Психологические новообразования пубертатного периода

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному

полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство взрослости — отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.

Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется возникновением особого, критического отношения подростка к своим недостаткам. Подросток уже способен увидеть свои недостатки без указания на них со стороны взрослых и стремится их искоренять, начав заниматься сознательным самовоспитанием. Желательный образ "Я" обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала, до появления заметных признаков полового созревания, интерес к противоположному полу проявляется

необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. По мере взросления отношения между ними меняются: может появиться напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т.п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: "Кто кому нравится?" Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, смс-сообщения, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними — со стороны родителей, так и внутренними — собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние "тормоза" и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного и даже своего пола.

Высокая степень напряжения до и после сексуального общения — сильнейшее испытание для психики подростка. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, поэтому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.

Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия — все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, "взрывоопасности", плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков — идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11—12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем — качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10—11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11 — 12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12—13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что- то конструируют, строят, рисуют и т.д.), так и при помощи

взрослых или более старших товарищей. Потребность делать "по-взрослому" стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживанию. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.

Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.

Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

К концу подросткового возраста школьник начинает ощущать себя субъектом собственного развития, обретает способность ставить перед собой задачи самореализации, самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации.

Особенности пубертатного периода. Характерные черты физиологического, нравственного и социального развития подростка. Теоретические подходы к проблеме "кризиса" в подростковом периоде. Типы перехода от детства к взрослости с точки зрения антропологии.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.11.2010

Крымский государственный инженерно-педагогический университет

Факультет заочной формы обучения

Контрольная работа

Тема Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие подростков

Студентки Микульските С.И.

Руководитель Задохина Галина Александровна

г.Симферополь 2004 год

1. Пубертатный период

2. Физиологическое развитие подростка

3. Психическое развитие подростка

1. Пубертатный период

Важнейший фактор развития личности подростка - его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя.

2. Физиологическое развитие подростка

Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости: начинается новый этап физического развития и развертывается процесс полового созревания. За всем этим стоят процессы морфологической и физиологической перестройки организма.

Перестройка организма начинается с изменений в эндокринной системе. Деятельность гипофиза активизируется особенно в его передней доли. Гормоны, которые стимулируют рост тканей и функционированию других важнейших желез внутренней секреции. Их деятельность обусловливает многочисленные изменения в организме подростка, в том числе и наиболее очевидные: скачок в росте и половое созревание. Эти процессы наиболее интенсивны в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков. В настоящее время, когда наблюдается акселерация физического развития и полового созревания, некоторые девочки оказываются на стадии начала половой зрелости в 10-11 лет, мальчики - 12-13 лет.

Рост тела в длину, увеличение веса, окружности грудной клетки - специфические моменты физического развития в подростковом возрасте, которые обозначаются особым термином скачок в росте. Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребенка: пропорции тела приближаются к характерным для взрослого. Меняется и лицо вследствие интенсивного развития лицевой части черепа. В подростковые годы позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. Поскольку до 14 лет пространство между позвоночником еще заполнено хрящом, это определяет податливость позвоночника к искривлению при неправильном положении тела, односторонних длительных напряжениях или чрезмерных физических нагрузках. Наибольшие нарушения осанки происходят в 11-15 лет, хотя в этом же возрасте подобные дефекты устраняются легче, чем потом. К 20-21 году заканчивается срастание костей таза (в которых заключены половые органы девочки). Их смещение возможно при прыжках с большой высоты, а при ношении обуви на высоких каблуках возможно изменение формы таза, что впоследствии может вредно повлиять на родовую функцию.

Увеличение массы мышц и мышечной силы происходит наиболее интенсивно в конце полового созревания. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек - по женскому, что сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности, но завершение этого процесса находится за пределами подросткового возраста.

Увеличение мышечной силы расширяет физические возможности подростка. Это осознается мальчиками и имеет для каждого из них большое значение. Однако мышцы подростка утомляются скорее, чем у взрослых, и еще не способны к длительным напряжениям, что необходимо учитывать при занятиях спортом и физическим трудом. Перестройка моторного аппарата часто сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом. Это может порождать неприятные переживания, неуверенность. Однако возраст от 6-7 до 13-14 лет - период оптимального развития многих двигательных качеств, совершенствования двигательной функции при интенсивном нарастании ряда ее показателей. Поэтому возрастают возможности для достижений в спорте.

Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, и быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде сердцебиения, повышения кровяного давления, головных болей, головокружения, быстрой утомляемости.

В подростковом возрасте наступают резкие перемены во внутренней среде организма, связанные с изменениями в системе активно действующих желез внутренней секреции, причем гормоны щитовидной и половой желез являются, в частности, катализаторами обмена веществ. Поскольку эндокринная и нервная системы функционально связаны между собой, подростковый возраст характеризуется, с одной стороны, бурным подъемом энергии, а с другой - повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. Поэтому умственное или физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательные эмоциональные переживания могут быть причинами эндокринных нарушений и функциональных расстройств нервной системы. Они проявляются в повышенной раздражительности, слабости сдерживающих механизмов, утомляемости, рассеянности, падении продуктивности в работе, в расстройстве сна.

В подростковом возрасте утрачивается существовавший в детстве баланс в деятельности эндокринной и нервной систем, а новый только еще устанавливается. Эта перестройка сказывается на внутренних состояниях, реакциях, настроении подростка и часто является основой его общей неуравновешенности, раздражительности, возбужденности, двигательной активности, периодической апатии, вялости. Появление таких состояний нередко наблюдается у девочек незадолго до начала или во время менструального цикла.

Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют немаловажное значение в возникновении новых психологических образований. Во-первых, эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости. Во-вторых, половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Степень внутренней занятости и сосредоточенности подростка на новых ощущениях и переживаниях, их место в его жизни определяется как широкими социальными условиями, так и конкретными индивидуальными обстоятельствами жизни подростка, особенностями его воспитания и общения. Отрицательное влияние могут оказывать книги и фильмы, предназначенные только для взрослых. Все это, а также разговоры с товарищами о проблемах любви и пола провоцируют развитие повышенного интереса к интимной стороне человеческих отношений, эротических тенденций и ранней сексуальности. Нормой для подростков обоего пола является пробуждение первых романтических чувств.

3. Психическое развитие подростка

По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Если эмоции младших школьников носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подросток отличается большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. По данным А.П. Краковского в 5 классе учащиеся проявляют упрямство в 6 раз чаще, чем это наблюдается в 4 классе, в 9 раз чаще наблюдается бравирование недостатками и в 5 раз чаще своеволие; в 42 раза увеличилось число немотивируемых поступков. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Вот почему очень важно давать подростку посильные задания, вооружать их соответствующими знаниями, умениями и навыками, способами деятельности.

Эмоциональные переживания подростка, в отличие от переживаний младших школьников, приобретают большую устойчивость. Подросток, как правило, не забывает обид учителю, которому нужно проявить очень много усилий, чтобы восстановить потерянный авторитет.

Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его нужно осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженных обид, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно важных чувств.

Подросток более чутко, по сравнению с младшими школьниками, относится к мнению коллектива. Он дорожит этим мнением, уважает его, руководствуется им. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение и уметь опереться на него. Подросток не прощает оскорблений в присутствии одноклассников или других лиц. Поэтому не следует упрекать, поучать, стыдить подростка при товарищах. Это может вызвать острый конфликт.

Иной характер, по сравнению с младшим школьным возрастом, приобретает и дружба. Если младшие школьники связывают соседство, совместные игры, то в основе дружбы подростков лежит общность интересов, нравственных чувств и качеств личности. К дружбе они предъявляют довольно высокие требования. От друга они требуют честности, верности и преданности. Но иногда дружба может принимать нежелательные формы. Взрослые должны знать, с кем дружит их ребенок, какова основа дружбы, кто из ребят на кого и как влияет. Иногда приходится прерывать дружбу, но делать это надо тактично, надо помочь подростку установить новые дружеские отношения, занять его интересным делом. У подростков существенно возрастает чувство товарищества, также имеющее большое значение в формировании личности. Но, как и дружба, это чувство может принимать неправильные формы. Довольно широко распространено ложное товарищество, когда в классе существует круговая порука и одни учащиеся скрывают поступки других.

Существенные изменения в организме подростка служили в течении длительного времени основой различных теорий о биологической обусловленности особенностей подростка и явления критического развития в этом возрастном периоде. Такое представление господствовало в первую четверть нашего века. Основателями биогенетического универсализма были С. Холл и З. Фрейд они считали существование кризиса и комплекса специфических особенностей подростка явлением неизбежным и универсальным из-за их биологической обусловленности.

В 20-30 года стало набирать силу направление, противоположное биогенетическому универсализму, поскольку в разных странах накапливались конкретные исследования, в которых показывалась зависимость некоторых сторон личности подростка от его социальной принадлежности такая теоретическая направленность существовала в ряде исследований и в советской психологии (в период ее становления). Существенное значение имела практика воспитания трудных подростков; например, у А.С.Макаренко такие подростки за короткий срок переставали быть трудными.

Теоретическое значение исследований антропологов велико. Было доказано, что конкретными социальными обстоятельствами жизни ребенка определяются:

1) длительность подросткового периода;

2) наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей;

3) характер самого перехода от детства к взрослости.

Из этих исследований вытекал противоположный фрейдизму вывод: природное в человеке не может быть противопоставлено социальному, поскольку природное в нем социально.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. Ин-тов/ В.В.Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В.Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979, - 288 с., ил.

Переход от детства к взрослости. Общая характеристика пубертатного периода. Интеллектуальное развитие подростка. Акцентуации характера в подростковом возрасте. Проведение исследования уровня тревожности и состояния агрессивности в подростковом классе.

курсовая работа [6,3 M], добавлен 26.05.2014

Определение подросткового возраста как физиологического и социального перехода от детства к взрослости. Нарушение поведения как одно из проявлений психологической защиты. Рекомендации родителям: как любить ребенка и развить у подростка уверенность в себе.

презентация [71,8 K], добавлен 22.09.2015

Психологические новообразования подросткового возраста как периода перехода от детства к взрослости. Кризис, связанный со стремлением к освобождению от детской зависимости, как главная проблема возрастного периода. Роль общения и межличностных отношений.

презентация [2,7 M], добавлен 22.03.2017

Характеристика пубертатного периода. "Подростковый комплекс" и формирование самосознания. Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологические особенности подросткового возраста. Условия, необходимые для нормального развития личности подростка.

реферат [64,1 K], добавлен 06.05.2009

Подростковый возраст как наиболее сложный возрастной период. Характеристики объективной взрослости, наблюдаемые у подростков. Внешние и внутренние признаки проявления "чувства взрослости" и у подростков. Развитие самосознания в подростковом возрасте.

реферат [23,1 K], добавлен 21.07.2011

Эволюция отношения к одиночеству в исторических и философских трудах. Психолого-теоретические подходы к проблеме одиночества. Проблема одиночества в подростковом возрасте. Одиночество подростка и социально-психологические проблемы.

дипломная работа [68,3 K], добавлен 19.03.2004

Определение особенностей пубертатного кризиса: эмоциональная нестабильность, половая идентификация, влияние темпа созревания на самосознание. Рассмотрение видов акцентуации характера подростка: гипертимность, эмотивность, экзальтированность, тревожность.

контрольная работа [22,5 K], добавлен 09.06.2010

Подходы к анализу кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии, предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Развитие самосознания посредством рефлексии, феноменология развития, кризис личности в отрочестве.

реферат [37,5 K], добавлен 18.06.2011

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости. Проблема духовности человека. Развитие духовных свойств, уровень духовной культуры. Современная социально-психологическая ситуация, кризис личности. Духовное возрождение личности.

контрольная работа [17,2 K], добавлен 13.10.2011

Основные особенности подросткового периода. Бурный физический рост и половое созревание. Особенности развития личности. Подростковый комплекс. Переходный этап к взрослости. Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Кризис самоопределения.

презентация [533,7 K], добавлен 18.05.2016

Медицина указывает на то, что пубертатный период наступает с 12-14 лет. Но уже сегодня у 10-летних детей появляются признаки провокационного поведения, свойственных для детей с пубертатом. Как родителям справляться с этим нелегким периодом в жизни ребенка, с какими проблемами они могут столкнуться – обо всем этом мы расскажем в этой статье.

Как распознать начало пубертатного периода у ребенка

У пубертатного периода есть свои заметные психологические черты, благодаря которым можно понять, что ребенок вступил на порог полового созревания. Рассмотрим наиболее характерные из них.

  • Новые непонятные эмоции. Дети допубертатного возраста, как правило, открыты и жизнерадостны, они легко забывают о неудачах. Но с начала полового созревания, у подростков появляются новые эмоции, ранее которые они не встречали. Это может быть депрессия, агрессивное или апатичное состояние.
  • Острое реагирование на происходящее вокруг. Активное вырабатывание гормонов приводит к ускорению роста и развития головного мозга, костей, мышц, и всего тела в общем, что сказывается на поведении ребенка. Подросток неосознанно демонстрирует свое эго, тем самым начиная отдаляться от родителей. На любые упреки в его сторону, он мгновенно отвечает агрессией или начинает игнорировать замечания в его сторону.
  • Постоянные перепады настроения. Нестабильное поведение – один из главных признаков, что подросток вступил в период пубертата. Он может начать скандалить на ровном месте из-за пустяка, может поссориться со всей семьей и друзьями, или вовсе сбежать из дома.


Главное понимать, что ребенок не виноват в том, что он резко “испортился”. Какие бы жесткие слова он не произносил, как бы он не пытался перечить воле родителей, в душе он остается все таким же ранимым и уязвимым ребенком.

Как отличить наступление пубертатного периода от чего-то более серьезного

Потребность ребенка-подростка в уединении следует уважать, не ограничивая его личное пространство. Однако существует несколько неприятных явлений, возникновение которых нельзя списать на возраст.

  • Нарушенный сон. Если ребенок не может долго заснуть, плохо спит ночью и часто просыпается, то это может свидетельствовать о начале кардинальной перестройки организма. Однако если подобный симптом наблюдается дольше нескольких месяцев, то следует проконсультироваться со специалистом.


  • Упадок сил. Симптом, похожий на нарушение сна, но более серьезный. В некоторых случаях, упадок сил может являться следствием нарушенного сна. Наступление пубертатного периода, чаще всего, приводит к гиперактивности у подростка. Но в тех случаях, когда в школе у подростка не хватает сил, чтобы просто учиться, следует начать выяснять причину этого состояния.
  • Постоянные истерики. Они имеют место быть в тех ситуациях, когда подросток постоянно вступает в конфликты с ровесниками и с семьей. Чтобы понизить вероятность появления этого явления, старайтесь не спорить с ребенком лишний раз. Оставляйте его в покое, когда он просит об этом.

Как найти общий язык с подростком пубертатного периода.

Родителям стоит выбрать, как они будет находить компромисс с подростком. Вариантов множество, но условно их можно поделить на два: вмешательство и невмешательство. В первом случае родители будут всячески поддерживать ребенка, помогать ему в решении его подростковых проблем. Во втором же наоборот – оставят его в покое или будут игнорировать его поведение. Мы посоветуем, как можно найти общий язык, оставаясь при этом, как бы, “в сторонке”.

Старайтесь обойтись без критики. У подростков во время переходного периода очень ранимая психика. Любые слова в его адрес провоцируют чрезмерно бурную реакцию с его стороны. Старайтесь не обращать внимание на его поступки до тех пор, пока он не переступит грань дозволенного.

Например, ему вставать рано в школу, а он, несмотря на время час или два ночи, продолжает сидеть за компьютером. Любой родитель самостоятельно выключил бы компьютер, а его криками погнал спать. Но попробуйте оставить все как есть, сказав: “Сиди сколько хочешь, но утром обязательно пойдешь в школу, несмотря на свое самочувствие”. Если он поспит часа 3-4, то прочувствует на своей шкуре последствия своего ночного гейминга. Таким образом, ему меньше захочется в дальнейшем сидеть допоздна, а вы избежите ненужного конфликта.


Для начала, если подросток сам провоцирует конфликты, то вместо обвинений и оскорблений попробуйте выразить свои чувства словами. К примеру, если он начинает вам хамить или кричать на вас, вместо аналогичных выражений, попробуйте озвучить то, что вы чувствуете в данный момент. “Мне больно, когда ты говоришь это”, “Мне становится неприятно на душе от твоих слов”, “Чего я тебе плохого сделала, чтобы выслушивать от тебя такое?”. Если вы услышите в ответ: “Мне плевать”, то не следует разочаровываться раньше времени.

Дело в том, его категоричный ответ является лишь маской, а ваш ребенок запомнит ваши слова и усомниться в своем же поведении. Оскорбления наоборот вызовут еще больше агрессии с его стороны.

С детьми-подростками работает принцип, взятый из основ физики: “Чем больше силы, тем больше сопротивления”.

Развитие человеческого общества немыслимо без человека, человеческого фактора, повышения его роли и дальнейшего развития. Не случайно в последнее время появилась масса книг, направлений изучения, новых лабораторий, посвященных проблемам психологии развития, в том числе и вопросам подросткового возраста.

Изучение конкретного подростка в его сегодняшней ситуации развития предполагает анализ данного возрастного периода в исторической перспективе. До 17-18 в.в. подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Глубокие социально-экономические преобразования, связанные с развитием капиталистической формации, одним из последствий имели изменения периодов онтогенеза. На это повлияли следующие социальные явления: создание массовых школ, рост числа высших и средних учебных заведений и обязательная воинская обязанность. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость - продукт нового времени.

Многие знаменитые ученые внесли свой вклад в изучение подросткового периода развития, его зависимости от конкретных условий воспитания, то есть разрабатывали теорию подросткового периода развитию человека: Ж.Ж. Руссо, С. Холл, К. Левин, А.С. Выготский, З. Фрейд, Ш. Бюлер и др. Они доказали, что детское развитие обусловлено конкретными общественно-историческими формами воспитания, которые в свою очередь, являются следствием достигнутого уровня социально-экономического развития общества. В подростковый период происходит расширение жизненного пространства ребенка как в географическом смысле, так и в смысле расширения социального окружения (большое количество групп, куда включен подросток). Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении [29, с. 127-128].

С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из основных факторов развитии личности. Подростковый этап - период наиболее серьезных изменений во временной перспективе. Подросток находится в двойственном положении. Он не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения такой личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

В психологической периодизации подростково-юношеского возраста принято разграничивать подростковый возраст (отрочество) и юность. Однако хронологические грани этих периодов весьма условны, они часто пересекаются. В литературе по психологии (И.С. Кон, 1980; A. Gesell, 1956) подростковый возраст определен как 13--16 лет для мальчиков и 12--15 лет -- для девушек. Некоторые авторы (А.В. Петровский) границы подросткового возраста устанавливают между 11--12 и 14--15 годами, а возраст между 14--15 и 17 годами определяется ими как ранняя юность. При этом акцент делается не только на особенностях физического, полового созревания, но, прежде всего, на смене ведущих форм деятельности, общественном положении, уровне социализации личности в обществе в целом. По мнению И.С. Кона, психологическая периодизация жизненного пути должна отражать те социальные, нормативно-ценностные характеристики, которые предстоит усвоить индивиду, достигшему того или иного возраста с тем, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию [21, с. 133].

В медицинской литературе (В.А. Пашкова, В.Г. Властовский, А.А. Александров, Е.М. Стабровский, А.Е. Личко) периодизация подросткового возраста рассматривается с позиций интенсивного физического развития, то есть роста тела и развития вторичных половых признаков. В самих периодах подросткового возраста выделяются фазы, позволяющие сравнивать соответствие и несоответствие физического развития подростка указанному периоду. Опережение или ускорение физического созревания рассматривается как акселерация, что нередко в подростковом возрасте сопровождается различными социально-психологическими особенностями. Задержка же физического и сексуального развития рассматривается как инфантилизм, который может сопровождаться нервно-психическими расстройствами.

Большой вклад в психологию подросткового возраста внес Салливен Г.С. который обогатил ее такой важной проблемой как генезис общения. Интеллектуальный аспект развития подростка исследовался Ж. Пиаже и его последователями. Они обнаружили, что у подростков появляется склонность к теоретизированию, построению гипотез и т.д. В целом, в современных теориях подросткового возраста возрастные кризисы рассматриваются как нормальное явление, отсутствие таковых считается признаком неблагополучного развития.

Ярко прослеживаются стадии развития личности подростка через изменение структур самосознания, развитие самооценки. На первой стадии подросткового возраста происходит кризис самооценки, дети как бы не узнают самих себя, им присущ отрицательный эмоциональный фон. На второй стадии критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как к личности. На третьей стадии возникает самооценка, определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Она основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей с определенными нормами.

Каждый возраст представляет качественно новый этап психического развития и характеризуется множеством особенностей, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка. Психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни растущего человека, воспитанием и характером его практической деятельности. Психологические особенности, связанные с половыми, биологическими и индивидуальными характеристиками возраста, который является не только биологической, сколько социальной категорией. Каждый возраст определяется изменением положения детей в школе и семье, изменением форм обучения и воспитания, новыми видами и формами деятельности ребенка и особенностями созревания его организма. В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека. Это выдвигает на первый план разработку психологических основ воспитательных воздействий, направленных на развитие личности. Границы подросткового возраста устанавливаются между 10-15 годами, здесь акцент сделан на появлении новых психических образований, обуславливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности.

Основной потребностью растущего человека на рубеже детства и взрослости всегда было утверждение себя в обществе; реализация этой потребности может идти через общественно-полезную деятельность. В подростковый период складываются особо благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности индивида. Этот возраст, отдельные его стадии относятся к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обуславливает его исключительную сложность и противоречивость, причем противоречивый характер проявляется не только в физическом и психосексуальном развитии, но и в развитии интеллекта, а также в социальном развитии. Личность подростка дисгармонична: свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными и содержательными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности, качественно меняющей свой характер вследствие направленности на новые формы отношений [30, с. 145].

Стремление найти свое место в обществе порождает у подростка стремление понять самого себя, развивает у него чувство ответственности, критическое отношение к себе и другим людям. Если говорить об особенностях психического развития подростков, то важнейшим психологическим новообразованием подросткового этапа является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Взрослость подростка связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появлением у него чувства социальной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за общее дело. Подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.

Наряду с негативными симптомами - дисгармоничностью в строении личности, свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов, протестующим характером поведения и пр. появляются положительные факторы - возрастает его самостоятельность, более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, он активно осваивает новую социальную позицию.

Психологическая природа кризисных периодов состоит в том, что форма деятельности, в предшествующем возрасте, уже изживает себя - внутри нее возникли предпосылки и мотивы новой формы. Новая форма обогащается соответствующими действиями и целями, внутри нее совершаются различные психические процессы - наступает период устойчивого развития (до новой смены деятельности).

В подростковом возрасте расширяется объем деятельности ребенка, качественно изменяется ее характер. Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой раннее сложившихся психологических структур и возникновением новых образований. Здесь складываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании и социальных установок. Психологически этот возраст очень сложен и противоречив. Особенности появления подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиций, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психическое новообразование этого возраста, как самосознание. Подросток вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения, новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределиться.

В подростковом возрасте формируются нравственные принципы. Его нравственный идеал - это исключительно эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения. Подросток чутко улавливает отношение к ним взрослых, оценка которых оказывает большое влияние, активно формируя самооценку растущего человека.

Подростковый возраст - возрастной этап, связанный с наиболее глубокими изменениями в мотивационно-потребностной сфере личности, когда особенно остро раскрывается стремление ребенка к оценке своих растущих возможностей, самооценке себя в обществе.

Выводы по главе

В соответствии с международными тенденциями, в Концепции модернизации российского образования в ряду важнейших направлений развития общего образования обозначены гуманизация, гуманитаризация, фундаментализация и интеграция содержания образования.

Установлено, что интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.

Таким образом, для создания интегрированного курса необходимо соединить элементы (знания, понятия, методы) разных учебных предметов.

Читайте также: