Основным новообразованием старости э эриксон предложил считать

В поздней зрелости наблюдается резкое расхождение раз­ных линий онтогенеза, различия его содержания в зависи­мости от индивидуально-личностностных особенностей че­ловека. Поэтому границы этого возраста колеблются.

Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

В поздней зрелости можно выделить три основных вари­анта развития: доживание; смена ведущей деятельности; со­хранение основного содержания жизни, бывшего в зрелос­ти, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.

1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т.е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запе-чатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутрен­них смысловых связей.

2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов ло­гически-смысловой памяти.

3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейше­му ухудшению запоминания [С. 380].

По утверждению ученых, учет психологического возра­ста помогает понять, а иногда и прогнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохранение чувства молодости, обычно сочетается с лично­стным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе.

Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс вы­деляет следующие личностные новообразования:

· неудержимое стремление к риску;

· высокая чувствительность к адресованным ему соци­альным заказам и готовность за самое короткое вре­мя выполнить их;

· высокий уровень развития интуитивной сферы лично­сти.

Все эти личностные новообразования — результат активно­сти человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Основным новообразованием старости Э. Эриксон пред­ложил считать мудрость.

A. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь вели­ких людей. По Маслоу, человек как бы поднимается по сту­пеням вверх, от физиологических потребностей к потребно­стям в безопасности и самосохранении, отсюда к потребнос­тям в любви и признании, выше — в самоуважении и самоутверждении, и, наконец вершина — потребность в са­моактуализации. Не все успевают добраться к старости до верхних ступеней, иногда приходится спускаться вниз по лестнице. Счастливы те, кто одолел вершину.

Старость при разумно организованном режиме, внима­тельном отношении к собственному здоровью, психологичес­кой уравновешенности и заботе близких может быть не ме­нее привлекательна, чем другие периоды жизни.

Незанятость, по мнению американского психолога Ген­ри, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности и энергии. Незанятость рассмат­ривается как совокупный процесс, психосоциальное яв­ление, которое объясняется как психологией данного ин­дивидуума, так и воздействием на него общества, вклю­чающего или выключающего старого человека из социальной жизни.

B. Генри делит старых людей на три группы в зависимо­сти от количества имеющейся у них психической энергии.

Первая группа включает тех, кто чувствует себя доста­точно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выпол­няя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы.

Вторая группа включает тех, кто не работает по найму, не выполняет общественных обязанностей, а занимается собственным делом — хобби. Эти люди имеют тоже доста­точно энергии, чтобы быть занятыми.

Третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно не занятых или занятых главным образом собой.

В. Генри делает вывод: процесс освобождения зависит не от старости, а от жизненного опыта, всего перенесенного и

пережитого на зрелых и ранних этапах жизни и не являет­ся признаком старости как таковой.

Признание себя старым — сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать и свои возмож­ности, и свое обаяние. Правда, их никогда не угнетают мыс­ли о старости. Правильное ощущение собственного возрас­та — это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости:

1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными кон­тактами с окружающими; он критичен в отношении к само­му себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профес­сиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

2. Установка зависимости присуща индивидам, прояв­ляющим пассивность и склонным к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стрем­лений и легко оставляют профессиональные занятия; семей­ная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощу­щение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

обществу в целом; они нереалистичны в восприятии старо­сти, не могут смириться с неизбежными возрастными издер­жками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и стра­шатся ее.

5. Установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; не­удовлетворенная потребность в любви и сочувствии являет­ся поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий.

Довольно оригинальную трактовку дает социолог А. Качкин, разделяющий пожилых людей по типам в зависимости от того, какие интересы, стороны жизни являются главен­ствующими для них.

1. Семейный тип — нацелен только на семью, ее благо­получие.

2. Одинокий тип — наполненность жизни достигается главным образом за счет общения с самим собой, собствен­ными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).

3. Творческий тип — он не обязательно должен занимать­ся художественным творчеством, этот тип может реализо­вывать себя и на садовом участке.

4. Социальный тип — типичный пенсионер-обществен­ник, занятый общественно-полезными делами и мероприя­тиями.

5. Политический тип — человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.

6. Религиозный тип.

7. Угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны род­ственников и социального работника).

8. Больной тип. Люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько на­блюдением за протеканием болезни (речь идет только о здо­ровых людях) [4].

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пен­сию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. На­блюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некото­рых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и мате­риальное положение. Кризис может осложниться утра­той близких. Основная причина психологических пере­живаний в поздней старости состоит в противоречии пси­хологических духовных и биологических возможностей человека (А.В. Толстых).

Вопросы для обсуждения

1. Закономерности развития в стадии поздней зрелости.

2. Характеристика личности старого человека.

3. Кризис индивидуальной жизни в стадии старости.

Возрастная периодизация Эриксона - учение о психосоциальном развитии личности, разработанное германо-американским психологом. В ней он описывает 8 стадий, делая основной акцент на развитии "Я-индивида". В своей теории он уделял большое внимание понятию Эго. Когда теория развития Фрейда ограничивалась только детским возрастом, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей своей жизни. Причем каждая стадия этого развития отмечается специфическим конфликтом, только при благоприятном разрешении которого происходит переход на новый этап.

Таблица Эриксона

Возрастную периодизацию Эриксон сводит к таблице, в которой обозначает стадии, возраст, в котором они наступают, добродетели, благоприятный и неблагоприятный выход из кризиса, базовые антипатии, перечень значимых взаимоотношений.

Отдельно психолог отмечает, что любые качества личности нельзя трактовать как хорошие или плохие. При этом выделяются сильные стороны в возрастной периодизации по Эриксону, которыми он называет качества, помогающие человеку решать поставленные перед ним задачи. К слабым относит те, которые ему мешают. Когда человек по итогам очередного периода развития приобретает слабые качества, делать следующий выбор ему становится значительно труднее, но все равно возможно.

Разные модели лидерства, группа сверстников

Молодость, ранняя зрелость

Партнеры по сексу, друзья, сотрудничество, конкуренция

Ведение домашнего хозяйства и разделение труда

"Свой круг", человечество

Биография ученого


Эрик Хомбургер Эриксон родился в Германии в 1902 году. В детстве получил классическое еврейское воспитание: его семья ела только кошерную пищу, регулярно посещала синагогу, отмечала все религиозные праздники. Заинтересовавшая его проблема кризиса идентичности была напрямую связана с его жизненным опытом. Мать скрывала от него тайну происхождения (он рос в семье с отчимом). Появился он из-за внебрачной связи своей матери с датчанином еврейского происхождения, о котором практически нет никакой информации. Известно только, что его фамилия были Эриксон. Официально она была замужем за Вальдемаром Саломонсеном, который работал биржевым маклером.

В еврейской школе его постоянно дразнили за нордическую внешность, так как его биологический отец был датчанином. В государственной школе ему доставалось за иудейскую веру.

В 1930 году он женился на танцовщице из Канады Джоэн Серсон, с которой через три года эмигрировал в США. В своих работах в Америке он противопоставил теории Фрейда, в которой психологическое развитие личности подразделялось только на пять стадий, собственную схему с восемью этапами, добавив три стадии взрослого состояния.

Также именно Эриксону принадлежит концепция эго-психологии. По мнению ученого, именно наше Эго отвечает за организацию жизни, здоровый личностный рост, гармонию с социальным и физическим окружением, становясь источником собственной идентичности.

В США в 1950-е годы он стал жертвой маккартизма, так как его заподозрили в связях с коммунистами. Он покинул университет Беркли, когда от него потребовали подписать клятву о лояльности. После этого работал в Гарварде и клинике в Массачусетсе. В 1970 году получил Пулитцеровскую премию в области нехудожественной литературы за книгу "Истина Ганди".

Ученый умер в штате Массачусетс в 1994 году в возрасте 91 года.

Младенчество


Самая первая стадия в возрастной периодизации Э. Эриксона - младенчество. Она продолжается от рождения человека до первого года его жизни. Именно на ней появляются основы здоровой личности, появляется искреннее чувство доверия.

В возрастной периодизации Эриксона отмечается, что если у младенца складывается это основополагающее чувство базового доверия, то он начинает воспринимать свое окружение как предсказуемое и надежное, что очень важно. При этом он в состоянии переносить отсутствие матери без чрезмерных тревог и страданий по поводу отделения себя от нее. Главный ритуал на этом этапе его развития в возрастной периодизации Э. Эриксона - взаимное узнавание. Оно сохраняется на всю жизнь, определяя отношения с окружающими.

Примечательно, что методы обучения подозрительности и доверию отличаются в зависимости от культуры. При этом универсальным остается метод, в результате которого человек доверяет окружающим, в зависимости от того, как он относился к своей матери. Ощущение страха, недоверия и подозрительности возникает в том случае, если мать подозрительна, отвергает ребенка, проявляя свою несостоятельность.

В этот период возрастной периодизации Эриксона формируется начальное положительное качество для развития нашего Эго. Это вера в лучшее, основанная на отношении к культурной среде. Приобретается она в случае успешного разрешения конфликта, основанного на доверии или недоверии.

Раннее детство


Раннее детство - вторая стадия периодизации возрастного развития Эриксона, которая развивается от одного до трех лет. Ее можно в точности соотнести с анальной фазой в теории Фрейда. Происходящее биологическое созревание дает основу для проявления самостоятельности ребенка в самых разных областях - передвижении, еде, процессе одевания. В своей периодизации возрастного развития Э. Эриксон отмечал, что столкновение с нормами и требованиями общества происходит не только на этапе приучения к горшку. Родители должны расширять и поощрять самостоятельность малыша, развивать у него чувство самоконтроля. Разумная дозволенность способствует формированию его автономии.

Важной на этом этапе становится критическая ритуализация, которая опирается на конкретные примеры зла и добра, плохого и хорошего, запрещенного и разрешенного, безобразного и красивого. При успешном развитии ситуации у человека развивается самоконтроль, воля, а при негативном исходе - слабоволие.

Дошкольный возраст

Следующий этап в периодизации возрастного развития Эриксона - дошкольный возраст, который он еще называет возрастом игры. С трех до шести лет малыши активно интересуются всевозможными трудовыми занятиями, пробуют что-то новое, устанавливают контакт со сверстниками. Социальный мир в это время настаивает, чтобы ребенок вел себя активно, важным становится приобретение навыков решения определенных задач. Возникает принципиально новая ответственность за домашних животных, младших детей в семье, самого себя.

Появляющаяся в этом возрасте инициативность связывается с предприимчивостью, ребенок начинает испытывать радость от самостоятельных действий и движений. Легко поддается воспитанию и обучению, охотно идет на контакт с другими людьми, ориентируется на конкретную цель.

В возрастной периодизации Эрика Эриксона на этом этапе у человека формируется Суперэго, появляется новая форма самоограничения. Родителям рекомендуется признавать его права на фантазию и любознательность, самостоятельные начинания. Это должно развивать его творческие способности, границы независимости.

Если вместо этого дети охвачены чувством вины, в будущем они не будут способны к продуктивной деятельности.

Школьный возраст


Давая описание кратко возрастной периодизации Эриксона, остановимся на каждом из этапов. 4-й этап развивается в возрасте от шести до двенадцати лет. Здесь уже появляется противостояние с отцом или матерью (в зависимости от пола), ребенок выходит за пределы семьи, приобщаясь к технологической стороне культуры.

Главными терминами этой стадии теории возрастной периодизации Э. Эриксона становятся "вкус к работе", "трудолюбие". Дети поглощены познанием окружающего мира. Эго-идентичность человека выражается в формуле "Я - то, чему я научился". В школе они приобщаются к дисциплине, развивают трудолюбие, стремление к достижениям. На этой стадии ребенку предстоит научиться всему, что его может подготовить к продуктивной взрослой жизни.

У него начинает формироваться чувство компетентности, если его хвалят за достигнутые результаты, у него появляется уверенность в том, что он сможет научиться чему-то новому, появляются таланты к техническому творчеству. Когда взрослые видят в его стремлении к деятельности только баловство, возникает вероятность выработки чувства неполноценности, сомнения в собственных способностях.

Юность


Не менее важна в возрастной периодизации Э. Эриксона стадия развития юность. Она продолжается с 12 до 20 лет, считаясь основным периодом в психосоциальном развитии человека.

Это вторая попытка развить автономность. Подросток бросает вызов общественным и родительским нормам, узнает о существовании незнакомых ранее социальных ролей, размышляет о религии, идеальной семье, устройстве окружающего мира. Все эти вопросы нередко вызывают у него чувство озабоченности. Идеология представляется в слишком упрощенном виде. Его главная задача на этом этапе в теории возрастной периодизации Эриксона - собрать все имеющиеся к тому моменту знания о самом себе, воплотить в образ себя, сформировав Эго-идентичность. Он должен включать осознанное прошлое и предполагаемое будущее.

Появляющиеся изменения проявляются в виде борьбы между желанием сохранить зависимость от заботы близких и стремлением к собственной независимости. Сталкиваясь с подобной неразберихой, юноша или девушка стремится стать похожим на своих сверстников, у него развиваются стереотипные идеалы и модели поведения. Возможно разрушение строгих норм в поведении и одежде, увлечение неформальными движениями.

Неудовлетворенность общественными ценностями, резкие социальные изменения ученый рассматривает как фактор, который мешает развитию идентичности, появлению чувства неопределенности и неспособности продолжить образование, выбрать карьеру.

Отрицательный выход из кризиса может быть выражен в плохой самоидентичности, ощущении своей ненужности, бесцельности. Подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Из-за чрезмерной идентификации с представителями контркультуры и стереотипными героями подавляется развитие их идентичности.

Молодость


В периодизации возрастной психологии Эриксона шестая стадия - молодость. В возрасте от 20 до 25 обозначается фактический старт настоящей взрослой жизни. Человек получает профессию, начинается самостоятельная жизнь, возможен ранний брак.

Способность участвовать в любовных отношениях включает в себя большинство из предыдущих стадий развития. Не доверяя другим, человеку будет сложно довериться самому себе, из-за неуверенности и сомнений ему будет сложно позволять окружающим пересекать свои границы. Чувствуя себя неадекватно, станет трудно сближаться с окружающими, самому проявлять инициативу. А при отсутствии трудолюбия возникнет инертность в отношениях, душевный разлад может вызвать проблемы с определением места в обществе.

Совершенным становится способность к близости, когда у человека получается строить партнерские отношения, даже если для этого требуются значительные компромиссы и жертвы.

Положительным разрешением этого кризиса становится любовь. Среди основных принципов возрастной периодизации по Эриксону на этой стадии - эротическая, романтическая и сексуальная составляющая. Близость и любовь могут рассматриваться как возможность начать верить другому человеку, оставаться самому верным в отношениях, даже если ради этого предстоит идти на самоотречение и уступки. Данный тип любви проявляется во взаимном уважении, заботе, ответственности за другого человека.

Стремиться избежать близости человек может из-за боязни потерять независимость. Это грозит самоизоляцией. Неумение выстраивать доверительные и спокойные личные отношения приводит к чувству социального вакуума, одиночества и изоляции.

Зрелость


Седьмая стадия, самая продолжительная. Она развивается с 26 до 64 лет. Основной проблемой становится выбор между инертностью и продуктивностью. Важный момент - творческая самореализация.

Эта стадия включает в себя интенсивную трудовую жизнь, формально новый стиль родительства. При этом возникает способность проявлять интерес к общечеловеческим проблемам, судьбам окружающих, задумываться об устройстве мира, грядущих поколениях. Продуктивность может проявляться в качестве заботы следующего поколения о молодежи, желая помочь найти место в жизни и выбрать правильное направление.

Трудности на этапе производительности могут привести к навязчивому желанию псевдоинтимности, желанию протестовать, противиться тому, чтобы отпускать собственных детей во взрослую жизнь. Взрослые люди, которым не удается стать продуктивными, замыкаются в себе. Основным предметом из заботы становятся личные удобства и потребности. Они концентрируются на собственных желаниях. С потерей продуктивности заканчивается развитие личности как деятельности члена общества, межличностные отношения становятся беднее, заканчивается удовлетворение собственных нужд.

Старость


После 65 лет начинается финальная стадия - старость. Для нее характерен конфликт безнадежности и цельности. Это может означать принятие себя и собственной роли в мире, осознание человеческого достоинства. К этому времени основная работа в жизни позади, приходит время для забав с внуками и размышлений.

При этом человек начинает представлять собственную жизнь как слишком короткую, чтобы достичь всего, что было запланировано. Из-за этого может появляться чувство недовольства и безысходности, отчаяние от того, что жизнь сложилась не так, как хотелось, а начинать что-либо сначала уже поздно. Появляется страх смерти.

Психологи в отзывах о теории психосоциального развития Эрика Эриксона постоянно сравнивают его работу с классификацией Зигмунда Фрейда, которая включает в себя только пять этапов. На всех этапах развития современной науки к идеям Эриксона относились с повышенным вниманием, так как предложенная им схема позволяла более детально изучить развитие человеческой личности. Основные претензии были связаны с тем, что развитие человека продолжается и во взрослом возрасте, а не только в детстве, как утверждал Фрейд. С этим связаны главные сомнения, которые высказывали критики работ Эриксона.

В поздней зрелости наблюдается резкое расхождение разных линий онтогенеза, различия его содержания в зависимости от индивидуально-личностностных особенностей человека. Поэтому границы этого возраста колеблются.

Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

В поздней зрелости можно выделить три основных варианта развития: доживание; смена ведущей деятельности; сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.

1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т.е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запе-чатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутренних смысловых связей.

2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти.

3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейшему ухудшению запоминания [С. 380].

По утверждению ученых, учет психологического возраста помогает понять, а иногда и прогнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохранение чувства молодости, обычно сочетается с личностным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе.

Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования:

· неудержимое стремление к риску;

· высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их;

· высокий уровень развития интуитивной сферы личности.

Все эти личностные новообразования -- результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Основным новообразованием старости Э. Эриксон предложил считать мудрость.

A. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей. По Маслоу, человек как бы поднимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда к потребностям в любви и признании, выше -- в самоуважении и самоутверждении, и, наконец вершина -- потребность в самоактуализации. Не все успевают добраться к старости до верхних ступеней, иногда приходится спускаться вниз по лестнице. Счастливы те, кто одолел вершину.

Старость при разумно организованном режиме, внимательном отношении к собственному здоровью, психологической уравновешенности и заботе близких может быть не менее привлекательна, чем другие периоды жизни.

Незанятость, по мнению американского психолога Генри, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности и энергии. Незанятость рассматривается как совокупный процесс, психосоциальное явление, которое объясняется как психологией данного индивидуума, так и воздействием на него общества, включающего или выключающего старого человека из социальной жизни.

B. Генри делит старых людей на три группы в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии.

Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выполняя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы.

Вторая группа включает тех, кто не работает по найму, не выполняет общественных обязанностей, а занимается собственным делом -- хобби. Эти люди имеют тоже достаточно энергии, чтобы быть занятыми.

Третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно не занятых или занятых главным образом собой.

В. Генри делает вывод: процесс освобождения зависит не от старости, а от жизненного опыта, всего перенесенного и

пережитого на зрелых и ранних этапах жизни и не является признаком старости как таковой.

Признание себя старым -- сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать и свои возможности, и свое обаяние. Правда, их никогда не угнетают мысли о старости. Правильное ощущение собственного возраста -- это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости:

1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими; он критичен в отношении к самому себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

2. Установка зависимости присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия; семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

5. Установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий.

Довольно оригинальную трактовку дает социолог А. Качкин, разделяющий пожилых людей по типам в зависимости от того, какие интересы, стороны жизни являются главенствующими для них.

1. Семейный тип -- нацелен только на семью, ее благополучие.

2. Одинокий тип -- наполненность жизни достигается главным образом за счет общения с самим собой, собственными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).

3. Творческий тип -- он не обязательно должен заниматься художественным творчеством, этот тип может реализовывать себя и на садовом участке.

4. Социальный тип -- типичный пенсионер-общественник, занятый общественно-полезными делами и мероприятиями.

5. Политический тип -- человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.

6. Религиозный тип.

7. Угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны родственников и социального работника).

8. Больной тип. Люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько наблюдением за протеканием болезни (речь идет только о здоровых людях) [4].

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пенсию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. Наблюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и материальное положение. Кризис может осложниться утратой близких. Основная причина психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психологических духовных и биологических возможностей человека (А.В. Толстых).

Вопросы для обсуждения

1. Закономерности развития в стадии поздней зрелости.

2. Характеристика личности старого человека.

3. Кризис индивидуальной жизни в стадии старости.

1. Проведите диагностику, используя приведенные ниже методики (см. Диагностические методики).

Опросник предложен тремя авторами: Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном.

Исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.

Обработка результатов и интерпретация

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов -- средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов -- низкий уровень одиночества.

Часто Иногда Редко Никогда

1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

2. Мне не с кем поговорить

3. Для меня невыносимо быть таким одиноким

4. Мне не хватает общения

5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя

6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне

7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться

8. Я сейчас больше ни с кем не близок

9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

10. Я чувствую себя покинутым

11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает

12. Я чувствую себя совершенно одиноким

13. Мои социальные отношения и связи поверхностны

14. Я умираю по компании

15. В действительности никто как следует не знает меня

16. Я чувствую себя изолированным от других

17. Я несчастен, будучи таким отверженным

18. Мне трудно заводить друзей

19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

20. Люди вокруг меня, но не со мной

Шкала депрессии

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Тест адаптирован Т.И. Балашовой.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 -- ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 -- ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 -- ставим в сумму один балл и т.д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов -- субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.

Бланк для ответов

Фамилия__________ Дата _________

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

А -- никогда или изредка

D -- почти всегда или постоянно

Возрастная психология

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Редактор И.Н. Голубева

Компьютерная верстка О.Н. Емельяновой

Корректор Т Л. Кокорева

Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99.

№ 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002.

Сдано в набор 30.09.02. Подписано в печать 27.02.03.

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 16,5.

Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.).

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.

Государственное унитарное предприятие

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. -- М., 1997.

2. Абульханова-Славская К.А.. Стратегия жизни. -- М , 1991.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. --Л., 1968.

4. АсмоловА.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.-- М., 1996.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -- М., 1968.

6. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека. -- М., 1977.

7. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. -- М., 1982.

8.Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие

для студ. сред. пед. учеб, заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. -- М., 1998.

9. Выготский Л. С Собрание сочинений: В 6т. Т. 4.-- М., 1984.

10. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. -- М., 2001

11. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы ак-меологических исследований. -- М., 1999.

12. КлочкоВ.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой пе дагогики // Образование и социальное развитие региона. № 3-4. -- Барнаул, 1995.

13. Краснорядцева О.М. Психологические особенности возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: Ав-тореф. дисс. . докт. психол. наук. -- М., 1996.

14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. -- М., 2001.

15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -- М., 1981.

16. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. -- М., 1998.

17. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 5-е изд., стереотип. -- М., 2000.

18. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. -- М., 1981.

19. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. -- М., 1996.

20. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. -- М., 1996.

21. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и кор-рекционные игры: Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей. -- М., 2000.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. -- М., 1989.

23. Сапогова Е.Е Психология развития человека: Учеб. пособие. -- М., 2001.

24. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. - М., 2000.

25. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. -- М., 1994.

26. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Избр. психол. труды. -- М., 1989.

Читайте также: