Новообразования появление жизненных планов мировоззрение это

В данной работе изучаются особенности формирования жизненных планов выпускников интернатов.

Актуальность этой темы в том, что данная тема является малоизученной. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы. Ранний юношеский возраст - последний период пребывания большинства оставшихся без родителей детей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычных опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к этому. Вот почему вопросы личностной и социальной зрелости выпускника интерната, анализ его субъективных представлений о своём будущём имеют первостепенное значение. Изучение представлений подростка и юноши о своём будущем важно потому, что оно влияет, с одной стороны, на более широкую проблему становления временной перспективы личности как существеннейшей её характеристики, а с другой - на процесс профессионального самоопределения - сравнительно более узкий, но практически чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития.

Цель данной работы заключается в изучении особенностей формирования жизненных планов выпускников интернатов.

Задачи курсовой работы включают в себя:

анализ литературных источников по проблеме особенностей формирования жизненных планов в юношеском возрасте, основных факторов формирования и закономерностей формирования временной перспективы будущего в юношеском возрасте, особенностей психического развития воспитанников интерната; а также жизненных планов и их реализации у выпускников интернатов;

изучение особенностей жизненных планов выпускников интернатов;

изучение основных факторов, влияющих на формирование жизненных планов выпускников интернатов;

Жизненные планы в юношеском возрасте рассматриваются в единстве формирования жизненной перспективы, жизненной стратегии. Роль принципиально нового типа регуляции - целевой регуляции, включающей отдалённые жизненные планы, - в общем контексте развития личности заключается, во-первых, в том, что жизненный план как определённая система приспособления к окружающей действительности впервые осознаётся человеком в подростковом возрасте и продолжает развиваться в юношеском возрасте, а во-вторых, в том, что этот план является внешним коррелятом сложнейшего процесса овладения ребёнком своим внутренним миром, оформления его личности и мировоззрения.

Особенности жизненных планов в юношеском возрасте

Ученые устанавливают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю.Кулагина выделяет старший школьный возраст - ранняя юность (16-17 лет), юность - от 17 до 20-23 лет. B.C. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет) [1, с.78].

Юность - это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи.

И.С. Кон отмечает, что социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны). В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей [2, с.56]. И это является большим стрессовым фактором.

По мнению И.В. Шаповаленко, психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремлённость в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план - широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую ещё весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы [3, с.245].

Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности.

Жизненные планы старшеклассников как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе весьма различны [2, с.191].

Юность, по мнению В.И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. Главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни [4,с. 311].

Л.И. Божович отмечает, что самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора.

Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности - стремление приобрести профессию.

В отечественной психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [5, с.78].

Структурным стержнем мотивационно-потребностной сферы является ее временная ориентация. Временная перспектива - не просто знания, представления или мечты о будущем, эта совокупность взаимосвязанных и значимых для личности цели в жизни, ориентирующая мысли, переживания и действия ребенка, подростка, юноши (девушки) как на ближайшее (неделя, месяц), так и на отдаленное (годы, десятилетия) будущее. Временная перспектива включает в конкретные жизненные планы и то, что называется целью и смыслом жизни. Для того, чтобы быть полноценной, социально активной личностью, полезным членом общества, для того, чтобы в течение жизни развиваться, человек должен ставить перед собой крупные, социально значимые, привлекательные для него и не простые идеи. Только серьезные цели могут послужить действенным стимулом в жизни, позволяя человеку не "размениваться на мелочи", и не "плыть по течению". Отсутствие таких целей, суженность временной перспективы делают человека максимально зависимым от внешних обстоятельств. В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения.

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план – широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного [1] .

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними "целевую" регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее – центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Основой для планирования субъектом собственного будущего является существующая в обществе модель "типичного жизненного пути" члена данного общества [2] . Эта модель закреплена в культуре, системе ценностей общества, в ее основу положен принцип своевременности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социально "успеть", в нужное время сделать следующий шаг.

Эти ориентиры не всегда известны современным старшеклассникам, кроме того, сами эти ориентиры в последние десятилетия подверглись существенному пересмотру. Подрастающее поколение зачастую предоставлено само себе, вынуждено самостоятельно разрабатывать жизненные цели и находить способы их выполнения. В результате многие аспекты своей будущей жизни юноши и девушки воспринимают как проблемные. Если старшеклассники 1960–70-х гг. ждали свое будущее с оптимизмом, то российские старшеклассники 1990-х гг. переживали свое будущее как проблему [3] .

В западной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления, хотя переопределение идентичности может происходить также в другие периоды жизни. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует ответить на вопросы: "Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?" В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности, т.е. объединить различные свойства, связанные с семейными, тендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность (какая я дочь и внучка, спортсменка и студентка, будущий врач и будущая жена), противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими. Эриксон считал, что кризис идентичности включает ряд противостояний:

  • – временная перспектива или расплывчатое чувство времени;
  • – уверенность в себе или застенчивость;
  • – экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли;
  • – ученичество или паралич трудовой деятельности;
  • – сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;
  • – отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета;
  • – идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.

Чем успешнее индивид преодолеет этот первый кризис идентичности, тем легче ему справиться с подобными переживаниями в будущем.

На этом сложном пути могут быть и неудачи. Диффузия идентичности (или ролевое смешение) характеризуется тем, что молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возникнуть специфические трудности:

  • – диффузия времени – нарушение восприятия времени, проявляющееся двояким образом: либо возникает ощущение жесточайшего цейтнота, либо растянутости и пустоты времени, скуки и никчемности;
  • – застой в работе – нарушение работоспособности, выражающееся в поглощенности бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, возвратом к эдиповой ревности и зависти к братьям и сестрам; неспособность ни продолжить образование, ни выбрать работу;
  • – отрицательная идентичность проявляется прежде всего как отвержение, вплоть до презрения, всех предлагаемых ролей и ценностей, и ориентация на "противоположное" – опасный, вредный, нежелательный образец, от которого настойчиво предостерегают (алкоголь, наркотики).

Эриксон ввел понятие "психосоциальный мораторий" для обозначения определенного интервала времени между подростковым периодом и взрослостью, когда общество терпимо относится к пробам различных социальных и профессиональных ролей молодыми людьми. Так, системе высшего образования иногда приписывают, среди прочих, роль отсрочки окончательного выбора взрослых ролей.

Таким образом, выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего Я, а может протекать и в кризисных формах.

Многие исследования посвящены развитию и качеству Я-концепции у молодых людей, исследованию соотношений между Я-реальным и Я-идеальным, особенно важным в этот период. Подчеркивается, что по мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения, складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению.

Переоценка собственных возможностей, "юношеская самоуверенность" встречается достаточно часто и порой толкает молодых людей на неоправданный риск.

Отрицательная Я-концепция (проявления которой – низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связывают социальную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступность.

Развитию самосознания и личности Выготский отводил в юности центральную роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, основанные на ошибочной убежденности в том, что понять его особый внутренний мир нс сможет никто.

Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу: как и почему поступил в тех или иных обстоятельствах, проявил себя умно, сдержанно или вел себя развязно, или пошел на поводу у другого.

"Я собрался зайти к старику Спенсеру, моему учителю истории, попрощаться перед отъездом.

  • – Значит, ты уходишь от нас?
  • – Да, сэр, похоже на то.
  • – Что же тебе сказал доктор Термер?
  • – Ну. всякое. Что жизнь – это честная игра. И что надо играть по правилам. Он хорошо говорил. Все насчет того же.
  • – Как же твои родители отнесутся к этому?
  • – Как сказать. Рассердятся, наверно, – говорю. – Ведь я уже в четвертой школе учусь.
  • – Эх! – говорю. Это у меня привычка говорить “Эх!”, отчасти потому, что у меня не хватает слов, а отчасти, что я иногда веду себя не по возрасту. Мне тогда было шестнадцать, а теперь мне уже семнадцать, но иногда я держусь так, будто мне лет тринадцать. Ужасно нелепо выходит. Так про меня все и говорят, особенно отец. Люди всегда думают, что они тебя насквозь видят. Мне-то наплевать, хотя тоска берет, когда тебя поучают – веди себя как взрослый. Иногда я себя веду так, будто я куда старше своих лет, но этого-то люди не замечают. Вообще ни черта они ие замечают" [4] .

Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает всматриваться в других людей, сопоставлять свойства их личности и поведения и собственные, отыскивать сходство и непохожесть. Это познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования. Во многих личных дневниках молодых людей находит выражение стремление к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над собой. (Вообще, юношеские дневники выполняют множество важных функций: фиксации воспоминаний, которые придают жизни преемственность и непрерывность; эмоционального катарсиса; замены партнера по общению или "идеального друга"; творческого самовыражения и др. [5] )

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности.

Формируется осознанное "обобщенное, итоговое отношение к жизни" (С. Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования – смысла жизни. Прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают подростков, особенно юношей, на поиск перспективы и жизненного смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни [6] .

Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, например, когда взгляды молодого человека, его максималистские суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции.

Юность – это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве.

Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию [7] .

"Несмотря на то что наши рассуждения для постороннего слушателя могли показаться совершенной бессмыслицею – так они были неясны и односторонни,– для нас они имели высокое значение. Души наши так хорошо были настроены на один лад, что малейшее прикосновение к какой-нибудь струне одного находило отголосок в другом. Мы находили удовольствие именно в этом соответственном звучании различных струн, которые мы затрагивали в разговоре. Нам казалось, что недостает слов и времени, чтобы выразить друг другу все те мысли, которые просились наружу" [8] .

В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса. Важно осознавать, что это отражение собственного интеллектуального и морального поиска, стремление критически переосмыслить "азбучные истины" и принять их уже не как навязанные извне, а как выстраданные и содержательные.

Лекция по теме "Юношеский возраст" по Возрастной психологии для группы 2 СОЦ специальности "Социальная работа"

Тема: Подростковый возраст

Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст — ранняя юность (16—17 лет), юность — от 17 до 20—23 лет. C. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет). Юность — это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии.

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны). В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формиро­вание как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей (И.С. Кон).

Юность, по мнению В.И. Слободчикова, — завершающая стадия ступени персонализации. Главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, — характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора.

Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной де­ятельности — стремление приобрести профессию.

Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно-логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит су­щественная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости.

Юность — решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, как отмечает Б.Б. Сапогова, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной Общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения.

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ.

Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых — главное приобретение юности. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе (разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках). Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению. Происходит самооценка своей внешности (особенно у девушек). Юноши остро переживают замечаемые у себя признаки реального или мнимого избыточного веса, слишком большого или слишком маленького, как им кажется, роста, другие элементы внешности.

Большую роль в восприятии мира юношей и девушек начинает играть то социальное пространство, в котором они живут. Здесь, в живом общении, познается жизнь и деятельность взрослых. Семья остается тем местом, где они себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками — это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.

Становится актуальным поиск спутника жизни единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически не насыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.

В юности происходит гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, что приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. Наблюдается существенней рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам. Большое значение придается выраженности принадлежности к определенному полу. Социально-психологические свойства этой возрастной группы зависят от социально-профессионального положения. Кризис проявляется в крушении жизненных планов (не поступил в вуз), в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к развитию негативных явлений, например, наркомании, алкоголизму. В юности происходит овладение профессией, создание своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизни.

Выберите правильный ответ.

1. Специфика развития теоретического сознания старшеклассников по сравнению с младшими школьниками и подростками состоит в том, что:

а) появляется способность к гипотетико-индуктивному мышлению;

б) развиваются отдельные мыслительные функции;

в) формируется индивидуальный стиль умственной деятельности;

г) все ответы верные;

д) правильного ответа нет.

К важнейшим социальным потребностям раннего юношеского возраста относятся потребности в:

В данном случае жизненная позиция выступает необходимым условием для критического осмысления, установление закономерностей и поиска новых вариантов и моделей поведения в соответствии с изменчивости и непредсказуемости современного мира.

Проявления жизненной позиции как предмет изучения

Предметом научного исследования жизненная позиция личности становится в трудах А.Архангельського [1], В.Ефимова [4], В.Маркина [5], И.Хобты [10 и др.

Научной классификации жизненных позиций в научной литературе пока нет. Но в отдельных исследованиях упоминаются: активная – пассивная, критическая – некритична, приспособленческая, истинная – ложная, противоречивая – непротиворечивая, новая – старая, прогрессивная – реакционная, милитаристская – антимилитаристская, экономическая, социальная, политическая, правовая, гражданская, нравственная, художественная, религиозная, мировоззренческая и т.д.

Личность в зависимости от воздействия окружающей среды, своих потребностей, интересов, мировоззрения, ценностей, ценностных ориентаций, морально-психологических установок, убеждений, стремлений, уровня знаний и многих других факторов занимает в общем или в данной конкретной ситуации по данному общественного явления или процесса определенные проявления жизненной позиции, которая может быть активной или пассивной.

Активная жизненная позиция представляет собой устойчивую позицию личности, направленную на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии со своим убеждение, взглядов и представлений личности. Она может быть как положительная так и отрицательная. Положительная активная жизненная позиция ориентирована на моральные нормы общества, на утверждение конструктивных и продуктивных моделей развития общества и уменьшения влияния разрушительных механизмов. [8]

Негативная жизненная позиция. Не всегда активны и деятельны люди тратят свои усилия на положительные поступки, их действия могут приносить вред окружающим и им самим. Примером отрицательной активной жизненной позиции может служить участие в различных террористических группировках. Такое разделение выражает меру, степень участия личности в решении как собственных проблем, так и проблем общества.

Личность по своей общественной природе активная, в частности относительно своих интересов. Но относительно требований других людей активность личности может принимать различные формы. Под влиянием общества, государства, традиций, общественного мнения, авторитета старших, социальной группы или ее руководителя, под прямым или косвенным давлением других людей, личность может корректировать свою активность, направлять ее в русло требований этих субъектов или общественных институтов, приспосабливать свои интересы з интересами других. Человек становиться покладистым, податливой и даже может занимать пассивную жизненную позицию по отношению к интересам других лиц.

Пассивная (конформная) жизненная позиция личности направлена ​​на покорение окружающему миру. При такой позиции личность избегает ситуаций когда нужно взять на себя ответственность за собственное будущее, личность легко подчиняется мнению группы как большой так и малой.

Ученые дают различные возрастные рамки периода юности, в частности, И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20-23 лет. B.C. Мухина определяет юность как период после подросткового возраста к взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет)

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что человек стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы очень вариативные). В связи с этим проявления жизненной позиции меняются, требования и условия также, в которых происходит его формирование человека как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей (И.А. Кон)

Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, как отмечает Е.Е. Сапогова, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживания которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысло-жизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознания себя как частицы социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Именно это и обусловливает проявления жизненной позиции. В юношеском возрасте проявление жизненной позиции является одним из способов социализации личности, ее своеобразной социальной интеграцией позволяет найти свою социальную и профессиональную идентичность. [7]

Пассивная жизненная позиция в юношеском возрасте будет проявляться в приспособленческом отношении личности к требованиям других людей, групп лиц, социальных институтов, господствующих социальных групп, государства и т.д. В юношей жизненная позиция проявляется в неуверенности в себе, в обесценивании своей личности, разочаровании в близких и окружающих людях, приводит к психологической дезадаптации и неуспеваемости. Лицо, находясь в роли пассивного объекта социализации, лишается возможности полноценно развиваться и морально и социально, а ее самоопределения полностью зависит от социального окружения

Пассивная жизненная позиция в юношеском возрасте может проявляться следующими способами:

  1. Полная бездеятельность. Людям этой категории присуща нулевая реакция на проблемы. Опасности и трудности их парализуют, и они ждут разрешения этих ситуаций.

Данным лицам присущи:

  1. Покорность (человек строго соблюдает правила и распоряжения других людей, не задумываясь об адекватности и потребности этих правил);
  2. Возбуждение (осуществление любых действий, лишенных конструктивных целей. Например, шум, суета, интенсивная деятельность, только направлена ​​не в то русло);
  3. Разрушительное поведение (человек обрушивает вину за свои неудачи на людей непричастных к этому. Например, юноши, не вступившие в вуз обвиняют в этом родителей). [6]

Активная жизненная позиция имеет свои проявления жизненной позиции и становится возможной при критическом и творческом овладении всем богатством наследия человечества, формированием у себя готовности активно действовать в мире. Активная жизненная позиция юношей выражает их стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматривается в контексте самореализации и свободного творчества.

Человек юношеского возраста проявляет свою активную жизненную позицию, если в ее характере проявляются следующие черты:

  • целеустремленность и осознанность поведения (действий и поступков);
  • ответственность и активность;
  • результаты деятельности и общественной активности соответствуют требованиям общества;
  • реальные, а не мнимые или гипотетические, действия и поступки.

Итак, проявления жизненной позиции лиц юношеского возраста формируется прежде всего в процессе социализации личности. Детерминируется это образование активностью личности, ее субъективно-интерпретационным отношением к общественным ценностям и нормам. При этом жизненная позиция лиц юношеского возраста обуславливает ее социальное развитие, ведет к формированию устойчивого внутреннего императива, согласно которому выстраивается и корректируется ее жизненная стратегия.

психолог кафедры авиационной психологии

Национального авиационного университета

Читайте также: