Новообразования среднего школьного возраста

В данной статье описаны психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста, которые необходимо учитывать всем учителям при работе с данной возрастной категорией детей в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_psohologo-ped_harak-ka.docx 22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогическая характеристика детей среднего школьного возраста

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста, который охватывает возраст от 10-11 до 15 лет [29:275].

Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития, несмотря на неадекватную, в основном биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон для раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества, которые отмечаются в культурноисторической концепции Л. С. Выготского и его школы [29:287].

Л. С. Выготский особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме

интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте.

В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они теперь действуют не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович [29:293], находится главное новообразование переходного возраста.

С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие недостаточной обобщенности нравственного опыта нравственные убеждения ребенка находятся еще в неустойчивом состоянии.

Таким образом, описанные нами возрастные особенности личности учащихся среднего этапа обучения являются основным фактором, который должен быть принят во внимание педагога. Учитывая основные психологические новообразования среднего школьного возраста, учитель обязан также учитывать особенности проведения уроков на данном этапе и строить учебный процесс согласно формуле успешного обучения: преподавание иностранного языка должно строиться на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, вовлекающему в себя стремление к соучастию, сопереживанию, совместную увлеченность коммуникационно-познавательной деятельностью. Такие условия способствуют личностно-ориентированной направленности обучения и помогают учащемуся стать активным участником учебного процесса.

1. Александр Пахотин. Большой англо-русский, русско-английский словарь мнимых друзей переводчика. Справочное пособие. М.: Издатель Карева.2006. – 304 с.

3. Английские пословицы и поговорки и их русские соответствия (более 3000 статей) / Сост. Модестов В. – М.: Худож. лит., 2000. – 415 с.

4. Англо-русский и русско-английский словарь. – Смоленск: Русич, 1999. – 550 с.

5. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., Высшая школа, 1966. – 256 с.

6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова: Гл.ред. М Антошина. – М.: АРКТИ, 2000. – 165 с.

8. Гальцова Н.П. Базисные категории методики преподавания иностранных языков с позиции Я.А. Коменского / Н.П. Гальцова; Н.П. Гальцова // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. – 2004. – Вып. 5 – С. 73. – 80.

9. Гераскевич Н.В. Выпускная квалификационная рбота по методике обучения иностранным языкам: Учебно-методическое пособие. – Сургут: РИО СурГПУ, 2006. – 77 с.

10 . Гордиевских О.В. Организация обучения чтению со словарем// Иностр. языки в школе. – 1996. - № 1. – С.33.

12. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе/И.А. Зимняя: Ред. Т.Э. Волкова. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

13 . Златогорская Р.Л. Как учить школьников работать с общим словарем // Иностр. языки в школе. – 1978. - № 3. – С. 79 – 85.

14. Кабинет иностранного языка / Под ред. Е.С. Полат.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.

15. Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка: В2-х т. Т2, К.: Методика, 1995 г. – 304 с.

16. Клименко А.В. Ремесло перевода. Практический курс / А.В. Клименко. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 636 с.

17 . Колесникова Н. Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностр. языка = A Handbook of English-Russian Terminology for Language Teaching: Терминологич. Справочник / Ред. Г.В. Уварова. – СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. – 224 с.

19. Конышева А.В. Англ. язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. - Минск: ТетрСистема, 2007. - 352 с.

22. Маева Т.С. Некоторые приемы обучения чтению // Иностр. языки в школе. – 1999. - № 5. – С.15.

24. Методики обучения иностранным языкам в средней школе: модернизация общего образования: пособие для учителей, аспирантов и студентов / под ред. М.К. Колкова. – М.: КАРО, 2006. – 221 с.

25. Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1967. – 320 с.

26. Мюллер В.К. Англо-русский и русско-английский словарь: 70 000 слов и выражений / В.К.Мюллер. – М.: Эксмо, 2006. – 956 с

27. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. Пособие / Е.А. Маслыко - 5-е изд., стереотип. – Минск: Высш. шк. 1999 – 522 с.

28. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. В. И. Бородулин и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 912 с.

29. Обухова А.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

31. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 1967. – 503 с.

32. Пассов Е.И. Методология методики: теория и опыт применения. Избранное / Е.И. Пассов; Е.И. Пассов. – Липецк: Изд-во Липец.ГПУ, 2002. – 228 с.

33. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе: Пособие для учителя. – Мм.: НАР.асвета, 1982. – 142 с.

35. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие для студентов вузов / П.К. Бабинская; П.К. Бабинская. – 4-е изд. – Минск: ТетраСистема, 2006. – 288 с.

36. Российская Федерация. М-во образования и науки. Примерные программы по иностранным языкам // Иностр. яз. в шк. – 2005. - № 5. – С. 2-4.

37. Путятина Е.И. The English Lexicography, Onomasiology & Etymology in exercises: Учебное пособие по лексикологии языка для студентов факультетов лингвистики и иностр. яз. – Сургут: РИО СурГПУ, 2005. – 96с.

38. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224с.

39. Рогова Г.В. и др. Методика обучения английскому языку = Methods of teaching English: Учеб. пособие для пед. вузов. Кн. по англ. яз. / Ред. А.Ф. Акимова. – Л.: Просвещение, 1975. – 312 с.

40. Тюленев С.В. Теория перевода: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 336 с.

41. Федорова И.В. Учебная лексикография. Теория и практика = Dictionary use: учеб. пособие для студентов вузов / И.В. Федорова – М.: Академия 2006. – 128 с.

43. Шипилова Е.В. Особенности обучения младших подростков с пониженной обучаемостью иностранному языку / Е.В. Шипилова // Коррекц. педагогика. – 2006. - № 4 – С.46-56.

45. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.

46. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин; А.Н. Щукин. – 2-е изд., исправ. И доп. – М.: Филоматис, 2006. – 475 с.

Старший школьный возраст, т.е. примерно от 15– 16 до 18–19 лет, относится к ранней юности. Существует множество теорий юности. Биологические теории рассматривает юность, прежде всего как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные.

Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертах вешнего мира и самосознание. Психоаналитические теории выделяет в юности определенный этап психо-сексуального развития.

Указанные теории рассматривают юность, прежде всего с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или как личности. Социологические теории юности рассматривает ее, прежде всего как определенный этап социализации как переход от зависимого детства к самостоятельной, ответственной деятельности взрослого.

Социальная ситуация развития

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.

В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.

Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы (Л.И. Божович).

Изменяется отношение к школе — оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми. Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.

Ранняя юность — это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.

своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии — вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием (А. Е. Личко).

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная.

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно. Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе. Личностный характер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности. В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Поэтому учителю не следует строго регламентировать процесс учения, напротив — целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика.

Учебная деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов:

· мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);

· мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);

· мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);

· мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).

В старших классах отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление только нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

Центральные новообразования

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.

Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л.С. Выготский). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии (Психология развивающейся личности /Под редакцией А.В. Петровского, М., 1987).

Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует.

Ранняя юность — это период формирования жизненных планов.

Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности

Система взаимоотношений

Центральный психологический процесс в юношеском самосознании — формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства (Э. Эриксон).

Взаимоотношения со сверстниками

В ранней юности человеку присуща потребность в общении:

· интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;

· возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.

Если младший школьный возраст является периодом относи­тельно спокойного анатомо-физиологического созревания организма ребенка, развития его психических процессов, становления характера и направленности, то средний школьный возраст — подростковый — есть возраст бурного, неравномерного роста ребенка во всех отно­шениях. Этот период считают переломным, переходным от детского к взрослому состоянию.

В этом периоде и у мальчиков, и у девочек происходит интен­сивный рост длины и массы тела. При этом девочки в начальной фазе этого периода обгоняют мальчиков в темпах роста в длину "ив массе тела. Однако после 12 лет у девочек снижаются темпы увеличения роста, ас 14 лет и темпы увеличения массы тела.

Рост как мальчиков, так и девочек происходит главным образом за счет удлинения конечностей, а рост грудной клетки отстает от увеличения длины тела. При этом индивидуальные различия в этом возрасте в росте и массе тела весьма велики. Подростки выглядят несколько угловато, нескладно, и в ряде случаев они осознают эту свою внешнюю нескладность тела, стесняются ее и мучительно переживают этот временный недостаток.

Неравномерно развивается и сердечно-сосудистая система: раз­витие кровеносной системы отстает от значительного роста объема сердца. Эта особенность и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводит к временным нарушениям в деятель­ности нервной системы (повышенная возбудимость, вспыльчивость, реакции типа аффектов).

Самым важным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание. Оно начинается у девочек раньше — в 11 —12 лет и заканчивается к 13—14 годам, а у мальчиков начинается в 12—13 лет и заканчивается к 15—16 годам.

Однако следует иметь в виду, что межиндивидуальные различия в этом отношении довольно велики. «У раносозревающих мальчиков (акселераты) вторичные половые признаки становятся заметными уже на 11-м году жизни, а максимальный рост приходится на 13-й год. Их поздносозревающие ровесники (ретарданты) отстают на 2 года. Акселерантки превосходят в росте ровесниц ретарданток, пока те не пройдут период скачка в росте, но в конечном счете, ретардантки становятся выше и стройнее. Максимум различий в размерах и весе между рано- и поздносозревающими девочками приходится на 12—14 лет. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность.
Это состояние удачно выразил американский подросток: "В 14 лет мое тело будто взбесилось". Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Неизбежным, естественным и нормальным является появление у подростков полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специального интереса к противоположному полу, вообще к вопросам сексуального характера в книгах, кинофильмах. Это одно из важнейших психических новообразований, и учителя должны относиться к этому бережно, без особой тревоги, но вни­мательно, чтобы не допустить у учащихся появления извращенных интересов и переживаний. Следует использовать метод переключения внимания подростков на другие интересы: спорт, общественно по­лезная работа, кружковая работа и т. д.

В этом возрасте происходит становление доминирующих инте­ресов, у части подростков возникают профессиональные намерения.

Важным психическим новообразованием подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов. Под­росток уже вполне самостоятельно может организовывать свое внимание, память, мышление, воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. При этом мышление подростка приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, т. е. способность строить логические рас­суждения на основе выдвинутых гипотез. Подросток становился способным к умственным экспериментам, к мысленному решению задач на основе каких-то предположений. Предметом мышления становится не только решение внешне заданных задач, но и сам процесс своего мышления, т. е. мышление приобретает рефлексивный характер. Конечно, все эти новые качества психических процессов получат свое дальнейшее развитие в старшем школьном возрасте.

Различия между мальчиками и девочками проявляются в сле­дующем: девочки обычно превосходят мальчиков в словесно-речевой деятельности, мальчики же в массе превосходят девочек в решении пространственных задач и в математических способностях.

Для учащихся средних классов характерно развитие волевых черт характера — настойчивости, упорства в достижении цели, в умении преодолевать преграды. При этом у многих из них, особенно у мальчиков, явно проявляется сознательное стремление к развитию своих волевых качеств.

У школьников этого возраста возникает критичность сознания, они видят недостатки в поведении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родным и учителям, подмечая все их промахи. Важной особенностью для их сознания является потреб­ность в доказательствах, они ничего не хотят принимать на веру.

Очень своеобразно складываются взаимоотношения между под­ростками. Если в младшем школьном возрасте взаимоотношения сверстников носили в основном ситуативный характер, то в под­ростковом возрасте складываются уже товарищеские и дружеские отношения между сверстниками. При этом они строятся по нормам взрослой морали, товарищества и дружбы. Тем самым подростки в практике таких взаимоотношений усваивают основы морали взрос­лых. Интимно-личное общение сверстников становится в этом возра­сте главнейшей потребностью и важнейшим фактором развития их самосознания, морально-мировоззренческой и эмоциональной на­правленности.

Большое место в общении подростков занимают разговоры, об­суждения любых вопросов. Разговоры зачастую носят малосодержа­тельный характер и мешают учебному процессу.

Средний школьный возраст имеет, конечно, много особенностей, которые могут вызвать негативные отношения между подростками и взрослыми. Но если их учесть и организовать взаимоотношения взрослых (в первую очередь родных и учителей) с подростками разумно, в соответствии с их новыми потребностями, возникшими психическими новообразованиями, если дать им возможность пра­вильно и содержательно, в полном соответствии с целями и задачами воспитания и обучения, осуществлять свои новые потребности, то никаких особых негативных явлений может и не возникнуть и этот период станет значительной вехой в нравственном, морально-миро­воззренческом становлении личности.

Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками.

Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;
2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.;
3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность . Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Подростки проявляют повышенную чувствительность к психологическому давлению, часто усматривая его даже там, где его нет. Вместе с тем, для данного возраста характерно стремление к общению с человеком, способным понять и озвучить(тем самым помочь осмыслить) те проблемы, которые скорее "ощущаются", чем понимаются подростком.

Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному совершенствованию, — это самопознание, самовыражение, самоутверждение, самореализация.

На протяжении подросткового периода в учении многих учащихся часто происходят большие перемены. Критическими в этом отношении являются V - VI классы, поскольку именно в это время многое изменяется и в учении, и в самом подростке по сравнению с младшими классами: с одной стороны, изменяется характер учебного материала и значительно повышаются требования к качеству его усвоения, а с другой стороны, у подростка появляются новые интересы и увлечения.

Для того, чтобы ученик мог реализовать себя в процессе учебной деятельности, очень важно чтобы он осознавал мотивы учения, так как от степени их осознания зависит проявление интеллектуальной и волевой активности ученика, формирование его отношения к учению. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребенка к проявлению стремления к обучению, и в дальнейшем к саморазвитию.

Мотивация самореализации возникает на основе существующих у личности определенных потребностей и способностей их воплощения и развития. Под мотивацией самореализации будем понимать осознанную систему побуждений, представляющую собой иерархическую структуру движущихся сил поведения и деятельности личности, целенаправленного процесса раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности.

Формирование деятельности, в основе которой лежит мотивация самореализации, сопровождается явными положительными переживаниями и отношениями к тому, что делает ученик. Эта мотивация лежит в основе любой творческой активности ребенка и является необходимым условием для развития творческой личности и создание нового продукта в любой сфере деятельности.

Формирование мотивационной сферы происходит наиболее интенсивно в первые 10-15 лет жизни, но продолжается уже с меньшей скоростью и продуктивностью в течение всей жизни человека. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка, знаменуется кардинальными изменениями в структуре личности ребенка из-за качественного сдвига в развитии самосознания.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы, профессиональных намерений, идеала и развитием самосознания. В соответствии с возрастными особенностями, для учащихся среднего звена мы выделяем следующие мотивы в структуре мотивации самореализации:

мотив достижения (потребность в достижении своей цели, потребность в самореализации и самоутверждении, стремление быть признанным в кругу сверстников); широкие социальные мотивы ( осознание общественной значимости, мотивы морального долга) мотив общения ( стремление к продуктивному сотрудничеству, стремление к созданию полноценного эмоционального фона в общении).

Приведенный состав мотивов охватывает основные направления мотивационной сферы личности учащихся, учитывает ее возрастные особенности. Указанные мотивы образуют определенную, присущую подростковому возрасту устойчивую систему мотивов – мотивацию самореализации.

Основное средство формирования мотивации самореализации – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Это возможно при организации задачных, проблемных ситуаций, где ученик сталкивается с трудностью, которую он не может решить при помощи имеющихся у них запасов знаний; сталкиваясь с трудностью, он убеждается в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.

Особенности личности подростков

Подростковый возраст называют временем рождения Личности , поскольку именно в этом возрасте происходит формирование базовых механизмов самодетерминации.

1. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости" - отношение подростка к себе как к взрослому . Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
2. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".
3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
6. Заметное развитие волевых качеств.
7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.
Направленность личности:
- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;
- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;
- депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.
Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫМ - крайний вариант нормы.

Читайте также: