Мероприятия по улучшению качества жизни при лейкозе






YOU&WE

Сайт больных лейкозом. Все о лейкозе, и о тех кто пережил его.

Реабилитация

Подходит к концу период лечения, и у родителей возникают вопросы. Лечение закончится, и что дальше? Как безболезненно вернуть ребенка в социальное пространство: начать заново ходить в школу, детский сад, посещать праздники и спектакли? Многие дети после длительного лечения испытывают психолого-социальные проблемы, которые связаны с длительной изоляцией и отсутствием общения со сверстниками, с изменениями внешности, нарушением внутрисемейных отношений, различного рода страхами и комплексами. В этот период важно помочь детям, которые справились со своей тяжелой болезнью или заканчивают лечение, не только физически окрепнуть, но и войти в мир здоровых людей.

Что такое реабилитация

Реабилитация — это комплекс медицинских, психотерапевтических, социально-педагогических мер, направленных на поддержание нормального качества жизни ребенка и его семьи на протяжении длительного лечения тяжелой болезни и, при необходимости, после его окончания. В случае детей раннего и младшего дошкольного возраста специалисты могут употреблять термин абилитация. Это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития.

Зачем нужна реабилитация

К сожалению, необходимо констатировать, что длительное и тяжелое лечение онкологического заболевания сопровождается побочными эффектами не только медицинской направленности.

ограничение двигательной активности,

ограничение умственной активности,

социальная депривация (психическое состояние вследствие нарушений контактов с социумом),

хронический психологический стресс.

Как следствие, отмечается ухудшение коммуникативных навыков, разрушение актуальных социальных контактов, инфантильные формы поведения, нарушение образовательного процесса, затруднение профессиональной ориентации. Больной ребенок крайне зависим от морального, психологического и социального состояния своей семьи, находящейся в критической жизненной ситуации. В период лечения нарушаются нормальные внутрисемейные отношения, как детско-взрослые, так и между взрослыми членами семьи, в первую очередь родителями. Довольно большая часть браков распадается в первый год после установки диагноза. Нарушается ритм и качество получения ребенком среднего школьного образования. Дети, как правило, надолго разлучены с семьей во время лечения. Матери, находясь на лечении с одним ребенком, часто не имеют возможности полноценно общаться с другими детьми. Возникает гиперопека над детьми со стороны родителей, как следствие, у ребенка отмечаются безволие, слабость, сниженная жизненная активность. Снижается социальный статус семьи: материальное неблагополучие, потеря хорошей работы, карьеры, долги. Братья и сестры детей-инвалидов (сиблинги) также испытывают всю тяжесть трудной семейной ситуации. Как правило, они оказываются на периферии родительского внимания в период лечения больного брата/сестры. Поэтому они в не меньшей степени, чем болевшие дети, нуждаются в реабилитации. В результате выздоровевшие, но не прошедшие реабилитацию дети и сиблинги представляют группу повышенного социального риска, сиблинги нередко вовлекаются в асоциальную среду. Даже самые успешные из них в связи с сильно заниженной самооценкой часто не могут реализовать свой потенциал: выбирая профессию, устраиваясь на работу, они стараются избежать высокой ответственности.Специальные реабилитационные программы призваны вернуть детей и их семьи к нормальной полноценной жизни. Реабилитация должна начинаться в тот самый момент, когда поставлен онкологический диагноз, и продолжаться до полного включения ребенка и его семьи в нормальную жизнь.

Направления реабилитации

Медицинская реабилитация — восстановление функционального состояния органов и систем организма, нарушенного в результате перенесенного онкологического заболевания и осложнений специальной терапии; лечение сопутствующих заболеваний. Физическая реабилитация — укрепление мышечного корсета, коррекция нарушений осанки, адаптация кардиореспираторной системы к нагрузкам, закаливание и пр. Используется лечебное плавание, массаж (при отсутствии противопоказаний), ЛФК, коррекция нарушений осанки и нарушений зрения методом биологической обратной связи, спортивные игры, спортивная ходьба. Социально-психологическая реабилитация — диагностические, коррекционные и профилактические мероприятия, направленные на решение личностных и семейных проблем, развитие интеллектуальных способностей, устранение устойчивых вредных привычек и девиаций поведения. Академическая реабилитация — создание необходимых условий для успешной реинтеграции ребенка в школу. Педагогическая реабилитация — базируется на работе арт-терапевтических мастерских: керамики, ткачества, музыкальной, художественной и театральной, так как занятия искусством являются наиболее эффективными и глубоко воздействующими педагогическими и психотерапевтическими средствами. Кроме того, крайне полезны все виды активности, связанные с развитием мелкой моторики, особенно детям, перенесшим опухоли головного мозга. Ключевую роль в педагогической реабилитации играет формирование специфической педагогической среды с безусловным принятием каждого ребенка, способствующей снижению тревожности, повышению самооценки, восстановлению нормального общения со сверстниками, стимулированию познавательной активности.

Организация реабилитации

На сегодняшний день существуют следующие технологии реабилитации: психологическая служба при онкологическом отделении, семейный клуб, реабилитационный лагерь или санаторий.

Психолого-социальная служба в детских отделениях онкологии и гематологии

В психолого-социальную службу могут входить: врачи-реабилитологи, психологи, педагоги-психологи, арт-терапевты, педагоги-консультанты, социальные работники, юристы. Основные направления работы службы: психологическое сопровождение семей, арт-терапия, коррекция детско-родительских отношений, организация госпитальной педагогики, помощь сиблингам, организация праздников, экскурсий, выездных культурных мероприятий, мастер-классов (в том числе и с привлечением бывших пациентов).

Семейный клуб

В таких клубах дети работают в кружках и творческих мастерских, осуществляется помощь в профориентации старших подростков, для детей и родителей организована культурная программа (посещение музеев, выставок, концертов, театров). Проводятся консультации психологов, юридические консультации, беседы с врачами. Главное значение клуба в том, что дети, заканчивающие лечение, попадают в среду тех, кто уже прошел путь к выздоровлению, и на их примере идут к достижению цели. Здесь не страшно появиться в маске или без волос, дети в клубе не будут подшучивать или задавать неудобные вопросы, они помогут начать общаться, ведь они когда-то сами прошли весь этот сложный и важный путь.

Реабилитационный лагерь

Инновационная для нашей страны технология психолого-социальной реабилитации детей с онкологическими заболеваниями. Основными задачами лагеря являются оздоровительный отдых, развивающий досуг, социализация. В лагере, в зависимости от профиля и программы смены, в специально созданных мастерских организуются занятия ткачеством, керамикой, рисованием, шитьем, фотографией, театральным искусством, проводятся психологические тренинги, культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия. Вместе с детьми в лагере находится команда специалистов: врач-онколог, психолог, педагоги-ролевики, арт-терапевт, воспитатели. В реабилитационных лагерях ребята учатся заново дружить, заботиться друг о друге, осваивают множество новых видов художественного творчества, помогают педагогам, готовят и проводят свои мастер-классы и участвуют в управлении лагерем. Таким образом, лагерная программа создает реальные возможности для социализации детей и подростков.

Список учреждений реабилитации

К сожалению, на данный момент приходится констатировать, что системе комплексной реабилитации детей с онкологическими заболеваниями в России еще предстоит долгий путь развития. Тем не менее, во многих крупных городах существуют различные фонды по поддержке семей с онкологическими заболеваниями, некоторые из них специализируются на реабилитации детей после онкологических и гематологических заболеваний. Мы на странице "Реабилитация" перечислим некоторые учреждения, которые занимаются реабилитацией детей с онкологическими заболеваниями и в которые можно обратиться.


Острый лимфобластный лейкоз относится к категории тяжелых злокачественных заболеваний. Однако, благодаря успехам современной израильской медицины, число пациентов, победивших эту страшную болезнь, растет год от года. Изменить собственный диагноз и в одночасье избавиться от рака человек не в силах. Но он, безусловно, может предпринимать конкретные шаги по изменению своего образа жизни на более здоровый, усваивать полезные привычки и отказываться от вредных. Речь идет о простых практических действиях, обладающих огромным положительным эффектом. Специалисты клиники Шиба не устают подчеркивать, что здоровый образ жизни – это составная и неотъемлемая часть комплексного лечения при остром лейкозе.

Для многих людей рак, в частности лейкоз, становится поворотным моментом в судьбе, после которого они начинают всерьез заботиться о своем здоровье. Каким бы серьезным ни был диагноз, никогда не поздно пересмотреть свои привычки и скорректировать их. Можно и нужно придерживаться сбалансированного рациона питания, отказаться от курения и излишнего употребления алкоголя, снизить уровень повседневного стресса.

Если вы приняли решение прекратить курить, но не можете справиться с этой привычкой самостоятельно, обратитесь за профессиональной помощью. В рамках большинства медицинских учреждений в Израиле проводятся семинары, посвященные прекращению курения. Участники семинаров получают практические рекомендации, психологическую поддержку и лекарственную терапию.

Питание при раке

Соблюдать принципы здорового питания не так легко, и многим людям известно об этом не понаслышке. Онкологическим пациентам, особенно тем, кто получает химиотерапию при остром лейкозе, приходится еще сложнее: кто-то страдает от тошноты и не может заставить себя есть, у кого-то нарушается вкусовое восприятие, часть пациентов, наоборот, набирает лишний вес.

Отзыв о лечении лейкоза в Израиле

Первые признаки недуга проявили себя в 2012 году, подвижный прежде ребенок стал слабым, быстро уставал, спустя несколько месяцев увеличился лимфатический узел в паху.

Родители поняли, что необходимо показать малыша врачам и Сережу повезли в Херсон на обследование в одну из ведущих больниц.

Если у вас наблюдаются вышеописанные симптомы (тошнота, рвота, расстройства пищеварения и вкусового восприятия), старайтесь напоминать себе о том, что они носят преходящий характер и имеют тенденцию к улучшению. Питание при раке, особенно в фазе активного лечения, должно быть регулярным (каждые 2-3 часа) но состоять из небольших порций. Проконсультируйтесь с диетологом, какие продукты лучше усваиваются и полезны при вашем состоянии, а от каких следует отказаться. Диетолог составит для вас индивидуальный план питания, который по мере необходимости можно будет корректировать.

После того, как закончится курс лечения, и постепенно ослабнут его побочные эффекты, постарайтесь усвоить навыки здорового питания: включайте в свой рацион полезные продукты, поддерживайте нормальный вес, откажитесь от избыточного употребления алкоголя. Эти простые мероприятия улучшат ваше самочувствие и в долгосрочной перспективе положительно скажутся на вашем здоровье.

Отдых и физическая активность при остром лейкозе

Одним из негативных последствий лечения при остром лейкозе является упадок сил. Это не обычная усталость, а настоящее физическое истощение. Слабость и быстрая утомляемость представляют собой побочный эффект химио- и радиотерапии, они также могут быть следствием анемии, развившейся на фоне лечения. Эти явления могут длиться достаточно долго. Они ухудшают качество жизни и ограничивают возможность пациента заниматься деятельностью, требующей физической выносливости (например, спортом).

Однако, как свидетельствуют результаты современных научных исследований, посильные физические упражнения так же полезны пациентам, как и полноценный отдых. Если вы чувствуете усталость, позвольте себе отдохнуть и набраться энергии. Это изменение в привычном распорядке тяжело дается тем, кто до болезни вел активный образ жизни, много работал и привык к перегрузкам. В то же время, совсем отказываться от физических нагрузок не стоит. Регулярные физические упражнения, особенно если они выполняются в компании друзей, обладают рядом преимуществ:

  • повышают настроение, избавляют от тревоги и депрессии
  • придают заряд бодрости
  • улучшают самооценку
  • укрепляют мышцы
  • положительно влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы

В долгосрочной перспективе привычка к регулярным занятиям спортом сослужит вам хорошую службу. Посоветуйтесь с лечащим персоналом, какие виды физической активности предпочесть, в какой момент можно приступить к занятиям и с какой интенсивностью их проводить.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ткаченко Ирина Владимировна, Тесленко Б. В., Румянцев А. Г.

На основе анализа состояния здоровья детей , больных острым лимфобластным лейкозом (ОЛЛ) и находящихся в периоде долгосрочной ремиссии, в условиях реабилитационного отделения санаторного типа им проведен курс восстановительного лечения. Санаторно-курортный этап лечения способствовал восстановлению нарушенных функций различных органов и систем у данной когорты детей . Показатели качества жизни обследуемых после комплексной реабилитации были статистически достоверно выше, чем до нахождения в санатории. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения углубленного обследования детей , перенесших ОЛЛ и находящихся в состоянии длительной ремиссии (≥ лет) для получения данных о спектре проблем, связанных с нарушениями физического, психологического и социального характера и разработки реабилитационных программ с целью улучшения состояния здоровья детей в будущем.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ткаченко Ирина Владимировна, Тесленко Б. В., Румянцев А. Г.

Complex rehabilitation of children with long-term acute lymphoblastic leukemia remission

On the basis of health state analysis of children with long-term acute lymphoblastic leukemia (ALL) remission, rehabilitatiuon courses in children with the indicated pathology are followed in rehabilitation department of sanatorium. The sanatorium-resort stage of treatment promoted restoration of various organ and system failure at these children . Quality of life of children in study group were statistically significant higher than before sanatorium treatment as a result of complex rehabilitation . Results suggest that detailed examination of children with long-term ALL remission (5 years and more) is necessary for data obtaining about problems with physical, psychological and social failure and development of rehabilitation programs aimed to improvement of children health state in the future.

ОНКОГЕМАТОЛОГИЯ 2 ’2 0 0 9

КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСТРЫМ ЛИМФОБЛАСТНЫМ ЛЕЙКОЗОМ В СОСТОЯНИИ ДЛИТЕЛЬНОЙ РЕМИССИИ

И.В. Ткаченко1, Б.В. Тесленко2, А.Г. Румянцев1

Контакты: Ирина Владимировна Ткаченко ікаеНвпко 69@inbox.ru

На основе анализа состояния здоровья детей, больных острым лимфобластным лейкозом (ОЛЛ) и находящихся в периоде долгосрочной ремиссии, в условиях реабилитационного отделения санаторного типа им проведен курс восстановительного лечения. Санаторно-курортный этап лечения способствовал восстановлению нарушенных функций различных органов и систем у данной когорты детей. Показатели качества жизни обследуемых после комплексной реабилитации были статистически достоверно выше, чем до нахождения в санатории.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения углубленного обследования детей, перенесших ОЛЛ и находящихся в состоянии длительной ремиссии (^5лет) для получения данных о спектре проблем, связанных с нарушениями физического, психологического и социального характера и разработки реабилитационных программ с целью улучшения состояния здоровья детей в будущем.

Ключевые слова; дети, острый лимфобластный лейкоз, комплексная реабилитация, качество жизни

COMPLEX REHABILITATION OF CHILDREN WITH LONG-TERM ACUTE LYMPHOBLASTIC LEUKEMIA REMISSION

I.V. Tkachenko1, B.V. Teslenko2, A.G. Rumyantsev1

On the basis of health state analysis of children with long-term acute lymphoblastic leukemia (ALL) remission, rehabilitatiuon courses in children with the indicated pathology are followed in rehabilitation department of sanatorium. The sanatorium-resort stage of treatment promoted restoration of various organ and system failure at these children. Quality of life of children in study group were statistically significant higher than before sanatorium treatment as a result of complex rehabilitation.

Results suggest that detailed examination of children with long-term ALL remission (5 years and more) is necessary for data obtaining about problems with physical, psychological and social failure and development of rehabilitation programs aimed to improvement of children health state in the future.

Key words: children, acute lymphoblastic leukemia, complex rehabilitation, quality of life

В структуре педиатрической онкологической патологии доля острых лимфобластных лейкозов (ОЛЛ) составляет до 75% гемобластозов и до 25% всех злокачественных новообразований (ЗН). Заболеваемость острым лейкозом (ОЛ) у детей до 15 лет составляет 4,1±0,4 случая на 100 000 детского населения с преобладанием в структуре заболеваемости лиц мужского пола (соотношение 1,6:1 для В-линейного и 4:1 для Т-линейного вариантов ОЛЛ) [1, 2]. Успешная реализация современных технологий лечения ОЛЛ позволила значительно улучшить общую и безрецидивную выживаемость данной группы детей [3—5]. Успехи антинеопласти-ческой терапии ОЛЛ связаны с внедрением в практику комбинированной химиолучевой терапии [1, 6]. По данным многих исследователей, безрецидив-ная выживаемость >5 лет у детей, больных ОЛЛ, составила >80% [7]. Принципиальная возможность излечения подавляющего большинства пациентов и их возвращение к полноценной жизни стали, безусловно, главным результатом серии клинических исследований, выполненных на протяжении четырех десятилетий в США и Европе [2].

В связи с увеличением числа излеченных больных в последние годы регистрируется больше случаев развития поздних осложнений лечения, обозначаемых в онкологической практике, как поздние эффекты противоопухолевой терапии. В многочисленных работах подчеркивается, что наиболее частыми осложнениями, требующими коррекции, являются заболевания печени, нарушения со стороны системы кровообращения, центральной нервной системы (ЦНС) и органов дыхания и слуха. С одинаковой частотой встречаются патология опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и эндокринной системы [3, 5, 8—10].

Таким образом, в ближайшей перспективе дети, излеченные от онкологического заболевания, сформируют значительный контингент населения, что поставит перед обществом качественно новые медико-социальные и психологические задачи [4, 11—13]. Основной целью комплексной реабилитации детей, перенесших ОЛЛ, является компенсация функций организма, нарушенных как вследствие развития самого заболевания, так и в результате проведенного лечения [14, 15].

К сожалению, в настоящее время методологические подходы к изучению всего комплекса проблем и содержание программ реабилитации детей с ОЛЛ в ремиссии отличаются некоторой фрагментарностью проводимых исследований [16—18]. В связи с этим целью данной работы является оценка состояния здоровья детей, перенесших ОЛЛ и находящихся в состоянии длительной ремиссии, и определение качества их жизни.

Материалы и методы

Проведены ретроспективный (п=517) и проспективный (п=500) анализ состояния здоровья 1017 детей, переболевших ОЛЛ и находящихся в периоде длительной ремиссии, из них 556 мальчиков и 461 девочка, в возрасте от 7,8 до 19,6 (медиана возраста 13,4) года. Продолжительность ремиссии ОЛЛ составила >5 лет (медиана 5,1 года). Детям проводили противоопухолевое лечение по протоколам программы ALL-BFM-90. Краниальное/кра-ниоспинальное облучение получили 449 детей исследуемой группы в суммарной очаговой дозе (СОД) до 24 Гр, преимущественно из группы ОЛЛ среднего и высокого риска.

Анализ структуры соматической патологии по основным органам и системам проведен на ос-

новании изучения медицинской документации (медицинская карта амбулаторного больного — форма 025/у-87, медицинская карта — форма 003/у, выписка из медицинской карты стационарного больного 027/-1/у, анкета для детей со ЗН в анамнезе, разработанная в Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии — ФНКЦ ДГОИ для санаторно-курортного лечения), клинического осмотра и лабораторно-инструментальных методов диагностики.

План стандартного обследования детей, перенесших ОЛЛ и находящихся в состоянии длительной ремиссии, на санаторно-курортном этапе включал осмотр педиатра, гематолога, кардиолога, психоневролога, эндокринолога, окулиста, оториноларинголога, стоматолога, врача кабинета лечебной физкультуры (ЛФК), антропометрические и физиометрические исследования, электрокардиографию (ЭКГ), ультразвуковое исследование (УЗИ) органов брюшной полости и щитовидной железы, клинические анализы крови и мочи. В соответствии со структурой выявленных отклонений в состоянии здоровья детей проводились дополнительные обследования.

Группировка выявленной соматической патологии осуществлялась в соответствии с МКБ-10 (табл.1).

Сравнительный анализ полученных данных был проведен на основании сведений, предоставленных Бюро медицинской статистики Департа-

Таблица 1. Структура заболеваний по классам МКБ-10

1 01 (А, В) Инфекционные заболевания

2 02 (С, D) Новообразования

3 03 ф) Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

4 04 (Е) Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

5 05 (Б) Психические расстройства и расстройства поведения

6 06 ^) Болезни нервной системы

7 07 (Н00-59) Болезни глаза и его придаточного аппарата

8 08 (Н60-95) Болезни уха и сосцевидного отростка

9 09 (I) Болезни системы кровообращения

10 10 (Л) Болезни органов дыхания

11 11 (К) Болезни ЖКТ

12 12 ^) Болезни кожи и подкожной клетчатки

13 13 (М) Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

14 14 (М Болезни мочеполовой системы

15 18 ^) Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных

исследованиях, не классифицированные в других рубриках

ОНКОГЕМАТОЛОГИЯ 2 ’2 0 0 9

ОНКОГЕМАТОЛОГИЯ 2 ’2 0 0 9

1400 1200 § 1000 I 800

66,25 6,39 27,74 124,45 14,57 6 64 28 9 43 94 49 84 85,1 118,99 87 32 47 79

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14

Рис. 1. Распространенность соматической патологии в популяции среди детей в возрасте 0—14лет (показатель на 1000 детей)

Рис. 2. Распространенность соматической патологии в популяции среди подростков в возрасте 15—17 лет

(показатель на 1000 подростков)

мента здравоохранения Москвы. С учетом полученных данных популяционного контроля состояния здоровья детей и подростков Москвы для 2 возрастных групп (1-я группа — до 14, 2-я группа — 15 лет и старше) для проведения сравнительного анализа по результатам исследования дети соответственно были разделены на аналогичные возрастные группы. На рис. 1 представлены популяционные показатели здоровья у детей в возрасте до 14 лет. В структуре соматической патологии в группе сравнения на 1-м месте находятся болезни органов дыхания, на 2-м — болезни глаз, на 3-м — болезни костно-мышечной системы [19].

На рис.2 представлены популяционные данные для подростков в возрасте 15—17 лет. Структура соматической патологии у подростков сопоставима со структурой соматических заболеваний детей в возрасте до 14 лет: на 1-м месте находятся болезни органов дыхания, на 2-м — болезни костномышечной системы, а на 3-м — болезни глаз.

Для оценки сочетания соматической патологии в группе обследованных больных ОЛЛ в ремиссии нами введен коэффициент сочетанной патологии, который показал, сколько единиц соматической патологии приходится на каждого пациента в среднем. Данный коэффициент рассчитывался по формуле:

2 всех случаев соматической патологии

в конкретной диагностической группе,

где N — число пациентов в этой диагностической группе.

Методы проведения реабилитационных мероприятий

Основной комплекс реабилитационных мероприятий, проводимых у детей с ОЛЛ в состоянии долгосрочной ремиссии, включал следующее:

• I блок — медикаментозное лечение (симптоматическая терапия);

• II блок — физиотерапевтические мероприятия (ингаляции, кислородотерапия, душ Шарко, хвойно-жемчужные, йодобромные, пихтово-жемчужные, пресные ванны, душ циркулярный, веерный и циркулярный душ со строгой регламентацией температурного режима, продолжительности и кратности процедур в зависимости от возраста детей и подростков обследуемой группы, спелеопалата, массаж классический, ЛФК, ходьба на лыжах, дозированная ходьба, велопрогулки, плавание, занятия на тренажерах, детензор-терапия, спортивные игры);

• III блок — психотерапевтические мероприятия (рациональная психотерапия, арттерапия).

Исследование показателей качества жизни

С целью оценки эффективности проведенной реабилитации на санаторно-курортном этапе проведен анализ показателей качества жизни обследуемой когорты детей на основании репрезентативной выборки из общей совокупности. При анализе качества жизни использованы данные его оценки 116 детьми, перенесшими ОЛЛ и находящимися в состоянии длительной ремиссии, в возрасте от 8 до 12 (медиана 10) лет со средней длительностью ремиссии 5,5±0,9 (медиана 5,2) года, и их родителями. Соотношение детей по полу составило 1,4:1 (мальчиков — 67, девочек — 49). Иссле-

Таблица 2. Распределение детей с ОЛЛ, находящихся

в состоянии длительной ремиссии, по группам риска согласно протоколу ALL-BFM-90

Диагностическая группа Число детей с ОЛЛ

Стандартного риска (SRG) Среднего риска (MRG) Высокого риска (HRG)

Всем больным лейкозами рекомендуется рациональный режим труда и отдыха, питание с высоким содержанием животного белка (до 120 г), витаминов и ограничением жиров (до 40 г). В рационе должны быть свежие овощи, фрукты, ягоды, свежая зелень.

Практически все лейкозы сопровождаются анемиями, поэтому рекомендуется фитотерапия, богатая железом, аскорбиновой кислотой.

Используют настой плодов шиповника и земляники лесной по 1/4--1/2 стакана 2 раза в день. Отвар листьев земляники лесной принимают по 1 стакану в день.

Рекомендуется барвинок розовый, в траве содержится более 60 алкалоидов. Наибольший интерес представляют винбластин, винкристин, лейрозин, розидин. Винбластин (розевин) является эффективным препаратом для поддержания ремиссий, вызванных химиотерапевтическими средствами. Он хорошо переносится больными при проведении длительной (в течение 2--3 лет) поддерживающей терапии.

Винбластин имеет некоторые преимущества перед другими цитостатиками: обладает более быстрым действием (особенно это заметно при высоком лейкоцитозе у больных лейкозом), не оказывает выраженного угнетающего влияния на эритропоэз и тромбоцитопоэз. Что позволяет иногда применять его даже при легкой анемии и тромбоцитопении. Характерно, что вызываемое винбластином угнетение лейкопоэза чаще всего обратимо и при соответствующем уменьшении дозы может восстанавливаться в течение недели.

Розевин применяют при генерализованных формах лимфогранулематоза, лимфо- и ретикулосаркоме, хронических миелозах, особенно при устойчивости к другим химиотерапевтическим препаратам и лучевой терапии. Вводят внутривенно 1 раз в неделю, в дозе 0,025-0,1 мг/кг.

Используют витаминный чай: плоды рябины - 25 г; плоды шиповника - 25 г. Принимают по 1 стакану в день. Настой плодов шиповника - 25 г, ягод черной смородины - 25 г. Принимают по 1/2 стакана 3-4 раза в день.

Плоды абрикоса содержат большое количество аскорбиновой кислоты, витаминов В, Р, провитамина А. Плоды содержат железо, серебро и т. д. 100 г абрикоса влияют на процесс кроветворения так же, как 40 мг железа или 250 мг свежей печени, что и определяет лечебную ценность этих плодов для людей, страдающих анемией.

Авокадо американское, плоды употребляют в свежем виде, а также подвергают различной обработке. Из плодов готовят салаты, приправы, используют как масло для бутербродов. Принимают для лечения и профилактики анемии.

Вишня обыкновенная, используют в сыром, сушеном и консервированном виде (варенье, компоты). Вишня улучшает аппетит, рекомендуется как общеукрепляющее средство при анемии. Употребляют в виде сиропа, настойки, наливки, вина, фруктовой воды.

Свекла обыкновенная, приготавливают различные блюда, употребляют ее в сушеном, соленом, маринованном и консервированном виде. Сочетание большого количества витаминов с железом оказывает стимулирующее действие на гемопоэз.

Смородина черная, основным достоинством плодов является низкое содержание ферментов, разрушающих аскорбиновую кислоту, поэтому они служат ценным источником витаминов. Рекомендуется при гипохромной анемии.

Черешня, плоды можно замораживать и сушить, из нее готовят компоты, варенья, джемы. Эффективна при гипохромной анемии.

Шелковица, употребляют в пищу в виде сиропов, компотов, десертных блюд и наливок. Применяют при гипохромной анемии.

Шпинат огородный, листья содержат белки, сахары, аскорбиновую кислоту, витамины В1, В2, Р, К, Е, Д2, фолиевую кислоту, каротин, минеральные соли (железо, магний, калий, фосфор, натрий, кальций, йод). В пищу употребляют листья, из которых готовят салаты, пюре, соусы и др. блюда. Особенно полезны листья шпината больным гипохромной анемией.

В пищевой рацион больных анемией включают овощи, ягоды и фрукты в качестве носителей "факторов" кроветворения. Железо и его соли содержат картофель, тыква, брюква, лук, чеснок, салат, укроп, гречиха, крыжовник, земляника, виноград.

Аскорбиновую кислоту и витамины группы В содержат картофель, капуста белокочанная, баклажаны, кабачки, дыня, тыква, лук, чеснок, шиповник, облепиха, ежевика, земляника, калина, клюква, боярышник, крыжовник, лимон, апельсин, абрикос, вишня, груша, кукуруза и др.

Можно использовать различные лекарственные растения в том числе следующие:

1. Собирают цветки гречихи посевной и готовят настой:1 стакан на 1 л кипятка. Пьют без ограничения.

2. Приготовить сбор: ятрышник пятнистый, любка двулистная, донник лекарственный, цвет гречихи посевной - все по 4 ст. л., паслен дольчатый, хвощ полевой - по 2 ст. л. На 2 л кипятка взять 6 ст. л. сбора, принимать утром первую порцию 200 г, а затем по 100 г 6 раз в день.

3. Сбор: донник лекарственный, хвощ полевой, крапива двудомная - все по 3 ст. л. На 1 литр кипятка взять 4-5 ст. л. сбора. Принимать по 100 г 4 раза в день.

4. Пить сок из корней мальвы, а детям - сок из плодов мальвы.

Профилактика лейкозов

Проведение мероприятий направленных на выявление факторов, вызывающих заболевание;

* Постоянное наблюдение за детьми, имеющими неблагоприятную наследственность;

* Своевременное прохождение профилактических осмотров;

Читайте также: