Когда открывают раку с мощами сергия радонежского

Часть 3. Истории священников

Части 1, 2

В этой части собраны истории как тех священников, которые стали свидетелями чудес Преподобного Сергия, так и тех, кто обратился к Богу и принял священный сан в результате чудесного вмешательства Преподобного.

Огоньки на раке

Вся рака покрыта блестящими огоньками, как в Иерусалиме на гробе Господнем

Что такое мощи?

Иеромонах Стефан (в миру Андрей), преподаватель духовной семинарии, рассказал, как, воцерковляясь в конце 1980-х годов, не имея еще должного представления о духовной жизни, услышал о преподобном Сергии Радонежском и решил поехать в Лавру.

Вот иду я к мощам Сергия. Но это ведь кости. Как же так?

Прикладываясь к раке, он вдруг почувствовал, как его словно пробрало током, а на душе стало хорошо. Это произошло весьма неожиданно и убедило Андрея, что мощи святых — не просто косточки, но та благодать, которую святые стяжали при жизни.

Вот эта благодать Святого Духа привлекала Андрея больше, чем всё остальное, особенно ему казалось, что самое главное, подлинное, настоящее — в монастыре, он отказался от поступления в университет, устроился трудиться в Черниговском скиту Лавры, затем поступил в семинарию, Академию, где и принял монашеский постриг, став одним из чад преподобного Сергия, совершающим служение в Николо-Угрешском монастыре.

Отец Юлий вдруг направился к иконе преподобного Сергия

Протоиерей Юлий Кустанов, некогда учившийся в Лавре в Московских духовных школах, нес служение настоятеля в Благовещенском храме города Миасса. 8 октября 2012 года, в день памяти преподобного Сергия, он отслужил Литургию и решил, как и всегда по праздникам, обратиться с проповедью к прихожанам. Всегда неукоснительно он проповедовал, как полагается с амвона. Но впервые за всё свое священническое служение он вдруг сошел с амвона и направился произнести проповедь возле иконы преподобного Сергия внутри храма. Он пошел, как будто кто-то повел его за руку.

Молитва перед экзаменами

Студент медицинского института, Павел, всегда перед экзаменами горячо молился преподобному Сергию, и даже самые сложные — по биохимии, гистологии — он сдавал на пятерки. В институте были преподаватели, которым вообще невозможно было сдать на отлично, но иногда получалось так, что на момент ответа Павла, такому преподавателю надо было выйти по какой-то причине, так что принимал ассистент, либо же попадался билет, который Павел знал лучше всего. Господь являл ему очевидную помощь, призывая к Себе, и впоследствии этот студент стал монахом, совершающим свое служение в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Семинарист нашёл матушку

Какую девушку первой встречу в Троицком соборе, та и будет моей невестой

В Московской Духовной Академии как-то отмечалось редкое событие — пятидесятилетие выпуска, съехались однокурсники отца Кирилла (Павлова), и один протоиерей-выпускник рассказал, как он встретился со своей матушкой. Будучи студентом семинарии в советское время, он не знал, где же найти подходящую невесту. Тогда он помолился и решил: какую девушку первой встречу в Троицком соборе, та пусть будет моей невестой. Зашел в собор, действительно встретил девушку, познакомился с ней и вскоре они повенчались, прожив после этого благополучно пятьдесят с лишним лет.

Сотрудник министерства образования, когда стала сильно болеть супруга, а сам он всё больше воцерковлялся, приехал в обитель и, стоя на молебне у мощей Преподобного, подумал: вот бы стать одним из монахов, живущих рядом со святым Сергием. Он и представить себе не мог, что пройдет небольшое время и по благословению отца Кирилла (Павлова), он примет монашество и тесно соединит свою жизнь с обителью Сергия.

Как пастор стал православным священником

Тот крестится
— и я крещусь,
тот кланяется
— и я кланяюсь,
тот прикладывается
— и я приложился.
И вдруг почувствовал необъяснимую радость


Приехал бывший пастор через две недели, уже один, перекрестился, поклонился, приложился, и опять почувствовал радость, но уже поменьше. После этого стал изучать православную веру и через пять лет сознательно принял Православие. Сейчас отец Сергий как священник ведет православную миссию в Голландии. Когда приезжают русские матросы, то они ищут пиво и женщин. А отец Сергий их принимает, разговаривает и рассказывает о Боге, что очень многим принесло огромную душевную пользу.

Жена услышала от врача приговор мужу: “Смерть — вопрос короткого времени”

Настоятель храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери возле города Хотькова священник Борис Можаев был призван к вере и священству через чудесное исцеление по молитве преподобному Сергию. Случилось это так.

Протокол вскрытия.
11-го апреля 1919 года.
Присутствуют: Президиум и все члены Сергиевского Исполкома, делегат Наркома Юстиции Галкин М. В., представитель Губ. Исполкома Семенов М., представитель Наркома Здравоохранения Ловягин, представители организации коммунистов Сергиевского района: Казакевич. Годин, Золотов, члены технической комиссии по вскрытию мощей: Шатагин. Цимбаревич, представители волостей: Рогачевекой, Софринской, Хотьковекой и др., врачи: доктор медицины Гвоздикский Ю. А. и доктор П. П. Попов, представители Красной армии, верующие, члены профессиональных союзов и пр., и пр.
От духовенства: наместник Сергиевской лавры архимандрит Кронид, настоятель Вифанского монастыря иеромонах Порфирий, настоятели Гефсиманского монастыря и Черниговского, иеродиакон Сергий Большаков, из киновии иеромонах Ионафан, благочинный лавры Иона, казначей лавры архимандрит Досифей, архимандрит Аполлос, много монахов лавры.
В 20 час. 50 мин. председатель Сергиевского Исполкома тов. Ванханен предлагает приступить духовенству к вскрытию. Иеромонах Иона приступает к вскрытию. Снимает покровы: зеленый, голубой, черный, темно-синий, малый покров, черный бархатный — с головы, в ногах черная лента-пояс с кистями. Все это кладется им в ноги на раке. Покрывала все шитые золотом, серебром с крестами. Видны контуры, напоминающие человеческое тело, накрест перевитое на высоте груди и у колен узкой синей лентой. Иеромонах Иона вынимает вместе с игуменом Ананием фигуру. С головы снимают черный мешок, вышитый крестами, снимают покров. Разматывают желтую ленту, которая обнаружена под этим покровом. Фигура в голубом, голова в черном. С головы снимают шапочку, с шеи — бинт фиолетовый, затем голубой. Разрывает иеромонах Иона швы у ног, распарывает ножницами парчовый голубой мешок. Вынул сбоку вату, распарывает швы, фигура становится плоской, толщиной в четыре пальца, снимает распоротый голубой мешок, под которым обнаруживается полуистлевшая ткань серо-коричневого цвета. Снизу лубок.
По снятии шапочки с головы виден человеческий череп, лежащий частью на лубке, частью на весу. Возле черепа справа виден первый шейный позвонок. Длина фигуры соответствует человеку среднего роста. Иона приподнимает испепелившуюся ткань. нижняя челюсть отделилась. В ней семь зубов. Слева черепа лежат два шейных позвонка. Развертывается истлевшая одежда. Все изъедено молью. Видны рыжего цвета волосы, ременный пояс, поднимается пыль. Видны отдельные позвонки, кости таза, правая берцовая, бедренная кости целы, малые берцовые кости найдены полуразрушившимися. Все осматривают доктора. Общее впечатление скелета, который разрушался 500 лет. Доктор Попов поднимает черную коробку, вынимает из нее завернутые в провощенную бумагу желтого цвета волосы русо-рыжеватого оттенка, без седины. Он собирает массу мертвой моли и показывает присутствующим.
Доктор Гвоздинскнй говорит, что от предплечий остались отдельные истлевшие части. Все рассыпалось. В области лобка пучок рыжих волос без седины. Всюду масса мертвой моли, бабочек и личинок. По заявлению доктора Попова, череп соответствует по своей древности костям. В области грудной клетки лежат в беспорядке кости ручных кистей. Одежда была, по-видимому, из грубого деревенского сукна. Все было перевязано крест-на-крест ремнем в виде веревочки, толщиной в обыкновенный карандаш. Под этими останками костей лежат слой истлевшей одежды.
Настоящий протокол читается тов. Шатагиным всем присутствующим. Возражений нет.
22 часа 50 мин. Все время шла кино-съемка.
Секретарь, Член Сергиевского Исполкома Шатагин.
О. Ванханен.
Д-р Гвоздинскгий.
Д-р Попов.
Представитель Нар. Ком. Юстиции Мих. Галкин.
М. Семенов, член Исполн. Ком. Моск. Губ. Сов.
Архимандрит Кронид.
Игумен Анания.
Делегат Н. К. 3. Н. Ловягин.
Член партии коммунистов И. Золотов.
Иеромонах Ефросин,
А. Лобаторин.
Иеромонах Самуил.
Рагачевск. вол. Запевагин.
Опихтин:
Архимандрит Поллос.
Иерод. Сергий Большаков.
Д-р Гуревич.
А. Петренко.
П. Черноусое.
Представитель гор. Александрова Данилов.
Илья Морозов.
Член Исполкома Дм. у. Пет. Маломыкин.
Член Димитревск. Испол. И. Зайцев.
Член Исполкома Димит. уезда Налешов.
Прокофий Трифонов.
Член Константиновского Исполкома Степан Муграпов.
Член Моск. Губ. К-та Рос. Ком. партии Минин.
Председатель Александровского уездного Совдепа Прибанов.
Представитель от Александровского уездного Исполкома, инструктор И. Наумов.
Член агитационно-просветительного отдела гор. Александрова Мих. Смирнов.
Председатель Димитр. Исполкома Феодор Савельевич Андропов.
Монах Аполлоний
Представитель партии коммунистов г. Александрова, гр. гор. Киржачат Н. Глазунов.
Представитель от Сергиевского волост. Исполкома В. Бойков.
Представитель Торг. Пром. служащих Н. Баринов. Софиринского совета председатель А. Романов.
А. Денисов.
И. Федоров.
Монах Севастиан
Д. Цветков.
Р. Шариков.
Семин.
В. Веселое.
Член Серг. И. К. Русев.
Р. Шишанов.
Афанасий Димитриев.
И. М. Морченков.
И. С. Воронов.
Монах Иоанникий.
Иеродиакон Рафаил.
А. Дьяконов.
И. Иоанн.
П. Иванов.
Иеромонах Кирилл.
Яков М. Боровков, Чл. Ком. Ч. К. Сев. ж. д. Михаил Степанов Хребетов,
Член Ревкома Сев. ж. д. Яков Сергеев, ж. д. организац. Александр Кружков. Троиц. С. завод.
Иван Оболенскй, Троицкий С. завод.
Наум Кузьмин.
О. Лаурсон.
Андреев.
А. Волков.
А. Сафонов.

Казалось бы, церковникам будет трудно оправиться от такого удара по репутации. Но - нет. Преподобные отцы просто сделали вид, будто никогда и не утверждали, что останки Сергия "нетленны", что Сергий сохранился под покровами "как живой". Соответственно, по этой версии не было никакого обмана прихожан, а в 19-м году не произошло никакого "разоблачения". Просто злые большевики ни с того ни с сего пришли и "осквернили могилу великого молитвенника земли русской". Правда, эта версия вызывает изрядное количество вопросов. Зачем большевикам вообще понадобилось проводить вскрытие мощей, да ещё на камеру, если не для того, чтобы опровергнуть сказки о "нетленности"? Зачем было демонстрировать народу истлевшие кости? Что ж ещё должно лежать в могиле, как не истлевшие кости? В чём сенсация? В чём был смысл акции? На эти вопросы церковники не отвечают. То есть отвечают, примерно в духе "большевики хотели плюнуть в душу православному народу". По причине природной зловредности, видимо. А чё? Некоторые и на такую подачу "ведутся". А преподобные отцы продолжают стричь купоны. Молодцы, что тут скажешь. Наглость - второе счастье, знаете ли.

Главные мощи России

16.07.2014 в 16:43, просмотров: 21649

В России торжественно отмечается 700-летие Сергия Радонежского. Из этих семи веков игумен земли русской уже на протяжении 592 лет официально почитается святым. Обретенные в 1422 году мощи преподобного с той поры остаются для православных россиян главной святыней в стране. О них слышали все, поклониться им в Троице-Сергиеву лавру приходят тысячи людей. Однако в столь долгой истории существования мощей можно обнаружить необычные и даже детективные эпизоды. Несколько раз нетленные останки по разным причинам выносили из Троицкого собора, а однажды под покровом темноты группа людей похитила голову Сергия. Но это были не злоумышленники, это были спасители.


В старых хрониках упомянут по крайней мере один случай, когда мощи радонежского святителя покидали стены основанного им монастыря. 17 мая 1746 года в лавре и в примыкавших к ней с юга посадах вспыхнул большой пожар, который в итоге опустошил южную половину монастырской территории. Разбушевавшееся пламя могло накрыть раку святого, а потому монахи вынесли мощи преподобного через задние Каличьи ворота на пустырь, находившийся в ту пору к северо-востоку от обители. Когда пожар был потушен, Сергия вернули на территорию монастыря, а на том месте, где находились в эвакуации его мощи, была позднее построена в городе церковь Всех Святых.

Однако самыми трагическими, самыми детективными стали события, произошедшие в Троицком соборе вскоре после революции.


Череп князя Трубецкого

Сама процедура вскрытия мощей длилась 2 часа — с 20.50 до 22.50. В это время в Троицком соборе присутствовали официальные лица — члены городского исполкома, представитель губернских властей, а также 2 специалиста-медика, группа операторов кинохроники, монахи во главе с наместником лавры.

На рубеже 1920–1930-х гг. существовала реальная угроза уничтожения некоторых мощей, отданных в качестве экспонатов в атеистические музеи Москвы и Сергиева Посада, — в том числе и преподобного Сергия. Активисты созданного в столице в 1927 году Общества развития и распространения идей кремации (ОРРИК), неоднократно выступили с идеей показательного сожжения нетленных мощей, предлагая для пущей наглядности кремировать останки нескольких православных святых, чтобы доказать, что они сгорят точно так же, как тела простых покойников. К счастью, этот варварский план не был реализован.

Существует две версии начала этой истории. Согласно первой из них, заговорщики решили действовать еще до проведения вскрытия мощей — едва узнав, что большевистские власти задумали такое глумление. Выбрав удобный момент, они ночью тайно вошли в Троицкий собор, открыли раку и забрали из нее голову Сергия, подменив ее заранее припасенным дубликатом — черепом, взятым из фамильного склепа князей Трубецких, находящегося на территории лавры.

Впрочем, основная фабула событий в обоих случаях совпадает. Главными инициаторами и исполнителями похищения стали служащий в Троицком храме монастыря отец Павел Флоренский, наместник лавры архимандрит Кронид, член Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры Ю.А. Олсуфьев, а также граф В.А. Комаровский и двое будущих священников — С.П. Мансуров и М.В. Шик. Изъятую из раки (есть сведения, что благословение на это было получено от патриарха Тихона) голову Сергия Радонежского спрятали в монастырской ризнице, а потом Олсуфьев, живший в Сергиевом Посаде, положил реликвию в дубовую коробку-ларец и перенес к себе домой. Там святыня хранилась вплоть до 1928 года, когда Олсуфьев, предполагая свой возможный арест, закопал ларец в саду.

И все-таки это еще не было полным преодолением мерзости запустения. Лавра была вновь возвращена Русской православной церкви лишь почти год спустя. А накануне праздника Пасхи в 1946 году появилось официальное распоряжение о передаче возрождающейся обители ее главной святыни — мощей Сергия Радонежского. Поскольку Троицкий собор тогда еще оставался в распоряжении музея, тяжелую (почти 60 пудов) раку пришлось на некоторое время переносить в Успенский собор монастыря.

Однако в этом роскошном вместилище вместе с останками преподобного находилось и инороднее тело — голова одного из князей Трубецких, о чем не догадывались даже монахи, а уж тем более — толпы верующих, которые выстраивались в длинные очереди для поклонения великому святому. Впрочем, такое положение вещей сохранялось совсем недолго.

Портной для преподобного

Как ухаживают за мощами Сергия Радонежского? Некоторые сокровенные эпизоды нынешнего существования этой святыни удалось узнать от старшего смотрителя Троицкого собора отца Корнилия.

— За те более 10 лет, что я являюсь смотрителем собора, внутренние покровы ни разу не заменяли. В зависимости от богослужебного годичного круга мы периодически меняем лишь наружные покровы — схимку и наглавник. Обычно они зеленого цвета, а к Пасхе переоблачаем мощи в красные убранства, к празднику Преображения — в белые.

По словам отца Корнилия, время от времени гардероб преподобного обновляют. Но старые обветшавшие покровы не выбрасывают. Их разрезают на маленькие кусочки, и эти святыни вставляют в иконы, которые могут получить верующие. Новые покровы изготавливают золотошвейки лавры.

— Уже несколько лет, как при иконописной школе, которая работает в лавре, открылось отделение лицевого шитья. Эскизы новых покровов разрабатывают либо выпускницы отделения, либо те, кто уже трудится в мастерской при обители. До недавнего времени не было для убранства мощей преподобного Сергия ни одного покрова с лицевым шитьем: ведь все старые, считающиеся произведением прикладного искусства, хранятся в музее. Но сейчас уже созданы мастерицами в технике лицевого шитья два полотнища с изображением радонежского святителя. Причем одно из них скопировано с древнейшего покрова, изготовленного еще в 1425 году (рисунок на нем, возможно, воспроизводит портретные черты самого Сергия, и даже есть предположения, что прорисовки для шитья сделал великий иконописец Андрей Рублев).

Рака с мощами закрыта массивной стеклянной крышкой: это необходимая мера безопасности. Однако почти каждый день в 5.30 утра в Троицком соборе проводится братский молебен перед мощами преподобного Сергия. Помимо монастырской братии на таком богослужении могут присутствовать и богомольцы. Согласно существующему правилу, при этом открывают небольшое окошко над головой преподобного и те, кто находится в храме, прикладываются непосредственно к наглавнику. Мы стараемся предоставить такую возможность не только монахам, но и паломникам, пришедшим в столь ранний час в Троицкий храм.

Когда окошко в стеклянной крышке раки открыто, можно ощутить сильное благоухание, исходящее от мощей. Некоторые считают, что подобное происходит потому, что мощи специально обрабатывают какими-то ароматическими веществами. Однако хочу заверить: ни покровы святого, ни саму раку внутри мы ничем пахучим не протираем, никаких пузырьков с благовониями туда не кладем.

Заголовок в газете: Главные мощи России
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26574 от 17 июля 2014

  • Духовная отрада в Сергиевом Посаде
    • Где находится святыня
    • Полезные материалы
    • Дни памяти
    • Как к ним попасть
    • Обретение мощей: как происходило, когда празднуется
  • В чем помогает молитва к прп. Сергию
  • О чтении акафиста у раки
  • Вскрытие мощей преподобного в Лавре
  • Где почивают мощи родителей святого — Кирилла и Марии
  • Храмы Москвы, в которых есть частица мощей преподобного
    • Истории чудесной помощи
  • Ныне, и присно, и во веки веков
    • Похожие статьи

Духовная отрада в Сергиевом Посаде

Удивительно живописен и своеобразен древнерусский город Сергиев Посад, находящийся в 70 км севернее Москвы. Раскинувшись вдоль малых рек, над оврагами он блистает своей особой, присущей только ему красотой.

Духовным сердцем города, положившим ему начало, стала Троице-Сергиева лавра. Обитель выросла из Троицкой пустыни, основанной в чаще непроходимых лесов на вершине горы Маковец выходцами из ростовских бояр – братьями Варфоломеем и Стефаном. Впоследствии младший брат Варфоломей, укрепившись духовно, принял монашество с наречением нового имени Сергий. В историю страны и Церкви он войдет как преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской.


В соборе всегда царит полумрак: в древности зодчие не делали большие окна. Считалось, что только при мерцании лампад и свечей можно уловить исходящий от икон загадочный неземной свет. Яркие солнечные лучи этому только мешают.


Серебряная рака с мощами прп. Сергия Радонежского в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры

Рядом с ракой расположена старинная чугунная дверь, ведущая в келью великого старца. Именно здесь он творил неустанную молитву, плодами которой явилось множество чудес. Каменные стены кельи расписаны фресками по мотивам жития Радонежского чудотворца, на полу – мягкий ковер. Лучины заменены подсвечниками и паникадило, выполненными из серебра, а вдоль стен – ковчеги-мощевики, в одном из которых – частица ризы Пресвятой Богородицы, в другом – частица мощей святителя Николая Чудотворца.

  • 25 сентября (8 октября) — преставление преп. Сергия Радонежского;
  • 5 (18) июля — обретение мощей;
  • 6 (19) июля — Собор Радонежских святых.

Добраться до обители можно:

Недалеко от обители жил один боголюбивый человек, особо почитающий преп. Сергия и часто приходящий молиться к его могиле. Однажды после вечерней молитвы в тонком видении мужчине явился великий угодник Божий и повелел:

Благочестивый муж, исполнившись страха и радости, рассказал об увиденном настоятелю лавры – ученику преподобного – Никону Радонежскому. Игумен возвестил об этом монастырской братии. Весть о величайшей радости быстро разнеслась среди народа. И вот в воскресный июльский день торжественное изнесение честных останков святого с благоговением созерцали князь Звенигородский князь Юрий Димитриевич (сын Димитрия Донского и крестник Сергия), насельники обители, множество знати и простого народа.

В житие преподобного Сергия, написанном его первым составителем Епифанием Премудрым, об этом событии сказано:

Честные останки святого были уложены в специально приготовленную деревянную раку и установлены в Троицком соборе.

В чем помогает молитва к прп. Сергию


По молитвам к преподобному Сергию было явлено множество чудес. Верующие обращаются к любимому старцу в различных нуждах и скорбях. И по их вере многое дается им. Чаще всего к святому возносят молитвенные прошения:

  • о помощи в учении и постижении различных наук;
  • об исцелении от гордости и приобретении смирения;
  • об уврачевании разнообразных недугов;
  • о покровительстве детям и вдовам;
  • о вспоможении в честных судебных разбирательствах, избавлении от ошибок и несправедливости судебной системы;
  • как покровителя русского воинства просят о заступничестве в деле защиты государства и духовном содействии в укреплении боевого духа;
  • как одного из покровителей Москвы о процветании и избавлении от всевозможных неурядиц.

О чтении акафиста у раки

Каждый новый день в Троицком храме начинается с общего братского молебна с акафистом преп. Сергию – в 5 (или в 5:30) утра.

В Троицком соборе можно подать только записки на молебен Радонежскому чудотворцу (за пожертвование). Другие требы можно заказать в Трапезном храме или Успенском соборе лавры.

Будучи в храме, можно самостоятельно вознести молитву великому угоднику Божьему. Святитель Иоанн Златоуст дает такой духовный совет: перед началом молитвы необходимо встать перед святым образом и закрыть глаза. Человек устроен суетно, поэтому лучше подождать, когда в душе наступит покой, чтобы со вниманием и благоговением обратиться к святому. Для создания особого духовного настроя вначале можно приложиться к святым мощам Радонежского чудотворца, а затем совершить молитву. Это может быть и каноническая молитва, и молитва своими словами. О последней святитель Феофан Затворник писал следующее:

Вскрытие мощей преподобного в Лавре


Троице-Сергиева лавра в 1920-е годы

Принятая после Октябрьской революция кампания по вскрытию святых мощей не миновала Троице-Сергиеву Лавру. В пятницу, перед Лазаревой субботой, поздно вечером в присутствии членов специальной комиссии была разобрана рака с честными останками святого.

Из воспоминаний известного ученого и священника Павла Флоренского, первого ученого секретаря комиссии по охране Лавры:

Где почивают мощи родителей святого — Кирилла и Марии

Под особым духовным окормлением Лавры находится Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь. Одна из старейших обителей на Руси связана с именами родителей преп. Сергия Радонежского – преподобных Кирилла и Марии. С 1337 года в Покровском соборе монастыря почивают их святые мощи.

Храмы Москвы, в которых есть частица мощей преподобного

В столичных храмах можно приложиться к иконам преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей.

Теперь у нас есть Дашенька

Более 20 лет назад на источнике преподобного Сергия Радонежского я попросила святого помочь моей сестре забеременеть и родить ребенка. Почти сразу произошло чудо. А ведь моя сестра до этого много лет не могла забеременеть. Благодаря молитвам преподобного Сергия теперь у нас есть наша Дашенька, дар от Господа.

Святой помог мне найти работу

Я две недели искал работу, была пара вариантов, но неинтересных. После поездки к преподобному Сергию мне позвонили сами, и место оказалось идеальным для меня! Слава Богу!

Я молилась о поступлении в вуз

Ныне, и присно, и во веки веков

В наши дни, как и семь столетий назад, преподобный Сергий Радонежский для всех христиан является великим подвижником благочестия, светильником веры и преславным угодником Божьим, дивным чудотворцем.









В 1998 году внук священника Павла Флоренского, учёный Павел Васильевич в одном из интервью поделился семейным преданием семьи Флоренских, к сожалению никак документально не подтвержденным. По особому Божиему Промыслу отцу Павлу Флоренскому стало известно о подготовки советских властей к вскрытию мощей преподобного Сергия ещё накануне этого кощунственного события. И вскоре в Лавре состоялось тайное совещание, в результате которого о. Павел и остальные его участники тайно проникли в Троицкий собор и, помолившись, копием отделили голову Сергия Радонежского, заменив ее на голову князя Трубецкого, похороненного в Лавре. Затем святыню бережно хранили, при необходимости тайно перенося в более надёжные места. Сейчас несложно при желании найти более подробное описание этой потрясающей истории, а так же имена тех мужественных, верующих людей, к ней причастных.

В 1998 году внук священника Павла Флоренского, учёный Павел Васильевич в одном из интервью поделился семейным преданием семьи Флоренских, к сожалению никак документально не подтвержденным. По особому Божиему Промыслу отцу Павлу Флоренскому стало известно о подготовки советских властей к вскрытию мощей преподобного Сергия ещё накануне этого кощунственного события. И вскоре в Лавре состоялось тайное совещание, в результате которого о. Павел и остальные его участники тайно проникли в Троицкий собор и, помолившись, копием отделили голову Сергия Радонежского, заменив ее на голову князя Трубецкого, похороненного в Лавре. Затем святыню бережно хранили, при необходимости тайно перенося в более надёжные места. Сейчас несложно при желании найти более подробное описание этой потрясающей истории, а так же имена тех мужественных, верующих людей, к ней причастных.

В этот день мы также чтим память прпмцц. вл. кн. Елисаветы и инокини Варвары, вспоминаем Императора Иоанна VI и живописца В.Д.Поленова



В этот день приняла мученическую кончину преподобномученица Великая княгиня Елисавета , которая родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III. 5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого мужа.

В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы. Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители.

В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей Царской семье.

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители. С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине. 5 (18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: "Господи, прости им, не знают, что делают!".

Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь - это пели мученики. Когда их тела были извлечены из шахты, у преподобномучениц Елисаветы и Варвары пальцы были сложены для крестного знамения. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.


В этот день, 5 июля 1764 г., погиб свергнутый с Престола в 1741 г. Император Иоанн VI Антонович . Он родился 12 августа 1740 года и был правнуком Государя Иоанна V Алексеевича (брата Петра Великого), сыном принца Антона Ульриха Брауншвейгского. Родившийся в самом конце царствования Анны Иоанновны, младенец был провозглашен наследником Престола, а после смерти своей двоюродной бабки - Императором при регентстве Э.И.Бирона. Однако в результате последовавшего две недели спустя переворота правительницей была объявлена мать младенца-императора Анна Леопольдовна. Спустя еще год, 25 ноября 1741, очередной переворот возвел на Престол дочь Петра Великого - Елизавету. Первоначально предполагалось выслать свергнутого с Претстола младенца вместе с родителями за границу, но позднее Елизавета Петровна велела перевести "Брауншвейгское семейство" в Холмогоры, где ребенок был изолирован от родителей и воспитывался отдельно. В 1756 г. юношу перевели в Шлиссельбургскую крепость, в которой он содержался в условиях абсолютной секретности: к нему никого не допускали, и его не должен был видеть никто, включая крепостных служителей. Сохранившиеся сведения позволяют, однако, утверждать, что Иоанн знал о своем царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре. В июле 1764 г. подпоручик В.Я.Мирович предпринял попытку освободить Ивана из крепости, но неудачно. Действовавшие согласно инструкции стражники убили своего узника.

Сегодня мы также вспоминаем русского живописца Василия Дмитриевича Поленова , скончавшегося в 1927 году. Он родился 20 мая 1844 г. в Петербурге в семье известного историка, археолога и библиографа члена-корреспондента Императорской Академии наук. По окончании курса наук в петрозаводской гимназии записался в ученики Императорской Академии Художеств, обучаясь в которой в 1869 г. за картину "Иов и его друзья" получил малую золотую медаль, а в следующем году за полотно "Христос воскрешает дочь Иаира" - большую золотую медаль.


Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 г., Поленов отправился за границу дополнять полученное в России образование. В 1876 г. художнику было присвоено звание академика. Возвратившись в том же году в Россию, Поленов вскоре отправился на театр Русско-турецкой войны, в продолжение которой состоял, для рисования и писания ее эпизодов при главной квартире Наследника-Цесаревича, впоследствии Императора Александра III. По окончании войны поселился в Москве, оттуда в 1884 г. сделал поездку в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет.

Среди наиболее известных полотен художника: "Бабушкин сад" (187), "Лето" (1879), "Заросший пруд" (1880), "Христос и грешница" (1887), серия этюдов, написанных в путешествии на Восток (в Третьяковской галерее, в Москве) и некоторые другие. Поленов также немало сделал для оживления интереса к русской национальной архитектурной старине, внес большой вклад в русский стиль внутри модерна, создав в соавторстве с В.М.Васнецовым эскизы церквей, построенных в Абрамцеве и Бехове под Тарусой. Много времени уделял Поленов и работе над театральными декорациями. После революции художник жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками.

Читайте также: