Мировоззрение является психологическим новообразованием старшего школьного возраста
8.1.Социальная ситуация развития старшего школьника.
Все новообразования закончились уже в подростковом возрасте, а в дальнейшем идет укрепление того, что сложилось – одна точка зрения.
Другие считают, что в этом возрасте имеют место весьма существенные качественные новообразования:
- порог вступления в самостоятельную взрослую жизнь;
- самоопределение (выбор своего жизненного пути);
- выбор профессии – психологическое центральное новообразование развития старшего школьника;
Старший школьный возраст – пора выработки взглядов и убеждений, формирование мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникает потребность разобраться в окружении и в самом себе.
Значительные изменения в старшем школьном возрасте переживают познавательные процессы человека. Дифференциация учебных дисциплин, необходимость овладения научными понятиями различных наук и их специфической системой знаков, способствуют развитию теоретического мышления. Учебная деятельность, включающая в себя процесс усвоения знаний и способов их использования, позволяют старшему школьнику устанавливать более широкие и глубокие связи между имеющимися и вновь получаемыми знаниями, более сознательно контролировать свою мыслительную деятельность и управлять ею. Постепенно у школьника формируются навыки самостоятельно оперировать предположениями, гипотезами и критически их оценивать. Все более отчетливо прослеживается самостоятельность в учебной деятельности.
Процесс усвоения знаний способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Внимание становится более управляемым и старший школьник уже может довольно длительное время концентрировать его при решении абстрактных задач.
Повышается уровень интеллектуального подхода при восприятии, память, воображение и другие психические процессы, они все больше приобретают черты произвольности. Старшие школьники могут сознательно использовать приемы рационального запоминания учебного материала и логически его распределять.
Развитие умственных способностей и познавательных процессов зависит от зрелости нервной системы и головного мозга. Изменений в весе мозга практически не происходит. В старшем школьном возрасте складываются предпосылки для регуляции поведения.
Более продуктивной становится произвольная память. Увеличиваются ассоциативные волокна, синаптические связи между отдельными волокнами мозга.
Возникают особенности познания: когда любое явление может быть рассмотрено с разных сторон.
У старших школьников идет развитие темперамента. Тип темперамента не меняется, происходят изменения в степени выраженности чувств. Юноши менее эмоционально возбуждены, менее тревожны, более эктравертированы. Свойства темперамента продолжают проявляться в симптомокомплексе свойств.
Психика начинает проявляться целостно. Происходит становление индивидуального стиля интеллектуальной деятельности.
По Климову, индивидуальный стиль складывается на основе более простых свойств. Благодаря индивидуальному стилю достигается большая или меньшая успешность в интеллектуальной деятельности.
Идет развитие обобщенности всех процессов, интерес к глобальным и вечным проблемам.
У старших школьников происходит развитие креативного мышления. Человек создает проблемные ситуации, видит новое в известном, оригинально ставит вопросы и решает задачи. Старший школьник также начинает осознавать себя более умным, чем был ранее, и более чем взрослый. Идет серьезное развитие эмоций и чувств. Возникают осознанность настроений, саморегуляция. Эмоции и чувства связаны с познавательной деятельностью, сферой. То, что интересует, переживается глубоко эмоционально.
8.2 Развитие личности старшеклассника.
Потребность в общении. Проявление самостоятельности в собственных взглядах, оценках, мнениях. Стремление отличиться, чтобы признали его оригинальность, его демонстративность. Потребность в общении с взрослыми (она больше чем у подростка, так как нужен совет и опыт). Потребность в общении со сверстниками в плане организации досуга.
Самопознание и самооценка. Рост самосознания у старшеклассника более критичен и самокритичен, предъявляют высокие требования к себе и к взрослым. Охотнее высказывается о своих недостатках, чем о достоинствах. На первое место выходят те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками. Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных сил.
Самовоспитание. Девушки и юноши стремятся глубже разобраться в своем характере и в своих чувствах; правильно оценить свои способности и особенности. Этому возрасту свойственны следующие противоречия:
1. Стремление проявить волевые усилия в самовоспитании и в первое время не всегда адекватно относятся к советам взрослых.
2. Восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремления показать равнодушие к этой оценке, действовать по- своему плану.
3. Принципиальность в большом и беспринципность в малом.
4. Самообладание и непосредственная импульсивность.
Новообразования в личности старшего школьника:
1. формирование мировоззрения, самостоятельности;
2. повышенная требовательность к моральному облику;
3. формирование самооценки,
4. стремление к самовоспитанию;
8.3 Проявления особенностей старшеклассников в познавательной и учебной деятельности.
Учебная деятельность остается основным видом деятельности старшего школьника. Интерес к учению повышается. Мотивы: самоопределение и подготовка к самостоятельной жизни; социальный – стать полноценным членом общества; учебный – интерес к содержанию и процессу учения. Избирательность познавательных интересов старшего школьника связана с жизненными планами. Для мотивационной сферы старшего школьника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе.
В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная мотивация (руководство сознательно поставленной целью).
· Оценивают его с точки зрения того, что он дает для их будущего, то есть смотрит на настоящее с позиции будущего;
· Твердая установка при выборе профессии;
· В школьном возрасте устанавливается связь между профессиональными и учебными интересами: выбор профессии способствует формированию учебных интересов;
· Старшеклассники стремятся решить проблему выбора, учитывая свои способности;
· Необходимо ознакомиться с психологической характеристикой профессии: внимание, наблюдательность, мышление, воля, характер;
Старший школьный возраст – начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей привлекательности – высокая самооценка, уверенность в себе; осознание своей физической слабости – наоборот низкая самооценка.
Особенности познавательной деятельности.
1. разрыв между конкретным и абстрактным понятием сглаживается;
2. развивается сравнение обобщение; способность выделять существенное;
3. умение пользоваться рациональными приемами запоминания (конспектирование, подчеркивание, выделение главной мысли и т.д.);
Качественное своеобразие познавательной деятельности старшего школьника:
- разобраться в разных точках зрения и составить свою собственную точку зрения;
- старших школьников привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения;
- активность мысли и своеобразная продуктивность мышления (оно носит страстный характер);
- старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать что-то новое, оригинальное;
Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1982.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2000.- 452 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности (Пер. с нем.). - М., 1994.
1. Психологическое центральное новообразование старшего школьника.
2.Назовите наличие разного рода потребностей в старшем школьном возрасте.
3. Особенности познавательной деятельности старшего школьника.
4. Качественное своеобразие познавательной деятельности старшего школьника.
1.Характерная особенность познавательной сферы ранней юности: а) склонность к экспериментированию, б) способность логически рассуждать, в) рефлексия.
3.Чем характеризуется социальная зрелость: а) способность личности ставить, решать проблемы, б) четкая ориентированность на будущую деятельность.
4. Чем характеризуется направленность юношеского возраста: а) способность личности ставить, решать проблемы, б) четкая ориентированность на будущую деятельность.
Психологические новообразования, которые складываются на протяжении старшего школьного возраста, касаются, прежде всего, личности старшеклассника. К этим психологическим новообразованиям в старшем школьном возрасте относят: 1) становление самосознания; 2) профессиональное самоопределение; 3) формирование мировоззрения.
Осознание и самооценка личных качеств. Самосознание и самооценка младших детей воспроизводит, как правило, ту оценку, которую они получают от родителей и других авторитетных взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем в большей мере его поведение переориентируется с оценки на самооценку. Однако осознание своих качеств, особенно сложных морально-психологических черт, таких, как смелость, мужество или принципиальность, уже включает в себя момент эмоциональной оценки и социального сравнения (свой ум или красоту можно оценить, только сравнив себя с кем-то другим).
Второй путь самооценки – социальное соревнование, сопоставление мнений о себе окружающих. Уже подросток, крайне чувствительный к мнению окружающих о себе, убеждается в том, что расходятся не только частные оценки, но и сами их критерии. Поступок, мужественный с точки зрения одноклассников, учитель называет ложным товариществом. Отсюда опять-таки необходимость выбора, проверки, самостоятельных раздумий.
Самоуважение.Исключительно важная черта личности, во многом закладываемая в ранней юности, - самоуважение, т. е. обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Высокое самоуважение не синоним зазнайства или некритичности. Оно означает, что человек не считает себя хуже или ниже других, что он положительно относится к себе. Низкое самоуважение, наоборот, означает постоянную неудовлетворенность, презрение к себе, неверие в собственные силы.
Уровень самоуважения, свойственный данной личности, в отличие от частных самооценок относительно устойчив, хотя длительные удачи или неудачи могут соответственно повышать или понижать его. На формирование самоуважения влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, - отношение родителей, положение среди сверстников и др. В юности в связи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личных качеств представление о собственной личности подвергается пересмотру. Юноши нередко склонны выдвигать завышенные, нереалистические притязания, переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в коллективе, и т. д. Эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает взрослых (да и сверстников), вызывает многочисленные конфликты и разочарования. Только путем многочисленных проб и ошибок молодой человек постигает (обычно уже позже, за пределами школы) меру своих реальных возможностей.
Но как ни неприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Оно делает представление человека о самом себе противоречивым и неустойчивым. Юноши и девушки с пониженным самоуважением часто испытывают трудности в общении и стремятся закрыться от окружающих, выставив вперед какое-то ложное лицо, маску.
2. Профессиональное самоопределение.В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребенком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
На что ориентируются старшеклассники при выборе профессии? Как правило, присутствуют три фактора при выборе профессии: 1) престижность профессии (ее социальная ценность); 2) качества личности, присущие представителям этой профессии; 3) возможность хорошо зарабатывать в профессиональной деятельности
То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который ребенок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.
Самоопределение,как профессиональное, так и личностное, означает формирование у старшеклассника новой внутренней позиции, включающей осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше.
3. Формирование мировоззрения.Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.
Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение – система ясных, устойчивых убеждений. В связи с этим полезно вспомнить положение Э. Эриксона о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.
Психология юношеского возраста
Характеристика социальной ситуации развития юношеского возраста. Основные характеристики развития познавательной сферы старшеклассников.
Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
Переходный период. 15 (или 14-16) лет – переходный период между подростковым и юношеским возрастом. Решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального.
Далеко не все старшие подростки к концу IX класса могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямолинейно, то теперь – более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные оценочные суждения, волнение. Повышение уровня такого рода тревожности по сравнению с VIII классом вызвано, главным образом, особым положением выпускного класса, предстоящими впереди экзаменами, отбором в Х класс и, возможно, началом нового жизненного пути. Тревожность поэтому одинаково высока и у девочек, и у мальчиков.
В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.
Будущая жизнь интересует девятиклассников, в первую очередь, с точки зрения профессиональной.
Что касается межличностных отношений, отношений в семье, то они становятся менее значимыми.
Условия развития. Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем, иногда – внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.
Но не у всех детей этот период оказывается напряженным. Наоборот, некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Им не свойственны романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.
Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, – по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.
Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.
При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста – этапа эмансипации от взрослых – обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию.
Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным.
Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы.
Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.
Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определят важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.
Личность старшеклассника. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).
В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях.
В связи с изменениями в самооценке в XI классе повышается тревожность.
Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.
В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.
Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды.
Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение – система ясных, устойчивых убеждений. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.
Еще один момент, связанный с самоопределением, – изменение учебной мотивации, пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.
Социальная ситуация развития.Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути как задача первостепенной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старшеклассников, создавая у них своевременную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Они оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего, следовательно, старшеклассники смотрят на настоящее с позиции будущего.
Ведущая деятельность. Ведущая деятельность учебно-профессиональная (профессиональное самоопределение). У старшеклассников устанавливается довольно прочная связь между профессиональным и учебным интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников – выбор профессии способствует формированию учебных интересов, старшие школьники начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией.
Характеристика психического развития.Старшеклассники могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. У старшеклассников отмечается особенность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции.
Отмечается сформированность теоретического или сложно-логического мышления. Интеллектуализация всех познавательных процессов.
Умение пользоваться рациональными приемами запоминания, появление исследовательского отношения к предмету. Они любят исследовать, экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.
Личностное развитие. В этот период необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть и каким быть. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоутверждении, как профессиональное так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как числа общества, принятие своего места в нем. Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности возможны существенные коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему.
Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.
Жизненный план – широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты.
О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Л.С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывал с ними "целевую" регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее – центральное психологическое новообразование юношеского возраста.
Характеристика общения и межличностных отношений. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные планы они обсуждают и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно. Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу.
Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Общение является интимно-личностное, доверительное, исповедальное.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Этот процесс подготовлен всем предшествующим психическим развитием школьника и, в частности, становлением в подростковом возрасте мышления в понятиях.
В связи с образованием понятий, указывает Л.
На факт формирования мировоззрения в период старшего школьного возраста указывают буквально все психологи и педагоги, изучавшие этот возраст. Но пока еще мы не имеем достаточно полного анализа того, что представляет собой этот процесс со стороны психологической и какое значение он имеет для развития личности в этом возрасте.
Прежде всего возникает вопрос, что (помимо внутренней потребности самоопределения) способствует в старшем школьном возрасте активизации этого процесса.
Здесь следует обратиться к учебной деятельности учащихся и к содержанию тех знаний, которые они получают в старших классах школы.
Не претендуя на исчерпывающий анализ этого вопроса, необходимо все же отметить, что в старших классах учащиеся переходят от усвоения конкретных научных закономерностей данной учебной дисциплины к усвоению ее теоретических, методологических основ.
Усвоение основ общественных и политических знаний в курсе обществоведения еще более непосредственно влияет на формирование мировоззрения учащихся, так как данная учебная дисциплина обобщает и приводит в систему их взгляды на природу и общество и учит школьников рассматривать любой факт действительности, любое явление в контексте тех общих закономерностей, в который они включены.
Важнейшее значение для формирования мировоззрения в старших классах школы имеет и такой предмет, как общие основы современного производства, в котором учащиеся знакомятся с основными научными принципами организации производственного процесса. Этот предмет требует от учащихся не только знания и понимания общих законов изучаемых ими научных дисциплин (например, физика), но и умения видеть возможность их использования в технике, в производстве. Такого рода связь науки с жизнью имеет решающее значение и для характера усвоения самих научных знаний и для их роли в формировании мировоззрения учащихся.
Очень характерным для учебного процесса в старших классах школы является также и то, что знания, получаемые в области одного учебного предмета, приводятся в связь с другими знаниями, создавая таким образом систему знаний. Например, связь знаний, получаемых при изучении основ производства, со знаниями по физике и химии; связь исторических знаний со знаниями в области географии, литературы и т. д. Такого рода взаимосвязь различных областей научного знания создает почву для овладения самыми общими законами и способствует тому, что ранее фрагментарные представления начинают складываться у школьников в общую картину мира. А это и есть начало формирования их мировоззрения.
Формирование мировоззрения, связанное в единый узел с потребностью самоопределения, порождает определенную направленность личности старшего школьника и накладывает печать на все психические процессы и функции в этом возрасте.
Мы уже говорили, что рассмотренные сами по себе познавательные психические процессы старшего школьника не обнаруживают заметного качественного сдвига по сравнению с успехами, достигнутыми в этом отношении в подростковом возрасте. Уже у подростка в качестве основного новообразования возникло мышление в понятиях, категориальные формы восприятия, логическая память, дискурсивное мышление. Таким образом, нет ни одной интеллектуальной операции в познавательной деятельности старшего школьника, которой не было бы у подростка. И тем не менее эта деятельность, рассмотренная как деятельность личности, с учетом функции, которую она выполняет в удовлетворении основных потребностей возраста, обнаруживает свою особую, качественно иную характеристику.
В отличие от подростка, который в значительной степени обращен на познание самого себя, своих переживаний, в отличие от младшего школьника, который целиком поглощен вниманием к внешнему миру, учащиеся старших классов школы стремятся познать этот внешний мир в целях нахождения в нем своего места, а также для того, чтобы получить опору для формирующихся у них взглядов и убеждений.
К сожалению, и у нас и за рубежом собрано очень мало научно достоверных фактов, характеризующих интеллектуальную сферу школьников старших классов. Однако существует довольно много наблюдений, приводимых различными авторами, но совпадающих между собой и поэтому позволяющих опираться на них в процессе изложения.
Прежде всего и психологи и педагоги (Ю. А. Самарин, Н. Д. Левитов, М. М. Рубинштейн, Т. Е. Конникова, О. Кро, Э. Штерн, Э. Шпрангер и др.) отмечают интерес старших школьников к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.
Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер.
Страстность мышления, направленного на уяснение своих взглядов, особенно остро проявляется в спорах. Старший школьник большой спорщик, но, в отличие от подростка, для которого спор был средством овладения системой аргументов и доказательств, упражнением в новых для него способах дискурсивного мышления, учащиеся старшего школьного возраста заинтересованы в отстаивании своих взглядов, в утверждении своей мысли. Логика — это средство, а не самоцель для юноши.
Итак, мы можем отметить, что в старшем школьном возрасте интеллектуальная деятельность учащихся приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление, а не интеллектуальные операции сами по себе создают своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.
Читайте также: