Приказ 135 о совершенствовании системы государственного ракового регистра

Приказ Минздрава РФ от 19 апреля 1999 г. N 135
"О совершенствовании системы Государственного ракового регистра"

О создании Государственного ракового регистра см. приказ Минздрава РФ от 23 декабря 1996 г. N 420

С целью совершенствования системы Государственного Ракового Регистра, унификации и стандартизации данных о больных злокачественными новообразованиями в соответствии с международными стандартами, утвержденными ВОЗ для раковых регистров, и требованиями современных информационных технологий приказываю:

1. Ввести в действие с 01.07.99 документы, регламентирующие регистрацию больных злокачественными новообразованиями при формировании Государственного ракового регистра:

1.1. "Инструкцию по регистрации и ведению учета больных злокачественными новообразованиями в Российской Федерации" (Приложение 1);

1.2. Форму N 090/У: "Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования" (Приложение 2);

1.3. Инструкцию по заполнению "Извещений о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования" (Приложение 3);

1.4. Форму N 027-1/У: "Выписка из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием" (Приложение 4);

1.5. Инструкцию по заполнению "Выписки из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием" (Приложение 5);

1.6. Форму N 030-6/У: "Контрольная карта диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием" (Приложение 6);

1.7. Инструкцию по заполнению "Контрольной карты диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием" (Приложение 7);

1.8. Форму N 027-2/У: "Протокол на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования" (Приложение 8);

1.9. Инструкцию по заполнению "Протокола на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования" (Приложение 9);

1.10. Форму N 030-ГРР: "Регистрационная карта больного злокачественным новообразованием" (Приложение 10);

1.11. Инструкцию по заполнению "Регистрационной карты больного злокачественным новообразованием" (Приложение 11);

1.12. Форму N 030-6/ТД: "Талон дополнений к контрольной карте диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием" (Приложение 12);

1.13. Инструкцию по заполнению "Талона дополнений к контрольной карте диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием" (Приложение 13);

1.12. "Комплексный классификатор данных о больных злокачественными новообразованиями при формировании Государственного ракового регистра" (Приложение 14).

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации обеспечить внедрение с 01.07.99 документов, регламентирующих регистрацию и учет больных злокачественными новообразованиями во всех подведомственных им учреждениях здравоохранения.

3. Центру информационных технологий и эпидемиологических исследований в области онкологии в составе Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена Минздрава России обеспечить оказание консультативной и методической помощи органам и учреждениям здравоохранения при внедрении документов, регламентирующих регистрацию и учет больных злокачественными новообразованиями.

4. Отделу медицинской статистики и информатики (Тишук Е.А.) обеспечить контроль за внедрением учетной документации.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра Лешкевича И.А.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Минздрава РФ от 19 апреля 1999 г. N 135 "О совершенствовании системы Государственного ракового регистра"

Текст приказа опубликован в сборнике "Приказы: Минздрав России./Сборник. 1999 год - Часть I", М.:"Интерсэн", 2000 г.

Правильная организация учета злокачественных новообразований – это важная составляющая борьбы с онкологическими заболеваниями.

Чтобы увеличивалась выживаемость, необходим мониторинг онкологических пациентов на этапах оказания онкологической помощи – на этапе выявления, установления, уточнения диагноза, лечения и реабилитации, диспансеризации. Время для онкопациента является ключевым фактором его жизни, поэтому отслеживать необходимо продолжительность нахождения пациента на тех или иных этапах. Все это позволяет сделать канцер-регистр.

Популяционный раковый регистр – система сбора, хранения и анализа информации о злокачественных опухолях среди популяции на определенной территории. Раковый регистр Российской Федерации представляет собой многоуровневую модель, которая функционирует в рамках единой государственной системы в сфере здравоохранения. Высший уровень – это федеральный сегмент, размещенный на серверах Минздрава России. Под ним находится региональный сегмент, который формируют популяционные раковые регистры территориальных онкологических учреждений. Далее идут раковые регистры районов, созданные на основе данных первичных онкологических кабинетов или отделений. И, наконец, в каждой медицинской организации учреждений специализированной и общей лечебной сети есть свой регистр онкобольных.

Источниками данных для формирования популяционного ракового регистра территории являются лечебные учреждения, патолого-анатомические бюро, судебно-медицинские бюро, страховые компании и ЗАГСы.

В настоящее время объединенная база данных онкорегистра России охватывает более 70% населения. В ней находятся сведения о 5 млн 917 тысячах 133 пациентах со злокачественными новообразованиями. Из них 2 млн 696 тыс. 260 мужчин и 3 млн 321 тыс. 884 женщины.
Нормативная база

В соответствии с приказами, учету подлежат все заболевания с кодом МКБ-10 С00-D09. При этом регистрируются только первичные опухоли. Информация о пациенте заносится только один раз, независимо от числа выявленных опухолей, и эти сведения впоследствии не удаляются из базы данных.

В настоящее время свои регистры есть во всех субъекта РФ. Все они успешно работают, однако не из всех передаются данные на федеральный уровень. Причина в том, что в свое время они разрабатывались хотя и в соответствии с Приказом №135, но под конкретные региональные стандарты.
Эффективный инструмент

Не секрет, что успех борьбы с онкологическим заболеванием зависит от стадии, на которой обнаружена опухоль. Поэтому огромное значение имеет профилактика и скрининг населения из групп риска на наличие онкомаркеров. В этом отношении Россия заметно отстает от развитых стран мира. Как правило, у нас опухоли выявляются уже на 3-4 стадии, когда не только требуется дорогостоящее лечение, но и исправить ситуацию бывает уже сложно.

Для правильной организации помощи больным необходимо, чтобы регистр пациентов был наиболее полным и включал в себя данные обо всех пациентах с злокачественными новообразованиями.

Канцер-регистр РФ составляется на основе первичных учетных форм: извещения о больном с диагнозом ЗНО, выписки из медицинской карты стационарного больного ЗН, протокола на случай выявления у больного запущенной формы ЗНО и талона дополнения к контрольной карте.

Помимо отчетов о численности больных ЗНО регистр дает возможность анализировать представленную в нем информацию. Например, можно проследить индивидуальное течение заболевания у каждого пациента, можно проводить различные когортные и популяционные исследования. Возможно также проанализировать работу отдельной медорганизации, есть возможность посмотреть, в каком возрасте чаще всего выявляются заболевания, чтобы уделить более пристальное внимание именно этой группе населения.

Самое первое, что бросается в глаза при анализе данных из канцер-регистра, это достаточно низкое активное выявление онкологических заболеваний в России. Например, что касается обстоятельств выявления ЗНО, то число обращений граждан по поводу заболеваний практически во всех регионах превосходит число случаев активного выявления опухолей при профилактических осмотрах.

Регистр также дает возможность анализировать причины позднего выявления ЗНО как в целом, так и по отдельным нозологиям. В качестве основной причины обнаружения заболевания на поздней стадии в большинстве регионов считают несвоевременное обращение в медицинское учреждение.

В некоторых регионах, например, в Томской области, подошли к проблеме ранней диагностики довольно креативно. В региональной информационной системе существует регистр пациентов, входящих в группы риска развития ЗНО. Если такой пациент приходит на прием к участковому врачу, то информационная система просто не дает возможности закрыть электронную медицинскую карту без направления на обследование. И такие меры уже приносят свои плоды.
Раннее начало лечения

Также большое внимание уделяется с недавних пор периоду времени, прошедшему с момента постановки диагноза до начала лечения. Важно, чтобы этот промежуток был как можно меньшим. С помощью федерального регистра можно отследить этот показатель.

Популяционный раковый регистр Российской Федерации позволяет не только получить общие данные, но и вывести список тех больных, которые не получали лечение долгое время, поднять первичную документацию и посмотреть, что стало причиной такой задержки.

Работа с раковым регистром способствует увеличению продолжительности жизни онкологического больного и улучшению показателей относительной смертности от онкологических заболеваний на конкретной территории. Канцер-регистр предоставляет большие возможности для организаторов здравоохранения по контролю, анализу сложившейся ситуации, а также помогает в принятии управленческих решений.

Важно только не останавливаться на достигнутом, а продолжать совершенствование отечественного популяционного ракового регистра. По мнению специалистов, работающих с информационной системой, не лишним было бы ввести дополнительные элементы для анализа и контроля качества информации, а также для определения соответствия проведенного лечения порядкам и стандартам. Важно также продолжить интеграцию федерального ракового регистра с другими федеральными и региональными информационными системами.

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

2.1. Положение об оказании медицинской помощи населению Кировской области при онкологических заболеваниях (далее – Порядок). Прилагается.

2.2. Перечень межрайонных онкологических центров и муниципальных зон обслуживания. Прилагается.

2.3. Положение о Межрайонном онкологическом центре (далее - Положение). Прилагается.

2.4. Критерии оценки эффективности деятельности Межрайонных онкологических центров (далее - Критерии).

2.5. Список кураторов Межрайонных онкологических центров. Прилагается.

2.7. Регламент деятельности учреждений здравоохранения при оказании населению медицинской помощи по поводу онкологических заболеваний (далее – Регламент). Прилагается.

2.8. Рекомендуемый объем лабораторно-инструментальных методов обследования пациентов с подозрением на злокачественное новообразование в амбулаторно-поликлинических учреждениях и подразделениях учреждений здравоохранения. Прилагается.

2.9. Форма добровольного информированного согласия пациента на использование его персонифицированных данных в региональном и федеральном онкологических регистрах. Прилагается.

3. Главным врачам учреждений здравоохранений области, осуществляющим оказание первичной медицинской помощи организовать:

3.2. Оказание онкологической помощи населению Кировской области в соответствии с настоящим распоряжением.

3.3. При создании специализированных амбулаторно-поликлинических и стационарных структурных подразделений, руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2009 № 944н: нормативами штатного расписания, положениями о структурных подразделениях и стандартами их оснащения. При организации подразделений, оказывающих медицинскую помощь онкологическим больным, предусмотреть создание отделений дневного пребывания, с возможным проведением курсов химиотерапии.

5. Главным врачам учреждений здравоохранения, на базе которых организованы Межрайонные онкологические центры:

5.1. Организовать работу во вверенных учреждениях здравоохранения в соответствии с Положением.

5.2.1. Порядок направления пациентов онкологического профиля, проживающих на территории прикрепленных муниципальных образований в Центры (маршрутизацию пациентов), в рамках Регламента и возможного исполнения рекомендуемых объемов лабораторно-инструментальных методов обследования пациентов с подозрением на злокачественное новообразование в амбулаторно-поликлинических учреждениях и подразделениях прикрепленных ЛПУ, в срок до 01.09.2012 года.

5.2.2. Списки ответственных специалистов-кураторов, из числа сотрудников вверенных учреждений здравоохранения, по каждому прикрепленному муниципальному образованию в срок до 15.08.2012 года.

6.3. Действенный контроль за своевременностью и достоверностью предоставляемой информации, совместно с Кураторами.

6.5. Оформление добровольного информированного согласия пациента на использование его персонифицированных данных в региональном и федеральном онкологических регистрах, а так же контроль оформления согласия в прикрепленных ЛПУ.

7.3. Предоставление главе департамента здравоохранения Кировской области аналитической информации по итогам работы онкологической службы 1 раз в полугодие не позднее 30 числа месяца, идущего за отчетным полугодием.

7.5. Контроль за своевременностью и достоверностью предоставляемой информации.

8. Главным врачам учреждений здравоохранения зон обслуживания Межрайонными онкологическими центрами:

8.1. Утвердить порядки маршрутизации пациентов с подозрением на онкологическое заболевание по обслуживаемым территориям, с предварительным согласованием с руководителями Центров, в срок до 01.09.2012 года.

8.2.1. Работу по профилактике и выявлению онкологических заболеваний в соответствии с Регламентом, с возможным исполнением рекомендуемых объемов лабораторно-инструментальных методов обследования пациентов с подозрением на злокачественное новообразование в амбулаторно-поликлинических учреждениях и подразделениях учреждений здравоохранения.

8.2.4. Действенный контроль за своевременностью и достоверностью предоставляемой информации, совместно с кураторами Центров.

8.2.7.Оформление добровольного информированного согласия пациента на использование его персонифицированных данных в региональном и федеральном онкологических регистрах.

8.3. Принять действенные меры по подготовке врачей для работы в первичных онкологических кабинетах.

9.2. Разработать план профилактических мероприятий по предупреждению риска возникновения онкологических заболеваний, повышению информированности населения о симптомах онкологических заболеваний в срок до 01.09.2012 года.

10. Главному внештатному специалисту-онкологу департамента здравоохранения Кировской области Хлебниковой С.А. обеспечить:

10.1. Организационно-методическое руководство и консультативную помощь учреждениям здравоохранения Кировской области по вопросам профилактики и медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях.

11. Заместителю главы департамента здравоохранения Кировской области Акчуриной Д.Р. учитывать результаты рассмотрения аналитической информации о деятельности Центров и прикрепленных ЛПУ при определении размеров выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы руководителям Центров и ЛПУ.

12. Заместителю главы департамента здравоохранения Кировской области Бондареву А.М. принять меры к укомплектованию Центров медицинским оборудованием в соответствии с Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным, в пределах имеющихся финансовых ресурсов.

13. Контроль исполнения распоряжения оставляю за собой.

Обоснование необходимости популяционного ракового регистра РФ

Целью создания регистра больных со злокачественными новообразованиями (ракового регистра-РР) является получение достоверной информации о заболеваемости, смертности от Злокачественных новообразований (ЗНО), состоянии специализированной онкологической помощи населению.

В онкологических диспансерах субъектов РФ полицевой учет больных с ЗНО ведется с 1950 г.

РР РФ является многоуровневой системой, включающей территориальный и федеральный сегменты.

Территориальный предназначен для регистрации больных со ЗНО в территориальных или ведомственных учреждениях РФ, ведущих учет онкологических больных, мониторинг ЗНО среди населения данного субъекта РФ (территориальный популяционный раковый регистр). В федеральном - аккумулируются деперсонифицированные данные территориальных раковых регистров, организованных в онкологических диспансерах субъектов РФ.

В настоящее время (на 15 декабря 2015г.) объединенная БД РР РФ содержит записи о более 5,1 млн. пациентах с ЗНО (учету подлежат пациенты с диагнозами, укладывающимися в рубрики C00-D09 Международной классификации болезней 10 пересмотра (ICD-10), вне зависимости от генеза опухоли, пола и возраста заболевших) из 44 субъектов РФ (объединенная БД на сервере МЗ РФ ведется с 2010 г.).

РР на уровне субъекта осуществляет регистрацию, учет и мониторинг ЗНО в течение всего диспансерного наблюдения за онкологическими больными. БД регистра постоянно пополняются не только за счет введения сведений о новых больных с ЗНО, но и за счет внесения дополнительной информации о ранее зарегистрированных случаях.

ИАС "Канцер-регистр" имеет возможность пересылки деперсонифицированной БД из ракового регистра субъекта РФ на сервер Минздрава России в объединенную БД РР РФ.

При создании программного обеспечения для автоматизированного ведения РР РФ использовались современные средства разработки, позволяющие обеспечить высокую степень надежности и стабильности работы, нетребовательность к качеству и скорости каналов связи, минимальные системные требования, возможность интеграции с региональными информационными системами.

В ИАС "Канцер-регистр" предусмотрена возможность формирования утвержденной государственной отчетности по онкологии (фф.№7 и №35) и отчетов в произвольной форме в формате.

Для подробного анализа данных ИАС "Канцер-регистр" предоставляет следующие возможности:

  • Оперирование с произвольной выборкой пациентов, с возможностью формирования выборки при помощи произвольных запросов
  • Возможность строить хранилище данных, содержащее произвольный набор полей (всего система позволяет анализировать более 100 полей)
  • Расчёт любого показателя производится по произвольному срезу хранилища данных
  • При выпуске любой версии в обновление включаются актуальные данные по численности населения субъектов РФ
  • Расчёт "грубых" (интенсивных) показателей (здесь и далее как для заболеваемости, так и для смертности) для произвольных возрастных групп
  • Расчёт стандартизованных показателей (по мировому стандарту возрастного распределения населения)
  • Расчёт кумулятивных показателей для произвольных возрастных групп
  • Расчёт кумулятивных рисков для произвольных возрастных групп
  • Расчёт медиан и арифметических средних возрастов
  • Расчёт статических ошибок показателей
  • Расчёт доверительных интервалов показателей
  • Расчёт показателя выживаемости прямым методом, актуриальным методом, методом Каплана-Мейера и гибридным методом
Предоставляется инструментарий для визуализации данных, полученных аналитических таблиц, в виде трехмерных диаграмм и графиков, картографического анализа.



Самые новые версии браузеров:

АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Министерство здравоохранения Ростовской области

16.08.2011 № 1360 г.Ростов-на-Дону

О создании электронного ракового регистра

1. Утвердить порядок ведения государственного ракового регистра Ростовской области (приложение № 1).

2. Руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований (исключая города: Волгодонск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты), главным врачам ЦГБ, ЦРБ:

2.3. Ежеквартально в соответствии с утверждаемым графиком направлять лицо, ответственное за учёт онкологических больных, в территориальный онкодиспансер для предоставления актуализированной базы данных онкологических больных муниципального образования и проведения сверки учёта онкобольных.

3. Главным врачам онкологических диспансеров обеспечить:

3.1. Заполнение электронных учётных карточек онкологических больных, проживающих в городах расположения онкологических диспансеров (гг. Волгодонск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты), и состоящих на диспансерном учёте в онкодиспансерах .

3.3. Проведение сверок учёта онкобольных в прикреплённых территориях.

5.1. организационно-методическое руководство по ведению ракового регистра на всех уровнях;

5.2. приём информации из онкологических диспансеров области;

5.3. поддержание в актуальном состоянии базы данных ракового регистра;

5.4. проведжение сверки и учёта онкологических больных, получивших медицинскую помощь в федеральных медицинских учреждениях;

5.5. формирование и предоставление отчётных форм в соответствии с утвеждённой статистической отчётностью;

5.6. предоставление в установленном порядке сводных и аналитических данных.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника управления лечебно-профилактической помощи А.В. Крата.

Министр Т.Ю. Быковская

к приказу МЗ РО

от 16.08.2011 № 1360

Порядок ведения государственного ракового регистра Ростовской области

1. Основными оперативными медицинскими документами, заполняемыми на больных злокачественными новообразованиями и служащими основными источниками информации, поступающей в раковый регистр, являются следующие документы:

3. Хранение Контрольных карт осуществляется в онкологическом учреждении (онкологическом кабинете) в специальной картотеке.

5. Ежеквартально, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчётным кварталом в соответствии с утверждаемым графиком лицо, ответственное за учёт онкологических больных в муниципальном образовании, предоставляет в территориальный онкодиспансер обновлённую электронную базу данных и Контрольные карты, подтверждающие обоснованность внесения больных в электронный канцер-регистр (исключения из канцер-регистра).

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 9 марта 2011 г. N 51

О совершенствовании учета и диспансерного

наблюдения больных (взрослого населения)

со злокачественными новообразованиями

В целях улучшения оказания онкологической помощи жителям Калининградской области, для получения достоверных статистических данных о распространенности злокачественных заболеваний, упорядочения диспансерного наблюдения и оценки эффективности противораковой борьбы, а также во исполнение Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.04.1999 N 135 “О совершенствовании системы Государственного ракового регистра“ и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.12.2009 N 944н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях“

1. Начальнику управления здравоохранением администрации городского округа “Город Калининград“ Л.М. Сиглаевой, главным врачам муниципальных учреждений

1) обеспечить полноценную работу кабинетов первичного онкологического приема, принять меры по укомплектованию кадрами в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.12.2009 N 944н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях“;

2) оснастить кабинеты первичного онкологического приема в соответствии с табелем оснащения согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.12.2009 N 944н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях“;

3) обеспечить оснащение онкологических кабинетов персональными компьютерами с целью создания компьютерной базы данных популяционного ракового регистра для обеспечения своевременного контроля полноты и качества специального лечения и диспансерного наблюдения;

4) ежеквартально направлять медицинских сестер онкологических кабинетов в кабинет медицинской статистики ГУЗ “Калининградская областная клиническая больница“ для сверки статистических данных;

5) усилить контроль за своевременным направлением в ГУЗ “Калининградская областная клиническая больница“ для включения в популяционный раковый регистр формы N 90/у “Извещение о больном с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования“ с полной информацией и формы N 27-2/у “Протокол на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования“ с заполненными графами 1-15 в двух экземплярах;

6) организовать формирование алфавитной картотеки на всех онкологических больных, подлежащих диспансерному наблюдению, включая преинвазивные формы рака;

7) организовать своевременное проведение углубленной диагностики пациентов с преинвазивными формами рака и необходимого объема специального лечения;

- систематическое диспансерное наблюдение больных со злокачественными новообразованиями в соответствии с порядком осуществления диспансерного наблюдения онкологических больных согласно приложению;

- динамическое наблюдение больных, получающих полихимиотерапевтическое и лучевое лечение, своевременное выявление осложнений;

- динамическое наблюдение больных после проведенного специализированного лечения;

- организацию регулярного обследования с целью выявления возможных рецидивов или метастазов опухоли;

консультацию к специалистам онкологического диспансера ГУЗ “Калининградская областная клиническая больница“;

- своевременное направление больных с подозрением на прогрессирование опухолевого процесса на онкологический консилиум для определения объема обследования, тактики и методов лечения;

- организацию амбулаторного, стационарного лечения или лечения в дневных стационарах учреждений здравоохранения, стационарах на дому, и хосписах пациентов, нуждающихся в паллиативном лечении.

2. Главному врачу ГУЗ “Калининградская областная клиническая больница“ А.Ю. Горчаковской обеспечить:

1) необходимое диагностическое обследование и оказание в полном объеме специализированной качественной амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями;

2) систематический обмен информацией между ГУЗ “Калининградская областная клиническая больница“ и муниципальными учреждениями здравоохранения о выявленных и пролеченных онкологических больных (форма N 90/у “Извещение о больном с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования“, форма N 27-1/у “Выписка из медицинской карты стационарного больного злокачественным заболеванием“, форма N 27-2/у “Протокол на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования“);

3) диспансерное наблюдение специалистами-онкологами больных со злокачественными новообразованиями;

4) анализ случаев запущенности злокачественных заболеваний и смертности больных в течение года после установления диагноза;

5) методическое руководство деятельностью онкологических кабинетов муниципальных учреждений здравоохранения и разработку критериев оценки эффективности диспансеризации больных со злокачественными новообразованиями;

6) контроль за оказанием организационно-методической помощи муниципальным учреждениям здравоохранения в ежемесячном режиме по методикам мониторирования статистических данных и работы с медицинской документацией, оказания консультативной помощи;

7) обучение районных онкологов и других специалистов, осуществляющих работу по ведению медицинской документации онкологических больных, порядку учета и динамического наблюдения онкологических больных.

3. Главному внештатному специалисту онкологу Министерства здравоохранения Калининградской области С.В. Кореневу обеспечить контроль объема и тактики специального лечения онкологических больных, находящихся под диспансерным наблюдением, в соответствии со стандартами.

4. Директору ОГУ “Медицинский информационно-аналитический

центр Калининградской области“ В.В. Федулову обеспечить онкологические кабинеты учреждений здравоохранения образцами нужных форм документации: форма N 90/у “Извещение о больном с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования“, форма N 27-1/у “Выписка из медицинской карты стационарного больного злокачественным заболеванием“, форма N 27-2/у “Протокол на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования“.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Калининградской области А.В. Веремеенко.

от 9 марта 2011 г. N 51

осуществления диспансерного наблюдения онкологических больных

1. Диспансерное наблюдение онкологических больных должно осуществляться на нескольких уровнях:

1) при выявлении пациента с подозрением на онкологическое заболевание лечащий врач учреждения здравоохранения направляет больного в онкологический кабинет с целью уточнения диагноза и выработки тактики дальнейшего ведения больного; в онкологическом кабинете больной обследуется согласно локализации патологического процесса в соответствии с медико-экономическими стандартами;

2) при подтверждении диагноза все больные злокачественными заболеваниями (рубрики C00-C97 и D00-D09 по МКБ X) подлежат регистрации в соответствии с Инструкцией по регистрации и ведению учета больных злокачественными новообразованиями в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.04.1999 N 135 “О совершенствовании системы государственного ракового регистра“.

2. Основными оперативными медицинскими документами, заполняемыми на больного злокачественным заболеванием и служащими основными источниками информации, поступающей в раковый регистр, являются:

1) медицинская карта амбулаторного больного (форма N 025/у);

2) извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования (форма N 090/у);

3) талон дополнений к контрольной карте диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием (форма N 030-6/ТД);

4) медицинская карта стационарного больного злокачественным новообразованием (форма N 003/у);

5) выписка из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием (форма N 27-1/у).

основании данных из вышеперечисленных первичных медицинских документов осуществляется учет и диспансеризация больных злокачественными новообразованиями, заполняется и хранится в кабинете поликлиники “Контрольная карта диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием“ (форма 030-6/у). Контрольная карта ориентирована на оптимизацию контроля за обследованием и лечением онкологических больных. Контрольные карты хранятся в алфавитном порядке, и плановые осмотры распределяются равномерно по месяцам года в соответствии с требованием Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.12.2009 N 944н “Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях“.

4. Онкологический кабинет учреждения здравоохранения осуществляет диспансерное наблюдение лиц повышенного онкологического риска, диспансерное наблюдение за больными с предраковыми заболеваниями. В этих целях онкологический кабинет организует:

1) обследование на месте или с направлением пациентов в областной онкологический диспансер (ООД) Калининградской областной клинической больницы для скрининговых исследований (цитологический скрининг, флюорография, маммография);

2) оказание консультативной и диагностической помощи больным со злокачественными новообразованиями или с подозрением на них и, при необходимости, направление больного в областной онкологический диспансер;

3) проведение лекарственной терапии онкологическим больным (химиотерапии, гормонотерапии, иммунотерапии) по рекомендациям областного онкологического диспансера и других специализированных центров.

5. Онкологический кабинет проводит профилактические осмотры.

Профилактический осмотр женщин включает осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек, осмотр и пальпацию молочных желез, области щитовидной железы, живота, периферических лимфатических узлов, осмотр в зеркалах шейки матки и влагалища, бимануальное обследование матки и придатков, пальцевое обследование прямой кишки.

Профилактический осмотр мужчин включает осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек, осмотр и пальпацию области наружных половых органов, области грудных желез, щитовидной железы, живота, периферических лимфатических узлов, пальцевое обследование прямой кишки и области предстательной железы.

6. Онкологические кабинеты ООД осуществляют диспансерное

наблюдение за больными со злокачественными новообразованиями и некоторыми формами предопухолевых заболеваний; осуществляют реабилитацию онкологических больных, по показаниям оказывают паллиативную помощь онкологическим больным.

7. Тактику ведения больного со злокачественным новообразованием, последовательность этапов лечения и их объем определяет онкологический консилиум в соответствии со стандартами.

Если течение заболевания не требует изменения тактики ведения пациента, диспансерные осмотры после проведенного лечения осуществляются:

1) в течение первого года после проведенного курса лечения один раз в три месяца;

2) в течение второго года - один раз в шесть месяцев;

3) в дальнейшем - один раз в год.

Если состояние больного прогрессивно ухудшается, осмотр соответствующего специалиста производится по показаниям и решается вопрос о необходимости специализированного восстановительного или паллиативного лечения, определяются сроки и тип лечебного учреждения.

8. Показателями качества и эффективности диспансеризации являются:

1) увеличение доли выявления злокачественных новообразований в преинвазивной форме рака и в I-II стадиях;

2) снижение показателя одногодичной летальности от злокачественных новообразований;

3) увеличение числа санированных больных с одновременным уменьшением числа онкологических больных с III-IV стадиями заболевания из числа наблюдаемых в диспансерной группе.

Читайте также: