Новообразование в современной поэзии


Цель исследования – провести анализ поэтических окказионализмов Веры Полозковой и разграничить их по типам согласно классификации Н.Г. Бабенко.

Скачать:

ВложениеРазмер
tipy_okkazionalnykh_novoobrazovaniy_v_poezii_very_polozkovoy_sinitskaya.doc 130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Типы окказиональных новообразований в поэзии Веры Полозковой

г. Архангельск, 2019

1) Изучить исследовательскую литературу по теме;

2) Ознакомиться с классификацией окказионализмов из учебного пособия Н.Г. Бабенко;
3) Найти информацию о поэтессе В.Н. Полозковой;

  1. 4) Проанализировать поэтический язык Полозковой;
  2. 5) Составить картотеку окказионализмов из трех поэтических сборников автора;
  3. 6) Классифицировать индивидуально-авторские слова в поэзии Полозковой по типам.

1.4. Объектом исследования является словотворчество Веры Полозковой.

  1. 1.5. Предметом исследования: послужили индивидуальные авторские новообразования,
  2. содержащиеся внутри стихотворений Веры Полозковой.
  3. 1.6. Для исследования мы выбрали несколько методов : теоретический и аналитический.
  4. Для начала нами была изучена литература по теме. При помощи пособий мы смогли
  5. узнать, на какие типы делятся окказиональные новообразования и как их можно
  6. классифицировать. Затем, составляя картотеку, мы одновременно анализировали
  7. окказионализмы в поэзии Полозковой и распределяли их в группы (классифицировали), в
  8. зависимости от типа. Обращение к толковым словарям помогало определить лексическое
  9. значение индивидуальных авторских слов.

  1. слова, созданные без информативности, но еще и те единицы, которые создаются по
  2. определенным словообразовательным моделям. При проверке на окказиональность мы
  3. использовали толковые словари, а также как носители языка полагались на свой опыт и
  4. интуицию.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка. В конце в виде приложения представлена составленная нами картотека окказионализмов Веры Полозковой.

2. Типы окказиональных новообразований

В лингвистике принято выделять следующие типы окказионализмов:

  • Фонетические;
  • Лексические;
  • Семантические;
  • Грамматические;
  • Окказиональные сочетания.[4]

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры.

Как на лемех приятен жирный пласт,
Как степь лежит в апрельском провороте!
Ну, здравствуй, чернозем: будь мужествен, глазаст.
Черноречивое молчание в работе.

А он не любил ни лота , ни кина
И в руки не брал домина !

Мучают бездарные люди, опозорив
Облик императора общим сходством с ним.
Чужды люди кесарю: Клавдий так лазорев ,
Люди ж озабочены пошлым и земным.

Окказионализм лазорев образован от узуального прилагательного лазоревый, но имеет другую семантику. Стихотворение пропитано сарказмом, поэтому в контексте этого произведения окказионализм лазорев является носителем отрицательной экспрессивной оценки.

Он – город часовых
в давнопрошедших позах ,
подстриженной травы,
живых головок Греза.

3. О Вере Полозковой

Вера Полозкова родилась 5 марта 1986 года в Москве. В 15 лет Вера закончила школу экстерном и поступила на факультет журналистики МГУ. Соответственно, на своем курсе она была самой младшей, всем остальным сокурсникам было уже по 18 лет. Несмотря на интерес к журналистике, Вера все больше стала интересоваться поэзией. За несколько месяцев до окончания пятого курса Вера ушла из университета.

В августе 2014 года Вера Полозкова вышла замуж за участника своего музыкального коллектива Александра Бганцева, а в декабре того же года родила сына Федора. В апреле 2018 года у пары родился второй сын — Савва.[12]


  1. 3.1. Поэтический язык Веры Полозковой

Как всякий автор, пишущий поэтические произведения, Вера Полозкова имеет свои стилистические и языковые особенности, которые лежат в основе ее авторского стиля.[12] Поэтический язык Веры Полозковой содержит богатое разнообразие свежих и оригинальных рифм, смелых и ярких поэтических образов, а также индивидуально-авторских окказионализмов. Кроме того, в стихотворениях поэтессы встречается живая разговорная речь, что делает ее произведения понятными и близкими читателю. Стихотворения также изобилуют различными тропами. Наиболее интересным элементом стиля поэтессы является ее словотворчество.

4. Классификация окказионализмов в творчестве Полозковой по типам

Одна из основных групп окказионализмов, представленных в творчестве Веры Полозковой — это лексические окказионализмы, образованные в соответствии со словообразовательной нормой, или с некоторым отступлением от нее, при помощи комбинаций общепринятых основ и аффиксов. Подавляющее большинство лексических окказионализмов — это существительные, образованные суффиксальным способом. В большинстве случаев окказионализмы этого типа создаются по образцу уже существующих в русском языке слов.[6]

В словообразовании участвуют, как правило, продуктивные суффиксы.[6] Например, суффикс –ость со значением отвлеченного признака встречается в исследуемых сборниках в словах богинность, искомость, любимость (в окказионализме кем-то-любимость ) и чьятость.

С помощью чистой префиксации образованы такие слова: недогумилев, перехокку. отъегиптянит, повылить, пообжег.

С помощью чистого сложения образуется слово баблодел (бабло + делать).

В отличие от существительных, глаголы образуются чаще именно с помощью префиксации, постфиксации или их комбинации: повылить, пообжег, лиловятся, раззвездело, отъегиптянит, перестиховала, посмешливеть, откричимся, отплакивается.

Таким образом, мы видим, что лексические окказионализмы представляют разные части речи и разные словообразовательные способы — как узуальные, так и окказиональные, как чистые, так и смешанные.[14]

Грамматические окказионализмы – это новообразования, в которых в конфликте находятся лексическая семантика и грамматическая форма. Таким образом, грамматические окказионализмы представляют собой не окказиональные слова, а окказиональные словоформы. Например, окказионально может использоваться несуществующая форма множественного числа слова, имеющего только форму единственного числа (или наоборот — форма единственного числа слова, имеющего только форму множественного числа). Характерным для стихотворений Веры Полозковой является образование краткой формы не от качественных, а от относительных прилагательных: графичен, порист, клетчат, сливочен, литы, приджазованна .

Еще одной особенностью словотворчества Полозковой является образование сравнительной степени от относительных прилагательных ( фарфоровей ) или от других частей речи, в частности от частицы все равно – все равнее и числительного один – однее . Таким образом, частица и числительное выступают в роли прилагательного.

Кроме вышеперечисленных форм автором также создаются формы множественного числа слов, имеющего только форму единственного числа: музыка/музыку – музык, водка/водку – водк . Интересны также склонения неизменяемых частей речи: никто – в разных нектах, пожалуйста – пожалуйст (Я большая-большая куча своих пожалуйст )

К группе синтаксических окказионализмов нами отнесены одна конструкция с окказиональным управлением ( помолчи меня (В.п.)), и шесть конструкций, в которых нарушены условия семантической или синтаксической валентности т.е. сочетаемости: о ком-нибудь так гореть (П.п.), переводит дух с русского на английский (Р.п. + В.п.), танцуй стихом (Т.п.), умереть в лысеющего быка (Р.п.), шириться бездной (Т.п.), я не умею этой прямоты (Р.п).

Фразеологические окказионализмы — это словосочетания, основанные на языковой игре и мотивированные различными устойчивыми выражениями. К окказионализмам такого типа относятся: бит в бит, нюанс в нюанс, вернуться живой с любви, до самого катафалка, не по словам, сестра Стругацкая. [3]

Окказионализмы бит в бит и нюанс в нюанс созданы по аналогии с наречиями точь-в-точь, один в один . Окказионализм вернуться живой с любви мотивирован выражением вернуться живым с войны , что позволяет интерпретировать его как сравнение любви с войной. Словосочетание до самого катафалка, мотивированное выражениями до самой смерти, до гроба .[1]

Семантические окказионализмы – это результат появления семантических приращений. Шесть слов и словосочетаний можно отнести к семантическим окказионализмам: аж по самую деревянную рукоять, в пазах, навеки, сверхурочная, одинаковой, фатально.

Окказиональность вышеперечисленных слов и словосочетаний обусловлена контекстом, в котором они употребляются. Так, например, узуальное наречие навеки приобретает дополнительные значения в контексте стихотворений: навеки имеет значение существительного с предлогом – на веки ( Навеки – это всего лишь чай / На верхние веки глаз ).[2]

Окказиональное сочетание слов.

Окказиональные (необычные) сочетания слов — это соединение лексем, которые в узусе не сочетаются, так как это противоречит закону семантического согласования. Эти лексемы не имеют общих сем, но благодаря контексту общие семы появляются.

Среди окказионализмов Веры Полозковой встречается 28 необычных сочетаний слов: безлюдная женщина, нетрудно ее суметь, огрести той женщины, оставаться насмерть, по кому-то гнить, происходит пятница на земле, слишком те же губы, случилась книжка, чаячий лай, поет нами, расплавит меня тобой, ветер курит, издевается шар земной и т.д.

Один компонент общепринятого сочетания заменяется другим и сочетание становится окказиональным ( чаячий лай – собачий лай ).

Окказиональность сочетаний может быть также обусловлена использованием неодушевленного предмета в качестве субъекта действия: ветер курит, издевается шар земной (и то и другое действие выполняется человеком: человек курит, человек издевается над кем-то ).

Графические окказионализмы стали изучаться относительно недавно, однако лингвистами отмечается широкое использование графиксации в рекламных текстах и заголовках СМИ.[13]

По результатам анализа можно сказать, что основная часть окказионализмов Полозковой является лексическими и образуется в соответствии со словообразовательной нормой, или с некоторым отступлением от нее, при помощи комбинаций основ и аффиксов.[6]

Достаточно большую группу представляют также слова, созданные путем сложения с помощью дефиса: август-гардеробщик, дочь-одиночка и т.д., в которых второе слово является определением первого.

Окказионализмы других типов, таких как семантические (всего 6 окказионализмов), синтаксические (6), фразеологические (5) и грамматические (7) насчитывают меньшее количество слов, однако представляют собой не менее интересные случаи образования индивидуально-авторских слов и синтаксических конструкций. Как и лексические окказионализмы, образованные по существующим моделям, окказионализмы вышеперечисленных типов также создаются по образцу существующих в языке устойчивых сочетаний и конструкций, нарушая их синтаксическую или семантическую связь.

Из 50 окказионализмов 8 не относится ни к одному из вышеперечисленных типов и представляют собой необычные (окказиональные) сочетания слов, которые обычно не сочетаются (пр. безлюдная женщина, чаячий лай ).

Появление окказионализмов — это непрерывный процесс: новые окказионализмы появляются в заголовках СМИ, в поэзии и прозе, в языке интернет-пользователей, а также в разговорной речи всех носителей языка, и требуют постоянного изучения и разностороннего описания.[9] Окказионализмы могут рассматриваться с разных точек зрения и на разных уровнях языка. Таким образом, в исследовании окказионализмов, и в частности авторских новообразований Веры Полозковой, лежит огромный потенциал.

Являясь молодым автором, Полозкова ведет активную писательскую деятельность, создавая все новые и новые индивидуально-авторские слова, которые могут послужить материалом для дальнейших исследований. Интересно предположить, что словесные новообразования являются своего рода языковой игрой. Именно в этом ключе мы и будем продолжать работать.

  1. Полозкова, Паволга 2015а. Полозкова В., Паволга О. Фотосинтез. Москва: Livebook.
  2. Полозкова 2015б. Полозкова В. Осточерчение. Москва: Livebook.
  3. Полозкова 2014. Полозкова В. Непоэмание. Москва: Livebook.

Приложение. Картотека окказионализмов Веры Полозковой

Окказиональное сочетание слов


«Держит в пластиковом стаканчике
Кофе – приторна как всегда.
– А в ночную? – Сегодня Танечке
– Подежурить придется – да?

Проблема поэтического словотворчества привлекает внимание исследователей сравнительно с недавнего времени, хотя она и является частью общей проблемы поэтического языка как функциональной подсистемы -- проблемы, разрабатываемой лингвистами уже в течение нескольких десятилетий. К исследованию словотворчества поэтов в разное время обращались многие лингвисты: О.И. Александрова, М.А. Бакина, В.Н. Виноградова, Г.О. Винокур, В.П. Григорьев, А.Д. Григорьева, И.А. Гулова, И.А. Загрузная, А.Г. Оганесян, Н.Н. Перцова, М.А. Петриченко, Э.И. Ханпира, В.Н. Хохлачёва, Н.М. Шанский, И.Е. Шахова и др.

Исследователи проблемы поэтического словотворчества обращают свой взгляд на различные её аспекты: языковой статус индивидуальных новообразований, способы словотворчества, продуктивность и функции авторских новообразований в художественных текстах разных родов и жанров литературы, в том числе и в поэтических произведениях, и в идиолектах отдельных художников слова, место словотворческих фактов среди других типов новых слов общего языка, взаимоотношения между узуальными и неузуальными новообразованиями, возможности пополнения новообразованными словами лексической системы языка и др.

Однако при всём многообразии подходов к словотворчеству отчётливо ощущается необходимость комплексного изучения этого явления в системе идиолекта на фоне общих закономерностей развития поэтического языка современности. Кроме того, исследование словотворческих фактов современной поэтической речи представляется важным для изучения языка современной русской поэзии, а также для выяснения вопроса о том, каким образом через систему индивидуальных новообразований проявляется мироощущение поэта.

Цель данной курсовой работы заключается в анализе индивидуально - авторских новообразований Евгения Евтушенко. Достижение данной цели предполагает собой решение следующих задач:

описание основных функций новообразований в поэзии Евгения Евтушенко;

классификация новых слов по способам словообразования с учётом их принадлежности к различным частям речи;

описание словообразовательных типов новообразований, определение степени их продуктивности по отношению к общему языку;

выявление наличия либо отсутствия отклонений от словообразовательных норм русского языка.

Принципы и методы исследования обусловлены его целями и задачами. Поэтические неологизмы рассматриваются в нескольких аспектах, важнейшими из которых являются структурно-семантический, лингвопоэтический и аксиологический.

Лингвопоэтический аспект исследования предполагает рассмотрение словотворческих фактов с точки зрения их функциональной значимости в структуре поэтического текста.

Необходимость рассмотрения новообразований в аксиологическом аспекте обусловлена, прежде всего, тем, что, как всякий реальный факт языка, созданные поэтом новые выразительные средства должны получать обоснованные лингвистические и лингвоэстетические оценки, а возможно, и коррективы. Как известно, словотворчество раскрывает широкие перспективы для выражения субъективного отношения художника слова к миру, к изображаемым поэтом предметам, явлениям и событиям. Иначе говоря, именно словотворчество аккумулирует в себе способность ценностно отображать действительность. Оценка конкретных новообразований с позиций аксиологии позволяет сделать определённые выводы о творческой манере поэта, его поисках в области создания новых выразительных средств, о месте и роли художника слова в развитии поэтического языка и современной словообразовательной системы. Аксиологический аспект работы позволяет, таким образом, провести исследование новообразований с точки зрения целей их создания, степени достижения этих целей, обоснованности появления словотворческих фактов в тексте произведений. Всё это способствует решению вопросов о жизненности новообразованных выразительных средств и возможности обогащения ими языковой системы.

Задачи исследования обусловили использование описательного метода, заключающего в себе приёмы лингвистического наблюдения с элементами анализа теоретических работ по данной проблеме, статистического и сопоставительного методов. Новообразования рассматривались в ходе семантико-деривационного и функционально-стилистического анализов. В работе использовались также приёмы контекстуального анализа, реконструкции конкретного словообразовательного акта, количественной оценки фактов.


Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 28.07.2014 2014-07-28

Статья просмотрена: 1783 раза

В статье рассматриваются индивидуально-авторские новообразования, выступающие в роли изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах футуриста В. Каменского. Анализируется использование поэтом новообразований в функции создания художественного образа (эпитет, метафора, олицетворение).

Ключевые слова: поэтический язык, индивидуально-авторские новообразования, идиолект, функции индивидуально-авторских новообразований

Поэтический язык — это особая система. Язык каждого поэта неповторим и индивидуален. Совокупность формальных и стилистических особенностей, свойственных речи (языку) отдельного носителя языка, в лингвистической науке называется идиолектом [1, 171]. Оригинальность поэта проявляется в выборе языковых средств для реализации художественных образов. Индивидуально-авторские новообразования и словотворчество — яркая черта идиолекта. Такие слова привлекают своей нестандартностью, неожиданностью, оригинальностью, они призваны выразить смысловые оттенки и экспрессию, для выражения которой в языке еще нет специальных средств.

Выполняемые индивидуально-авторскими новообразованиями функции и частота их использования конкретным автором позволяют говорить об особенностях мировосприятия поэта, об особенном и только ему присущем воспроизведении окружающего мира в идиолекте, в поэтической речи. Ярким примером этому является творчество поэта-футуриста В. В. Каменского.

Анализ различных стихотворений В. Каменского позволил нам установить, что эпитет является ведущим изобразительно-выразительным средством в его творчестве. Автор старается каждый образ сделать необычным, ярким, неожиданным. Для этого он использует оригинальные индивидуальные определения:

Жить чудесно! Подумай:

Теплая ночь развернет

Пред тобой синетемную глубь

И зажжет в этой глуби

Семицветные звезды…

(Жить чудесно, 53)

Многочисленные индивидуально-авторские новообразования, используемые в роли эпитетов, подчеркивают стремление поэта выделить образ / предмет в стихотворной строке: звучальные дни, лейная песенка, журчальная вода, перепевные тростинки, перекликный петух, сотворческое солнце, перезвучальные стихи, песниянные легенды, желанья неутайные, восход-багряница, страны неоткрывные, небо размашное.

Эпитет либо выделяет в предмете одно из его свойств (праздно-болтливые гости, дома балконно-высокие, ласково-близкая рука, бакалейно-коммерческие клубы, уездно-модные провинциалы), либо переносит на него свойства другого предмета (свежеясное солнце, танговое манто, невестное венчание, небовая покорность).

Самая многочисленная группа эпитетов у В. Каменского — эпитеты, выраженные сложными новообразованиями-прилагательными. Их использование позволяет поэту охарактеризовать предмет с разных, иногда противоположных, сторон, что способствует более яркому и детальному раскрытию образа, делает его еще более привлекательным и запоминающимся для читателя, при этом используется минимум средств: гибкострунный (Восток), тенеюжная (прохлада),яркоцветное (окно), (собиратель) яркодивный, спелоалые (ягоды),шелковоалый (кусок), напевно-изгибные (индианки),(солнце)свежеясное, снежновечерние (встречи)имногие другие.

Я стою на снежно-солнечной

На высокой горе,

Улыбаюсь сердцем радостным

Раннеутренней заре…

А розы в мае майные

В ветвинностях близки

Желанья неутайные

Девинности тоски…

(Грустинница, 104)

Многие новообразования-эпитеты являются образным определением для индивидуально-авторских слов, созданных Василием Каменским (что усиливает необычность созданного автором образа), например: экстра-гаст-рольное сверх-представление, измайные поэмии, словозвонная бесцель, лети-нные крылования, грустноокие грустняки, грустинницы солнцевстальные, сердцевзрывные перелетности идр.

В шелестинных грустинках

Зовы песни звончей.

В перепевных тростинках

Чурлюжурлит журчей.

Отличительной особенностью поэтического языка В. Каменского является то, что в роли эпитетов выступают сложные образования, состоящие из двух и более основ. Это и традиционно используемые в качестве эпитетов прилагательные и причастия (Рион небо-лунно-опаловый, звездно-опаловая ночь, я лечу солнцеалеющим), и композиты, позволяющие компактной формой не просто назвать предмет (чернолапы, розодать), но и охарактеризовать его с какой-либо стороны (Москва-суета).

Известно, что в основе метафоры лежит сопоставление одного предмета, явления с другим на основании их сходства. Основное ее свойство — образность. Метафора актуализирует смысловую структуру новообразований. При минимуме используемых средств она включает в себя богатое содержание, имеет большую информационную значимость.

Новообразования-метафоры в поэтических текстах Василия Каменского можно разделить на два типа, в зависимости от того, на каком этапе деривации происходит метафорический перенос:

1) новообразования, метафоричность которых определяется семантикой производящей основы (образованные от слов в переносном значении);

2) новообразования, метафорические возможности которых формируются в деривационном акте создания нового слова (образованы от слов, употребляющихся в прямом значении).

Новообразований, у которых метафоричность определяется семантикой производящей основы, немного: змеинно выбежит сестра (перен. как змея, извилисто), взвивайся орлино Пальмира (перен. как орел, высоко и гордо), облака-соболя (перен. соболиный — густой, пушистый), Кама серебропарчовая (серебро и парча), сверхрыцарская мерность (от рыцарский — перен. благородный, самоотверженный):

О ты — сверхрыцарская мерность

Оставь навеки нам завет:

В порывах, подвигах, исканьях

Легко нам истину найти –

Мы в человеческих скитаньях

Усовершенствуем пути.

(Николай Филиппов, 67)

Метафор — новообразований второго типа в произведениях поэта большее. Например: колоколить днями веселий, дни океанятся, крылья взголубились, корнерогие лани, ветрокудрая раздольница, огневеющие песни, солнцевейное сердце стихов, осолнцепаленая любовь и др.

В звездном сияньи

В стройном слияньи

С соснами-снами

Таинственных стран –

Мы встретились ясными

Крыльями-песнями

Легендой из Персии

Принцессы Мейран.

Яркой отличительной чертой поэтического идиолекта В. Каменского являются индивидуально-авторские новообразования-наречия, которые выполняют различные функции. Большинство из них выступают в функции метафоры: жить водопадно, торжествуем марсельезно, расцветить звучально, улыбнулсямореволно, ты слишком оперно воспета, расцветно мечтайте, всеколокольно я благодарен:

В шелестинности листьев

Весенне кусты

Собирают росу-заряницу,

А на утреннем небе

Вестинно мосты

Расстилают восход-багряницу.

(Первомайский день, 38)

Через Панамский канал

Два разлученные брата

Два океана-пирата

Океанские подали руки

Во славу культуры.

1. Виноградов, В. А. Идиолект // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцева. — 2-е изд. — М. 2001. — С. 171.

2. Степанов, Г. В. Язык. Литература. Поэтика / Г. В. Степанов. — М.: Наука, 1988. — 382 с.

4. Гаспаров, М. Л. Избранные труды. — Т. 2. О стихах / М. Л. Гаспа-ров. — М.: Языки русской культуры, 1997. — 504 с.

X районная научно-практическая конференция

ТЕМА: Авторские новообразования в поэтических

произведениях С.А. Есенина.

Хронология жизни и творчества

Индивидуально-авторские новообразования - имена существительные.

Индивидуально-авторские новообразования - имена прилагательные.

Индивидуально-авторские новообразования - глаголы.

Индивидуально-авторские новообразования - наречия.

Русская классическая поэзия формирует в человеке любовь к родной природе, уважение к родному дому. И именно Сергей Есенин посвятил свое творчество природе, Родине и любви. Мне захотелось подробнее узнать о его творчестве и о жизни, о том как он писал стихи, какие трудности переживал в своей жизни. Современники считали Сергея Александровича достойным приемником пушкинской славы, но в отличие от А.С. Пушкина у Есенина была короткая жизнь и загадочная смерть.

Мы думаем, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек - только частица живой природы, не противостоящая, а зависящая от него. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать себя в природе, как дома. Эти чувства помогут нам сохранить человечность, а значит, и человечество.

Поэтический язык – особый способ существования естественного языка, характеризуемый тем, что в нем элемент любого уровня организационной языковой системы стремиться стать семантически мотивированным и может быть оценен с точки зрения выполнения им эстетической или поэтической функции. Поэтический язык относится к языку как поэзии, так и художественной прозы. Для нас особый интерес представляет язык поэтических текстов, а именно словообразовательная и семантическая типология, стилистическая функционирование слов, созданных тем или иным автором.

Целью нашей работы является выявление особенностей индивидуально-авторских новообразований в поэтических произведениях С.А. Есенина.

Недостаточная освещенность отдельных вопросов, касающихся особенностей создания и функционирования лексических средств, интерес лингвистов к проблеме образования новых слов на протяжении последних десятилетий объясняют актуальность выбранной нами темы.

Новые слова появляются в устой и письменной речи, они отражают особое мировидение автора. Количеством образования новых слов отличаются поэты. Поэтическая речь отличается ритмом, особым ударением, потому для передачи мысли, чтобы не нарушить канонов стиха, поэты часто прибегают к созданию новых слов.

Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости.

С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.

Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: "Эх, стерва! Ну, куда ты годишься?" "Стерва" у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.

Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: "Ты у меня, дура, его не тронь. Он так будет крепче".

Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и, чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки. Две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.

Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя, и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую, шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в "Радунице".

Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба, которая продолжается и посейчас, несмотря на то, что мы шесть лет друг друга не видели.

Живет он сейчас в Вытегре, пишет мне, что ест хлеб с мякиной, запивая пустым кипятком и моля бога о непостыдной смерти.

За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию, я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии.

Самое лучшее время в моей жизни считаю 1919 год. Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена.

В РКП я никогда не состоял, потому что чувствую себя гораздо левее.

Любимый мой писатель - Гоголь.

Книги моих стихов: "Радуница", "Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", "Трерядница", "Исповедь хулигана" и "Пугачев".

Сейчас работаю над большой вещью под названием "Страна негодяев".

В России, когда там не было бумаги, я печатал свои стихи вместе с Кусиковым и Мариенгофом на стенах Страстного монастыря или читал просто где-нибудь на бульваре.

Самые лучшие поклонники нашей поэзии проститутки и бандиты. С ними мы все в большой дружбе. Коммунисты нас не любят по недоразумению.

За сим всем читателям моим нижайший привет и маленькое внимание к вывеске: "Просят не стрелять!"

Хронология жизни и творчества.

21 сентября (4 октября) 1895г. - родился Сергей Есенин.

1904г. - Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.

1912г. - Есенин переехал в Москву.

Осень 1913г. - знакомство с Анной Романовной Изрядновой.

21 декабря 1914г. - рождение первого сына Сергея Есенина Юрия.

1914г. - первая публикация стихотворений в газете "Новь" и журналах "Парус", "Заря".

Весной 1915г. - Есенин переезжает в Петроград, где знакомится с Н.А. Клюевым, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковским, А.А. Блоком.

1916г. - первый сборник стихов "Радуница"

1916г. - Есенин призывается в армию.

Весной 1917г. - знакомство с Зинаидой Райх.

1918г. - в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень", затем "Преображение".

1919г. - Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов.

1920г. - знакомство с Надеждой Вольпин.

1920г. - поэмы "Русь уходящая", "Песнь о великом походе", "Русь советская", "Анна Снегина", "Черный человек"; драматические поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев".

1920г. - выходит сборник стихов "Москва кабацкая".

19 сентября 1920г. - встреча с Галиной Бениславской.

3 октября 1921г. - знакомство с Айседорой Дункан.

1922г. - Есенин и Дункан сочетались браком.

1922-1923гг. - Есенин и Айседора совершают длительную поездку по Западной Европе и США.

1923г. - они разошлись.

1924 - 1925гг. - Есенин путешествует по Закавказью. В то же время выходит сборник "Персидские мотивы", стихотворения "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы".

1925г. - знакомство с Софьей Толстой.

27 февраля 1925г. - Есенин пишет свое последнее стихотворение "До свиданья друг мой, до свиданья… ".

28 февраля 1925г. - в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убили спецслужбы, инсценировав самоубийство.

Любимый способ словообразований Есенина – суффиксальный способ образования новых слов. Прием Есенина - метафоризация словосочетаний, переход качественных прилагательных в относительные. Глагольные образования появляются также за счет суффиксального способа. Безаффиксные образования особенно любимы Есениным (это также прием М.Цветаевой, А.Ахматовой и др.).

Есенин почти не использует лексикон поэтов XIX в., склонных к словообразованию, ему близки диалектная лексика и неологизмы его современников. Он воспринимает словотворчество не как самоцель, а как дополнительный способ поэтической выразительности.

Индивидуально-авторские новообразования – имена существительные.

В поэтической речи С.А. Есенина существительные составляют более одной трети от всех новообразований. По степени продуктивности среди них можно выделить следующие лексико-семантические группы:

- существительные со значение лица;

- существительные со значением отвлеченного признака;

- существительные со значением субъективной оценки.

Данные группы подразделяются на подгруппы в зависимости от словообразования.

Названия отвлеченных понятий.

Данная семантическая группа занимает большую часть всех новообразованных существительных в поэтических произведениях русского поэта.

Суффикс -есть (-ость) образует существительные со значением отвлеченного признака или состояния (свеж есть , бледн ость , жал ость , смел ость ).

«С чьей-то ласковости вешней

Отгрустил я в синей мгле

О прекрасной, но нездешней,

Не гнетет немая млечность ,

Не тревожит звездный страх.

Полюбил я мир и вечность,

«Это сделала наша равнинность,

Посоленная белью песка,

И измятая чья-то невинность,

Образования на - ие, -ия, -ий.

«А там, за взгорьем смолым,

Кудрявый и веселый,

«Тихо, тихо в божничном углу,

Месяц месит кутью на полу…

Но тревожит лишь помином тишь

Образования с нулевой суффиксацией.

В произведениях С.А. Есенина новообразования данного типа созданы от основ глаголов (в основном имена существительные мужского рода) и прилагательных (имена существительные женского рода):

«Оловом светится лужная голь …

«Я пастух, мои палаты –

Межи зыбистых полей.

По горам зеленым – скаты

Отмечены случаи отглагольных образований – существительных с нулевым суффиксом женского рода:

Так испуганно в снежную выбель

Заметалась звенящая жуть….

Менее распространены новообразования от бесприставочных глаголов. Чаще всего они образовываются от глаголов со звукоподражательными корнями и в большинстве случаев обозначают однократное действие, сопровождающееся звучанием:

«Серым веретьем шалаши,

Имена существительные, образованные по малопродуктивным моделям и по аналогии с непродуктивными моделями.

К числу малопродуктивных образований среди отвлеченных имен существительных относятся существительные с суффиксом –н(я) , которые образуются от глагольных основ. Данные слова просторечны и экспрессивны в своем большинстве:

«Держат липы в зеленых лапах

Также к числу непродуктивных образований в современном русском языке относятся отвлеченные существительные с суффиксом –от(а) , который обозначает состояние (глухота, темнота, духота).

«А в окне на сене скатые

От пугливой шумоты

Из улов щенки кудлатые

Существительные, созданные с нарушением словообразовательных правил. К данному типу новообразований относятся существительные с суффиксом –енок- (во множественном числе –ят ):

«Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленькой матке

«Им деревянным брюхом не согреть,

В стихотворениях С.А. Есенина встречаются слова с суффиксом –ин(а), которые образовались от основы отвлеченных существительных, хотя обычно в русском языке с помощью данного суффикса образуются слова с конкретным значением: лоб – лбина, мост – мостина .

«Пьют и плачут в одно с непогодиной ,

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в поэтической речи С.А. Есенина большое количество имен существительных. В зависимости от того, с помощью чего образовывались новые слова, мы подобрали примеры на каждую группу и дали им краткую характеристику.

Индивидуально-авторские новообразования – имена прилагательные.

Имена прилагательные в поэтической речи играют достаточно большую роль, поэтому по своему количеству употреблений они почти не уступают именам существительным, в том числе и в области новообразования. Рассмотрим имена прилагательные в группах в соответствии со способами их образования.

прилагательные, образованные способом сложения.

Данный способ достаточно распространен при образовании новых слов поэтической речи С.А. Есенина.:

«Сердце неласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

«Обняв трубу, сверкает по повести

Зола зеленая из розовой печи.

Кого-то нет, и тонкогубый ветер

Качественные прилагательные в стихотворениях С.А. Есенина образуются с помощью суффикса –н-(-ин-) от основ неодушевленных имен существительных и от предметно-обстоятельственных наречий места и времени:

«Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Относительные имена прилагательные в поэтическом языке стихотворений С.А. Есенина образуются при помощи суффикса –ов- (-ев-) от непроизводных и производных основ имен существительных:

«Души бросаем бомбами,

Притяжательные имена прилагательные образованы С.А. Есениным от основ неодушевленных имен существительных, хотя по нормам современного русского литературного языка они образуются от основ одушевленных имен существительных:

«И придем мы по равнинам

Прилагательные, образованные с нарушением словообразовательных правил:

«Ты светишь августом и рожью

И наполняешь тишь полей

Такой рыдалистою дрожью

Таким образом, анализ собранных слов позволяет говорить о многообразии новообразований – имен прилагательных. Они созданы различными способами словообразования. Каждое из созданных С.А. Есениным слов, позволяет достичь образности, выразительности, создает особую поэтическую атмосферу и свидетельствует о креативных способностях настоящего мастера художественного слова.

Индивидуально-авторские новообразования – глаголы.

Глаголы в поэтических произведениях встречаются не так часто как имена существительные и имена прилагательные. В своем большинстве новообразования основываются по общепринятой глагольной модели, образовываясь лишь при помощи суффикса и приставки:

« Взбрезжи, полночь, луны кувшин

С помощью приставок были образованы следующие слова:

«Грустя и радуясь звезде,

Спадающей тебе на брови,

Ты сердце выпеснил избе,

«Закадили дымом под росою рощи…

Среди глаголов отмечены примеры будущего времени, образованные приставочным способом от глагольной основы:

«Всколыхнет от Брюсова и Блока,

Таким образом, можно сделать вывод, что глаголов в поэтической речи С.А. Есенина небольшое количество. Все они образованы по продуктивным моделям в современном русском языке. Основными формами для образования новых слов выпустили приставки и суффиксы. Такой способ, как сложение основ, не проявился в словотворчестве поэта.

Индивидуально-авторские новообразования – наречия.

Наречие – это производная часть речи. В современном русском языке наречий относительно немного. Но они могут образовываться от других частей речи. В стихотворениях С.А. Есенина отмечены наречия, но их единицы и образованы они суффиксальным способом. Приведем примеры:

«А у низеньких околиц

«Вынимали калики поспешливо

Новообразований – наречий не так много, но каждое из них помогает автору наиболее точно и ярко раскрыть художественный образ.

Читайте также: