Лекарственное обеспечение больных миелолейкозом

Правительство Москвы
Департамент здравоохранения

ПРИКАЗ №17
от 16 января 2008 г.

О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫМИ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ГЕМОФИЛИЕЙ, МУКОВИСЦИДОЗОМ, ГИПОФИЗАРНЫМ НАНИЗМОМ, БОЛЕЗНЬЮ ГОШЕ, МИЕЛОЛЕЙКОЗОМ, РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ, А ТАКЖЕ ПОСЛЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2007 г. №682 "О централизованной закупке в 2008 и 2009 годах лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей", распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.10.2007 г. №1328-р, приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10.2007 г. №650 "О формах заявок на поставку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей и сроках их представления", от 28.11.2007 г. №727 "Об органе, осуществляющем ведение Федерального регистра больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей", приказываю:

1. Утвердить:

  1. Порядок обеспечения лекарственными средствами, предназначенными для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (приложение 1).
  2. Форму заявок на поставку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (приложение 2).

2. Заместителям руководителя Департамента здравоохранения (В.А. Шевченко), (И.А. Лешкевич), управлению организации медицинской помощи (Ш.М. Гайнулин), совместно с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения и управлением фармации (С.О. Иванов) обеспечить представление в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации заявок на получение лекарственных препаратов по указанным нозологиям по форме в соответствии с приложением 2 настоящего приказа и регистров больных по вышеуказанным нозологиям в установленные Министерством здравоохранения и социального развития сроки.

3. Управлению организации медицинской помощи (Ш.М. Гайнулин):

  1. Представить в ГУП города Москвы "Столичные аптеки" реестр врачей, имеющих право выписки рецептов по вышеуказанным нозологиям.
    Срок: 31.12.2007;
  2. Совместно с главными профильными специалистами Департамента здравоохранения:
    - обеспечить ежемесячное (в срок до 15 числа месяца, предшествующего заявляемому периоду) представление в управление фармации, ГУП города Москвы "Столичные аптеки" заявок на поставку лекарственных препаратов для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
    Срок: ежемесячно;
    - осуществлять контроль за назначением и выпиской лекарственных препаратов по вышеуказанным нозологиям.
    Срок: постоянно.

4. Заместителю руководителя Департамента здравоохранения В.А. Соболеву осуществлять финансирование расходов на осуществление организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными средствами, предназначенными для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
Срок: постоянно.

5. Начальнику управления фармации (С.О. Иванову) осуществлять контроль за получением, расходом лекарственных препаратов по вышеуказанным нозологиям.
Срок: постоянно.

6. Начальникам управлений здравоохранения административных округов города Москвы:

  1. Обеспечить бланками рецептов установленной формы для обеспечения льготных категорий граждан учреждения здравоохранения, поименованные в приложении 1 и расположенные на территории вверенного округа.
    Срок: постоянно.
  2. Совместно с главными врачами ГП №117, ГП №218, ОД №3, ГП №227, №4, ГП №150, ГП №70, ГП №152 выделить в процедурных кабинетах химиотерапии места для капельного введения и струйного введения химиопрепаратов в строгом соответствии со сроками введения по стандартным схемам лечения.
    Срок: с 01.01.2008.

7. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, главным врачам ГКБ им. С.П. Боткина (В.Н. Яковлеву), Измайловской ДГКБ (А.П. Жаркову), ГКБ №11 (А.В. Ромашкину), ДГКБ №13 им. Н.Ф. Филатова (В.В. Попову), Морозовской ДГКБ (В.Л. Фоминой), и.о. главного врача ГКБ №52 (А.Ю. Коняхину) обеспечить:

  1. Выписку рецептов по установленной форме на лекарственные препараты для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
    Срок: постоянно.
  2. Совместно с главными профильными специалистами Департамента здравоохранения ведение регистров отдельных категорий больных в соответствии с порядком, утвержденным настоящим приказом.
    Срок: постоянно.
  3. Заключить договоры с ООО "ГМКЦРИТ" на ведение регистров больных по вышеуказанным нозологиям.
    Срок: январь 2008.

8. И.о. генерального директора ГУП города Москвы "Столичные аптеки" (М.В.Ремизову):

  1. Обеспечить получение дорогостоящих лекарственных препаратов, их хранение и поставку в аптечные учреждения по заявкам главных профильных специалистов Департамента по вышеуказанным нозологиям, их хранение и отпуск для обеспечения отдельных категорий больных по рецептам врачей, имеющих право выписки рецептов по вышеуказанным нозологиям.
    Срок: постоянно.
  2. Представлять в управление фармации отчет о получении вышеуказанных лекарственных препаратов.
    Срок: 1 день со дня получения препаратов.

9. Генеральному директору ООО "ГМКЦРИТ" (Л.М. Лемко) в соответствии c договорными отношениями обеспечить:

  • своевременное представление главным внештатным специалистам Департамента здравоохранения и лечебно-профилактическим учреждениям, указанным в приложении 1 настоящего приказа, ежемесячных сводных отчетов о реализации лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей;
  • ведение регистров больных по вышеуказанным нозологиям совместно с главными внештатными специалистами и лечебно-профилактическими учреждениями, поименованными в приложении 1 настоящего приказа. Срок: постоянно.

10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента С.В.Полякова.

Руководитель Департамента здравоохранения города Москвы А.П. Сельцовский

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРИКАЗУ
Департамента здравоохранения
от 16 января 2008 г. №17

VIII. Обеспечение лекарственными препаратами больных (взрослых) миелолейкозом

  1. Выписка рецептов на дорогостоящие лекарственные препараты для амбулаторного лечения взрослых больных миелолейкозом осуществляется в окружных гематологических кабинетах: ЦАО - ГП №117, СВАО - ГП №218, ВАО - ОД №3, ЮВАО - ГП №227, ЮАО - ОД №4, ЮЗАО - ГП №150, ЗАО - ГП №70, Зеленоград - ГП №152, САО и СЗАО - Городской гематологический центр ГКБ им. С.П. Боткина.
  2. Выписка рецептов осуществляется индивидуально по медицинским показаниям на курс лечения в соответствии с регистром больных миелолейкозом, утвержденным заведующим Городским гематологическим центром ГКБ им. С.П. Боткина.
  3. Выписка рецептов на дополнительные дозировки препаратов или больным, не ключенным в настоящий регистр, возможна при условии наличия соответствующего заключения заведующего Городским гематологическим центром ГКБ им. С.П. Боткина.
  4. Городским гематологическим центром, ГП №117, ГП №218, ОД №3, ГП №227, ОД №4, ГП №150, ГП №70, ГП №152 в установленном порядке фиксируются сведения о количестве выписанных препаратов.
  5. Обеспечение больных лекарственными средствами по выписанным рецептам осуществляется в аптеках ГУП города Москвы "Столичные аптеки": в ЦАО - Аптека №1/8, СВАО - Аптека 3/78, ВАО - Аптека 4/99, ЮВАО - Аптека 5/152, ЮАО - Аптека 6/159, ЮЗАО - Аптека 7/192, ЗАО - Аптека 8/231, Зеленоград - Аптека 10/256, САО и СЗАО - Аптека 2/47.
  6. Контроль за назначением и использованием препаратов осуществляет заведующий Городским гематологическим центром ГКБ им. С.П. Боткина.
  7. Городским гематологическим центром ГКБ им. С.П. Боткина и окружными гематологами совместно с ООО "ГМКЦРИТ" ведется регистр больных миелолейкозом по административным округам города Москвы и в целом по городу Москве. Регистр пересматривается ежеквартально.
  8. Заведующий Городским гематологическим центром ГКБ им. С.П. Боткина в срок до 15 числа каждого месяца, предыдущего отчетному, представляет в управление фармации, на ГУП города Москвы "Столичные аптеки" заявку на дорогостоящие лекарственные препараты для лечения миелолейкоза.
  9. ООО "ГМКЦРИТ" ежемесячно представляет заведующему Городским гематологическим центром ГКБ им. С.П. Боткина информацию о регистре больных и расходовании дорогостоящих лекарственных препаратов для лечения миелолейкоза.

IX. Обеспечение лекарственными препаратами пациентов с миелолейкозом (дети)

  1. Выписка рецептов на дорогостоящие лекарственные препараты для лечения детей, больных миелолейкозом, осуществляется в гематологическом амбулаторном отделении Морозовской детской городской клинической больницы (отделение Морозовской ДГКБ).
  2. Выписка рецептов осуществляется индивидуально по медицинским показаниям на курс лечения в соответствии с регистром больных миелолейкозом, утвержденным заведующим гематологическим амбулаторным отделением Морозовской ДГКБ.
  3. Выписка рецептов на дополнительные дозировки препаратов или больным, не включенным в настоящий регистр, возможна при условии наличия соответствующего заключения заведующего отделения Морозовской ДГКБ.
  4. Заведующим отделением Морозовской ДГКБ в установленном порядке фиксируются сведения о количестве выписанных препаратов.
  5. Обеспечение больных лекарственными средствами по выписанным рецептам осуществляется в аптеке №1/7 ГУП города Москвы "Столичные аптеки".
  6. Контроль за назначением и использованием препаратов осуществляется главным детским гематологом Департамента здравоохранения.
  7. ООО "ГМКЦРИТ" совместно с Морозовской ДГКБ ведется регистр детей больных миелолейкозом по городу Москве. Регистр пересматривается ежеквартально.
  8. Главный детский гематолог Департамента здравоохранения в срок до 15 числа каждого месяца, предыдущего отчетному, представляет в управление фармации, ГУП города Москвы "Столичные аптеки" заявку на дорогостоящие лекарственные препараты для лечения детей, больных миелолейкозом.

Заместитель руководителя Департамента здравоохранения В.А. Шевченко
Заместитель руководителя Департамента здравоохранения И.А. Лешкевич

При копировании материалов
ссылка на сайт обязательна.


В центре обсуждения были актуальные вопросы разработки и внедрения новых методов диагностики и лечения заболеваний системы крови у взрослых и детей, основанных на доказательной и объективной оценке эффективности терапии в долгосрочной перспективе и базирующихся на данных российских и международных клинических исследований, фундаментальных научных исследований и прикладных работ.


Конгресс проводился под эгидой Министерства здравоохранения Российской Федерации. В его работе приняли участие около 1500 специалистов из разных городов России. В ходе мероприятия прошли лекции, семинары, пленарные и секционные заседания и экспертные советы по наиболее приоритетным и перспективным направлениям онкогематологии.

Доступность современной лекарственной терапии


Хронический миелолейкоз долгое время считался фатальным заболеванием, но с появлением ИТК первого поколения, а потом и ИТК второго поколения прогнозы для пациентов кардинально изменились: теперь при своевременной терапии это заболевание считается хроническим или даже потенциально излечимым. В значительном количестве клинических случаев применение ИТК второго поколения может приводить к стойкой ремиссии, а через два-три года после достижения ремиссии терапия и вовсе может быть отменена.


Национальные и международные рекомендации


В соответствии с этими рекомендациями основанием перевода пациентов с лечения ИТК первого поколения на ИТК второго поколения являются либо неудача терапии ИТК первого поколения в контрольные временные точки (это 3, 6, 12, 18 месяцев), либо её непереносимость. Таким пациентам продолжение терапии ИТК первого поколения с клинической точки зрения неоправданно, поэтому в соответствии с международными и российскими рекомендациями данные пациенты по жизненным показаниям нуждаются в переводе на ИТК второго поколения.

Но на практике это реализуется не всегда. По данным Всероссийского регистра ХМЛ на январь 2016 года, из 6635 больных 5375 получают терапию ИТК первого поколения, т. е. на вторую линию терапии ХМЛ переведено лишь 12% больных, при том что смена терапии показана гораздо большему количеству больных (не менее 25–30%), в настоящее время получающих ИТК первого поколения.

Статус стандарта терапии


На сегодняшний день за ИТК первого поколения закрепился статус стандарта терапии ХМЛ, поэтому на федеральном уровне пациенты с ХМЛ обеспечиваются ИТК первого поколения. Но наличие в арсенале врачей более современных и более эффективных средств, какими являются ИТК второго поколения, зачастую не учитывается, поэтому обеспечение пациентов такими препаратами за счёт государственного бюджета во многих случаях представляет определённую проблему. Но, по мнению А. Ю. Куликова, доктора экономических наук, профессора кафедры организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, если рассматривать затраты на лечение таких пациентов в долгосрочной перспективе с позиции соотношения затраты – эффективность, то предоставление им ИТК второго поколения является более предпочтительным.


Таким образом, в отношении тех пациентов с ХМЛ, которым клинически показана смена терапии ИТК первого поколения на ИТК второго поколения, ведущие эксперты подчеркнули необходимость принятия решения об обеспечении пациентов ингибиторами тирозинкиназ второго поколения на федеральном уровне, потому что для этого есть как клинические, так и фармакоэкономические обоснования.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 18 декабря 2007 года N 330Пр

О порядке обеспечения лекарственными средствами, предназначенными для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления минздрава Астраханской области от 30.06.2015 N 50П, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области", N 26, 09.07.2015).
____________________________________________________________________

(Изменения и дополнения:

Во исполнение Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (НГР:RU0000R199303476), постановлений Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (НГР:RU0000R199403085), от 17.10.2007 г. N 682 "О централизованной закупке в 2008 и 2009 годах лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей", с целью улучшения качества оказания лекарственной помощи населению Астраханской области и рационального расходования финансовых средств

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Порядок обеспечения лекарственными средствами, предназначенными для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарными нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (далее - лекарственные средства) на территории Астраханской области;

2. Контроль за исполнением возлагаю на первого заместителя министра здравоохранения Астраханской области В.Г. Акишкина.

3. Приказ вступает в силу с 01.01.2008 г.

ПОРЯДОК обеспечения лекарственными средствами, предназначенными для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарными нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей на территории Астраханской области


1. Настоящий порядок распространяется на отдельные категории граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2. Федерального закона от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (НГР:RU0000R199903610), лиц, не имеющих инвалидности, страдающих гемофилией, муковисцидозом, гипофизарными нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (далее - льготополучатели).

2. Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами осуществляется в соответствии с Перечнем централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.10.2007 N 1328-р.

3. Для определения реальной потребности в дорогостоящих лекарственных средствах специалисты ГУЗ "Александро - Мариинская областная больница", ГУЗ "Областная клиническая больница N 2 им. проф. Аламдарова И.Н.", ГУЗ "Областной онкологический диспансер", ГУЗ "Областная детская клиническая больница им. Н.Н.Силищевой", МУЗ "Городская детская клиническая больница N 2" (далее - ответственные ЛПУ) осуществляют ведение и ежеквартальное обновление регистров граждан, страдающих отдельными заболеваниями, с расчетом ежемесячной потребности в лекарственных средствах.

Сформированные регистры утверждаются главными врачами ответственных ЛПУ.

4. Решение о назначении дорогостоящего лекарственного средства пациенту принимается врачебной комиссией ответственного ЛПУ индивидуально по медицинским показаниям, с оформлением протокола, отметкой в амбулаторной карте, выдачей справки-заключения с рекомендациями по лекарственной терапии.

5. В ответственном ЛПУ устанавливается срок контрольной явки гражданина на прием для решения вопроса о необходимости продолжения курса лекарственной терапии.

6. На основании регистров пациентов главные и ведущие внештатные специалисты министерства здравоохранения Астраханской области формируют заявку на дорогостоящие лекарственные средства по утвержденному перечню, в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях, на полугодие, в разрезе муниципальных образований с указанием Ф.И.О. пациента, международного непатентованного и торгового наименования лекарственного средства, дозировки, необходимого количества.

7. Главные и ведущие внештатные специалисты передают регистры и заявку на лекарственные средства по отдельным заболеваниям, в министерство здравоохранения на бумажном и электронном носителях.

8. Министерство здравоохранения формирует сводную заявку на лекарственные средства, и направляет ее в установленные сроки в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

9. Министерство здравоохранения Астраханской области по итогам конкурса определяет фармацевтическую организацию (далее - аптечный склад), осуществляющую прием, хранение, доставку лекарственных средств до аптечных организаций.

10. Аптечный склад:

10.1. Ведет раздельный бухгалтерский учет лекарственных средств по обеспечению льготополучателей, организует с помощью специальных программ ведение раздельного товарного учета лекарственных средств, полученных аптечными организациями для обеспечения льготополучателей.

10.2. Предоставляет министерству здравоохранения Астраханской области в установленные сроки отчеты в утвержденной форме.

10.3. Организует и обеспечивает учет и хранение подлинников рецептов, по которым были отпущены лекарственные средства льготополучателям.

10.4. Предоставляет ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, счет на оплату за отпущенные лекарственные средства льготополучателям с реестром рецептов лекарственных средств на бумажном и электронном носителях и счет-фактуру за оказание услуги по обеспечению лекарственными средствами льготополучателей.

11. Лечебно-профилактические учреждения области осуществляют выписку рецептов согласно полученной информации о распределении указанных лекарственных средств.

12. Рецепты на лекарственные средства выписываются лечащим врачом в соответствии с классификатором категорий заболеваний, при наличии пациента в регистре высокозатратных нозологий, на рецептурных бланках, утвержденных нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Каждому больному оформляется карта учета льготного отпуска лекарственных средств.

13. Отпуск лекарственных средств по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений осуществляют аптечные организации, перечень которых определяется министерством здравоохранения Астраханской области по итогам конкурса.

14. Информация об аптечных организациях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств, предоставляется гражданину в лечебно-профилактическом учреждении.

15. Аптечные организации:

15.1. Осуществляют хранение, раздельный учет и отпуск лекарственных средств с использованием единой на территории Астраханской области специальной программы по выписке и учету рецептов. Отпуск осуществляется при предъявлении рецепта, оформленного в соответствии с действующим законодательством, выписанного в лечебно-профилактическом учреждении врачом (фельдшером), имеющим право выписки льготных рецептов.

15.2. Ведут еженедельный мониторинг выписанных и обслуженных рецептов на дорогостоящие лекарственные средства по отдельным заболеваниям по утвержденной форме и передают информацию в аптечный склад.

15.3. Предоставляют ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, реестр обеспеченных рецептов, а также подлинники рецептов, по которым был осуществлен отпуск, в аптечный склад.

15.4. Не реже 1 раза в неделю информирует лечебно-профилактическое учреждение о наличии и дефектуре дорогостоящих лекарственных средств по отдельным заболеваниям.

16. Министерство проводит экспертизу счетов аптечных организаций и их оплату. Копии счетов и реестров остаются в аптечной организации для отчета, а также обеспечивает проведение медико-экономического контроля за назначением и обеспечением лекарственными средствами льготополучателей. Рецепты на лекарственные средства хранятся в аптечной организации в установленном порядке.

17. Оплата расходов за хранение и отпуск лекарственных средств для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей производится с возможной отсрочкой платежа, по мере поступления средств из областного бюджета, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя.

18. Лечебно-профилактические учреждения области при необходимости проводят консультации с министерством здравоохранения Астраханской области по вопросам назначения дорогостоящих препаратов посредством телефонной и электронной связи.

Таким способом государство попыталось решить проблему нехватки средств в программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), возникшую после того, как из нее вышло около 9 млн человек. В частности, объемы закупок онкопрепаратов по ДЛО снизились в 2007 году почти вдвое (6,4 миллиарда рублей против 12,3 миллиарда рублей в 2006 году).

  • гемофилией,
  • муковисцидозом,
  • гипофизарным нанизмом,
  • болезнью Гоше,
  • миелолейкозом,
  • рассеянным склерозом,
  • а также нуждающихся в иммунодепрессантах после трансплантации органов.

На 2008 год для приобретения лекарственных средств по этой программе запланировано израсходовать 33 млрд рублей.

Больные прочими формами рака будут обеспечиваться лекарствами из общих региональных квот: из расчета 417 рублей на одного человека в месяц. При этом только женщин с высокоагрессивной формой рака молочной железы, по разным оценкам, – от 60 до 100 тысяч человек. И на приобретение для них лекарственных препаратов денег в федеральном бюджете не предусмотрено.

По расчетам медиков, в России около 800 тысяч человек с ранними стадиями рака вообще не включены в программу обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС, бывш. ДЛО) и лишены возможности лечиться, пока не получат справку об инвалидности.

Препараты нового поколения, появившиеся в последние годы, дают возможность добиться у 30-80% больных полной ремиссии в течение 3-5 лет, а при начале лечения на ранней стадии – и полного выздоровления. Однако, стоимость курса терапии современными эффективными препаратами крайне высока и может составлять 2-5 и даже до 10 млн. рублей.

Более богатые регионы (например, Москва, Татарстан) доплачивают за приобретение необходимых лекарств из своего бюджета, однако по статистике наиболее высокая заболеваемость раком фиксируется как раз в небогатых регионах: в Ивановской, Новгородской, Рязанской, Калужской, Тамбовской, Орловской, Ярославской областях.

Но и с заболеваниями, попавшими в список из 7 нозологий, не все благополучно. При его формировании Минздравсоцразвития сначала определило бюджет, а потом количество больных подстроило под количество денег. В итоге, например, муковисцидоз обеспечат лечением на 70%. Еще сложнее картина с онкологическими нозологиями.

  • неходжкинские лимфомы (НХЛ) – 56 701 больной.
  • хронический лимфолейкоз (ХЛЛ) – 15 563 больной.
  • множественная миелома (ММ) – 12 843 больной.
  • хронический миелолейкоз (ХМЛ) – 7 781 больной.

При этом основное количество препаратов закуплено для лечения тех заболеваний, где меньше всего больных. Обеспеченность высокотехнологическими дорогостоящими препаратами по ним весьма высока и составляет:

  • ММ – 51% (препарат Велкейд, пр-во Янссен-Силаг, Бельгия).
  • ХМЛ – 81% (препарат Гливек, пр-во Новартис, Швейцария).

В то же время обеспеченность препаратом МабТера (пр-во Рош, Швейцария) для больных хроническим лимфолейкозом составила 0%. Препарата Флудара (пр-во Байер Шеринг, Германия) для больных ХЛЛ закуплено на 22% от потребности.

Самая многочисленная группа больных неходжкинскими лимфомами (НХЛ) обеспечена препаратом МабТера на 25% и препаратом Флудара на 22%.

Для справки: противоопухолевый препарат МабТера для лечения лимфомы обычно применяют с такими препаратами, как циклофосфан, доксорубицин, винкристин, преднизон. Они необходимы, но только ими вылечить лимфому нельзя. Cтарая схема лечения даст шанc на выживание только 40% пациентов, тогда как добавление к старому протоколу МабТеры делает возможным уже для 80% пациентов вернуться к обычной жизни.

Заявленное от регионов на первое полугодие 2008 года количество препарата МабТера позволяет пролечить:

  • В Краснодарском крае – 5 пациентов из 628 нуждающихся в терапии (менее 1%).
  • В Нижегородской области – 10 пациентов из 418 нуждающихся в терапии (2%).
  • В Самарской области – 6 пациентов из 366 нуждающихся в терапии (2%).
  • В Пермском крае – 7 пациентов из 480 нуждающихся в терапии (1,5%).
  • В Хакассии департамент здравоохранения вообще отказался подавать заявку на МабТеру согласно составленному главным гематологом списку больных.

В целом обеспеченность инновационными дорогостоящими препаратами даже по программе 7 нозологий составляет лишь 38%. Говорить о гарантированном лечении не приходится.

Движение против рака считает необходимым:

Мы призывает наше государство:

  • составить точную статистику онкологических заболеваний в России,
  • установить стандарты лечения по всем онкозаболеваниям,
  • утвердить перечень лекарств для этих стандартов и определить эпидемиологию (ожидаемое количество пациентов, которые будут нуждаться в этих препаратах).
  • закладывать в бюджет точно выверенные затраты на лечение.

Читайте также: