Описание рака в сказках


Сравнив этот мотив и описания жизни диких племен, Владимир Пропп пришел к выводу, что сказки о чудовищах сохранили некоторые подробности древнейшего обряда инициации, который проводили в первобытных обществах над юношами-охотниками. Центральной частью обряда было поглощение испытуемого неким животным, чаще всего змеем.

Одна из форм (этого обряда — Прим. ред.) состоит в том, что посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного.
Там, где уже сооружались постройки, это чудовищное животное представлено особого рода хижиной или домом… Там, где еще нет никаких построек, делается сооружение иного типа.
Так, в Австралии змею изображало извилистое углубление в земле, высохшее русло реки, или делали навес, а впереди ставили расколотый кусок дерева, изображающий пасть.
. Пребывание в желудке зверя давало вернувшемуся магические способности, в частности власть над зверем. Вернувшийся становился великим охотником.
Чтобы приобщиться к тотемному животному, стать им и тем самым вступить в тотемный род, нужно быть съеденным этим животным.

По мнению Проппа, со временем появился обычай разжигать костер внутри таких чудищ.
А освобождение охотника из утробы монстра символизировало победу над зверем.

Затем воздействовать на зверя стали не изнутри, а снаружи, с помощью оружия. Так возник один из самых распространенных в мировой культуре мотивов — змееборство.

Более поздние фольклорные сказки полностью сосредоточились на человеке. Животные в них стали появляться лишь эпизодически.

Появление различных персонажей в русских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представителей животного мира, который характерен для нашей территории.
Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных просторов ( медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т. д. ).

В сказках о животных животные сами являются главными героями- персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.
Наблюдая за составом животных, выступающих в качестве действующих персонажей в животном эпосе, я отмечаю преобладание диких, лесных животных.
Это – лиса, волк, медведь, заяц, и птицы: журавль, цапля, дрозд, дятел, ворона.

Домашние животные появляются в соединении с лесными, а не как самостоятельные или ведущие персонажи. Примеры: кот, петух и лиса; овца, лиса и волк; собака и дятел и другие.
Ведущими персонажами, как правило, являются лесные животные, домашние же животные играют подсобную роль.
Сказки о животных строятся на элементарных действиях.
Сказки построены на неожиданном для партнёра, но ожидаемом слушателями конце.
Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк.

Итак, под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом. Действующими лицами являются только одни животные.






Только в сказках еж живет в теремке с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой. На самом деле им втроем никогда не ужиться: съел бы ежик своих соседок — и мышь, и лягушку.
Ежи даже норками не обзаводятся.
Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму.
И яблоками Еж никогда не питается.
На самом деле, кислота, содержащаяся в них, помогает ему избавиться от паразитов, обитающих в недрах его игл.
Ну а в сказку он попал, конечно, из-за своих колючек, ведь в наших лесах ни у одного зверя нет такой удивительной защиты.
Мал ежик, а никто ему не страшен.
Свернется в клубок, выставит иголки — попробуй тронь.



Изучая животный эпос, мы должны остерегаться очень распространённого заблуждения, будто сказки о животных действительно представляют собой рассказы из жизни животных.
До исследования этой темы, я тоже придерживалась такого суждения.
Как правило, они имеют очень мало общего с действительной жизнью и повадками зверей.
Правда, до некоторой степени животные действуют согласно своей природе: лошадь лягается, петух поёт, лиса живёт в норе (впрочем, далеко не всегда), медведь медлителен и сонлив, заяц труслив и т. д. Всё это придаёт сказкам характер реализма.
Обрисовка животных в сказках иногда настолько убедительна, что мы с детства привыкли подсознательно определять характеры животных по сказкам.
Сюда относится представление, будто лиса – животное исключительно хитрое.
Однако всякий зоолог знает что это мнение ни на чём не основано.
Каждое животное хитро по-своему.
Звери вступают в содружество и водят компанию, какая невозможна в природе.
Но всё-таки я хочу заметить, что в сказках есть и множество таких деталей в изображении зверей и птиц, которые подсмотрены народом из жизни настоящих зверей.
Прочитав литературу о сказках, о жизни и поведении животных и сравнив образы и их прототипы, у меня появились две версии. С одной стороны, образы животных похожи на свои прототипы (злой волчище, мишка косолапый, лисичка - таскающая кур и т. д. ). С другой стороны, изучив, наблюдения зоологов я могу сказать, что образы и их прототипы имеют мало общего с действительными повадками зверей.
Искусство народной сказки состоит в тонком переосмыслении подлинных повадок птиц и зверей.
И ещё: изучив историю сказок о животных, я пришла к выводу: сказки о животных чаще всего принимают форму рассказов о людях под личиной животных.
В животном эпосе находит широкое отражение человеческая жизнь, с её страстями, алчностью, жадностью, коварством, глупостью и хитростью и в то же время с дружбой, верностью, благодарностью, т. е. широкая гамма человеческих чувств и характеров.

1. Закреплять умения пересказывать сказку, используя в качестве наглядно

опоры серию сюжетных картин.

2. Учить связности, последовательности, непрерывности, логичности и выразительности высказывания, умению передавать диалог действующих лиц.

3. Закреплять умение подбирать прилагательные, давая характеристику героям сказки: лиса - хитрая, умная, ласковая, выдумщица, смышленая, рак - спокойный, ловкий, умный, хитрый.

4.Воспитывать культуру общения: умение внимательно слушать собеседника,

говорить не громко, не выкрикивать.

5. Закреплять умение высказывать свое отношение к прочитанному, отвечать на

вопросы полным предложением согласно содержанию текста.

6. Развивать умение детей произносить предложения с разными интонациями.

1. Развивать слуховое внимание, память.

2. Учить детей отгадывать загадки. Стимулировать умственную активность.

2.Формировать социальные навыки: работать в коллективе; высказывать свою точку зрения, договариваться, приходить к единому мнению, радоваться результатам совместного труда.

1. Развивать интерес к художественной литературе; воспитывать навык

слушания художественных произведений.

4. Учить анализировать смысл пословиц, понимать их обобщенный характер.

1. Предупреждать утомляемость воспитанников, удовлетворять потребность детского организма в двигательной активности.

Методы и приемы:

- Словесные: беседа, пересказ рассказа детьми, загадывание загадок.

-Игровые: создание игровой ситуации.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением лисы и рака, беседа об их жизни в природе;знакомство с новыми словами: перегоняться (бежать на перегонки, кто быстрее прибежит).

- Как вы думаете, куда нас приглашает эта песенка?

Слышится волшебная музыка. Создание игровой ситуации

- Ребята, посмотрите, вот мы и оказались с вами в сказке. Давайте подойдем поближе. Как тихо кругом, никого не видно.

(На полу две тропинки, которые ведут к домикам).

- Посмотрите, что вы здесь видите? Куда ведут тропинки?

Они ведут нас в разные стороны, каждый, к своему домику, которые отличаются друг от друга. А чтобы узнать, кто живёт в этих домиках, нужно отгадать загадки, которые написаны на тропинках

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост –ее краса.

Этот зверь лесной-(Лиса)

Показывает иллюстрацию лисы, которая живет в первом домике.

Кто ходит задом наперед?

Кто в чистой лишь воде живет?

В норе глубокой он сидит

Усами тихо шевелит (Рак)

Показывает иллюстрации рака, который живет во втором домике.

- Как вы думаете, могут ли в природе лиса и рак бегать на перегонки?

- Предлагаю вам послушать сказку о том, как лиса с раком бегали на перегонки?

Что предложила лиса раку? Как об этом можно сказать по-другому? (бежим на перегонки, кто быстрее прибежит)

Почему лиса предложила раку бегать?

Рак сразу согласился?

А что придумал рак?

Какая лиса в этой сказке? (хитрая, самоуверенная)

А рак? (спокойный, ловкий, умный, хитрый)

Лиса бежала быстро? Давайте покажем, как можно восстановить дыхание после бега (дети делают упражнение на восстановление дыхания).

А теперь покажите глазами, как удивилась лиса, увидев рака позади себя (дети делают упражнение для глаз).Физкультминутка

Мы шагаем,мы шагаем,

Ноги выше поднимаем,

Голову не опускаем

А впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

Повторное чтение с установкой на пересказ

- А сейчас послушайте сказку ещё раз и посмотрите на иллюстрации; они помогут вам рассказать сказку.

Ребята, хотела я вам картинки к нашей сказке показать, да вот беда, перепутались они между собой. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку.

- С чего начиналась сказка? Какая картинка должна быть первой

- Что случилось потом? Какая картинка должна быть следующая.

- Чем закончилась сказка? Какая последняя картинка?

Перед вами лежат части разных животных. Вам надо отобрать из предложенных частей разных животных, только те части, которые принадлежат лисе и раку, разместить их под картинками и построить предложение.

Дети первой команды отбирают части, принадлежащие лисе, а дети второй команды – раку.

- Наше путешествие подошло к концу. Давайте пройдем на ковер.Скажем волшебные слова: два раза хлопни, три раза топни, вокруг себя обернись, в детском саду очутись!

- С какой сказкой познакомились? Что вам больше всего понравилось? Какие были трудности? Чему вас научила сказка? (Эта сказка учит нас быть сообразительными и т. д.)

Конспект проведения занятияпо развитию речи в страшей группе пересказ русской народной сказки лиса и волк Тема: "Пересказ русской народной сказки ""Лиса и волк" Програмное содержание: Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей.

В кухне на табуретке стояла плоская корзина, на плите — кастрюля, на столе — большое белое блюдо. В корзине были чёрные раки, в кастрюле был кипяток с укропом и солью, а на блюде ничего не было.
Вошла хозяйка и начала:
раз — опустила руку в корзину и схватила чёрного рака поперёк спины;
два — кинула рака в кастрюлю, подождала, пока он сварится, и -
три — переложила красного рака ложкой из кастрюли на блюдо.
И пошло, и пошло.
Раз — чёрный рак, схваченный поперёк спины, сердито шевелил усами, раскрывал клешни и щёлкал хвостом;
два — рак окунался в кипяток, переставал шевелиться и краснел;
три — красный рак ложился на блюдо, лежал неподвижно, и от него шёл пар.
Раз-два-три, раз-два-три — в корзине оставалось всё меньше чёрных раков, кипяток в кастрюле кипел и булькал, а на белом блюде росла гора красных раков.
И вот остался в корзине один, последний рак.
Раз — и хозяйка схватила его пальцами поперёк спины.
В это время ей крикнули что-то из столовой.
— Несу, несу! Последний! — ответила хозяйка и спутала — два! — кинула чёрного рака на блюдо, подождала немножко, подцепила ложкой с блюда красного рака и — три! — опустила его в кипяток.
Красному раку было всё равно, где лежать: в горячей кастрюле или на прохладном блюде. Чёрному раку совсем не хотелось в кастрюлю, не хотелось ему лежать и на блюде. Больше всего на свете ему хотелось туда, где раки зимуют.
И, долго не раздумывая, он начал своё путешествие: задом-задом, на попятный двор.
Он наткнулся на гору неподвижных красных раков и забился под них.
Хозяйка украсила блюдо укропом и подала на стол.
Белое блюдо с красными раками и зелёным укропом было красиво. Раки были вкусные. Гости были голодны. Хозяйка была занята. И никто не заметил, как чёрный рак перевалился с блюда на стол и задом-задом подполз под тарелку, задом-задом добрался до самого края стола.

А под столом сидел котёнок и ждал, не перепадёт ли ему что-нибудь с хозяйского стола.
Вдруг — бац! — треснулся перед ним кто-то чёрный, усатый.
Котёнок не знал, что это рак, думал — большой чёрный таракан, — и толкнул его носом.
Рак попятился.
Котёнок тронул его лапкой.
Рак поднял клешню.
Котёнок решил, что с ним дело иметь не стоит, обернулся и мазнул его хвостом.

А рак — хвать! — и зажал ему клешнёй кончик хвоста.
Что тут с котёнком стало! Мяу! — он скакнул на стул. — Мяу! — со стула на стол. — Мяу! — со стола на подоконник. — Мяу! — и выскочил на двор.
— Держи, держи, бешеный! — кричали гости.
Но котёнок вихрем помчал через двор, взлетел на забор, понёсся по саду. В саду был пруд, и котёнок, верно, свалился бы в воду, если б рак не разжал клешни и не отпустил хвоста.

Котёнок повернул назад и галопом поскакал домой.
Пруд был маленький, весь зарос травой и тиной. Жили в нём ленивые хвостатые тритоны, да карасики, да улитки. Житьё у них было скучное — всегда всё одно и то же. Тритоны плавали вверх и вниз, карасики плавали взад-вперед, улитки ползали по траве: один день наверх ползут, другой — вниз спускаются.
Вдруг всплеснула вода и чьё-то чёрное тело, пуская пузыри, опустилось на дно.
Сейчас же все собрались на него поглядеть: приплыли тритоны, прибежали карасики, поползли вниз улитки.
И верно — было на что поглядеть: чёрный был весь в панцире — от кончиков усов до кончика хвоста. Гладкие латы охватывали его грудь и спину. Из-под твёрдого забрала на тоненьких стебельках высовывались два неподвижных глаза. Длинные прямые усы торчали вперёд, как пики. Четыре пары тонких ног были как вилочки, две клешни — как две зубастые пасти.
Никто из прудовых жителей ещё ни разу в жизни не видал рака, и все из любопытства лезли поближе к нему. Рак шевельнулся — все испугались и отодвинулись подальше. Рак поднял переднюю ножку, ухватил вилкой свой глаз, вытянул стебелёк и давай чистить.
Это было так удивительно, что все опять полезли на рака, а один карасик даже наткнулся на его усы.
Рраз! — рак схватил его клешнёй, и глупый карасик разлетелся пополам.
Всполошились карасики, разбежались — кто куда. А голодный рак спокойно принялся за еду.
Сытно зажил рак в пруду. Целыми днями он отдыхал в тине. Ночами бродил, ощупывал усами дно и траву, хватал клешнями тихоходов-улиток.
Тритоны и карасики боялись теперь его и близко не подпускали к себе. Да ему достаточно было и улиток: он съедал, их вместе с домиками, и панцирь его только креп от такой пищи.
Но вода в пруду была гнилая, затхлая. И его по-прежнему тянуло туда, где раки зимуют.
Раз вечером начался дождь. Он лил всю ночь, и к утру вода в пруду поднялась, вышла из берегов. Струя подхватила рака и понесла его прочь из пруда, ткнула в какой-то пень, подхватила опять и бросила в канаву.
Рак обрадовался, расправил широкий хвост, захлопал им по воде и задом-задом, как ползал, поплыл.
Но дождь кончился, канава обмелела — плыть стало неудобно. Рак пополз.
Полз он долго. Днём отдыхал, а ночью снова отправлялся в путь. Первая канава свернула во вторую, вторая — в третью, третья — в четвёртую, а он всё пятился-пятился, полз-полз, — и всё никак не мог никуда приползти, выбраться из ста канав.
На десятый день пути он забрался, голодный, под какую-то корягу и стал ждать, не поползёт ли мимо улитка, не проплывёт ли рыбка или лягушка.

Вот сидит он под корягой и слышит: бултых! Что-то тяжёлое упало с берега в канаву.
И видит рак: плывёт к нему мордастый зверь с усами, с короткими лапами, а ростом с котёнка.
В другое время рак испугался бы, попятился от такого зверюги. Но голод — не тётка. Чем-нибудь надо брюхо набить.
Пропустил рак зверя мимо себя да хвать его клешнёй за толстый волосатый хвост! Думал, отрежет, как ножницами. Да не тут-то было. Зверь — а это была водяная крыса — как рванёт, и легче птички вылетел рак из-под коряги. Метнула крыса хвостом в другую сторону — крак! — и переломилась рачья клешня пополам.
Упал рак на дно и лежит. А крыса дальше поплыла с его клешнёй на хвосте. Спасибо ещё — не хватила рака своими страшными зубами: не помог бы ему и крепкий панцирь.
Пополз рак дальше с одной клешнёй.
Нашёл водоросли и поел их. Потом попал в ил. Рак засунул в него свои лапки-вилки и давай ими шарить. Левая задняя лапка нащупала и схватила в иле червяка. Из лапки в лапку, из лапки в лапку, из лапки в лапку — отправил рак червяка себе в рот.
Подкрепился и пополз дальше.
Целый месяц уже длилось путешествие по канавам, когда рак вдруг почувствовал себя плохо, так плохо, что не мог ползти дальше: и стал он хвостом песок в берегу ворошить, рыть. Только успел вырыть себе норку в песке, как начало его корчить.
Рак линял. Он упал на спину, хвост его то разжимался, то сжимался, усы дёргались. Потом он разом вытянулся — панцирь его лопнул на животе, — и из него полезло розовато-коричневатое тело. Тут рак сильно дёрнул хвостом — и выскочил сам из себя. Мёртвый усатый панцирь выпал из пещерки. Он был пустой, лёгкий. Сильным течением его поволокло по дну, подняло, понесло.
А в глиняной пещерке остался лежать живой рак — такой мягкий и беспомощный теперь, что даже улитка могла бы, казалось, проткнуть его своими рожками.

День проходил за днём, он всё лежал без движения. Понемногу тело его стало твердеть, снова покрываться жёстким панцирем. Только теперь панцирь был уже не чёрный, а красно-коричневый.
И вот — чудо: оторванная крысой клешня быстро начала отрастать заново.
Рак вылез из норки и с новыми силами отправился в путь — туда, где раки зимуют.
Из канавы, в канаву, из ручья в ручей полз терпеливый рак. Панцирь его чернел. Дни становились короче, шли дожди, на воде плавали лёгкие золотые челночки — облетевшие с деревьев листья. По ночам вода подёргивалась хрупким ледком.
Ручей вливался в ручей, ручей бежал к реке.
Плыл-плыл по ручьям терпеливый рак и наконец попал в широкую реку с глиняными берегами.

В крутых берегах под водой — в несколько этажей пещерки, как гнёзда ласточек вверху над водой, в обрыве. И из каждой пещерки рак глядит, шевелит усами, грозит клешнёй. Целый рачий город.
Обрадовался рак-путешественник. Нашёл в берегу свободное местечко и вырыл себе уютную-уютную норку-пещерку. Наелся поплотней и залёг зимовать, как медведь в берлоге.
Да уж и пора было: снег падал, и вода замёрзла.
Заткнул рак вход в пещерку своей большой клешнёй, — поди-ка сунься к нему!
И заснул.
Так и все раки зимуют.

В кухне на табуретке стояла плоская корзина, на плите — кастрюля, на столе — большое белое блюдо. В корзине были чёрные раки, в кастрюле был кипяток с укропом и солью, а на блюде ничего не было.
Вошла хозяйка и начала:
раз — опустила руку в корзину и схватила чёрного рака поперёк спины;
два — кинула рака в кастрюлю, подождала, пока он сварится, и -
три — переложила красного рака ложкой из кастрюли на блюдо.
И пошло, и пошло.
Раз — чёрный рак, схваченный поперёк спины, сердито шевелил усами, раскрывал клешни и щёлкал хвостом;
два — рак окунался в кипяток, переставал шевелиться и краснел;
три — красный рак ложился на блюдо, лежал неподвижно, и от него шёл пар.
Раз-два-три, раз-два-три — в корзине оставалось всё меньше чёрных раков, кипяток в кастрюле кипел и булькал, а на белом блюде росла гора красных раков.
И вот остался в корзине один, последний рак.
Раз — и хозяйка схватила его пальцами поперёк спины.
В это время ей крикнули что-то из столовой.
— Несу, несу! Последний! — ответила хозяйка и спутала — два! — кинула чёрного рака на блюдо, подождала немножко, подцепила ложкой с блюда красного рака и — три! — опустила его в кипяток.
Красному раку было всё равно, где лежать: в горячей кастрюле или на прохладном блюде. Чёрному раку совсем не хотелось в кастрюлю, не хотелось ему лежать и на блюде. Больше всего на свете ему хотелось туда, где раки зимуют.
И, долго не раздумывая, он начал своё путешествие: задом-задом, на попятный двор.
Он наткнулся на гору неподвижных красных раков и забился под них.
Хозяйка украсила блюдо укропом и подала на стол.
Белое блюдо с красными раками и зелёным укропом было красиво. Раки были вкусные. Гости были голодны. Хозяйка была занята. И никто не заметил, как чёрный рак перевалился с блюда на стол и задом-задом подполз под тарелку, задом-задом добрался до самого края стола.

А под столом сидел котёнок и ждал, не перепадёт ли ему что-нибудь с хозяйского стола.
Вдруг — бац! — треснулся перед ним кто-то чёрный, усатый.
Котёнок не знал, что это рак, думал — большой чёрный таракан, — и толкнул его носом.
Рак попятился.
Котёнок тронул его лапкой.
Рак поднял клешню.
Котёнок решил, что с ним дело иметь не стоит, обернулся и мазнул его хвостом.

А рак — хвать! — и зажал ему клешнёй кончик хвоста.
Что тут с котёнком стало! Мяу! — он скакнул на стул. — Мяу! — со стула на стол. — Мяу! — со стола на подоконник. — Мяу! — и выскочил на двор.
— Держи, держи, бешеный! — кричали гости.
Но котёнок вихрем помчал через двор, взлетел на забор, понёсся по саду. В саду был пруд, и котёнок, верно, свалился бы в воду, если б рак не разжал клешни и не отпустил хвоста.

Котёнок повернул назад и галопом поскакал домой.
Пруд был маленький, весь зарос травой и тиной. Жили в нём ленивые хвостатые тритоны, да карасики, да улитки. Житьё у них было скучное — всегда всё одно и то же. Тритоны плавали вверх и вниз, карасики плавали взад-вперед, улитки ползали по траве: один день наверх ползут, другой — вниз спускаются.
Вдруг всплеснула вода и чьё-то чёрное тело, пуская пузыри, опустилось на дно.
Сейчас же все собрались на него поглядеть: приплыли тритоны, прибежали карасики, поползли вниз улитки.
И верно — было на что поглядеть: чёрный был весь в панцире — от кончиков усов до кончика хвоста. Гладкие латы охватывали его грудь и спину. Из-под твёрдого забрала на тоненьких стебельках высовывались два неподвижных глаза. Длинные прямые усы торчали вперёд, как пики. Четыре пары тонких ног были как вилочки, две клешни — как две зубастые пасти.
Никто из прудовых жителей ещё ни разу в жизни не видал рака, и все из любопытства лезли поближе к нему. Рак шевельнулся — все испугались и отодвинулись подальше. Рак поднял переднюю ножку, ухватил вилкой свой глаз, вытянул стебелёк и давай чистить.
Это было так удивительно, что все опять полезли на рака, а один карасик даже наткнулся на его усы.
Рраз! — рак схватил его клешнёй, и глупый карасик разлетелся пополам.
Всполошились карасики, разбежались — кто куда. А голодный рак спокойно принялся за еду.
Сытно зажил рак в пруду. Целыми днями он отдыхал в тине. Ночами бродил, ощупывал усами дно и траву, хватал клешнями тихоходов-улиток.
Тритоны и карасики боялись теперь его и близко не подпускали к себе. Да ему достаточно было и улиток: он съедал, их вместе с домиками, и панцирь его только креп от такой пищи.
Но вода в пруду была гнилая, затхлая. И его по-прежнему тянуло туда, где раки зимуют.
Раз вечером начался дождь. Он лил всю ночь, и к утру вода в пруду поднялась, вышла из берегов. Струя подхватила рака и понесла его прочь из пруда, ткнула в какой-то пень, подхватила опять и бросила в канаву.
Рак обрадовался, расправил широкий хвост, захлопал им по воде и задом-задом, как ползал, поплыл.
Но дождь кончился, канава обмелела — плыть стало неудобно. Рак пополз.
Полз он долго. Днём отдыхал, а ночью снова отправлялся в путь. Первая канава свернула во вторую, вторая — в третью, третья — в четвёртую, а он всё пятился-пятился, полз-полз, — и всё никак не мог никуда приползти, выбраться из ста канав.
На десятый день пути он забрался, голодный, под какую-то корягу и стал ждать, не поползёт ли мимо улитка, не проплывёт ли рыбка или лягушка.

Вот сидит он под корягой и слышит: бултых! Что-то тяжёлое упало с берега в канаву.
И видит рак: плывёт к нему мордастый зверь с усами, с короткими лапами, а ростом с котёнка.
В другое время рак испугался бы, попятился от такого зверюги. Но голод — не тётка. Чем-нибудь надо брюхо набить.
Пропустил рак зверя мимо себя да хвать его клешнёй за толстый волосатый хвост! Думал, отрежет, как ножницами. Да не тут-то было. Зверь — а это была водяная крыса — как рванёт, и легче птички вылетел рак из-под коряги. Метнула крыса хвостом в другую сторону — крак! — и переломилась рачья клешня пополам.
Упал рак на дно и лежит. А крыса дальше поплыла с его клешнёй на хвосте. Спасибо ещё — не хватила рака своими страшными зубами: не помог бы ему и крепкий панцирь.
Пополз рак дальше с одной клешнёй.
Нашёл водоросли и поел их. Потом попал в ил. Рак засунул в него свои лапки-вилки и давай ими шарить. Левая задняя лапка нащупала и схватила в иле червяка. Из лапки в лапку, из лапки в лапку, из лапки в лапку — отправил рак червяка себе в рот.
Подкрепился и пополз дальше.
Целый месяц уже длилось путешествие по канавам, когда рак вдруг почувствовал себя плохо, так плохо, что не мог ползти дальше: и стал он хвостом песок в берегу ворошить, рыть. Только успел вырыть себе норку в песке, как начало его корчить.
Рак линял. Он упал на спину, хвост его то разжимался, то сжимался, усы дёргались. Потом он разом вытянулся — панцирь его лопнул на животе, — и из него полезло розовато-коричневатое тело. Тут рак сильно дёрнул хвостом — и выскочил сам из себя. Мёртвый усатый панцирь выпал из пещерки. Он был пустой, лёгкий. Сильным течением его поволокло по дну, подняло, понесло.
А в глиняной пещерке остался лежать живой рак — такой мягкий и беспомощный теперь, что даже улитка могла бы, казалось, проткнуть его своими рожками.

День проходил за днём, он всё лежал без движения. Понемногу тело его стало твердеть, снова покрываться жёстким панцирем. Только теперь панцирь был уже не чёрный, а красно-коричневый.
И вот — чудо: оторванная крысой клешня быстро начала отрастать заново.
Рак вылез из норки и с новыми силами отправился в путь — туда, где раки зимуют.
Из канавы, в канаву, из ручья в ручей полз терпеливый рак. Панцирь его чернел. Дни становились короче, шли дожди, на воде плавали лёгкие золотые челночки — облетевшие с деревьев листья. По ночам вода подёргивалась хрупким ледком.
Ручей вливался в ручей, ручей бежал к реке.
Плыл-плыл по ручьям терпеливый рак и наконец попал в широкую реку с глиняными берегами.

В крутых берегах под водой — в несколько этажей пещерки, как гнёзда ласточек вверху над водой, в обрыве. И из каждой пещерки рак глядит, шевелит усами, грозит клешнёй. Целый рачий город.
Обрадовался рак-путешественник. Нашёл в берегу свободное местечко и вырыл себе уютную-уютную норку-пещерку. Наелся поплотней и залёг зимовать, как медведь в берлоге.
Да уж и пора было: снег падал, и вода замёрзла.
Заткнул рак вход в пещерку своей большой клешнёй, — поди-ка сунься к нему!
И заснул.
Так и все раки зимуют.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг другу в глаза, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

- Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю Вам всем хорошего рабочего настроения, творческих открытий. Садитесь.

Водная беседа:

- Послушайте стихотворение:

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца. (В. Берестов)
- Вы догадались, что мы сегодня будем читать на уроке? Сказки -вешаю слово на доску

- На какие группы мы делим сказки? Волшебные, бытовые, о животных -вешаю слова на доску

Сег одня у нас необычный урок. Мы пригласили в гости сказочных героев из самой известной русской народной сказки. Ваша задача вспомнить название сказки.

Жил – был в лесу медведь

Мед: Мужик, мужик давай с тобой дружить

Муж: Ладно . Только в дружбе всё сообща нужно делать. Я вот репу сажать буду

Мед: Л адно. Ты сажай, а я собирать буду

посеял мужик репу. Настало время собирать урожай.тут и явился медведь.

Мед: Давай , мужик ,урожай делить.

Муж: - хорошо, я беру корешки, а ты вершки забирай.

Прошел год. Пришел мужик сажать пшеницу. А медведь тут как тут.

Мед: ты сажай а я собирать урожай буду.

Мужик посадил, поливал,полол. Пришло время урожай собирать. Медведь тут как тут.

Мед: Нет, мужик, ты меня теперь не обманешь. Я возьму вершки, а ты корешки бери (обменялись корзинами)

Попробовал медведь корешки и заревел от злости, с тех пор с мужиком не дружит.

Учитель: Спасибо, ребята, за спектакль. Вы были хорошими актёрами. Нам понравилась сказка в вашем исполнении.

1)Ребята кто докажет что этот спектакль действительно сказка. Что характеризует сказка?

3) что волшебного происходит в сказке : Медведь говорит, дружит,думает,сделал вывод, что нужно брать вершки.

Значит, звери могут думать, размышлять, говорить как люди ( но это, конечно, только в сказке!)

Во всех сказках звери тоже разговаривают и думают как люди ? Нет.

Ребята, если мы говорим о говорящих животных какая у нас сегодня тема урока?

Учитель: Предлагаю узнать, кто будет героями нашей сегодняшней сказки?

- Лисица снова героиня нашего урока. Давайте вспомним, какая она бывает в русских народных сказках?

Кто зеленый и усатый
Прочный шлем надел и латы?
Клешнями на дне речном
Защитит себя и дом.
(Рак )

Каким вы представляете себе рака?

3. Работа с текстом учебника.

1. Работа с текстом до чтения.

1) Чтение заглавия .

– Какой народ сочинил эту сказку?

2) Рассматривание иллюстрации .

– Какой момент изображён на иллюстрации?

– Как вы думаете, что здесь происходит? Сумеет ли обхитрить лиса рака?

Сегодня мы с вами будем читать сказку о лисице и раке . А вот удастся ли лисе обмануть рака, мы узнаем прочитав сказку. Ваша задача - активно работать: слушать, наблюдать, читать, искать ответы в тексте.

2. Фонетическая зарядка.

Итак, мы начинаем чтение как всегда с фонетической и словарной разминки.

1) Словарная разминка

на– пе– ре– гон– ки

3. Чистоговорка (хором)

- Жи- жи- жи - сказку расскажи.

- Ша-ша-ша - сказка хороша.

- Ву-ву-ву - сказка наяву.

- Ра-ра-ра - нам читать пора.

- А теперь разминка для мышц.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы читать

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.

- Понравилась ли вам сказка?

-Кто вам большн всего понравился? Почему?

5. Словарная работа

Наперегонки, уцепился, вильнула, уж

6. Чтение по цепочке.

-Что предложила лиса раку?

-Почему Лиса предложила Раку бежать на перегонки?

Как рак перехитрил Лису?

Почему Рака можно назвать сообразительным? Как еще его можно назвать?

У: Но обычно лису изображают хитрой. Почему же рак оказался хитрее?

Д: Он знал, что проиграет и думал какой бы найти выход.

У: Рассмотрим Ситуацию. Лиса и рак решили перегоняться. Анализ ситуации. У: Какие задачи герои должны решить?

Д: Задача каждого героя придти к финишу первым, хотя лиса и так знала, что она победит в этом соревновании, она хотела одержать легкую победу

У: Какие трудности должны преодолеть?

У: Трудности должны были быть у рака, но он сам согласился участвовать в соревновании, значит, и у него был свой план победы.

У: Как они будут это делать?

Д: лиса большая сильная, а рак маленький хитрый.

У: Для того, чтобы решить поставленную задачу, каждый использовал свои ресурсы: лиса – свои физические данные, а рак – находчивость, смекалку и самонадеянность лисы.

Д: Это сказка о хитрости и находчивости.

У: . Эта сказка о том, что и маленький может одержать победу над большим, а слабый над сильным, если использует свои умственные способности и сумеет распознать слабые стороны противника . Это сатирическая сказка о хитрости, находчивости, смекалке.

Приглашаем в сказку вас

С вами в лес пойдём сейчас,

Звонко – звонко мы кричи,

Громко ножками стучим

Мы минуту помолчим,

Не кричим и не стучим,

Ветерок пускай летает,

Веточки кустов качает.

На лесных тропинках зверя

Можем с вами повстречать

Постараемся от зверя

Не пугайтесь : зверь - из сказки!

Это самый добрый зверь!

Мы все сказки прочитали:

Знаем сказки все теперь!

5. Закрепление

1 Выборочное чтение

(подбор текста к картинкам)

2. Самостоятельное чтение детьми (определить героев, отметить, где говорит автор, лиса , рак)

- Поработайте в парах – определите, где слова лисы, где слова тетерева, а где слова автора.

3. Текст с дырками

6. Рефлексия

-Какой урок дали нам эти две сказки?

А сказки этой поученье такое:

Под маской зверя всегда скрывается человек. Если примерить вам маску лисы?(у каждого ребёнка на голове маска с изображением зверя)какие вы будите?(хитрая,ловкая,умная) .Но ведь лисичка обижает зверей ,а обижать никого нельзя..

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Какое задание было наиболее интересным?

Давайте выстроим лесенку мудрости(рисуем лесенку мудрости, на каждую ступень прикрепляем животное)

Перечислите сказки и героев-зверей. Кто из них , по-вашему самый мудрый?

Не сдаваться в трудной ситуации ! думать как можно выйти из сложного положения , рак сумел перехитрить лису.

Читайте также: