Кисты ребенок не разговаривает в

Анастасии 30 лет, она руководитель на одном из государственных предприятий. Появление дочери было для нее с мужем очень желанным. Но когда девочка не заговорила, родители оказались в ловушке тревоги и сомнений.





— Как проявляется прессинг со стороны окружающих?

— Если все вокруг твердят, что с твоим ребенком что-то не так, ты сам начинаешь сомневаться. Нет, я не сомневалась, что моя Варя заговорит. Но я боялась сделать недостаточно. В такой ситуации рождается ощущение вины, чувство, что ты плохая мать и как-то неправильно воспитываешь ребенка. Не зря же вокруг так много кружков, занятий, частных логопедов… Как будто, если ты не воспользуешься их услугами, у тебя ничего не выйдет.

На мой взгляд, в нашем обществе и в нашей манере воспитания детей слишком много сравнения. Сначала на детской площадке, потом — в садике, в школе — с отличниками-одноклассниками… Я думаю, что это в корне неверно. Увидеть ценность и значимость своего ребенка без сравнения с другими — вот что важно.


— Исходя из вашего горького опыта, как врачам следует разговаривать с родителями, чтобы не травмировать их?

— Я убеждена, что не стоит определять диагноз в первую же секунду. За один неправильный ответ (малыш показал круг вместо квадратика) сразу ставить крест на ребенке? Ни в коем случае!

Важно усовершенствовать работу центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, ведь через них проходит очень много детей. Почему бы, например, не направлять специалистов из таких центров прямо в садики? Чтобы они проводили диагностику в привычной для детей, безопасной обстановке, наблюдали, как малыши взаимодействуют друг с другом. А не вытягивали маленького человека, закидывали непонятно куда и набрасывались с вопросами.

Со стороны поликлиники и государственных учреждений у нас очень сильное давление, мол, если ты немедленно чего-то не сделаешь, то ребенок пропадет! Опоздаешь! Слишком много запугивания вместо адекватной поддержки. Хотя есть и врачи с другим подходом. Хирург, о котором я говорила. Таким людям хочется сказать искреннее спасибо.


— Знаете, ваша преданность девочкам вызывает много уважения.

— Спасибо, конечно. Но мне все равно трудно избавиться от мысли, что я плохая мать.

— Под задержкой речевого развития обычно понимают отставание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до трех-четырех лет. Между тем эта формулировка гораздо шире и включает широкий спектр расстройств развития речи, имеющих разные причины, в том числе неврологические.

Очень важен период от первого года жизни до трех-пяти лет. В это время интенсивно развиваются мозг и его функции. Любые нарушения в развитии речи — повод для обращения к специалистам (детскому неврологу, оториноларингологу, детскому психиатру, логопеду, психологу). Это тем более важно, что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, и речи в том числе, лучше всего поддаются коррекции.


— Очертите нам, пожалуйста, границы нормы. В два месяца малыш должен произносить отдельные звуки, в три — гулить… А что дальше?


По современным мировым суждениям ребенок должен в год говорить три слова или понятные для окружающих фонемы.

— Эти нормы как-то меняются с течением времени? Скажем, тридцать лет назад и сегодня?

— Совершенно верно, меняются. Ведь советских докторов (а я из их числа) действительно учили немножко по-другому. В СССР было принято так: годовалый малыш должен говорить десять слов, фонем или имитаций звуков животных. Честно сказать, достаточно долго именно на эту норму и опирались.

Но статистика — вещь упрямая. Это сбор данных тысяч, миллионов людей: кто, что и как говорит. Взяли среднестатистический показатель и выяснилось, что десять слов в год сейчас говорит редкий малыш. Почему? Специалисты в поведенческой неврологии стали задаваться этим вопросом.

В прошлом году я была на Балтийском конгрессе по детской неврологии — это серьезный симпозиум, где собираются все корифеи, чьи книги мы читаем, на чьем опыте учимся, к чьему мнению прислушиваемся. Так вот, обсуждали вопрос: почему было десять слов, а стало — три? Серьезные ученые вспомнили о том, что детей-то раньше отдавали в детский сад в год. Из микросоциума — в макросоциум. В год ребенок уже был социализирован. Поэтому появлялась речевая мотивация. Раннее введение прикормов — соответственно, жевание. А это прекрасная тренировка речевого аппарата. Подгузников не было. Раннее формирование навыков опрятности наверняка тоже влияло на развитие коммуникации и речевой функции.


Когда я по привычке еще пыталась считать десять слов у годовалого ребенка, не получалось практически никогда… Несколько лет назад мировые стандарты поменялись. Чтобы люди не расстраивались, наверное (смеется. — Прим. Onliner).

— Важно, чтобы норма не стала жестоким хлыстом, правда?

Так что скажу вам со всей ответственностью: если ребенок недоношенный, это абсолютно не означает, что в будущем его ждут какие-то серьезные проблемы.

И наоборот. Вроде идеальная беременность, отсутствие осложнений, прекрасные роды, а в три-четыре года — серьезные речевые нарушения. Так тоже бывает достаточно часто.

— То есть никаких гарантий нет?

— Именно. Анатомически центр моторной речи не очень удачно расположен — на границе кровоснабжения двух артерий. Если что-то идет не так — травма в родах, обвитие пуповиной, острая кислородная недостаточность, внутриутробная инфекция и т. д. — он страдает. В большей или меньшей степени. А дальше включается нейропластичность — кому как повезет.


— Из-за чего еще дети молчат, в чем причина?

— Если говорить о неврологической проблеме, то на первое место выходит перинатальная патология — гипоксия плода, инфекции. То, что происходит в дородовом периоде.

Затем — родовая травма, которую, увы, никто не отменял. Все виды острой нехватки кислорода, тугое обвитие пуповиной, например.

Очень большое значение имеют первые несколько месяцев жизни. Травмы головы, тяжелые инфекции могут привести к повреждению головного мозга и, соответственно, в будущем повлиять на развитие речи.

Что касается более доброкачественной задержки речи, здесь имеет значение наследственность, особенно у мальчиков. Это описано в литературе. Если в роду по мужской линии многие поздно заговорили, то ребенок тоже начнет разговаривать, скажем, не в три года, а в четыре. Например, в семье три мальчика. И каждый начинает говорить в три с половиной — четыре года. Это нормально. Мама уже понимает, что так может быть, волнуется меньше.

Еще одна причина — расстройства аутистического спектра. Сейчас очень много таких деток, это правда. Но в большинстве случаев подозрения родителей напрасны.


Эти легкие задания помогают определить, что происходит с ребенком. Если малыш справляется, желаю здоровья, назначаю рыбий жир и советую показаться в два года девять-десять месяцев. Если же нет, нужно распутывать клубок дальше.

— Всегда ли молчание ребенка говорит о какой-то проблеме? Ведь много случаев, когда малыши не разговаривают, а потом как ни в чем не бывало догоняют сверстников.


— В какой момент стоит идти к врачу?

— Я бы посоветовала родителям, если что-то их беспокоит или пугает, поделить ответственность с теми, кто в теме. Например, ребенку почти два года, а он совсем молчит. В такой ситуации надо идти к неврологу. Чтобы дал какие-то задания, предложил понаблюдать за поведением и пониманием речи.

— Не наблюдаете ли вы сейчас обратную крайность в поколении молодых родителей: английский чуть ли не с рождения, научить читать — в три года? Как влияет на наше общество эта сверхидея о развитии?

Так вот, мозг, он умный. Не зря у человека два полушария: одно ведущее, а второе — творческое, вспомогательное. И формироваться они должны примерно одинаково, помогая друг другу. Если мы загружаем ведущее полушарие — английский в три года, китайский в пять лет (был у меня мальчик, уже иероглифы в этом возрасте писал), — то вторая часть мозга откажется работать. Закон сохранения энергии еще никто не отменял. Иногда мне приходится напоминать об этом родителям.


— Как разговаривать о задержке речевого развития с мамами и папами, чтобы не усилить их и без того большое чувство вины и стыда?

— Никогда в жизни я не вгоняю родителей в стыд и уж тем более не поддерживаю чувство вины. Хотя бы потому, что мы с мужем многодетные родители и прекрасно понимаем, что, если человек пришел в кабинет к врачу и говорит о своем беспокойстве, это уже хороший и ответственный родитель. Он молодец! Видит, что что-то не так, и хочет получить ответы на свои вопросы.


Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь


Все можно решить!

Есть много литературы, посвященной вопросам становления речи. Вместе с тем в интернете активно транслируются и псевдонаучные или искаженные факты — и разобраться, где информация правдива, а где нет, бывает нелегко. Для того, чтобы родителям было проще сориентироваться, мы попросили Наталью Ульянову, кандидата психологических наук и игротерапевта, выделить несколько ключевых моментов.

Как понять, есть ли у ребёнка трудности речевого развития?

Прежде всего, необходимо оценить, соответствуют ли освоенные им умения возрастным нормам:

- в пять лет речь ребёнка полностью соответствует языковой норме и с точки зрения грамматики, и в произношении звуков; словарный запас составляет несколько тысяч слов и постоянно пополняется.

Для этого необходимо обследовать ребёнка у оториноларинголога, чтобы проверить, в порядке ли слух, и у невролога, чтобы понять, есть ли у ребёнка органические поражения центральной нервной системы. На этом этапе врач может рекомендовать дополнительную аппаратную диагностику: электроэнцефалографию, нейросонографию, магнитно-резонансную томографию и т. д., чтобы получить более точное представление о состоянии пациента. Следующий шаг — обращение к дефектологу или клиническому психологу для выявления возможных причин задержки формирования речи. Параллельно родители могут получить консультацию логопеда — он подскажет методы и техники, которые можно использовать в процессе коррекции, или предложит записать ребёнка на специальные занятия.

Какими бывают нарушения речевого развития?

Существует достаточно много различных нарушений речи, и даже опытному специалисту не всегда удаётся сразу поставить ребёнку точный диагноз. Приведём самую общую классификацию таких нарушений.

Прежде всего, проблемы развития речи могут быть первичными и вторичными. К первичным относится поражение органов, непосредственно отвечающих за речь: слухового или артикуляционного аппарата или определенных участков коры головного мозга. Вторичные нарушения возникают вследствие проблем социального развития (например, пребывания в условиях детского дома с раннего возраста).

Среди первичных нарушений наиболее часто встречаются следующие:

Алалия — недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения коры больших полушарий. Может быть моторной (ребенок понимает, что ему сказали, но говорить сам не может), сенсорной (с произношением трудностей нет, но смысл слов остается непонятым) или сенсомоторной, т. е. включающей в себя обе стороны проблемы.

Афазия — утрата речи после трехлетнего возраста ребёнка в результате травм или болезней. Так же, как и алалия, может быть сенсорной, моторной или смешанной.

Общее недоразвитие речи — недостаточная сформированность всех систем, участвующих в освоении языка и общении.

Большая часть этих проблем поддается коррекции, то есть может быть частично или полностью решена в результате специальных занятий. Рекомендации по медикаментозной или психолого-педагогической поддержке ребенка всегда носят индивидуальный характер. Родителям важно помнить, что давать их может только профильный специалист и только после личной встречи и проведения диагностики малыша.

Можно ли предотвратить нарушение речевого развития ребёнка?

И да, и нет. Да — потому что речь, как и другие высшие психические функции человека, формируется в процессе непосредственного общения ребёнка со взрослым. Поскольку закладывается она практически с самого рождения малыша, очень важно говорить с младенцем с первых дней жизни, соблюдая при этом несколько несложных рекомендаций:

- активно общаться с ребёнком, обращаться к нему, называть по имени, комментировать его и свои действия и т. д.;

- не превращать свою речь в монолог, делать паузы и давать ребенку возможность ответить на обращения взрослых на доступном ему уровне;

- задавать вопросы, постепенно переходя от простых к более сложным;

- помогать ребёнку правильно сформулировать фразы, если самому это сделать ещё трудно;

- вместе с малышом радоваться его успехам, отмечать новые слова, освоенные навыки, совершённые достижения, и т. д.

Что делать, если у ребенка выявлено нарушение развития речи?

Вместе со специалистами нужно составить план занятий и согласовать последовательность применения разных видов терапии (в зависимости от ситуации, ребёнку могут быть рекомендованы, например, биоакустическая коррекция, томатис, логопедические упражнения и массаж и т. д.). И самое сложное, но и самое важное — последовательно и планомерно претворять план в жизнь, внимательно отслеживая реакции малыша и при необходимости корректируя программу.

И, конечно же, нужно помнить, что все усилия прилагаются не зря. Иногда это бывает трудно, иногда — невыносимо и беспросветно, а в самые сложные моменты руки могут просто опускаться. Но всё-таки родительская любовь и готовность искать наилучший способ помочь собственному ребенку обязательно сделают любую проблему преодолимой!

ПОЧЕМУ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ПОЗДНО ГОВОРИТЬ?

- Можно констатировать факт: детей с речевыми недостатками, причем не только в Башкирии , но и в России , а может, и во всем мире с каждым годом становится все больше, - говорит логопед-дефектолог, олигофренопедагог Розалия Бурханова, которая уже 25 лет работает с детьми с самыми тяжелыми речевыми расстройствами. – В принципе, такие дети были всегда, просто сейчас об этой проблеме стали говорить открыто.


Логопед-дефектолог Розалия Бурханова уже 25 лет обучает детей с самыми тяжелыми речевыми обучениями

По мнению педагога, на это есть несколько веских причин. Первая – неблагоприятная экология, которая влияет на мать и самого ребенка еще в период внутриутробного развития. Сюда же стоит отнести и вредные привычки родителей: казалось бы, безобидный бокал вина после ужина или выкуренная сигарета пагубно действует на мозг и центральную нервную систему плода. Вторая причина – наследственность. Если кто-то из родителей или их близких родственников поздно заговорил, не выговаривал сложные звуки – велика вероятность, что и у ребенка возникнет такая проблема.


Логопед Лариса Пристанская уверена - речь ребенка напрямую зависит от стараний его родителей

КАК ПРОИСХОДИТ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА

Вы задумывались когда-нибудь, как вообще учится ребенок говорить? Оказывается, основы речи закладываются еще тогда, когда малыш смотрит на свою маму, изучает, как движутся ее губы, пытается понять, как получаются звуки.


Дети повально увлечены гаджетами, что негативно влияет на их речевое развитие Фото: Евгения ГУСЕВА

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Дислалия – неправильное произношение звуков. Самое простое нарушение, которое легко исправляется на занятиях у логопеда. При дислалии ребенок все слышит, все понимает, говорит сам, но коверкая некоторые звуки (самые распространенные – шипящие, р и л).

Дизартрия – расстройство речи, вызванное органическим поражением ЦНС и коры головного мозга. Корректируется, но уже сложнее, требуется помощь логопеда-дефектолога.

ОНР – общее недоразвитие речи. Тут страдают уже все компоненты речи – и звукопроизношение, и грамматика, и лексика. Проблема выявляется к трем годам (до этого времени ставят ЗРР – задержку речевого развития). Требует вмешательства дефектолога и других специалистов.

Сенсорно-моторная алалия – отсутствие речи и ее понимания. Характерна для детей с ментальной (умственной) патологией. Требуется серьезное медикаментозное лечение и постоянные занятия со специалистами.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СКОРЕЕ ЗАГОВОРИТЬ

Итак, чем же могут помочь родители своему ребенку, чтобы потом не бегать по специалистам.

1. Позвольте ребенку остаться в тишине. Постоянный шум от телевизора, громкая музыка, крики с улицы – малышу сложно сосредоточиться в этой какафонии звуков и вычленить отдельные слова. Вместо гаджетов, предложите, например, поиграть в кукольный театр, где ребенок будет озвучивать персонажа.

2. Если в семье разговаривают сразу на нескольких языках (например, одновременно и на русском, и на башкирском) велика вероятность, что ребенок поздно заговорит и будет путаться в речи.

- Приходил ко мне мальчик 3,5 года. Его мама жаловалась, что сын совсем не говорит, а врачи подозревают аутизм, - вспоминает логопед Лариса Пристанская. - Я стала ему показывать цвета – а он мне совершенно спокойно на английском – yellow (желтый), red (красный) brown (коричневый), считает на английском. Я в шоке – как такое бывает. Звоню маме, а она мне в ответ – мне часто некогда с ним возиться, поэтому я на компьютере включаю ему развивающие мультики. И представляете, по этим мультикам ребенок выучил английский, но ни слова не знает по-русски!

3. Обратите внимание, как вы разговариваете с ребенком – старайтесь общаться с ним медленно, нараспев, с интонацией, четко проговаривая каждое слово. То же касается и чтения книг, чтобы ребенок мог усвоить смысл услышанного.

- Говорите медленно, внятно, проговаривая каждый звук. Читайте сказки разными голосами, меняйте интонацию, чтобы малыш мог вычленить каждую гласную или согласную, - советует логопед.

4. Следите за тем, чтобы ребенок отвечал вам не односложными фразами, а развернутыми предложениями. Стимулируйте малыша говорить больше и чаще!

5. Не сердитесь на ребенка, если у него не получается сказать слово или выговорить какой-то звук. От вашей настойчивости и криков малыш только замкнется в себе, станет неуверенным, а в тяжелых случаях – и вовсе перестанет говорить.

КОГДА НАЧИНАТЬ БИТЬ ТРЕВОГУ

- Заподозрить неладное мама должна, когда у ребенка с самого раннего детства нарушаются нормы развития – он практически не плачет, не гулит, не лепечет – уже тогда надо начинать беспокоиться. Если к 1, 5 года малыш не понимает обращенную к нему речь, а в три года не разговаривает предложениями, а только выговаривает самые простые слова или звукоподражания, стоит серьезно обеспокоиться и обращаться к специалистам, - уверена логопед-дефектолог Розалия Бурханова. – Запомните, даже если вам говорят, что до 5 лет беспокоиться не о чем, это не так. В три года ребенок разговаривает уже как взрослый, просто может не выговаривать некоторые звуки. Неправильное звукопроизношение – это действительно норма до 5 лет.

Также логопед советует немедленно показать ребенка челюстно-лицевому хирургу и логопеду, если вы заметили, что малыш не может жевать твердую пищу, у него вялые губы, часто приоткрыт рот, вываливается язык или подтекает слюна. Слабость жевательных мышц непременно приведет к проблемам речевого аппарата в целом.

- Чтобы укрепить жевательные мышцы, как можно чаще давайте ребенку грызть яблоки с кожурой, морковку, огурцы, сушки – любую твердую пищу, - советует Розалия Бурханова.


Вместо просмотра мультиков почитайте вместе с ребенком книжку Фото: Олег РУКАВИЦЫН

К КАКИМ СПЕЦИАЛИСТАМ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ

Если ваш родительский инстинкт подсказывает, что с ребенком что-то не так, в первую очередь, стоит обращаться к неврологу, а если есть возможность – к психоневрологу. Он назначит все необходимые обследования, включая КТ, МРТ и ЭЭГ головного мозга, при необходимости назначит медикаментозное лечение. Обязательно стоит посетить отоларинголога и сурдолога, чтобы исключить проблемы со слухом. Если есть проблемы ортодонтического характера, запишитесь на консультацию к челюстно-лицевому хирургу. Также обязательно стоит проконсультироваться с психологом и психиатром, который и ставит все диагнозы. Только после полноценного обследования начинается работа с логопедом или логопедом-дефектологом.

- Что касается вопроса, чья помощь требуется – логопеда или логопеда-дефектолога, тут все просто. Если проблема только в произношении звуков (дислалия), достаточно будет занятий у логопеда. Но если есть проблема в восприятии речи, нарушение внимания, усидчивости – то нужно заниматься именно с логопедом-дефектологом, - уточнила Розалия Бурханова.


Проблема с речью может вылиться в серьезные проблемы в школе Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ ОЖИДАТЬ ПЛОХО ГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА В БУДУЩЕМ

Речь ведет мышление, и если ребенок будет плохо говорить, его словарный запас будет скуден, то даже при первично-сохраненном интеллекте проблем не избежать. Начиная с детского сада, плохо говорящий ребенок может столкнуться с насмешками сверстников. В школьном возрасте проблема усугубиться: одноклассники могут издеваться и передразнивать ребенка, а если и учитель будет подчеркивать речевые недостатки, ребенок может замкнуться и комплексовать. Плюс не избежать проблем с письменной и устной речью, запоминанием учебного материала, выражением своих мыслей и т.д.

Конечно, всех родителей волнует вопрос: где будет учиться их ребенок, который плохо говорит. Дети с легкими нарушениями речи учатся в обычных школах, в обычных классах, параллельно занимаясь с логопедом. Если речевые проблемы серьезные, есть нарушения мозговой деятельности, то после прохождения психолого-медико-педагогической экспертизы ( ПМПК ) ребенка могут отправить на обучение в школу 8 вида (коррекционную). После окончания такой школы многие поступают в колледжи и получают достойную рабочую профессию.

ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЗАНЯТИЯХ С ЛОГОПЕДОМ

1. Как долго нужно заниматься с логопедом?

Количество занятий зависит от тяжести речевых нарушений. Если у ребенка серьезные проблемы с речью, то с логопедом нужно заниматься три раза в неделю, а дома каждый день! Вас попросят завести тетрадь, в которую логопед запишет задания – артикуляционная и дыхательная гимнастика, упражнения на звуки – все это нужно выполнять каждый день! Именно от этого зависит успех занятий и их продолжительность.

2. Как проходит занятие?

Как правило, занятие начинается с логопедического массажа, который дает отличный эффект практически при всех видах речевых нарушений. Обязательно проводится артикуляционная гимнастика для языка, губ и щек, а также дыхательная, мимическая и пальчиковая гимнастика. Для коррекции звукопроизношения проводится целый комплекс упражнений. Не забывает логопед о подвижных играх и звуковой зарядке, чтобы ребенок не уставал.

- Длительность занятий зависит от возраста, ведь терпение и усидчивость у трех- и пятилетнего ребенка сильно отличаются. С детьми до 3 лет – занятия проводятся по 30 минут. Пятилетние дети спокойно выдерживают 45-60 минут, - отмечает Розалия Бурханова.

3. Как правильно заниматься дома?

Главное правило – заниматься дома нужно каждый день, но до максимум до 9 вечера. Два часа перед сном ребенок должен просто отдыхать – читать книги, играть в спокойные игры. Никакого телевизора или гаджетов!

- Те же артикуляционную и дыхательную гимнастики можно делать, пока вы едете в машине, сидите в очереди к врачу или на прогулке, - говорит Лариса Пристанская. – Превратите занятие в игру: сделайте вместе с ребенком бумажное оригами и подвесьте на веревочке. Когда ребенок будет проходить мимо, пусть дует на него, это хорошо развивает дыхательный аппарат.


Существует масса методик и пособий по развитию речи. Фото: Евгения Нифонтова

Занятия лучше выполнять перед зеркалом: так ребенок будет видеть, что именно он делает, и все ли у него получается. При этом не нужно сильно давить на ребенка и тем более кричать на него, если что-то не получается, а, успокаивая и подбадривая, добиться правильного результата.


Все можно решить!

Есть много литературы, посвященной вопросам становления речи. Вместе с тем в интернете активно транслируются и псевдонаучные или искаженные факты — и разобраться, где информация правдива, а где нет, бывает нелегко. Для того, чтобы родителям было проще сориентироваться, мы попросили Наталью Ульянову, кандидата психологических наук и игротерапевта, выделить несколько ключевых моментов.

Как понять, есть ли у ребёнка трудности речевого развития?

Прежде всего, необходимо оценить, соответствуют ли освоенные им умения возрастным нормам:

- в пять лет речь ребёнка полностью соответствует языковой норме и с точки зрения грамматики, и в произношении звуков; словарный запас составляет несколько тысяч слов и постоянно пополняется.

Для этого необходимо обследовать ребёнка у оториноларинголога, чтобы проверить, в порядке ли слух, и у невролога, чтобы понять, есть ли у ребёнка органические поражения центральной нервной системы. На этом этапе врач может рекомендовать дополнительную аппаратную диагностику: электроэнцефалографию, нейросонографию, магнитно-резонансную томографию и т. д., чтобы получить более точное представление о состоянии пациента. Следующий шаг — обращение к дефектологу или клиническому психологу для выявления возможных причин задержки формирования речи. Параллельно родители могут получить консультацию логопеда — он подскажет методы и техники, которые можно использовать в процессе коррекции, или предложит записать ребёнка на специальные занятия.

Какими бывают нарушения речевого развития?

Существует достаточно много различных нарушений речи, и даже опытному специалисту не всегда удаётся сразу поставить ребёнку точный диагноз. Приведём самую общую классификацию таких нарушений.

Прежде всего, проблемы развития речи могут быть первичными и вторичными. К первичным относится поражение органов, непосредственно отвечающих за речь: слухового или артикуляционного аппарата или определенных участков коры головного мозга. Вторичные нарушения возникают вследствие проблем социального развития (например, пребывания в условиях детского дома с раннего возраста).

Среди первичных нарушений наиболее часто встречаются следующие:

Алалия — недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения коры больших полушарий. Может быть моторной (ребенок понимает, что ему сказали, но говорить сам не может), сенсорной (с произношением трудностей нет, но смысл слов остается непонятым) или сенсомоторной, т. е. включающей в себя обе стороны проблемы.

Афазия — утрата речи после трехлетнего возраста ребёнка в результате травм или болезней. Так же, как и алалия, может быть сенсорной, моторной или смешанной.

Общее недоразвитие речи — недостаточная сформированность всех систем, участвующих в освоении языка и общении.

Большая часть этих проблем поддается коррекции, то есть может быть частично или полностью решена в результате специальных занятий. Рекомендации по медикаментозной или психолого-педагогической поддержке ребенка всегда носят индивидуальный характер. Родителям важно помнить, что давать их может только профильный специалист и только после личной встречи и проведения диагностики малыша.

Можно ли предотвратить нарушение речевого развития ребёнка?

И да, и нет. Да — потому что речь, как и другие высшие психические функции человека, формируется в процессе непосредственного общения ребёнка со взрослым. Поскольку закладывается она практически с самого рождения малыша, очень важно говорить с младенцем с первых дней жизни, соблюдая при этом несколько несложных рекомендаций:

- активно общаться с ребёнком, обращаться к нему, называть по имени, комментировать его и свои действия и т. д.;

- не превращать свою речь в монолог, делать паузы и давать ребенку возможность ответить на обращения взрослых на доступном ему уровне;

- задавать вопросы, постепенно переходя от простых к более сложным;

- помогать ребёнку правильно сформулировать фразы, если самому это сделать ещё трудно;

- вместе с малышом радоваться его успехам, отмечать новые слова, освоенные навыки, совершённые достижения, и т. д.

Что делать, если у ребенка выявлено нарушение развития речи?

Вместе со специалистами нужно составить план занятий и согласовать последовательность применения разных видов терапии (в зависимости от ситуации, ребёнку могут быть рекомендованы, например, биоакустическая коррекция, томатис, логопедические упражнения и массаж и т. д.). И самое сложное, но и самое важное — последовательно и планомерно претворять план в жизнь, внимательно отслеживая реакции малыша и при необходимости корректируя программу.

И, конечно же, нужно помнить, что все усилия прилагаются не зря. Иногда это бывает трудно, иногда — невыносимо и беспросветно, а в самые сложные моменты руки могут просто опускаться. Но всё-таки родительская любовь и готовность искать наилучший способ помочь собственному ребенку обязательно сделают любую проблему преодолимой!

Читайте также: