Рак у алтайской принцессы

В 1993 году в кургане на плато Укок на границе Республики Алтай с Монголией была обнаружена мумия молодой женщины с татуировкой на плече, которую местные жители называют "алтайской принцессой". По мнению новосибирских ученых, причина смерти женщины, жившей 2,5 тысячи лет назад, так и останется загадкой.


В июне 2010 года ученые исследовали мумию на магнитно-резонансном томографе. Изучение древнего мумифицированного тела с помощью МРТ проводилось в России впервые. Было снято все тело мумии, и ученые продолжают изучать полученные изображения. По словам заведующего лабораторией медицинской диагностики международного томографического центра Сибирского отделения РАН, доктора медицинских наук Андрея Летягина, окончательные результаты ученые сделают в мае-июне текущего года.

"Причина смерти остается невыясненной. Думаю, что этого не удастся определить, поскольку внутренние органы и мозг отсутствуют", — сказал Летягин в интервью РИА Новости, добавив, что внутренние органы извлекли перед захоронением.

"Травматической" смерти, скорее всего, не было. Череп более-менее сохранен, кости тоже более-менее сохранны", — сказал ученый. Он также уточнил, что, делая томографию мумии, ученые не ставили цель определить причину смерти "принцессы".

Несколько уклончивые выражения, свидетельствуют о незнании специалистами ответа на вопрос, чем вызваны изменения костей мумии. Новосибирским ученым еще предстоит выяснить, либо это возрастные изменения, либо травмы.

Заместитель директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, академик Вячеслав Молодин заявлял ранее РИА Новости, что те загадки, которые еще сохраняются вокруг алтайской мумии, возможно, раскроются позднее, когда появится более совершенное оборудование или усовершенствуются методы исследований.

Молодин искренне признался, что до сих пор не удалось установить не только причину смерти женщины, но и расшифровать татуировку. В то же время ученым сопутствовали и некоторые успехи, в частности, удалось получить ДНК "алтайской принцессы". Это позволило реконструировать этническую историю носителей Пазырыкской культуры, которые обитали в горах Алтая в IV-III веках до нашей эры.


Находка погребения Ак-Алаха-3 (так называют ее в научном мире) относится к числу важных открытий последнего времени в археологии. Помимо мумии молодой женщины (приблизительно 25 лет от роду) в шубе и парике, в камере обнаружены шесть оседланных коней игреневой или рыжей масти со сбруей в виде каких-то непонятных знаков, деревянная колода из лиственницы, заколоченная бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения указывало на знатность умершей: одежда из тончайшего шелка обрамлена толстым красным поясом.

Пишут, что такой пояс — знак воина и посвященного, а найденная в ее руках палочка из лиственницы — ритуальный символ. Такие палочки еще в добуддисткие времена считались орудием "сотворения мира" и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе женщины, которая, согласно древним поверьям, хранила тайну бессмертия.

"Принцесса" не относится ни к одной из известных монголоидных рас. У нее европейская внешность, рост около 170 сантиметров, анализ ДНК выявил ее гаплогруппу R1a — арийская кровь. 70 процентов восточных славян, по научным данным, принадлежат к этой гаплогруппе.

Два века спустя после погребения "алтайской принцессы" в кургане был похоронен воин-каракобинец (каракобинцы сосуществовали на Алтае с пазырыкцами, находясь в подчиненном положении). Благодаря этому и сохранилось захоронение "принцессы". Грабители удовольствовались погребением воина или побоялись беспокоить духов, охраняющих "принцессу".

Аборигены Алтая считают мумию своей прародительницей и называют ее принцессой Кадын, или Кыдын, которую почитали с изначальных времен. Руководитель движения за культурное возрождение Алтая "Белая вера" Акай Кыныев рассказал РИА Новости, что в татуировке, которую не смогли разгадать ученые, скрыта важная для человечества информация, но еще не пришло время, чтобы ее прочитать. Кроме того, алтайцы полагают, что женщина была жрицей и добровольно ушла из жизни, чтобы, находясь в погребальном кургане, защищать Землю от злых духов.

Коренные алтайцы убеждены, что "принцесса" является их прародительницей, археологи, потревожив ее прах, разгневали могущественных духов. Произошедшее вскоре после раскопок землетрясение алтайцы напрямую связывают с этим фактом и призывают вернуть мумию, иначе последуют новые катаклизмы. Утверждают, что после того, как ее увезли, участились лесные пожары и ураганы, а уровень самоубийств и заболеваемости стал заметно расти. В 2009 году недалеко от места, где нашли могилу принцессы, разбился вертолет с высокопоставленными чиновниками-браконьерами.


Татуировка молодой женщины с плато Укока покрывает обе руки от плеч до кистей. Наколки нанесены на некоторые фаланги пальцев обеих рук. Рисунки синего цвета хорошо выделялись на белой коже, однако сохранились они только на левой руке, на правой — лишь фрагменты на запястье и большом пальце. На левом плече изображено фантастическое животное— олень с клювом грифа, рогами оленя и козерога. Рога украшены головками грифов; подобная же голова помещена на спине животного, которое показано с "перекрученным" туловищем. Ниже в такой же позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног — сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом.

Римский поэт Вергилий, которого в античности почитали за мага, писал: "Грифы — дикие птицы, которые водятся в Скифии, или животное, которое водится в гиперборейских местностях, постоянно приманивая к себе лошадей, но с целью вреда; оно имеет клюв, перья и четыре ноги; вид льва, орлиная голова и когти". Столкновение грифонов с лошадьми, по мнению Д.С. Раевского, в космологическом плане соответствует семантике конфликта двух миров: хищник из нижнего, хтонического мира против травоядных, символизирующих средний мир.

Существует также мнение, что на татуировке были изображены Архар и Ирбис — тотемы ее рода. По легенде, Снежные Барсы охраняют дорогу в Шамбалу, страну, которую алтайские аборигены называли Беловодьем. Они считают Ирбиса священным животным и никогда на него не охотились.

В настоящее время мумия хранится в музее Института археологии и этнографии СО РАН в Новосибирске, что является причиной многолетнего конфликта между учеными Алтая и Новосибирска. Общественность и руководство Республики Алтай выступали за возвращение "принцессы Кадын", новосибирцы возражали из-за отсутствия в республике необходимых условий для хранения уникальной находки.

В 2009 году "Газпром" выделил 250 миллионов рублей на реконструкцию Национального музея имени Анохина в Горно-Алтайске. Здесь к 2012 году обещают возвести мавзолей в виде погребального кургана. В зале, расположенном ниже уровня земли, посетители смогут увидеть саркофаг с мумией, накрытой стеклянной вакуумной капсулой.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Легендарную мумию обнаружили почти 30 лет назад на высокогорном плато Укок на границе с Монголией , Китаем и Казахстаном . Есть версия, что погребенная с особыми почестями женщина была шаманкой, пожертвовавшей собой ради спасения мира от темных сил.

Место, где было обнаружено захоронение принцессы Укока, называют Долиной смерти. По преданию, старые люди, когда чувствовали приближение смерти, уходили туда умирать. По словам одного из участников экспедиции, в 1993 году, когда начали вскрывать курган с мумией, разразился гром, и началось землетрясение. Ученые всерьез перепугались, некоторые даже хотели отступить, но им не позволили. Коренные жители считают, что в тот момент пробудился дух прародительницы алтай ского народа – Ак Кадын или Белой госпожи. И действительно, вскоре после вскрытия кургана на Алтай обрушились бедствия, каких раньше не было – землетрясения, наводнения, град с куриное яйцо. По республике прокатилась волна самоубийств, местные жители и это связали с местью пробужденной принцессы.

Когда мумию увезли в Новосибирск на исследование, алтайские шаманы предупреждали, кара Ак-Кадын (Белой госпожи) настигнет всех, кто имеет отношение к раскопкам могильника. После этого одни скончались по необъяснимым причинам, другие оказались бездетными, третьих настигли болезни.

Долина смерти

- Мы не собирались участвовать в этой экспедиции. У нас была своя программа, по которой мы должны были двигаться вглубь гор, где находились другие курганы и петроглифы, - рассказала Надежда Ерохина. - Когда мы заехали на плато, такой мрак стоял! Казалось, что небо соприкасается с землей. Шел дождь, было очень холодно.

Ерохины провели на раскопках всего один день. Александр делал зарисовки обнаруженных артефактов. Его жена Надежда занималась полевой кухней.


- Все археологи друг друга знали, мы сделали остановку на плато Укок. Ребята уже раскопали курган с принцессой и грели котлы , чтобы растопить лед. По сути, мы случайно стали свидетелями раскопа знаменитой принцессы Укока. Саша хотел помочь, его задача была зарисовывать найденные артефакты, - вспоминает Надежда Ерохина.

Александр провел у кургана весь вечер, но что странно, насыщенный событиями день оказался будто стерт из его памяти.

- Он никогда не мог вспомнить, даже глядя в собственные записи, как мы приехали к кургану, и чем он занимался на раскопках. Память была словно заблокирована, - вспоминает Надежда.

После этой экспедиции Александр начал часто болеть. Семья даже обратилась к целителю, который утверждал, что причина болезни – это расплата за потревоженный покой мертвых. Через четыре года Александр Ерохин, у которого даже не было вредных привычек, как обычно лег спать и … не проснулся. Врачи так и не смогли толком объяснить причину смерти.

Незадолго до смерти Александра к Ерохиным приехали старые друзья, которые вместе с ними не раз путешествовали по Алтаю, были вместе на плато Укок во время раскопок, но к кургану с принцессой не подходили.

- Я проснулась ночью от чьего-то взгляда. Подняла голову и обомлела от ужаса - в углу комнаты у дивана, где часто спал Саша Ерохин, сидела огромная женщина-птица. Она будто собиралась взлететь, но потом исчезла. Без сомнения, это был знак. Вскоре мы узнали, что Саша умер, - рассказала Альбина Григорьевна, знакомая семьи.

Месть мертвых

У известного российского археолога Владимира К. (друзья семьи просили не называть фамилии ученого – прим.авт.), который вместе с Ерохиным работал у погребения, через несколько лет после экспедиции врачи обнаружили опухоль.

- После раскопок у него на голове появилась шишка, он никогда не обращал на нее внимание. Но потом, спустя годы, эта шишка оказалась злокачественной опухолью - оперировать было нельзя. Умер археолог в 2011 году, - рассказала Надежда Ерохина.

По словам его знакомых, известный сибирский археолог не раз говорил, что жалеет о своем участии в раскопках. Он также выступал за то, чтобы вернуть принцессу на Алтай, как того требовали местные жители, которые верили, что обрушившиеся на их край несчастья связаны с потревоженным покоем мумии.

- Он говорил, что у ученых уже есть вся необходимая информация для изучения, поэтому нет никаких причин, которые мешали бы им вернуть госпожу на родину, - рассказал историк и председатель оргкомитета по вопросу захоронения мумии Акай Кине.

В настоящее время часть состава экспедиции жива, но как уверяют знакомые археологов, у многих в жизни после тех раскопок все пошло наперекосяк. Правда, сами археологи в месть мумии не верят.


Фото: Национальный музей имени А.В. Анохина.

- Кара духов может отразиться позже, вплоть до седьмого поколения. Это может выразиться в неудачах, болезнях и бездетности. Насколько мне известно, некоторые участники раскопок остались бездетными, - говорит шаман Акай Кине.

Семь сестер

По словам писателя, у злых сил есть свои адепты на земле, которые пытаются разрушить защитную сеть. А археологи, возможно, сами того не ведая, являются инструментах в руках зла. Кстати, после скандала с принцессой, на плато Укок было запрещено проводить раскопки, но сейчас ученые близки к тому, чтобы снова начать свои исследования.

Кто знает, чем закончатся раскопки, если ученые найдут остальных стражей этого мира, погребенных на плато Укок. По одной из версий, если это произойдет, врата в подземный мир будут открыты. По мнению мистиков, это может привести к небывалым катаклизмам и новым войнам мирового масштаба.

Кстати

Пророчество принцессы

Как уверяют алтайские шаманы, находка мумии и последовавшие за этим катаклизмы были предсказаны задолго до раскопок. По их словам, пророчество было сделано девочкой из деревушки недалеко от плато Укок. Девочка говорила, что ученые потревожат покой прародительницы алтайского народа. За это она проклянет всю землю алтайскую.

Подсказка КП

Кто такая принцесса Укока?

Это мумия, которую нашли археологи в кургане на плато Укок под толстым слоем льда. По данным исследователей останки принадлежали женщине, который было около 25 лет. Умерла она примерно 2,5 тысячи лет назад от рака груди.

Мумия была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные чулки-сапоги и шубу. На голове был надет парик из конского волоса высотой около 90 см. Под захоронением принцессы находился деревянный саркофаг, останки шести лошадей и домашняя утварь.

Где ее можно увидеть

Сейчас принцесса Укока находится в Горно- Алтайске в Национальном музее имени А. В. Анохина . Для мумии построили специальный зал, где реконструировано погребение. Сама принцесса находится в саркофаге, похожем на тот, в котором ее обнаружили – по словам шаманов , этого потребовала сама принцесса, которая являлась во сне жителям и плакала, что люди смотрят на ее обнаженное тело. После этого тело принцессы перестали показывать в музее. Но потом было принято решение открывать мумию несколько раз в месяц.

Читайте также

Алтайская принцесса Кадын была больна раком

Сибирские ученые Андрей Летягин и Андрей Савелов опубликовали статью, в которой приводятся уникальные данные томографического исследования мумии алтайской принцессы Кадын (далее).

Алтайский суд отказался перезахоронить принцессу Укока

Суд счел требование о перезахоронении невозможным, так как это может привести к утрате мумии, которая является уникальным научным и культурным объектом (далее).

На Алтае шаманы замаливают грехи новосибирских ученых

Археологи вернули в Республику священную мумию, но местные не уверены, что умершая дева простила людей (далее)


Мумия древней женщины была найдена экспедицией новосибирского археолога Натальи Полосьмак в 1993 году в кургане скифского времени на алтайском плато Укок около границы с Монголией. Возраст находки оценивается более чем в 2,5 тысячи лет, ее назвали одним из самых важных открытий последнего времени в археологии.

Новосибирские ученые впервые представили в статье уникальные данные томографического исследования мумии, позволившие узнать подробности жизни и смерти женщины.

"Его результаты свидетельствуют о наличии у погребенной женщины тяжелой патологии, которая могла стать причиной летального исхода. Кроме того, были обнаружены явные признаки серьезной прижизненной травмы, которая, однако, не привела к немедленной смерти", — говорится в сообщении.

В частности, исследование показало, что в детском или юношеском возрасте женщина, похороненная на Укоке, переболела остеомиелитом. Причины этого достаточно тяжелого заболевания, сопровождаемого болями и генерализованным инфекционным процессом, кроются в неблагоприятных условиях жизни и травмах.

Когда девушке было немного за 20, ее настигло другое тяжелейшее заболевание — рак груди, мучительно уничтожавший ее в течение последних пяти-семи лет. На свою последнюю зимовку на Укок, считают ученые, она приехала с уже последней стадией рака молочной железы. Для этой стадии характерны очень сильные боли и сильнейшая интоксикация организма, вызывающая потерю физических сил.

Кроме того, ученые выяснили, что за три-пять месяцев до смерти женщина, вероятно, упала с лошади и получила тяжелые травмы. Падение пришлось на правую сторону: пострадали правый висок, правое плечо и правый тазобедренный сустав. Во время падения правая рука не пострадала, так как была прижата к туловищу.

Специалисты предполагают, что, скорее всего, к этому времени эта рука уже бездействовала, о чем свидетельствует патологическое изменение ее тканей, отражающее, по сути, процесс распада живой ткани. Однако от черепно-мозговой травмы она не умерла и прожила еще несколько месяцев. Все это время она была прикована к постели.

В статье археолог Наталья Полосьмак отмечает, что древние мумии обязательно необходимо хранить, так как новые открытия в связи с развитие современных технологий возможны и спустя многие десятилетия после их открытия.

Мумия "алтайской принцессы" почти 20 лет находилась в музее новосибирского Института археологии и этнографии, где ее исследовали ученые. В это время в Горно-Алтайске реконструировали музей для того, чтобы обеспечить необходимые условия для ее хранения. В сентябре 2012 года мумию в бронированном саркофаге на вертолете перевезли в Горный Алтай в национальный музей имени Анохина.

Периодически в республике Алтай активизируется движение за ее захоронение. Коренные алтайцы, в частности, считают, что стихийные бедствия — землетрясения, наводнения и град — происходят в регионе из-за того, что их прародительница — Белая госпожа Ак Кадын или Оочи-Бала — до сих пор не захоронена.

С так называемой "Принцессой Укока" в народе связано много суеверий и мистических домыслов. Ученые считают, что она даже не была принцессой, а всего лишь знатной дамой, но алтайцы называют ее шаманкой и хранительницей мира в регионе.


27 лет назад на территории урочища Укок (Республика Алтай) в древнем могильнике Ак-Алаха археологи обнаружили необычную мумию.

Это была женщина лет 28-30 и ее одежда, а также содержимое могилы (останки шести коней с седлами и сбруей), указывала на знатность ее происхождения. Одежда женщины состояла из белой шелковой рубашки, бордовой шерстяной юбки, войлочных носков и шубы.

Качество пошива одежды было очень высоким, что тоже указывало на высокий статус усопшей. А скончалась она от раковой опухоли груди. Это удалось выяснить при сканировании мумии и даже были обнаружены метастазы.


Женщина принадлежала к так называемой пазырыкской культуре, эта народность проживала на территории Алтая, Казахстана и Монголии в 6-3 веках до нашей эры. Умерших знатного рода они хоронили в курганах, большинство из которых до нашей дней не сохранились, будучи раскопанными "расхитителями гробниц".

Согласно легендам алтайцев, данная женщина является "принцессой Ак-Кадын" (другое имя "Принцесса Укока") и является хранительницей покоя здешних мест, стоя на страже у врат подземного мира, не пуская оттуда зло в наш мир. Поэтому многие из них с самого начала были против раскопок археологов, считая, что это навлечет на них большое зло.


Прическа у "принцессы" была очень необычная, ее собственные волосы были обриты, а на голове был сложный парик из натуральных волос, которые были переплетены с нитями войлока и с помощью специальных золотых заколок держались на голове вертикальной линией. Можно лишь представить, как эффектно выглядела эта женщина при жизни с такой сложной прической и одетая в богатые одежды.


Однако самой удивительной вещью были ее многочисленные татуировки, из-за чего быстро возникла версия, что "Принцесса" на самом деле была шаманкой или жрицей. На ее руках от плеч до пальцев были татуировки в виде оленя с орлиным клювом, мифического зверя с лапами орла и хвостом тигра, козерога, а еще пятнистого барса с длинным закрученным хвостом.



Еще одной загадкой оказалась необычная внешность "Принцессы Укока", во-первых, ее рост (165 см) был выше, чем в среднем рост местных жителей в ту эпоху, а во-вторых ее внешность оказалась практически европейской, а не азиатской.


У нее были большие, широко открытые глаза, большой прямой нос, вытянутая форма лица, крупный подбородок, не сильно выраженные скулы. Интересно то, что у мужчины, который был похоронен в могильнике, расположенном прямо над могилой "Принцессы", внешность была вполне типичная для Алтая - монголоидная.

Из-за этого пошли самые сенсационные домыслы - "Принцессу" называли и прародительницей алтайского народа, и древней арийской царицей, и даже инопланетянкой.

По мистическому стечению обстоятельств, вскоре после того, как мумию "Принцессы" вывезли с плато Укок в новосибирский музей Института археологии и этнографии, республику Алтай накрыла череда крупных стихийных бедствий, в том числе обширное наводнение и крупный град. Из-за этого еще больше людей стали просить вернуть мумию обратно в могилу.

По их версии, "Принцесса" либо мстит людям за то, что те нарушили ее покой, либо из-за того, что она теперь не "стоит на страже врат низшего мира", в мир людей пробрались злые духи.


То, что в музее мумию "Принцессы" раздели и выставили в таком виде на всеобщее обозрение, алтайцы посчитали и вовсе настоящим кощунством. Ученые на это долго внимания не обращали, считая подобное просто народным суеверием и невежеством.

Однако в 2012 году было принято решение вывезти мумию "Принцессы" из Новосибирска обратно на Алтай. Правда не в могилу, а в специально созданный для ее хранения саркофаг в музее города Горно-Алтайска.

Это частично удовлетворило требования алтайцев и их шаманов, поэтому в момент прибытия мумии в республику они провели специальный обряд на плато Укок и попросили "Принцессу" простить людей и успокоиться.


Любопытно, что с того года в Республике Алтай больше не происходило крупных природных катаклизмов, что еще больше убедило местных, что "Принцесса" имеет мистические силы. Это так сильно повлияло и на музейных работников, что они приняли решение больше не выставлять саркофаг с мумией на всеобщее обозрение.

Сейчас, чтобы увидеть останки "Принцессы Укока", надо получить специальное разрешение и соблюдать при осмотре ряд правил. Местные шаманы периодически все еще просят все-таки захоронить мумию на плато Укок, но пока им настойчиво отказывают.

Горный Алтай является колыбелью древней Пазырыкской культуры, которая по современной системе периодизации относится к эпохам позднего бронзового и раннего железного веков (VI-III в.в. до н. э.). Выявлена востоковедом-тюркологом В.В. Радловым во второй половине XIX в. Первые удачные раскопки датированы 1865 годом в Усть-Коксинском районе (Катандинский курган). Затем последовали многочисленные уникальные находки в погребальных насыпях на горно-степном участке между реками Большой Улаган и Балыктуюль.


История

  • Очы-Бала – имя женщины-богатыря из героического эпоса, которая спасает Алтай от нападения могущественного врага;
  • Хатун – императрица;
  • Ак-Кадын – хранительница покоя (стражник врат в подземный мир).

Несмотря на множество противоречий, принцесса Укока является наиболее значимым археологическим открытием второй половины XX века.

Описание

Мумия хорошо сохранилась благодаря изначальному бальзамированию, удалению внутренних органов, большой глубине захоронения и особому микроклимату, созданному саркофагом из лиственницы и толстым льдом. На протяжении многих веков в могильник проникали грунтовые воды, которые постепенно замерзали и со временем сформировали постоянный ледник.

Достаточно рослая женщина (165 см) лежит на боку со сложенными на животе руками и согнутыми коленями. Голова повернута в сторону. Изначально она была обрита и прикрыта высоким париком из человеческих и конских волос. Причиной ранней смерти послужил рак молочной железы с многочисленными метастазами. Исследования также показали серьезные травмы правого бока, полученные незадолго до кончины в результате падения с лошади. Руки по всей длине покрыты татуировками синего цвета. На плечах расположены рисунки фантастических животных в скифском стиле. Один из них – олень-козерог. Этот персонаж древних легенд должен был безопасно и быстро сопроводить усопшую в мир духов и не допустить ее попадания в преисподнюю.

Алтайская принцесса на фото изображена с подробными деталями высокого и широкого лица европеоидного типа, прически и костюма. Это стало возможным благодаря кропотливой компьютерной реконструкции, сохранившимся парику и остаткам одежды – бордово-белая шерстяная юбка, светлая блуза из шелка, войлочные сапоги-чулки, шуба-дубленка с этноорнаментом. Также в захоронении были обнаружены украшения, туалетные принадлежности, посуда, предметы быта.


Где находится

Принцесса Укока в Алтае занимает особое место в сознании местного населения. Большинство жителей считает, что она не должна покидать пределы республики. Именно поэтому мумию перевезли из Новосибирского Академгородка в Горно-Алтайск. Сейчас она является жемчужиной Национального музея имени Анохина, который для этого специально отреставрировали и дополнили отдельным залом с особым климатическим оборудованием.

При этом сибирская принцесса недоступна постоянно к всеобщему обозрению. Чтобы ее увидеть в 2019 году, нужно знать режим экспонирования как по часам, так и по дням (см. таблицу).

Месяц Числа Время показа
Январь 6, 13, 16, 20, 23 10.00-13.00
Февраль 6,10, 13, 17, 20 10.00-13.00
Март 6,10, 13, 17, 20 10.00-13.00
Апрель 7, 10, 14, 17, 21 10.00-13.00
Май 5, 8, 12, 15, 19 10.00-13.00
Июнь 5, 9, 16,19 11.00-14.00
Июль 3, 7, 10, 14, 17 11.00-14.00
Август 4, 7, 11, 14, 18 11.00-14.00
Сентябрь 1, 4, 8, 11, 15, 29 10.00-13.00
Октябрь 2, 6, 9, 13, 16, 30 10.00-13.00
Ноябрь 3, 6, 10, 13, 27 10.00-13.00
Декабрь 1, 4, 8, 11, 29 10.00-13.00

Как добраться

Алтайская принцесса с плато Укок постоянно хранится в одном из помещений Национального музея недалеко от автовокзала по адресу: Горно-Алтайск, улица Чорос-Гуркина, 46.


Интересные факты и мифы

Богатство одежды, позолоченные украшения и присутствие в захоронении останков шести запряженных лошадей указывают на принадлежность женщины к пазырыкской знати. Многочисленные исследования антропологов доказали ее индоевропейское происхождение. Выполнена компьютерная реконструкция лица и изготовлено несколько бюстов в натуральную величину, которые хранятся в различных музеях.

Раскопки велись в 1993 году под руководством доктора исторических наук Н.В. Полосьмак. На тот момент курганы на плоскогорье Укок уже были сильно разрушены искателями кладов, местным населением (камни для строительства) и военными (материал для обустройства коммуникаций на границе с Китаем). Интуиция не подвела талантливого археолога. Под верхним разграбленным могильником знатного кара-кобинца (подвластная пазырыкцам народность) оказалось более древнее нетронутое захоронение, скованное многовековым льдом.


Фотографии и видео

Богатая коллекция Национального музея имени Анохина круглый год привлекает множество. Важно учитывать, что экспозиция с плато работает постоянно, но главный экспонат выставляется всего на 3 часа не чаще 4-5 раз в месяц. В первую очередь это связано со строгим соблюдением особого режима сохранения останков. При этом вы можете рассмотреть принцессу Укока на фото и видео.


Реконструкция лица принцессы
Саркофаг с мумией
Фрагмент туловища
Ученые работают с мумией

Что посмотреть рядом

Также будут интересны:

Остальные знаковые места республики находятся в большей отдаленности от столицы: Семинский перевал (Дьал-Менку) – 104 км, Телецкое озеро (северный берег) – 150 км, перевал Чике-Таман – 230 км, гора Белуха – 250 км, Шавлинские озера – 340 км, плато Укок – 450 км.


Плато Укок

Заключение

Читайте также: