Приказ о создании государственного ракового регистра

Приказ Минздрава РФ от 23 декабря 1996 г. N 420
"О создании Государственного ракового регистра"

В соответствии с Указом Президента России от 20 апреля 1993 г. N 468 в части пункта 4б "разработать и внедрить систему наблюдения и контроля (мониторинга) здоровья населения Российской Федерации", в Российской Федерации проводится работа по внедрению систем автоматизированного учета и мониторинга больных злокачественными новообразованиями. В ряде территорий действуют территориальные раковые регистры. Вместе с тем следует отметить разобщенность их функционирования и отсутствие унификации.

В соответствии с основными направлениями республиканской программы "Информатизация здравоохранения России" на 1996 - 1998 гг." и необходимостью повышения достоверности учета онкологических больных для принятия своевременных организационных решений по совершенствованию специализированной онкологической помощи населению Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить Положение о раковом регистре территориального уровня (Приложение 1).

2. Московскому научно-исследовательскому онкологическому институту им. П.А. Герцена (директор Чиссов В.И.):

2.1. Разработать систему ведения регистра на федеральном уровне.

2.2. Обеспечить координацию разработок на территориальном, региональном, учрежденческом уровнях.

2.3. Обеспечить научно-методическое руководство организацией и функционированием регистров, координацию их работы, разработку пакета инструктивно-методических документов, регламентирующих их деятельность, анализ заложенной в регистры информации и подготовку аналитических материалов с представлением их в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

2.4. Осуществить координацию научно-практических работ по созданию и внедрению регистров в регионах Российской Федерации с закреплением территорий за научно-исследовательскими онкологическими учреждениями (Приложение 2).

2.5. Провести совместно с Санкт-Петербургским НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова (Хансон К.П.), Ростовским НИИ онкологии (Сидоренко Ю.С.), Томским НИИ онкологии (Зырянов Б.Н.) во втором квартале 1997 года координационное совещание по выработке единой политики по созданию федеральной системы раковых регистров.

3. Обязать институты, курирующие территории (Приложение 2), ежегодно в срок до 15 февраля за отчетным годом представлять информацию регистров в Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А.Герцена.

4. Руководителям здравоохранения субъектов Российской Федерации:

4.1. Создать в 1997-1998 гг. на базе организационно-методических кабинетов республиканских, краевых, областных онкологических диспансеров или медицинских вычислительных центров персональные территориальные раковые регистры в соответствии с Положением о территориальном раковом регистре (Приложение 1).

О создании и порядке ведения Московского городского канцер-регистра см. приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 2 июля 1997 г. N 346

4.2. Представлять ежегодно информацию о деятельности регистров в НИИ-кураторы соответствующих территорий.

5. Отделу медицинской статистики и информатики (Погорелова Э.И.) обеспечить создание и развитие ракового регистра в соответствии с концепцией Государственной системы мониторинга здоровья населения России.

6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации А.М.Москвичева.

Начальник отдела медицинской
статистики и информатики

Начальник отдела медицинской
статистики и информатики

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Минздрава РФ от 23 декабря 1996 г. N 420 "О создании Государственного ракового регистра"

Текст приказа опубликован в журнале "Здравоохранение", 1997 г., N 2, в сборнике "Приказы: Минздрав России./Сборник. 1996 год - Часть I", М.:"Интерсэн", 1999 г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 1996 г.

О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАКОВОГО РЕГИСТРА

В соответствии с Указом Президента России от 20 апреля 1993 г.

N 468 в части пункта 4б "разработать и внедрить систему наблюдения

и контроля (мониторинга) здоровья населения Российской Федерации",

в Российской Федерации проводится работа по внедрению систем

автоматизированного учета и мониторинга больных злокачественными

новообразованиями. В ряде территорий действуют территориальные

раковые регистры. Вместе с тем следует отметить разобщенность их

функционирования и отсутствие унификации.

В соответствии с основными направлениями республиканской

программы "Информатизация здравоохранения России" на 1996-1998

гг." и необходимостью повышения достоверности учета онкологических

больных для принятия своевременных организационных решений по

совершенствованию специализированной онкологической помощи

населению Российской Федерации

1. Утвердить Положение о раковом регистре территориального

уровня (Приложение 1).

2. Московскому научно-исследовательскому онкологическому

институту им. П.А.Герцена (директор Чиссов В.И.):

2.1. Разработать систему ведения регистра на федеральном

2.2. Обеспечить координацию разработок на территориальном,

региональном, учрежденческом уровнях.

2.3. Обеспечить научно-методическое руководство организаций и

функционированием регистров, координацию их работы, разработку

пакета инструктивно-методических документов, регламентирующих их

деятельность, анализ заложенной в регистры информации и подготовку

аналитических материалов с представлением их в Министерство

здравоохранения Российской Федерации.

2.4. Осуществить координацию научно-практических работ по

созданию и внедрению регистров в регионах Российской Федерации с

закреплением территорий за научно-исследовательскими

онкологическими учреждениями (Приложение 2).

2.5. Провести совместно с Санкт-Петербургским НИИ онкологии

им. Н.Н.Петрова (Хансон К.П.), Ростовским НИИ онкологии (Сидоренко

Ю.С.), Томским НИИ онкологии (Зырянов Б.Н.) во втором квартале

1997 года координационное совещание по выработке единой политики

по созданию федеральной системы раковых регистров.

3. Обязать институты, курирующие территории (Приложение 2),

ежегодно в срок до 15 февраля за отчетным годом представлять

информацию регистров в Московский научно-исследовательский

онкологический институт им. П.А.Герцена.

4. Руководителям здравоохранения субъектов Российской

4.1. Создать в 1997-1998 гг. на базе организационно-

методических кабинетов республиканских, краевых, областных

онкологических диспансеров или медицинских вычислительных центров

персональные территориальные раковые регистры в соответствии с

Положением о территориальном раковом регистре (Приложение 1).

4.2. Представлять ежегодно информацию о деятельности регистров

в НИИ-кураторы соответствующих территорий.

5. Отделу медицинской статистики и информатики (Погорелова

Э.И.) обеспечить создание и развитие ракового регистра в

соответствии с концепцией Государственной системы мониторинга

здоровья населения России.

6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на

Первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации

к приказу Минздрава

России от 23.12.96 N 420

О РАКОВОМ РЕГИСТРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УРОВНЯ

Территориальный (республиканский, краевой, областной) уровень

ракового регистра (далее регистр) является составной частью

системы популяционных раковых регистров России, обеспечивающей

полицевой учет онкологических больных и разработку достоверных

данных для принятия своевременных организационных решений по

совершенствованию специализированной онкологической помощи

населению. Формирование базы данных регистра осуществляется как

правило на базе госпитального ракового регистра.

1. Структура системы регистров, формирование и

1.1. Регистр создается и функционирует на базе

организационно-методического кабинета (отделения)

республиканского, краевого, областного, городского, районного

(больших городов) онкологического диспансера или медицинского

информационно-вычислительного центра данной территории.

1.2. Штатные нормативы персонала популяционного регистра

определяются из расчета на 1 млн. населения территории - 1.5

врачебно должности, 2.5 должности среднего медицинского персонала,

1.5 должности инженерно-технического персонала.

1.3. Штатные нормативы госпитального ракового регистра

определяются из объема работ клиники, кроме заведующего, на 1000

выбывших больных 0.5 врачебной должности, 0.5 инженерного

персонала, 1.5 должности среднего медицинского работника, включая

работу медицинского архива, 0.3 технического персонала.

1.4. На территориальном уровне проводится сбор, накопление и

хранение информации на основе формализованных специальных

1.5. На территориальном уровне должностным лицом,

ответственным за функционирование регистра и качество выходных

данных, является главный врач онкологического диспансера.

Территориальный регистр ежегодно представляет данные о своей

деятельности в региональный НИИ-координатор (Приложение 2).

Техническое обеспечение системы осуществляется Минздравом России.

Институты-кураторы ежегодно представляют информацию отчеты о

деятельности регистров регионов по международным стандартам в

головное учреждение федерального уровня (п. 1.8).

1.6. Передача информации с территориального уровня регистра

осуществляется на магнитных, а в ряде случаев на бумажных

носителях. Порядок ее определяется учреждением-координатором.

1.7. Головным учреждением федерального уровня по созданию и

внедрению системы регистров является МНИОИ им. П.А.Герцена.

Головное учреждение федерального уровня совместно с региональными

центрами обеспечивает научно-методическое руководство регистрами,

координацию их работы, разработку пакета инструктивно-методических

документов, регламентирующих их деятельность, в том числе

соответствующих учетных форм и выходных данных регистра единого

унифицированного программного обеспечения. Головное учреждение

ежегодно осуществляет свод и анализ заложенной в регистры

информации, подготовку аналитических материалов с представлением

их в Минздравмедпром России.

1.8. Техническое обеспечение для популяционных раковых

регистров: 1 персональный компьютер (ПК) на 10000 больных,

состоящих под диспансерным наблюдением, (при 2-х и более ПК,

целесообразно формировать локальную сеть). Для учрежденческих

раковых регистров 1 ПК на 2000 выбывших больных.

2. Цели регистра

2. Регистр, имеющий целью обеспечение длительного

автоматизированного персонального учета лиц с установленным

диагнозом злокачественного новообразования, проживающих или

проживавших на данной территории, необходим для:

2.1. Эпидемиологических исследований, имеющих целью изучение

характера, структуры, уровней, динамики и тенденций заболеваемости

злокачественными новообразованиями населения территории.

2.2. Последующего наблюдения за больными злокачественными

новообразованиями в лечебных целях (на районном уровне зоны

2.3. Представления данных о выживаемости больных:

2.3.1. при различных нозологических формах новообразований;

2.3.2. в связи с методами и режимами лечения;

2.3.3. в связи с клиническим течением заболевания.

2.4. Определения соотношения между числом случаев

распространенного локализованного рака и числом случаев

распространенного опухолевого процесса в момент установления

диагноза и ежегодного изменения этого соотношения.

2.5. Обеспечение обмена информацией и организации совместных

исследований с другими регистрами рака на национальном и

2.6. Формирование государственной онкологической отчетности в

соответствии с учрежденными официальными формами.

2.7. Формирование по запросам пользователей

информационно-справочных данных, хранящихся в регистре.

2.8. Оценки основных параметров, характеризующих состояние

специализированной онкологической службы.

2.9. Использование данных регистра для разработки материалов о

потребностях онкологических больных в материально-технических

службах, кадрах, ресурсах специализированных учреждений, учитывая

возникающие со временем изменения в потребностях для создания

оптимальной модели планирования.

2.10. Решения комплекса задач стоящих перед госпитальным

раковым регистром по оценке эффективности лечения онкологических

3. Функции регистра

3. Цели, перечисленные выше, определяют две сферы деятельности

3.1. Внутренняя деятельность - функции регистра на

территориальном уровне заключаются в представлении данных о

больном для организации эффективного лечения и дальнейшего

наблюдения, обучения врачей и другого медицинского персонала.

3.2. Внешняя деятельность - обеспечение сравнимости данных

регистра как на национальном, так и на международном уровне: -

обеспечение возможности использования данных регистра для

онкоэпидемиологических и медикоэкологических исследований на

федеральном и международном уровне.

Начальник отдела медицинской

статистики и информатики

к приказу Минздрава

России от 23.12.96 N 420

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ЗА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ

ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ

И ВНЕДРЕНИЮ РАКОВЫХ РЕГИСТРОВ В РЕГИОНАХ

1. МНИОИ им. П.А.Герцена - Брянская область, Владимирская

область, Ивановская, Тверская, Калужская, Костромская, г. Москва,

Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тульская,

Ярославская, Нижегородская, Кировская, Республика Марий Эл,

Республика Мордовия, Республика Чувашия, Белгородская,

Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Республика

Башкортостан, Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская,

Челябинская, республика Удмуртия.

2. НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова, г. Санкт-Петербург -

Архангельская, Вологодская, Мурманская области, г.

Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская области,

3. НИИ онкологии, г. Ростов - Краснодарский край,

Ставропольский край, Ростовская область, Республика Дагестан,

Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика

Северная Осетия, Республика Чечня, Ингушская Республика,

Астраханская область, Волгоградская область, Куйбышевская область,

Пензенская область, Саратовская область, Ульяновская область,

Республика Калмыкия, Республика Татарстан;

4. НИИ онкологи, т. Томск - Алтайский край, Республика Алтай,

Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область,

Томская область, Тюменская область, Республика Хакассия,

Красноярский край, Иркутская область, Читинская область,

Республика Бурятия, Республика Тува, Приморский край, Хабаровский

край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область,

Сахалинская область, Республика Якутия, Чукотский автономный

Обоснование необходимости популяционного ракового регистра РФ

Целью создания регистра больных со злокачественными новообразованиями (ракового регистра-РР) является получение достоверной информации о заболеваемости, смертности от Злокачественных новообразований (ЗНО), состоянии специализированной онкологической помощи населению.

В онкологических диспансерах субъектов РФ полицевой учет больных с ЗНО ведется с 1950 г.

РР РФ является многоуровневой системой, включающей территориальный и федеральный сегменты.

Территориальный предназначен для регистрации больных со ЗНО в территориальных или ведомственных учреждениях РФ, ведущих учет онкологических больных, мониторинг ЗНО среди населения данного субъекта РФ (территориальный популяционный раковый регистр). В федеральном - аккумулируются деперсонифицированные данные территориальных раковых регистров, организованных в онкологических диспансерах субъектов РФ.

В настоящее время (на 15 декабря 2015г.) объединенная БД РР РФ содержит записи о более 5,1 млн. пациентах с ЗНО (учету подлежат пациенты с диагнозами, укладывающимися в рубрики C00-D09 Международной классификации болезней 10 пересмотра (ICD-10), вне зависимости от генеза опухоли, пола и возраста заболевших) из 44 субъектов РФ (объединенная БД на сервере МЗ РФ ведется с 2010 г.).

РР на уровне субъекта осуществляет регистрацию, учет и мониторинг ЗНО в течение всего диспансерного наблюдения за онкологическими больными. БД регистра постоянно пополняются не только за счет введения сведений о новых больных с ЗНО, но и за счет внесения дополнительной информации о ранее зарегистрированных случаях.

ИАС "Канцер-регистр" имеет возможность пересылки деперсонифицированной БД из ракового регистра субъекта РФ на сервер Минздрава России в объединенную БД РР РФ.

При создании программного обеспечения для автоматизированного ведения РР РФ использовались современные средства разработки, позволяющие обеспечить высокую степень надежности и стабильности работы, нетребовательность к качеству и скорости каналов связи, минимальные системные требования, возможность интеграции с региональными информационными системами.

В ИАС "Канцер-регистр" предусмотрена возможность формирования утвержденной государственной отчетности по онкологии (фф.№7 и №35) и отчетов в произвольной форме в формате.

Для подробного анализа данных ИАС "Канцер-регистр" предоставляет следующие возможности:

  • Оперирование с произвольной выборкой пациентов, с возможностью формирования выборки при помощи произвольных запросов
  • Возможность строить хранилище данных, содержащее произвольный набор полей (всего система позволяет анализировать более 100 полей)
  • Расчёт любого показателя производится по произвольному срезу хранилища данных
  • При выпуске любой версии в обновление включаются актуальные данные по численности населения субъектов РФ
  • Расчёт "грубых" (интенсивных) показателей (здесь и далее как для заболеваемости, так и для смертности) для произвольных возрастных групп
  • Расчёт стандартизованных показателей (по мировому стандарту возрастного распределения населения)
  • Расчёт кумулятивных показателей для произвольных возрастных групп
  • Расчёт кумулятивных рисков для произвольных возрастных групп
  • Расчёт медиан и арифметических средних возрастов
  • Расчёт статических ошибок показателей
  • Расчёт доверительных интервалов показателей
  • Расчёт показателя выживаемости прямым методом, актуриальным методом, методом Каплана-Мейера и гибридным методом
Предоставляется инструментарий для визуализации данных, полученных аналитических таблиц, в виде трехмерных диаграмм и графиков, картографического анализа.


Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Энциклопедия ипотеки
  • Кодексы
  • Законы
  • Формы документов
  • Бесплатная консультация
  • Правовая энциклопедия
  • Новости
  • О проекте
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы


  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 23.12.96 N 420 "О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАКОВОГО РЕГИСТРА"


ПОЛОЖЕНИЕ О РАКОВОМ РЕГИСТРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УРОВНЯ

Территориальный (республиканский, краевой, областной) уровень ракового регистра (далее - регистр) является составной частью системы популяционных раковых регистров России, обеспечивающей полицевой учет онкологических больных и разработку достоверных данных для принятия своевременных организационных решений по совершенствованию специализированной онкологической помощи населению. Формирование базы данных регистра осуществляется, как правило, на базе госпитального ракового регистра.

1.1. Регистр создается и функционирует на базе организационно-методического кабинета (отделения) республиканского, краевого, областного, городского, районного (больших городов) онкологического диспансера или медицинского информационно-вычислительного центра данной территории.

1.2. Штатные нормативы персонала популяционного регистра определяются из расчета на 1 млн. населения территории - 1,5 врачебной должности, 2,5 должности среднего медицинского персонала, 1,5 должности инженерно-технического персонала.

1.3. Штатные нормативы госпитального ракового регистра определяются из объема работ клиники, кроме заведующего, на 1000 выбывших больных - 0,5 врачебной должности, 0,5 инженерного персонала, 1.5 должности среднего медицинского работника, включая работу медицинского архива, 0,3 технического персонала.

1.4. На территориальном уровне проводится сбор, накопление и хранение информации на основе формализованных специальных медицинских документов.

1.5. На территориальном уровне должностным лицом, ответственным за функционирование регистра и качество выходных данных, является главный врач онкологического диспансера. Территориальный регистр ежегодно представляет данные о своей деятельности в региональный НИИ-координатор (Приложение 2). Техническое обеспечение системы осуществляется Минздравом России. Институты - кураторы ежегодно представляют информацию, отчеты о деятельности регистров регионов по международным стандартам в головное учреждение федерального уровня (п. 1.8).

1.6. Передача информации с территориального уровня регистра осуществляется на магнитных, а в ряде случаев на бумажных носителях. Порядок ее определяется учреждением - координатором.

1.7. Головным учреждением федерального уровня по созданию и внедрению системы регистров является МНИОИ им. П.А. Герцена. Головное учреждение федерального уровня совместно с региональными центрами обеспечивает научно-методическое руководство регистрами, координацию их работы, разработку пакета инструктивно-методических документов, регламентирующих их деятельность, в том числе соответствующих учетных форм и выходных данных регистра единого унифицированного программного обеспечения. Головное учреждение ежегодно осуществляет свод и анализ заложенной в регистры информации, подготовку аналитических материалов с представлением их в Минздравмедпром России.

1.8. Техническое обеспечение для популяционных раковых регистров: 1 персональный компьютер (ПК) на 10000 больных, состоящих под диспансерным наблюдением (при 2 и более ПК, целесообразно формировать локальную сеть). Для учрежденческих раковых регистров 1 ПК на 2000 выбывших больных.

2. Регистр, имеющий целью обеспечение длительного автоматизированного персонального учета лиц с установленным диагнозом злокачественного новообразования, проживающих или проживавших на данной территории, необходим для:

2.1. Эпидемиологических исследований, имеющих целью изучение характера, структуры, уровней, динамики и тенденций заболеваемости злокачественными новообразованиями населения территории.

2.2. Последующего наблюдения за больными злокачественными новообразованиями в лечебных целях (на районном уровне зоны обслуживания больных).

2.3. Представления данных о выживаемости больных:

2.3.1. При различных нозологических формах новообразований;

2.3.2. В связи с методами и режимами лечения;

2.3.3. В связи с клиническим течением заболевания.

2.4. Определения соотношения между числом случаев распространенного локализованного рака и числом случаев распространенного опухолевого процесса в момент установления диагноза и ежегодного изменения этого соотношения.

2.5. Обеспечения обмена информацией и организации совместных исследований с другими регистрами рака на национальном и международном уровне.

2.6. Формирования государственной онкологической отчетности в соответствии с учрежденными официальными формами.

2.7. Формирования по запросам пользователей информационно - справочных данных, хранящихся в регистре.

2.8. Оценки основных параметров, характеризующих состояние специализированной онкологической службы.

2.9. Использования данных регистра для разработки материалов о потребностях онкологических больных в материально-технических службах, кадрах, ресурсах специализированных учреждений, учитывая возникающие со временем изменения в потребностях для создания оптимальной модели планирования.

2.10. Решения комплекса задач стоящих перед госпитальным раковым регистром, по оценке эффективности лечения онкологических больных.

3. Цели, перечисленные выше, определяют две сферы деятельности регистра.

3.1. Внутренняя деятельность - функции регистра на территориальном уровне заключаются в представлении данных о больном для организации эффективного лечения и дальнейшего наблюдения, обучения врачей и другого медицинского персонала.

3.2. Внешняя деятельность - обеспечение сравнимости данных регистра как на национальном, так и на международном уровне: обеспечение возможности использования данных регистра для онкоэпидемиологических и медикоэкологических исследований на федеральном и международном уровне.

Начальник отдела медицинской
статистики и информатики
Минздрава России
Э.И.ПОГОРЕЛОВА

Приложение 2
к Приказу Минздрава России
от 23 декабря 1996 г. N 420

Правильная организация учета злокачественных новообразований – это важная составляющая борьбы с онкологическими заболеваниями.

Чтобы увеличивалась выживаемость, необходим мониторинг онкологических пациентов на этапах оказания онкологической помощи – на этапе выявления, установления, уточнения диагноза, лечения и реабилитации, диспансеризации. Время для онкопациента является ключевым фактором его жизни, поэтому отслеживать необходимо продолжительность нахождения пациента на тех или иных этапах. Все это позволяет сделать канцер-регистр.

Популяционный раковый регистр – система сбора, хранения и анализа информации о злокачественных опухолях среди популяции на определенной территории. Раковый регистр Российской Федерации представляет собой многоуровневую модель, которая функционирует в рамках единой государственной системы в сфере здравоохранения. Высший уровень – это федеральный сегмент, размещенный на серверах Минздрава России. Под ним находится региональный сегмент, который формируют популяционные раковые регистры территориальных онкологических учреждений. Далее идут раковые регистры районов, созданные на основе данных первичных онкологических кабинетов или отделений. И, наконец, в каждой медицинской организации учреждений специализированной и общей лечебной сети есть свой регистр онкобольных.

Источниками данных для формирования популяционного ракового регистра территории являются лечебные учреждения, патолого-анатомические бюро, судебно-медицинские бюро, страховые компании и ЗАГСы.

В настоящее время объединенная база данных онкорегистра России охватывает более 70% населения. В ней находятся сведения о 5 млн 917 тысячах 133 пациентах со злокачественными новообразованиями. Из них 2 млн 696 тыс. 260 мужчин и 3 млн 321 тыс. 884 женщины.
Нормативная база

В соответствии с приказами, учету подлежат все заболевания с кодом МКБ-10 С00-D09. При этом регистрируются только первичные опухоли. Информация о пациенте заносится только один раз, независимо от числа выявленных опухолей, и эти сведения впоследствии не удаляются из базы данных.

В настоящее время свои регистры есть во всех субъекта РФ. Все они успешно работают, однако не из всех передаются данные на федеральный уровень. Причина в том, что в свое время они разрабатывались хотя и в соответствии с Приказом №135, но под конкретные региональные стандарты.
Эффективный инструмент

Не секрет, что успех борьбы с онкологическим заболеванием зависит от стадии, на которой обнаружена опухоль. Поэтому огромное значение имеет профилактика и скрининг населения из групп риска на наличие онкомаркеров. В этом отношении Россия заметно отстает от развитых стран мира. Как правило, у нас опухоли выявляются уже на 3-4 стадии, когда не только требуется дорогостоящее лечение, но и исправить ситуацию бывает уже сложно.

Для правильной организации помощи больным необходимо, чтобы регистр пациентов был наиболее полным и включал в себя данные обо всех пациентах с злокачественными новообразованиями.

Канцер-регистр РФ составляется на основе первичных учетных форм: извещения о больном с диагнозом ЗНО, выписки из медицинской карты стационарного больного ЗН, протокола на случай выявления у больного запущенной формы ЗНО и талона дополнения к контрольной карте.

Помимо отчетов о численности больных ЗНО регистр дает возможность анализировать представленную в нем информацию. Например, можно проследить индивидуальное течение заболевания у каждого пациента, можно проводить различные когортные и популяционные исследования. Возможно также проанализировать работу отдельной медорганизации, есть возможность посмотреть, в каком возрасте чаще всего выявляются заболевания, чтобы уделить более пристальное внимание именно этой группе населения.

Самое первое, что бросается в глаза при анализе данных из канцер-регистра, это достаточно низкое активное выявление онкологических заболеваний в России. Например, что касается обстоятельств выявления ЗНО, то число обращений граждан по поводу заболеваний практически во всех регионах превосходит число случаев активного выявления опухолей при профилактических осмотрах.

Регистр также дает возможность анализировать причины позднего выявления ЗНО как в целом, так и по отдельным нозологиям. В качестве основной причины обнаружения заболевания на поздней стадии в большинстве регионов считают несвоевременное обращение в медицинское учреждение.

В некоторых регионах, например, в Томской области, подошли к проблеме ранней диагностики довольно креативно. В региональной информационной системе существует регистр пациентов, входящих в группы риска развития ЗНО. Если такой пациент приходит на прием к участковому врачу, то информационная система просто не дает возможности закрыть электронную медицинскую карту без направления на обследование. И такие меры уже приносят свои плоды.
Раннее начало лечения

Также большое внимание уделяется с недавних пор периоду времени, прошедшему с момента постановки диагноза до начала лечения. Важно, чтобы этот промежуток был как можно меньшим. С помощью федерального регистра можно отследить этот показатель.

Популяционный раковый регистр Российской Федерации позволяет не только получить общие данные, но и вывести список тех больных, которые не получали лечение долгое время, поднять первичную документацию и посмотреть, что стало причиной такой задержки.

Работа с раковым регистром способствует увеличению продолжительности жизни онкологического больного и улучшению показателей относительной смертности от онкологических заболеваний на конкретной территории. Канцер-регистр предоставляет большие возможности для организаторов здравоохранения по контролю, анализу сложившейся ситуации, а также помогает в принятии управленческих решений.

Важно только не останавливаться на достигнутом, а продолжать совершенствование отечественного популяционного ракового регистра. По мнению специалистов, работающих с информационной системой, не лишним было бы ввести дополнительные элементы для анализа и контроля качества информации, а также для определения соответствия проведенного лечения порядкам и стандартам. Важно также продолжить интеграцию федерального ракового регистра с другими федеральными и региональными информационными системами.

Читайте также: