Нетленные останки в раке

Нетленные мощи — останки христианских святых, обычно хранящиеся в храмах в особом ларце (раке) и являющиеся предметами особого почитания.

Природа явления

С точки зрения науки тело может сохраниться, если находится в помещении с чрезвычайно сухим воздухом или в очень сухом грунте, а в почве с большим содержанием извести способно даже окаменеть.

История

Примером нетленных мощей являются останки католической монахини Бернадетты Субиру, известной тем, что ей 18 раз являлась Дева Мария. Тело послушницы трижды эксгумировали. Первая процедура состоялась в 1909 г. через 30 лет после смерти, вторая — в 1919 г., третья — в 1925 г., и всякий раз останки оказывались нетленными. После этого мощи святой Бернадетты поместили в специальный ящик и выставили его для всеобщего обозрения и поклонения. Тело монахини до сих пор отличается удивительной свежестью и не имеет ни малейших признаков разложения. Кажется, что женщина просто спит.


Александр Свирский — один из немногих православных святых, который был канонизирован всего через 14 лет после смерти. При жизни он отличался необыкновенной набожностью, много работал и спал на голом полу в выкопанной им самим пещере. Послушника не стало в 1553 г. Согласно завещанию, его похоронили у стен церкви Преображения Господня. Когда в 1641 г. началась перестройка храма, могилу вскрыли и обнаружили, что спустя почти 100 лет тело преподобного не подверглось разложению. Рядом с Преображенским собором впоследствии выросли новые храмы, которые образовали комплекс Александро-Свирского монастыря.

Во время эксгумации мощей исследователи не раз отмечали, что ткани тела не просто не поддавались разложению, но были живыми в физиологическом смысле.

Неверно полагать, что нетленные останки принадлежат только христианским угодникам. Например, такого рода реликвии есть и в буддизме. Так, широко известен случай нетления тела религиозного деятеля Даши-Доржо Итигэлов — главы бурятских буддистов. Перед кончиной он завещал вскрыть его могилу через 30 лет после погребения. Эксгумация останков святого проводилась дважды: в 1955 и 1973 гг., и оба раза оказывалось, что его тело не поддается разложению. С 2002 г. тело хамбо-ламы содержится в специальном саркофаге Иволгинского дацана.


В китайских летописях сообщается о знаменитом патриархе Сунь Гунь Нене, умершем в 712 г. В XIII в. монголы, оккупировавшие Китай, выкопали останки старца из могилы и замерли от удивления: тело умершего не подверглось тлению.

В Таиланде на острове Самуи в буддийском монастыре выставлен стеклянный ящик с мощами монаха Пра Кру Санатакититткхуна, умершего в 1973 г. Перед смертью он сел в позу лотоса и сказал окружающим, что уходит в нирвану. Спустя какое-то время ученики соорудили стеклянный саркофаг и поместили туда тело усопшего. Несколько лет назад у монаха без видимых причин вытек правый глаз, после чего на него надели солнцезащитные очки, чтобы не пугать многочисленных туристов пустой глазницей.

Другой буддийский посвященный Пу Чао скончался в 1982 г. на Тайване в состоянии медитации. Его тело погребли в пещере, позволив гостям монастыря осматривать усопшего и даже жать ему руку. Монахи раз в неделю протирают тело святого влажным полотенцем. С их слов, мускулы покойного упругие, а волосы продолжают расти.

В 1918 г. отряд чекистов отправился в Александро-Свирскую обитель с задачей уничтожить находящиеся в ней мощи святого. Большевики хотели продемонстрировать народу, что попы врут и нетленные останки — это сказки. Но когда они открыли раку с мощами преподобного Александра Свирского, их охватил ужас: тело преподобного находилось в таком состоянии, будто он умер вчера. Рассказать правду чекисты не могли, поэтому тайно вывезли останки в Петроград, а вместо реликвии положили куклу, которую и показывали народу. Только в 1998 г. нетленное тело вернулось в родную обитель. Отмечено, что из стопы преподобного Александра систематически сочится миро, на цветочный запах которого слетаются пчелы со всей округи.

В каждой религии есть то, что может показаться странным посторонним лицам. Римско-католическая церковь в этом плане не является исключением. Католики считают, что некоторые люди настолько были святы при жизни, что их останки не способны разлагаться. И это делает их нетленными. Ниже представлена подборка фото нескольких святых, которые были выставлены в стеклянных гробах на всеобщее обозрение.

Мистика нетленных мощей

Все привыкли думать, что физическая кончина любого живого существа является необратимым процессом, т. е. вернуть покойника к жизни невозможно. Издавна преподобных выявляли по нетленным останкам. Если они спустя десятилетия не подвергались разложению, то это был знак особой духовности.

Божественная Франческа Романа

Ее еще называли Санта Мария Нова. Она считалась нетленной через несколько месяцев после смерти в 1440 году. Когда спустя два столетия вскрыли вновь гробницу, то в ней были всего лишь кости в монашеском одеянии.


А так как она не разложилась, когда гробница была открыта впервые, то ее признали нетленной. Она никогда не потеряет этот статус, чтобы бы ни случилось далее.

Блаженная Анна Мария Таиджи

Умерла она в 1837 году. Окрыли гробницу спустя восемнадцать лет. Все, кто любил и знал ее при жизни, просили переместить ее поближе к Риму. Когда впервые обнаружили ее тело, то оно выглядело так, как будто она только что умерла. А когда открыли вновь через три года, то одежды уже истлели. Ее переодели в новое одеяние и положили в двойной гроб.


В 1920 году гробницу открыли в третий раз, ее мощи уже начали разлагаться, поэтому на лицо и верхние конечности был нанесен слой воска, чтобы сохранить ее облик. Гроб выставлен в Риме, в церкви Сан-Кризогоно.

Мученик Джовани да Триора

Он был замучен во время служения миссии в Китае. Сначала его пытали, а потом задушили и повесили на кресте.


Причина таких издевательств была в том, что он не отрекся от своей веры. Его мумия выставлена в Риме, в базилике Санта-Мария-ин-Арачели.

Блаженная Паула Фрассинетти

Она помогла основать орден божественной сестры Дороти. Всю свою жизнь Паула Фрассинетти посвятила помощи бедным людям и воспитанию девушек. Умерла в 1882, а найдена - в 1906 году, когда и была признана нетленной.


Черты лица ее остаются нетронутыми, так как его обрабатывают карболовой кислотой. В настоящее время она находится в стеклянном гробу в монастыре Священной Доротеи в Риме.

Праведная Виктория

Она не захотела выйти замуж за человека иной веры. За это ее замучили и убили.


Спустя много лет ее нашли нетленной. В настоящее время ее тело, заключенное в воск, находится в церкви Санта-Мария-делла Виттория в Риме.

Безгрешный Роберто Беллармин

Он был обаятельным и простым человеком. В течение жизни он успел побывать писателем, проповедником, настоятелем, епископом, кардиналом. Любовь к богу переполняла его. Очень тяжелыми были для него три последних года жизни. Он постоянно страдал от холода и обморожений.


Подхватив лихорадку, он уже не смог излечиться и умер в 1621 году. Его останки выставлены за стеклом. Одет он в красные кардинальские одежды. Увидеть его можно в церкви Божественного Игнатия в часовне Римского колледжа.

Благочестивый Камилл де Леллис

Большую часть жизни он посвятил служению больным людям. С бедными он был добр, а с другими становился суровым и упрямым. Милосердие он считал главной целью, т. е. это то, ради чего он жил. Кроме того, он был уверен, что таким образом приблизится к богу.


В своих трудах он очень подробно описывал существующую медицинскую практику шестнадцатого-семнадцатого века. Умер Камилл де Леллис в 1614 году. На всеобщее обозрение выставлено чучело.

Святой Римский папа Пия V

Когда его избрали папой, он оставался суровым человеком. Требовал от себя и других беспрекословного соблюдения многих запретов. Он щедро раздавал милостыню нищим. Посещал лечебницы, утешал умирающих, обнимал прокаженных. Говорили, что он собирался превратить Рим в большой монастырь.


Останки умершего в 1572 году Пия V от мочекаменной болезни, заключены в серебро и выставлены в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме.

Блаженный Карло да Сецце

Умер в 1670 году.


Скелетные останки находятся под алтарем, позади восковой фигуры, которая выставлена в церкви Сан-Франческо-а-Рипа в Риме.

Нетленные мощи – божественное чудо?

Такие останки – это предмет для почитания всех верующих. В католической, как и христианской культуре, нетленные останки угодника божьего считаются признаком святости. Причины нетленности некоторых из них ученые смогли разгадать и объяснить. Однако окончательно раскрытой эту тайну назвать нельзя. Зачастую не подверженные разложению мощи испускают специфический запах святости. Им является сладковатый аромат миры или лаванды.

Верующие люди думают, что мощи достойнейших не подверглись гниению по воле Бога. Именно он сохранил их. Мистики утверждают, что причина этого явления кроется в духовных практиках, а также медитации. Они считают, что с их помощью реально изменить биопроцессы, которые происходят в умершем. Известно еще несколько версий, но ни одна из них не дает полного ответа на вопрос, почему мощи остаются нетленными.

Мнение специалистов

Патологоанатомы уверяют, что после вскрытия гробницы нарушается микроклимат, что ведет к самопроизвольной консервации. Если бы гробница не была потревожена, то останки были бы сохранены навсегда. Этим процессом и объясняется то, почему многие из них разлагаются в стеклянных гробницах. Нетленными их сделало то состояние, в котором они находились до того, как их впервые обнаружили.

Медитация и консерванты – путь к нетленности?


Традиция почитания в православии

Апостол Павел говорил:

Р евнители христианс тва е щё с первых веков чтили останки подвижников. Рискуя жизн ью , они благоговейно подбирали, прятали и хранили мощ и. Ц ерк о в ные Богослужения у же в древне м христианс тве проводились на могилах мучеников . Н ад мощ ами возводились храм ы, часовни и монастыри . Их называли в честь того святого, на чьих мощ а х они воздвигнуты . На С едьмо м Вселенско м Собор е в 787 г . постановили , что без мощ ей освящать храм запрещено.

Значение слова

Как выглядят останки угодников Божиих и где хранятся

Останки угодников Божиих после кончины могут выглядеть по-разному. И ногда тело сохраняется полностью, вместе с кожными покровами, но чаще — это скелет без плоти . Но набожные люди также трепетно чтят сохранивши е ся кост и святых или пеп ел – ведь многие мученики были преданы огню , распилены или отданы на съедение хищникам. От Игнати я Богонос ц а остались только самые прочные кости, остальное досталось диким з верям, священномученик Поликарп был казнен мечом и сожжен . И х немногочисленные останки были для верующих ценнее золота.

С бл агоговейн ым почитанием относятся н е только к телу святого, но и ко всему , что соприкасалось с ним при жизни или после смерти . Ещ ё в первые века христиан е использовали для лечения и изгнания бесов пояса и платки апостола Павла. Пояс Пресвятой Богородицы вызывает у всех верующих особое благоговени е и трепет .

В зависимости от размера , честные останки святых хранятся в ларцах, раках, мощ евиках . Тело или его части помещают в специальный металлический или деревянный гроб, называемый ракой . Его часто отделыва ют резьбой, декорируют драгоценными камнями. В памят ные дни раку могут вынос ить в храм , чтобы верующие смогли приложиться к святыне .


Рака с мощами преподобного Иова Почаевского в пещерной церкви Иова Почаевского Свято-Успенской Почаевской ла́вры

Сам ы м распространенным вместилищем мощ ей является изготовленный из драгоценных металлов к овчежец . В него могут вмещаться частицы мощ ей сразу нескольких святых. Кроме мощ ей в него часто кладут другие святыни — частицы облачения или гроб ницы , орудия смерти . По особым праздникам с ним совершается крестный ход.

Также мощ и помещают в мощ евики , они бывают разной формы. Ч асто их можно увидеть в икон ах святых , в наперсных крестах . Одним из самых известных мощевиков является Кийский Крест, в котором помещено более 100 частиц мощ ей святых. Поклониться ему можно в храм е Сергия Радонежского в Москве.

Прикладываться к мощ ам святого нужно, как и к любой святыне , в первую очередь, осознанно и благоговейно , с молитвой и верой . Если о поклонении известно заранее, можно особенно подготовиться — прочитать житие , акафист, выучить молитву , чтобы получить большую благодат ь от мощ ей и в очереди не согрешить осуждением и нетерпением .

Омовение

Ранее в России бытовал обряд омовения мощ ей. Чин омовения мог совершаться в любое время . М ощ и выставляли в центр храм а и поливали освященной водой. После чего , вод ой , как важн ой святын ей , окропляли всех присутствующих на омовении, а остатки разбирали верующие.

В 1681 г . цар ь Фёдор Алексеевич предложил омывать мощ и в Великую пятницу. Делалось это

Нетление


Мощи прп. Александра Свирского

Однако н етление или вообще наличие мощ ей не говорит о святости умершего , важн ым условием для канонизации являются праведная жизнь и чудотворения , которые происход или от святого во время жизни или от его мощ ей . В православной церкви много подвижников , которые при жизни являли верующим свою благодатную по мощ ь , но мощ и которых до сих пор не открыты и об их нетлении ничего не известно . В то же время, ц еркви известны случаи нетления мощ ей , но их не признали святыми, т.к. никаких чудес от них засвидетельствовано не было.

Мироточение

Часто на мощ ах святых освещают масло, которое в домашних условиях православные используют для исцеления. Но иногда Господь являет нам ещё одно своё чудо — от самих мощ ей происходит благоухание и мироточение .

Мироточ е ние — особо е сверхъестественное явлени е в христианстве, связанное с появлением на иконах и мощ ах святых влаги – мира . Она может быть прозрачн ой , густ ой или жидк ой , иногда удивительно благоухае т . Существует специальн ая комисси я для процедур ы освидетельствования этого явления , т.к. были случаи естественного (рукотворного) происхождения мира.

Мироточение известно ещё с первых веков христианства. Ежегодно и з рак и Иоа нна Богослова исходило тонкое благовонное миро в день его почитания . Особенно известен этим чудом мученик Димитрий Солунский , которого так и называют — Мироточивый . Ми роточение было столь обильным, что народ набирал миро в стеклянные сосуды . Мусульмане также считали его лекарством от всех болезней.

Гроб Николая Чудотворца был заполнен мир ом , когда его переносили в Итальянский г . Бари в 1087 г. И сейчас священнослужители ежегодно извлекают миро из небольшого отверстия в гробнице. Его добавляют в святую воду и разливают в специальные бутылки.

Нетленн ы е мощи Александр а Свирско го мироточил и и при первом и при втором их обретении. После перенесения мощ ей в храм , наблюдал а сь разная интенсивность мироточения . Однажды на это благоухание слетелись пчелы, которые роились вокруг раки святого. Это необычное явлен ие зафиксировали операторы теле канала НТВ .

В пещерах Киево-Печерской лавр ы находятся мироточивые главы. Периодически из них выделяется жидкость, которая обладает стойким приятным ароматом. Эти главы принадлежат неизвестным мученикам, кроме одной — священномученика Климента , Папы Римского .

Наносить масло нужно крестообразно, рису я кре ст спр ава налево, непосредственно на больное место или на любой другой участок тела. Но всегда нужно помнить, что без веры никакого исцеления не будет, это напрасный расход Божией благодати.

Пустые емкости и в с ё , что соприкасалось со святыней, выбрасывать нельзя, нужно либо самим сжечь в безопасном месте, либо отнести в храм и попросить кого-то из служащих сделать это.

Обретение и перенесение: что это и как происходит

Обретение мощ ей — э то обнаружение останков праведника .

М ощ и могли быть обнаружены по-разному:

  • с лучайно , при раскопках или строительстве;
  • п о указ анию самих святых, которые являлись людям в в и дениях ;
  • мог ли быть обретены по в торно , как например Глав а Иоа нна Предтечи и мощ и евангелиста Марка.

Особо важным для почитания мощ ей было развитие обычая их перенесения. Когда христианство было признано государственной религией, мощ и святых угодников начали открывать и переносить с местных кладбищ или захоронений в храм ы. Усиление этого обычая было очень осторожным , т.к. в ыкапывание останков могло восприниматься неоднозначно . Однако с о второй половин ы V века оно утверждается и разрешается с согласия епископа.

П еренесение или открытие всегда было торжественным — в честь этих событий устанавливались церковные празднества. Эт а церемония приравнивал а с ь к таким значимым событиям, как освящение церкв и или приезд высоких государственных персон . Эпизоды этого обряда изображал и сь на иконах или храм овых росписях.

Частицы в храмах

Для того , чтобы как можно больше христиан могли прикоснуться к святыне, и для возможности проводить Литургии, святые мощи делят на частицы . Любая, даже самая маленькая частица, является источником благодат ной силы . По словам Иоанн а Златоуст а, мощ и святых бесценное богатство, и при разделении , они, наоборот , приумножаются и дают больше благодати, в отличие от богатств земных.

Ещё в V в. начали отделять частицы от мощ ей. Это было необходимо для совершения на них литургии в новых храм ах . Сейчас в любо й церкви есть частицы нескольких святых. Их помещают в иконы или специальные ларцы. Выставляют на видное место, чтобы каждый верующий смог приложиться.

Вскрытие в советский период

М ощ и представлялись в XVIII-XIX вв . как нетленные тела святых и э тим воспользовались представители безбожной власти. Люди, вместо нетленных тел, видели только кости, и это могло способствовать отвращению их от веры. Иногда, введенные в заблуждение тем, что мощ и – это нетленное целое тело , сами священнослужители для реалистичности приделывали недостающие части тела из ваты или воска.

Первое надругательство над м ощами случилось уже в январе 1918 г. Это была рака преподобного Александ р а Свирского . Также были осквернены мощ и Иоасафа Белгородского, Иоанна Крон шт ад т ского , благоверного княз я Александра Невского. Всего за этот период было вскрыто 63-65 рак с мощ ами , останки святых передавали сь в местные музеи. Около 10 из них смогли восстановить и вернуть в храм ы.

Особо почитаемые мощи

Николай Чудотворец самый любимы й и почитаемы й , после Пресвятой Богородицы, на Руси святой .


Башмачок свт. Спиридона Тримифунтского

Покровитель всех воинов также широко почитается на Руси. Георгий Победоносец, убивающий змея, изображен на гербе Москвы. В 2015 г. его мощ ам, которые были привезены из афонского монастыря к 70-летнему юбилею Великой Победы, поклонились миллионы Россиян. Иконы с его мощ ами есть во многих Российских храм ах .

Перечень святынь в России

На нашей земле много мест, где мож но приложиться к мощ ам святых.

  • Самая известная Московская святыня — мощ и Матушки Матроны. Припасть к ним можно в Покровском монастыре .
  • В Богоявленск ом патриаршем соборе в Москве упокоились нетленные мощ и святителя Алексия Митрополита Московского.
  • М ощ и Патри а рх а Ти хон а почивают в Московском Донском с тавропигиальн ом мужско м монастыре .
  • В Московской обл . в Сергиевом Посаде нашли вечный покой нетленные благоухающие мощ и основателя Троице-Сергиевой лавры Сергия Радонежского.
  • М ощ и любимого последователя Сергия Радонежского — Саввы Стороже в ского , покоятся также в Московской обл. в Звенигороде в Саввино-Ст о рожевском монастыре.
  • В Муроме в единой гробнице похоронены супруги — святые благоверные Петр и Феврония . Помолиться и попросить по мощ и в супружестве можно в соборном храм е Свято-Троицкого женского монастыря .
  • В Ч етвертом Уделе Божией Матери в Дивеево Нижегородск ой обл . почивают мощ и преподобного Серафима Саровского .
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область слав я тся своими святынями.
  • Самая почитаемая не только петербуржцами, но и всеми россиянами является Ксения Петербургская. На Смоленском кладбище в часовне находится могила блаженной.
  • В Александро-Невской Лавре хранятся мощ и великого князя Святого Александра Невского.
  • В Александро-Свирско м монастыре можно приложиться к нетленным и мироточащим мощ ам Александра Свирского.
  • М ощ и праведног о Иоа нна Кронштад т ского также пребывают в Санкт-Петербурге , в женском Иоанновском монастыре.
  • В Верхотурском Николаевском монастыре в Крестовоздвиженском соборе покоятся мощ и Покровител я Урала — чудотвор ц а Симеон а Верхотурск ого .
  • К н етленным мощ ам Святител я Тихон а Воронежск ого (Задонск ого ) можно приложиться в Богородицком монастыре Задонска Л ипецкой обл., а в Ахтырском соборе г. Орла хранится десница (правая рука) чудотворца.
  • В Симферопольском Свято-Троицком женском монастыре у поко ились нетленные мощ и Архиепископа Симферопольского и К рымск ого Луки.
  • В Таганроге Ростовской обл. можно поклониться чудотворным мощ ам Павла Таганрогского.

Святые мощ и имеют особенное благотворное воздействие на душу челове ка , напомина я, что все святые были простыми людьми , как мы, и они достигли совершенства в служении Богу . К чему и всем нам нужно стремиться , и верить , что и у нас получится, с Божией по мощ ью и по мощ ью предстателей.


Мы привыкли считать, что физическая кончина живого существа — процесс необратимый. Если тело и мозг умирают, то вернуть покойника к жизни уже нельзя. Но так ли это на самом деле?

Как известно, святых издавна выявляли по нетленным мощам. Если останки умершего спустя годы, проведенные в могиле, не подвергались разложению, это служило знаком особой духовной избранности. Правда, встречались и исключения, касающиеся как избранных, так и простых смертных. И, по мнению ученых, объясняются они не только вмешательством иррациональных сил, но и вполне земными причинами.

Взять хотя бы ламу Даши-Доржо Итигэлова, скончавшегося в 1927 г. в состоянии медитации. В 1955 г. саркофаг с телом вскрыли и обнаружили ламу по-прежнему сидящим в позе лотоса и безо всяких признаков разложения.

Та же картина наблюдалась при повторных эксгумациях в 1973-м и 2002 гг.


Обследовавшие останки Итигэлова сотрудники Российского центра судебно-медицинской экспертизы при Минздраве РФ не обнаружили никаких существенных изменений в тканях. Все внутренние органы тоже сохранились. Никаких следов бальзамирования при этом выявлено не было. А буддисты считают, что лама Итигилов по-прежнему остается в живых. И это несмотря на их веру в переселение душ.

Совсем недавно, в феврале 2015 года, в провинции Сонгинохаирхан (Монголия) полиция обнаружила нетленное тело мужчины, сидящего в позе лотоса. На данный момент находку перевезли в столицу для исследования в Институте медицинской экспертизы (г. Улан-Батор, Монголия).


Пожалуй, самые древние и малоизученные подземные сооружения Древней Руси — лабиринты Киево-Печерской лавры. Здесь покоятся мощи знаменитых святых, к которым выстраиваются длинные очереди паломников.

К мощам Пантелеимона-целителя идут болящие — за исцелением, у Андрея Первозванного просят укрепления силы слова и духа. Интересно, что останки захороненных в лавре святых остаются нетленными в течение столетий.


Мощи преподобного Агапита Печерского

С XVI в. мощи стали перекладывать в специальные раки, чтобы им могли поклоняться паломники. В древности они были открыты, и люди прикладывались губами прямо к рукам святых, из-за чего поверхность их стерлась почти до костей. В советские времена из-за участившихся случаев вандализма мощи закрыли стеклом.

Многие мощи мироточат. В одном из отсеков пещер в стеклянных и серебряных сосудах лежат так называемые мироточивые главы. Эти черепа святых время от времени выделяют благоухающее масло — миро, которое обладает целебными свойствами.

Говорят также, что тапочки, которые периодически меняют на ногах покойников, через какое-то время оказываются стертыми, будто святые оживают и ходят по своим надобностям.

Мощи преподобного Игнатия архимандрита Киево — Печерского


Помимо этого, выяснилось, что энергополе мощей не только защищает от радиации, но и уменьшает ее отрицательное влияние. В мае 1986 г. Т. Решетникова с сотрудниками спустились в пещеры лавры с дозиметрами в руках. Ученые хотели узнать, могут ли святые мощи снизить уровень радиации, который тогда, после чернобыльской аварии, в Киеве был достаточно высоким. В пещерах он оказался ниже, нежели на улице, но в проходах и на раках одинаковым — 120 микрорентген.

Исходя из этой гипотезы, можно трактовать и чудо нетленности мощей. Медицинская экспертиза подтвердила, что в останках, покоящихся в лавре, нет следов антисептиков, которые могли способствовать мумификации.


Еще пример святых мощей. В маленькой церквушке в Палермо стоит гроб со стеклянной крышкой. Внутри — тело двухлетней девочки, умершей от инфлюэнцы в 1918 г.

Около 40 лет назад в церкви начали происходить странные события. Прихожане ощущали идущий неизвестно откуда запах лаванды. А однажды какой-то мужчина заявил, что видел, как глаза маленькой покойницы на миг открылись и снова закрылись. Это так напугало служащих храма, что они отказывались находиться там в одиночку.

Странные слухи дошли до ученых. Но лишь в начале этого столетия останки Розалии наконец подвергли изучению. Исследователи во главе с доктором Пауло Кортесом подключили к черепной коробке мертвой девочки устройство, способное фиксировать мозговые импульсы.


Несколько дней ничего не происходило, но потом… Приборы зарегистрировали две вспышки мозговой активности: одну продолжительностью 33 сек., а вторую — 12 сек.! Это характерно для спящих людей.

Известие об открытии ученых прокатилось по всей Италии. В крохотную деревушку устремились паломники, убежденные в том, что Розалия Ломбардо является святой. Некоторым посетителям вроде бы даже удалось увидеть, как у малышки дрожат веки, и услышать, как она вздыхает. А кое-кто из служителей церкви считает девочку вестницей Бога.

Медитация и консерванты — путь к нетленности?

Между тем существует целое научное направление, изучающее закономерности процессов разложения человеческого тела, — тафономия. В американском штате Теннесси, близ местечка Ноксвилл, расположен огороженный колючей проволокой полигон, который принадлежит медицинскому центру местного университета.

Довольно много шансов обрести нетленность у тех, кто занимается духовными практиками. Так, в 1952 г. директор лос-анджелесского морга Гарри Роу в течение 20 дней вел наблюдение за телом йога Парамаханс Йогананды.

Самой известной из болотных мумий является толлундский человек, на которого в мае 1950 г. у деревушки Толлунд в Дании наткнулись двое братьев, собирателей торфа. Проведенная радиоуглеродная датировка волос толлундского человека показала, что он погиб около 350 г. до н. э.


Правда, в целости и сохранности остаются лишь мягкие ткани (в том числе внутренние органы) и одежда. Скелет же съедают кислоты. Историки полагают, что древние жители Европы иногда специально устраивали захоронения на болотах, зная о консервирующих свойствах торфяников.

В отличие от западных европейцев, на Руси покойных защищали от тления дубовые колоды. Подобные захоронения, относящиеся к XVI-XVII вв., находили в самом центре Москвы. Содержащиеся в древесине дубильные вещества позволяли сохранять мягкие ткани целыми и невредимыми в течение трех-четырех столетий. Главное — следовало плотно закрыть крышку гроба, чтобы внутрь не проникал воздух.

Однако у наших современников есть средство и получше. Недавно профессор Райнер Хорн из немецкого города Киля пришел к выводу, что постоянное употребление в пищу продуктов с консервантами и использование косметики на основе синтетической химии препятствуют процессам разложения.

Несмотря на высокие темпы развития всех областей наук, нетленные тела до сих пор являются непознанным феноменом. А все потому, что это явление лежит за гранью материалистического мышления. Каждое новое открытие ученых порождает все больше вопросов и приводит к пониманию, что человек еще многого не знает не то что о мире, но даже о своих естественных возможностях.

Читайте также: