Под 13 по раку автор искандер

Фазиль Абдулович Искандер

13 подвиг Геракла

Все математики, с которыми мне приходилось встречаться в школе и после школы, были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. Так что утверждение насчет того, что пифагоровы штаны якобы во все стороны равны, навряд ли абсолютно точно.

Возможно, у самого Пифагора так оно и было, но его последователи, наверно, об этом забыли и мало обращали внимания на свою внешность.

И все-таки был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Его нельзя было назвать слабохарактерным, ни тем более неряшливым. Не знаю, был ли он гениален, — сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего был.

Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек. Появился он в нашем классе с нового учебного года. До этого мы о нем не слышали и даже не знали, что такие математики могут быть.

Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор испуганно распахивал дверь, потому что не мог понять, на месте мы или сбежали на стадион.

Стадион находился рядом со школьным двором и постоянно, особенно во время больших состязаний, мешал педагогическому процессу. Директор даже писал куда-то, чтобы его перенесли в другое место. Он говорил, что стадион нервирует школьников. На самом деле нас нервировал не стадион, а комендант стадиона дядя Вася, который безошибочно нас узнавал, даже если мы были без книжек, и гнал нас оттуда со злостью, не угасающей с годами.

К счастью, нашего директора не послушались и стадион оставили на месте, только деревянный забор заменили каменным. Так что теперь приходилось перелезать и тем, которые раньше смотрели на стадион через щели в деревянной ограде.

Все же директор наш напрасно боялся, что мы можем сбежать с урока математики. Это было немыслимо. Это было все равно что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу, хотя она всем порядочно надоела. Он всегда, и зимой и летом, ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся.

Со стороны могло показаться, что он больше всего боялся комиссии из гороно, на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина. Когда-нибудь я напишу о ней поэму в байроновском духе, но сейчас я рассказываю о другом.

Конечно, мы никак не могли сбежать с урока математики. Если мы вообще когда-нибудь и сбегали с урока, то это был, как правило, урок пения.

Бывало, только входит наш Харлампий Диогенович в класс, сразу все затихают, и так до самого конца урока. Правда, иногда он нас заставлял смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного.

Происходило это примерно так. Скажем, иной ученик чуть припоздает на урок, ну примерно на полсекунды после звонка, а Харлампий Диогенович уже входит в дверь. Бедный ученик готов провалиться сквозь пол. Может, и провалился бы, если б прямо под нашим классом не находилась учительская.

Иной учитель на такой пустяк не обратит внимания, другой сгоряча выругает, но только не Харлампий Диогенович. В таких случаях он останавливался в дверях, перекладывал журнал из руки в руку и жестом, исполненным уважения к личности ученика, указывал на проход.

Ученик мнется, его растерянная физиономия выражает желание как-нибудь понезаметней проскользнуть в дверь после учителя. Зато лицо Харлампия Диогеновича выражает радостное гостеприимство, сдержанное приличием и пониманием необычности этой минуты. Он дает знать, что само появление такого ученика — редчайший праздник для нашего класса и лично для него, Харлампия Диогеновича, что его никто не ожидал, и раз уж он пришел, никто не посмеет его упрекнуть в этом маленьком опозданьице, тем более он, скромный учитель, который, конечно же, пройдет в класс после такого замечательного ученика и сам закроет за ним дверь в знак того, что дорогого гостя не скоро отпустят.

Все это длится несколько секунд, и в конце концов ученик, неловко протиснувшись в дверь, спотыкающейся походкой идет на свое место.

Харлампий Диогенович смотрит ему вслед и говорит что-нибудь великолепное. Например:

Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле электростанции. Потому что она образцовая. В крайнем случае, если б ему вздумалось прийти именно к нам, нас бы давно предупредили и подготовили класс к его приходу.

Потому-то мы и смеялись, понимая, что наш ученик никак не может быть принцем, тем более каким-то Уэльским.

Но вот Харлампий Диогенович садится на место. Класс мгновенно смолкает. Начинается урок.

Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Кроме журнала, у него был блокнотик, куда он что-то вписывал после опроса. Я не помню, чтобы он на кого-нибудь кричал, или уговаривал заниматься, или грозил вызвать родителей в школу. Все эти штучки были ему ни к чему.

Во время контрольных работ он и не думал бегать между рядами, заглядывать в парты или там бдительно вскидывать голову при всяком шорохе, как это делали другие. Нет, он спокойно читал себе что-нибудь или перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза.

Списывать у него было почти бесполезно, потому что он сразу узнавал списанную работу и начинал высмеивать ее. Так что списывали мы только в самом крайнем случае, если уж никакого выхода не было.

Бывало, во время контрольной работы оторвется от своих четок или книги и говорит:

— Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.

Сахаров встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к Авдеенко, который плохо учится.

— Пожалейте Авдеенко, он может сломать шею.

Авдеенко тупо смотрит на Харлампия Диогеновича, как бы не понимая, а может быть, и в самом деле не понимая, почему он может сломать шею.

— Авдеенко думает, что он лебедь, — поясняет Харлампий Диогенович. — Черный лебедь, — добавляет он через мгновение, намекая на загорелое, угрюмое лицо Авдеенко. — Сахаров, можете продолжать, — говорит Харлампий Диогенович.

— И вы тоже, — обращается он к Авдеенко, но что-то в голосе его едва заметно сдвинулось. В него влилась точно дозированная порция насмешки. — …Если, конечно, не сломаете шею… черный лебедь! — твердо заключает он, как бы выражая мужественную надежду, что Александр Авдеенко найдет в себе силы работать самостоятельно.

Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи.

Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, — не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. Смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним.

И когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного. Если над тобой смеется один человек, ты можешь еще как-нибудь с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс. И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный.

Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии. Смешным мог оказаться каждый. Разумеется, я тоже не избежал общей участи.

Тринадцатый подвиг Геракла

Рассказ, 1956 год

Язык написания: русский

  • Жанры/поджанры: Реализм
  • Общие характеристики: Ироническое | Психологическое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Россия/СССР/Русь )
  • Время действия: 20 век
  • Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
  • Линейность сюжета: Линейный | Линейный с экскурсами
  • Возраст читателя: Любой

Сельская молодежь. — 1964. — № 4. — С. 16-19.

Доступность в электронном виде:

Вот так выглядел идеальный педагогический процесс в советское время: учитель выбирал жертву и натравливал на неё класс. Было очень весело, прекрасная подготовка к дальнейшей советской жизни. Дети должны были с самого начала уяснить, что надо высмеивать и унижать тех, на кого указал начальник. Самое милое в этом рассказе, это то, что Искандер считает, что всё правильно, так и следует поступать.

Рассказ писался уже во времена Хрущева, в начале оттепели, когда уже было разрешено радоваться и юморить, но ещё не грянуло разоблачение сталинизма. Поэтому дети, герои рассказа, уже смеются, но ещё под строгим лукавым прищуром Великого Корифея Всех Наук.

Ностальгический рассказ о школьном учителе математики Харлампии Диогеновиче, который высмеивал учеников и давал им прозвища. За что автор ему очень благодарен.

Из рассказа мы не узнаем, был ли хорошим или плохим учителем Харлампий Диогенович, а также почему на уроке математики проходили задачи по физике. Мы не узнаем. выучил ли автор математику благодаря учителю, полюбил ли этот предмет. Это не важно. Главное заслуга учителя, по мнению Искандера, что он провоцировал весь класс детей смеяться над своим одноклассником.

Очень странное решение включать этот рассказ в сборники книг для младших школьников.

Встретив два негативных отзыва подряд, заинтересовался: чего же такого нехорошего написал Фазиль Искандер — писатель, насколько мне известно, умный и глубокий, к тому же вовсе не склонный к прославлению тоталитаризма и психологического насилия?

Прочитал — рассказ очень короткий. М-да. Это какие-то специальные проекции нужно использовать, чтобы увидеть в этой истории учителя, злобно натравливающего класс на свою жертву!? Да этот Харлампий Диогенович — фактически святой по сравнению с тем, что я лично наблюдал в советской школе, не говоря уже о том, что слышал и читал. Если уж мотивировать учеников — которые далеко не ангелы — к учёбе и приличному поведению, то боязнь показаться смешным — это, вероятно, одно из наилучших и наименее травматичных средств в списке возможных, среди которых много довольно мерзких. Указкой по пальцам вам никогда не били?

Конечно, нынче, в эпоху расцвета ювенальной юстиции и прочей политкорректности, можно и описанному учителю математики инкриминировать psychological abuse. Но, вообще-то, любое воспитание и обучение — это насилие. Ну не хочет школьник учиться, а учителя, гады такие, его заставляют, а ещё и глумятся всячески. С принцем Уэлльским сравнивают, злодеи. А лучше бы оставили дитя в покое, в самом деле. Авось само вырастет.


Баку и Ереван уже пустили в ход пушки и танки. Азербайджан грозит ударить по АЭС в Армении

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

1. Что происходит сейчас на армяно-азербайджанской границе?

Грохочут пушки. Причем не в Нагорном Карабахе, больше 30 лет живущем в состоянии перманентной войны, а прямо на армяно-азербайджанской границе. Настоящие боевые действия идут уже неделю.

Армяне рапортуют, что подбили азербайджанский танк. В Баку отвечают, что разбомбили армянский укрепрайон. У азербайджанцев погиб генерал-майор и еще 10 солдат и офицеров. У армян 4 погибших.

Доходит уже до обстрела из гаубиц мирных сел.

А пресс-секретарь азербайджанского Минобороны сгоряча пригрозил ракетным ударом по армянской атомной электростанции. Если армяне ударят по водохранилищу на азербайджанской стороне.

Понятно, что если действительно вспыхнет АЭС в Армении или нефтепромыслы под Баку, экологическая катастрофа накроет весь Кавказ, а, может, и половину планеты.

Но горячих армянских и азербайджанских военных и политиков уже трудно остановить. Конфликт разгорается с каждым днем все злее и масштабнее.


Похороны военнослужащего в Ереване

2. Почему вспыхнуло именно сейчас?

На этот счет и специалисты, и обыватели высказывают различные версии. И ни одну из них сбрасывать со счетов пока нельзя. Например, многие эксперты считают, что таким образом в Баку решили отвлечь народ от внутренних экономических проблем - цены на нефть - главный экспортный товар Азербайджана - рухнули, к этому добавился и общий кризис на фоне пандемии коронавируса. И для сплочения нации было решено обострить застарелый конфликт с Арменией.

Но дело в том, что похожие причины, чтобы начать маленький победоносный конфликт, есть и у Еревана (ну, кроме нефти, которую в Армении не добывают).

Поиск внешнего врага прекрасно отвлекает людей от сложностей в повседневной жизни. Пусть и ненадолго.

Других глобальных причин для эскалации конфликта внутри Армении или Азербайджана нет. Стороны в принципе старались поддерживать замороженный статус-кво.


Настоящие боевые действия идут уже неделю, дошло до обстрелов мирных сел

3. Какая из сторон сильнее?

Абсолютное большинство и гражданских, и военных экспертов однозначно сходят в том, что Азербайджан выглядит мощнее Армении. И в экономическом, и в военном отношении. Армия Азербайджана почти в 2 раза больше армянской, а военные бюджеты этих стран вообще не сопоставимы: Баку тратит на оборону почти 4 млрд долларов в год, а Ереван – 629 млн долларов.

4. Кто союзники Баку и Еревана?

Традиционно считается, что главным политическим и военным союзником Азербайджана является Турция. Азербайджанцы и турки этнически родственные народы. И влияние Анкары на Баку, в том числе экономическое, почти абсолютно. Активно (явно и скрыто) заигрывают с Баку и США. Нельзя не вспомнить, что и Анкара, и Вашингтон в свое время много сделали для того, чтобы Азербайджан не стал членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в котором главную роль играет Россия.

На сторону Азербайджана в этот раз встала даже … Украина. Хотя, казалось бы — что ей на Кавказе делать? Но, во-первых, Киев надеется получить у Баку нефть на условиях повыгоднее. А во-вторых, после потери Крыма Украина из принципа выступает за любую из сторон, которая считает незыблемыми границы советского образца 1991 года. А тогда Карабах был в составе Азербайджана. Сейчас же он фактически за Арменией. Кстати, после выступления Киева на стороне Баку, в Ереване демонстративно облили посольство Украины борщом. Обидно, да.

Ну а союзником Армении (которая в ОДКБ вступила) можно считать как раз Москву. И размещение на армянской территории — в Гюмри - российской военной базы (с разрешенной численностью более 7 тысяч бойцов) — главное тому доказательство. К тому же нельзя забывать, что по Уставу ОДКБ нападение на одного из членов этой организации считается нападением на всех.

Но дело в том, что у России дружественные отношения и с Азербайджаном. Это, мягко говоря, не чужая нам республика. И у азербайджанского президента Алиева прекрасные отношения с президентом российским — Путиным. Поэтому подзуживать Ереван на провокации против Баку Москва точно не будет. В ее интересах оставаться на Кавказе главным гарантом мира и равновесия, а не разжигания конфликтов.

Не случайно практически все предыдущие обострения между Арменией и Азербайджаном (в первую очередь из-за Нагорного Карабаха) гасились именно усилиями России, которая сажала стороны за стол переговоров.


В Баку уже прошла многотысячная демонстрация под лозунгом: Отмени карантин, начни войну!

5. Дойдет ли дело до большой войны?

Хочется верить, что до тотальной войны на взаимное уничтожение между Арменией и Азербайджаном дело не дойдет. И конфликт все-таки удастся потушить дипломатическими способами.

Но Кавказ — дело горячее. В Баку уже прошла многотысячная демонстрация под лозунгом: Отмени карантин, начни войну! И если большая заваруха все же начнется, России с ее базой в Гюмри отсидеться будет сложно. На Кавказе прекрасно знают — Москва свое союзническое слово держит, тут еще не забыли войну 2008 года, когда Российская армия пришла на помощь южным осетинам и за пять дней разгромила армию Грузии, обученную инструкторами США.

Но в первую очередь, тут даже сомневаться не стоит, Москва попытается принудить к миру обе стороны, не применяя последний аргумент — оружие.

К тому же в ОДКБ входят не только Россия и Армения, но и другие республики бывшего СССР, например Казахстан и Белоруссия.

АЗЕРБАЙДЖАН-АРМЕНИЯ: ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА

Первый вооруженный конфликт Азербайджана и Армении из-за Нагорного Карабаха произошел в феврале 1988 года, тогда случилась артиллерийская перестрелка. Тот конфликт стал первым вооруженным столкновением внутри Советского Союза. Многие эксперты считают, что именно с него начался распад СССР.

Страсти накалялись, полилась кровь, азербайджанцы побежали из Армении и Карабаха, а армяне — из Баку. Ереван выиграл войну начала 90-х, силой отделив от Азербайджана не только сам Карабах, но и районы между ним и Арменией. Азербайджан, конечно, не смирился с потерей территории. И вот уже более 30 лет республики враждуют.

Произведения

  • 2F- без рубрики, 18.11.2015 16:41
  • ***- без рубрики, 18.11.2015 16:40
  • и спросят на Суде.- без рубрики, 18.11.2015 16:36
  • паспорт и обломки сигарет- без рубрики, 18.11.2015 16:35
  • осеннее- без рубрики, 18.11.2015 16:32
  • отзвучит- без рубрики, 18.11.2015 16:31
  • не верю- без рубрики, 18.11.2015 16:29
  • Таких как мы.- без рубрики, 11.10.2015 15:09
  • нож- без рубрики, 19.06.2015 06:25
  • они снова вихрем кружатся- без рубрики, 19.06.2015 06:22
  • На расстрел царской семьи- без рубрики, 19.06.2015 06:20
  • Господи, не дай сойти с ума- без рубрики, 19.06.2015 06:18
  • дай, Боже, моему народу голода- без рубрики, 19.06.2015 06:14
  • шепчу слова Екклезиаста- без рубрики, 19.06.2015 06:13
  • весело, задорно.- без рубрики, 19.06.2015 06:09
  • Он останется заперт в аду.- без рубрики, 19.06.2015 06:08
  • всего хватает- без рубрики, 26.07.2014 19:17
  • страх исповеди- без рубрики, 24.07.2014 18:15
  • к Византии- без рубрики, 24.07.2014 17:46
  • ответ- без рубрики, 24.07.2014 17:43
  • воины Новороссии- без рубрики, 12.07.2014 21:20
  • в монастырь- без рубрики, 01.07.2014 21:06
  • моей валькирии- без рубрики, 11.06.2014 21:30
  • бесы- без рубрики, 11.06.2014 04:04
  • Русский триптих- без рубрики, 09.06.2014 01:03
  • Заломил я ветвь сирени.- без рубрики, 17.05.2014 14:14
  • 9 мая 2014 г.- без рубрики, 10.05.2014 21:28
  • хотят ли русские войны- без рубрики, 14.03.2014 09:20
  • крестоносная тоска- без рубрики, 14.03.2014 09:15
  • день последнего рассвета- без рубрики, 14.03.2014 09:11
  • хуже не будет- без рубрики, 14.03.2014 09:11
  • грешное сердце- без рубрики, 14.03.2014 09:10
  • прощенное воскрескресенье- без рубрики, 14.03.2014 09:05
  • мама- без рубрики, 13.03.2014 11:44
  • к Ю. Д. Петухову- без рубрики, 13.03.2014 11:42
  • Иван и Йоганн- без рубрики, 13.03.2014 11:40
  • мы ее узнаем- без рубрики, 13.03.2014 11:39
  • я буду проповедовать войну- без рубрики, 13.03.2014 11:37
  • Русский- без рубрики, 13.03.2014 11:34
  • хочу в Россию- без рубрики, 13.03.2014 11:32
  • Ante Bellum- без рубрики, 13.03.2014 11:29
  • пустота храмов- без рубрики, 13.03.2014 11:28
  • к Дмитрию- без рубрики, 13.03.2014 11:26
  • Свобода. Равенство. Братство.- без рубрики, 13.03.2014 11:25
  • принять Православие- без рубрики, 13.03.2014 11:24
  • безбородый- без рубрики, 13.03.2014 11:22
  • навеянное Дебре- без рубрики, 13.03.2014 11:19
  • к Пол Поту- без рубрики, 13.03.2014 11:18
  • пытать и вешать- без рубрики, 13.03.2014 11:09
  • день последнего рассвета- без рубрики, 13.03.2014 11:08

продолжение: 1-50 51-58

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

"Сандро из Чегема" и другие наиболее популярные сочинения писателя, который сегодня скончался на 88-м году жизни.


Сегодня ночью в Москве скоропостижно скончался знаменитый советский и российский прозаик и поэт Фазиль Искандер. Он снискал народную любовь, за что и был награждён множеством почётных наград. Лайф вспоминает самые популярные произведения Искандера.

Роман "Сандро из Чегема"

Главное произведение в творчестве Искандера. Сам писатель отнёс роман-эпопею к жанру плутовского романа. Первое издание произведения подверглось цензуре и было напечатано со множеством поправок. Только в 1989 году советская власть эпохи гласности оценила по достоинству "Сандро из Чегема" и наградила Искандера Государственной премией СССР.

32 новеллы романа объединяет не сюжетная линия, а главный герой — Сандро. Место развития событий — Чегем — выбрано не случайно: в этом селе писатель провёл большую часть своего детства. Время действия романа-эпопеи Искандер простёр от дореволюционной России до эпохи Брежнева. Писатель описывает неспешную сельскую жизнь, которая полна своих тревог: любви, ненависти и даже мести. Отсюда и жанровое своеобразие романа: драма, детектив, сказка. Пожилой Сандро, который прожил яркую и полную событий жизнь, делится с безликим автором своими воспоминаниями. Не раз на него покушались, он был любовником сванской княгини, а прославился в своём краю как лучший тамада. Но произведение наполнено грустью — жизнь в Чегеме угасла и поселение ныне заброшено.

Повесть "Кролики и удавы"

Сам Искандер метко обозначил жанр произведения: сатирическая сказка. Действие разворачивается в далёкой стране Африке, где в большом государстве живут кролики и удавы. За всей сказочной социальной организацией легко просматриваются герои и антигерои государства российского. Вплоть до полного узнавания в отдельных Удавах и Великих Питонах, а также в Королях у кроликов конкретных исторических и не менее великих персон и персонажей.

Искандер, пользуясь сказочностью предлагаемой читателю ситуации, детально рассматривает философию диктатуры и власти вообще, психологию повиновения и непротивления насилию, ему удаётся, пусть и в ирреальной форме, показать читателю всю иллюзорность чиновничьей исключительности и раздербанить на клочки механизмы, по сути, государственно-властного управления. Поднимает писатель и другие вечные темы: предательство, трусость, измена своим идеалам ради права быть "допущенными", судьба личности, восставшей против общества, психология власти.

Повесть "О, Марат!", или "Маленький гигант большого секса"

"О, Марат!" включена в центральное произведение Искандера — цикл новелл "Сандро из Чегема", которые, хоть и не объединены общей сюжетной линией, рассказывают о жизни Сандро и его окружения. Главный герой повести "О, Марат!" — бывший курортный фотограф, который вспоминает свою бурную молодость. Н и одна из приезжих красавиц не могла устоять перед ним. Из-за своего романтического характера Марат вляпывается в различные истории. Однажды он крутит роман с любовницей самого Берии, и эта победа обходится ловеласу дорого. Знаменитое пенсне Берии начинает преследовать героя наяву и во сне. Марат теряет свою мужскую силу из-за постоянного стресса.

В 1992 году режиссёр Николай Досталь перенёс повесть на экран. Киноверсия называлась "Маленький гигант большого секса". Ловеласа сыграл Геннадий Хазанов.

"Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным"

Ещё одна новелла из цикла "Сандро из Чегема". Действие разворачивается летом 1935 года. Сандро Чегемский, как один из лучших танцоров Абхазии, был приглашён на ночной пир выступить перед самим Сталиным и его окружением. Он неожиданно узнаёт в " вожде народов" бандита, встреченного им много лет назад. Этот бандит ограбил пароход и застрелил подельников . Сандро блеснул лихостью, подъехав с завязанными башлыком глазами прямо к ногам Сталина. Вождь узнал его, хотя видел Сандро только раз в жизни, когда тот был ещё мальчишкой. После концерта начинаются репрессии, и друзья-артисты Сандро один за другим пропадают. В 1989 году новелла была экранизирована режиссером Юрием Карой. Лента была стилизована под эстетику 1930-х годов. Иосифа Сталина сыграл Алексей Петренко, Сандро — Александр Феклистов, а Лаврентия Берию — Валентин Гафт.

"Тринадцатый подвиг Геракла"

Рассказ 1964 года тяготеет к излюбленному Искандером жанру притчи. Главный герой, уже будучи взрослым человеком, мысленно возвращается в своё прошлое, вспоминая урок, который преподал ему учитель математики Харлампий Диогенович . Символично, что учитель — грек, это навело некогда нерадивого ученика на мысль сравнить его с Пифагором. И действительно: педагог проявляет себя не только как профессионал, но и как мудрый человек. Не сделавший урок пятиклассник не хочет становиться объектом шуток остроумного Харлампия Диогеновича и решает саботировать занятие, поставив свой класс первым в очередь на обязательную вакцинацию от тифа. Педагог раскусил замысел хитрого школьника. Обстоятельства складываются в пользу учителя, и ученику приходится выйти к доске, где он с треском проваливается. И Харлампий Диогенович рассказывает о 12 подвигах греческого полубога и заключает, что сейчас был совершён 13-й, но не из смелости, а по причине жалкой трусости.

Писатель ушел из жизни в возрасте 87 лет

31.07.2016 в 14:30, просмотров: 26129


— Дмитрий, бывает, что о признанном при жизни классике можно сказать много всяческих добрых слов, но тут хочу спросить конкретно — что останется от Искандера, допустим, в школьной программе?

— Это почему же?

— А потому что он писатель — не детский. Писатель для зрелого, мужественного, кое-что повидавшего читателя.


— Но что останется актуальным, что будет переиздаваться?

— В отличие от нынешних времен.

  • Самое интересное
  • По теме
  • Умер писатель и поэт Фазиль Искандер
Самое интересное

Популярно в соцсетях

  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Белгород
  • Брянск
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Екатеринбург
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Кемерово
  • Киров
  • Кострома
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Липецк
  • Магадан
  • Магас
  • Марий Эл
  • Махачкала
  • Мурманск
  • Нальчик
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Псков
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Салехард
  • Саратов
  • Севастополь
  • Серпухов
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Ставрополь
  • Сургут
  • Тамбов
  • Тверь
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Черкесск
  • Элиста
  • Чита
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ярославль
  • Австралия
  • Германия
  • Египет
  • Испания
  • Израиль
  • Канада
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Латвия
  • Молдова
  • США
  • Турция
  • Эстония
  • МК. Российский региональный еженедельник
  • МК. Медиа-Сервис
  • РИА "O'Кей"
  • Агентство МК
  • МК-Сервис
  • МК-Агентство Продвижения Прессы
  • Подписаться на срочные новости

Читайте также: