Рака преподобного серафима саровского

СОДЕРЖАНИЕ Слово 12.

ТАЙНА РАКИ преп. СЕРАФИМА САРОВСКОГО


Свершившиеся обретения мощей преподобного Тихона Лухского, места захоронения святителя Антония Воронежского и последующие благословения на обретение мощей других угодников Божиих – явное действие Божие на пути подготовки к воскресению Руси Святой. Это Солнце завтрашнего дня, уже заглянувшее в наши окна. Небесный свет, который свидетельствует о том, что воскрешение из мертвых преподобного Серафима Саровского состоится обязательно и точно в срок. Это Божья поддержка нам, готовящим это событие, и свидетельство о том, что никакой прелести в наших словах и действиях нет.

Мы чаяли и были готовы обрести мощи батюшки Серафима уже в начале 2000-х, но тогда даже не предполагали, что это произойдет только теперь, спустя многие годы томительного ожидания. И потому существовала реальная опасность недостатка терпения и одоления духом уныния, ропота и неверия. Поэтому в поддержку нам и для запечатления непреложности всего нами чаемого, и было даровано небесное благословение заранее изготовить раку для мощей преподобного Серафима Саровского и прикоснуться к связанной с ней тайне. Суть же тайны в том, что рака предназначалась не только для подлинных мощей батюшки Серафима накануне воскресения его из мертвых, но и для того, чтобы послужить обретению мощей других угодников Божиих, список которых приведен на нашем сайте. Их цельбоносные останки после предстоящих обретений будут пребывать в этом гробике до момента изготовления для них собственных рак, напитывая тем временем эту величайшую святыню всё большей и большей благодатью.

Начало этому процессу положило обретение мощей преподобного Тихона Лухского. Сразу же по обретении его останки были помещены в только что освящённую раку и пробыли в ней около двух месяцев, источая многочисленные исцеления и даруя благодатные утешения. Потом рака была перевезена в Воронеж, чтобы послужить делу обретения мощей духовного брата преподобного Серафима ─ святителя Антония (Смирницкого). А затем она должна была переехать в Киев, где к тому времени открылась возможность обретения мощей преподобных Антония и Феодосия Печерских. Но в эту последовательность были внесены коррективы: при посещении подземной келии преподобной Досифеи Киевской, в свое время благословившей юношу Прохора Мошнина на путь в Саровский монастырь, открылось, что это перспектива дня завтрашнего, а мы должны вернуться в сегодняшний и, набравшись терпения, готовиться к обретению мощей самого батюшки Серафима, и только уже после его воскресения перевозить раку дальше по кругу. И от этого просвещения контуры чаемых событий воскресения Руси Святой стали еще ясней.

ЧЕМ ТЫ ДОСАДИЛ ДЕМОНАМ СЕГОДНЯ? ДЕМОНЫ ДОЛЖНЫ ПЛАКАТЬ! ИСПОВЕДУЙСЯ, ПРИЧАЩАЙСЯ, МЕНЯЙСЯ

Сегодня, как и два столетия назад, не оскудевает людской поток в землю Нижегородскую на поклон к святому преподобному Серафиму Саровскому. Вновь и вновь верующие идут за духовной молитвенной помощью и утешением к любимому батюшке русского народа.


Рака с мощами св. прп. Серафима, Саровского Чудотворца

  • Где сейчас находится рака с мощами святого и хранятся его вещи
    • Полезные материалы
    • Пророчества старца
    • Пророчество об утрате и обретении: путь будет лежать из Дивеева в Саров
  • Дивеевская обитель и Саровский монастырь
    • Как паломнику доехать до Дивеево
  • В чем помогает батюшка Серафим
  • Частицы мощей в Москве
  • Видеофильм
    • Похожие статьи

Где сейчас находится рака с мощами святого и хранятся его вещи

Сегодня святые мощи преподобного Серафима Саровского пребывают в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. В левом приделе главного Троицкого собора монашеской обители установлен ковчег с честными останками святого. Для желающих приложиться мощам вход отдельный – открыты двери левого придела. У ковчега стоит монастырская сестра, которой можно подать предметы для освящения.


Часть рубашки и мантии прп. Серафима Саровского

Многие пророчества преподобного Серафима бережно хранит летопись Дивеевской обители. Известно, что Пресвятая Богородица дала особенное поручение угоднику Божьему о духовном попечении и окормлении женской общины в Дивеево.


Николай II на прославлении святого Серафима, Саровского чудотворца

Дивеевская обитель и Саровский монастырь

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь расположился в южной части Нижегородской области – в селе Дивеево Дивеевского района.
Добраться до обители можно:

  • на самолете до нижегородского аэропорта Стригино;
  • на теплоходе до причала Нижнего Новгорода;
  • поездом до вокзала Нижнего Новгорода, Арзамаса или Мухтолова;
  • на личном автомобильном транспорте через Арзамас, Лукоянов, Вознесенское.

В чем помогает батюшка Серафим

  • о стяжании христианской любви к своему ближнему;
  • о даровании постоянной молитвы;
  • о вспоможении в жизни духовной и крепкой вере;
  • об уврачевании душевных и телесных болезней, в особенности при заболеваниях ног.

Частицы мощей в Москве

Видеофильм









Для меня батюшка Серафим один из самых любимых святых. Особенно нам понравилось, как поют Дивеевские монашки, это что-то неземное. Я был в Дивееве один несколько раз с женой и один. Мечтаю ещё поехать.

Для меня батюшка Серафим один из самых любимых святых. Особенно нам понравилось, как поют Дивеевские монашки, это что-то неземное. Я был в Дивееве один несколько раз с женой и один. Мечтаю ещё поехать.

Честные мощи святого преподобного Серафима Саровского действительно находятся в Дивееве, в женской обители. К мощам святого со всего мира ежедневно приходят и приезжают со всего мира, просят о своих нуждах, о помощи в духовной жизни, а все чудесные случаи невозможно прочитать и за неделю. Никто не уходит от Серафима Саровского Чудотворца без благодатной помощи и исцеления своих душевных и физических болезней. Мы с мамой бывали у мощей Серафима Саровского несколько лет назад, до этого мы постоянно бывали в паломнических поездках до 4 раз в год, и нигде в России мы не испытывали такой благодати как в Дивеево, у мощей Саровского Чудотворца! Особенно вдохновляет история одной 25-летней девушки, которая очень желала замуж, молилась об этом больше года и уже стала отчаиваться, но ей посоветовали приложиться к мощам Серафима Саровского; когда она приложилась к мощам, то в монастыре ей сказали, что теперь Бог точно пошлёт ей мужа, она не верила, что ее желание сбудется и лишь усмехнулась, но не прошло и недели как действительно послал Господь ей молодого православного и благочестивого человека, с которым они обвенчались после вторичной поездки к Серафиму Саровскому! Но нужно не забывать изречение преподобного Серафима, который говорит, что нужно прощать ближних, и тогда даст Господь вам всё, что вы у Него попросите. Всем преподобный батюшка Серафим помогает, всех приводит к Господу Богу, многие в благодарности за его чудесную помощь в их житейских нуждах, решают посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему, вот так помогает Господь людям благодатью через Своего святого преподобного Угодника и Чудотворца, святого Серафима Саровского.

Честные мощи святого преподобного Серафима Саровского действительно находятся в Дивееве, в женской обители. К мощам святого со всего мира ежедневно приходят и приезжают со всего мира, просят о своих нуждах, о помощи в духовной жизни, а все чудесные случаи невозможно прочитать и за неделю. Никто не уходит от Серафима Саровского Чудотворца без благодатной помощи и исцеления своих душевных и физических болезней. Мы с мамой бывали у мощей Серафима Саровского несколько лет назад, до этого мы постоянно бывали в паломнических поездках до 4 раз в год, и нигде в России мы не испытывали такой благодати как в Дивеево, у мощей Саровского Чудотворца! Особенно вдохновляет история одной 25-летней девушки, которая очень желала замуж, молилась об этом больше года и уже стала отчаиваться, но ей посоветовали приложиться к мощам Серафима Саровского; когда она приложилась к мощам, то в монастыре ей сказали, что теперь Бог точно пошлёт ей мужа, она не верила, что ее желание сбудется и лишь усмехнулась, но не прошло и недели как действительно послал Господь ей молодого православного и благочестивого человека, с которым они обвенчались после вторичной поездки к Серафиму Саровскому! Но нужно не забывать изречение преподобного Серафима, который говорит, что нужно прощать ближних, и тогда даст Господь вам всё, что вы у Него попросите. Всем преподобный батюшка Серафим помогает, всех приводит к Господу Богу, многие в благодарности за его чудесную помощь в их житейских нуждах, решают посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему, вот так помогает Господь людям благодатью через Своего святого преподобного Угодника и Чудотворца, святого Серафима Саровского.

В монастыре столько работ ведется…Уже столько сделано по благоустройству и дальше дело движется….Слава Богу. Сейчас идет реставрация Благовещенского собора, работают художники по мозаике. На стенах везде будет мозаика, а на втором этаже делают мраморный пол.

В монастыре столько работ ведется…Уже столько сделано по благоустройству и дальше дело движется….Слава Богу. Сейчас идет реставрация Благовещенского собора, работают художники по мозаике. На стенах везде будет мозаика, а на втором этаже делают мраморный пол.

Обращения к Серафиму Саровскому, также как и к Тихону Задонскому помогают избавить от бесноватости и очистить душу. Воочию наблюдала случай исцеления во время паломнической поездки в Задонск и Дивеево! Девушке из нашей группы стало плохо, когда читали молитву у мощей Серафима Саровского. Она начала кричать нечеловеческим голосом! Люди помогли ей приложиться к мощам, хотя она пыталась вырваться и покинуть храм. Батюшка все это время читала над ней молитву. Примерно через 30 минут девушка пришла в себя и полностью исцелилась! Вот такие чудеса бывают!

Обращения к Серафиму Саровскому, также как и к Тихону Задонскому помогают избавить от бесноватости и очистить душу. Воочию наблюдала случай исцеления во время паломнической поездки в Задонск и Дивеево! Девушке из нашей группы стало плохо, когда читали молитву у мощей Серафима Саровского. Она начала кричать нечеловеческим голосом! Люди помогли ей приложиться к мощам, хотя она пыталась вырваться и покинуть храм. Батюшка все это время читала над ней молитву. Примерно через 30 минут девушка пришла в себя и полностью исцелилась! Вот такие чудеса бывают!


Десятки, сотни, тысячи людей каждый день посещают Дивеевскую обитель, прославленную чудесами от мощей дивного угодника Божия – преподобного Серафима. И теперь, как и прежде, он – усердный пред Богом молитвенник за нас; и теперь он участлив и отзывчив к нужде и горю людскому и спешит
к притекающим к нему со своей благодатной помощью – утешает, спасает, исцеляет. И теперь он жив и близок ко всем, кто чтит и любит его.

О том, что он плотью будет лежать в Дивееве, батюшка говорил и сестрам,
и своим ученикам. И обещал, что когда его мощи откроются в Сарове и перейдут в Дивеево, тогда будет такая радость, что среди лета запоют Пасху! А еще предсказывал, что рядом с ним будут почивать в Дивееве мощи матушки-первоначальницы Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.

Предсказания святого старца исполнились. И теперь, как к спасительному источнику, источающему многоразличные благодеяния, притекают люди
к мощам дивеевских святых, которых стало восемь после того, как в 2004 году были обретены святые останки блаженных дивеевских стариц Пелагии, Параскевы и Марии и в 2007 году – преподобноисповедницы Матроны.

Как с живыми, мы продолжаем общаться со святыми после их праведной кончины, и наше общение выражается в молитве. Ежедневно утром и днем
у мощей преподобного Серафима служатся молебны с акафистом. Ко всякому делу в обители приступают не иначе как после молитвы к нему. Вся монастырская жизнь сосредоточена около батюшки Серафима, духовного отца, попечителя и устроителя обители. К нему спешат монашествующие, чувствуя его живое присутствие и памятуя его наставление приходить, как к живому, на могилку и все рассказывать.

Каждое утро у святых мощей преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны поются тропари и читаются молитвы к ним. В их памятные дни у святых мощей совершаются торжественные богослужения.

Десятки, сотни, тысячи людей каждый день посещают Дивеевскую обитель, прославленную чудесами от мощей дивного угодника Божия — преподобного Серафима. И теперь, как и прежде, он — усердный пред Богом молитвенник за нас; и теперь он участлив и отзывчив к нужде и горю людскому и спешит к притекающим к нему со своей благодатной помощью — утешает, спасает, исцеляет. И теперь он жив и близок ко всем, кто чтит и любит его.

О том, что он плотью будет лежать в Дивееве, батюшка говорил и сестрам, и своим ученикам. И обещал, что когда его мощи откроются в Сарове и перейдут в Дивеево, тогда будет такая радость, что среди лета запоют Пасху! А еще предсказывал, что рядом с ним будут почивать в Дивееве мощи матушки-первоначальницы Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.

Предсказания святого старца исполнились. И теперь, как к спасительному источнику, источающему многоразличные благодеяния, притекают люди к мощам дивеевских святых, которых стало восемь после того, как в 2004 году были обретены святые останки блаженных дивеевских стариц Пелагии, Параскевы и Марии и в 2007 году — преподобноисповедницы Матроны.

Как с живыми, мы продолжаем общаться со святыми после их праведной кончины, и наше общение выражается в молитве. Ежедневно утром и днем у мощей преподобного Серафима служатся молебны с акафистом. Ко всякому делу в обители приступают не иначе как после молитвы к нему. Вся монастырская жизнь сосредоточена около батюшки Серафима, духовного отца, попечителя и устроителя обители. К нему спешат монашествующие, чувствуя его живое присутствие и памятуя его наставление приходить, как к живому, на могилку и все рассказывать.

Каждое утро у святых мощей преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны поются тропари и читаются молитвы к ним. В их памятные дни у святых мощей совершаются торжественные богослужения.



Вот как описывает очевидец происходившее в те дни в Сарове: «Но гуще всего было занято пространство по предположенному пути шествия святых мощей преподобного. Тут с той и другой стороны были расположены разного рода увечные, болящие, недугующие. Предо мною находилась большая группа больных-несчастных; у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка) и с нею девочка лет 10-12. Стемнело. Тем ярче горели свечечки, трепетнее и учащеннее билось сердце. В воздухе не шелохнет. Небо, чистое, прозрачное, шло как бы навстречу народному празднику-торжеству. Оно зажгло мириады своих небесных светильников. Все –
в величайшем молитвенном напряжении. Ждут, надеются. Горячие молитвенные возгласы: "Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас", "Помоги", "Исцели", "Уврачуй", – неслись со всех сторон заполненного молящимся народом двора.
Но вот из глубины храма, где до прославления покоились мощи Преподобного, донеслись до нас первые церковные песнопения: "О преславное чудо, подвижник благочестия в Сарове является, и молитвенник к Богу теплый Серафим пречудный нам бывает; веселися, обитель Саровская. взыграйте, православных множества. радуйся, светильниче российския земли. " "Придите, верных соборы, похвальными песнеми днесь пречуднаго отца прославим". "Не забуди нас, отче Серафиме. "

Все встрепенулось. Сила народной веры достигла крайнего напряжения. Сотни тысяч верующих людей слились в молитве. Просили Небо, молили Бога, просили преподобного: "Помоги!" Стонала в молитвенном восторге святорусская душа. Казалось, земля затрепетала от этого стона. Неужели же безмолвным останется небо? Неужели Тот, Кто некогда взывал: "Придите ко Мне вси труждающиеся
и обременении, и Я успокою вас", – не протянет Своей мощной десницы? Батюшка Серафим – радость-надежда наша – умолчит, не откликнется на горе людское, на слезы страждущих? Нет, этого не может быть! Все верили, все ждали; ждали чуда. И оно пришло. Пришло скорее, чем думали. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего и т. д. Плакала, рыдала, но вместе и ликовала народная душа. Она услышана. Трудно, невозможно описать словом то настроение, которое охватило в данный момент многотысячную толпу народную.

Между тем храмовое пение усиливалось и становилось все яснее, отчетливее. Ясно, преподобный батюшка Серафим встал и незримо шествовал к месту своего прославления. Его святые мощи, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. Все: глаза, руки, сердца – устремлены к святой гробнице; у всех одно желание: Батюшка, преподобный, отче Серафиме, помоги!

Вот как описывает очевидец происходившее в те дни в Сарове: «Но гуще всего было занято пространство по предположенному пути шествия святых мощей преподобного. Тут с той и другой стороны были расположены разного рода увечные, болящие, недугующие. Предо мною находилась большая группа больных-несчастных; у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка) и с нею девочка лет 10−12. Стемнело. Тем ярче горели свечечки, трепетнее и учащеннее билось сердце. В воздухе не шелохнет. Небо, чистое, прозрачное, шло как бы навстречу народному празднику-торжеству. Оно зажгло мириады своих небесных светильников. Все —
в величайшем молитвенном напряжении. Ждут, надеются. Горячие молитвенные возгласы: „Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас“, „Помоги“, „Исцели“, „Уврачуй“, — неслись со всех сторон заполненного молящимся народом двора.
Но вот из глубины храма, где до прославления покоились мощи Преподобного, донеслись до нас первые церковные песнопения: „О преславное чудо, подвижник благочестия в Сарове является, и молитвенник к Богу теплый Серафим пречудный нам бывает; веселися, обитель Саровская… взыграйте, православных множества… радуйся, светильниче российския земли…“ „Придите, верных соборы, похвальными песнеми днесь пречуднаго отца прославим“… „Не забуди нас, отче Серафиме…“

Все встрепенулось. Сила народной веры достигла крайнего напряжения. Сотни тысяч верующих людей слились в молитве. Просили Небо, молили Бога, просили преподобного: „Помоги!“ Стонала в молитвенном восторге святорусская душа. Казалось, земля затрепетала от этого стона. Неужели же безмолвным останется небо? Неужели Тот, Кто некогда взывал: „Придите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Я успокою вас“, — не протянет Своей мощной десницы? Батюшка Серафим — радость-надежда наша — умолчит, не откликнется на горе людское, на слезы страждущих? Нет, этого не может быть! Все верили, все ждали; ждали чуда. И оно пришло. Пришло скорее, чем думали. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего и т. д. Плакала, рыдала, но вместе
и ликовала народная душа. Она услышана. Трудно, невозможно описать словом то настроение, которое охватило в данный момент многотысячную толпу народную.

Между тем храмовое пение усиливалось и становилось все яснее, отчетливее. Ясно, преподобный батюшка Серафим встал и незримо шествовал к месту своего прославления. Его святые мощи, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. Все: глаза, руки, сердца — устремлены к святой гробнице; у всех одно желание: Батюшка, преподобный, отче Серафиме, помоги!

  • Сказочная реальность (6)
  • Воскресение Серафимово видевше (14)
  • Исполнение Великой Дивеевской Тайны (12)
  • Время воскресать (14)
  • Путь Покаяния (9)
  • Благовестие о воскресении прп. Серафима Саровского (9)
  • Слово Крестное (3)
  • О мощах прп. Серафима Саровского (3)
  • Нетленный Венец Святой Руси (3)
  • Все (1)

ТАЙНА РАКИ преп. СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Свершившиеся обретения мощей преподобного Тихона Лухского, места захоронения святителя Антония Воронежского и последующие благословения на обретение мощей других угодников Божиих - явное действие Божие на пути подготовки к воскресению Руси Святой. Это Солнце завтрашнего дня, уже заглянувшее в наши окна. Небесный свет, который свидетельствует о том, что воскрешение из мертвых преподобного Серафима Саровского состоится обязательно и точно в срок. Это Божья поддержка нам, готовящим это событие, и свидетельство о том, что никакой прелести в наших словах и действиях нет.

Мы чаяли и были готовы обрести мощи батюшки Серафима уже в начале 2000-х, но тогда даже не предполагали, что это произойдет только теперь, спустя многие годы томительного ожидания. И потому существовала реальная опасность недостатка терпения и одоления духом уныния, ропота и неверия. Поэтому в поддержку нам и для запечатления непреложности всего нами чаемого, и было даровано небесное благословение заранее изготовить раку для мощей преподобного Серафима Саровского и прикоснуться к связанной с ней тайне. Суть же тайны в том, что рака предназначалась не только для подлинных мощей батюшки Серафима накануне воскресения его из мертвых, но и для того, чтобы послужить обретению мощей других угодников Божиих, список которых приведен на нашем сайте. Их цельбоносные останки после предстоящих обретений будут пребывать в этом гробике до момента изготовления для них собственных рак, напитывая тем временем эту величайшую святыню всё большей и большей благодатью.

Начало этому процессу положило обретение мощей преподобного Тихона Лухского. Сразу же по обретении его останки были помещены в только что освящённую раку и пробыли в ней около двух месяцев, источая многочисленные исцеления и даруя благодатные утешения. Потом рака была перевезена в Воронеж, чтобы послужить делу обретения мощей духовного брата преподобного Серафима ─ святителя Антония (Смирницкого). А затем она должна была переехать в Киев, где к тому времени открылась возможность обретения мощей преподобных Антония и Феодосия Печерских. Но в эту последовательность были внесены коррективы: при посещении подземной келии преподобной Досифеи Киевской, в свое время благословившей юношу Прохора Мошнина на путь в Саровский монастырь, открылось, что это перспектива дня завтрашнего, а мы должны вернуться в сегодняшний и, набравшись терпения, готовиться к обретению мощей самого батюшки Серафима, и только уже после его воскресения перевозить раку дальше по кругу. И от этого просвещения контуры чаемых событий воскресения Руси Святой стали еще ясней.

Ну а отказ Патриархии признать обретение мощей преподобного Тихона только подтверждает наше ведение о том, что преподобный Серафим Саровский воскресает для обличения сегодняшних архиереев в неверии и нечестии, достигших пределов, поражающих воображение. Их непотребства совсем недавно подтвердились разоблачительными материалами протодиакона Андрея Кураева, четко показавшими, что число содомитов в рядах священноначалия РПЦ МП просто зашкаливает. И поэтому уже сбылись слова Преподобного: "будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за это гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что НЕ ПОМИЛУЕТ ИХ, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня".

А теперь вот и мы, опираясь на это пророческое откровение и взирая на полное нежелание священноначалия РПЦ как-либо реагировать на выдвинутые обвинения, имеем полное право повторить вслед за Господом - "ОНИ ПОМИЛОВАНЫ НЕ БУДУТ!". И близгрядущий Государь-Император разгонит большинство их по монастырям и стройкам народного хозяйства, а на их место придут иные, предызбранные Богом отцы и владыки. И не будет уже ни РПЦ, ни РПЦЗ, ни катакомбников, а будет одна на всех Царская Православная Церковь. И дальнейшее обретение мощей Святых Угодников Божиих, до сего дня находящихся под спудом, будет проходить уже по непосредственному благословению воскресшего из мертвых преподобного Серафима Саровского и под руководством утвержденного им Последнего Православного Царя. Аминь.

Память: 2 / 15 января, 19 июля / 1 августа

В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца. В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины (2 января). 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку.

Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.


Преподобный Серафим Саровский

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство - краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана "Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни", состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

"Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - учил Преподобный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия". Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

"Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня".

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим "царским (средним) путем" и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: "выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способем к творению добродетелей".

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. "Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но. молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять".

Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!" Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать "Отче наш", трижды - "Богородице Дево, радуйся", единожды "Верую"; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного" или просто "Господи, помилуй", а от обеда до вечера - "Пресвятая Богородице, спаси мя грешного" или "Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного".

"В молитвах внимай себе, - советовал подвижник, - т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя. " Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.

"Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным", - наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: "Чем чаще, тем лучше". Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: "Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется".

"Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося. " Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение: "Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!"


Рака с мощами преподобного Серафима Саровского

"Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, - говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: "Радость моя! Христос воскресе!" Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: "Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи". Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: "Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары". "Для сохранения мира душевного. всячески должно избегать осуждения других. Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву".

Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: "Сей от рода нашего".

По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.

Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: "Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. "Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе", - ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может".

Читайте также: