Продукт учебной деятельности новообразование
Социальная ситуация развития младшего школьника. Характеристика учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьного возраста. Структура учебной деятельности. Требования учебной деятельности к уровню психологического развития ребенка. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста. Развитие восприятия. Особенности развития внимания, памяти и речи младших школьников. Умственное развитие. Основные направления формирования детского интеллекта в младшем школьном возрасте. Стимулирование умственного развития младших школьников. Формирование личности младшего школьника. Самооценка младших школьников. Особенности развития воли. Личностные новообразования младшего школьного возраста.
Психология младшего школьного возраста
Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.
Социальная ситуация развития. Характеризуется следующими особенностями:
– в систему отношений появляется учитель ("чужой взрослый"), который является непререкаемым авторитетом;
– в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с "обществом" (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье);
– ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам;
– взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских;
– преодолевается реализм мышления, что позволяет видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия;
1. формирование теоретического мышления;
2. личностная рефлексия;
3. интеллектуальная рефлексия.
4. способность к планированию.
Личностная рефлексия.В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.
Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.
Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.
Рефлексия интеллектуальная.Имеется в виду рефлексия в плане мышления. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.
В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.
Умственное развитие.7 – 11 лет – третий период умственного развития по Пиаже - период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.
Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения.
На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события.
У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление.
Отношения со взрослыми.На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.
Отношения со сверстниками.Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.
Игра.По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.
Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени.
Эмоциональное развитие. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.
Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.
Учебная деятельность. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Естественно, она имеет определеннуюструктуру. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.
Первый компонент – мотивация. Учебная деятельность полимотивирована – она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Д.Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности – как, какими способами достигаются результаты. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.
Второй компонент – учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения.
Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи – найти корень, приставку, суффикс и окончание в заданных словах. Каждая учебная операция должна быть отработана.
Четвертый компонент – контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности.
Последний этап контроля – оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки – насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий – освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Последнее особенно трудно для младших школьников. Но и первая задача тоже оказывается нелегкой в этом возрасте, поскольку дети приходят в школу с несколько завышенной самооценкой.
Развитие психических функций.Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становитсямышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления, они, тем не менее, не возникают на "пустом месте". Для того чтобы их усвоить, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия – представления, приобретенные в дошкольном возрасте и продолжающие спонтанно появляться на основе собственного опыта каждого ребенка. Житейские понятия – это нижний понятийный уровень, научные – верхний, высший, отличающийся осознанностью и произвольностью. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам.
Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.
Развитие других психических функций зависит от развития мышления.
В начале младшего школьного возраставосприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства – в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.
Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает.
В младшем школьном возрасте развиваетсявнимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка.
Развитие личности. Младший школьник включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.
Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.
Другие широкие социальные мотивы учения – долг, ответственность, необходимость получить образование ("быть грамотным", как говорят дети) и т.п. – тоже осознаются учениками, придают определенный смысл их учебной работе. Но они остаются только "знаемыми". Абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут.
Широкие социальные мотивы соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом, усваивают в семье. Не менее яркие различия наблюдаются в области познавательных интересов.
Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, – значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности.
Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассивны.
Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.
У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация – направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, "приглушенное" чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям.
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.
Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной, суждения о себе – более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Предмет учебной деятельности
Предмет - т.е. то, на что направлена деятельность: на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.
Средства и способы учебной деятельности
Средства учебной деятельности – это то, с помощью чего она осуществляется:
- интеллектуальные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация и другие);
- вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт;
- фоновые знания, т.е. тезаурус обучающегося.
Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими:
Продукт учебной деятельности, ее результат:
- знание, лежащее в основе умения решать задачи в разных областях науки и практики;
- внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах;
Продукт учебной деятельности является частью индивидуального опыта. От его глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.
Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание (проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы).
Вопрос 3. Структура учебной деятельности
П----Ц----М----Д----Р(потребность – цель – мотив – действие – результат………….. )
Учебная деятельность имеет структуру, состоящую из следующих основных компонентов:
1. мотивационный
- мотивация (учебная мотивация, как совокупность побудителей к деятельности, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне общей потребности достижения);
2. операционный
- учебные задачи (в различной форме заданий, которые принимаются обучаемым);
- учебные действия (решение учебной задачи посредством учебных действий);
3. контрольно-оценочный
- контроль преподавателя, переходящий в самоконтроль;
- оценка, переходящая в самооценку.
Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности.
Мотивационный компонент.
Мотив – устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека.
Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека или сумма мотивов.
Мотивация может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Виды мотивов:
широкие социальные мотивы (мотив долга, ответственности, мотив получения хорошей отметки, чтобы не подвести коллектив )
узко-личностные мотивы (мотивация достижения, мотивация избегания неудач, наказания)
познавательные мотивы: связанные с процессом выполнения действий; связанные с получением новых знаний (желание выполнять новые действия, желание узнавать что-то новое, потребность в саморазвитии).
- Осознаваемые (когда может объяснить почему он это сделал или не сделал)
- Реально действующие (то, что является истинной причиной)
Операционный компонент
Задачи Действия
Учебная задача предлагается обучающемуся как определенное учебное задание в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом. Состав учебных задач, т.е. вопросов (и, конечно, ответов), над которыми в данный отрезок учебного времени работает обучающийся, должен быть известен учителю, преподавателю, так же как и ученику, студенту.
Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач. Они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (технические), такие как схематизация, подчеркивание, выписывание и т.д.
Психологические требования к учебным задачам по Е.И. Машбицу
*Задание.Прочитайте следующие требования к учебным задачам и подготовьте о них рассказ.
Учебная деятельность является совместной деятельностью учителя и ученика и направлена на передачу и усвоение ЗУНов.
Знания – это результат мыслительный деятельности, в процессе которой усваиваются факты, законы, закономерности.
Умения - это способность осознанно выполнять определенные действия на основе полученных знаний.
Навык – это способ выполнения действия, ставший автоматизированным.
Действия на стадии навыка ускоряются и становиться более точным, освобождает от контроля за процессом, сознание концентрируется на более сложной творческой стороне работы, но автоматизация навыка частична. В нужный момент сознание вмешивается и направляет действия.
Характеристика навыка:
· изменяются приемы использования движений (мелкие движения объединяются в более крупные)
· изменяется сенсорный контроль над действием (снижается мышечное напряжение)
· изменяются приемы центрального регулирования действием.
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiyauchebnaya_deyatelnost.doc | 51.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль продуктивной деятельности в формировании предпосылок учебной деятельности и учебных навыков у детей дошкольного возраста.
Все мы знаем, как важно подготовить детей к обучению в школе и как важна сформированность у детей дошкольного возраста учебной деятельности. Напомню, что УД - это деятельность человека, основой которой является освоение опыта человечества в форме знаний, умений, навыков. (Мухина В.С.)
Продуктивная деятельность играет важную роль в формировании учебных навыков. Во-первых, важным качеством этой деятельности является продукт труда, положительные эмоции ребенка. Так как дети любят продуктивную деятельность, то важным качеством является быстрое умение охотно включиться в эту деятельность по приглашению воспитателя, убрать игрушки, сесть за стол, если надо – привести свое рабочее место в порядок.
Сразу видно тех детей кто умеет слышать учебную задачу, понимает смысл задания. Правильно пересказывает содержание задания, отвечает на вопросы в процессе объяснения. Учебная задача подается в игровой форме (Мл. возр.- накормим куклу, поможем зайцу, привезти кирпичи, испечь пироги, построить забор). Создавая мотивацию можно придумать ситуацию, в которую попал герой, и поставить задачу ему помочь. Предложить приемы и способы решения проблемы, выбрать вместе лучшие. Важно в этой структуре вернуться к той задаче – для кого строили забор, кому помогали печь пироги и т. д. Обыграть, съесть, проехать по нарисованной дороге и т. д.
Если есть возможность – рассматривают натуру – чучело вороны, живого котенка и т. д. Если перед рисованием зайца – дать детям игрушки зайцев, это поможет рассмотреть зайцев более тщательно. Научившись рисовать тот или иной предмет, важно уметь переносить его в другую ситуацию (этот предмет в другом окружении, неваляшки гуляют, елочки на полянке).
Если ребенок приступает к заданию и не отвлекается, не дергает товарищей, а уверенно выполняет задание, то это хороший признак сформированности одного из компонентов учебной деятельности. В случае затруднения детям предлагают поднять руку, обратиться за помощью к взрослому. Желательно, чтобы ребенок мог сформулировать вопрос правильно. Также хороший признак сформированности уч. деятельности является умение довести работу до конца. (Самому увидеть, что еще можно дорисовать).
Важно, чтобы дети умели осуществлять самоконтроль после выполнения задания. Особенно хорошо это можно проследить в продуктивной деятельности, а именно в анализе поделок, рисунков. Можно сравнить рисунок или поделку с образцом, самостоятельно обнаружить ошибки, уметь рассуждать, рассматривать рисунки и поделки всех детей, отмечать, что понравилось, что нет. Важно уметь рассказать, как ты рисовал или лепил, каким способом, какие приемы применял.
Если ребенок научится оценивать свои поделки и рисунки, тогда он способен дать самооценку своей работе и оценить ее, учитывая достоинства и недостатки. Для этого могут быть заготовлены специальные атрибуты: флажки, кружки разного цвета и т. д.
Способы формирования учебных навыков:
- Репродуктивные – делай как я,
- проблемно – творческие – решение проблемной ситуации,
- исследовательско – познавательные – версия взрослого и детей, опыты входе которых подтверждается или опровергается эта версия – например, смешивание красок, получение новых оттенков и цветов.
Структура уч. деятельности:
- Мотивация – то, что побуждает ребенка к деятельности,
- Учебная задача – то, что ребенок освоит в процессе выполнения задания (нажим, пропорции, композиция),
- Учебные действия – способы действия – это то, что ребенок обнаружит свойства того предмета, которого он изучает.
- Спец. способ уч. деятельности – воспроизведение изученных способов, приемов, навыков в различных ситуациях. Например, ст. в. – дети научились лепить животное с помощью разреза ног стекой. Таким образом можно слепить огромное разнообразие животных.
- Контроль и самоконтроль – сравнить с образцом. Например, узор дымковской росписи, ее колорит. Найти несоответствие.
- Оценка и самооценка. Уметь оценить себя и других.
Методы и приемы формирования отдельных компонентов уч. деятельности.
Итак, чтобы формировать учебную деятельность в продуктивной деятельности надо помнить:
1. Формирование отдельных компонентов уч. деят. должно быть систематическое и целенаправленное,
2. Во время НОД дети должны научиться действовать по предложенному образцу.
3. Должна быть доступность выполнения заданий. Рисунки и поделки должны рассматриваться детьми, обсуждаться, оцениваться. Желательно уметь говорить о них, сравнивать, рассказывать, как ты это делал.
4. Работать по инструкции: целостной и диктантной. Иметь свободу в выборе действий, проявлять самостоятельность, творчество.
5. Слышать инструкцию.
6. В коллективной работе советоваться с товарищами, прислушиваться с советам, действовать сообща.
7. Поощрять стремление к познанию нового, интерес к учению, к школе.
Учебная деятельность способствует и формированию основных психических новообразований младшего школьника. Основным новообразованием этого возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей. Так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими.
Другим важным новообразованием младшего школьного возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка. Ребенок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы.
Произвольность в поведении характеризуется умением самостоятельно ставить цели действий, находить доступные средства их достижений и преодолевать возможные препятствия. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется.
У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.
Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.
Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.
В школьные годы дети становятся способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают. Интеллектуальная рефлексия – это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности. Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в уточнении своих знаний в выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.
Интеллектуальная рефлексия определяется как умение субъекта оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Основой интеллектуальной рефлексии являются мыслительные операции: анализ, синтез, построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, выводов. Также важными функциями интеллектуальной рефлексии являются критичность анализа, логичность обоснования, обобщённость систематизация, составление собственных представлений, накопление опыта.
Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.
С произвольностью в поведенческом плане связано внутреннее планирование действий, понимаемое как способность действовать в уме. Развитие внутреннего плана действий проходит ряд этапов, отражающих постепенный "переход" в него внешних действий и операций (интериоризация).
Внутренний план действий - это способность выполнять действия в уме. Это умение является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собой ключевое условие для развития интеллекта. С точки зрения классификации психических явлений, внутренний план действий не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство, сплав внимания, мышления, воображения и памяти.
Читайте также: