Профессиональное и личностное самоопределение центральное новообразование


Скачать:

ВложениеРазмер
professionalnoe_samoopredelenie.docx 31.17 КБ

Предварительный просмотр:

1. Психологическая характеристика личности в юношеском возрасте 4

2. Профессиональное самоопределение, как основное новообразование в юношеском возрасте 6

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране в настоящее время особенно остро стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников, а так же условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса. Профессиональная деятельность в современном обществе является основной в обеспечении социальных притязаний человека, а также самоутверждения и самореализации личности.

Таким образом, в современном обществе необходимо изучать становление профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте.

1. Психологическая характеристика личности в юношеском возрасте

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план - это план потенциально возможных действий.

Конечной целью личностного становления юношеского возраста будет новый уровень развития самосознания. В юности получают интенсивное развитие самые разные чувства, под влиянием которых старший школьник становится еще лучше и человечнее. У молодых людей открывается внутренний мир во всей его индивидуальной целостности и уникальности. Появляется стремление к самопознанию, а также формируется личная идентичность, и чувства преемственности и единства.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно отметить, что юношеский возраст - это период самоопределения и формирования жизненных планов, а в качестве основной задачи перед старшеклассником стоит социальное, личностное, профессиональное и духовно-практическое самоопределение.

2. Профессиональное самоопределение, как основное новообразование в юношеском возрасте.

В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития.

«Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с той или иной из них поведения.

Второй этап - подростковые фантазии, когда отрок видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии.

Третий этап, охватывающий весь подростковый и юношеский возраст - это предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка (я люблю историю, а стану-ка я историком!), далее с точки зрения его способностей (у меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?) и, наконец, с точки зрения его системы ценностей (я хочу помогать больным - стану врачом).

Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.

Начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Итак, психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников являются для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения.

В процессе профессионального самоопределения развивается самосознание, формируется система ценностных ориентации, моделируется будущее, происходит построение эталонов в виде идеального образа профессионала. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

У старшеклассников изменяется отношение к учебно-профессиональной деятельности, е сли они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Профессиональное самоопределение

Ведущая деятельность в юности - учебно-профессиональная деятельность. Учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз, о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность. В других случаях юноши и девушки продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах. Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. К моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только планы на будущее. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению.

В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции.

Информированность о профессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное самоопределение молодых людей. Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей. Стадия пробного выбора (до 16-19 лет). Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и условиями реального мира.

Психологические факторы профессионального самоопределения:

— осознание ценности общественно полезного труда,

— общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране,

— осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации,

— общая ориентировка в мире профессионального труда,

— выделение дальней профессиональной цели (мечты),

— согласование мечты с другими важными жизненными целями,

— знание о выбираемых целях,

— знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий.

Личностное самоопределение

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы. Они у старшеклассников зачастую еще весьма расплывчаты. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Многие исследования посвящены развитию и качеству Я-концепции у молодых людей. Подчеркивается, что по мере взросления складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Позитивная Я-концепция (чувство самоуважения) благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Отрицательная Я-концепция (низкая самооценка, слабая вера в себя) воздействует наиболее негативно.

В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает всматриваться в других людей, сопоставлять свойства их личности и поведения и собственные, отыскивать сходство и непохожесть. Это познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования.

В юности складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе. Формируется осознанное обобщенное, итоговое отношение к жизни, которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я”, а с другой - осознание своего положения в мире. Мировоззренческие вопросы ставит к себе юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств для ее решения. Однако, несмотря на все трудности, эти искания содержат в себе позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Личностное самоопределение не завершается в юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению).

Становление мировозрения

Мировоззрение – это собственное восприятие мира человеком, составление суждений о нем в целом и его принципах, это совокупность человеческих знаний. Юность выступает основным этапом формирования мировоззрения.

Приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но профессиональные планы их недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью".

Кризис юности (17-21).

Кризис 17 лет – рубеж школьной и новой взрослой жизни. В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

Ранняя юность (14-15 до 18 лет). К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости.

Юность - завершающий этап созревания и формирования личности. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Главная социальная задача этого возраста - выбор профессии. Становление личности включает в себя становление относительно устойчивого образа "Я", т.е. целостного представления о самом себе. В юношеском возрасте формируются взгляды на вещи, подход к жизни, система ценностей. В этом смысле юность – время активного формирования мировоззрения. Юноша страстно хочет знать, кто он такой, на что он способен. Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны. Адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального "Я" вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение. На формирование самоуважения влияют многие факторы - отношение родителей, положение среди сверстников и др.

Одной из важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Ценность образования - большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе.

В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральное новообразование - самоопределение, профессиональное и личностное.

Юность это период принятия ответственных решений, определяющих дальнейшую жизнь; выбор профессии, места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни, создание своей семьи. Юношеский возраст этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Стремление доказать свою независимость сопровождается типичными поведенческими реакциями: недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к неосознанной внушаемости и влиянию ровесников.

Если дети покидают школу после 9 класса, происходит смещение кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет. Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую (утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения) установку. Во время кризиса такие подростки бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируют свое жизненное кредо. Период юности для них время проб и ошибок. Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15 лет.

Существуют две категории выпускников школы: первые надеются на помощь родителей (платный вуз) и не теряют душевного равновесия; вторые рассчитывают на свои силы - наиболее подвержены связанными с поступлением стрессам.

Для тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакции (обострению гастрита, головных болей, давлению) и хронических заболеваний. Но если даже выпускник мало тревожен, и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают в этом уверенность в себе, поддержка семьи и др. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы


Профессиональное самоопределение - это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личных возможностей, способностей в соотнесении с профессиональными требованиями. В настоящее время понимание профессионального самоопределения учитывает проблемы взаимосвязи с жизненным самоопределением личности, а также включает влияние воздействия на индивида социальной окружающей среды и его активной позиции. В условиях рыночной экономики остро встаёт проблема свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника.

Профессиональное самоопределение учащихся

Самоопределение учащихся – это процесс формирования индивидом личного отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей.

Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора профессии и образа жизни.

В профессиональном самоопределении существуют различные подходы: социологический - когда общество ставит задачи перед личностью, социально-психологический - поэтапное принятие решение личностью, а также согласование потребностей общества и личных предпочтений, дифференциально-психологический - формирование индивидуального строя жизни.

Символично выделяют взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения учащихся:

- дошкольный этап, включающий формирование первоначальных трудовых умений и навыков;

- начальная школа, включающая осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.

Осознание своих способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.

В профессиональном самоопределении учащихся значительную роль отводят семье и государственно-общественной структуре (профессиональным и общеобразовательным учебным заведениям; учреждениям дополнительного образования, службам занятости).

Психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся нацелена на реализацию сознательного выбора профессии.

Определяются учащиеся с выбором профессии в процессе обучения основным наукам, а также во время профессиональной подготовки.

Итак, профессиональное самоопределение учащихся включает процесс формирования индивидом личного отношения к трудовой сфере, а также способ его самореализации через согласование профессиональных и внутриличностных потребностей.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.

В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.

Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.

Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.

Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Профессиональное самоопределение личности

Профессионально-личностное самоопределение психологи относят к процессу формирования у человека личного отношения к профессиональной трудовой сфере, а также самореализации через согласование социально профессиональных и внутриличностных потребностей.

Рассмотрим профессиональное самоопределение, включая разные стадии становления личности.

В дошкольном детстве малыши в игровой деятельности подражают взрослым и воспроизводят их действия. Широкое распространение в дошкольном возрасте приобретают сюжетно-ролевые игры, часть из которых несут профессионально ориентированный характер. Малыши играя, присваивают себе роли продавцов, врачей, строителей, воспитателей, поваров, водителей транспортных средств.

Большое значение в профессиональном самоопределении представляют первоначальные трудовые действия - выполнение простых действий по уходу за растениями, одеждой, уборке помещений. Эти действия способствуют у малышей развитию интереса к труду взрослых. Профессионально-ролевые игры, выполнение элементарных видов труда, наблюдение за трудом взрослых способствуют самоопределению дошкольников. В младшем школьном возрасте малыши охотно подражают действиям взрослых и, исходя из этого, идет ориентация на профессии родственников, родителей, учителей, близких знакомых. Важной особенностью школьников является мотивация достижений в учебной деятельности. Осознание ребенком своих возможностей, а также способностей на базе имеющегося опыта в игровой, учебной, трудовой деятельности формирует представление о будущей профессии.

Конец младшего школьного возраста отмечается существенным возрастанием индивидуальных различий в развитии способностей между детьми, а это в свою очередь влияет на значительное расширение спектра профессиональных предпочтений. Трудовая и учебная деятельность влияет на развитие воображения детей, как творческого, так и воссоздающего. Благодаря этой способности осуществляется обогащение представлений о различных видах труда, развивается умение видеть себя в определенной профессии. Зачастую у ребенка возникают профессионально окрашенные фантазии, оказывающие в будущем огромное влияние на профессиональное самоопределение.

Подростковый возраст отмечается закладкой основ нравственного отношения к различным видам труда, у подростка формируется система личностных ценностей, определяющих избирательность в отношении профессий. Этот период психологи относят к ответственному за становление личности.

Профессиональное самоопределение личности в ранней юности является важнейшей задачей. Зачастую планы подростка очень аморфны, расплывчаты, представляют характер мечты.

Подросток чаще всего представляет себя в различных эмоционально привлекательных ролях и психологический обоснованный выбор профессии самостоятельно сделать не может. А в начале юношеского возраста данная проблема встает перед юношами и девушками, которые оставляют основную общеобразовательную школу. Они составляют треть старших подростков, которые поступают в учреждения среднего и начального профессионального образования, а другие же вынуждены приступать к трудовой самостоятельной деятельности.

Психологи установили, что зачастую учащиеся получающие образование в профлицеях, профтехучилищах, колледжах и техникумах окончательно не определились и их выбор учебного учреждения был психологически не обоснован.

Подавляющее большинство молодежи в возрасте 16 - 23 лет в учебных заведениях получают образование или проходят профессиональную подготовку в учреждениях или на предприятиях. Зачастую романтические устремления, мечты остались в прошлом, а желаемое будущее стало уже настоящим и многие переживают разочарование и неудовлетворенность от сделанного выбора. Некоторыми предпринимаются попытки по внесению корректив в профессиональный старт, а у большинства юношей и девушек во время обучения укрепляется уверенность в правильности своего выбора.

В возрасте 27-ми лет отмечается социально-профессиональная активность. Уже имеется место работы и определенный опыт. Актуальности приобретает профессиональный рост и достижения. Однако подавляющее большинство начинают испытывать психологический дискомфорт, который обусловлен возвышенными, нереализованными планами, а также трудовым насыщением.

Для многих людей к 30-ти годам вновь становится актуальной проблема профессионального самоопределения. Здесь возможны два пути: либо утверждать себя далее в избранной профессии и становиться профессионалом или же менять место работы, а также профессию.

Возрастной период до 60-ти лет считается самым продуктивным. Этот период отмечается реализацией себя как личности, а также характеризуется использованием профессионально-психологического потенциала. Именно в этот период реализуются жизненные планы, оправдывается смысловое существование человека. Профессия дает уникальную возможность, используя свои способности на трудовом посту, реализовать потребность быть личностью, а также выработать индивидуальный стиль деятельности.

После достижения пенсионного возраста люди уходят из профессии, однако к 60-ти годам личность полностью не успевает исчерпать свой потенциал. Этот период отмечается тревожным состоянием, поскольку в одночасье рушатся складывавшиеся десятилетиями стереотипы, а также образ жизни. Умения, знания, важные качества - все становится невостребованным. Такие негативные моменты ускоряют социальное старение. Большинство пенсионеров испытывают психологическую растерянность, переживают свою ненужность и бесполезность. Снова возникает проблема самоопределения, однако, в общественно-полезной, социальной жизни.

Психология профессионального самоопределения

Отечественная психология процессы профессионального самоопределения связывает с личностным самоопределением и выбором образа жизни. Выбирая ту или иную профессию, человек планирует свой способ существования, при этом соотнося будущий профессиональный личный статус с жизненными ценностями.

Над данной проблемой работали следующие исследователи: М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова-Славская, Н.С. Пряжников, Е.И. Головахи, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов.

Наиболее разносторонне и последовательно вопросы профессионального самоопределения субъекта изучались в работах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера.

Е.А. Климов отнес профессиональное самоопределение к качеству психического проявления развития человека. В течение жизни у индивида формируется определенное отношение к разным областям труда, складывается представление о своих возможностях, профессиях, выделяются предпочтения.

Согласно Е.А. Климову, важнейшей составляющей в самоопределении выступает формирование самосознания.

Структура профессионального самосознания включает:

- оценивание своего места и личного соответствия эталонам в профессии (один из лучших специалистов, новичок);

- знание слабых и сильных сторон, индивидуальных, а также успешных способов действия и путей самосовершенствования;

- личное представление о себе, а также работе в будущем.

Е.А. Климов отмечает два уровня в профессиональном самоопределении:

- гностический (перестройка самосознания и сознания);

- практический (изменения в социальном статусе человека).

Э.Ф. Зеер выделяет проблему самоопределения индивида в контексте прикладной психологии, где профессиональное самоопределение отмечается:

- избирательностью в отношении индивида к миру профессий;

- выбором с учетом индивидуальных качеств и особенностей человека, а также социально-экономическими условиями и требованиями в профессии;

- постоянным самоопределением субъекта на протяжении жизни;

- определением внешних событий (изменение места жительства, окончание обучения);

- проявлением социальной зрелости индивида с тесной связью самореализации.

Задачи в самоопределении решаются все по-разному на каждой из стадии профессионального развития. Они определяются межличностными отношениями в коллективе, социально-экономическими условиями, профессиональными и возрастными кризисами, но ведущая роль остается за активностью личности и ее ответственностью за личное становление.

Э.Ф. Зеер считает, что самоопределение выступает важным фактором самореализации индивида в конкретной профессии.

H. С. Пряжников предложил свою модель самоопределения, включающую в себя такие компоненты:

- осознание личностью ценностей общественно полезного труда, а также необходимости профессиональной подготовки;

- ориентирование в социально-экономической ситуации, а также прогнозирование престижности выбираемого труда;

- определение профессиональной цели-мечты;

- выделение профессиональных ближайших целей, как этапов для достижения дальнейших целей;

- поиск информации о специальностях и профессиях, соответствующих учебным заведениям и местам трудоустройства;

- представление о личностных качествах, необходимых для реализации намеченных планов, а также о возможных трудностях в достижении целей;

- наличие резервных вариантов в выборе профессии на случай неудачи при основном варианте самоопределения;

- практическая реализация личной перспективы, корректировка планов.

Профессиональное самоопределение по Н.С. Пряжникову происходит на следующих уровнях:

- самоопределение в трудовой, конкретной функции (работник видит смысл деятельности в качественном выполнении операций или отдельных трудовых функций, при этом свобода выбора действий индивидом ограничена);

- самоопределение на трудовом конкретном посту (трудовой пост отмечается производственной ограниченной средой, которая включает определенные права, средства труда, обязанности), при этом выполнение многообразных функций дает возможность самореализации выполняемой деятельности, а смена трудового поста сказывается негативно на качестве труда, вызывая неудовлетворенность работника;

- самоопределение на уровне определенной специальности предусматривает смену трудовых постов, что позволяет расширить возможности самореализации индивида;

- самоопределение по конкретной профессии;

- жизненное самоопределение связывают с выбором образа жизни, которое включает досуг и самообразование;

- личностное самоопределение определяется нахождением образа Я и его утверждением среди окружающих индивидов (индивид приподнимается над социальными ролями, профессией, становится хозяином личной жизни и окружающие люди причисляют его как к хорошему специалисту, так и уважаемой, уникальной личности);

Проблема профессионального самоопределения

Опыт профконсультационной работы показывает, что, учащиеся, которые не выбрали профессию, зачастую обращаются за помощью к психологу для определения вида деятельности, где они наиболее будут способны. За этим кроется неосознанное желание переложить решение жизненной проблемы на другого индивида. Трудности такого плана зачастую возникают из-за недостатка у школьников адекватных представлений о профессиональной пригодности, неумения оценить свои способности и возможности, а также соотнести их к миру профессий.

Низкая культура знаний, а также незнание современных профессий осложняет выбор старшеклассниками жизненного пути.

Профориентационная работа психолога должна превратиться из диагностической в формирующую, развивающую, диагностико-коррекционную. Этапы консультационной работы должны быть нацелены на активизацию учащихся сформировать стремление к осознанному, самостоятельному выбору профессии, учитывая полученные знания о себе.

Читайте также: