Новообразование я сам появляется в возрасте

Обретение растущим ребенком самостоятельности проходит через определенные этапы, сначала это физическое отделение от организма матери при рождении, затем физиологическое – путем обучения самостоятельно удовлетворять свои биологические потребности и, наконец, приобретение психологической независимости, понимаемой как способность человека думать и самостоятельно принимать решения.

С усовершенствованием предметной деятельности и развитием речи усложняется взаимоотношения со взрослыми, ребенок начинает понимать, что его мать и другие люди существуют отдельно от него. С конца второго года жизни ребенок начинает знакомиться с собой. В этом году активно помогают взрослые, объясняя, что изображение в зеркале – это он а не другой малыш. Он начинает внимательно себя рассматривать в зеркале, изучать, придавать большое значение своему имени, которое принадлежит именно ему, а не просто служит средством общения со взрослыми.

Если взрослые не вмешиваются в эти ситуации, возможно развитие агрессивности, которая может быть как случайной, так и устойчивой. Здесь важен пример взрослых, взаимоотношения в семье, причем грубые действия по отношению к агрессивным действиям ребенка еще более усиливают жестокость.

В течении раннего детства ребенок сильно меняется и физически, и психически. То, что кажется глубоким, неизменным и основным, исчезает нередко безо всякого следа. Вдруг исчезает казалось бы устоявшиеся привычки, ребенок может неожиданно придти в восторг, но через минуту стать совершенно равнодушным. Эта удивительная изменчивость характерна для ребенка, в детской личности нет ничего постоянного, законченного.

Никакие исследования не могут точно определить тип высшей нервной деятельности ребенка, и в данный момент у него могут быть черты одного типа, через несколько месяцев или лет – черты другого типа.

Другой важной особенностью личности ребенка является его незащищенность. Ребенку легко нанести глубокую психическую травму, сам ребенок быстро забудет обиду, но ее объективное действие на детскую душу может быть очень длительным.

Для ребенка характерен эгоцентризм, но он не означает культа его личности, дело в том, что он живет только своей эмоциональной жизнью, следует своим влечениям и чувствам, в нем нет ничего искусственного, преднамеренного.

Раннее детство должно уступить свое место другим фазам в развитии человека.

Поэзия детства не повторяется, не повторяется и та свобода психического развития, которая дает возможность каждому найти свою индивидуальность. Тем важнее дать возможность всем детям прожить свое неповторимое детство.

Второй год жизни – наиболее важный период в интеллектуальном развитии ребенка. Дети, которым недостаточно уделяю внимание, в развитии речи, эмоций, умственных способностей, значительно отстают то сверстников. На протяжении второго года жизни совершенствуется мышление, от непосредственных действий с предметами ребенок переходит к действиям с образами этих предметов. Важно как можно больше давать ребенку заданий на воображение, побуждать его к рисованию, пению, игре на различных инструментах, к конструированию. Необходимо поощрять самостоятельность ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к усвоению речи. Если до полутора лет формировались речевой слух, понимание речи, то есть пассивное восприятие и реагирование на речь взрослого, ребенок общался в основном путем мимики и жестов, то во втором полугодии второго года быстро происходит овладение активной речью путем подражания речи взрослых. В этом возрасте у ребенка огромен интерес к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его предметах, отвечая на многочисленные вопросы.

Новое в образовании:

Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства дошкольным учреждением
Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом. Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продум .

Дидактические игры в педагогических системах
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания к обучению детей, которая сложилась в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические иг .

Состав семьи и взаимоотношения ее членов
Нравственное и материальное благополучие человека определялось семьей, обеспечивавшей важнейшую функцию - воспитания детей и сохранения преемственности поколений. Передача жизненного опыта молодым, сохранение традиционного уклада жизни, культуры, освоение ребенком нравственных устоев осуществлялись .

Это становится характерным проявлением кризиса трех лет.

1. Негативизм – поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

1. Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

2. Строптивость – протест против норм воспитания, установленных для ребенка, против навязанного ребенку образа жизни.

3. Своеволие, своенравие – гипертрофированное стремление к самостоятельности, несоответствующее возможностям ребенка (ребенок добивается самостоятельности там, где мало что умеет).

2. Проест - бунт, обесценивание, деспотизм – ребенок жестко и агрессивно проявляет свою власть над окружающими, диктуя свои требования

Тактика поведение взрослого:

Взрослый в этот период испытывает значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваясь с его упрямством и негативизмом. Взрослому важно уметь руководить, не подавляя активную самостоятельность ребенка, умело направляя ее. Взрослый не имеет права стоять стеной на пути детской самостоятельности. Ребенок растет, отстаивает свою самостоятельность, свое право на действия по собственным решениям.

Возможны два варианта воспитания в этот период:

а) если взрослый в целом позитивно оценил личность ребенка, тактично и аргументировано указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребенок научится гордиться сбой и своими успехами;

б) если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, скорее всего, у ребенка разовьется желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего.

Во втором случае гневливость, раздражительность, упрямство укореняются, становятся чертами характера.

самосознание:

- возникает критическое отношение к оц.взр.и сверстника

- оценивание сверстника помогает реб.оц-ть самого себя

- дошк.осознает свои физ. Возможности, умения, нрав.кач, пережив, некот.психич.проц.

- к концу дошк.возр.склад.прав.дифференцированная самооценка, самокритичность

- Разв.Способность мотивировать оценку

- появл.осознание себя во временм, личное сознание

Роль взрослого:

- общение реб со взр. (выражает свое отнош. К окр.и оценочный подход, организует Д Р, обеспечивая накопление опыта; предоставляет образцы Д и тем самым дает руб.критерии правильности, организует совм.со сверстниками Д, кот помогает Р в сверстнике увидеть личность)

- доброжелательное, нежное отношкение к Р, внимание к его достижениям

- дать возможность реализовать свое намерение, уважение к реб. (разв.сам-ть)

- адекватно оценивать реб. (оценки: позитивные, побуждающие, негативные) Только уравновешенное сочетание пол. И отр. Оценок создает благоприятные условия для разв.личности, самосознания.

Воображение в раннем. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов (использование предметов-заместителей).

Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер (работает на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или рисунке).

Воображение в дошкольном: воббражение отличается от взр. Бедностью, схематичностью, стереотипностью образов. Сначала воображение осущ.только с опорой на предмет. В 4-5 лет – опора – представление, выраженное в слове. Воображение в основном непосредственно, постепенно формируется замысел, онон становиться произвольным, целенаправленным.

Функции: познавательная: воссоздание реальности , получение новых впечатлений;

1.проигрываение травмирующ.воздейстивй, 2. созд.вообр.сит, в кот.Р м.утвердить себя.

- Агглютинация - соединение несоединимого в жизни: качеств, свойств, частей /русалка, избушка на курьих ножках/

- Гиперболизация - преувеличение особенностей объекта: увеличение, уменьшение предмета, количества частей /великан, гном, дракон/.

- Заострение - подчеркивание какого-либо признака, черты /шаржи, карикатуры/

- Схематизация - способ, при котором индивидуальные черты сглаживаются, а черты сходства выходят на первый план /создание художест­венного орнамента из элементов растительного и животного мира/.

- Типизация - характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе /литературные герои: Онегин, Печорин/.

- Аналогия - способ создания образа на основе природных предметов и явлений /корабль - кальмар, троллейбус - газель, самолет - птица/.

Руководство: 2г.ж. – вкл.ребенка в мнимые ситуации, на кот.основаны забавы, разыгрыши.

- обучение детей использованию предметов-зам.в игре и построению вообр.ситуации.

- созд.проблемной ситуации, кот.побужд.реб.искать.

Игровая Д. яв-ся мощным стимулом воображения

- организ. Предметной среды.

-опыт реб. (обогащать)

-формирование критичности мышления (Так бывает или нет)

разв.Л Дошк. (самосознание):

- возникает критическое отношение к оц.взр.и сверстника

- оценивание сверстника помогает реб.оц-ть самого себя

- дошк.осознает свои физ. Возможности, умения, нрав.кач, пережив, некот.психич.проц.

- к концу дошк.возр.склад.прав.дифференцированная самооценка, самокритичность

- Разв.Способность мотивировать оценку

- появл.осознание себя во временм, личное сознание

Мотивы: Мотив – побуждение к какому-либо действию. Формирование мотивов напрямую будет зависеть от доминирующей потребности ребенка.

На протяжении дошкольного детства основными мотивами являются следующие:

1. Мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, желание быть похожим на взрослого.

2. Игровые мотивы. Игра удовлетворяет многие потребности детей: в общении, автономии, любопытство, потребность выплеснуть энергию, познать окружающий мир.

Игровые мотивы также часто связаны с желанием быть похожим на взрослого.

3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (связаны с потребностью получать одобрение и слышать похвалу).

5. Познавательные мотивы. Обычно проявляются в детских вопросах, причем ответ на вопрос ребенку нужен не всегда, важно общение.

6. Нравственные мотивы. Выражают отношение к другим людям. Появляются мотивы общественного характера, когда ребенок что-то делает для других (рисунок для мамы, поделка для малышей).

7. Просоциальные мотивы – мотивы сопереживания, стремления помочь другим.

В дошкольном возрасте присутствуют и другие мотивы, определяющие поведение ребенка: мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества и др.

Самый важный личностный механизмом в дошкольном возрасте является соподчинение мотивов, их иерархия и выделение доминирующих мотивов.

Наиболее важный мотив – поощрение, получение награды, более слабый – наказание, еще слабее – собственно общение ребенка.

Эмоциональное:

- Р осваивает соц.формы выражения чувств

- Изменяется роль эмоций в Д Р, форм.эмоц предвосхищение

- чувтсва становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произв, внесит.

-форм-ся высшие чувтсва – нрав, интеллект, эстет.

1.Эм. Р.* с появлением новых интересов, Потребностей, мотивовÞболее глубоки

3.Осваиваются высшие формы экспрессии: интонации, мим,

4.Вкл речи в саморегуляциюЭÞосзнание, переживание (3-4)

5.Р нрав, эст,позн чувв * с Р коллектив д-ти, овладением норм поведения

6.Р гуман чувв * с Р с-р игры, труд д-тью

7. Симпатия становится действ-й

8.Появл чувство долга

9.Переживает не из-за оценки взр-го, но и самого себя.

10.Р интел. чувв * с Р позн. Д-ти

11.Р нрав и эст чувв * с Р худ-тв Д

Эмоц.небл.деетй и его причины: -отрицательное самочувствие Р.

1. неудовл.Р О со взр., прежде всего с родит.и сверстниками

2. недостаток тепла, ласки, разлад м-у чл.семьи, отсутств.тесных эмоц.контактов с родит.

3. затруднение с общением с др.детьми

4. инд.особ.Р, специф.его внут.мира и др. Их проявление прямо зависит от жизненного опыта Р, степени развития сам-ти, вообр, эмоц.чув-ти, склонности к беспкойству, тревожности, робости. Неуверенности.

Ранний возраст – важный период для личностной социализации ребенка (процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его интеллектуального и личностного развития, присвоение социально-нравственных ценностей, норм, правил поведения, формирование мировоззрения). Социализация становится возможной благодаря подражанию ребенком поведению взрослых, за которыми он регулярно наблюдает.

После возникновения первичного представления о себе как об отдельно существующем субъекте и открытого заявления о себе как о личности в психике ребенка появляются и другие новообразования личностного характера. Дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, в результате чего у них складывается определенная самооценка, выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируются чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний.

Многие дети создают себе трудности такого плана, как взбирание на гору, когда ее можно обойти, на предметы мебели, ходят с закрытыми глазами, что доставляет удовольствие ребенку. Это способствует становлению характерологических свойств личности: силы воли, настойчивости, целеустремленности.

С появлением самосознания у ребенка развивается способность к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека. Так, после 1,5 лет дети способны утешать расстроенную маму, обнимать, целовать, дать что-нибудь вкусное ей. Психологические состояния способны понять уже 2-х летние дети.

В период от 1,5 до 2-х лет дети начинают усваивать нормы поведения. Например, быть аккуратными, сдерживать свои эмоции, быть послушными, выполнять требования и просьбы.

При переходе со 2 на 3-й год жизни у ребенка формируются такие свойства мотивации, как потребности в достижении успеха. Эта потребность появляется в том, что а) дети приписывают свои успехи и неудачи каким-либо обстоятельствам, например, усилиям. Другой признак этой потребности – б) характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Эта мотивационная сторона тесно связана с имеющейся самооценкой ребенка.

Еще показателем развития мотивации достижения успехов является в) способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, 4-й г) показатель – это умение различать способности и прилагаемые усилия. Это говорит о том, что ребенок готов к анализу причин своих успехов и неуспехов, способен управлять деятельностью, направленной на достижение успеха и избегания неудач.

Признаки развития самосознание у ребенка:

1) Влияние на поведение других людей. 2-х летние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям (малыш просит пересесть маму на другой стул, издать забавный звук). Таким образом, дети осознают свою способность влиять на поведение других людей.

3) Узнавание себя. Узнает себя в зеркале (с 22 месяцев, так. проводился эксперимент: детям пачкали нос и подводили к зеркалу. Дети до 22 месяцев не реагировали на свое изображение, а старшие – трогали нос).

5) Эмпатия. (Развитие личности ребенка, 87 г., С. 70)

3.2.6 Психологические новообразования раннего возраста

Правильный способ употребления предметов.

Самосознание.

Кризис 3-х лет

3. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома, против норм воспитания, образа жизни, к интересовавшим ранее игрушкам. Строптивость направлена вовне, в отличие от упрямства.

4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис 1-го года жизни, но там ребенок стремится к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла.

Это были наиболее важные симптомы, кроме которых различают еще 3 второстепенных:

7. Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть ко всем окружающим и изыскивает для этого множество способов. Например: мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как ребенок этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть этого он не станет, а будет то, что требует. Можно сказать, что он пытается вернуться в младенчество, где фактически исполнялись все его желания.

В семьях с несколькими детьми этот симптом проявляется в ревности: по отношению к старшим или младшим.

Благодаря этим симптомам, ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими (Выготский). Наступает отделение ребенка от взрослого. В результате чего, взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, но похожий на деятельность взрослого, т.к. он – образец.

Кроме этих главных симптомов, есть и другие, невротического характера: возможен энурез, ночные страхи, иногда резкие затруднения в речи, гипобулические припадки.

Появление самооценки (желания быть хорошим) приводит к усложнению внутренней позиции ребенка: с 1 стороны, присутствует желание действовать по-своему, с другой – соответствовать требованиям взрослых (значимых только!). Это приводит к возникновению амбивалентных тенденций в поведении.

Коррекционная работа

Новообразование раннего возраста приводит к экспериментированию с собственной самостоятельностью. Негативизм в поведении связан с внешне немотивированными требованиями самостоятельности. Часто проявляется в отказе от действия, даже нечастого по собственному желанию. Поведение характеризуется действием по собственному произволу (в противоположность произвольному действию). Родители четко выделяют ситуации, в которых необходимо твердо и спокойно настоять на запрете, не реагировать на провоцирующее поведение ребенка. Ребенок нуждается в эмоциональном принятии, ласке. Очень полезны совместные игры, в которых показывается, как действовать с игрушками. Можно предоставить малышу возможность играть самостоятельно (пусть поначалу 1-2 минуты).

В целом кризис 3-х лет объективно завершается с возникновением у ребенка полноценной игры. Для этого необходим перевод личного действия в игровой план. В течение кризиса выделяются 2 линии: линия становления личного действия и линия возникновения игры. Первая линия оформляется в столкновении намерения ребенка и запрета, вторая возникает в совместных со взрослыми игровых действиях. Соответственно строится и поведение взрослого. Обычно протестное поведение адресовано близкому взрослому (родителю), а с начала игры могут возникать и с родителями, и в детском саду. (Поливанова)

ТЕМА 3.3 Дошкольный возраст

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

5.1.Личностные новообразования младенчества и раннего возраста.

Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с 2-3-летнего возраста. Это, если иметь в виду появление чисто внешних признаков личностной индивидуальности.

Основанием того, что процесс формирования начинается гораздо раньше, являются следующие факты:

1. Никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не появляется сразу в готовом виде. Ее внешнему проявлению предшествует достаточно длительный скрытый период развития (как у растения).

3. Для проявления некоторых личностных качеств необходимы жизненные условия.

Вероятно, процесс личностного формирования ребенка начинается в течение одного года жизни, но вначале, происходит, скрыто для внешнего наблюдателя. Те качества, которые скрыты хуже, проявляются в следующих характеристиках: доброта, общительность, отзывчивость, внимательность, доверие к людям.

К этому же возрасту, несомненно, относится оформление качеств темперамента ребенка.

В возрасте около 8-12 месяцев у младенцев иногда возникают не совсем понятные страхи. В данный период времени страх играет роль полезной приспособительной реакции, которая оберегает ребенка от возможных неприятностей в незнакомой обстановке.

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражанием им в раннем возрасте становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него, как мы видели, формируется чувство привязанности. Положительно: эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей порождает у ребенка уверенность в себе.

Привязанность представляет собой общее социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех детей, и у животных. Благодаря привязанности удовлетворяются основные потребности младенца и детей более старшего возраста, снижается тревожность, обеспечивается субъективно и объективно безопасные условия для существования и активного изучения окружающей действительности.

Другие новообразования личностного характера:

- сравнивая себя с другими, появляется самооценка; - чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний;

При переходе от одного года к 2-му году жизни многие дети проявляют непослушание (кризис первого года жизни). С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии – пониманию эмоционального состояния человека.

В период от 1,5 лет до 2 лет – усвоение норм поведения. При переходе со 2года жизни на 3 открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств – потребности в достижении успешности:

- приписывание ребенком своих успехов и неудач обстоятельствам;

- способность различать задания разной степени трудности;

- характер обеспечения ребенком успехов и неудач других людей;

- умение развивать способности и прилагать усилия;

Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности в целом. Понимание и говорение позволяют корректировать поведение и уточнять требования.

5.2.Усвоение нравственных норм, мотивация, психические новообразования дошкольников.

Усвоение нравственных норм. Период от 3-х до 6-ти лет вносит большой вклад в психическое развитие. Весь период можно разделить на три части:

1.период 3-4 года – укрепление эмоциональной саморегуляции;

2. период 4-5 лет – нравственная саморегуляция;

3. период 6 лет – деловые качества ребенка;

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.

Источником моральных представлений являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе обучения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

Одну из главных ролей в личностном развитии ребенка играет мама. Одобрение – стимул поведения. Существенную роль играет оценка взрослых:

- последними усваиваются нормы обращение с людьми;

Сюжетно- ролевые игры способствуют:

1) усвоению путем подражания (младшие дошкольники);

2) осознанию их сущности (старшие дошкольники);

В дошкольном возрасте возникает личностная и нравственная саморегуляция. К концу дошкольного возраста у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Довольно рано возникает стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей – ответственность и чувство долга.

Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. В старшем дошкольном возрасте получают дошкольники, развитые мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты. В старшем дошкольном возрасте добавляются новые мотивы общения: деловые (мотивы, побуждающие ребенка к общению ради решения задачи); личные (связанные с волнующими внутренними проблемами, хорошо или плохо); мотив учения (приобретение знаний, умений, навыков).

К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст. Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми – значимый мотив в дошкольном возрасте. Второй мотив – стремление к самоутверждению. Дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми.

Развитие мотивации успешности проходит по следующим этапам:

1 этап – дети учатся различать задачи по степени трудности (младшие дошкольники)

- умение оценивать свои возможности (только начинается);

2 этап – в связи с результатом - положительные или отрицательные эмоции;

3 этап – самооценка;

4 этап – 4 года – оценивают свои возможности более реалистично;

5 этап – 4-5 лет – начинает формироваться представление о своих способностях;

Особенности возрастного уровня формирования притязаний. 4 года – слишком сложные задачи ставит ребенок перед собой; 5-6 лет – более реализма, но тоже сложные; к 5-6 годам возникает соподчинение мотивов. Воспитывает и прошлое, и настоящее, и будущее.

Психологические новообразования. Под основными, как базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа или характера, личности. Это функциональные черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым можно узнать человека. Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие зависит от биологических обусловленных свойств организма (экстраверсия, интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность). Самооценка появляется примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми. Осознание как индивида – около 2-х лет. Поведение на основе прямого подражания – сензитивный период в развитии личности на основе подражания. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжает формироваться характер (инициативность, воля, независимость).

В старшем дошкольном возрасте – обучаются общению взаимодействовать с окружающими людьми.

К среднему дошкольному возрасту – складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи.

Новообразования появляющиеся в этот период:

1. В интеллектуальном плане выделились и оформились: внутренние (познавательные), умственные (личностные) действия и операции.

2. В дошкольном возрасте берет начало творческий процесс, в способности преобразовать действительность (игры, художественное творчество).

3. В познавательных процессах возникает синтез внутренних и внешних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность.

4. В дошкольном возрасте соединяются воображения, мышление и речь.

5. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном возрасте является персональное самосознание.

5.3.Формирование личности в младшем школьном возрасте.

Мотивация. Ведущей для ребенка становится учебная деятельность (не только учебная, но и другие – игра, общение, труд; складываются деловые качества).

Особенности детей младшего школьного возраста:

1. безграничное доверие взрослым (учителям: подчинение, подражание);

самооценка непосредственно зависит от характера оценок, дававшихся взрослыми; самооценка может быть двух типов;

2. сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения (игра более длительное время);

3. мотив достижения успехов (стимулы и поощрения) и мотив избегания неудач (мало поощрений за успехи и наказание за неудачи).

Ш.А. Амонашвили рекомендовал в начальных классах не использовать отметки (особенно низкие), чтобы не вызывать тревожность, беспокойство, связанные с развитием мотива избегания неудачи.

На мотивацию достижения успеха влияет также два других личных образования: самооценка; уровень притязаний. В экспериментах было доказано у него из детей сильная мотивация достижения успехов – адекватное или умеренное повышение самооценки; высокий уровень притязаний. Что касается уровня притязаний: он зависит не только от успеха в учебе, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в коллективе; у детей, пользующихся авторитетом – адекватная самооценка. Младший школьный возраст – период формирования успешности. Трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за что-то. Благоприятные условия для развития у школьников трудолюбия создать то обстоятельство, что вначале учебная деятельность представляет для них большие трудности, которые приходится преодолевать:

1) адаптация к новым условиям (режим, обязанности, требования);

2) обучение счету, письму;

В становлении данного качества большую роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентирована на те достижения, которые трудны и определяются прилагаемыми усилиями. Большое значение имеет вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должен поддерживать и вселять учитель (тем больше, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее может быть работа с этим ребенком).

Самостоятельность детей - сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным. С другой стороны, слишком ранний укор на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость. Воспитание самостоятельности и зависимости должно быть уравновешенным.

Средства и способы развития самостоятельности:

1) больше дел выполнять самостоятельно;

2) приветствовать стремление к самостоятельности;

3) уроки должны выполняться самостоятельно;

4) творческие дела, где становятся лидерами;

Усвоение норм и правил общения. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, очень существенные:

1) прежде всего, увеличивается время на общение;

2) изменяется содержание общения (деловое);

3) в первом классе – больше общение с учителями;

4) в 3-4 классах – интерес к сверстникам;

5) меняются темы и мотивы общения;

1) осознание отношения к себе;

2) к другим людям;

3) к событиям и делам;

Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которой он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

С 5 до 12 лет представления о нравственности меняются от: нравственного реализма (твердое и весьма однозначное понимание добра и зла) к нравственному релятивизму (каждый имеет право справедливого отношения к себе). Реалист мыслит категориями авторитета, законы установлены властью и незыблемы, их нельзя менять. Ребенок – нравственный реалист спорную дилемму обычно решает в пользу послушания и подчинения. Более старшие дети (релятивисты) могут пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Реалисты – одно истинное проявление игры; Релятивисты – правила игры можно менять.

Изменения в психологии младшего школьника:

1. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки (общие и специальные способности).

2. Происходит значительное увеличение индивидуальных различий между детьми – дифференциация в процессе обучения.

3. Стимулирование и психическое использование мотивации достижения успехов в труде, игре.

4. Формирование через общение: признания, одобрения со стороны взрослых, стремление получить высокую оценку.

5. Повышающее значение для детей приобретают отношения со сверстниками – формируется социальный престиж.

Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000.

Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.

Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с.

1. Какое место занимает страх в формировании личности младенца?

2. В какой период раннего возраста происходит усвоение норм поведения?

3. Назовите три периода усвоения норм поведения дошкольников.

4. По каким этапам происходит развитие мотива успешности у дошкольников.

5. Назовите новообразования в дошкольном возрасте.

6. Какое главное качество характерно для младшего школьного возраста.

Читайте также: