Потребность в самоутверждении является личностным новообразованием

Подростковый возраст характеризуется такими специфическими новообразованиями, как чувство взрослости, потребность в самоутверждении.

Чувство взрослости в подростковом возрасте

Развитие взрослости является процессом становления готовности ребенка к жизни в обществе. Он предполагает усвоение общественных требований к личности, деятельности, отношений и поведения взрослых.

Становление взрослости происходит по-разному. Первые ее признаки могут очень отличаться от развитых форм, проявляться внезапно. Если не знать и не учитывать новых тенденций развития в подростковом периоде, то процесс воспитания может быть неэффективным, а становление личности - происходить стихийно.

Наблюдая значительные сдвиги в своем физическом и половом развитии, испытывая свои возможности выполнять общественно важные дела в семье и школе, подросток начинает осознавать, что он уже не ребенок. У него возникает специфическое отношение к себе, он отрицает свою принадлежность к детям, стремится быть и считаться взрослым. Это новообразование выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет содержание и специфическое направленность его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.

Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, перешагнула рубеж детства, предопределяет его переориентацию с детских норм и ценностей на взрослых. Его уже не устраивают правила, ограничения, мораль послушания, которые существуют для детей и является источником их несамостоятельности, неравноправия со взрослыми.

Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению ценностей, норм, способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Он всячески пытается реализовать свою потребность в утверждении позиции взрослого человека, но отсутствие психических возможностей мешает достижению этой цели. Это является одной из основных противоречий возраста, решение которой стимулирует дальнейшее психическое развитие.

Подросток пытается приобщиться к жизни и деятельности взрослых путем подражания. Сначала он принимает то, что доступнее для него: внешний вид и манеру поведения.

Чувство взрослости подростков может проявляться в общей переориентации от сверстников как значимых Других (которым в основном уподобляется Я-прошлое и Я-то-перишне) на взрослых, качества которых начинают определять ожидаемый направление собственных изменений подростка, а также в критическом отношении к Я-были, в отчуждении многие черты детского Я. Будущее представляется ему достаточно туманным. Однако, оптимальные варианты личностного развития предусматривают, по мнению психологов, относительную преемственность прошлого, настоящего и будущего Я в единстве с производительными поступательными изменениями на пути от детства к зрелости.

Поскольку стремление получить статус взрослого закономерный для подросткового возраста и жизненно необходимо для полноценного психического и личностного развития ученика, педагог должен правильно воспринимать связанные с этим негативные поступки, не препятствовать проявлениям взрослости, а направлять его энергию в положительном направлении. Потребность подростков иметь образец для подражания учитель может использовать как один из каналов влияния на детей, организуя вечера, встречи, диспуты с известными людьми, раскрывая содержание жизни и деятельности высоконравственных, творческих личностей.

Со стремлением подростка быстрее стать взрослым связана ведущая для него потребность в самостоятельности и независимости. Его способности самостоятельно регулировать свое поведение способствует достигнутый уровень психического и личностного развития. Подросток лучше, чем младший школьник, понимает себя, может анализировать свои поступки, хотя ему еще трудно предвидеть их последствия. Его поведение более осмысленная, не такая импульсивная, как младшего школьника, он лучше владеет собой. Подросток ставит перед собой более отдаленные цели, формирует первые жизненные планы (выбор профессии), идеалы, стремится быть на кого-то похожим, приобрести определенные черты характера, нравственные убеждения. Потребность в самостоятельности реализуется в попытке действовать без посторонней помощи и опеки, в способности принимать решения и отстаивать свои взгляды, в умении добиваться поставленной цели, вести под влиянием собственных побуждений.

В то же время у подростков усиливается негативизм в отношении любых требований взрослых, ярко проявляются признаки эмансипации, попытки что-либо демонстрировать свою независимость. Они стремятся свободно выбирать способы выполнения своих обязанностей и одновременно боятся проявить слабость, избегают деятельности, которая может повлечь чьи насмешки или чувство неуверенности в своих силах. Поэтому иногда при отсутствии свободного выбора подростки быстрее вести себя вызывающе, чем позволят заставить себя к активности.

Потребность подростка в самоутверждении

Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место среди них, что является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Его потребность в самоутверждении настолько сильна, что для признания сверстниками подросток готов поступиться своими взглядами и убеждениями, совершать поступки вопреки своим моральным установкам. Она побуждает так называемых трудных подростков к нарушениям норм и правил поведения. Потерять авторитет в глазах друзей, почувствовать посягательство на свою честь и достоинство являются величайшей трагедией для подростка, может привести до суицида (самоубийства). Поэтому он бурно реагирует на бестактные замечания учителя в присутствии друзей, считая это унижением своей личности. На этой основе нередко возникают конфликты между учениками и учителем. Только тактичное отношение к подростку, поддержка его в глазах сверстников создают психологически благоприятную почву для эффективного воздействия на него воспитательных средств педагога. Существенную критику взрослого подросток адекватно может воспринять один.

Формы самоутверждения подростка могут быть различными. Самая простая из них заключается во внешнем подражании взрослых, их вредных привычек, особенностей поведения (курение, употребление алкоголя, наркотиков, чрезмерное и безвкусно использования косметики, ношение своеобразного одежды, послуговування нецензурной лексикой). Родители и учителя должны активно бороться с этим, обращая внимание подростков на положительные образцы для подражания (литературные герои, исторические деятели, известные личности). Самое важное, чтобы и они были для подростков достойными образцами.

Положительными формами самоутверждения подростков являются занятия спортом, работа в семье, школе, на производстве, выполнение общественно полезных дел. Интеллектуальное самоутверждение учащихся происходит в их учебной и внеучебной познавательной деятельности, реализации познавательных потребностей и интересов. Подростки с увлечением занимаются исследовательской деятельностью в учебно-научных кружках, их привлекает участие в открытиях.

Самоутверждение младших и старших подростков имеет разную направленность. Для младших ведущей является потребность в достойном положении в группе. Так, реакция пятиклассника на определенное влияние учителя зависит не столько от степени его вины или характера влияния, сколько от вреда, который может быть нанесен этим влиянием его положению в классе. При этом упрямство, своеволие и т.п. имеют целью завоевать и укрепить положение ребенка в группе, коллективе сверстников. Старший подросток, как и младший, нуждается в обществе сверстников, но его самоутверждения выражается в стремлении утвердиться в собственных глазах, а не в глазах окружающих.

В работе с подростками взрослые должны учитывать основные новообразования, поскольку они тесно связаны с противоречиями этого возраста, решение которых является шагом в развитии личности.

Самоутверждение - это потребность человека достигнуть определенного социального статуса или повысить свою самооценку, что очень тесно связано.


Что такое социальный статус?

Данный термин означает положение человека в обществе. Будь то семья, садик, школа, работа. Каждый из нас является носителем нескольких статусов, ведь все мы можем быть детьми, учениками, студентами, мужем, женой, подчиненными, начальниками, пожилыми, молодыми, русскими, украинцами, белорусами, темнокожими, православными и т. д. В течение жизни эти характеристики могут меняться.

Социальный статус может быть прирожденным, достигаемым и приписываемым. Первый дается при рождении и меняется в редких случаях (раса, национальность), второй достигается благодаря своим умениям и талантам, а третий - тот, который приписан обществом, он может и должен меняться (возраст, положение в семье).

Критерии определения социального статуса

Конечно, существуют критерии, по которым определяют социальный статус человека, например:

  • образование;
  • доход;
  • этническое происхождение;
  • положение в системе разделения труда;
  • профессия.

Кстати, последний обычно относят к главному статусу человека.


Что такое самооценка?

Самооценка - это мнение человека о себе. Чаще всего оценивают свои возможности и личные качества. Многим известно, что она бывает заниженной, адекватной и завышенной. Некоторые психологи выделяют адекватно заниженную и адекватно завышенную самооценку, а другие убеждены, что бывает только заниженная и нормальная. Давайте разбираться.

Заниженная самооценка - субъективное отношение человека к своей личности, которое характеризуется трусостью и непринятием себя. Весомых причин так думать о своем Я может и не быть, но мотивы такого самовосприятия существуют. Чаще всего эти зерна посеяны еще в детстве родителями или уважаемыми взрослыми, а в юности - сверстниками.

Человек с адекватной самооценкой объективно воспринимает свои возможности и другие характеристики личности.

Завышенная самооценка характеризуется преувеличением всех своих достижений.

По мнению ведущих психологов, существует только заниженная и адекватная самооценка, а завышенная - это умышленный или подсознательный механизм, который срабатывает для скрытия заниженной.


Как понимать термин "самоутверждение"?

Мы разобрались с двумя составляющими данного понятия - это "самооценка" и "социальный статус".

Самоутверждение - это поведенческое проявление, которое психологи часто описывают в негативных тонах. Но не будем забывать, что существуют люди с различными ценностями, воспитанием и методами своего совершенствования.

Если самоутверждается человек стеснительный, скромный, культурный, но с заниженной самооценкой, то его действия будут направлены на повышение мнения о себе путем стараний и заслуженного одобрения.

Если самоутверждается человек, у которого нарушено восприятие этических норм, не желающий работать над собой изнутри, вытачивать себя как личность, а лишь направлять свои действия на адаптацию окружающей среды под его Эго, то он будет прибегать к обвинениям, критике и осуждениям других.

Как видим, путь к социальному самоутверждению может быть разным. Первая дорога более сложная, длинная, но надежная, а вторая короче, но очень шаткая.


Стратегии самоутверждения

Можно считать, что самоутверждение - это синоним самоактуализации в пирамиде Маслоу.

Существует много различных стратегий, чтобы достичь желаемого статуса, отношения к себе или повысить самооценку, но на данный момент психологи выделяют три основных:

1. Подавление другого за счет критики, унижения.

2. Конструктивная стратегия развивает ценность своего Я за счет сохранения интереса к другим людям и работы над собой.

3. Отрицание, когда человек чувствует личностную слабость, чтобы культивировать в себе чувство собственной значимости, он психологически присоединяется к другой персоне и живет чужую жизнь.


Как действует первая стратегия?

Сразу скажем, что данный метод применяется людьми с неадекватной самооценкой. Вполне возможно, что со стороны человек кажется высокомерным и уверенным в себе. На самом деле это защитный механизм, который тщательно прячет недовольство собой, возможно, самоотвращение и подсознательное ощущение своей социальной бесполезности.

Эта личность, скорее всего, пыталась самоутвердиться конструктивным методом, прикладывала старания, работала над собой, но в той среде обитания этого оказывается ничтожно мало. Никакие усилия не помогли достичь желаемого социального уровня и признания.

Хорошо рассматривать это на примере соревнований или олимпиад. Если участник очень рассчитывал на победу, готовился 20 часов в сутки, а в итоге получил "почетное" четвертое место. Такой исход событий грозит состоянием фрустрации, полной неудовлетворенности. Часто в критические моменты происходит слом личности, и она начинает менять стратегию и переходить на менее честные методы.

Очень странно, если у человека нет потребности в самоутверждении. Таких людей в принципе не бывает. Просто есть сферы самореализации, которые мало видны или не понятны другим в силу возраста, среды обитания, профессии и т. д.

К каким методам прибегает приверженец этой стратегии?

1. Умышленное унижение.

2. Необоснованное оскорбление.

3. Спор как способ провоцирования конфликта и обесценивание слов оппонента.

4. Словесное возвышение себя над другими.

5. Негативное внушение.

Если самоутверждение ребенка базируется только на этих способах, можно говорить о недостатке внимания со стороны родителей или даже насилии в семье.

Если за хорошие поступки не хвалят, а за плохие ругают, то он не видит смысла продолжать вести себя пристойно. Когда ребенок напакостит, на него хотя бы обращают внимание, а это уже ценно. Этот механизм может сорвать все этические нормы в голове маленького человека, и в будущем для него не составит труда переступить через мораль.


Конструктивная стратегия

Этот путь самоутверждения личности характерен для людей с адекватной самооценкой. Она может быть ниже или выше в зависимости от ситуации. Абсолютно нормальное явление, если человек терпит фиаско, что провоцирует временное понижение самооценки, или одерживает победу и повышает свое мнение о себе.

Минимальные колебания самооценки - это не отклонение. Важно, каким образом личность приводит свое психическое состояние в норму. Приверженцы конструктивной стратегии достигают желаемого путем собственных стараний.

Все, чего они достигли сами, - это "несгораемый" уровень, ниже которого тяжело опуститься. Возможно, но для этого стоит потрудиться.

Эти люди часто живут в жесткой дисциплине, в постоянных стараниях, в поиске новых методов самовыражения.


Стратегия самоотрицания

Можно говорить, что данная стратегия характерна для людей с очень низкой самооценкой, но это не совсем так. Данный человек просто не знает, кто он есть, у него нет никаких достижений (возможно, они есть, но не имеют смысла для данной личности), он не ставит перед собой цели, живет без вектора. Такие личности не могут взять на себя ответственность, ведь уверены, что никак не повлияют на ход событий, от них ничего не зависит.

Если самоутверждение подростка носит характер отрицания, то возможны следующие причины возникновения:

1. В семье наблюдается гиперопека, там он полноценный член микрообщества, но реальный социум его не воспринимает или даже отвергает.

2. Гипоопека в семье или отсутствие положительного отношения к ребенку, внушение, что "он никто", "ничего не стоит", насилие в семье.

3. В редких случаях сильное психологическое потрясение.

4. Психические болезни.

Самоотрицание можно назвать даже отсутствием стремления к самоутверждению. Часто подростки примыкают к лидерам или референтным личностям и полностью проживают жизнь вместе с ними: чувствуют то, что они, ходят по пятам, переживают за своих "кумиров".

Если в реальном окружении достойных подражания личностей не находится, могут переключаться на актеров, певцов или других знаменитостей, полностью себя с ними идентифицировать, плотно следить за их жизнью. Это помогает людям чувствовать себя полноценно. То, что происходит на экране, они воспринимают как реальные события, за счет чего считают, что живут полноценную жизнь.

Итак, мы выяснили, что самоутверждение - это множество стратегий, и человек может менять их в зависимости от ситуаций или изменения мировоззрения.


Самоутверждение - это потребность индивидуума в самоосознании себя на желаемом уровне в социальной, психологической и физической сфере. Значение слова самоутверждение - (анг. self – само и affirmation – подтверждение) – указывает на процесс, приводящий к формированию картины реальной, желанной или воображаемой, утверждаемой индивидом в дальнейшем.

Самоутверждение личности реализуется как посредством реальных действий, достижений, так и иллюзиями, когда результат либо устно приписывается, либо переоценивается, являясь объективно менее значимым.

Самоутверждение - это в психологии динамический процесс, предполагающий постоянное тестирование реальности. Будучи социальным существом, человеку необходима преемственность социума и развитие не происходит независимо. Базовыми критериями выступают общественные стандарты и представления. Частично они интериоризируются индивидом, что определяется личностной направленностью, внешним ориентиром являются оценки референтной, в определяемой сфере достижений, для индивида группы.

Понятие самоутверждения часто имеет отрицательный окрас, поскольку его реализацию связывают с патологическими поведенческими стратегиями.

Что такое самоутверждение

Потребность в самоутверждении актуализируется ориентировочно в возрасте трех лет, когда ребенок стремится дифференцировать себя от окружения, в речи активно используется "Я" (я сам(а), я хочу). Этот этап так же связывают с определенным негативизмом, особенно в отношении к родителям, поскольку утверждение себя связано с активностью, которая опозиционна к близкому окружению, особенно если внутренние критерии не соответствуют декларируемым правилам.

В дальнейшем, человек знакомится с критериями социума, определяет, в какую социальную страту он хочет попасть и соответственно планирует свое поведение.

Здоровая воля к самоутверждению естественна для человека, говорит о качествах нервной системы, адаптации, уровне стремлении к самоуничтожению. Уровень притязаний, который индивид определяет для себя как достаточный, демонстрирует его силу, адаптируемость, выживаемость. Поскольку любой организм ориентируется на принцип экономии энергии, потребность в самоутверждении, как побудительная к активным действиям, является одной из мотивирующих на действие чертой.

Потребность в самоутверждении человека, зависимо от навыков, способностей, воспитания и локуса контроля будет стимулировать определенный тип поведения и стратегию удовлетворения потребности. Данные стратегии могут быть как конструктивные, так и нерациональные. Конструктивное самоутверждение направленно на самореализацию, развитие своего потенциала. Нерациональными могут считаться как агрессивная стратегия, в контексте которой потребность в самоутверждение осуществляется за счет других, так и стратегия самоподавления, когда идет отказ от самоутверждения. Последняя является саморазрушительной, поскольку психика не статична, не развиваясь, она деградирует и упрощается, что может способствовать распаду и на физическом уровне, провоцируя соматические дисфункции.

Компенсаторная стратегия самоутверждения личности характеризуется тем, что при реальной или субъективной невозможности достижения целей в желаемой сфере интерес сознательно переносится в более доступное русло. Это иногда спасительно как временное замещение, но неудовлетворенность в раскрытии сферы окончательно вытеснить не удастся.

Иной версией этой стратегии можно считать прикрепление к другому индивиду или группе, идентификация с ним (с ней) и заслуги воспринимаются как свои, личность сливается с другим (и). В некоторых случаях, подобное может быть на фоне идентификации себя с довольно обширной группой, гендером, нацией, расой. Эта стратегия так же патологична, потому что вытесняет необходимость прикладывать собственные усилия, а в случае ощущения внутренней неполноценности агрессия направляется на внешний источник, с которым идентифицируются, предъявляя к нему претензии в собственной малой ценности. Это так же инфантильная стратегия, когда локус контроля переносится вовне и снимает личную ответственность за собственную самоактуализацию.

Актуальность сфер для самоутверждения отлична в разном возрасте, культурной традиции, гендерном приоритете. Профессиональная признанность, достижения в науке, творчестве, бизнесе, успех в партнерских, родительских взаимоотношениях, могут по-разному оцениваться в локальном временном отрезке и иметь различную значимость в зависимости от ценностей социального окружения.

В идеале, личность имеет опыт реализации себя в каждой из них, иметь инструменты для самостоятельной реализации себя без необходимости делать это за чужой счет. По мере самоидентификации, некоторые сферы могут выходить на первый план и, малая реализация в других будет не важна, но гибкость психики позволит быть успешными в различных плоскостях и обеспечить устойчивость психики в случае неудач. Признание заслуг дает поддержку общества, а достижения личности вносятся в коллективный багаж и с помощью такого взаимовыгодного обмена коммуникация между "Я" и "Другие" принимает качественную и здоровую форму.

Важно понимать, что зачастую, процесс самоутверждения обособлен в различных сферах. Успешность в одной не гарантирует само или общественное признание в другой. Чем больше сфер охватывается и качественно развивается, тем лучше подкреплено общее, интегративное, ощущение себя.

Самоутверждение за счет других

Самоутверждением за счет других называют стратегию, при которой человек присваивает себе достижения других людей или обесценивает их, повышая свою ценность на их фоне. Это может происходить вследствие неумения или нежелания развивать собственные качества. Человек уходит от личной ответственности, игнорируя отсутствие своего вклада или манипулируя положением, ситуацией. Это создает определенную иллюзию личностной самоценности, которая не подкреплена реальными достижениями. Такая позиция инфантильна, поскольку для удовлетворения потребности необходим другой, отношение к которому потребительское и ведет к регрессу личности. При такой линии поведения человек агрессивен, требователен, может унижать и оскорблять, обесценивать чужие заслуги. Именно данный паттерн поведения отрицательно воспринимается и порицается.

Значение слова самоутверждение указывает на приоритет и желание конструктивного типа самоутверждения. Личность стремится к нему путем раскрытия собственных талантов, качеств и черт. Ее ценность растет в личном восприятии за счет повышения уверенности, а социумом воспринимается как успешная и волевая. Такой путь более естественен и продуктивен, так как личность опирается на собственные ресурсы, становясь более автономной.

Самоутверждение за счет других происходит, когда человек ставит себя в зависимое положение, даже если ведет себя агрессивно и унижает. Если человек или группа, за чей счет идет утверждение взбунтуется, выйдет из-под контроля или влияния, разовьет свои качества и станет независимой от агрессора, то он потеряет этот ресурс.

Придерживаясь самоутверждения за счет других, личность не развивается, ее прошлые достижения, если они были, устаревают и обесцениваются, что впоследствии может привести к глубокому разочарованию. Кажущаяся, на первый взгляд, легкость этой стратегии обманчива, поскольку удерживает в иллюзиях, не давая развивать потенциал своего "Я". В перспективе это более разрушительно для самоутверждающего, чем для его жертвы.

Чтобы избавиться от этой стратегии самоутверждения надо осознать продуктивность личной ответственности для достижения своих целей и определения себя на желаемом уровне. Это более выгодная и взрослая позиция, развивающая ценность, как в своих глазах, так и в общественном представлении.

Именно конструктивная стратегия окрашивает данный феномен в положительный спектр, так как подразумевает личные, заслуженные успехи, помощь другим в данном контексте становится еще одним инструментом.

Результаты такой оценки будут стимулировать определенный тип поведения индивидуума, направленный на удовлетворение потребности в признании себя значимым со стороны других людей. Конструктивный тип поведения нацелен на самореализацию, иррациональный – на самоутверждение за счет других, самоподавление, агрессию.

Определение и смысл понятия с точки зрения психологии

С точки зрения современной науки, самоутверждение личности – это удовлетворение потребности человека в осознании собственной значимости, весомости. Психологи выделяют несколько основных компонентов этого феномена:

При этом успехи могут настоящими или присвоенными, выдуманными, преувеличенными. Например, с развитием Интернета, ростом популярности социальных сетей блоггерство стало легким способом самоутверждения за счет выпячивания мнимых достижений.

Помимо внешней составляющей у самоутверждения есть внутренняя – это способ самопознания путем размышления, анализа собственных желаний, устремлений, а также возможности их достичь. Объективная оценка сильных и слабых сторон, ранжирование целей по важности может стать толчком для человека к саморазвитию, а постепенное повышение планки личностных характеристик обеспечит рост успешности, социального статуса.

Личность может самоутверждаться по отношению как к обществу, так и к определенной социальной группе. Разница состоит лишь в наборе критериев, которыми руководствуется человек при отборе значимых целей.

Этапы и поведенческие стратегии, характеризующие процесс

С детства для ребенка очень важно находиться в центре внимания, получать одобрение своих действий, переживать успех. Если взрослые постоянно указывают малышу на его зависимость, несамостоятельность, он пытается самоутвердиться за счет агрессии. Важно объяснить ребенку, что такое поведение таит в себе опасность и может навредить в первую очередь ему самому.

При благоприятной семейной обстановке ребенок растет гармоничной личностью, а самоутверждается за счёт учебы и стремления к успеху в каком-либо виде деятельности. Если ситуация негативная, а родители не понимают ребенка и пытаются управлять им с помощью авторитарных методов, проявляется ответная отрицательная реакция в виде смыслового барьера.

Психологи выделяют несколько стратегий реализации потребности в самоутверждении. Первая описывает самый легкий вариант самоутверждения, а именно за счет других людей. Эта стратегия носит деструктивный характер, так как выражается в принижении достоинств и оскорблении окружающих, повышенной конфликтности, принципиальной демонстрации превосходства над другими. Психологическая подоплека такого поведения связана с завышенной или заниженной самооценкой или проявлением комплексов неполноценности.

Человек живёт в обществе, и с детских лет ему приходится сравнивать себя с окружающими и оценивать других. Самоутверждение – это поведение, направленное на утверждение собственной значимости, установление права на самовыражение и достижение желаемого социального статуса. Это потребность, стимулирующая тот или иной тип поведения.

Мотивы самоутверждения определяются стремлением к улучшению материального благополучия, карьере, приобретению авторитета. Кроме того, это инструмент познания самого себя, взаимодействия с окружающими.

Этот вопрос в психологии изучался с самого начала её существования как науки. Изначально самоутверждение рассматривалось только с отрицательной стороны. Но впоследствии психологи заинтересовались тем, что конкретно обуславливает механизмы самоутверждения, какие поведенческие стратегии характерны для самоутверждающейся личности.

Стратегии самоутверждения

Теория о самоутверждении – обширная область для исследования человеческого поведения, в которой выделяются три основные стратегии:

Самоутверждение за счёт других

Носит негативный характер. Человек, самоутверждающийся таким способом, нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости, превосходства над другими. Проявляется это посредством деструктивных способов: оскорблений, обвинений, провоцирования конфликтных ситуаций с целью доказательства своей правоты.


Низкая самооценка делает личность уязвимой, обделённой вниманием. А неумение увидеть глубину проблемы приводит к наиболее простому решению – унизить другого, чтобы возвыситься самому.

Развитие своего я при сохранении интереса к окружающим

Конструктивный тип самоутверждения. Человек стремиться к самораскрытию путём развития собственной личности. Такое самоутверждение – естественный процесс для человека, стремящегося реализоваться в обществе. Конструктивное самоутверждение важно для личности, так как это побуждающий фактор для самореализации. Самореализация – одна из главных задач развития личности. Это значит, что человек занимается любимым делом, он состоялся в профессии, семье. Обрёл любовь, раскрыл творческие способности.

Понятие самореализации иногда путают с понятием социальной успешности, хотя это не одно и то же. В общественном сознании понимание успешности обусловлено материальной обеспеченностью, популярностью, властью. Самореализация – это раскрытие природных данных, своего предназначения.


Самораскрытие личности не всегда удаётся во всех сферах деятельности. В каждом возрасте оно имеет свои особенности. Например, известны случаи, когда физически слабые подростки достигали высоких результатов в спорте. Для этого возраста особенно характерна потребность в самоутверждении. И как лучшая его сторона – упорная работа над собой. Взрослые самоутверждаются в профессии. В данном случае человек раскрывает свои способности без отрицания других личностей, суть его самоутверждения – это восхождение на более высокие ступени развития. Обретение себя в новом качестве, новой роли на каждом конкретном временном (возрастном) этапе.

При конструктивном типе самоутверждения человек сам определяет, каким образом ему утвердиться в обществе, обрести уверенность в ценности своего я. Для женщин характерно самоутверждение в роли матери, жены, хозяйки дома. Мужская состоятельность определяется успехами в общественной и профессиональной деятельности.

Успешный человек может многое сделать для других, при этом его успешность может и не принести ему чувства удовлетворённости собой. Человек самореализовавшийся — это счастливый человек. Эти два понятия совсем не исключают друг друга. Некоторым удаётся сочетать и социальную успешность, и собственную реализованность.

Отрицание себя

На первый взгляд, самоотрицание – понятие, противоположное, самоутверждению. Ведь это некое отречение от самого себя, отчуждение от собственной индивидуальности. Человек считает себя слабым, и чтобы преодолеть это, мысленно присоединяется к кому-то другому, более сильному, в конечном итоге переносит его качества на себя.

В этой ситуации он живёт не своей, а чужой жизнью, идентифицирует себя со своим кумиром. В результате вырабатывает те черты личности, которые свойственны выбранному им герою. Меняются, соответственно, и стратегии поведения. Так ведут себя фанаты известных людей, поклонники знаменитостей, готовые изменить и свою внешность, и характер, лишившись индивидуальности. Самоотрицание характерно для подростков, стремящихся подражать какому-нибудь знаменитому актёру, спортсмену, музыканту.


По мнению психологов, каждая личность, самоутверждаясь, имеет в своём арсенале варианты поведенческих стратегий. Изучают их для того, чтобы классифицировать типы личностей в процессе самоутверждения, определить причины выбора той или иной стратегии, понять механизмы самоутверждения. Если личность придерживается только одной стратегии самоутверждения, то она чувствует некие психологические проблемы, разобраться в которых бывает трудно. Но в большей части суть их сводится к неумению общаться, выстраивать отношения с людьми.

Для чего мы самоутверждаемся?

Маленький человек ещё не получил достаточного жизненного опыта, но его уже не устраивает вторичное, зависимое положение. И стремление самоутвердиться можно рассматривать здесь как самопознание личности, желание упрочить свое положение, получить самостоятельность.

Самоутверждение – это сложный социально-психологический комплекс. Человек в процессе самореализации касается интересов, эмоций и взглядов окружающих. Происходит взаимовлияние личностей. В процессе общения возникает потребность в признании, осознании собственной ценности. Побуждают к самоутверждению честолюбие, тщеславие, амбиции. Для человека естественно желание закрепить за собой определённый социальный статус. Как двойственная натура личность руководствуется в своём поведении как положительными, так и отрицательными действиями.


Кроме великих культурных достижений, созданных писателями, философами, музыкантами, учёными, история сохранила немало примеров страшных преступлений. Совершили их в результате самоутверждения. Мотив этих злодеяний – не что иное, как стремление выделиться, привлечь к себе внимание, самоутвердиться.

Здоровое самоутверждение направлено на раскрытие заложенных в человеческой личности потенциалов, требующих раскрытия. А каким образом будет происходить этот процесс, зависит от выбора самого человека.

Читайте также: