Министерство здравоохранения рф проект борьба с онкологией



Андрей Дмитриевич, какие новые задачи поставлены перед онкологической службой на ближайшие годы?

Андрей Каприн: Государство поставило задачи перед всем здравоохранением: к 2024 году снизить смертность от новообразований до 185 случаев на 100 тысяч человек, увеличить охват населения профилактическими медосмотрами с 40 до 70 процентов. Удельный вес злокачественных новообразований (ЗНО), выявленных на ранних стадиях, довести до 63 процентов, а долю онкобольных, состоящих на учете 5 и более лет, до 60 процентов. Одновременно мы должны уменьшить одногодичную летальность от ЗНО до 17,3 процента. Все это возможно только при повышении доступности онкопомощи и ее качества. Для этого, кроме нашей программы, разработано еще несколько федеральных проектов: по обеспечению медучреждений квалифицированными кадрами, развитию исследовательских центров, внедрению инновационных технологий, по созданию единого цифрового контура в медицине, который, как нам обещали в правительстве, начнут выстраивать именно с онкологии. Должна измениться сама модель помощи, ее сформулировала министр здравоохранения Вероника Игоревна Скворцова: в центре этой модели - индивидуальный подход к каждому пациенту. А главным отличием от традиционного подхода является доклиническое выявление заболеваний и комплекс профилактических мер.



В рамках Национального проекта "Здравоохранение" до 2024 года предусмотрены меры по поддержке научной деятельности федеральных исследовательских центров, активизации доклинических и клинических испытаний, значительное увеличение бюджета на лекарственное обеспечение всей онкологической помощи, в т.ч. по таким современным направлениям, как иммунотерапия, таргетная терапия, лечение редких заболеваний. Поэтапно прописан механизм выстраивания трехуровневой системы онкопомощи, покрывающей всю страну, создание таких новых структур, как референсные центры, проведение необходимых скрининг-программ. Эта информация должна содержаться в паспортах программ, которые разработали субъекты Федерации в соответствии со спецификой и потребностями своих регионов. Важно и взаимодействие со многими смежными отраслями, которые помогут сети онкологической помощи перейти на современные технологии и переоснастить свой парк отечественным оборудованием.

Какие направления и разделы онкологической помощи будут приоритетными в текущем и будущем годах?

Андрей Каприн: Если говорить о приоритетных методах диагностики и лечения - это оснащение медицинских организаций, оказывающих онкологическую помощь, достаточным количеством современной техники для глубоких исследований и лечения во всех регионах страны. А также использование техники, которая есть в не онкологических подразделениях крупных клиник, возможностей телемедицины для проведения консультаций, консилиумов и различных обучающих семинаров и школ.

Мы должны научить коллег в регионах таким современным способам, как брахитерапия, рентгенохирургия, малоинвазивная хирургия разных локализаций, реконструктивная хирургия, которая позволяет не только излечить больного от рака, но и вернуть его к нормальному образу жизни, активной социальной деятельности. Все это мы умеем, вопрос только в расширении охвата, передаче опыта коллегам из регионов и оснащении необходимым оборудованием.

Как будет совершенствоваться онкологическая помощь жителям отдаленных регионов и сельской местности?



Андрей Каприн: В паспорте федерального проекта до 2024 года определены необходимые меры на каждый год.

В его рамках создаются 85 региональных программ по борьбе с онкозаболеваниями с учетом специфики каждого субъекта РФ. Например, на 2019 год в федеральном проекте заложена организация центров амбулаторной онкопомощи не менее чем в 20 регионах. Также не менее 20 субъектов РФ будут участвовать в переоснащении сети региональных медицинских организаций. За год будет создано не менее 9 референс-центров, в которых можно будет выполнить высокоточные исследования. И так по каждому году вплоть до 2024-го.

Важным направлением является повышение онконастороженности врачей первичного звена. Какие меры запланированы для этого?

Андрей Каприн: Специальное обучение пройдут не только все участковые врачи, но и узкие специалисты, работающие в амбулаторных учреждениях. Разработана специальная информационная дистанционная программа, которая позволяет врачу пройти первичное тестирование и повысить уровень своей квалификации по усвоению этого материала. 80 процентов участковых терапевтов уже прошли эту программу и получили соответствующий сертификат. Теперь нужно подключить к ней участковых педиатров, узких специалистов, врачей общей практики, семейных врачей. С помощью проекта по цифровизации онкологии мы планируем внедрить также программы, которые в автоматическом режиме будут подсказывать врачам, куда направлять пациентов разного возраста на необходимые диагностические исследования.

В онкологии сохраняется серьезный дефицит кадров. Как решить эту проблему?

Андрей Каприн: В рамках федерального проекта, который курирует Минобрнауки России совместно с нашим министерством, создаются новые учебные программы, будет расширена система повышения квалификации, использованы IT-технологии для распространения передового опыта и внедрения новых образовательных технологий в онкологии. Здравоохранение будет работать в едином информационном контуре, что позволит видеть всю картину и вовремя ее корректировать.

Известно, какую роль играет в профилактике рака здоровый образ жизни. Какие задачи в этой связи перед медиками?

Андрей Каприн: Мы не устаем повторять: любая профилактика эффективней, чем само лечение. Научить людей правильно питаться, не валяться часами на солнце, бросить курить и не злоупотреблять алкоголем проще, чем вылечить ту же меланому - рак кожи, очень агрессивное и опасное заболевание, которое очень трудно поддается лечению. Другой пример: курящие люди в 30 раз чаще страдают от рака, чем некурящие. И здесь просветительская роль и медиков, и всех средств массовой информации неоценима.

Большие надежды возлагаются на развитие радиологии. Каковы потребности онкологической службы в модернизации этого оборудования, строительстве новых учреждений этого профиля?



Андрей Каприн: Мы планируем значительно нарастить собственное производство тяжелой техники для ядерной медицины, тиражирование протонных ускорителей отечественного образца, создание собственного ускорителя МЛТ-6, под который в Обнинске уже заложен каньон. Потребность в перевооружении этого направления очень велика, и главное - чтобы это было наше оборудование, поскольку на импортном оборудовании мы не можем проводить какие-то дополнительные исследования, выстраивать новые области применения - только то, что записано в договоре о покупке данного прибора.

Мы продолжим развитие производства собственных радиофармпрепаратов, которые используются сегодня в ядерной медицине. Из них пока создан один российский аналог - на базе йода 125, который мы будем использовать для лечения не только рака предстательной железы, но и злокачественных новообразований молочной железы и шейки матки. Есть еще целый список отечественных изотопов, которые пока отправляют как сырье на переработку за границу, и лишь потом возвращают к нам в виде готового препарата с добавленной стоимостью. Здесь есть очень большие возможности развития собственной базы производства радиофармпрепаратов, и мы будем их использовать совместно с предприятиями и организациями минпромторга и "Росатома".

Улучшится ли обеспечение онкобольных современными инновационными лекарствами?

Андрей Каприн: Сейчас во многих научных центрах идет с использованием генных технологий разработка новых препаратов, действующих на новые внутриклеточные мишени. Несомненно, многие из них могут стать прорывными в борьбе с раком. В Московском онкологическом институте им. Герцена идут испытания новых костных имплантатов, полученных с помощью 3D печати. Одновременно с удалением пораженной части кости на ее место вживляется полимерная вставка, "заряженная" нужными препаратами и выполненная индивидуально для пациента. Там же разработан оригинальный аппарат, получивший название "гомункулус", или "человек-на-чипе". Это - микробиореактор, позволяющий на частице раковой ткани реального пациента, помещенной в специальный чип, выбрать эффективный метод химиотерапии, подобрать эффективное лекарство. В дальнейшем мы рассчитываем этим методом подбирать и лучевую нагрузку. Внедрение подобных разработок, без сомнения, поможет врачам сделать процесс лечения более персонифицированным.

Реальны ли цели по снижению онкологической смертности, поставленные перед онкологической службой до 2024 года?

Андрей Каприн: Задача сверхсложная и амбициозная. Финансирование национальных проектов имеет приоритетный характер, на нацпроект "Здравоохранение" предусмотрено 1,3 триллиона рублей. Более того, разрешено выделять средства из дополнительных доходов федерального бюджета. Государство по сути дает нам карт-бланш. И успех зависит от слаженной работы всех звеньев: исполнительной власти, науки, медицины, смежных отраслей. И, кстати, от участия СМИ, от поддержки общества в целом. Думаю, мы должны и можем доказать, что такие задачи нам по плечу.

Согласно материалам правительства, объем финансирования федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями", входящего в состав национального проекта "Здравоохранение", составляет 969 млрд рублей.

В целом на нацпроект планируется направить 1,725 трлн рублей до 2024 года, из которых более 1,37 трлн руб. - средства федерального бюджета. Еще 265 млрд руб. будут обеспечены за счет бюджетов регионов, а 94,1 млрд руб. - из средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников.

Модернизация онкоцентров

Минздрав РФ к 2024 году переоснастит 45 федеральных медицинских организаций с отделениями онкологии, говорится в материалах к национальному проекту "Здравоохранение".

Согласно с ними, "45 федеральных медицинских организаций, имеющих в своей структуре онкологическое подразделение, будут переоснащены медицинским оборудованием к 2024 году".

За шесть лет число центров амбулаторной онкологической помощи по всей стране должно увеличиться до 420.

Кроме того, для контроля иммуногистохимических, патоморфологических и лучевых исследований онкозаболеваний в РФ уже к концу 2020 года появится 18 референс-центров. Они позволят максимально оперативно подтверждать диагнозы. Все центры будут созданы на базе ведущих медицинских учреждений, в том числе для оказания организационно- методической помощи и координации деятельности лабораторий и центров анализа.

Модернизация федеральной, региональной и окружной инфраструктуры, внедрение обновленных клинических рекомендаций, увеличение охвата россиян диспансеризацией и профилактическими осмотрами, обучение и переобучение специалистов позволят к 2024 году снизить смертность от новообразований, в том числе злокачественных с 200,6 на 100 тыс. населения до 185, говорится в материалах.

Для увеличения ранней выявляемости рака Минздрав на протяжении шести лет будет реализовывать информационно- коммуникационную кампанию на телевидении, радио и в интернете. Планируется, что к 2024 году ею будут охвачены 70% россиян.

Структура нацпроекта

Среди основных задач нацпроекта также - снижение смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, внедрение бережливых технологий, масштабной профилактики и скринингов, устранение кадрового дефицита, развитие инфраструктуры детских больниц.

В нацпроект входят восемь федеральных проектов: "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям", "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами", "Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий", "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" и "Развитие экспорта медицинских услуг".

В целом на нацпроект планируется направить 1,73 трлн рублей до 2024 года, из которых более 1,37 трлн - средства федерального бюджета. Еще 265 млрд руб. будут обеспечены за счет бюджетов регионов, а 94,1 млрд - из средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников. На борьбу с онкозаболеваниями в рамках нацпроекта выделено 969 млрд рублей.

Куратором нацпроекта является зампредседателя правительства РФ Татьяна Голикова, руководителем - министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.


Федералы пытаются сохранить народ

Государство поставило задачу перед всей системой здравоохранения — к 2024 году не только снизить смертность от рака до 185 случаев на 100 тысяч человек, но и увеличить охват населения профилактическими медицинскими осмотрами с 40 до 70%.

22 октября на заседании рабочей группы, которой руководит депутат Госдумы Борис Менделевич, присутствовали представители практически всех ключевых ведомств, которые отвечают на реализацию нацпроекта: Минздрав, Минфин, ОМС РФ, Росздравнадзор, Счетной палаты.





И действительно цифры на сегодняшний день по онкозаболеваниям устрашающие. По статистике количество смертей от рака занимает второе место после сердечно-сосудистых заболеваний.

Представитель Счетной палаты России Светлана Романова буквально озвучила данные, которыми располагает ведомство.

При этом, как отметила Романова, по сравнению с прошлым годом смертность за прошедшие 9 месяцев увеличилась на 1,9%.

Согласно представленным на заседании данным максимальный рост смертности от злокачественных зафиксирован в Псковская, Орловская, Курганской, Владимирской областях и в Севастополе.

Средняя продолжительность жизни россиянина, которому поставили страшный диагноз — 5 лет.

Причем, как заметил Дмитрий Морозов, когда человеку врач сказал, что у него рак, и он вышел из кабинета, закрыв за собой дверь, у него не должно складываться впечатление, что его бросили умирать. А действительность сейчас именно такова.

Дело не в кадрах, а в управлении?

В проекте упор сделан на создание так называемых центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП). В 2019 году планируется создание 138 центров амбулаторной онкологической помощи в 58 субъектах РФ. Всего же в рамках реализации федерального проекта число уже действующих ЦАОП к концу 2024 года должно составить 536 в 84 регионах. Пока по состоянию на 10 октября текущего года они открыты в 35 субъектах.

Фактически ЦАОП это мини-онкоцентр районного масштаба. Ведь региональные онкологические больницы на сегодняшний день переполнены. В центрах амбулаторной онкологической помощи врачи должны проводить первичную диагностику онкологических заболеваний, проводить химиотерапевтическое лечение пациента и вести за ним наблюдение, оценивая эффективность методики и проводить восстановительную и корригирующую терапию, в случае возникновения осложнений.

Например, внедрение аналогичной методики в Нидерландах позволило сократить смертность от рака молочной железы на 38%.

Но, как бы хорошо не были оснащены ЦАОПы, без квалифицированного персонала, они бесполезны.

В свою очередь, Дмитрий Морозов предложил представителю Минздрава рассмотреть вопрос использования новых компьютерных программ, которые за рубежом заменяют врачей.

Директор Института программ развития здравоохранения Булат Мазитов констатировал, что диспансеризация является единственной государственной программой, нацеленной на раннее выявление основных неинфекционных заболеваний, в том числе и онкологических. Увы, но сейчас она не работает и выполняется имитационно. Высокий уровень смертности населения от рака обусловлен неудовлетворительным качеством работы первичной сети.

ЦАОПы: эффективные или фиктивные?

Как оказалось, проблемы в реализации национального проекта существуют по всем пунктам и практически во всех регионах. Чиновники на местах либо не понимают, как внедрять в реальную работу на местах нацпрограмму, либо ее просто саботируют.

Дмитрий Морозов, обращаясь к директору департамента организации медицинской помощи и санаторно- курортного дела Минздрава РФ Екатерины Каракулиной, попросил не доверять данным из регионов, а все перепроверять.

В ответ Каракулина понимающе кивнула. И вот почему.

По заявлению Каракулиной, был создан специальный координационный центр при Минздраве при содействии двух национальных исследовательских центров, которые проверили все регионы федерации. Выяснилось, что в 43 субъектах региональные программы по борьбе с раком требуют существенной доработки.

«Самая тяжелая ситуация, когда в субъектах открывают ЦАОП, но почему-то оказание медицинской помощи в них не предусматривалось. Из 60 центров, которые должны быть открыты до конца года, 44 — в зоне риска. Надо их еще проверить, чтобы понять, действительно ли они созданы, а не существуют просто на бумаге. В 6 субъектах высокие риски особо высокие риски того, что центры до конца года не откроются. Это

В Калмыкии при лечении по рекомендованным схемам онкологическим диспансером используются более дешевые лекарственные препараты из-за более низкой стоимости и менее эффективны. В регионе проверяющие отметили нерациональное использование финансовых средств на закупку необходимых лекарственных препаратов.

В части анализа деятельности первичных онкологических кабинетов, в том числе кадрового состава возникли вопросы к работе чиновников от здравоохранения в 5 регионах: Амурской, Московской, Республике Тыва, Хакасии и Санкт-Петербурга.

В части анализа работы онкологической службы претензии ко все тем же Амурской области, Тыве и Хакасии.

Не хотят представлять свою аналитику по проблеме онкологии чиновники Брянской, Кировской и Оренбургской областей.

Не могут наладить взаимодействие с национальными медицинскими исследовательскими центрами представители Белгородской, Ивановской, Кировской, Московской, Рязанской, Сахалинской, Смоленской, Тульской областей.

С клиническими рекомендациями не работают в 32 (!) регионах ( Астраханская, Белгородская, Ивановская, Калининградская, Кировская, Курская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Орловская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Тверская, Тульская, Челябинская области; Чувашская, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская Республики, Республики Ингушетия, Коми и Северная Осетия-Алания; Ставропольский, Хабаровский и Красноярский края, — прим. авт). А это одно из важнейших направлений в работе онкологических служб.

Из 500 клинрекомендаций, которые Минздрав попросил отправить в ведомство, было только 8(!).

То, насколько хорошо и качественно оказывается медпомощь и лечение онкобольным, по мнению выступающих, не обращают внимание чиновники в 22 субъектах (Белгородская, Ивановская, Кировская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Орловская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская области; Ставропольский и Хабаровский края, Республика Ингушетия, Республика Коми
и Республика Северная Осетия-Алания; Удмуртская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская Республики).

«У нас регулярно происходят сбои на том уровне, где возникает, должно возникать эффективное взаимодействие — между государственным уровнем управления и муниципальным. Вот на этом стыке у нас постоянно происходят какие-то сложности, поскольку уровень государственного управления – и федеральный, и региональный – часто или делает вид, что его это не касается или касается во вторую, в третью очередь, а муниципальный уровень всё время ссылается на отсутствие необходимых ресурсов и компетенций.

Получается, что национальные проекты, не проходят проверку ни временем, ни выстроенной государственной структурой. Федеральные власти перекладывают ответственность за срыв проектов на регионалов, которые, в свою очередь, обвиняют в некомпетентности министерства. По мнению экспертов, выстроенная вертикаль власти, которой так громко все аплодировали, не работает. При этом, кандидаты в губернаторы продолжают уверять в своей преданности и дают обещания, вероятно заранее понимая, что выполнить их не смогут.

И в данном случае нацпроект по борьбе с онкологией, как лакмусовая бумажка, отражающая настоящие реалии.

Поэтому не стоит удивляться тому, что выйдя из кабинета онколога с подтвержденным диагнозом, простой россиянин чувствует себя никому не нужным и обреченным на мучительное завершение своей жизни.

  • Рубрики
    • Новости
    • Статьи
    • Мнения
    • Интервью
    • Комментарии
  • О проекте
  • Вакансии
  • Реклама
  • Контакты
  • Новости
  • Статьи
  • Интервью
  • Репортаж
  • Клиника
  • Фарма
  • Вход


На федеральный проект “Борьба с онкологическими заболеваниями”, стартующий в 2019 году, в ближайшую пятилетку планируется потратить порядка 1 трлн рублей, что составляет 63% бюджета национального проекта “Здравоохранение”, передаёт Vademecum.

Эти средства пойдут, прежде всего, на строительство национальной сети центров химиотерапии и реабилитации онкологических больных. Авторы программы убеждены, что этих средств хватит на снижение заболеваемости на 7,5% (до 185 на 100 тысяч населения) и увеличение раннего выявления онкозаболеваний с 56,8% до 63%.

Данная программа станет приоритетной в составе национального проекта “Здравоохранение”, остальные получат значительно меньшее финансирование.

Программа “Борьба с онкологическими заболеваниями” беспрецедентна. Противораковые мероприятия в рамках нацпроекта “Здоровье” в 2009-2014 годах стоили порядка 50 млрд рублей, которые ушли на закупку диагностического оборудования. Результатом этого проекта стало снижение заболеваемости онкологией лишь на 1%, поскольку он не учел ряд факторов, влияющих на эпидемиологическую картину (наличие подготовленных кадров, налаженное лекарственное обеспечение, диагностика и пр.), делая упор лишь на модернизации медучреждений.

В проекте будут реализованы четыре главных принципа борьбы с распространением онкозаболеваний, прописанные в стратегии: профилактика, раннее выявление, диагностика и лечение, включая реабилитацию, а также паллиативная медицинская помощь.

Главным нововведением данного проекта станет создание сети центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), основной функцией которых будет осуществление курсов химиотерапии и реабилитация онкобольных. К 2024 по плану в стране должно функционировать порядка 400 таких организаций, оснащенных камерой для стерильного разведения препаратов, кроватью, инфузоматом, штативом для длительных вливаний, сейфами для хранения сильнодействующих и психотропных веществ и документации. Открытие подобных учреждений должно сместить основные объемы оказания медпомощи онкобольным со стационарного звена на амбулаторное.

Согласно данным МНИОИ им. П.А. Герцена, в 2017 году в стране существовало 96 онкологических диспансеров, причем 92 из них имели собственный стационар, а также две специализированные больницы, одна из которых имеет лишь одно двадцатикоечное химиотерапевтическое отделение при 12 хирургических. ЦАОПы планируют либо включать в структуру многопрофильных областных больниц, либо строить отдельно, но в любом случае они будут автономными единицами, не подчиняющимися онкодиспансерам и специализированным больницам.

Предполагается обеспечить население амбулаторной онкологической помощью из расчета 4 врача-онколога на 100 тысяч человек. Власти Республики Татарстан заявили, что готовы открыть 9 таких центров, в Омске же планируется организовать 4 онкоамбулатории.

Создание ЦАОПов подразумевает не только увеличение размеров финансирования онкологической помощи, но и подготовку квалифицированных кадров, и содействовать этому должно строительство национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ). Во второй половине ушедшего года чиновники озвучивали намерение выделить дополнительные средства бюджета на закупку препаратов для лечения опухолей. В 2019 году эта сумма должна составить 70 млрд рублей, а к 2021 достичь 140 млрд рублей. Светлана Кравчук, начальник управления организации ОМС Федерального ФОМС, убеждена, что с помощью этих сумм удастся достичь стопроцентной обеспеченности нуждающихся необходимыми противоопухолевыми лекарствами. Также рассматривается существенное повышение тарифов ОМС на проведение химиотерапии. Пока, правда, неизвестно, каким будет формат закупки химиопрепаратов – этот вопрос не прописан четко в паспорте проекта. Вероятно, тендеры медикаментов будут разыгрываться централизованно и проводиться по целевой федеральной программе.

Министерство здравоохранения России работает над новой Национальной онкологической программой на период до 2030 года. Об этом сообщила глава ведомства Вероника Скворцова, выступая 30 января на расширенном заседании комитета Совета Федерации по социальной политике.

Скворцова подчеркнула, что над документом работает всё министерство. Предполагается, что реализация программы позволит поднять качество медицинской помощи и улучшить диагностику рака. Речь идёт, в частности, о системе скринингов и углублённых исследований, а также о применении цифровых технологий. Кроме того, планируется развивать ядерную медицину — будут построены новые центры протонной терапии.

Преобразования запланированы в рамках мер по снижению смертности трудоспособного населения. По словам Скворцовой, по туберкулёзу и сердечно-сосудистым заболеваниям показатели смертности снижены, но по онкологии ситуация остаётся проблемной. Онкологические заболевания являются причиной 15,6% смертей в России. На первом месте по-прежнему находятся сердечно-сосудистые заболевания — на их долю приходится 47,8% смертей.

Напомним, предыдущая Федеральная национальная онкологическая программа действовала с 2009 по 2014 годы, на её финансирование было направлено 47,6 млрд рублей.

Болезнь пожилых

Как сообщили RT в Московском научно-исследовательском онкологическом институте имени П.А. Герцена, за период с 2012 по 2016 год заболеваемость онкологией в России выросла на 14%. При этом смертность увеличилась на 2,7%. Эти данные, в частности, свидетельствуют о том, что система диагностики рака в России улучшилась.

По данным статистики, у мужчин и женщин чаще всего рак поражает органы мочеполовой системы, на втором месте у мужчин — рак дыхательных органов, а у женщин — молочной железы. При этом в 2016 году онкологические заболевания у женщин диагностировались чаще, чем у представителей сильного пола, — 325 763 и 273 585 случаев соответственно.

Согласно расчётам Российского общества клинической онкологии, больше всего случаев онкозаболеваний выявляется в Архангельской, Псковской, Брянской и Курской областях. Эксперты отмечают, что сегодня от рака в России излечивается более половины пациентов.

Однако смертность в России от онкологических заболеваний всё равно выше, чем в развитых странах. Такие данные в июле 2017 года привела вице-премьер Ольга Голодец.

В России раком болеют 3,5 млн человек и ежегодно диагностируется около 600 тыс. новых случаев. Успех лечения зависит в первую очередь от своевременной диагностики. Например, выявленный на первой стадии рак вылечивается в 92% случаев, на второй — в 76%, на третьей — в 56%. А вот четвёртая стадия оставляет шансы на жизнь всего 12% больных.

Известно, что риск онкологических заболеваний значительно повышается с возрастом, одновременно растёт и вероятность летального исхода. По прогнозам ВОЗ, к 2035 году рак будет диагностироваться у 24 млн людей на планете, при том что в 2014 году уровень заболеваемости онкологией в мире составлял примерно 14 млн случаев в год. Это тенденция охватывает многие страны и связана с такими объективными факторами, как рост средней продолжительности жизни, совершенствование методов диагностики и увеличение населения планеты.

По данным Росстата, средняя продолжительность жизни россиян в 2016 году составила почти 72 года (в 2012 году — 70,2 года). Для сравнения: в Китае этот показатель составляет 76 лет, во Франции — около 82 лет, на Кубе — 79,4 года, в Казахстане — 69,4 года.

Проблемы диагностики

В России проводится немало научных исследований, направленных на совершенствование методик лечения рака. Например, сотрудники научного центра при Томском политехническом университете совместно с врачами Института детской онкологии, гематологии и трансплантологии разработали специальные микроконтейнеры для доставки препаратов прямо в раковые клетки. Контейнеры сделаны из нетоксичных материалов, разлагающихся в тканях без вреда для организма. С помощью этой разработки в перспективе можно снизить побочные эффекты от раковой терапии для пациентов.

Однако серьёзной проблемой остается первичная диагностика рака. Большой резонанс вызвал случай Дарьи Стариковой — жительницы города Апатиты, которая обратилась к президенту России Владимиру Путину во время прямой линии. Из-за сокращения числа специалистов в городских медучреждениях онкологический диагноз не был поставлен девушке вовремя и болезнь перешла в запущенную стадию.

Сокращение профильных специалистов в небольших поликлиниках и больницах осуществляется в рамках программы оптимизации системы здравоохранения, согласно которой строятся крупные лечебно-диагностические центры областного значения. При этом программа всеобщей диспансеризации, проводимой во всех поликлиниках страны, не помогает улучшить ситуацию с выявлением онкологических болезней, отмечают эксперты.

Программа скрининга есть в США: там применяют компьютерную томографию, чтобы выявлять у курильщиков рак легкого. А вот в Европе таких программ нет, объяснил эксперт.

Увеличение случаев диагностики рака на ранних стадиях в России Тимофеев связывает с общим прогрессом в области средств диагностики.

Системный дисбаланс

Врач-онколог, кандидат медицинских наук Евгений Черёмушкин в интервью RT пояснил, что одна из ключевых мер в сфере борьбы с раком — информирование пациентов. Эксперт привёл пример Японии: страна находится на первом месте в мире по уровню заболеваемости этим недугом, но власти буквально обязали население страны регулярно проходить диагностику.

Комментируя ситуацию Дарьи Стариковой из Апатит, эксперт отметил, что это отнюдь не единичный случай, хотя благодаря новым методикам и препаратам российским специалистам в целом удалось добиться снижения смертности от рака.

Читайте также: