Рак из сказки варвара краса

СКАЗКИ МОЕГО ДЕТСТВА.
ВАРВАРА-КРАСА, ДЛИННАЯ КОСА.
Рецензия на фильм 1969г

Фильм сказку ” Варвара-краса, длинная коса” в детстве очень любила, наверно, за яркие краски и необыкновенно сказочную атмосфере, но, пересмотрев её недавно, сильно разочаровалась. Хотелось вернуть несколько минут радостного детства, но, вдруг, увидела в этой сказке совсем не то, что ожидала увидеть по своим воспоминаниям.
Из плюсов следует отметить, что в фильме представлен хорошо выраженный положительный герой, Андрей, рыбацкий сын, он наделён такими качествами, как смелость, благородство, воспитанность, доброта, трудолюбие, ум, человеческая благородная красота. Его избранница “с того света”, тоже очень красива, естественной человеческой красотой,скромно одета, жаль только, что Варвара, при таком наборе положительных качеств, в простонародном понимании ведьма, а в современном, что-то типа зомби.
При внимательном просмотре увидела в фильме некоторые деструктивные тенденции и несоответствие современному политическому моменту.
Начало сказки, до титров, милая старушка-сказочница повествует о некотором царстве. Очень сказочно показано царство. Много нарядных весёлых людей, ощущение праздника.
Царь Еремей, озабочен подсчётом своих богатств. Он даже забавно хочет подсчитать ступеньки на высоком крыльце. Для этого с крыльца сталкивается не молодой слуга. Тот проезжает “на пятой точке” по лестнице, крупно показано его лицо, ему больно. Все кругом заливисто и долго смеются, особенно подробно показывают смех многочисленных детей. Вывод для ребёнка – оскорбить и унизить пожилого человека это смешно и забавно. Далее царь долго и прилюдно ссорится со своей женой царицей. Все опять смеются. Вывод для ребенка- прилюдные семейные ссоры это приемлемо и нормально, даже царь с царицей сорятся.
Далее идут титры. В титрах царь в самом начале, царица в самом конце. Мелочь вроде, но почему в титрах не поставить их рядом?
Далее…царь в течении года подсчитывает свои богатства. Когда он пытается попить воду из лесного колодца в бороду ему вцепляется представитель нечистой силы-водяной. Царь, в обмен за освобождение, даёт ему царское слово отдать то, что он в своём царстве не знает. Знает он всё, кроме того, что у царицы, в его отсутствие. в течении года, родился сын. Он бросил беременную жену, по сюжету он вроде как о беременности жены не знал, но все-таки в сознании мальчиков, которые смотрят фильм, отложится, что в период беременности жену можно и бросить, а так же, что женщины могут быть неверны. Царь и царица не показаны, как семья. Между ними не показано ни каких душевных, тёплых, семейных отношений. Ни одного взгляда, ни одного слова любви между царём и царицей. Показано их неуважение друг к другу, что для ребёнка видеть вредно.
Далее…по наущению священнослужителя,крайне внешне и морально неприятного, царь решает подменить ребёнка, чтобы отдать нечистой силе чужого, а своего. утаить. Все эти подмены новорожденных в царской семье, конечно, вызовут подсознательном недоверие к власти и священнослужителям. Допустим, что это тогда было в русле политики партии, но сейчас уже такая постановка вопроса не кажется правильной.
В подмене ребёнка участвует жена священнослужителя, тоесть недоверие к работникам религии усиливается. У неё есть немного совести, но совсем немного. Внешне служители религии неприятные. В конце фильма, когда Варвара, гладко причёсанная и красивая вылезла “с того света”, попадья жутко всклоченная и ужасная имеет с ней явное противопоставление.
Подмена не удалась, но царь этого не знает. Считается сына не своим, воспитанием его не занимается. Воспитанием царевича занимается мать. Она воспитывает в царевиче все отрицательные качества, которые только могут быть в мужчине. Он избалованный, изнеженный, лживый, грубый, трусливый….всего не перечислить. Мать не заложила в сыне ни одного положительного качества. Полная дискриминация материнского воспитания.
Отец больше занимается рыбацком сыном, которого он считает своим. Этот юноша полностью положительный герой. Полное противопоставление материнского и отцовского воспитания, которые должны дополнять друг друга, а не противопоставляться.
У водяного, с которым повстречался царь, тем временем подрастает дочь. Девушка-колдунья, дочь нечистой силы, необыкновенно красива и приятна. Её воспитанием занимается старушка-утопленница. Да, именно утопленница, покончившая жизнь суицидом, представлена как наилучшая воспитательница и наставница молодой девушки. Старушка так приятна, что и суицид станет для ребёнка, который смотрит этот фильм, вполне приемлемым явлением. Ну покончила с собой, утопилась, но вот всё-таки не плохо устроилась, даже лучше чем при жизни. Дожила до старости в царском подводном дворце и в поступке своём не раскаялась.
Старушка учит Варвару вязать, у девушки ничего не получается, но с помощью колдовства она легко создаёт большой и красивый ковёр. Варвара вроде как и хочет научиться вязать, но колдовство все-таки удаётся ей намного лучше, а старушка её колдовство хвалит, неодобрительно отзывается о живых людях на земле, которые колдовства не любят. Старушка-утопленница вспоминает только своего Василька, о родственниках, друзьях, подругах, которым ее поступок нанес сильную душевную боль ни слова. Таким образом, зрителю показана несколько однобокая картина мира, где приоритетны только межполовые отношения, а все многообразие человеческих отношений не имеет цены, понятие греха самоубийства не рассматривается. Даже вернее сказать – это грехом не представлено.
У Варвары нет матери и она даже не упоминается. Конечно, представить её, так называемого папашу, с какой-то женщиной трудно, но все-таки она ведь заявлена, в этом фильме, как дочь.
Конечно, возникает вопрос где мать Варвары, можно предположить, что она тоже утопленница, раз все кругом утопленники. Бррр….
Варвара создаёт ковер для утопленников-пиратов, которые на службе у её мохнатого папаши. Пираты представлены очень забавно, они поют и танцуют. Они показаны так, что их разбойные дела не осуждаются, а представлены забавно и весело.. Разбойникам, очень красивая девушка Варвара, дарит ковёр, таким образом преступления поощряются.
Варвара, по внешности очень похожа на панночку из фильма Вий, но в отличии от панночки, она просто хочет любви живого человека. Хочет вырваться к людям с того света. И ей это удаётся. Обставлено это все очень романтично, но по сути жутковато.
Она встречается с главным положительным героем, сыном рыбака и он мгновенно влюбляется в колдунью. Она превращается то в мышку, то в белку, то в птиц с человеческим лицом, но это все юношу не пугает. Молодой человек влюбляется в девушку ” с того света” и это представлено очень романтично. За что он её полюбил непонятно, выходит за то, что она представительница потусторонних тёмных сил.
Белые березки, распускающиеся цветы, цветастые сарафаны, народные песни, милые старушки, красивые актеры, захватывающий сюжет-все это позволило проглотить горькую пилюлю в сладкой обёртке.
Могу сказать, что эта Варвара самое трогательное зомби нашего кинематографа и выход нечистой силы к людям обставлен очень романтично и душевно.
Для, ребёнка в этом фильме смешивается понятие жизнь и смерть. Его учат не боятся смерти, а в образе девушки “с того света” смерть даже полюбить.
В фильме показано полное неуважение детей к родителям (Андрей, царский сын, Варвара, дочь водяного). Дети не слушают родителей. Водяной все время называет Варвару “непокорная дочь”, а толстый царевич, ждёт не дождется смерти царя.
Все взрослые персонажи, за исключением Андрея, рыбацкого сына-отрицательные. Рыбак,отец Андрея не показан, мать представлена мельком. Можно предположить, что они положительные персонажи, но только предположить.
Помню как этот фильм показывали в кинотеатре, во времена моего детства, зал был переполнен. Некоторые дети, и я в том числе, ходили на него по нескольку раз. Бедные наши детские головки, как они это все вынесли. И как это вынесут современные детишки? И чему этот фильм их научит?
-Про что фильм, спрашивала меня бабушка. А когда я ей рассказывала, то она крестилась). Тогда я ее не понимала, а теперь очень даже понимаю.
Родится у этой Варвары ребеночек, а ну как будет он походить на её папашу).

Киносказки знаменитых советских режиссеров Александра Роу и Александра Птушко знают все советские дети, а цитаты из этих фильмов стали культовыми. "Не принцесса - королевна!", "Упитанный, а невоспитанный", "Тепло ли тебе, девица?" - как сложились жизни актеров, из чьих уст зрители впервые услышали эти знаменитые фразы?

Legion-Media; EastNews; PersonaStars

Александр Хвыля

Легендарный Морозко был главным советским Дедом Морозом, традиционно выступая на кремлевской елке. Но в юности он и предположить не мог, что когда-то в самом деле станет актером. Его овдовевшая мать в одиночку воспитывала пятерых детей, так что после окончания железнодорожного училища Хвыля сразу начал работать: секретарем, весовщиком, конторщиком, счетоводом. И все же он не оставлял занятия в драматической студии, и в 1924 году был принят на службу в Государственный украинский театр, откуда перешел в Харьковский театр имени Шевченко. С началом войны артист начал сниматься в кино и прославился благодаря сказочным образам в картинах Александра Роу.

Наталья Седых

Светлана Орлова

Еще одна балерина, попавшая на большой экран, - красавица Светлана Орлова, сыгравшая Аленушку в фильме Роу "Финист — Ясный сокол". Из кино Орлова попала в советский модельный бизнес и в 80-х годах работала манекенщицей при Внешторге. В 90-х годах Светлана открыла для себя аэробику и стала руководить фитнес-клубом.

Эдуард Изотов

Актерскую карьеру Изотова прервала трагическая случайность: в 1983 году артист с женой были задержаны при обмене валюты - в советское время это считалось уголовным преступлением. Оба супруга получили по три года тюрьмы, что сказалось и на психике, и на физическом состоянии Изотова. После освобождения в течение нескольких лет актер перенес пять инсультов, после чего уже стал забывать текст и не мог продолжать работу в театре. После вынужденного выхода на пенсию состояние Изотова резко ухудшилось. В последние годы жизни он перенес несколько операций, с трудом передвигался и разговаривал, порой не узнавал близких.

Павел Павленко

После насыщенной театральной жизни и работы в кино в 1976 году Павленко вышел на пенсию, и о его жизни после завершения актерской карьеры почти ничего не известно. Актер скончался в одиночестве.

Вера Алтайская

Глядя на вредных и хитрых героинь Алтайской в кино, трудно предположить, что актриса была яркой и остроумной красавицей. При этом артистка сознательно выбирала характерные роли неоднозначных персонажей, в которых наиболее удачно раскрывался ее талант. В последние годы жизни Алтайская не могла побороть зависимость от алкоголя. Это стало причиной расставания с мужем, испорченных отношений с дочерью и в итоге тяжелой болезни и гибели.

Георгий Милляр

Георгий Милляр, урожденный де Милье, родился в семье аристократов - французского инженера Франц де Милье и наследницы иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлевой, овдовевшей, когда Георгию было три года. Мальчик воспитывался гувернантками, изучал музыку и языки. Милляр свободно владел немецким и французским языками, но в советское время не афишировал это. В 1917 году он с матерью остался без средств, их московскую квартиру превратили в коммуналку, выделив семье одну комнату, а дом в Геленджике, где вырос артист, отобрали. Окончив школу, Георгий изменил фамилию Милье, чтобы не вызывать лишних вопросов, и вернулся в Геленджик, где прошло его детство. Там он дебютировал на сцене очень неожиданным способом: устроившись в театр бутафором, однажды уговорил руководство позволить ему подменить заболевшую актрису, игравшую Золушку! Милляр начал работать на сцене, после перебрался в Москву в театр им. Маяковского, стал пробоваться на роли в кино и в итоге начал работать с Роу в его сказках, которые и принесли артисту славу. При этом Милляр продолжал жить с матерью в коммуналке и не заводил романов. Вокруг отсутствия личной жизни у актера ходили разные слухи. Одни списывали это на травму молодости из-за измены первой жены, другие говорили, что Милляра не интересовал брак, так как он знал, что не может иметь детей. Конечно, актеру также приписывали и нетрадиционные предпочтения в выборе партнеров.


У Николаева были проблемы с сердцем. Фото: kino-teatr.ru

Всего в его фильмографии около полусотни ролей. Обычно он играл пекарей, поваров , царевичей, стражников.


Актер скончался в Москве на 70-м году жизни. Фото: kino-teatr.ru

Как рассказали его друзья, полгода назад Сергею сделали операцию на сердце — шунтирование. Два месяца он провел в Боткинской больнице. Дело шло на поправку. Но 2 мая пришлось вызвать скорую. Сергей сам позвонил в неотложку, жаловался на сильную одышку. Бригада медиков доставила его в реанимацию, где он и скончался спустя две недели.


Обычно Николаев играл пекарей, поваров, царевичей, стражников. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

После смерти матери пять лет назад, Сергей Николаев жил один. Ни жены, ни детей у него не было. Из близких родственников — только племянники.

Варвара-краса, длинная коса (ПЕСНЯ) - Ладушки, ладушки!.Варвара-краса, длинная коса (ПЕСНЯ) - Ладушки, ладушки!

Не того опасайся, кто не подумавши скажет. Не того опасайся, кто не подумавши скажет.

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:




  • Подписка

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru

  • Беларусь
  • Бишкек
  • Казахстан
  • Молдова
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Белгород
  • Биробиджан
  • Благовещенск
  • Брянск
  • Владивосток
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Донецк
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Камчатка
  • Кемерово
  • Киров
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Крым
  • Курск
  • Липецк
  • Магадан
  • Москва
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Орел
  • Пенза
  • Пермь
  • Псков
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Сахалин
  • Севастополь
  • Северный Кавказ
  • Смоленск
  • Сыктывкар
  • Тамбов
  • Тверь
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Чита
  • Чукотка
  • Югра
  • Якутия
  • Ямал
  • Ярославль

Рассмотрим более подробно актерский состав данной киноленты.

История создания кино

Съемки киноленты происходили на берегу Москвы-реки, так что съемочная группа даже не покидала пределов Московской области. А между тем, благодаря работе режиссера и его команды, создавалось впечатление, что все происходит в какой-то волшебной стране с необыкновенными пейзажами.


И снова этот актер исполнял роль нечисти…

Ни один фильм Роу не обошелся без этого артиста.

Иногда Георгий Францевич Милляр играл даже несколько ролей в одном фильме. Кем он только не был! И Бабой-Ягой, и Лягушем, и Чертом!

Список можно продолжать бесконечно. В этот раз он сыграл в фильме роль Чудо-Юдо – царя морского, немного свирепого и беспощадного (каким и полагается быть морскому чудовищу), но милого и вполне симпатичного злодея, отца главной героини – красавицы Варвары.


Что и говорить – эта роль полностью состоялась.

Главная героиня

На роли главных героинь Роу всегда удавалось выбирать прекрасных девушек. При этом красота их была какой-то глубокой не столько телесной, сколько душевной.

Эта особенность и делала его главных героинь восхитительными.

Не исключением была и Татьяна Николаевна Клюева, исполнившая роль красавицы и умницы Варвары.


Вся страна поразилась, как легко и смело юная актриса справилась с трудным заданием. Казалось бы, теперь эту девушку ждала большая слава и много еще ролей в кино. Однако Татьяна Николаевна поступила, как настоящая красавица Варвара. Она пожертвовала своей профессией ради любви, вышла замуж и полностью посвятила себя семейной жизни. Сейчас она живет в городе Севастополе, потому что муж ее – моряк дальнего плаванья.

Два Андрея – царевич и рыбацкий сын

Оба актера справились со своими ролями блестяще. Один сыграл упитанного, но совершенно невоспитанного царского отпрыска – изнеженного, ленивого и самолюбивого, другой же исполнил роль русского доброго молодца – прекрасного телом и душой, настоящего мужа красавицы Варвары.


Вторая роль досталась Алексею Катышеву. Этого молодого человека Роу случайно увидел на киностудии. Алексей окончил курсы звукорежиссеров и не мечтал о работе в кино. У Роу он сыграл в разных фильмах две свои звездные роли – добра молодца Василия и Андрея, рыбацкого сына.

Судьба этого актера сложилась трагично. После смерти Роу он остался невостребованным. Семейная судьба тоже приносила не только радости, но часто и разочарования. Работал Алексей водителем. Родственники обманом лишили его жилья. Скончался он на 57-м году жизни от побоев и тяжелой болезни.


Царь и его свита

Роль царя в сказке исполнил всем известный комедийный актер Михаил Пуговкин, который и раньше снимался у Роу в подобных фильмах.

Обладающий необыкновенным чувством юмора, пластичностью и ярким актерским дарованием, Пуговкин смог полностью выполнить лежащую перед ним актерскую задачу – сыграл несколько наивного, глуповатого и добродушного антипода Чудо-Юда.

Актер Анатолий Кубацкий исполнил роль дьяка Афони – хитрого и каверзного слуги наивного царя, который и замыслил несостоявшийся обмен младенцев. Судьба актера сложилась достаточно удачно и в личном, и в профессиональном плане. Он прожил долгие 93 года и смог воплотить на экране множество ярких ролей.


Такую же долгую профессиональную и реальную жизнь прожила актриса Лидия Королева, сыгравшая жену Афони – Прасковью.

Вспомним еще об одной уже немолодой и известной на ту пору актрисе – Варваре Поповой, которая сыграла няньку Варварушки. Эта замечательная русская театральная актриса во второй половине своей жизни сыграла и немало ролей в кино.

Все, кто смотрели этот фильм, помнят роли самых настоящих и достаточно свирепых пиратов. Роли эти комичные, а сами пираты всегда сливались у зрителя в один образ, представленный в 4 лицах.

Этими лицами стали актеры Александр Хвыля, Лев Потёмкин, Аркадий Цинман и Исаак Леонгаров.

Первый из них, А. Хвыля, был народным артистом РФССР, очень известным актером, сыгравшим множество ролей в театре и кино (кстати, это он исполнил роль Морозко в другой картине Роу).

Лев Потёмкин был актером оперетты, снимавшимся и в кино. Именно он участвовал в создании другой сказки Роу - о Финисте – Ясном Соколе.

Аркадий Цинман являлся актером МХАТа, который тоже позволял себе время от времени блеснуть и на экране.

Исаак Леонгаров – актер московской оперетты.


Неудавшиеся женихи

Среди ролей киноленты есть также комедийные роли отвергаемых женихов. Таких женихов-самосватов сыграли Борис Сичкин, Иван Байда и Роман Юрьев.


Веселая старушка и великая сказительница

Веру Алтайскую, происходившую из интеллигентной семьи и любившую с юности сцену, прославили именно отрицательные роли в фильмах Роу. Кого только она не сыграла у него! А вот роль веселой маленькой старушки была все-таки положительная. Несмотря на то что актрису было практически не видно, справилось она с ней просто замечательно!

Анастасия Зуева прожила долгую и плодотворную жизнь. Происходила она из крестьянской среды, может быть, поэтому в театре и кино ей всегда особо удавались роли простых героинь из народа. Благодаря ее участию фильмы Роу всегда были пронизаны русским народным духом и удивительной атмосферой доброй сказки, где всегда зло будет повержено, а благородные герои обретут счастье и заслуженную награду.


Значение работы Роу

В чем же секрет его успеха?

Часть из этих актеров сегодня уже покинули этот мир, однако их лица, запечатленные на киноленту, до сих пор живут среди нас. Они улыбаются, смеются и рассказывают детям прекрасную сказку о любви и победе добра над злом.





СИМФЕРОПОЛЬ, 23 июл – РИА Новости (Крым). В Крыму прошла часть съемок фильма "Варвара-краса, длинная коса". В 1969 году картину снял режиссер Александр Роу, который создал множество известных советских сказок, в том числе "Морозко", "Финист – Ясный Сокол", "Кощей Бессмертный", "По щучьему велению" и другие.


В фильме были задействованы несколько известных актеров. Так, в роли царя Еремея выступил Михаил Пуговкин ("Спортлото-82", "12 стульев"), а подводного царя Чудо-Юдо сыграл Георгий Милляр ("Марья-искусница", "Василиса Прекрасная").


Экранной дочерью Милляра по имени Варвара стала Татьяна Клюева ("Звонят, откройте дверь", "Акваланги на дне"). Рыбацкого сына Андрея Елисеевича, в которого влюбляется героиня, в картине воплотил Алексей Катышев ("Огонь, вода и… медные трубы", "Весенняя сказка"), а его тезку, царского сына – Сергей Николаев ("На златом крыльце сидели", "После дождичка в четверг").



В Крыму съемки "Варвары-красы" проходили на Южнобережье. Так, натурой для сказочного царства послужили Никитская расселина и гора Ай-Петри. К слову, в этих местах Роу снял несколько своих сказок. Поэтому не удивительно, что на ЮБК есть скалы, которые называют в честь режиссера.



"Как-то снимали на горе Ай-Петри сцену, в которой нужно было проскакать на конях. Из молодых артистов никто не мог сесть на коня. И когда я сел и проскакал, Роу обомлел и говорит: "Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат. Надо учить актеров, чтобы они могли и прыгать, и на лошади скакать. Артист должен все уметь делать в кино", – вспоминал актер.

Помимо Крыма, съемки фильма проходили в Подмосковье и павильонах студии им. Горького.



Фильм снят по мотивам сказки Василия Жуковского "Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери". Премьера картины состоялась 30 декабря 1970 года.

Песню "Жил-был у бабушки серенький козлик" до "Варвары-красы" Милляр сначала исполнил в другой сказке Роу – "Королевство кривых зеркал".


Помимо роли морского царя, Милляр сыграл в одном из эпизодов фильма музыканта-балалаечника.

В картине был задействован художественный руководитель киножурнала "Ералаш" Борис Грачевский. Именно его рука, появляясь из тазика, напоминает царю о должке.


  • Политика
  • Экономика
  • В мире
  • Общество
  • Культура
  • Мнения
  • Интервью
  • Мультимедиа
  • Опрос
  • Международный мультимедийный пресс-центр
  • Мультимедийный пресс-центр в Крыму

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640.

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие "Международное информационное агентство "Россия сегодня" (МИА "Россия сегодня").


- Борис Юрьевич, расскажите о своем первом свидании с Крымом?

- О! Первое свидание с Крымом было удивительным! Я с Александром Артуровичем Роу поехал снимать крымскую экспедицию картины "Варвара-краса, длинная коса". Роу был абсолютно верен своим кинематографическим традициям: каждую картину он обязательно снимал в Звенигороде и непременно в Крыму. Эти свои съемочные точки он никогда не забывал, недаром в Ялте даже есть скалы, которые называют "Скалы Роу". Это была моя первая поездка на полуостров, очень важная для меня. Я взрывался от счастья, даже не столько от Крыма, сколько от такой творческой работы. Но Крым волей или неволей на меня действовал, и для меня полуостров просто соединился с великим сказочником, с Ялтинской киностудией, с этими немыслимыми горами и скалами: Красный камень, Ай-Петри, На скалу "Красный камень" тогда никого не пропускали, а нас пустили. Потом я очень долго вертелся со всякими фокусами, затем была загадочная команда: "Найди голубей", а в Крыму в тот момент голубей вообще не было и я ездил по всему полуострову, собирал этих голубей, из них делали чучела. В общем, это такая была работа колоссальная и разнообразная! То вдруг нужен был сухой лед, который исчез и мы ездили за Симферополь, на заводы, нашли лед, чтобы во время съемок все пузырилось. И для меня, 19-летнего пацана, это, конечно, было сумасшедшим счастьем… Мы как раз в ближайшее время едем в Крым праздновать 45-летие "Варвары-красы. Из всей "Варвары-красы" остался только Сергей Сергеевич Николаев, "упитанный, но невоспитанный", Танюша Клюева - Варвара-краса, которая живет в Севастополе, и я. Мы вместе с Ириной Константиновной - вдовой Михаила Ивановича Пуговкина, сыгравшего в фильме роль царя Еремея, будем отмечать юбилей фильма.

- Расскажите подробнее о роли, которая досталась Вам в фильме-сказке?

- Да, это та еще роль! (смеется). Я смеюсь, но она оказалась знаменитой. Это почти анекдот: мы заканчивали съемку, художник и оператор поставили огромный таз, внутри была вклеена рука, камера находилась сверху и надо было подлезть и управлять этой рукой. И никто не хотел этим заниматься, все художники были в возрасте, а я был, на удивление, по тем временам очень худенький, хоть сейчас и не верится в это. И я полез туда, засунул руку и стал этим пальцем грозить. Потом выяснилось, что несмотря на то, что я и тут играл и там - лучшая моя роль пока что в "Варваре-красе. " К великому сожалению, все меньше людей видят эту картину, хотя ее часто показывают. Меняются времена, все сдвигается, наверное. Жаль, потому что Роу дольше всех продержался, как мастер сказочного жанра в кино. Как говорят, Роу живет дольше, чем Птушко, хотя один был Народным артистом СССР, а другой - Народный артистом РСФСР. Тот снимал без бюджетов сколько хотел, а Роу ограничивали. Но под Москвой есть сказочный поселок "Берендеево царство". И там среди других скульптур из русских сказок есть и скульптура этой руки. Вот такая история. Крым и "Варвара-краса" - это моя юность, творческое становление. До 25 лет я не расставался со сказками Роу и уехал работать над киножурналом "Ералаш" прямо с картины "Финист - ясный сокол", когда Роу умер так неожиданно для всех нас.


- Каким Вам запомнился Крым советских времен?

- Я после этого столько раз исколесил весь Крым с разными режиссерами, и могу сказать, что это удивительное счастье - Крым зимой. Летом же не протолкнуться - ни гостиниц, ничего… А зимой мы переезжали в "Ореанду", роскошную по тем временам гостиницу, мы гуляли по абсолютно пустынной набережной, в магазинах были деликатесы в большом количестве. Абсолютно пустые рестораны, где играли оркестры, можно было пригласить девушку и даже если в зале всего шесть человек - оркестр играл для них! И воздух этого моря вдыхали, гуляли вечерами. Ялта зимой для меня была каким-то удивительным чудом, просто чудом. Я и Новый год там как-то встречал. Много мы работали с Ялтинской студией и вообще там люди были такие теплые, совершенно непохожие на наших. И каждый год по 3-4месяца бывал в Крыму, это было для меня абсолютно родное место.

- Как Вы относитесь к тому, что Крым стал российским?

- Никак. Объясню: я живу вне границ, я человек мирный, мне эти конфликты совершенно неинтересны. Главное, я вижу, что люди, которые стали россиянами - все рады, вот это я вижу, и этого достаточно. Для меня лишь бы Ялта цвела, а не гнила, как эта жуткая ялтинская киностудия. Я ни в ту, ни в другую сторону, считаю, что если люди счастливы, то значит всё в порядке. Я там не собираюсь жить, я бываю там по работе, по делам, вряд ли я буду там отдыхать, потому что ближайшие 20-30 лет сервис у нас в стране останется отвратительный, а в Ялте он такой же. И это невозможно, не соответствуют цены сервису. В том числе и питание. Я жил в гостинице "Ореанда", платил сумасшедшие деньги. В Турции я за ту же цену имел бы трехкомнатный номер с видом на море, с террасой, нависающей над водой. Клянусь! Это было что-то страшное, за что ж Вы такие деньги берете? Это несоответствие абсолютное. Я скажу одно - это болезнь всей нашей страны, Это болезнь была и Украины. Сервис - это важнейшая часть нашей жизни, которая приносит людям, работающим в этой сфере хорошие деньги, но несоответствие цены и сервиса - 100-процентное. Это ужасно, очень грустно и печально. И как это исправлять - не знаю.


- Будут ли изменения в Крыму из-за того, что он стал российским?

- Я надеюсь, что он посвежеет, станет ярче, будет еще лучше, потому что огромное количество чудовищных, каких-то жутких гнилых домов отдыха, санаториев, которые имеют несоразмерно огромную площадь, Значит, владельцев надо облагать огромными налогами, чтобы слабые люди уходили, а серьезные приходили и делали из этой лабуды настоящий курорт. Ну, невозможно так безобразно себя вести и держать эти территории. Эта земля - золото, она должна быть красивой, современной, настоящей. И весь берег Крыма должен быть великим и радостным, Что-то исправили, конечно, что-то сделали, но такое количество ужасного… И это касается Севастополя тоже. Не знаю, может быть, я не имею права критиковать, но я так хочу, чтобы Крым, при своей природе, был еще и современным. И когда я вижу ухоженные дома, когда я вижу, в первую очередь, ухоженные церкви, я понимаю, что у людей есть уважение не только к вере, а вообще к себе. Надо не уважать себя, чтобы дома грязные были и кривые, Если вы у человека видите грязную рубашку, то вам становится противно. Вот так же противно смотреть на грязные дома. Я по этой улице Дражинского пройду - у меня настроение портится: столько там этих мелких улочек и жутких "заведюшек", каких-то кривых домов. Ну что это такое!

- Над чем Вы сейчас работаете кроме "Ералаша"?


- Я много лет уже мечтал сделать фильм, писал сценарий, написал, сделал, мне помогали драматурги записать все, что я придумал. В результате получилась картина, которая называется "Между нот или Тантрическая симфония." Главные роли сыграют Андрей Ильин и Янина Мелехова. Это фильм о любви людей с большой разницей в возрасте. Он - композитор, а она - простая девчонка. В общем, любовь с грустным финалом.

Читайте также: