Рай заполнен раковыми больными игумен киприан ященко о св паисии святогорце

Прп. Порфирий Кавсокаливит

Зачастую приходится слышать, в том числе и от священнослужителей, что онкологические заболевания это удел духовно ущербных людей. Конечно же, это говорится несколько мягче. Мол, рак связан с духовностью человека, с его греховностью, болезнью души и т.д. Сразу же возникает вопрос. Так ли это на самом деле? И имеют ли отношение к духовно ущербным людям такие болезни как: заболевания сердечно сосудистой системы, эндокринные заболевания, ЛОР болезни и др.? Болели ли раком наши святые угодники?

Если придерживаться свято-отеческих традиций и православного учения Святых Отцов, то получим обезоруживающе простой ответ на эти вопросы. Все болезни, так или иначе, связаны со страстями и грехами человека, и можно предположить, что наши святые, будучи людьми, могли болеть раком. Однако грех и святость понятия не совместимые. Поэтому в случае с болезнями святых угодников Божьх нужно понимать, что не всегда болезнь связана с грехом, а бывают исключения из правил и замысел Божий, Его воля не ведомые нам. Так же известно, что наши святые вымаливали и брали на себя грехи мира, смертельные болезни людей, уподобляясь Господу нашему Иисусу Христу распятому за нас. В Символе веры сказано, что Иисус Христос распят за нас потому, что Своей крестной смертью Он избавил нас от: греха, проклятия и смерти. Посмотрим, как об этом говорится в Священном Писании.

В связи с тем, что мне не удалось найти в доступных источниках ответы на ранее поставленные вопросы, был вынужден искать объяснения самостоятельно. И оказалось, что гипотеза о том, что святые угодники Божьи могли болеть раком, оказалась верной.

В результате проведенного исследования было установлено, что раком болели: прп. Иосиф Волоцкий (заболевание головного мозга), свт. Нектарий Эгинский (заболевание предстательной железы), прп. Порфирий Кавсокаливит (заболевание гипофиза), прп. Паисий Святогорец (заболевание толстого кишечника), прп. Анастасия Киевская (заболевание молочных желез) [2], прп. Иоанн Кронштадтский (заболевание желудка) [3], святой праведный Алексий Южинский (заболевание кишечника) [4].

Необходимо отметить, что общей чертой этих святых людей было то, что с раннего детства они безвозмездно служили Богу и людям, труженики-подвижники с радостью выполнявшие заповеди Божьи, без каких-либо поблажек для себя, без просьб к Творцу об исцелении от своих смертельных болезней и немощей. Эти святые угодники Божьи добровольно пошли на крест, дав распять себя за нас, смиренно претерпевая лишения, клевету и телесные скорби, подражая горячо любимому ими Господу Иисусу Христу, нашему Спасителю.

Кроме этого оказалось, что в Греции свт. Нектария Эгинского очень любят и почитают как у нас в России прп. Серафима Саровского. Так же особо почитают наших современников, святых Афонских старцев прп. Порфирия Кавсокаливита и прп. Паисия Святогорца.

Таким образом, утверждение о том, что рак это духовная болезнь, как мы видим, оказалось не верным. В каких-то случаях эта болезнь встречается и у святых угодников, будучи исключением из правил или замыслом Божиим неведомым никому из нас.

1) кутежный (разгульный): взять от жизни за оставшееся время все, что только возможно. По этому пути, чаще всего, идут люди неверующие, потому что считают, что за порогом этой жизни ничего нет, кроме небытия;

2) разумный (рациональный): больной осуществляет попытку излечения с помощью врача, доверяет врачу, его профессионализму, верит в лекарства и медицину, т. е. стремится помочь своему больному телу;

Считаю, что лучшим выбором онкобольного является объединение разумного и небесного направлений.

Разные люди: паломники, духовные чада и монахи задавали вопросы старцу Паисию, на тот момент уже смертельно больному раком толстого кишечника, приносят ли телесные болезни пользу человеку? Приведу ответы прп. Паисия Святогорца на эту тему.

Доктор биологических наук и кандидат медицинских наук Слёзин Валерий Борисович (сотрудник Института мозга имени Бехтерева, заведует лабораторией) установил, что у молящихся православных людей были зафиксированы на энцефалограмме совершенно не известные до этого науке волны, которые излучает мозг. Можно сказать, что во время молитвы у православного человека мозг как бы отключен: он бодрствует, но он отключен.

Ритм этих волн при молитве в мозге замедлен, как если бы человек спал, отдыхал. Отличие есть, но все же…

К сожалению, мы не знаем о чудесных случаях исцелений от рака, которые случаются ежедневно. потому что никто не ведет их учет.

ССЫЛКИ



Архимандрит Кирилл (Павлов)


О том, как думает смиренный человек, можно прочесть в дневнике убиенного иеромонаха Василия (Рослякова; 1960–1993) из Оптиной пустыни: «Ты видишь, что все вокруг достойнее тебя, честнее, праведнее, смиреннее, чище. И радостно от того, что они не презирают тебя, последнего, убогого, не гнушаются общением с тобою, но разговаривают с тобою, как с равным, рядом с тобою сидят за столом, вместе с тобою ходят в храм и никогда ни делом, ни словом, ни взглядом не позволяют себе указать на твое недостоинство и нечистоту. Но терпят тебя рядом с собою, покрывают недостатки, ошибки, грехи, милосердствуют и даже иногда просят исполнить какое-либо послушание, тем самым оказывая особую честь, оказывая внимание и возводя в достоинство слуги и иногда даже друга.


Преподобный Амвросий Оптинский

Я несколько раз наблюдал, как только начиналось осуждение кого-либо из священников или обсуждение недостатков, которые случаются в Церкви, отец Кирилл сразу же уходил. Вот стоят кружком, разговаривают, но как только касались этой темы, отец Кирилл начинал куда-то спешить, молча удалялся, никому никаких замечаний не делал, никого не обличал, никогда не участвовал в этих обсуждениях.


Преподобный Сергий возделывает огород

Святитель Игнатий (Брянчанинов) критикует смиреннословие, выставление смирения напоказ ради одобрения людей. Ложное смирение, по его словам, проистекает от тщеславия.

Для того чтобы смирение не было ложным, нужно избегать смиреннословия и стараться не выделяться среди окружающих, скрывать праведные поступки. Не должно также самому вызываться на исполнение низких дел, но когда повелят что, не противоречить, а исполнить с послушанием.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Старец Паисий Святогорец


Труды Преподобного Сергия

В Петербурге мне приходилось несколько раз встречаться с одним протоиереем, очень благочестивой жизни. И он рассказывал, что в академии учился вместе с будущим Святейшим Патриархом Алексием. Они жили в одной комнате. И он каждый день смирял будущего Патриарха. Он был на несколько месяцев старше будущего Патриарха и, пользуясь этим, говорил: ты меня должен слушаться. А Алексий такое поношение сносил со смирением, никак ему не отвечал. Но когда стал Патриархом, много раз вспоминал своего соседа с благодарностью: дескать, был человек, который действительно его научил смирению. И вот этот батюшка мне показывал несколько папок: на каждый праздник Патриарх Алексий лично, своей рукой подписывал ему открытку. По пять–шесть раз в год – на Пасху, на Рождество, на Троицу – он его все время благодарил за воспитание смирения.


Игумен Киприан (Ященко)

Поскольку смирение есть свойство Христа, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина, или смирение лишь тогда воцарится, когда в ней изобразится Христос. Именно поэтому смирение невозможно без Причащения – соединения со Христом. Вот внутренняя сторона этой духовной добродетели.

— Всего две записи на кинопленку отца Паисия уцелели. Известно же, как он требовал, чтобы засвечивали пленки, фотографии с его изображением. У него и так прижизненная слава была огромная, и он не хотел еще больше увеличивать свою популярность. Судите сами: приплывал корабль на Афон, на берег сходили сто паломников. Девяносто из них шли к отцу Паисию, и десять — по всем другим монастырям. А эти вот записи каким-то чудом сохранились и дошли до нас. К нам эти записи пришли спонтанно и, наверное, чудесно. Качество у документальных кадров не очень высокое. И все же это запись живого отца Паисия, она дает нам представление о его облике, о манере общения. Вот почему я эти кадры, несмотря на низкое качество съемки, включил в кинокартину.


Игумен Киприан (Ященко).

— Как возникла идея снимать фильм о старце Паисии Святогорце?

— Идея возникла не у нас. Было дано благословение Афонских старцев, чтобы мы экранизировали житие Паисия Афонского. Мы удивились: почему русские должны рассказать миру о греческом святом? На Афоне мне объяснили так. Отец Паисий — вселенский святой, а самый вселенский народ сегодня — русские. Греки с их национализмом на некоторые проблемы смотрят слишком узко. Так вот пришлось мне, русскому монаху, браться за дело. Мы попытались рассказать современному человеку о монахе Паисии в жанре путешествий по его местам и в жанре реконструкции событий его Жития. Да, был заказ от Афонских старцев, но и такой же заказ на фильм был от нашего государства Российского. Так мы поехали в Грецию снимать фильм.

Когда начали съемки, старец еще не был канонизирован, но было чувство, что Церковь его скоро прославит в лике святых. Во многих храмах Греции уже были написаны его иконы, но на них еще не было нимбов. Ждали прославления, чтобы нимб сразу дописать. Мы постоянно чувствовали близость к нам отца Паисия, ощущали его незримое участие в работе над фильмом. Часто обстоятельства складывались так, что по земным понятиям было невозможно снять что-то, попасть куда-то, а здесь вдруг все двери перед нами открывались, нужные люди сами к нам приходили. Вот только один пример.

— Я распоряжусь, что все полицейские в Греции, как только сверят номера ваших кинокамер, убедятся, что это вы, и не станут чинить вам никаких препятствий во время съемок.

Потом он по телефону связался со своим знакомым, лично знавшим отца Паисия. Договорился, чтобы он рассказал нам о подвижнике.

— Довольны вы своим фильмом?

— Всегда хочется большего. И мы к этому большему стремимся. Работа над фильмом продолжается. Впереди еще несколько серий.

— Отец Киприан, я больше знаю вас как журналиста, газетчика. А давно вы снимаете фильмы?

— Отец Арсений — собирательный образ или у него есть конкретный прототип?


Одна из немногих фотографий Паисия Святогорца.

— Старец Паисий был монахом, он не принял священный сан. Почему?

— Это особенность его духовного делания. Но еще ведь надо не забывать, что у него было всего два класса образования. Семинарий и академий он не кончал. Хотя ученые и богословы обращались к нему за советом, как написать диссертацию, научную статью. Я знаю таких ученых из университета в Салониках. Но у старца Паисия было сильно практическое богословие. Он помогал очень многим людям и не имея священного сана. Ему Бог и так все открывал.

— Я встречался с вами больше пятнадцати лет назад. Тогда вы тоже были простым монахом. И далеко не сразу приняли священный сан…

— Почему такая любовь в России к греческому святому Паисию Святогорцу?

— У него ведь на Афоне духовник был русский, отец Тихон. Потому и какие-то русские черты свойственны отцу Паисию.

Его и при жизни почитали святым, и после смерти его почитание очень сильно. Но я считаю, должно пройти еще лет двадцать по крайней мере, чтобы мы поняли, кто такой старец Паисий. Про этого духовного гения я слышал на Афоне такие слова, что такие святые, как отец Паисий, являются раз в семьсот лет. Отсюда и такое небывалое его почитание.

Наша съемочная группа присутствовала в Суроти на могиле святого Паисия, в день его памяти 12 июля (н. ст.). Его могилу посетило в тот день до трехсот тысяч человек! Вы знаете еще такого святого? Даже на день памяти Преподобного Серафима Саровского 1 августа в Дивеево приезжает до 30 тысяч человек. Мы два года назад в Лавре серьезно готовились к празднику — 700-летию со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского. Президент приехал с большой свитой, Крестный ход был — событие национального масштаба! В празднике приняло участие 150 тысяч человек. А тут — 300 тысяч паломников за день! Но дело даже не в этом. Просто удивительны те духовные дары, которыми обладал святой Паисий.


Икона преподобного Паисия.

Митрополит Неофит пришел к старцу Паисию юношей, и тот рассказал ему всю его будущую жизнь, сказал, что он будет на Кипре жить, станет Митрополитом, и даже сказал, какой он смертью умрет. И вот Митрополит Неофит живет и видит, как пророчество Паисия о нем сбывается. Это ли не великий святой!

Еще отцу Паисию было открыто, что эта болезнь дана от Бога и лекарство от нее всем известно. Все сидящие в зале знают это лекарство, даже детям оно известно. Но Господь нам закрыл на это лекарство глаза. Даже медицинские лаборатории, которые огромные деньги тратят, чтобы найти лекарство от рака — не могут его найти. Это лекарство откроется, но не через ученых, а через простых людей, наука таким образом будет посрамлена. Эта болезнь станет легко излечимой. Но это будет знаком, что после того, как откроется лекарство от рака, вскоре в мир явится антихрист. Тогда человечество будет спасаться уже по-другому — терпением страданий, которые будут испытывать от антихриста. (Известный московский подвижник протоиерей Михаил Труханов (2006 г.) лично мне говорил о том же , — что раковая болезнь может быть легко излечима. Но Бог до времени закрывает людям глаза на этот простой рецепт. Во время заключения в ГУЛАГе отец Михаил неоднократно исцелял раковых больных. Об этом см. здесь — А.Ж.)

— Что вас привлекает в документальном кино?

— Расскажите о следующих сериях вашего фильма.

— Для восьмой серии мы написали сценарий, потом заменили на другой. А потом пришлось от сценария вовсе отказаться. Просто мы поехали в Коницу, на родину старца Паисия. Нас пригласили на праздник в его честь, мы вообще в этом году попали на целый каскад празднований в честь Паисия Святогорца. В Конице мэр города выделил нам для съемок даже свой кабинет, мы там засняли много людей, которым старец оказал помощь, как-то направил в жизни. А уже 11 и 12 июля у его мощей в Суроти съемки шли днем и ночью. На празднике многие люди подходили ко мне за благословением. И я подумал, а почему бы мне у каждого из них не спрашивать, зачем он пришел на праздник. И мне стали рассказывать удивительные истории, каждый — свою. Нам не хватило в кинокамерах аккумуляторов для записи, поскольку рядом с нами собралась огромная толпа. И каждый был со своей историей! Всех я выслушать и тем более в фильм вместить не мог. Но зато понял, что это огромная неподдельная любовь. Этот человек мог как-то прикоснуться к человеку и сказать буквально одно слово или бросить в его сторону один взгляд — и этим на 180 градусов развернуть всю его жизнь.

Среди этих людей были такие, кто мучился и никак не мог разрешить какую-то проблему, и вот соприкоснувшись со старцем Паисием, они мгновенно получали ответ. Он давал им направление на всю последующую жизнь.

Нам помогал снимать волонтер из Сочи, Дима, он начинающий оператор. Еще в прошлый раз на съемках он нам помогал. За это время он по благословению афонского старца женился. Ему на прошлых съемках было дано благословение в самое ближайшее время жениться. Буквально в течение месяца-двух. И что же? Он при необычных обстоятельствах (не буду пересказывать будущий фильм) встречает девушку, делает ей предложение, они женятся. Так вот во время съемок фильма о старце Паисии создалась Православная семья. Мы этот случай положили в основу сценария. Паисий был монах. Но он многим помог создать крепкие семьи. Об этом мы хотим рассказать в кинофильме.

Такой любовью отец Паисий мог расположить к себе любого — верующего и неверующего, ему было все равно, кто к нему, какого звания и состояния, приходит. Он чувствовал, что это за человек и что ему нужно сказать, чтобы направить ко спасению его дальнейшую жизнь.

На Афоне началась такая традиция, потом она перекинулась и в Россию — по воскресеньям в 20.30 по московскому времени читать Паисию Афонскому молитву или — у кого есть такая возможность — акафист этому святому. Так уже многие читают на приходах, и некоторые монастыри так молятся. Молитва, которую следует читать, находится в конце акафиста. Эта молитва по соглашению очень действенна. И люди вскоре чувствуют помощь святого.

Мне пришлось самому принять участие в съемках фильма. И пришлось, как говорится, попасть в кадр. Теперь меня люди всюду узнают, на вокзалах, в аэропортах подходят, говорят, что видели меня в фильме о старце Паисии. И вот рассказывают мне случаи помощи старца Паисия. Особенно много таких историй про автомобильные катастрофы, когда на больших скоростях машины сталкивались, но все каким-то чудом оставались живы. Это им помог святой Паисий! Одни даже видели, как некий человек эти врезавшиеся машины растаскивал. Когда я им подарил маленькие иконки старца Паисия, они сказали: да, да, это он и был! Несколько случаев мне рассказали, как люди уже хотели покончить с собой, но им являлся святой Паисий и удерживал их от этого страшного дела. Все это произошло в России! Святой Паисий приходит на помощь в смертельной опасности. Видно, такой дар он получил от Бога. Вот почему так важна эта наша соборная молитва по соглашению святому Паисию. После этой молитвы кому-то он являлся даже не во сне, а наяву. У других не было каких-то явных чудес, но распутывались сложнейшие проблемы и жизнь менялась к лучшему.

Молитва преподобному Паисию Святогорцу

О, святый преподобный и богоносный отче наш Паисие, возлюбленный наш покровителю и богомудрый наставниче, по лествице добродетелей возшедый от бытия земнаго в Царствие Небесное и получивый благодать предстательствовати за ны пред Троном Всемилосерднаго Господа нашего; сице молим тя: отврати нас от пути грехов наших и научи нас Господеви приносити совершенныя плоды покаяния и обновления во Христе душ наших. Отче святый, во дни земнаго жития твоего многия тяжкия болезни и недузи неизцельныя уврачевавый, души от греха и скорбей страждущия исцеливый; ныне же предстоя пред Богом, преклони Его милосердие к нам, да твоего предстательства ради исцелит и нас, с любовию чтущих святую память твою, и дарует нам крепость в искушениих, мужество в борьбе с духом злобы, ищущим вечней погибели нашей, да дарует нам прощение всех наших грехов, иже от юности нашея до настоящего дня мыслию, словом и делом сотворихом, да научит нас, что подобает нам творити, дабы выну Ему служити, яко подобает ближним нашим с любовию и смирением служити.

Ей, отче святый, настави нас, по примеру святаго жития твоего, любви и самопожертвования исполненнаго, отвергшись пут греховнаго жития, взыти к Небесным чертогам, идеже восхвалим Всемилосерднаго Триипостаснаго Господа нашего во веки веков. Аминь.


У нас в студии был директор Центра дополнительного образования Московской Духовной Академии, ректор Института экспертизы образовательных программ игумен Киприан (Ященко).
Отец Киприан участвовал в создании документального фильма о святом Паисии Святогорце, и именно об этом святом шел и наш разговор этим Светлым вечером. Мы говорили о том, как сложился жизненный путь старца Паисия, о его духовном опыте, наставлениях и пророчествах.

— Константин Мацан. Добрый вечер!

— Здравствуйте! И мы представляем вам нашего сегодняшнего гостя. Этот час вместе с нами проведет игумен Киприан Ященко. Он директор Центра дополнительного образования Московской духовной академии, доцент академии и ректор Института экспертизы. Отец Киприан, здравствуйте!

— Говорить мы сегодня будем про святого Паисия Святогорца — о его жизни, о его наследии, о его пророчествах. Но прежде — мы выходим накануне замечательного праздника, Введения во храм пресвятой Богородицы. И буквально несколько слов об этом празднике, об этом событии. Отец Киприан, что же мы завтра будем праздновать?

— Да. И поэтому я всех родителей, которые воспитывают своих детей в вере, в благочестии, поздравляю с этим замечательным праздником. Также детей, которые стремятся уже с малых лет потрудиться ради Господа, также это праздник вообще всех детей и всех родителей, всех педагогов — всех, кто связан с тем, что воспитывает детей для Царства Небесного.

— Когда какое-то библейское событие Церковь отмечает как праздник, логично предположить, что тем самым Церковь пытается наше внимание, — нас, верующих, прихожан, — обратить наше внимание на этот праздник. Как-то вот на нем сконцентрировать ся, о нем задуматься. И понять, что в этом событии — что-то важное для нас. В чем мессидж этого праздника, как сегодня бы сказали? Что он говорит о христианстве как таковом — вот о наших отношениях с Богом?
К. Ященко

— Каждый родитель, конечно, очень любит своего ребенка, многое ему прощает и, конечно, хотел бы, чтобы он был лучше, был совершенней. Это естественное родительское чувство и желание. Но вот этот праздник говорит, что… Напоминает каждому родителю о том, что не самое, может быть, главное, что закончит наш ребенок, кем он станет, какой он будет иметь статус, где он, в каком месте он будет находиться, насколько он будет, как говорят сейчас, цивилизованно и красиво жить. А каждый родитель ответит за своего ребенка и на Страшном Суде, перед Богом, прежде всего: как он воспитал его с точки зрения веры, с точки зрения его вечной жизни для Бога. И посеял ли он семена? Не преграждал ли он по крайней мере своему ребенку возможность общаться с Богом? Вот это напоминание — как родители не препятствовали и насколько помогали ребенку установить отношения личностные с Богом — и является сутью вот этого праздника.

— Интересно, спасибо большое!

А. Пичугин
— Да, теперь давайте поговорим все-таки про святого Паисия, про Паисия Святогорца, ради которого мы все сегодня здесь собираемся. Очень, конечно, интересно, когда вот слышишь — Паисий Святогорец, — сразу для людей верующих, людей по крайней мере знающих про Афон, но, может быть, не очень хорошо представляющих себе в целом тех, кто там живет, монахов, в том числе старца Паисия, — возникает в голове образ человека, жившего много столетий назад. Но потом, когда начинаешь как-то чуть лучше знакомиться, изучать, выясняется, что старец Паисий жил в ХХ веке. Наш современник. Умер относительно недавно — чуть больше двадцати лет назад. И чувствуешь какую-то свою собственную причастность к афонской традиции. Просто потому, что ты прикоснулся, постарался узнать, что-то прочитал, что-то посмотрел про него. А с чем связана такая популярность, — особенно у греков, наверное, — Паисия Святогорца?

— Ну, мы можем связать с сегодняшним праздником. Действительно, когда Паисий был маленький, его крестил святой Арсений, духовник их семьи и их родственник.

— Его тезка.
К. Ященко
— Да, и он его крестил как Арсения. И когда он его крестил, уже был знак над ним — такой особый свет. И он его назвал именно своим именем, хотя родители хотели по-другому его назвать, и его определил как своего восприемника. Что он будет действительно монахом — и таким значительным монахом. И вот это определение уже его духовника, старца, оно во многом сыграло роль во всей его жизни. Действительно, с детских лет, хотя был очень подвижным мальчиком, но он любил читать жития святых, пересказывать Священное Писание, молился, постился, ну даже были такие годы, когда родители очень переживали: что ж это он такой маленький еще — пять, шесть лет, — а он уже держит пост…

— А уже такой благочестивый!

— Да, такой благочестивый, так молится — и что же будет с ним дальше? И надо сказать, что не без искушений протекала его духовная жизнь. Нашелся родственник — филолог, профессор, который приехал и ему объяснил очень просто, что, мол, ну что ты так переживаешь? Богу не нужны твои посты, такие большие молитвы и жертвы. Вот. Можно жить намного проще. И вообще, есть ли Бог? Это еще надо подумать. Это еще не так сильно доказано. И он очень повредил веру юного Арсения.

— Как он повредил?

А. Пичугин
— Он в армии служил. После сорок пятого года, гражданская война была.

— Да, да. Ну, можно сказать, в армии вот и начались уже такие чудеса, на которые обратили внимание его сослуживцы.

А. Пичугин
— А я прошу прощения. Я, может быть, прослушал. Христос ему явился до его службы в армии? Еще в отрочестве?
К. Ященко

— Да, когда он был совершенно еще маленьким ребенком.

— Ну, для него это было жизненно важно: определить вообще — есть Бог или нет. И вот он поставил такую сложную задачу, что почти невыполнимую. Мы знаем, что Бог являлся каждый день Адаму в раю, и он с Ним ежедневно общался.

А. Пичугин
— Ну это человек был уже другого характера.

— Да, но поскольку мы с вами уже рождаемся с первородным грехом, с падшим естеством, мы лишены этого достоинства Адама, и мы не можем зреть Бога. Лишь для некоторых, преодолевших свое падшее естество, Бог открывается, Бог является. Такие случаи очень редки. И вот это тот редкий случай. Больше сам Бог не являлся. Больше не описывается нигде случая до конца жизни, чтобы он непосредственно общался лицом к лицу с Богом. С Божией Матерью — да, здесь было очень много у него общения. Но вот здесь, видимо, действительно был такой очень важный момент, и Бог увидел — если вот сейчас он все-таки не ответит на такой позыв его юного сердца, то…

— То мы лишимся святого!

— Да. То дальше у него жизнь могла бы протекать действительно без Бога.

— Но ведь все-таки логично, наверное, предположить, что вообще как любая вера любого человека строится не на чудесах, а на таком личном следовании Христу, и просто общении с Богом, ежедневно, в молитве, лишенном дурного мистицизма. Так, наверное, у старца Паисия жизнь его и вера строилась не на дурном мистицизме, а на чем-то более твердом, более правильном. Вот как это протекало? Допустим, как война на него повлияла?

— Интересно, чего это стоило подростку. С его духом соревновательнос ти природным таким.

— А вот к вопросу о празднике Введения во храм пресвятой Богордицы, о воспитании детей.

А. Пичугин
— Отец Киприан! Если немного переместиться в более позднее время жизни Паисия — тридцать лет ему исполнилось, примерно тридцать — и он попал в монастырь. Если посмотреть на жизнеописание будущего старца, то очень интересно для людей, которые, может быть, представляют монашескую жизнь в России, но не очень представляют ее в Греции, — я вот читаю, что он поступил послушником в монастырь Эсфигмен, там он был пострижен в рясофор, и все время он находился при духовниках. Все время он был учеником то одного монаха, то другого, то третьего. Что это за традиция такая, когда поступающий в монастырь поступает на послушание к более старшему, опытному? У нас же в России такой традиции, в принципе, практически нигде нет?

— Ну почему? Есть такая традиция. Есть наставничество. И все же я рискну. Давайте вернемся чуть-чуть к военным временам.

А. Пичугин
— Ну давайте, хорошо.

— Пять лет военных, они очень важны были. Он проявил, как бы сейчас сказали, очень большое мужество, героизм. И вот мы брали интервью, когда снимали фильм с его…
А. Пичугин

— А про фильм мы поговорим обязательно!
К. Ященко

— В Греции, да. В горах, в очень красивом месте. И когда он на Афоне…
А. Пичугин

— А он же, простите, если я не ошибаюсь, родился-то на территории Турции, в Каппадокии.
К. Ященко

А что касается послушаний. Он действительно очень стремился быть послушным. И он всегда считал, что даже очень строгий духовник, самый строгий начальник в монастыре — это самый лучший его учитель. Всегда благодарил. Он даже приводит пример, что… Он по профессии был столяр — так же, как Христос. И очень хорошо владел столярным делом. И вот в первом монастыре, Эсфигмене, куда он попал, на Афон, там как раз было такое искушение: его поставили послушником к столяру, который ничего не умел делать. И он его заставлял делать все наоборот. И вот он со смирением все-таки слушал — так, как сказал ему его наставник, и потом слушал его обличения, что он сделал все плохо.

— То есть он все-таки делал правильно? Но слушал советы неправильно.

— Или он смирялся настолько, что и делал неправильно, как говорил учитель, но послушание выше поста и молитвы?

— Ну, он старался учителя не раздражать. По крайней мере — не перечить и относиться к нему с почтением. Вот, этот опыт его жизни — когда его обличали за то, что он…

— Все сделал правильно!
К. Ященко

— Мне кажется, что у греков вообще отношение гораздо проще ко всему происходящему.

— Вот мне тоже так кажется. Я хочу, чтоб наш гость об этом рассказал, о собственном опыте. Потому что Вы много раз, отец Киприан, там бывали, да, на Афоне?

— И что они отвечали на этот аргумент?

— Это как?
К. Ященко

— Это богословие, которое не книжное. Ведь он сам не заканчивал ни семинарии, ни академии. Он заканчивал всего два класса начальной школы. И самое поразительное — что у мне приходилось вот быть и в Фессалониких, и в Афинах на богословских факультетах, говорить с профессорами, которые у него окормлялись не только духовно, но и научно. То есть он у них был научным руководителем. Перед тем, как писать монографию, или статью, или как раскрыть вот такое понятие, они приезжали к этому старцу, который ничего духовного не заканчивал! Конечно, я не призываю к тому, чтобы не получать духовного образования, но…
А. Пичугин

— Вы у нас представляете духовное образование, одну секундочку!
К. Ященко

— Но тем не менее, вот понимаете! Многие ему истины были открыты непосредственно.

— Продолжим буквально через минуту. Напомню, что игумен Киприан Ященко, директор Центра дополнительного образования Московской духовной академии, доцент академии, ректор Института экспертизы сегодня у нас в гостях. Говорим про старца Паисия Святогорца. Константин Мацан, я, Алексей Пичугин. И — скоро вернемся, не переключайтесь!

Игумен К. Ященко

— Ну, это середина жизни, да, примерно?

Игумен К. Ященко

— Да-да. Вот все его попытки уединяться — они, конечно, заканчивались у его тяжелыми заболеваниями. И вот как-то чисто через болезни его возвращали к тому, чтобы он все-таки жил в общежитии монастыря.

— А что за история, когда он молился о том, чтобы ему Господь послал болезнь как испытание?

Игумен К. Ященко

— Сам он заболевал при этом?

Игумен К. Ященко

— Ну вот, отвлекаясь, может быть, на секунду от личности старца Паисия, все-таки как Вам кажется — вот этот эпизод его жизни может ли, должен ли быть универсальным примером для всех?

Игумен К. Ященко

— Я думаю, что нет. Так молиться сложно и.

Игумен К. Ященко

— Не всем дано, наверное?

Игумен К. Ященко

— И не всем нужно?

Игумен К. Ященко

— А почему он так и не принял священный сан? То есть он был монахом, членом общины, принес монашеский обет, а вот священником не стал?

— Не был он священником, да.

— Что это был за выбор?

Игумен К. Ященко

— И что Вы сделали?

Игумен К. Ященко

— (Смеется.) Ну, я. Я накрыл их всех епитрахилью, прервал панихиду, попросил. потому что он не был священником все же. Попросил, чтобы молитвами старца Паисия Господь простил им все грехи, в которых они здесь каются. И мы закончили литию.

— Давайте правда теперь поговорим о прославлении старца Паисия. Он умер в 1994 году, 21 год назад, уже даже немного больше. А прославлен он был в этом году, в январе 2015-го, 13 января. Вот в Русской церкви, насколько я знаю, должно пройти большее количество времени — то есть от 50 лет, правильно?

Игумен К. Ященко

— Так же и в Греции. Это самое раннее прославление.

Игумен К. Ященко

— Еще не было в истории такого прославления.

— Вот, расскажите, пожалуйста, об этом.

Игумен К. Ященко

— Ну, я думаю, что тысяча.

Игумен К. Ященко

— Немножко ошиблись — около 300 тысяч.

— Но тысяч! (Смеется.)

Игумен К. Ященко

— Семь серий в фильме, который Вы сняли о старце Паисии, если я не ошибаюсь.

Игумен К. Ященко

— А называется фильм.

Игумен К. Ященко

— Так и называется, да? Фильм вышел уже?

Игумен К. Ященко

— Да, шесть серий вышло, седьмая сейчас готовится к тому, чтобы выйти.

— Ну вот огромный материал, наверняка, огромное количество встреч с людьми, разговоров, прочитанных текстов про Паисия Святогорца и его текстов. Наверняка, и до этого фильма, до работы над ним Вы многое о старце Паисии знали. И, тем не менее, во время работы над этим фильмом что самое яркое для Вас открылось, чего Вы, может быть, не ожидали узнать о старце Паисии? Какая самая яркая история для Вас с ним теперь связана?

Игумен К. Ященко

— Мы начали фильм снимать не по своей воле.

— Вот я хотел спросить, почему Вы пришли к мысли о том, чтобы его снять.

Игумен К. Ященко

— Как к нему шли прямо вот неверующие.

Игумен К. Ященко

— А зачем они шли к православному монаху?

Игумен К. Ященко

— А в чем все-таки история, как связан для старца Паисия был постриг волос и экзамен? Какой в этом был смысл пасторский? Что он хотел сказать этим самым?

Игумен К. Ященко

— Ну, конечно, это не духовное действие было.

Игумен К. Ященко

— Конечно, он молился за этих ребят и помогал им всячески. Но, поскольку они были очень безобразно одеты, и были безобразные прически — часто бывает, с кольцами, там, он их приводил просто в порядок.

— Он подспудно их облагородил?

Игумен К. Ященко

Игумен К. Ященко

— Это важно. Да, это важно, что встреча с таким человеком меняет тебя изнури, а не просто становится сильным впечатлением.

Игумен К. Ященко

— Да. Вот об этом свидетельствует большинство тех людей, которые приехали его почитать. Что это человек, который изменил всю их жизнь, их мировоззрение, устроение. После этого они победили множество вредных привычек, начали совершенно по-другому смотреть на своих мужей, жен, детей. И действительно, у них появилось искреннее чувство любви. Это чувство любви, которое дал им Паисий, они перенесли в свою жизнь. И они именно за это благодарны.

— То есть это не просто встреча с подвижником — это встреча с Богом через его подвижника.

Игумен К. Ященко

— Я так понимаю, что возможность теперь совершать, допустим, акафист — это прямое следствие того, что он прославлен как святой, что он канонизирован?

Игумен К. Ященко

— Теперь его можно не просто почитать публично, а еще и в общецерковной молитве?

Игумен К. Ященко

Игумен К. Ященко

— С понедельника начал новую жизнь.

Игумен К. Ященко

— Да. И самое удивительное, что он ее пальцем не трогает. И я думал — может быть, неделю продлится. Нет, месяц, больше.

— Ну, и слава Богу! Вот так бывает!

— До свидания, будьте здоровы, спасибо!

Игумен К. Ященко

— Спаси Господи! Всего доброго!

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Читайте также: