Лиса и рак сказка чему учит эта сказка

1. Закреплять умения пересказывать сказку, используя в качестве наглядно

опоры серию сюжетных картин.

2. Учить связности, последовательности, непрерывности, логичности и выразительности высказывания, умению передавать диалог действующих лиц.

3. Закреплять умение подбирать прилагательные, давая характеристику героям сказки: лиса - хитрая, умная, ласковая, выдумщица, смышленая, рак - спокойный, ловкий, умный, хитрый.

4.Воспитывать культуру общения: умение внимательно слушать собеседника,

говорить не громко, не выкрикивать.

5. Закреплять умение высказывать свое отношение к прочитанному, отвечать на

вопросы полным предложением согласно содержанию текста.

6. Развивать умение детей произносить предложения с разными интонациями.

1. Развивать слуховое внимание, память.

2. Учить детей отгадывать загадки. Стимулировать умственную активность.

2.Формировать социальные навыки: работать в коллективе; высказывать свою точку зрения, договариваться, приходить к единому мнению, радоваться результатам совместного труда.

1. Развивать интерес к художественной литературе; воспитывать навык

слушания художественных произведений.

4. Учить анализировать смысл пословиц, понимать их обобщенный характер.

1. Предупреждать утомляемость воспитанников, удовлетворять потребность детского организма в двигательной активности.

Методы и приемы:

- Словесные: беседа, пересказ рассказа детьми, загадывание загадок.

-Игровые: создание игровой ситуации.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением лисы и рака, беседа об их жизни в природе;знакомство с новыми словами: перегоняться (бежать на перегонки, кто быстрее прибежит).

- Как вы думаете, куда нас приглашает эта песенка?

Слышится волшебная музыка. Создание игровой ситуации

- Ребята, посмотрите, вот мы и оказались с вами в сказке. Давайте подойдем поближе. Как тихо кругом, никого не видно.

(На полу две тропинки, которые ведут к домикам).

- Посмотрите, что вы здесь видите? Куда ведут тропинки?

Они ведут нас в разные стороны, каждый, к своему домику, которые отличаются друг от друга. А чтобы узнать, кто живёт в этих домиках, нужно отгадать загадки, которые написаны на тропинках

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост –ее краса.

Этот зверь лесной-(Лиса)

Показывает иллюстрацию лисы, которая живет в первом домике.

Кто ходит задом наперед?

Кто в чистой лишь воде живет?

В норе глубокой он сидит

Усами тихо шевелит (Рак)

Показывает иллюстрации рака, который живет во втором домике.

- Как вы думаете, могут ли в природе лиса и рак бегать на перегонки?

- Предлагаю вам послушать сказку о том, как лиса с раком бегали на перегонки?

Что предложила лиса раку? Как об этом можно сказать по-другому? (бежим на перегонки, кто быстрее прибежит)

Почему лиса предложила раку бегать?

Рак сразу согласился?

А что придумал рак?

Какая лиса в этой сказке? (хитрая, самоуверенная)

А рак? (спокойный, ловкий, умный, хитрый)

Лиса бежала быстро? Давайте покажем, как можно восстановить дыхание после бега (дети делают упражнение на восстановление дыхания).

А теперь покажите глазами, как удивилась лиса, увидев рака позади себя (дети делают упражнение для глаз).Физкультминутка

Мы шагаем,мы шагаем,

Ноги выше поднимаем,

Голову не опускаем

А впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

Повторное чтение с установкой на пересказ

- А сейчас послушайте сказку ещё раз и посмотрите на иллюстрации; они помогут вам рассказать сказку.

Ребята, хотела я вам картинки к нашей сказке показать, да вот беда, перепутались они между собой. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку.

- С чего начиналась сказка? Какая картинка должна быть первой

- Что случилось потом? Какая картинка должна быть следующая.

- Чем закончилась сказка? Какая последняя картинка?

Перед вами лежат части разных животных. Вам надо отобрать из предложенных частей разных животных, только те части, которые принадлежат лисе и раку, разместить их под картинками и построить предложение.

Дети первой команды отбирают части, принадлежащие лисе, а дети второй команды – раку.

- Наше путешествие подошло к концу. Давайте пройдем на ковер.Скажем волшебные слова: два раза хлопни, три раза топни, вокруг себя обернись, в детском саду очутись!

- С какой сказкой познакомились? Что вам больше всего понравилось? Какие были трудности? Чему вас научила сказка? (Эта сказка учит нас быть сообразительными и т. д.)

Конспект проведения занятияпо развитию речи в страшей группе пересказ русской народной сказки лиса и волк Тема: "Пересказ русской народной сказки ""Лиса и волк" Програмное содержание: Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг другу в глаза, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

- Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю Вам всем хорошего рабочего настроения, творческих открытий. Садитесь.

Водная беседа:

- Послушайте стихотворение:

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца. (В. Берестов)
- Вы догадались, что мы сегодня будем читать на уроке? Сказки -вешаю слово на доску

- На какие группы мы делим сказки? Волшебные, бытовые, о животных -вешаю слова на доску

Сег одня у нас необычный урок. Мы пригласили в гости сказочных героев из самой известной русской народной сказки. Ваша задача вспомнить название сказки.

Жил – был в лесу медведь

Мед: Мужик, мужик давай с тобой дружить

Муж: Ладно . Только в дружбе всё сообща нужно делать. Я вот репу сажать буду

Мед: Л адно. Ты сажай, а я собирать буду

посеял мужик репу. Настало время собирать урожай.тут и явился медведь.

Мед: Давай , мужик ,урожай делить.

Муж: - хорошо, я беру корешки, а ты вершки забирай.

Прошел год. Пришел мужик сажать пшеницу. А медведь тут как тут.

Мед: ты сажай а я собирать урожай буду.

Мужик посадил, поливал,полол. Пришло время урожай собирать. Медведь тут как тут.

Мед: Нет, мужик, ты меня теперь не обманешь. Я возьму вершки, а ты корешки бери (обменялись корзинами)

Попробовал медведь корешки и заревел от злости, с тех пор с мужиком не дружит.

Учитель: Спасибо, ребята, за спектакль. Вы были хорошими актёрами. Нам понравилась сказка в вашем исполнении.

1)Ребята кто докажет что этот спектакль действительно сказка. Что характеризует сказка?

3) что волшебного происходит в сказке : Медведь говорит, дружит,думает,сделал вывод, что нужно брать вершки.

Значит, звери могут думать, размышлять, говорить как люди ( но это, конечно, только в сказке!)

Во всех сказках звери тоже разговаривают и думают как люди ? Нет.

Ребята, если мы говорим о говорящих животных какая у нас сегодня тема урока?

Учитель: Предлагаю узнать, кто будет героями нашей сегодняшней сказки?

- Лисица снова героиня нашего урока. Давайте вспомним, какая она бывает в русских народных сказках?

Кто зеленый и усатый
Прочный шлем надел и латы?
Клешнями на дне речном
Защитит себя и дом.
(Рак )

Каким вы представляете себе рака?

3. Работа с текстом учебника.

1. Работа с текстом до чтения.

1) Чтение заглавия .

– Какой народ сочинил эту сказку?

2) Рассматривание иллюстрации .

– Какой момент изображён на иллюстрации?

– Как вы думаете, что здесь происходит? Сумеет ли обхитрить лиса рака?

Сегодня мы с вами будем читать сказку о лисице и раке . А вот удастся ли лисе обмануть рака, мы узнаем прочитав сказку. Ваша задача - активно работать: слушать, наблюдать, читать, искать ответы в тексте.

2. Фонетическая зарядка.

Итак, мы начинаем чтение как всегда с фонетической и словарной разминки.

1) Словарная разминка

на– пе– ре– гон– ки

3. Чистоговорка (хором)

- Жи- жи- жи - сказку расскажи.

- Ша-ша-ша - сказка хороша.

- Ву-ву-ву - сказка наяву.

- Ра-ра-ра - нам читать пора.

- А теперь разминка для мышц.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы читать

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.

- Понравилась ли вам сказка?

-Кто вам большн всего понравился? Почему?

5. Словарная работа

Наперегонки, уцепился, вильнула, уж

6. Чтение по цепочке.

-Что предложила лиса раку?

-Почему Лиса предложила Раку бежать на перегонки?

Как рак перехитрил Лису?

Почему Рака можно назвать сообразительным? Как еще его можно назвать?

У: Но обычно лису изображают хитрой. Почему же рак оказался хитрее?

Д: Он знал, что проиграет и думал какой бы найти выход.

У: Рассмотрим Ситуацию. Лиса и рак решили перегоняться. Анализ ситуации. У: Какие задачи герои должны решить?

Д: Задача каждого героя придти к финишу первым, хотя лиса и так знала, что она победит в этом соревновании, она хотела одержать легкую победу

У: Какие трудности должны преодолеть?

У: Трудности должны были быть у рака, но он сам согласился участвовать в соревновании, значит, и у него был свой план победы.

У: Как они будут это делать?

Д: лиса большая сильная, а рак маленький хитрый.

У: Для того, чтобы решить поставленную задачу, каждый использовал свои ресурсы: лиса – свои физические данные, а рак – находчивость, смекалку и самонадеянность лисы.

Д: Это сказка о хитрости и находчивости.

У: . Эта сказка о том, что и маленький может одержать победу над большим, а слабый над сильным, если использует свои умственные способности и сумеет распознать слабые стороны противника . Это сатирическая сказка о хитрости, находчивости, смекалке.

Приглашаем в сказку вас

С вами в лес пойдём сейчас,

Звонко – звонко мы кричи,

Громко ножками стучим

Мы минуту помолчим,

Не кричим и не стучим,

Ветерок пускай летает,

Веточки кустов качает.

На лесных тропинках зверя

Можем с вами повстречать

Постараемся от зверя

Не пугайтесь : зверь - из сказки!

Это самый добрый зверь!

Мы все сказки прочитали:

Знаем сказки все теперь!

5. Закрепление

1 Выборочное чтение

(подбор текста к картинкам)

2. Самостоятельное чтение детьми (определить героев, отметить, где говорит автор, лиса , рак)

- Поработайте в парах – определите, где слова лисы, где слова тетерева, а где слова автора.

3. Текст с дырками

6. Рефлексия

-Какой урок дали нам эти две сказки?

А сказки этой поученье такое:

Под маской зверя всегда скрывается человек. Если примерить вам маску лисы?(у каждого ребёнка на голове маска с изображением зверя)какие вы будите?(хитрая,ловкая,умная) .Но ведь лисичка обижает зверей ,а обижать никого нельзя..

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Какое задание было наиболее интересным?

Давайте выстроим лесенку мудрости(рисуем лесенку мудрости, на каждую ступень прикрепляем животное)

Перечислите сказки и героев-зверей. Кто из них , по-вашему самый мудрый?

Не сдаваться в трудной ситуации ! думать как можно выйти из сложного положения , рак сумел перехитрить лису.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, музыкатерапии, ИКТ-технологий

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, музыкатерапии, ИКТ-технологий

Закреплять умения пересказывать сказку, используя в качестве наглядно
опоры серию сюжетных картин.

Учить связности, последовательности, непрерывности, логичности и выразительности высказывания, умению передавать диалог действующих лиц.

Закреплять умение подбирать прилагательные, давая характеристику героям сказки: лиса - хитрая, умная, ласковая, выдумщица, смышленая, рак - спокойный, ловкий, умный, хитрый.

Воспитывать культуру общения: умение внимательно слушать собеседника,
говорить не громко, не выкрикивать.

Закреплять умение высказывать свое отношение к прочитанному, отвечать на
вопросы полным предложением согласно содержанию текста.

Развивать умение детей произносить предложения с разными интонациями.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением лисы и рака, беседа об их жизни в природе; знакомство с новыми словами: перегоняться (бежать на перегонки, кто быстрее прибежит) .

Воспитатель: - Ребята, давайте послушаем с вами красивую песенку.

Беседа по содержанию сказки

Воспитатель: - Что предложила лиса раку?

- Как об этом можно сказать по-другому? (бежим на перегонки, кто быстрее прибежит)
- Почему лиса предложила раку бегать?
- Рак сразу согласился?
- А что придумал рак?
- Какая лиса в этой сказке? (хитрая, самоуверенная). А рак? (спокойный, ловкий, умный, хитрый)
- Лиса бежала быстро? Давайте покажем, как можно восстановить дыхание после бега (дети делают упражнение на восстановление дыхания).
Воспитатель: - А теперь покажите глазами, как удивилась лиса, увидев рака позади себя (дети делают упражнение для глаз).

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги выше поднимаем,

Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.

А впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

Повторное чтение с установкой на пересказ

Воспитатель: - А сейчас послушайте сказку ещё раз и посмотрите на иллюстрации; они помогут вам рассказать сказку.

Воспитатель: - Ребята, хотела я вам картинки к нашей сказке показать, да вот беда, перепутались они между собой. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку.
Воспитатель: - С чего начиналась сказка? Какая картинка должна быть первой
- Что случилось потом? Какая картинка должна быть следующая.
- Чем закончилась сказка? Какая последняя картинка?

Дети первой команды отбирают части, принадлежащие лисе, а дети второй команды – раку.

Воспитатель: - Наше путешествие подошло к концу. Давайте пройдем на ковер. Скажем волшебные слова: два раза хлопни, три раза топни, вокруг себя обернись, в детском саду очутись!
Рефлексия
Воспитатель: - С какой сказкой познакомились? Что вам больше всего понравилось? Какие были трудности? Чему вас научила сказка? (Эта сказка учит нас быть сообразительными и т. д.)

Конспект НОД будет полезен воспитателям коррекционных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.docx 18.56 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Развивать память (зрительную, слуховую, долговременную)
  2. Развивать речь (обобщать активный словарь и активизировать пассивный; развивать диалогическую и монологическую речь)
  3. Корректировать произвольное внимание
  4. Развивать абстрактное мышление

  1. Воспитывать умение слушать и слышать собеседника
  2. Развивать умение работать сообща

Мягкая игрушка – лиса

Текст сказки, загадки

Словарь: большой – маленький

Предварительная работа: беседы о диких животных, рассказы-описания.

Воспитатель загадывает загадку:

В деревне кур крадет (Лиса)

- Посмотрите на картину. Кто здесь изображен? (Лиса и лисята, лиса с лисятами)

- Как можно сказать про лисенка, какой он? (Рыженький, маленький)

- Лисенок маленький. А лиса какая? (Большая)

- Лиса большая и сильная. А лисенок? (маленький, слабый)

- Да, лисенок еще слабый, а когда подрастет, то будет … сильный

- Лисята еще маленькие и слабые, не умеют охотиться, поэтому им добывает пищу мама-лиса. Она знает, что лисята голодные, и поэтому бежит к ним … быстро

А маленькие лисята не умеют быстро бегать. Как они бегают? (медленно)

- Вы знаете много сказок о лисе. Как в сказках называют лису ласково? (лисичка-сестричка, лисонька, Лиса -Патрикеевна)

- Можно ли лису назвать ласково – лисенок?

- Почему нельзя? (лисенок – это детеныш)

- Как еще можно назвать лисенка? (лисеночек, лиска, лисичка)

Дети я предлагаю вам попасть в сказку. Чтобы ее услышать и увидеть надо пройти по дорогам.

Первая дорога – самая легкая: ровная и гладкая (на пол кладется шарф или кусок ткани, похожий на шарф)

Раз, два, три, четыре, пять

Дети в лес пошли гулять (пальцы шагают по столу)

Там живет лиса (рукой показать хвост)

Там живет лось (пальцы рук за головой)

Там живет барсук (прижать руки к подбородку)

Там живет медведь (руки вниз, покачивание)

Дети идут по дорожке:

«Мы идем в волшебный лес,

Полный сказок и чудес.

Там осинки и березки

Гимнастика для глаз:

Какой красивый лес вокруг нас!

Справа лисья нора,

Слева медвежья берлога, внизу под осинкой ежиная нора.

А высоко на дереве –

  1. Что лиса предложила раку? Как можно об этом сказать по другому?

(Бегать наперегонки, кто вперед добежит, кто скорее прибежит)

- Рак хитрый – прехитрый, хитрющий.

Идем по второй дороге. Вторая дорога труднее: она состоит из кочек. И по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются кольца или кусочки ткани). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.

Послушайте сказку еще раз, а потом вы будете рассказывать ее сами. Слушайте внимательно и запоминайте. (Повторное чтение)

Третья дорога – самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

Воспитатель предлагает разыграть сказку: одному ребенку говорить за рака, другому за лису, а третьему - от автора.

Игра драматизация повторяется два раза. Затем кто-нибудь из детей по желанию рассказывает сказку целиком.

Урок литературного чтения во 2 классе

Ульянова Ирина Владимировна

учитель начальных классов

I.Организация начала урока.

У: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

У: Начинаем с разминки. На доске записано 2 скороговорки. (Шакал шагал, шакал скакал. Волки рыщут – пищу ищут). Для каждого варианта своя.

Сначала прочитайте глазами, произнесите три раза себе, затем соседу по парте.

У: Кто желает произнести? (по одному; каждый вариант с ряда; все вместе по вариантам каждого ряда)

У: Что общего заметили в скороговорках?

Д: Тема о животных.

У: А сегодня нам предстоит продолжить знакомство с животными, узнать о них что-то новое.

У: Вы хотите обогатить свои знания?

^ IV.Проверка домашнего задания.

У: Дома вы готовили наизусть колыбельную песню. Откройте учебник, повторите, расскажите товарищу. (Дети выходят по трое и читают наизусть. Остальные дают словесную оценку).

У: Давайте послушаем то, что готовила нам Катя. (Выразительное чтение стихотворения учащейся).

У: О ком говорится в стихотворении?

^ V.Подготовка к новому материалу. (межпредметная связь)

У: Теперь послушайте, что я прочитаю.

В птичник повадится - жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы. (ЛИСА)

У: Что я прочитала?

У: Вы отгадали ее?

Д: Вы загадали нам загадку про лису. (Учитель вывешивает картинку лисы на доску)

У: К какой группе относится это животное?

Д: Это животное относится к группе зверей.

У: А чем звери отличаются от других животных?

Д: У них тело покрыто шерстью.

У: Отгадайте следующую загадку.

Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд. (РАК)

Д: Вы загадали нам загадку про рака. (На доску вывешивается картинка рака)

У: Какие слова помогли вам понять, что речь идет о раке?

Д: Под водой, ходит задом наперед.

^ VI.Выявление опорных знаний.

У: Давайте вспомним, с какого жанра произведения мы начали урок? (После каждого названного жанра произведения, учитель вывешивает его на доску)

Д: Со скороговорки.

У: А что вы готовили дома?

Д: Колыбельную песню.

У: Что Катя вам читала?

У: Я вам что читала?

У: Что объединяет все эти произведения?

Д: В них говорится о животных.

У: В каком жанре произведения можно еще прочитать о животных?

Д: В сказках.
У: Какие виды сказок вы знаете?

Д: Волшебные, богатырские, бытовые.

У: Как называются сказки о животных?

Д: Анималистические. (Дети пользуются памятками)

^ VII.Новый материал. Прогнозирование.

Д: читают название на доске.

У: Кто написал эту сказку?

Д: Русский народ

У: Какой обычно изображают лису в русских народных сказках?

Д: Хитрой, плутовкой.

У: Как вы думаете, какая история может быть рассказана в сказке, героями которой являются лиса и рак?

Д: произвольные высказывания детей.

У: Давайте познакомимся со сказкой и проверим свои предположения. Открываем учебник на стр. 57.

^ VIII.Знакомство с текстом.

У: 1. Сейчас вы прочитаете сказку самостоятельно, шёпотом. Если при чтении вам встретятся слова, значение которых вам не понятно, пометьте их карандашом.

Д: читают сказку шепотом.

2. Первичный анализ произведения.

У: У кого-нибудь из вас возникло желание поделаться своим мнением?

Д: Высказывают мнения.

У: А что значит перегоняться?

У: Какой же рак в сказке?

У: Но обычно лису изображают хитрой. Почему же рак оказался хитрее?

Д: Он знал, что проиграет и думал какой бы найти выход.

** IX.Работа с текстом после прочтения (проверка понимания).

У: У вас на столах лежат словари. Вам надо выбрать слова для характеристики героев и их поступков (идёт работа по характеристике героев).

1. Бодрое 8. Игривое 15. Спокойное

2. Беспокойное 9. Мечтательное 16.Тоскливое

3. Боязливое 10. Обиженное 17. Тревожное

4. Весёлое 11. Отличное 18. Шаловливое

5. Возбуждённое 12. Печальное 19. Хмурое

6. Высмеивающее 13. Радостное 20. Сказочное

7. Грустное 14. Сердитое 21. Озабоченное

У: Посмотрите на доску. Это зашифрованное предложение. Кто может его прочитать?

** (Кра сицлуепя исле аз сохвт).

** (Рак уцепился лисе за хвост).

У: Почему я выбрала именно это предложение?

Д: Доказывает, что рак сообразительный.

У: Раку помогла его сообразительность?

- Докажите, используя текст.

** - А теперь расшифруйте вот эту запись.

(Л. д. м. д, о. п, в. х, р. и г.)

**- Найдите и прочитайте.

**- Переверните учебник и повторите по буквам.

**- Изобразите. (Лишние слова стираю, оставляю действия. Показываю на них, а дети изображают движения).

У: Настроение у обоих героев одинаковое?

**- А что может прочитать человек вот с таким выражением лица? (Показываю лица).

**X.Отработка способов чтения.

**1.Модуль №2 раздаётся каждому (Выразительное чтение).

Цель – научиться читать правильно, выразительно.

Освоение данного модуля поможет тебе в общении с людьми.

Выбери отрывок по своему желанию. При подготовке пользуйся памяткой:

1.Правильно ставь ударение

3.Выбери силу голоса (тихо, громко)

4.Определи темп (быстро, медленно)

6.Покажи интонацией своё отношение к произведению

7.Прочитай подготовленный отрывок вполголоса соседу по парте

8.Выслушай его оценку

У: Сейчас вы будете работать по модулю №2. Вам нужно приготовить выразительное чтение, выбрать нужную интонацию, передать настроение героев. Читать будем по ролям.

У: Кто желает? Слушаем и даём словесную оценку.

У: Что задумала лиса?

Д: Перегнать рака.

У: Почему она ему это предложила?

Д: Она знала, что победит.

У: У неё получилось?

- О чём она не подумала?

Д: Что может проиграть.

**2.Подготовка к чтению по ролям (применение знаний в новой ситуации).

У: Давайте поиграем в чтение по ролям.

- Сколько действующих лиц?

- Работаете в тройках.

У: На доске записаны пословицы. Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, подходит к сказке, и докажите.

* Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.

* Чего хочется, тому и верится.

* Любишь шутки над Фомой, люби и над собой.

У: Какая реакция могла быть у лисы на то, что раку удалось её обхитрить?

* Поняла что рак хитрее её.

У: Можно сказать, что сказка смешная?

**- Попробуйте подобрать синонимы к слову смешная (работа по словарю синонимов и антонимов для школьника стр.138). Раздать один на двоих.

У: А нам её в учебнике напечатали только для того, чтобы мы посмеялись или ещё с какой-нибудь целью?

У: Какая мудрая мысль заключена в этой маленькой сказке? (Выход можно найти из любой ситуации).

Самооценка по жетонам.

У: Подсчитывайте количество балов. (Показываю на доску)

^ XIII.Информация о домашнем задании.

**У: Приготовьте дома какую-нибудь сказку. Можно её приготовить группой по ролям, можно пересказать, инсценировать, изобразить с помощью мимики и жестов. У вас есть право выбора. Вы сами можете выбрать вид работы над текстом.(раздаётся памятка каждому). Модуль №1 слабочитающим детям раздаётся индивидуально.

Виды работы над текстом

1.Установление путём чтения причинно-следственных связей.

2.Чтение в полголоса.

3.Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

4.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логическим законченным отрывком.)

5.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

6.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

7.Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

9.Беседа с сопровождением выборочного текста.

10.Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.

11.Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

12.Чтение по ролям.

13.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

14.Чтение цепочкой по предложению.

15.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

Цель – научиться читать бегло.

Освоение данного модуля поможет тебе более быстро читать книги, газеты, журналы, титры в кино, по телевизору.

Данное занятие расчитано на дошокльников 5-6 лет и направлено на обучение детей пересказывать художественный текст небольшого размера с целью развития навыков связной речи.

Программное содержание:

Цель: учить пересказывать художественный текст небольшого размера, развивать связную речь детей.

Образовательные:

- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку;

- побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки;

- учить детей выразительно передавать речь героев, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

- помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей;

- активизация и расширение активного словаря.

Развивающие:

- развивать интонационную выразительность;

- развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;

- развитие эмоциональной сферы;

- развивать слуховое внимание, фонематического анализа, связную речь, логическое мышление и память;

- развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

- воспитывать терпение, умение с уважением относится к своим товарищам;

- воспитывать умение выслушать внимательно рассказы других детей.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас с вами будет непростое занятие, мы с вами будем путешествовать по сказочному лесу. Давайте мы с вами начнем наше путешествие , повторяйте за мной:

Раз , два, три повернись

И в сказочном лесу окажись.

1. Психогимнастика

Цель: развитие эмоциональной сферы, развитие мимической мускулатуры.

- Ребята, мы с вами оказались в сказочном лесу. Вот мы идем по тропинке и видим, как на лесной полянке ходит лисичка.

Мы с вами идем дальше, и вдруг вышли к реке, а в ней плавает рак. Давайте мы представим, что мы раки и покажем хитрого рака, уверенного рака, а теперь покажите веселого рака. Вы молодцы, замечательно играли со мной.

2. Повторение чистоговорок

Цель: развитие координации речи с движением.

Чтобы мы не намокли возле реки, давайте мы вернемся в лес, там так красиво, уютно, весело поют птички. Но вот мы и вернулись на лесную полянку, где еще до сих пор гуляет лиса.

Повторяйте за мной:

СА-СА-СА вот идет лиса.

СО-СО-СО лиса катит колесо.

СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы.

СУ-СУ-СУ знаем сказку про лису.

- Молодцы, много знаете сказок про лису.

Цель: развитие фонематического анализа.

Чтобы сказку рассказать,

Её название нужно угадать!

Название зашифровано в картинках, чтобы разгадать название, нам нужно в каждой из этих картинок назвать первый звук.

Детям показываются картинки, из первых звуков выкладываются буквы и дети читают название сказки.

II.Основная часть

1. Словарная работа

Цель: активизация и расширение активного словаря.

- Дети, когда вы будете слушать сказку, вам могут попадаться сложные слова, чтобы вам было все понятно, давайте подумаем, что такое клешня?

- Клешня, это рука рака, с помощью нее он может защищаться от врагов, добывать себе пищу.

- Дети, а что такое пенек? Правильно, это дерево, которое срубили. Пучеглазый, это значит с большими глазами. Уговор, это значит договориться о чем-то, пообещать.

Цель: развивать слуховое внимание, логическое мышление и память, побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей.

Беседа с детьми.

1.Как называется сказка? С чего она начинается?

Зачем лиса пошла на реку, что с ней там случилось?

2. Что предложил рак лисе? - Значит, когда рак предлагал, он говорил это с насмешкой, потому что уже знал, как перехитрить лису.

3. Почему лиса согласилась бегать? - Лиса соглашалась смело, потому что была уверена, что рак её не перегонит.

4.Что рак придумал, чтобы обогнать лису ? А когда рак отцепился.?

5. Какая лиса в это сказке? (хитрая, самоуверенная)

6. А рак? (спокойный, ловкий, умный, хитрый)

- Ребята послушайте внимательно сказку ещё раз, а потом вы будете рассказывать её сами.

Повторное рассказывание сказки.

Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, развивать связную речь, воспитывать умение выслушать внимательно рассказы других детей.

- Ребята, кто хочет побыть настоящим сказочником и рассказать сказку?

Пересказывают сказку 2-3 ребенка.

При необходимости воспитатель может использовать прием подсказывания нужного слова, при длительной паузе - продолжает пересказ за ребенка.

- Дети, давайте выберем с вами лучшего рассказчика, подумайте и скажите, кто был лучшим сказочником?

4.Физкультминутка

Цель: развивать общую моторику.

У лисицы острый нос

Показ пальцами носа

У неё пушистый хвост

Показ хвоста за собой

Шуба рыжая лисы

Провести руками вдоль тела

Я охотница до птицы

Кур ловить я мастерица

Напрягая пальцы показывать хватательные движения

Как увижу – подкрадусь

Показать как крадется лиса

И тихонько затаюсь

Зажаться в комок

После прыгну и схвачу
Прыжок вперед

Деткам в норку отнесу.

Шаг на месте

Цель: развивать интонационную выразительность, развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях, развитие эмоциональной сферы.

- А сейчас поиграем в театр, вы будете как настоящие актеры!

Воспитатель вызывает трех детей и предлагает. Одному – за рака, другому - за лису, третьему за автора.

Цель: развивать слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику, воспитывать терпение, умение с уважением относится к своим товарищам.

- Дети, у нас с вами осталось еще интересное задание от рака и лисы. Давайте мы с вами быстро поделимся на команды. Первая команда – команда лисы, вторая - раки. На доске сказочные герои приготовили для вас картинки из сказочного леса, но пока мы с вами слушали и рассказывали сказку, подул сказочный лесной ветерок и запутал наши картинки, давайте мы с вами соберем их и посмотрим, кто же победит в нашем соревновании, лисы или раки!

III.Заключительная часть

- Дети, наше занятие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Но перед этим, скажите, понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего?

А теперь возвращаемся в детский сад , повторяйте за мной:

Раз , два, три повернись

И в детском саду окажись.

Сегодня вечером, когда вы придете домой обязательно расскажите родителям, бабушкам и дедушкам про наше путешествие и сказку про лису и рака.

Читайте также: