Новообразование как результат реорганизации я-концепции стариков это


⚑ Закажите написание студенческой работы!

Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!

Выберите правильный ответ:

[ верно ] конструктивное

Выберите правильный ответ:

[ верно ] болезнь Альцгеймера

Выберите правильный ответ:

[ верно ] пограничная

Выберите правильный ответ:

[ верно ] социальная ситуация развития

Выберите правильный ответ:

[ верно ] творчество

Выберите правильный ответ:

[ верно ] групповая подготовленность в определенной сфере деятельности

[ верно ] единство целей

Выберите правильный ответ:

[ верно ] деменция

Выберите правильный ответ:

[ верно ] фрустрация

Выберите правильный ответ:

[ верно ] самовраждебности

Выберите правильный ответ:

[ верно ] филогенез

Выберите правильный ответ:

[ верно ] бихевиоризма

Выберите правильный ответ:

[ верно ] аккомодация

Выберите правильный ответ:

[ верно ] отчаяние

Выберите правильный ответ:

[ верно ] сложной организации развития во времени

Выберите правильный ответ:

[ верно ] смысл жизни

Выберите правильный ответ:

[ верно ] пожилой

Выберите правильный ответ:

[ верно ] кризисы

Выберите правильный ответ:

[ верно ] эмоциональная

Выберите правильный ответ:

[ верно ] самообесценивания

Выберите правильный ответ:

[ верно ] общая структура

[ верно ] общая цель

Выберите правильный ответ:

[ верно ] стихийно-обыденный

Выберите правильный ответ:

[ верно ] гнев

Выберите правильный ответ:

[ верно ] чувство личностного благополучия

Выберите правильный ответ:

[ верно ] энергетический

Выберите правильный ответ:

[ верно ] детерминизм

Выберите правильный ответ:

[ верно ] время жизни

Выберите правильный ответ:

[ верно ] изменение образа жизни

Выберите правильный ответ:

[ верно ] созревание

Выберите правильный ответ:

[ верно ] мудрость

Выберите правильный ответ:

[ верно ] пожилых

Выберите правильный ответ:

[ верно ] продуктивное общение

Выберите правильный ответ:

[ верно ] генеративность

Выберите правильный ответ:

[ верно ] отрицание

Выберите правильный ответ:

[ верно ] старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью

Выберите правильный ответ:

[ верно ] активная, творческая старость

В зрелом взрослом возрасте человек пытается быть успешной в разных сферах жизни. Она проходит новые стадии развития вместе с детьми, взрослеют, меняются формы взаимодействия и статус относительно старшего поколения (стариков). Кроме того, происходят изменения общего социального положения и сферы профессиональной деятельности.

Во всех этих изменениях участвует Я-концепция личности. Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого количества отдельных Я-концепций и в процессе генерирования концептуального ядра личности. Я-образ, который констатирует реальность, создает основу для личностных прогнозов дальнейших перспектив развития, может обусловливать особенности самооценки. Самооценки зрелой личности становятся более реалистичными, рационализированные прогнозы дальнейшего развития уточняют цели и смысл жизни, Я-концепция выверяет свои истинные ценности.

Г.Хейвінгхерст выделяет в жизни человека в период зрелого взрослого возраста основные события, которые определяются как жизненные задачи:

* достижение зрелой гражданской и социальной ответственности;

* достижение и поддержание целесообразного уровня жизни;

* выбор соответствующих способов досуга;

* помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми;

* усиление личностного аспекта супружеских отношений;

* принятие физиологических перемен зрелого возраста и приспособления к ним;

* приспособление к взаимодействию со старыми родителями. Решение этих задач происходит под контролем и влиянием Я-концепции человека, которая также постоянно совершенствуется.

Да, Я-концепция становится более реалистичной, избавляется от иллюзий юности и ранней взрослости в процессе оценки жизненных перспектив и возможностей. Более адекватное восприятие и переживание своего истинного "Я" достигается человеком за счет освобождения от условной ответственности перед оценками и ожиданиями тех, кто выполнял роль наставников (родители, профессиональные руководители, государственные лидеры и тому подобное). Новое осознание себя приводит к добровольному принятию личной ответственности за собственное развитие. Г.Нельсон-Джоунс утверждает, что человека можно считать "лично ответственным" только в том случае, когда она берет на себя ответственность за свою самоактуалізацію, а не только чувствует ответственность по отношению к другим.

Я-концепция в зрелом взрослом возрасте продолжает развиваться. В гармоничной личности увеличивается не только количество, но и значение положительных Я-концепций, что обеспечивает позитивное принятие себя.

В зрелом взрослом возрасте для личности, которая успешно самоактуалізуються, чрезвычайно важными являются этические ценности. Это проявляется в отношениях с молодыми людьми и старшим поколением. Зрелые взрослые способны идентифицировать себя с другими людьми, могут способствовать их самоактуализации, так же как и собственной самоактуализации. Зрелая, развитая личность способна провести четкую границу между целями и средствами, то есть большее значение для самооценки приобретают Я-образы, контролирующих моральные нормы, в отличие от действующих операционных Я-образов младшего возраста.

Я-концепция зрелой личности способствует проявлению основных положительных индивидуальных свойств: открытости переживания, рациональности, личной ответственности, самоуважения, способности поддерживать позитивные личностные отношения.

При сравнении особенностей Я-концепции на этапе раннего и зрелого взрослого возраста, возможно утверждать, что зрелая взрослая личность более основательно относится к выбору цели для реализации своих сил и индивидуальных способностей, а также проявляет большую ответственность за результаты своего самовыражения. Таким образом, суть Я-концепции составляет не самоактуализация с использованием любых доступных для индивида средств, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значимых личностных ценностей (по сравнению с ситуационным).

Если такая эволюция не происходит, то одной из причин "задержки" психического развития человека может быть незавершенность самоактуализации на этапе импульсивного, спонтанного, "юношеского" экспериментирование. То есть, ее личностные модели и "перспективные Я-образы" еще не прошли проверку реальностью.

Такие элементы Я-концепции создают напряжение якобы "нереализованных возможностей" и мобилизуют усилия человека в направлении действий, противоречащих обще-социальным правилам и концептуальным личностным нормам (в этом случае отдельные Я-концепции личности неэффективно интегрируются в общую концепцию).

Итак, формирование неэффективной Я-концепции в зрелом взрослом возрасте происходит в ситуации избытка непроверенных практикой (или ее моделированием) Я-образов человека, особенно, когда Я-образы являются противоречивыми и их воплощение возможно в различных, несоединимых реалиях.

Кризис пенсионного возраста

Часто люди настолько болезненно переживают этот момент своей жизни, что он приводит к психическим, физическим проблемам, а то и к преждевременной смерти. Человек жил на протяжении всего времени с нарушенной системой ценностей, и когда главная ценность исчезает, то теряется смысл жизни, а следом и сама жизнь.

Конечно, на пенсионный кризис влияет нарушение привычного образа жизни, изменение социального статуса, выход на активные позиции следующих поколений, ухудшение здоровья, но главными причинами я считаю неверное мировоззрение человека: непонимание смысла жизни вообще и данного периода в частности, незнание своих возможностей и неумение их раскрывать, нарушенная система ценностей, непонимание целей и неверная постановка задач, отсутствие духовной грамотности. То есть, по сути, нерешенность тех задач, которые вытекают из перечисленных качеств зрелого человека. У зрелого человека не возникнет пенсионный кризис – на этот момент он даже не обратит внимания.

Часто люди настолько болезненно переживают этот момент своей жизни, что он приводит к психическим, физическим проблемам, а то и к преждевременной смерти. Человек жил на протяжении всего времени с нарушенной системой ценностей, и когда главная ценность исчезает, то теряется смысл жизни, а следом и сама жизнь.

Конечно, на пенсионный кризис влияет нарушение привычного образа жизни, изменение социального статуса, выход на активные позиции следующих поколений, ухудшение здоровья, но главными причинами я считаю неверное мировоззрение человека: непонимание смысла жизни вообще и данного периода в частности, незнание своих возможностей и неумение их раскрывать, нарушенная система ценностей, непонимание целей и неверная постановка задач, отсутствие духовной грамотности. То есть, по сути, нерешенность тех задач, которые вытекают из перечисленных качеств зрелого человека. У зрелого человека не возникнет пенсионный кризис – на этот момент он даже не обратит внимания.

40.Старость – завершающий период жизни человека.

В этом возрастном периоде возникает высший уровень личностной интеграции. Качество жизни зависит от успешности решения основных стратегических задач предшествующих периодов жизни. Характерно некоторое ослабление процессов восприятия и двигательной активности. Старость не связана с неизбежной общей психической деградацией – у многих людей сохраняется оптимальный уровень интеллекта и эмоционально-волевых возможностей.

Ведущим психическим новообразованием данного периода принято считать отношение человека к своей жизни, возникновение МУДРОСТИ и отношение к смерти.

Пожилой возраст принято определять с периода выхода на пенсию. Данный этап в жизни человека влечет за собой множество перемен, одной из которых является изменение образа и стиля жизни. Это переход человека из одной социальной роли в другую.

Изменяется личность человека, он начинает иначе себя вести, относится к другим людям, заново осмысливает действительность и свои ценности. Ему нужно примириться с новой социальной ролью, т.е. понять, какие возможности перед ним открываются, какие пути для него закрыты, что значит быть пенсионером.

Многие авторы (например, Е.С.Авербух) говорят о том, что выход на пенсию является травмирующей ситуацией. Самооценка человека резко падает, он ощущает себя социально бесполезным человеком. Понижается уровень самоуважения, что влечет за собой соответствующие поведенческие изменения.

По мнению Ю.М.Губачева, чем раньше человек выйдет на пенсию, тем быстрее станет физически, духовно и умственно мало подвижным, что может негативно сказаться на его личности.

Выход на пенсию – это изменение ситуации не только для тех, кто окружает его, поэтому процесс приспособления проходят и пенсионер, и его близкие. Человек встает перед выбором нового рода занятий. Именно здесь. Большую роль для пенсионера играет его семья. Именно здесь человек может восполнить пробелы в общении.

Р.С.Эшли предлагает фазы пенсионного процесса:

Роль семьи в создании психологического комфорта особенно важна в завершающей фазе, когда человек как бы подводит итого всей прожитой жизни.

Американские ученые с успехом доказывают, что интеллектуальные возможности пожилых людей определяются не столько возрастными показателями, сколько физическим состоянием здоровья, изолированностью, недостатком образования и др. При этом следует учитывать как закономерности в развитии человека данного возрастного периода, так и его индивидуальные особенности.

Особое внимание ученые уделяют проблеме одиночества в старости. Причиной такого самовосприятия могут служить следующие факторы:

  • слабое состояние здоровья;
  • ограниченный круг общения;
  • отсутствие семьи и близких людей и др.

Так, А.И.Берг доказал, что для нормального психического развития, человек должен контактировать с окружающим миром, общаться. При полной изоляции человека от окружающего мира может начаться безумие. Эти контакты способствуют активизации интеллектуальной деятельности. В межличностном общении, как бы отсрочивается старость. Именно этому возрасту в большей степени свойственно одиночество. Темы для общения у пожилых людей также определяются их состояние здоровья, наболевшими проблемами, воспоминаниями прожитой жизни. Круг его общения ограничен (семья, близкие, соседи, участковый врач). И здесь нужно учитывать закономерности и особенности психических изменений данного возраста.

Главным психическим новообразование в старости является становление и развитие мудрости Формируется новое отношение к смерти и бессмертию. По этому поводу, П.С.Гуревич пишет, что возникает несколько позиций в понимании бессмертия у людей с различным уровнем интеллектуального развития, их жизненного опыта и духовности. Так, одни считают, что их бессмертие – в их детях, другие – в научных и творческих достижениях, которые останутся после смерти; третьи – в духовном единении с Господом Богом; четвертые – в переходе одной энергии в другую, в единении со всей природой и растворении в ней.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 650 ;

Тесты психология развития и возрастная психология.

1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст

2. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни – это возраст

3. Функция движения, направленная на внешний мир, - это функция

4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину: 1) ранее детство 2) детство 3) отрочество

5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это

6. История индивидуального развития личности – это

7. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития, - это закон

(?) неравномерности возрастного развития

(?) развития высших психических функций

8. Пассивное приспособление к среде – это

9. Сжатая форма действия, по Ж.Пиаже, - это

10. Особые, относительно непродолжительные по времени (до год(?) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями , - это возрастные

11. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это

(?) зона ближайшего развития

(?) зона актуального развития

12. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это

13. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это

14. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм

15. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе

(?) смежности во времени

16. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это

17. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это

18. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это

19. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это

20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, - это

21. Активное приспособление к среде – это

22. Изучение личности в разных видах деятельности – это

(?) метод обобщения независимых характеристик

23. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, - это закон

(?) сложной организации развития во времени

24. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности

25. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон

27. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано

28. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится

29. Основным внутренним рычагом саморегуляции является

30. Удлинение тела стимулируется в основном гармоном роста, который называется

31. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это

32. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа

33. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это

34. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это

35. Потребности в компетентности относят к потребностям

36. Основные типы темперамента получили свои названия по тем жидкостям, которые, согласно учению Гиппократа, преобладали у человека. Сангвинический темперамент связан с преобладанием

37. Эмоции отражают

(?) явления, имеющие стабильную мотивационную значимость

(?) предметы и явления реального мира

(?) объективные отношения, в которых находятся явления реального мира к нуждам организма

38. Факторы , вызывающие стресс, называют

(?) возникают из волевого начала

(?) возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию

(?) независимы от потока текущих событий

(?) способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили

40. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:

(?) кровь, лимфа, желчь, ткани

(?) кровь, лимфа, желчь, мышцы

(?) кровь, лимфа, желчь, черная желчь

(?) кровь, лимфа, желчь, кости

41. Средство хранения и передачи познавательного, трудового опыта многих поколений – это

42. Эмоция – отражение реальной действительности в форме

43. В основе темперамента лежит

(?) тип нервной системы

(?) спокойное, равномерное развитие

(?) противоречивое, неравномерное развитие

(?) прогрессирующее ускоренное развитие

(?) все ответы правильны

(?) социальная ситуация развития

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Понятие и суть

В психологии под новообразованием понимают психическое и социальное изменение, которое происходит в сознании человека. Оно определяет качество жизни, темп развития, отношение к среде. Новообразование — результат качественного изменения.

У каждого возрастного периода есть свои специфические характеристики. Для него типичны свои новообразования, которые становятся ведущими для данного возраста. Личность человека подчинена ведущему изменению, от него зависит, как личность будет развиваться в. К новообразованиям относятся психические явления, отдельные свойства характера.

В подростковом возрасте свойства новообразований могут быть неверно истолкованы. Психиатр или невропатолог могут ошибочно принять их за симптомы психического заболевания. Важно не торопиться с лечением и вначале наблюдать за изменениями в поведении подростка. Вероятно, когда период перехода на новую ступень развития личности закончится, поведение подростка нормализуется.

История открытия и исследователи

Несмотря на работу, которую проделали психологи для изучения особенностей развития психики, в теории возрастной периодизации развития психики остается много сомнительных моментов.

Первая проблема относится с самой ведущей деятельности. Определить четкие критерии, которые позволили бы отделить деятельность, направленную на развитие, от других видов деятельности, нет. Нельзя сказать, что игра для ребенка значительно отличается от неигры, общение от необщения. Основным фактором отбора ведущей деятельности психологи рассматривают мотив. Но исследования показывают, что для детей одна и та же деятельность может быть продиктована разными мотивами. При этом сложно отследить, какая деятельность привносит изменения в Я-образ ребенка, а какая проходит бесследно.

Второй сложностью, вставшей на пути изучения возрастной периодизации, стала смена одного вида ведущей деятельности на другой. В. Давыдов утверждал, что последовательная смена (когда ребенок вместо игры концентрируется на учебе, а взрослый с обучения переключается на труд) происходит не всегда. Ведь элемент игры сохраняется в учебной деятельности. И даже у взрослых.

Третьей проблемой стала взаимосвязь деятельности и условий психического развития. Считается, что развитие личности ребенка стимулируется общением со сверстниками и взрослыми. Но не каждый вид общения влияет на психику благотворно. Если ребенок находится во враждебной среде, познавательные функции угнетены. Общение не только не способствует развитию, но и замедляет его.

Чтобы проверить теорию автономности процесса возрастного развития, Выготский предложил использовать новый подход в образовании. Он полагал, что уроки необходимо упразднить, предоставив детям возможность самим выбирать, что они хотят изучать. Такой подход практиковался в ряде школ, но он показал отрицательный результат. Дети, которые самостоятельно выбрали предметы для изучения, не отличались высокими интеллектуальными способностями. Наоборот, чаще они отставали от сверстников.

Выготский и его последователи убеждены, что это только первый этап исследований и его результат нельзя считать окончательным провалом теории самообучения. Необходимо больше исследований, чтобы проработать версии об отличиях развивающего свободного общения и организации взаимодействия детей в коллективе.

Классификация


Классификация психологических новообразований связана с возрастными периодами. Основным считается возрастная линейка, предложенная Элькониным:

  1. Новорожденность — ребенок обладает комплексом оживления, который активизируется сразу после рождения.
  2. Младенчество — приобретение навыка прямохождения, умения отличать родных взрослых от чужих людей.
  3. Раннее детство — появление самооценки, активной речи, интереса к сверстникам.
  4. Дошкольный период — возникновение субъектного поведения, развитие познавательных функций.
  5. Отрочество — развитие мышления, умения планировать, формирование высших чувств.
  6. Юность — появление способности к саморазвитию, саморефлексии.
  7. Молодость — понимание своей деятельности, формирование устойчивого отношения к миру.
  8. Взрослость — распределение обязанностей между обществом, семьей и работой.
  9. Зрелость — переход к новой социальной роли, оценка жизненных достижений.
  10. Старость — подведение жизненного итога.

Значение в развитии индивида

Если у человека нет возможности вовремя попасть в подходящие условия для развития ведущей деятельности, шансы на появление новообразования снижаются. Дети, с которыми редко разговаривают, учатся произносить звуки гораздо медленнее. Они могут не заговорить.

В возрасте 5 лет ребенок может освоить любой язык, повторить любые звуки. К 10 годам эта способность теряется, и дети, выросшие вдали от родной культуры, никогда не заговорят на родном языке полноценно. Взрослым изучение языка дается труднее. Некоторые звуки человек не может ни различить, ни произнести. Поэтому ключевое значение для благополучного развития имеет окружающая среда.

Методы изучения

В младенчестве и раннем возрасте развитие новообразований могут отслеживать родители. Каждый ребенок перед поступлением в детский сад должен уметь:

  • самостоятельно уверенно ходить;
  • использовать столовые приборы;
  • отличать свою одежду и игрушки от вещей других детей;
  • обладать минимальным словарным запасом;
  • не бояться взрослых.


Проблематика

Возрастные изменения психики устроены так, что перескочить через один из них и перейти к следующему нельзя. Если ребенок не усвоил игровую деятельность, он не сможет перейти к учебной, потому что в психике нет основы для нее. Развитие можно ускорять, но замедлять опасно.

Для успешного жизненного сценария важно следить за периодизацией возрастных изменений ребенка и вовремя принимать меры, если было выявлено нарушение или отставание.

Тема 11. Психология старости

1. Физическое и психическое развитие в старости.

1. Физическое и психическое развитие в старости

Хронологические рамки (возрастные границы). Пожилой возраст (старение) – 60 – 75 лет. Старость – 75 ‑ 90 лет. Долгожительство – свыше 90 лет.

Физическое развитие. Происходит угасание функций на молекулярном уровне, на уровне функциональных систем. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других системах в процессе инволюции организма. Снижение энергетического потенциала вследствие ослабления интенсивности генерации энергии (тканевого дыхания и гликолиза) происходит в отделах мозга разными темпами.

Социальная ситуация: готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости.

Ведущая деятельность: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; появляется хобби; прародительство; постепенный отказ от активности.

Психическое развитие: Снижается слуховая чувствительность, снижаются разные виды цветовой чувствительности. Претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект.

Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Продолжает функционировать эмоциональная память. Выраженное ослабление механического компонента памяти. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной памяти).

В этом возрастном периоде характерно появление саногенного мышления – способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого

Личностное развитие. В. Генри делит старых людей на три группы, в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться и д.т. Вторая группа включает тех, кто занимается собственным делом – хобби. Третья группа – люди со слабой психической энергией, не занятые ничем или занятые только собой.

Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Правильное ощущение собственного возраста – это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости: конструктивная установка, установка зависимости, защитная установка, установка враждебности; установка враждебности, направленная на самого себя.

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, старик-экстравертированный (в типологии К.Г. Юнга), интровертированный тип.

Общение. Сужение круга общения. Отсутствие контактов с обществом вызывает у старых людей эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим.

Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Женщины в среднем сохраняют больше социальных контактов в силу того, что у них больше социальных ролей; чаще они имеют больше друзей, чем мужчины. Старые люди со здоровой психикой и соматически здоровые охотнее и дольше стараются сохранять и поддерживать имеющиеся социальные связи, часто придают им характер ритуала (например, ежевечерние звонки по телефону и т.д).

Новообразования. К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования ‑ результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Чувство принадлежности к группе или группам, личностный комфорт во взаимодействии с людьми, интегрированность с ними. Чувство общности с другими людьми, вера в других, мужество быть несовершенным, оптимизм, принятие своей жизни.

Жизненная мудрость – основное новообразование старости ( Э. Эриксон).

Счастливая старость. Интегративность ‑ цельность личности.

Кризис. Кризис ухода на пенсию сказывается нарушением режима и уклада жизни, наблюдается невостребованность, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций, может усложнятся утратой близких.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. В чем суть кризиса индивидуальной жизни в стадии старости?

2. Каковы закономерности развития человека в старости?

3. Какие типологии старости вы знаете? Каковы их критерии?

2. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме. Дополните список.

1. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 29 -32.

2. Семенов И.Н. Репецкий Ю.А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 32 – 38.

Список рекомендуемой литературы

1. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996.‑ №6.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. –4 60с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

4. Толстых А.В. Возраст жизни. – М., 1998.Шахматов Н.Ф. Психологическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996.

5. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.

6. Канунго М. Биохимия старения. ‑ М.: Мир, 1982.

7. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. ‑ М.: Смысл, Академический проект, 1999.

8. Бурльер Ф.А. Старение и старость. ‑ М.: Мир, 1962.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. ‑ М.: Наука, 1977.

Читайте также: