врачом на Руси. Святой известен своей безмездной помощью больным, чудесным исцелением тяжелобольных, посредством молитвы и трав.


И сегодня множества людей не перестают уповать на молитвы преподобного Агапита. Непрекращающимся потоком идут паломники к мощам святого подвижника. И чудеса происходят.

Мощи преподобного размещены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Пещеры открыты с 8.30 до 16.30. Вход в пещеры бесплатный. При входе в Ближние пещеры можно купить свечку для освещения своего пути в полумраке пещер. Спустившись по лестнице вниз, нужно пройти до развилки дорог, свернуть налево и еще раз налево – это и будет Церковь Введения Пресвятой Богородицы, где находится с левой стороны от входа рака с мощами преподобного Агапита Печерского. Напротив висит икона, слева - текст акафиста преподобному.

Житие святого

Когда преподобный отец наш Антоний Печерский был прославлен даром исцелений, пришел к нему из Киева в пещеру блаженный Агапит, ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин, и получил его.

И последовал он всей душой равноангельской жизни преподобного Антония, подвигов которого он был свидетелем; как тот великий муж, он сам служил больным и исцелял их своей молитвой, но, скрывая дар, данный его молитве, он подавал им зелие от своего кушанья, как будто оно было лекарственное. Блаженный Агапит видел это и трудился много лет, соревнуя в подвигах святому старцу. Когда кто из братии заболевал, преподобный оставлял свою келию (в ней не было ничего такого, что можно было бы украсть), приходил к больному брату и служил ему, подымая его, укладывая, вынося на своих руках и непрестанно моля Бога о спасении больного, если болезнь и длилась по воле Божией, чтоб умножить веру и молитву раба Божия Агапита. Итак, подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть причастником той же благодати: он исцелял молитвой своей всех больных и подавал им также зелие, которое варил себе для пищи. И за то он был назван врачем. Слух о нем распространился в городе, и многие больные приходили к нему и уходил здоровыми.

В то время жил в Киеве один врач, родом и верой армянин, искусный во врачевании, подобного которому прежде не бывало. Осмотрев лишь больного, близкого к смерти, он узнавал и говорил ему день и час смерти, никогда не ошибаясь при этом и не пытаясь такого человека лечить. Из таких болных был принесен один в Печерский монастырь; он был первым боярином князя Всеволода, и армянин привел его в отчаяние, предсказав ему через восемь дней смерть. Блаженный же Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему принять зелие, которое он сам ел, и сделал его здоровым, после чего слава о преподобном промчалась по всей земле русской. Армянин, уязвленный стрелой зависти, стал укорять блаженного, послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, которому велел дать смертного зелия, чтоб он выпил его пред Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал ему такого зелия, которое он сам ел, творя о нем молитву, и так избавил от смерти осужденного на смерть. С тех пор иноверный армянин еще больше того был возбужден против преподобного. И научил единоверцев своих подать ему самому выпить смертного зелия. Блаженный же выпил и остался невредим. Ибо Господь, сказав: "Если и что смертоносное выпьют, не повредить им", знает как избавлять благочестивых от искушения(2 Пет. 2, 9).

После этого заболел в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах, которого усердно, но безуспешно, лечил армянин. Недуг усиливался. Поэтому князь, уже находясь при смерти, послал к Печерскому игумену (тогда игуменом был Иона), прося прислать к нему в Чернигов блаженного Агапита. Призвав его, игумен передал ему просьбу князя. Но блаженный Агапит, которого никогда не видали выходящим из монастыря и врачующим за его пределами, отвечал со смирением: "Если я с таким делом пойду к князю, то должен идти и ко всем. Прошу тебя, отче, позволить мне не выходить из монастырских ворот для славы людской, от которой бегать до последнего моего издыхания я обещался перед Богом; если хочешь, я лучше уйду в другую страну и возвращусь сюда, когда минует эта нужда". Посланный же князем, поняв, что не удастся ему призвать к своему господину самого блаженного Агапита, стал просить его, дать хоть зелия для исцеления. По уговору игумена, блаженный дал посланному зелия от своей пищи; и когда оно было принесено к князю, и он принял его, он стал здоров молитвами блаженного.

Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, чтоб видеть, кто тот, через кого Господь даровал ему здоровье: он никогда не видал блаженного и хотел почтить его подарком. Но Агапит, не желая быть прославляемым на земле, скрылся и принесенное для него золото князь отдал игумену. А в скором времени тот же Владимир снова послал одного из бояр своих со многими дарами к блаженному Агапиту. Посланный, найдя его в келии, положил пред ним принесенное. Блаженный же сказал ему: "Чадо, я никогда ни от кого не брал ничего, потому что никогда не исцелял силой моей, но Христовою; и теперь не нуждаюсь в этом". Боярин отвечал: "Отче, пославший меня знает, что ты не берешь ничего, но, прошу тебя, чтоб утешить сына своего, Которому Бог даровал через тебя здравие, прими это и отдай, если хочешь, нищим". Отвечал ему старец: "Если так ты говоришь, возьму с радостью. Передай же пославшему тебя, что и все прочее, что он имеет - чужое, и ничего не может он взять с собой, отходя из жизни, так пусть раздаст то нищим. Ибо Господь, Который Сам находится среди них, избавил его от смерти. Я же не сделал ничего. Прошу его не ослушаться меня в том, чтобы не пострадать больше". Сказав это, Агапит взял принесенное золото, как бы для того, чтоб спрятать, вынес его из келии, бросил, а сам побежал и скрылся. Боярин же, вышедший вскоре, увидел все дары брошенными пред вратами. Он подобрал их и отдал игумену Иоанну. Вернувшись к князю, он рассказал ему о блаженном все, что видел и слышал, и все поняли, что он истинный раб Божий, ожидающий награды только от Него одного, а не от людей. И князь, не осмеливаясь ослушаться святого, стал щедро раздавать имение свое нищим.

После многих трудов и богоугодных подвигов, разболелся сам безмездный врач этот, блаженный старец Агапит. Узнав это, вышеупомянутый врач-армянин пришел посетить его и завел с ним разговор о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зелием лечится такой недуг. Отвечал блаженный: "Тем, которым сам Господь, как врач души и тела, подаст здравие". Армянин понял, что он не сведущ во врачевании и сказал своим: "Ничего не умеет этот человек в нашем искусстве". Потом, взяв его за руку, сказал: "Истину говорю я: на третий день он умрет. Если же переменится мое слово, тогда я переменю свою жизнь и стану сам таким же монахом". Блаженный же с гневом сказал: "Таков ли способ твоего лечения, что больше говоришь ты о смерти, чем о помощи. Если ты искусен - дай мне жизнь. Если же это не в твоей власти, что досаждаешь мне, приговаривая меня к смерти через три дня. Бог оповестил меня, что я отойду к нему по истечении трех месяцев". Армянин снова сказал: "Ты уже весь изменился; такие, как ты , не живут никогда дольше третьего дня". Старец так изнемог, что уже сам собой не мог двигаться. Между тем, к преподобному Агапиту, самому столь тяжко больному, принесли из Киева другого больного для исцеления. Блаженный пречудной Божией помощью встал, как будто бы не болел, и, взяв свое обычное зелие, которое употреблял в пищу, показал армянину со словами: "Вот зелие, которое служит мне лекарством. Смотри и разумей". Тот же, посмотрев, сказал святому: "Оно не из наших, но, думаю, из Александрии". Блаженный посмеялся над его невежеством, дал больному выпить того зелия, и, помолившись, сделал его здоровым. Потом он сказал армянину: "Чадо, прошу тебя, поешь этого зелия со мной, если хочешь; потому что мне нечем угостить тебя". Отвечал ему армянин: "Мы, отче, постимся четыре дня этого месяца, и теперь пост". Услыхав это, блаженный спросил: "Кто ты и какой веры?" Он отвечал: "Разве ты не слыхал обо мне, что я армянин?" Блаженный сказал ему: "Как же ты осмелился войти сюда, осквернить мою келию и держать мою грешную руку. Выйди от меня, иноверец и нечестивец!"

После этого блаженный Агапит, как предсказывал, прожил три месяца и, немного поболев, отошел к Господу месяца июня в первый день. И за то, что он был на земле безмездным врачом, получил великую мзду уже на небе, где нет болезни. Братия, опрятав его честные мощи, по обычаю, положили с пением в пещере преподобного Антония.

По смерти святого, армянин пришел в Печерский монастырь и сказал игумену: "С этих пор я оставляю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса Христа, Которому желаю работать в иноческом святом чине. Ибо мне явился блаженный Агапит, говоря: "Ты обещался принять иноческий образ, если же солжешь, то с жизнью погубишь и душу". И я верую, что явившийся ко мне - свят; потому что, если б хотел он долго жить здесь, Бог даровал бы это ему; я думал, что он не проживет и трех дней, Бог же прибавил ему три месяца, и, если б я сказал, что ему не прожить трех месяцев, он жил бы три года. И я думаю теперь, что он сам хотел уйти от нас, как святой, желая Царствия святых. И если Бог взял его из временной жизни в этой обители, Он дал ему жизнь вечную в небесных обителях. Поэтому я желаю исполнить скорее приказание этого святого мужа". Выслушав эти слова от армянина, игумен постриг его в иноческий святой чин, дав наставление врачу чужих тел, быть искусным во врачевании своей души, подражая блаженному Агапиту. Он провел жизнь свою в Богоугодных подвигах, и в том же Печерском монастыре принял блаженную кончину в честь врача душ и телес, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава со безначальным его Отцом, и со Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Текущее время: Вс июл 19, 2020 6:12 am

Часовой пояс: UTC + 2 часа

Памятка паломника к мощам Агапита Печерского

Хорошая идея была подана на наших дружественных сайтах - дать людям полную информацию о том, как можно добраться до Киево-печерской лавры и поситить мощи Святого Агапита в Ближних пещерах. Поскольку после прочтения книги Анастасии Новых "Сэнсэй-II" сама душа просит посетить эти места! Дело остаётся за малым - узнать как можно добраться до них.

Как добраться до Киево-Печерской Лавры

Адрес Киево-Печерской Лавры: ул. Ивана Мазепы (Январского восстания) 17-25


Вход в Киево-Печерскую Лавру

Когда вы дойдёте до длинной белой лаврской стены, которая слева будет приближать вас к главному входу в Лавру (№1) с Троицкой Надбрамной Церковью, то посмотрите, пожалуйста, внимательно на карту-схему Лавры.

План Киево-Печерской лавры

1 - Троицкая Надбрамная Церковь, ХVIII век. Вход на территорию лавры.
2 - Великая Лаврская колокольня, ХVIII век.
3 - Свято-Успенский собор, ХI-ХХ век.
4 - Церковь Всех Святых, ХVIII век.
5 - Церковь Спаса на Берестове, ХII-ХVII век.
6 - Трапезная палата с церковью, ХIХ век.
7 - Крестовоздвиженская церковь, ХVII век. Вход в Ближние пещеры.
8 - Аннозачатиевская церковь, ХVII век. Вход в Дальние пещеры.
9 - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, ХVII век.

А - Выставка микроминиатюр
В - Музей народного декоративного творчества
С - Музей книгопечатания Украины
D - Музей музыкального, театрального и киноискусства
Е - Музей исторических драгоценностей
S - Сувенирные магазины
V - Выставочные залы

Красным треугольником на ней изображен центральный вход через Троицкую надвратную церковь на территорию Верхней Лавры, где находится Свято-Успенский Собор, Великая Лаврская колокольня, Трапезная церковь, могила Петра Столыпина, множество музеев и достопримечательностей. Это территория Киево-Печерского музея, вход на которую платный: для взрослых – 16 грн, для детей школьного возраста 8 грн, для детей дошкольного возраста – бесплатно. Часы работы: с 9.00 до 18.00. Кроме того, следует учесть, что оплачивается только вход, а посещение Великой Лаврской колокольни, выставки микроминиатюр и музеев оплачивается дополнительно. Если приходить чуть раньше 9 часов утра на службы, то можно успеть зайти бесплатно.

Далее ваш путь пролегает в направлении, указанном зелёной стрелкой. Вы пройдёте вдоль длинной стены с бойницами, так хорошо описанной в книгах А.Новых. Зайдёте в большие ворота и возле большого черного креста, расположенного справа от вас, вам нужно повернуть вправо и спустится по вымощенной брусчаткой дороге, ведущей вниз, под горку. С левой стороны от вас, за решеткой, будет находиться монастырский сад. Эта дорога повернёт налево и доведёт вас до большой арки с мозаичным изображением Христа Спасителя наверху. Проходите через неё. Вы окажетесь на территории Ближних пещер перед Крестовоздвиженской церковью (на карте синий треугольник), расположенной справа от вас. Вам надо пройти дальше вдоль Крестовоздвиженсокй церкви и обогнуть здание. Последняя массивная деревянная дверь в этом длинном строении и будет началом вашего пути ко входу в Ближние пещеры. При входе в помещение вам надо свернуть направо, куда идёт поток людей.

Мощи Агапита Печерского

Пещеры открыты с 8.30 до 16.30. При входе в Ближние пещеры можно купить свечку для освещения своего пути в полумраке пещер. Хотя в пещерах достаточно электрического освещения, чтобы видеть проходы, осуществляется вентиляция воздуха. Спустившись по известняковой лесенке вниз, пройдите извилистому коридору и когда дойдете до развилки дорог, сверните налево и еще раз налево – это и будет Церковь Введения. С левой стороны от входа в Церьковь находится рака с мощами Агапита Печерского.

О чудесах, которые происходят с паломниками возле мощей Святого, уже скоро можно будет писать целые книги, настолько есть много разных свидетельств. Маленькое чудо может отметить каждый (замечено уже не одним человеком) - как бы холодно ни было на улице, какой бы ни стоял мороз, после возле мощей Агапита температура тела как будто повышается и появляется необъяснимое внутреннее тепло.

Может так случится, что весь поток экскурсантов будет направлен сразу же от входа направо, в целях недопущения затора людей. Тогда вам придется пройти все пещеры (по кругу) прежде чем вы дойдете до Церкви введения.

Правила поведения на территории Лавры

В наше время женщины частенько забывают и приходят в Лавру в брюках. Не беда – прямо при входе в пещеры можно оставить в залог от 30 грн. и взять напрокат юбку. Деньги вам потом вернут, а вот вовремя надетая юбка поможет избежать неприятного разговора с монахами, следящими за порядком в пещерах.

Просьба на монахов не серчать – работа у них очень ответственная, часто нервная. Постоянно приходит множество людей, некоторые из них ведут себя не вполне корректно, не зная элементарных правил поведения в церкви. Кроме того, если набегает сразу несколько экскурсий, идти там можно только гуськом, дыша в затылок впреди идущему, очень медленным шагом. В общем, монахов тоже можно понять. Поэтому не стоит устраивать словесные перепалки, намного проще извиниться, если чего-то не знали, и сделать так, как просят.

Если вы православный или считаете себя таковым, то быстро заметите, что единоверцы постоянно прикладываются к ракам с мощами. Как это правильно делать и для чего это делается вообще? Правильно – прикоснуться губами или лбом. Зачем? Один знакомый батюшка дал очень хорошее сравнение. Он сравнил святых с генераторами энергии, то есть, святость – это накопление в себе божественной энергии. У святых ее столь много, что они могут ее отдавать другим людям даже через свои мощи. И когда человек прикладывается к ним, таким образом, он становится как бы немножко сопричастным к святому, к его божественной энергии, унося с собой ее частичку.

Благодати вам на вашем духовном пути!

Последний раз редактировалось Джанет Чт фев 12, 2009 9:36 pm, всего редактировалось 2 раз(а).

В Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находятся три подземные церкви: Введения Богородицы в Храм, преподобного Антония и преподобного Варлаама. На карте вам надо найти церковь Введения Богородицы в Храм. По карте это оранжевый кружок, который расположен ближе всех ко входу.

Церковь Введения Богородицы в Храм в Ближних пещерах



В газете "Пантелеймон-целитель" (27.01.2009) прочитала светлую статью, которую наверно уже многие читали.
Для тех, кто не имеет возможности прочитать эту газету.

Т А Й Н А
А Г А П И Т А
П Е Ч Е Р С К О Г О

Мало кто из православных людей не знает о великом Святом Киевской Руси Агапите Печерском, жившем в XI веке, чьи нетленные мощи находятся в Киево-Печерской Лавре. Но мало кто знает о том огромном духовном вкладе, который внёс этот Святой в жизнь Киево-Печерской обители, а также о величии его духовного подвига, о той большой духовной лепте в судьбах многих людей, живших на протяжении десяти веков. До некоторого времени и я относился к числу таковых незнающих людей. Когда-то давно, лет десять назад посещал Лавру, видел нетленные мощи Агапита, видел потоки людей, вереницей шедших к гробнице этого Святого, слышал слова лаврского экскурсовода о становлении обители, и на этой общей истории дело и закончилось. Да, тогда Лавра меня по-своему впечатлила. Но не прошло и двух недель по приезду домой, как это впечатление растворилось в каждодневных хлопотах о хлебе насущном. С тех пор прошло лет десять, история о Лавре осела в моей памяти историческим грузом. Но однажды в моей судьбе всё изменилось и теперь моя жизнь делится на период до этого случая и после.

Благодаря этой книге я открыл для себя совершенно потрясающую реальность. Ясность, простота и мудрость изложения о вечных вопросах человечества, о душе, о жизни намного обогатили меня по внутренним ощущениям, словно я стал вспоминать то, что давным-давно знал, от чего душа приходит в какой-то радостный внутренний трепет и восторг. Портрет Агапита Печерского стал для меня настоящим ОТКРОВЕНИЕМ, словно сам живой Агапит чувствует, переживает за твою душу и молится вместе с тобой о её спасении. В общем, то необыкновенное состояние, которое я испытал и во время чтения книги и после её прочтения, невозможно объяснить словами. Скажу лишь, что я почувствовал в этом какую-то сокровенную личную, глубинную тайну.

Наряду с этим необыкновенным ощущением, которое я ещё никогда так сильно не испытывал при прочтении любой другой книги, стало возникать множество вопросов. Во мне пробудился подлинный интерес ко всему, что было там описано. Меня как магнитом стало тянуть в Лавру, появилось огромное желание лично исследовать те места, расширить свой кругозор. Меня заинтересовало, что данный портрет соответствует истинному облику Агапита Печерского, восстановленному благодаря антропологическим исследованием его мощей. И действительно я убедился в этом, когда нашёл в лаврских галереях скульптурный бюст Агапита Печерского, выполненного экспертом медико-криминалистического отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы г.Москвы, специалистом по антропологической реконструкции (восстановлению внешности человека по костным останкам) Сергеем Никитиным. Кроме того, прочитал много интересного о периоде данных восстановительных работ. Да, много тайн прошлого открывается современному поколению благодаря достижениям научно-технического прогресса. Но сколько ещё великих тайн хранит в себе сам человек, таких тайн, которых не способна разгадать современная техника. Портрет Агапита Печерского, нарисованный Анастасией Новых, настолько реалистичен, настолько живой, настолько Агапит сильный во взгляде, что просто физически ощущаешь присутствие Святого рядом с собой. Подобное воздействие наука пока не в силах объяснить.

Но в книге меня заинтересовал не только портрет Святого Агапита Печерского, но и Святая неделя, которая начинается с 25 февраля. Вот что там написано: «Агапит заложил духовную обитель, где на протяжении всего её существования никто и никогда не подсчитывал, сколько людей исцелились от смертельных заболеваний и, слава Богу, до сих пор продолжают исцеляться. Но это не суть важное. Главное то, что многие приобрели там духовное здоровье, что гораздо важнее физического. По большому счёту, благодаря Агапиту, его мощам, в коих сохранилась целительная сила Духа Святого, Киево-Печёрский монастырь прославился в веках.

Да, видимо отец Сергий прав, в церкви много тайн и на то есть свои причины. Есть тайны мирские, есть духовные. С мирскими соприкасаешься умом, а вот духовные тайны можно понять и прочувствовать только душой. Видимо именно благодаря соприкосновение души с тайной незыблемой вечности и пробуждает в человеке всё самое лучшее, проявляя настоящий смысл жизни, наполняя духовной силой. Видимо потому в Киево-Печерской Лавре до сих пор происходят с людьми удивительные чудеса возле мощей Святого Агапита, который не только при жизни помогал людям в спасении духовном, но и после смерти вот уже тысячу лет своей святостью продолжает творить божие дела, таинством деяний своих приближая их души к Богу…

Для тех, кто пожелает взять с собой домой святой воды.

О, как раз в тему о воде!

Киево-Печерские колодцы имеют разные вкусы

Колодцы основателей Киево-Печерской лавры - преподобного Антония и Феодосия, расположенные на склонах Днепра между Ближними и Дальними пещерами, пользуются в городе большой популярностью. Тысячи киевлян и гостей города специально приезжают в Печерский район, чтобы набрать здесь целебной водицы.

- Колодец Антония рядом с Антониевыми (Ближними) пещерами, а колодец Феодосия - недалеко от Феодосиевых (Дальних) пещер, - рассказывает историк Влад Дятлов. - Есть предание, что якобы эти колодцы вырыты самими преподобными Антонием и Феодосием.

Рассказывают, вода в колодцах отличается по вкусу. К примеру, в источнике Антония она более мягкая и соответствует характеру того, кто его вырыл. А в колодце Феодосия - жесткая, как и монах, который воду и обнаружил. Примечательно, что с 2002 года источники питаются из одной скважины, но при этом не изменили вкусовых качеств и целебных свойств.

P.S. А про источники правда! Из "источник Феодосия" я тоже эту воду пробывала, не понравилась. Загадка!

Ещё нашла статью Теперь уже и священник это же подтверждает!

В нижней части Лавры, около Ближних Пещер, находится многовековой парк, остаток леса, в древности окружавшего Печерскую обитель. У ворот стоят две часовни, построенные над колодцами, выкопанными преподобными Антонием и Феодосием Печерскими.

Возле часовен всегда можно увидеть многочисленных паломников. Молящиеся крестятся и с благоговением пьют Святую воду. Лаврские источники освящены многолетними подвигами Печерских Святых, их трудами по устроению обители. В летописи, повествующей о житии преподобных, Киево-Печерском Патерике, говорится о том, как преподобный Антоний, основав Печерский монастырь, собственноручно ископал колодец для удовлетворения потребностей братии. Затем его примеру последовал и преподобный Феодосий, когда стал игуменом обители.

Интересно, что несмотря на близкое расстояние, вода в колодцах имеет разный вкус. Существует предание, что во вкусе воды проявилась разница в характере основателей русского иночества. Святой Антоний отличался особой душевной теплотой, имел дар слез, поэтому вода в его колодце очень мягкая. Преподобному Феодосию, так как он был игуменом, временами приходилось вразумлять строптивых братьев, что естественно требует известной твердости, поэтому вода в Феодосиевом колодце весьма жесткая, прошедшая через известь.

Правда, некоторые исследователи утверждают, что колодцы, ископанные преподобными, находились в другой части Лавры. На нынешнем месте источники, носящие имена святых, упоминаются лишь с XVII века. Возможно это и так, но многовековая история Лавры явно свидетельствует о том, что благодать основателей монастыря присутствует на Лаврских источниках.

Каждый богомолец, посетивший Киев, наряду с другими святынями, обязательно брал в обратный путь воду из Лаврских колодцев. В качестве емкости для Святой воды использовались специальные бутыли, с изображениями Антония и Феодосия, которые выдувал расположенный неподалеку монастырский стекольный завод. При нынешней реставрации источников в отвалах земли было найдено множество осколков подобной посуды. О почитании Святых колодцев свидетельствует и тот факт, что построенная неподалеку от них Церковь была освящена в честь праздника Живоносного источника Божией Матери. В этот день Церковь вспоминает чудо исцеления слепого, после того, как он напился воды из лесного ключа, указанного ему Пресвятой Богородицей.

После закрытия монастыря в шестидесятом году православные продолжали ходить в Лавру за Святой водой. На Богоявление, несмотря на рабочий день, перед колодцами выстроилась километровая очередь. На следующий день власти, нисколько не смущаясь тем, что уничтожают памятник истории мирового значения, заровняли бульдозерами место источников, а сверху разбитого основания проложили канализационную трубу.

Когда на тысячелетие Крещения Руси в обители возродили монашескую жизнь, немалых трудов стоило отыскать месторасположение колодцев. После долгих поисков, братии удалось под грудой строительного мусора обнаружить облицовочную плитку, которой было выложено основание источников.

Таинственная дата – 25 февраля!

Я был удивлён, когда прочитал, что нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кири́лл (в миру — Влади́мир Миха́йлович Гундя́ев; род. 20 ноября 1946, Ленинград, СССР) был возведён в сан митрополита 25 февраля 1991 года.

Митрополи́т (греч. μητροπολίτης) — первый по древности епископский титул в Церкви.

В Русской Церкви титул первоначально, в период иерархической зависимости от Константинопольского Престола, присваивался исключительно её предстоятелю — Митрополиту Киевскому и всея Руси.

Вот я и думаю, случайны ли такие совпадения.

Для всех, кто собрался посетить Киево-Печерскую Лавру, убедительная просьба от Администрации 3 сайтов:

Ещё раз прочитать правила поведения на территории Лавры!

Вести себя на территории действующего мужского монастыря вежливо, культурно, не пререкаться с работниками монастыря, выполнять их требования, долго не задерживаться возле гробницы Агапита, давая возможность другим людям помолится возле мощей.

Кто первый раз посещает гробницы, настоятельно рекомендуем посетить пещеры с экскурсией, если это группа – тоже заказать экскурсию в Ближние пещеры (стоит недорого, около 20 гривень с человека; касса, где можно заказать экскурсию находится недалеко, метрах в 20-ти от большого креста, который вы увидите сразу при входе на территорию нижних пещер), заказать экскурсию,

чтобы вы смогли организованно спуститься в пещеры, послушать интересные данные от экскурсовода, помолится и организованно выйти, не мешая другим людям,

чтобы приятное впечатление от посещения пещер осталось не только у вас, но и от вас у людей, ухаживающих и оберегающих это место. Будьте предельно вежливыми! Своими впечатлениями вы можете поделиться потом за пределами Лавры, когда пойдёте со своими друзьями осматривать другие достопримечательности Киева.

Не забывайте, что Лавра – место святое, любит тишину и сосредоточение самого человека на внутренней молитве. Отнеситесь с уважением к этому месту: меньше слов, больше внутренних чувств и размышлений.

Часовой пояс: UTC + 2 часа

Читайте также: