Основные психологические новообразования ребенка трех лет

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Характеристика основных новообразований дошкольного возраста. Кризис 3 лет. 22.97 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ.

Новообразованием дошкольного возраста являются комплексы готовности к школьному обучению:

– уровень эмоционального развития;

Коммуникативная готовность . Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других.

Когнитивная готовность . Имеется в виду уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Умственное развитие от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.

Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело. 4 – 5 лет – апогей сказочного мышления. Затем оно разрушается ("Это не по правде"). К возрасту 5– 7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть. Это абстрактное понятие, реальный смысл которого трудно осознать. Насколько хорошо дети поймут его, зависит от уровня умственного развития.

Анимизм . Ж.Пиаже считает, что мышлению ребенка этого возраста свойствен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей.

Желание взрослых избежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли, что эта тема запретна. Уклончивая или искаженная информация может помешать детям проанализировать свои чувства и мысли и вызвать необоснованную тревогу. Но столь же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на их вопросы

Уровень эмоционального развития . По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например она помогает справиться со страхами.

Дети старшего дошкольного возраста должны научиться справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.

Технологическая оснащенность . Имеется в виду минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать. По мнению психологов, гораздо важнее иметь развитое воображение. В. В. Давыдов пишет: "Главный аспект познавательной готовности – высокий уровень развития воображения". А воображение развивается в игре.

Воображение – это действие в смысловом поле, оно является предтечей мышления. В школе дети будут иметь дело с особыми идеальными объектами, например, геометрическими фигурами, числами [6, с.132].

Личностная готовность . Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное – с любовью и восторгом. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.

Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности:

1. Притязания личности (формируется путем успехов и неудач);

2. Я – концепция (3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный);

3. Перспективы личности (связаны с его образом взрослости);

4. Иерархия побуждений (иерархии мотивов).

Поскольку новообразования формируются в периоды кризисного развития, дадим психологическую картину кризиса трех лет.

Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Принято считать 5 кризисов: новорожденности, 1 год, полового созревания, 3 и 7 лет

Чаще всего кризисы характеризуются неотчетливостью границ и трудновоспитуемостью ребенка. Характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций и сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения. Выделяются три критических периода: 1 года, 3 и 7.

Психологические новообразования раннего возраста и кризис трех лет.

психологическими новообразованиями раннего возраста являются:

- становление импрессивной и экспрессивной речи, формирование достаточного словаря для включения в общение вербальных средств;

- начало освоения первичных мыслительных операций: классификации и обобщения;

- начало оформления структуры интеллекта за счет невербального и вербального его компонентов;

- освоение предметно-манипулятивной деятельности в качестве ведущего вида;

- завершение развития базисных эмоций: страха, гнева, радости и удивления;

- оформление социальной и промежуточной мотивации: общения, познания, самоутверждения и достижения цели;

- начало формирования психологических защит.

В отечественной психологии описание сущности кризиса трех лет было дано JI. С. Выготским. Он рассматривает семь основных его симптомов.

1. Проявление негативизма в поведении ребенка. Негативизм характеризуется тем, что поступки ребенка, в основном, идут вразрез с требованиями взрослых. Негативизм можно рассматривать как реакцию не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых, поэтому он вынуждает ребенка поступать часто вопреки своему собственному желанию. Причем, поведение на основе негативизма заставляет взрослых применять санкции по отношению к ребенку, что, очевидно, порождает дальнейшие и иногда сильные эмоции со слезами и проявлением обиды и гнева на всех взрослых и как следствие — интенсивное формирование психологической защиты.

2. Упрямство как черта личности, которое необходимо отличать от настойчивости. Упрямство как реакция характеризуется тем, что ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого ему очень хочется, а потому, что он как личность этого потребовал.

3.Строптивость. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, согласно которым формировался его прежний образа жизни.

5. Протестом - он проявляется не у всех трехлетних детей. На многие ситуации дома и в детском саду ребенок реагирует негативным эмоциональным комплексом с обидой, злостью и неудовольствием, чего раньше не замечалось.

6. Обесценивание, которое может проявляться в несвойственных ребенку негативных эмоциональных реакциях, например: ребенок из хорошей семьи вдруг начинает ругаться.

7. Седьмой симптом — стремление к деспотизму также не обязателен в структуре симптомокомплекса этого кризиса. У некоторых избалованных детей, привыкших быть в центре внимания, появляется желание проявлять власть по отношению к окружающим.

Подготовила педагог-психолог Демьянова Е. М.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, на.

Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, на.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению кризиса трёх лет.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл.

Первым значительным стимулом становления личности ребенка являются новообразования кризиса 3 лет. Возрастные кризисы – закономерный этап в личностном развитии, и в дошкольном детстве они неминуемы. Психические новообразования — те качественно новые ресурсы, которые складываются в результате проживания кризиса. Чтобы развитие ребенка продвигалось, новые ресурсы крайне необходимы.

Что способствует психическим новообразованиям в 3 года

В раннем детстве, до трехлетнего возраста, формируется предметное отношение к окружающей действительности. Ребенок познает все больше предметов, знакомится с их признаками и назначением. Этому способствует активно развивающееся восприятие. Задействуются рецепторы всех органов чувств, донося в мозговые центры все больше информации.


Но приходит пора, когда малыш хочет не только накапливать новую информацию и осваивать действия вслед за наставлением взрослого. У него пробуждается непреодолимое желание проявить активность по собственным мотивам и побуждениям.

Жажда самостоятельных действий создает кризисную ситуацию. Ребенок хочет многого, а доступно для него мало, в силу недостаточной физической умелости, непонимания происходящего и небезопасности многих действий. По этим причинам разражается первый ощутимый возрастной кризис – переходная стадия из раннего в дошкольный возраст.

Взрослые замечают наступивший кризис по капризности и непослушанию ребенка и часто воспринимают его как исключительно сложный период, доставляющий проблемы в общении с малышом. На самом деле, кризис обладает большим потенциалом для складывания новых возможностей ребенка и формирования его самосознания.

Кризис 3 лет перестраивает восприятие окружающей реальности. Происходят качественные изменения, проявляющееся в поведении и личностных характеристиках ребенка. Те приобретения, которые складываются у маленького деятеля в ходе его взаимодействия с окружающим миром и помогают продвигаться в развитии, называют психическими новообразованиями.

Основные новообразования кризиса 3 лет

Трехлетние дети по-прежнему осваивают предметную область и формы общения преимущественно совместно с взрослыми. Но главное отличие от предыдущего возрастного этапа заключается в том, что в ребенке пробуждается субъектность. Малыш открывает себя самого, свою самость.

Эти новообразования переводят ребенка на новую ступень в развитии. Рождается Личность как система отношений к предметному миру, к другим людям и к себе.

Открыв для себя собственное существование, у дошкольника возникает потребность реализовать свое Я в деятельности и утвердиться в отношениях с кругом значимых людей.

Основное новообразование, которое повлечет другие изменения в развитии ребенка, – новое чувство Я. К трем годам уже заложена основа общей самооценки, которая проявляется в эмоционально-положительном самоощущении. То есть, малыш уже ощущает себя хорошим. Быть хорошим – это понятное для него и желанное состояние. Ребенок непроизвольно хочет его сохранить. Но с этим теперь наступают сложности.

Предметный мир в переходном 3-летнем возрасте становится не столько областью познания, сколько условием для реализации своих возможностей и самоутверждения.

Поддержка и положительная оценка действий взрослыми дают ребенку материал для формирования образа себя.

В сознании ребенка закрепляется открытие, что своим личным участием он устанавливает новые связи с окружающим миром. Это приводит к новому восприятию себя как Я действующий.

Личностные новообразования в период кризиса 3 лет

Кризис трехлетнего возраста создает условия для возникновения личностного новообразования, которое проявляется себя в форме гордости за достижения.


Новое видение себя открывается ребенку через результаты деятельности, а еще в большей степени через те слова, которыми оценивают детские достижения взрослые.

Приложив усилия и получив хотя бы минимальный результат, малыш торопится продемонстрировать его маме, папе, бабушке и другим значимым близким. Взрослые воспринимаются ребенком как эксперты в любом деле, и ему очень важно получить от них признание его достижений.

Можно выделить составляющие комплексного проявления гордости за достижения в деятельности ребенка:

  1. Готов дольше заниматься с одним и тем же предметом, чтобы получить определенный результат. Находит новые варианты применения знакомого предмета.
  2. Демонстрирует свои успехи окружающим.
  3. Обижается, если от окружающих не последовало восхищений и похвалы.

Дети могут целенаправленно проявлять активность, чтобы получить отклик взрослого. Причем, ждут только похвалы. Это потом, после 5-ти лет дети могут смущаться, если их похвалили не заслуженно. Впрочем, на переходном этапе из раннего в младшее дошкольное детство любая деятельность ребенка – уже достижение, а поддержки и похвалы малыш заслуживает.

Становление такой системы Я, где отношение к себе начинает оформляться у ребенка на основе того, с каким результатом реализуются его самостоятельные действия, является важнейшим новообразованием, обеспечивающим личностное развитие ребенка.

В чем же заключается положительное значение новых отношений со взрослым? Этот вопрос был исследован в работе Т. В. Гуськовой (Ермоловой). В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения.

Во-первых , стремление к достижению результата своей деятельно­сти: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нуж­ный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых , достигнув желаемого, они стремятся тут же продемон­стрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или без­ различное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувстви­тельности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

Для проверки этого предположения был проведен эксперимент, в кото­ром детям предлагались разнообразные задачи (собрать сложную пира­мидку-собачку, построить грузовичок или домик из деталей конструктора и пр.), а взрослый оценивал достигнутые им результаты. В экспериментах принимали участие дети трех возрастных групп: 2 года б месяцев — 2 года 10 месяцев; 2 года 10 месяцев – 3 года 2 месяца; и 3 года 2 месяца – 3 года б месяцев. При проведении экспериментов фиксировались пока­затели предметной деятельности детей (принятие и понимание задачи, настойчивость, включенность, самостоятельность) и показатели отно­шения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).

Результаты этого эксперимента показали, что, несмотря на неболь­шой возрастной интервал (всего 4-5 месяцев), между младшей и сред­ней возрастными группами наблюдаются статистически значимые разли­чия. Показатели настойчивости, самостоятельности и реакции на оценку взрослого увеличиваются примерно в два раза. При переходе от средней к старшей группе темпы изменений снижаются (все эти показатели воз­растают всего в 1,2 раза).

Материалы данного исследования показали, что в трехлетнем воз­расте для детей становится значимой результативная сторона дея­ тельности, а фиксация их успехов взрослым — необходимым момен­том ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффектив­ные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске оцен­ки взрослого.

Итак, данные, полученные в этом исследовании, показывают, что в период кризиса трех лет возникает личностное новообразование, про­являющее себя в форме гордости за достижения. Оно интегрирует сло­жившиеся у детей на протяжении раннего детства предметное отно­шение к действительности, отношение ко взрослому как к образцу и отношение к себе, опосредованное своим достижением. У ребенка по­является новое видение мира и себя в нем.

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.


Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:


Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.


Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.


К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Дистанцирование от взрослого - расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  2. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  3. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.


Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:


Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.


При всей важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества.

Д.Б.Эльконин считал, что основные психологические новообразования дошкольного возраста это:

1) Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую кон-цепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей ребенка и высоким уровнем его познавательных потребностей.

Когда ребенок приходит в школу, он вынужден от глобальных, мировых проблем перейти к элементарным вещам, тогда обнаруживается несоответствие между познавательными потребностями и тем, чему учат ребенка в первые месяцы школьной жизни.

2) Возникновение первичных этических инстанций "Что такое хорошо и что такое плохо" Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими "Красивое не может быть плохим".

3) Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или

наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4) Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5) Возникновение личного дознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. 3 года - внешнее "Я сам", 6 лет - личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее.

Кризис семи лет

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет.

Основная симптоматика кризиса:

1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет.

Как же диагностировать готовность ребенка к школьному обучению? По мнению Д. Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения - как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный

Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий. Ребенок должен перейти от реактивной программы к программе школьных предметов (Л. С. Выготский). Ребенок должен, во-первых, научиться различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Ребенок должен уметь видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной.

Заключение

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он узнает столько об окружающем мире и так овладевает различными интеллектуальными операциями, что многие психологи и педагоги прошлого полагали, что ребенком-дошкольником пройден основной путь развития мышления и что в дальнейшем ему предстоит лишь усвоение добытых в науке знаний.

Можно сказать, что в период дошкольного детства действительно формируется особое детское миропонимание, в которое входит некоторое общее представление о мире, отношение к нему и отношение к себе в этом мире

Список литературы

1. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста/ под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1995.

2. Концепция дошкольного воспитания / под ред. В.В. Давыдова. М., 1988.

3. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Воронеж, 1997.

4. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/ под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1988.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 662 ;

Читайте также: