Психическое развитие в раннем детств социальная ситуация развития новообразования

1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте.

2. Развитие личности ребенка. Новообразования раннего возраста.

3. Кризис з-х лет.

4. Формирование деятельности в раннем возрасте.

1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте

Хронологические рамки (возрастные границы). От 1 года до 3 лет.

Социальная ситуация. Стремление самостоятельному выполнению действий с предметами. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. Способ действия с предметом, образец принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие.

Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальной роли (ровесника).

Физическое развитие. Главное достижение – овладение прямохождением. Развивается весь двигательный аппарат. Для детей 2 года жизни ходьба становиться потребностью. К 9-10 годам хождение по ровной поверхности автоматизируется. В середине 2 года жизни осваиваются разнообразные движения, носят и перемещают предметы. Мышечное чувство становится основой в восприятии расстояния и пространственного положения предмета.

Ведущая деятельность. Предметно-манипулятивная деятельность. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Важная роль в овладении предметной деятельностью, принадлежит деловому общению. Являясь ведущей деятельностью предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. Между 14 и 16 месяцами и 2 годами происходит резкое повышение цветоощущения, а после 20-24 мес. цветоощущение нарастает медленнее. Восприятие является доминирующим в развитии других психических функций. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Развитие происходит в предметной деятельности. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Наблюдается выделение пространственных отношений между предметами. При восприятии ребенок фиксируется на одном качестве, и впоследствии ориентируется на него при узнавании. Восприятие аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием. Восприятие – ведущая функция в развитии познавательной сфере ребенка. Восприятие тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия (подбор предметов по форме, величине, цвету).

Внимание. Развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик объем. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Под влиянием речи складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых ребенок сосредотачивается.

Память. Память включается в процесс активного восприятия ‑ узнавания. В основном преобладает узнавание, хотя ребенок может непроизвольно припоминать увиденное или услышанное раньше. Память является продолжением и развитием восприятия. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.

Мышление. Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Большое значение в решении интеллектуальных задач имеет речь, которая в ходе развития делает меньшей зависимость мышления от непосредственного восприятия. Мышление активно развивается благодаря овладению ребенком значений предметов. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещение реального предмета знаком. Появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение. На 3 году жизни формируется знаковая (символическая) функция сознания, которая имеет большое значение при овладении более сложными формами мышления и новыми видами деятельности.

Воображение. Предпосылками воображения выступают представления. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.

Происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. Появляется ситуативная речь. Развиваются не только коммуникативная, но и обобщающая и регулирующая функции речи. Дети начинают распространять правило словоизменения (флексии) на слова, которые им уже знакомы.

2. Развитие личности ребенка. Новообразования раннего возраста

Индивидуально-психологические свойства личности. Происходит формирование черт характера в ходе предметно-манипулятивной деятельности и в процессе общения с близкими родственниками. Отсутствует соподчинение мотивов (все мотивы имеют одинаковую побудительную силу) желания неустойчивы, неконтролируемы и несдерживаемы. Появляются потребности в самостоятельности и в достижении успехов. Поведение начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, но и отношениями с другими людьми. Наблюдая за поведением, можно увидеть первые признаки темперамента.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности ‑ усвоение общественно выработанных способов. Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой. Овладение предметной деятельностью, что связано с формированием нового отношения к миру предметов. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Активная речь.

3. Кризис з-х лет

- негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого);

- упрямство –реакция ребенка, который настаивает на чем–то не потому что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались;

- строптивость –направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни;

- своеволие –связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми;

- протест-бунт – частые конфликты с родителями;

- деспотизм – ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования;

- обесценивание требований взрослых ‑ обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше;

Разрешение кризиса происходит путем перехода к игровой деятельности.

4. Формирование деятельности в раннем возрасте

В раннем возрасте большое значение на развитие психики ребенка оказывает формирование деятельности в раннем детстве.

Таблица - Формирование деятельности в раннем возрасте

Исследования

Этапы формирования деятельности

К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью.

  1. Предметные манипуляции детей (5 - 6 месяцев), которые превращаются в ориентировочные действия (7 -9 мес.)
  2. К концу 1 года действия переходят в предметно-специфические – это действия, направленные на получение определенного результата.
  3. Возникновение предметно-опосредованных действий, которые осуществляются орудийными операциями.

Формирование предметной деятельности тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.

На первых ступенях развития предметной деятельности предмет и действие тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен.

  1. Ручные действия, когда малыш действует предметом, как самой рукой.
  2. Орудийные действия, когда предмет используется как орудие.

Ручные действия с одним и тем же предметом становятся орудийными.

При переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов действия с предметами происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления в простейших формах.

Предметная деятельность способствует развитию познавательных процессов.

В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные эталоны.

В процессе предметной деятельности активно развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Н.Х Швачкин, Д.Б. Эльконин, М.М. Кольцова.

Выделили 3 основные ступени в развитии обобщений в возрасте от 1 до 2,5 лет:

Таблица - Пути и причины возникновения игры

Сущность игры

Это варьирование места, объекта, условий или способов действий, изменение функций предмета, одушевление его.

Причины возникновения

В процессе активного овладения предметной деятельностью у ребенка возникает противоречие между бурным развитием потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций – с другой.

Пути формирования

Игровые действия возникают путем наблюдения деятельности взрослых и переноса.

Два типа переносов:

- освоенное действие переносится в другие условия (научившись причесывать себя, ребенок начинает причесывать куклу);

- действие переносится на какие-то предметы – заместители реальных предметов (ребенок причесывает куклу не расческой, а деревянной палочкой).

Структура игры

В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Действие может повторяться много раз, может производиться с различными игрушками, но действие не усложняется, строение его не меняется.

Следующая ступень – игры, состоящие из ряда различных элементарных действий, еще не связанных между собой, но которые когда-то раньше производились.

К концу раннего возраста можно наблюдать отдельные игры, отражающие цепочку действий.

В результате игровой деятельности формируется: инициативность, самостоятельность, общительность, эмоциональность, творчество,ориентировочно-исследовательское поведение

Варианты обыгрывания предметов

- Перенос предметов и любование ими (укладывает куклу на ковер, приносит зайчика, проговаривая: так, так.)

- Соединение предметов друг с другом (предмет помещает в коробочку, завязывает ленточку).

- Придание предмету необычного функционального значения (Это сумочка у тебя? …Ах, какая шляпа!)

- Придание предмету ролевых значений (пуговицу везет на машине в гости).

- Одушевление предмета, словесное обращение к нему (куда ты покатился? Иди, иди, топ-топ…).

- С помощью предмета развитие кожно-мышечных ощущений (предметом гладит по плечу, устанавливает на ноге…).

Особенности игры

Многофункциональное использование предмета ‑ подготовка к функции замещения.

Речевые моменты придают игре сюжетные моменты

Внутри предметной игры зарождается сюжетно-отобразительная.

Игровое отношение к предмету

Включение предмета в другой предмет.

Использование предмета с разной целью.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по теме. Перечислите основные вопросы, рассматриваемые автором понравившейся вам статьи.

1. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №5. ‑ С. 78

2. Слободская Е.Р., Плюснин Ю.М. Внутригрупповые механизмы социализации детей раннего возраста // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. –С. 50

3. Палагина Н.Н. Предметная игровая активность в раннем детстве // Вопросы психологии. – 1992. ‑ №5-6. ‑ С. 31

4. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. ‑ 1992. - №2. ‑ С. 17

5. Авдеева Н.И. Становление образа себя у детей первых 3 лет жизни // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №4. ‑ С. 5

6. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. ‑ 1992. ‑ №1-2. ‑ С. 22.

7. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе // Мир психологии. ‑ 1996. ‑ №3. ‑ С. 129 – 156.

8. Виленская Г.А, Сергиенко Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ № 2-3. ‑ С. 68.

9. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 1997.‑ № 1,2,3,. ‑ С. 74 - 83.

10. Холл З. Последствия сексуальных и психологических травм детства // Психологический журнал. – 1992. ‑ № 4,5. ‑ С. 120 - 130.

11. Белановская О.В. Восприятие ребенка раннего возраста самого себя во времени // Адукацыя i выхаванне. – 2000. ‑ №1,2,3. ‑ С. 11- 16.

12. Неткевич Н.М. Психическое развитие и воспитание ребенка раннего возраста // Адукацыя i выхаванне. – 1998. ‑ № 2. ‑ С. 85 - 92.

3. Дайте характеристику развития ребенка в условиях раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

4. Проведите наблюдения и опишите особенности появления кризисов одного года и трех лет.

Список рекомендуемой литературы

1. Обухова Л.Ф.. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996 .

2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.

3. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.

6. Коломинский Я.Л. Детская психология. – Минск, 1988 .

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2000.

8. КоломинскийЯ.Л. Детская психология. ‑ Минск, 1988. – С. 92-94.

9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. ‑ М., 2000. – С. 21.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

В период раннего детства (от одного года до трех лет) социальная ситуация младенчества распадается. Если раньше взрослый был центром мира ребенка, то теперь ребенок акцентирует свое внимание на предмете. Если раньше связь между ребенком и взрослым была непосредственной, общение происходило ради общения, то теперь связь между ребенком и взрослым опосредована предметом, и наоборот, связь ребенка с предметом опосредована взрослым как образцом действия с предметом, носителем собственно человеческих способов употребления предметов.

Л. Ф. Обухова представляет социальную ситуацию развития в раннем возрасте следующим образом: ребенокПРЕДМЕТвзрослый. Тем самым складывающаяся социальная ситуация предстает как ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого.

В совместной деятельности со взрослым у ребенка формируется предметная (орудийно-предметная) деятельность, направленная на усвоение ребенком общественно выработанных способов действия с предметами. Это ведущая деятельность в данном периоде, содержанием которой выступают культурно-обусловленные способы употребления предметов. Однако, как пишет Д. Б. Эльконин, ребенок самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественного способа употребления предметов, поскольку на вещи не написано, для чего она служит, ее физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с ней произведено. Только в совместной деятельности со взрослым ребенок учится использовать предметы по их назначению, т.е. открывает цель и способ действия с предметами.

Выделяют три этапа в развитии предметного действия:

  • 1) этап совместного действия – на стороне взрослых и ориентация, и исполнение, и оценка действия (например, взрослый берет ручку ребенка, берет вместе с ним ложку, наполняет кашей и подносит ко рту);
  • 2) этап частично-совместного действия – взрослый только начинает действие, а ребенок его заканчивает;
  • 3) этап самостоятельного действия – ребенок сам выполняет действие, на стороне взрослых последовательно меняющиеся функции: ориентировки, показа, указания, контроля, оценки выполняемого ребенком действия.

Развитие предметного действия ведет к переносу действия:

  • а) с одного предмета на другой (ребенок научился расчесываться своей расческой, затем может расчесываться и маминой щеткой, и бабушкиным гребешком и т.п.);
  • б) из одной ситуации в другую, т.е. ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях (научившись пользоваться расческой, ребенок пытается расчесать маму, куклу, собачку и пр.).

Благодаря этим двум переносам происходит обобщение функции, отрыв действия от предмета и от ситуации, что способствует отделению ребенка от взрослого, отождествлению и сравнению себя с ним. Именно на этой основе появляются игровые действия, действия "понарошку", основанные на подражании взрослым.

пример

Сначала (примерно в возрасте от 15 до 18 месяцев) дети способны действовать "понарошку" только с предметами, похожими на настоящие (они могут кормить взрослых или кукол, пользуясь настоящими или игрушечными чашками, ложками и т.д.). Затем они уже могут использовать один предмет в качестве заместителя другого, могут вообразить, что предмет представляет нечто иное, чем он есть на самом деле (обувная коробка – машина, палочка – ложка, веник – лошадка и т.п.).

Игры детей на этом этапе еще непродолжительны, возникают эпизодически, для них характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Для детей данного возрастного периода характерна так называемая предметная игра, основное содержание которой – воспроизведение виденных и усвоенных предметных действий (они "варят кашу", "укладывают спать", "кормят куклу").

В конце раннего детства, как указывает В. С. Мухина, в поведении ребенка появляются предпосылки сюжетноролевой игры: переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека.

пример

Предпосылки сюжетно-ролевой игры наиболее ярко проявляются в феномене "роль в действии": ребенок, воспроизводя действие конкретного взрослого, не осознает этого. Например, если девочку, которая разговаривает по телефону как мама, спросить: "Ты кто?" – она называет свое имя, но если мы скажем: "Ты, разговариваешь по телефону как мама, ты, наверное, мама. Маша – мама?", – девочка с удовольствием соглашается: "Маша – мама".

Помимо предметных и игровых действий в раннем возрасте складываются и другие виды деятельности, в первую очередь продуктивные – рисование, лепка, конструирование. Благодаря этим действиям слово начинает отрываться от предмета и обобщаться. Как отмечает Л. Ф. Обухова, начинается переход от "мышления в движениях" к "образному мышлению".

Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Понятие "социализация" связано с такими понятиями как "воспитание", "обучение", "развитие личности". Итак, социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

Ранний возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Раннее детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
ranniy_vozrast.docx 29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Специльность 44.02.01 Дошкольное образование

Студентки группы 244з6

(заочная форма обучения)

Савиновой Юлии Валерьевны

Преподаватель: Ковкина И.В.

Нижний Новгород 2017 год

1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте………………. 4

2. Особенности социальных отношений детей раннего возраста….. 7

3. Игры, направленные на социальное развитие……………………. 9

Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Понятие "социализация" связано с такими понятиями как "воспитание", "обучение", "развитие личности". Итак, социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

Ранний возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Раннее детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.

Анализ социальной ситуации развития показал, что она характерна для любого возрастного периода, в том числе и в раннего возраста.

1) определенной социальной ситуацией развития – той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2) основным или ведущим типом деятельности;

3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития.

Таким образом социальная ситуация развития является специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса – ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает на фоне практического взаимодействия с предметами.

Работа по социализации детей раннего возраста происходит поэтапно:

  • усовершенствование самостоятельности детей в предметно - игровой деятельности и самообслуживании;
  • расширение ориентировки в ближайшем окружении;
  • обучение умению играть и действовать рядом.

Для реализации данных направлений необходимо решать следующие задачи:

  • формировать представления о ближайшем окружении, простейших связей между ними;
  • обучать представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;.
  • формировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);
  • формировать представления о явлениях общественной жизни.

2. Особенности социальных отношений детей раннего возраста.

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах - в семье, которые могут способствовать его социально - психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Семья - это первое социальное общество, где начинается процесс социализации личности ребенка, половой идентификации: здесь дети впервые осознают себя мальчиками и девочками. Ребенок способен к элементарному осознанию родственных связей. Малыш проявляет любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим. Он способен заметить эмоциональное состояние близких людей, сопереживать им.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами "радуется", "сердится", "испугался", "жалеет". В речи появляются оценочные суждения; "плохой, хороший, красивый".

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно - игровой деятельности и самообслуживании. Ребенок овладевает умением самостоятельно есть виды пищи, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

На втором году закрепляется и углубляется потребность ребенка в общении со взрослыми. При этом дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только со близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

У детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. В раннем возрасте начинает складываться общение со сверстниками. Оно открывает возможности для самовыражения ребенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания. На втором году жизни ребенок начинает замечать других детей. Поначалу он присматривается к ним, играет рядом. Могут иметь место неожиданные проявления: стремительно подбежит к другому ребенку и обнимет, начнет "обследовать" его внешний облик, словно игрушку. Возникают первые симпатии, интерес одних детей к другим, стремление привлечь к себе внимание, демонстрация своих умений, ориентированного на взаимодействие. У детей раннего возраста детское общество только начинает формироваться.

Важную роль в формировании общения ребенка со сверстниками принадлежит взрослому. Организуя субъективное взаимодействие детей в процессе совместной предметной деятельности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмоционально - практического общения малышей друг с другом новым содержанием. При этом организуется взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей, поощрение общения, способствующие возникновению взаимной симпатии. Детей приучают соблюдать "дисциплину расстояния", и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу. При этом они пользуются простыми словами : "на" (возьми), "дай", "пусти", "не хочу" и др.

Социальное развитие ребенка раннего возраста предполагает формирование у него положительного отношения к себе. Взрослому важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтение малыша, чутко реагировать на все его переживания.

Появляются элементы самооценки. Самооценка ребенка эмоционально окрашена и связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованием взрослых, получить их одобрение.

В конце раннего возраста происходит осознание ребенком своей индивидуальности, возникает система "Я". Она включает познание ребенком себя через свое имя, представление о своей половой принадлежности, потребности в одобрении, признании и самостоятельности.

3. Игры, направленные на социальное развитие.

Ребенок впервые, учится строить отношения с окружающими в процессе игры. Малыш познает такие социальные навыки, как умение дождаться своей очереди и делится с окружающими.

Посредством игр ребенок получит представление об общих фактах. Он сможет исследовать необычные материалы, например, сухой песок, пытаться сделать что - нибудь необычным способом и найти ответы на сложные вопросы.

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования первоначальных представлений о себе. Известно, что уже в этом возрасте нормально развивающиеся дети проявляют интерес к себе - своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.

Использование разнообразных игр особенно полезно в коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Социальное развитие ребенка с психофизическими нарушениями проходит в условиях поэтапного усвоения базовых концентров: "Я - сам", "Я и другие", "Я и окружающий мир" в процессе целенаправленного обучения.

1. Формирование своего "я": Игра "Испечем оладушки", Игра "Топни ножкой".

2.Формирование представление о других: Игра "Я - ты".

3.Формирование представлений об окружающем мире: Игра "Возьми, игрушку", Игра "Матрешка".

Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Таким образом, социальное развитие является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Читайте также: