История рака в россии


Онкология (греч. oncos – опухоль, logos – наука, слово) – наука, изучающая причины и механизмы развития опухолевых заболеваний, их клинические признаки, профилактику, диагностику и лечение.

История онкологии началась с давних времен. Во время изучения рукописей древних народов обнаружены описания опухолей различных локализаций, а также методы их лечения. Сейчас эти методы кажутся примитивными и смешными, но стремление лечить эти заболевания заслуживает восхищения. Врачи древности применяли методы прижигания, отрезания опухолей, ампутации конечностей, а также настои, отвары трав и др.

Далее история онкологии получила свое развитие после изобретения микроскопа, а также экспериментов на животных. М. А. Новинский, ветеринарный врач, – основатель экспериментальной онкологии. Он в 1876 году первым в мире произвел перевивку раковых опухолей щенкам от взрослых собак. В последующем этим занимались многие ученые в России и за рубежом. В результате этих экспериментов были получены важнейшие данные об автономности опухолей, их развитии, морфологии, лечении. Современные ученые–онкологи также широко применяют методы экспериментальной онкологии, которые были заложены в самом ее начале.

История онкологии помнит наблюдения П. Потта, английского хирурга, описавшего в 1775 году профессиональный рак у трубочистов (рак кожи мошонки, явившийся результатом постоянного загрязнения ее продуктами горения, сажей. Канцерогенами оказались полициклические ароматические углеводороды (например, бензапирен), как показали дальнейшие исследования. А. Лакассань в 1932 году доказал возможность развития некоторых опухолей под действием большого количества женских половых гормонов.

Еще одним важным этапом в истории развития онкологии было открытие Раусом вирусной природы опухолей (сарком) у куриц. Эти исследования положили начало вирусной теории рака. Эксперименты на животных выявили, что ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, а также радиоактивные вещества обладают канцерогенным действием.

История онкологии в России в 20 веке началась с открытия в 1903 году в Москве Института для лечения опухолей им. Морозовых.

В 1951 году построен Институт экспериментальной и клинической онкологии, в настоящее время Онкологический научный центр им. Н. Н. Блохина РАМН.

В начале века для лечения раковых заболеваний уже использовались хирургические, лекарственные и лучевые методы лечения (препараты радия).

С 1965 года институт для лечения опухолей им. Морозовых называется Московским научно–исследовательским онкологическим институтом им. П. А. Герцена. В стенах института академик Зильбер Л. А. разработал вирусно–генетическую теорию происхождения рака; академик Петерсон Б. Е. исследовал диагностику и лечение малых форм рака.

На его базе функционируют Российский республиканский центр физических методов лечения, Российский Центр лечения хронического болевого синдрома, проводятся клинические испытания новых лекарств (противоопухолевых, анальгетиков и др.), а также медицинской техники.

НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова руководит онкологической службой. В 1948 году введены профилактические осмотры населения с формированием групп риска заболевания раковыми заболеваниями. Сейчас институт занимается: исследованием различных факторов риска возникновения и развития злокачественных опухолей, изучением канцерогенеза, разработкой и внедрением новых эффективных лекарств и технологических методов, а также использованием новых методов лечения опухолей. Исследуются методы эндоскопического лечения опухолевых заболеваний. Выполняются органосохраняющие, щадящие операции. Институт является членом Международного противоракового союза.

Также существуют Ростовский НИИ онкологии и НИИ онкологии Томского научного центра Сибирского отделения РАМН, Медицинский радиологический научный центр РАМН, Центральный научно–исследовательский рентгенорадиологический институт, Российский научный центр рентгенорадиологии.

В 1954 года создано Всесоюзное научное общество онкологов, с 1991 года Общество онкологов России.

Главная ≫ Инфотека ≫ Биология ≫ Медицина ≫ История онкологических заболеваний

По сохранившимся останкам динозавров выяснилось, что доисторические гиганты нередко страдали от онкологии. Так, например, у одного из скелетов были обнаружены следы метастаз. Правда, по частоте случаев онкология была не слишком частым явлением у доисторических ящеров — на 708 останков был выявлен всего один случай больного животного. И это вполне соответствует современной статистике заболеваемости четвероногих. При этом учёные определили, что такое заболевание, как рак, в ходе эволюции не претерпело практически никаких изменений.

Естественно, человек также был подвержен такому грозному заболеванию. Причём о причинах развития подобной патологии до сих пор ничего доподлинно не известно. Часть учёных и современных медиков винят разные канцерогены, другие списывают проблему на экологию, третьи — приверженцы теории стрессовой природы онкологии.

Симптомы онкологии у людей были известны ещё 5000 лет назад. Археологи обнаружили останки древнего человека в 1992 году, когда проводили раскопки на берегу Ангары — крупнейшего правого притока Енисея. На момент смерти человеку исполнилось 35-45 лет. Странные повреждения были обнаружены на черепе, ребрах, позвоночнике и других костях. Эти повреждения были похожи на ткань, изъеденную молью. При участии специалистов из России, Канады и США было проведено комплексное исследование, которое, кроме прочего, включало радиографический анализ. Оказалось, что собирателя Бронзового века поразила метастазная карцинома. Иными словами, человек страдал раковой опухолью простаты или легкого. Опухоль распространилась по всему телу, что и привело к смерти.

Наблюдения, которые проводились дальше, опирались на визуальные осмотры. А Парацельс — швейцарский алхимик и врач — предлагал использовать для лучшего понимания природы рака идеи алхимии. Ему казалось, что суть проблемы стоит искать в ожоговых поражениях тела. После изучения обгорелых тканей он пришёл к выводу, что злокачественные клетки вызываются избытком минеральных солей в крови. Теория была довольно нескладной и часто подвергалась осмеянию. При этом она давала довольно-таки мало представления об истиной природе появления опухолей.

Ясность наступила в XVIII веке, когда французский врач Анри Франсуа Ле Дран, будучи хирургом и изучая опухоли на практике, отметил, что онкология может возникнуть как локальная опухоль, которая легко распространяется посредством лимфы. Когда она распространяется на участки, находящиеся в отдалении от основной опухоли, появляются отдельные островки поражений, называемые метастазами. Причём рак прогрессирует шаг за шагом, начинаясь как местная органическая болезнь.

Далее уже оставалось только одно — определить природу развития болезни. Так, например, итальянский врач Барнардино Рамаззини в XVIII веке проводил исследование и отметил, что у монахинь одного из монастырей не встречается рак шейки матки, но при этом распространён рак груди. Лекарь пришёл к парадоксальным выводам, что первый вид недуга отсутствует из-за обета безбрачия, а второй появляется из-за ношения тесной одежды.

В 1904 году в России известным российским врачом Альбертом Браунштейном была создана первая в мире лаборатория, которая помогала изучать штаммы опухолей. Тогда же была открыта в стране и первая лечебница, специализировавшаяся на лечении раковых больных. Построена она была на средства меценатов. Сегодня эта клиника известна как Московский онкологический институт имени П. А. Герцена.

Активный толчок развития и приведение изучения онкологии к современному уровню дали открытие онкоиммунологии и онтогенетики. Правда, и они не смогли дать единый ответ на основной вопрос — что именно становится причиной роста опухолей. Но, несмотря на это, такие дисциплины позволяют успешно лечить людей и делают так, что онкология сегодня уже не является приговором.

Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке или созданная музыкантами из России. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием мировой, прежде всего западно-европейской и американской рок-музыки.

Русский рок — собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала в СССР, затем в России и странах СНГ различными музыкантами и группами.

После XVI Олимпийских игр в Мельбурне 1956-го года в СССР начал проникать rock-n-roll. Большей частью это была музыка Билла Хейлей, Ферри Ли Льюиса и многих других монстров западного рока. В то время многие пытались гадать, долго ли продержится увлечение этой странной музыкой. Ходило мнение, что скоро рок-н-ролл отомрет, а на смену ему придет что-нибудь еще более дурацкое. Впоследствии стало понятно, так просто рок-н-ролл не уйдет, да и кто бы мог подумать, что он ляжет в основу такого масштабного течения, как РУССКИЙ РОК.

На группы русского рока оказали большое влияние также русские авторские песни (самое большое Владимир Высоцкий), исполняемая обычно под акустическую гитару.

Песни Макаревича звучали повсюду, от пионерских лагерей до ресторанов. После Макаревича прямое копирование западных образцов было для уважающей себя группы невозможным. Поэт, как в зеркале, отражает человеческую жизнь и позволяет увидеть то, что без зеркала незаметно – например, досадные ошибки, которые люди вновь и вновь совершают.

Ансамбль, которому было суждено войти в историю как "Машина Времени", до этого вообще никак не назывался, а в состав входили 2 гитары (Андрей Макаревич и Михаил Яшин), и две девочки (Лариса Кашперко и Нина Баранова), которые пели англо-американские песни.

По настоящему все началось в 1968 году, когда Андрей Макаревич впервые услышал "Beatles". Затем в их класс пришли двое новеньких ребят: Юра Борзов и Игорь Мазаев, которые и влились в состав новоявленной группы "The Kids". Первый состав группы "The Kids" был приблизительно таков: Андрей Макаревич, Игорь Мазаев, Юрий Борзов, Александр Иванов и Павел Рубен. Еще одним был друг детства Борзова, Сергей Кавагое, по настоянию которого и были уволены девочки-певуньи. Через некоторое время записывается первый альбом группы "Машина Времени" (изначально планировавшейся как "МашинЫ Времени", т.е. во множественном числе). Альбом состоял из одиннадцати песен на английском языке. Техника записи не отличалась сложностью - в центре комнаты стоял магнитофон с микрофоном, а перед ним члены группы. Увы, ныне эта легендарная запись утеряна.

Урал и Свердловск (Екатеринбург). В 1980-х был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: Урфин Джюс (Александр Пантыкин), Наутилус Помпилиус (Вячеслав Бутусов), Чайф (Владимир Шахрин), Настя, Агата Кристи, Апрельский марш. Свердловская рок-тусовка была относительно узкой и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 1970-х годов (в т.ч. психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок. Единственной свердловской рок-группой, в 1980-е добившейся всесоюзной популярности, был "Наутилус Помпилиус", тексты которого были ориентированы на массового слушателя.

Сибирь: Гражданская оборона (Егор Летов), Калинов мост (Дмитрий Ревякин), Янка Дягилева. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 1980-е годы было представлено практически исключительно направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок имел куда менее подражательный характер, чем творчество питерских и московских музыкантов и представляет собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодежную субкультуру этого десятилетия.

Уже в 70-х и 80-х годах в рок музыке было зерно истинного искусства, но было еще и много шелухи, которая не давала возможности глубже понять суть рока.

Понять всю глубину песен того времени (да пожалуй, и теперешних) можно было разными способами, но не все из них были простыми, а порой ими вообще нельзя было достигнуть результата. Например, можно было вчитываться в тексты песен, просматривать критические очерки, но из этого очень часто ничего хорошего не выходило, потому что тексты, на первый взгляд казались глупыми, а критика подчас слишком субъективна. Все-таки послушать музыку или сходить на концерт значительно эффективнее оказывает воздействие на сознание, а вернее сказать на подсознание человека. Сочетание музыки, голосов, ритма, цвета, слов, наконец, самого вида музыкантов (на концерте), делающих свое дело в экстатическом, изматывающем тело и душу напряжении, - все это покоряло (или подавляло).

Одним из предвестников грядущих времен (хотя и не ярко выраженным) можно считать Ленинградский рок-клуб, бурная и веселая жизнь которого начиналась в то время.

Впрочем, никто не думал, что клуб ленинградских рокеров предвосхищает какие-то перемены в государстве и то, о чем поют со сцены самодеятельные рок музыканты, через несколько лет можно будет прочесть в центральной прессе.

Тогда создание рок-клуба выглядело, скорее, итогом долгой и изнурительной борьбы рокеров за существование.

Само создание рок-клуба явилось точкой сосредоточения двух противоположных устремлений – устремления молодых музыкантов к каким-то организационным формам, позволяющим хоть как-то профессионально существовать (иметь оплачиваемые концерты, возможность записываться, приобретать инструменты и аппаратуру), и устремления государственных учреждений держать под контролем эту стихийную, плохо организованную массу.

Обе стороны отстаивали свои интересы, обеим приходилось идти на компромисс.

Крупным мероприятием Ленинградского рок-клуба стал первый в стране смотр-конкурс самодеятельных групп. К первому туру конкурса было допущено около сорока групп, зарегистрированных в рок-клубе. Пятнадцать лучших были отобраны на второй тур. Семь стали лауреатами.

Лауреатский концерт смотр проходил в Ленинградском Дворце молодежи при большом стечении публики. Каждая из семи групп-победительныц представила развернутую программу минут на сорок, что составляет среднюю продолжительность звучания альбома.

Группа ЗООПАРК не попала в число призеров конкурса, но Михаилу Науменко (Майк), лидеру команды, был вручен специальный диплом за лучшие тексты.

Сама же группа ЗООПАРК образовалась осенью 1980 г., когда М. Науменко создал собственную группу, которая дебютировала в феврале 1981 г. на одной из пригородных танцплощадок. Музыкальная ориентация ЗОО на рок-н-ролл и ритм-энд-блюз с тех пор не претерпела изменений.

Надо восстановить историческую справедливость и рассказать о трех женщинах, от которых в те времена зависела если не судьба ленинградской рок-культуры, то судьба рок-клуба, как ее центра. Сейчас многим кажется, что рокеры пробились сами, вопреки всем препонам. Нет, им помогали, в том числе и те, кого они по должности считали врагами.

А. А. Иванова не входила в жюри фестивалей, однако, мы не сомневаемся, что ей приходилось отдуваться в верхах и за работу жюри.

Дом самодеятельного творчества имел в своей структуре и штатные единицы, непосредственно отвечающие за деятельность рок-клуба. Поначалу эту работу по совместительству выполняла заведующая оркестровым отделом Дома, но уже к III фестивалю на должность куратора рок-клуба была назначена Наталья Алексеевна Веселова, а чуть позже появилась и должность, которую заняла Нина Александровна Барановская.

Веселова, как и полагалось ей по фамилии, вела дело весело и бесстрашно. Наверное, на этой тяжелой работе и нужно было обладать легким и беззаботным характером, но часто так получается, что человек, делающий свое дело легко, не удостаивается почета. Так было и в этом случае.

Похоже, что Н. Барановской жилось, как на вулкане, тем более что она прекрасно знала тексты, которые при всем желании залитовать не могла и которые при всем желании залитовать не могла и которые все-таки исполнялись время от времени, каждый раз вынуждая ее объясняться с начальством.

Можно сказать, Борзыкин этой акцией фактически отменил литовку, показав ее бессмысленность. Если уж человеку разрешили вообще разрешили выйти на сцену, то он споет, что ему хочется. Литовка превратилась в пустую формальность, и уже на следующем фестивале рокеры пели все без исключения представленные тексты. А Нина Барановская превратилась в заботливую рок-маму, опекающую наиболее скандальных питомцев.

Второй рок-фестиваль запомнился уверенным выступлением АКВАРИУМА и ТАМБУРИНА, который был весьма прохладно встречен публикой; сногсшибательным шоу СТРАННЫХ ИГР, неудачей МАНУФАКТУРЫ; запомнился он и открытиями – ТЕЛЕВИЗОРОМ, СЕКРЕТОМ и КИНО. Группа АЛИСА дебютировала тоже, но еще без Кинчева, в то время вокалистом был Борисов и вторым вокалом Слава Задерий.

Венчала фестиваль ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА, которая выступала вне конкурса. Однако, фестиваль был признан не очень удачным.

Несмотря на то, что II фестиваль обошелся без скандалов, в выше стоящих инстанциях работой жюри остались недовольны. Последовал совет изменить состав, в результате чего на III фестивале не оказалось А. Троицкого, Н. Мейнерта и А. Житинского.

Гвоздем III рок-фестиваля стала АЛИСА. Еще до открытия поползли слухи, что в группе новый человек – некто Константин Кинчев из Москвы. Действительно, в темном зале возникло состояние шока, когда на сцену вышли АЛИСА и загримированный молодой человек в черном, производя руками резкие гипнотические пассы, запел:

С тех пор начался стремительный взлет АЛИСЫ. Сразу же стало ясно, что петь так, как пели они нельзя, запрещено, это противоречит всем идеологическим установкам. Наверное, никто в зале не удивился бы, если бы пение прервал наряд милиции и всех, находящихся на сцене и в зале, отвезли бы в отделение. Но почему? Сейчас это кажется странным. В словах песен не присутствовало прямых политических выпадов, скорее, это были намеки на удушливую атмосферу тех лет. Больше всего потрясала энергетика Кинчева, который доводил зал до состояния, когда в нем вот-вот вспыхнет молния. Этот дар Кинчев не утратил до сих пор. Появление АЛИСЫ связано с расцветом рок-культуры в России, с ее золотым веком. Эта по истине скандальная и прекрасная группа ярко показывает всю скандальность возникновения в России рок-культуры. Когда слушаешь их песни невольно проникаешься энергией и глубиной текста, в старых записях ярко слышится, что текст явно противоречил тогдашним нормам. Становится страшно.

В составе группы за этот период произошел ряд изменений. В 1986 г. группу покинул С. Задерий. Его заменил бас-гитарист П. Самойлов. В 1988 г. на место А. Шаталина и П. Кондратенко были приглашены москвичи И. Чумичкин (гитара) и В. Осинский (клавиши). Эпизодически в составе группы появлялись и другие исполнители.

Теперь о других группах, которые появились или уже существовали во времена тогдашней АЛИСЫ.

Ленинградская группа МАНУФАКТУРА возникла в 1976 г. и на протяжении следующих пяти лет прошла путь, характерный для школьных и студенческих команд. Костяк группы составляли О. Скиба, Д. Матковский, А. Ушаков.

После возвращения из армии Скибы и Матковского возрождения группы не произошло. Зато бывшие участники проекта организовали свои достаточно популярные в то время группы.

Первое выступление СТРАННЫХ ИГР состоялось 6 марта 1982 г. в ДК имени Ленсовета в качестве разогревающей группы перед АКВАРИУМОМ. Организатором группы был Александр Давыдов.

На I фестивале группа получила приз зрительских симпатий. СТРАННЫЕ ИГРЫ первыми в советском роке взяли на вооружение новые музыкальные формы, соотнесли их с внешним видом и манерой сценического поведения, а также с содержанием текстов, взятых из переводных сборников французских поэтов XX века.

В начале 1984 г. Давыдов и клавишник – Куликовских покинули группу, и выступление СТРАННЫХ ИГР на II фестивале было не очень удачным, несмотря на обилие сценических эффектов. Последним выступлением группы стали концерты III фестиваля. После чего, выпустив два альбома, команда распалась на две самостоятельные группы: АВИА и ИГРЫ. Для многих групп 70-х такая судьба была фактически правилом.

Первый состав группы ТАМБУРИН был набран гитаристом и автором песен Владимиром Леви в начале 1983 г. Состав группы выглядел примерно так: Ю. Данилов, М. Логвинов, Д. Филимонов и, совмещавший игру в ТАМБУРИНЕ с игрой в других группах (АКВАРИУМЕ и других), А. Кондрашкин.

ТАМБУРИН блестяще выступил на I фестивале, стал лауреатом и на II, хотя программа практически не претерпела изменений. Перед III фестивалем группа поменяла состав, выступление было принято весьма прохладно. После этого выступления ТАМБУРИН фактически сошел с рок-клубовской сцены, продолжая концертно-гастрольное существование.

На приведенных выше примерах ярко видно насколько высок для тогдашних фанатов был культ личности в любимой группе. Как только менялся состав происходил резкий переворот в отношении к самой группе. АЛИСА выиграла на перемене, а ТАМБУРИН, СТРАННЫЕ ИГРЫ и многие другие проиграли.

Могло сложиться впечатление, что рок-культура процветала только в Ленинграде, но это далеко не так. Действительно, зародилась рок-культура именно там, но развивалась практически повсеместно. Так что надо закончить разговор о Ленинграде еще одной историей.

АКВАРИУМ был создан в июле 1972 г. студентом ЛГУ Борисом Гребенщиковым и молодым литератором Анатолием Гуницким.

Группа выступала с концертами, сотрудничала с экспериментальным студенческим театром ЛГУ, принимала участие в праздновании традиционных Дней музыки БИТЛЗ, выезжала на рок-фестивали во многие города союза.

В 1981 г. АКВАРИУМ стал членом Ленинградского рок-клуба и принимал участие в первых пяти рок-фестивалях.

В апреле 1988 г. Гребенщиков заключил долгосрочный контракт с американской компанией Си-би-эс на выпуск ряда альбомов в США. В июне 1988 г. АКВАРИУМ посетил с концертами Канаду.

Далее речь пойдет также о Москве, Свердловске, как о крупных центрах рок-культуры и других более мелких очагах ее возникновения.

Начнем с МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, хотя говорилось о ней уже многое. Группа возникла на рубеже 1968-1969 гг., в то время ее участники еще учились в школе. По началу в репертуар входили только песни БИТЛЗ, но вскоре появились и свои, написанные по-русски.

С 1976 г., когда МАШИНА занимает первое место на фестивале в Таллинне и знакомиться с АКВАРИУМОМ, начинаются регулярные приезды в Ленинград и концерты с ленинградскими группами. Состав группы постоянно изменялся, но это не оказывало влияния на ее популярность.

Далее о лауреате нескольких фестивалей Юрии Наумове. Он родился в 1962 г., после окончания средней школы поступил в Новосибирский медицинский институт, из которого ушел, не доучившись всего полгода.

В двенадцать лет он впервые взял в руки гитару и стал учиться играть. После 1982 г. Юрий покидает Новосибирск и обосновывается в Ленинграде, где 1987 г. становится членом Ленинградского рок-клуба.

Блестящая самобытная техника игры на гитаре, изощренные тексты песен-баллад, где широко используется игра рифм, привлекла внимание любителей. Наумовым была создана группа ПРОХОДНОЙ ДВОР.

Ленинградская группа ДЖУНГЛИ начинала в 1981 – 1982 гг. как хард-роковая группа, но вскоре стала легче. Первое же выступление на фестивале ЛРК в 1984 г. принесло ДЖУНГЛЯМ звание лауреата, два гитариста были признаны лучшими.

ДЖУНГЛИ с успехом выступали на всех последующих фестивалях, меняя состав и демонстрируя непрестанный музыкальный поиск.

Группа активно гастролировала за границей. В 1993-1995 гг. состоялся грандиозный тур по Европе, причиной которого явилось отсутствие финансирования в России.

ДДТ произвели сенсацию на VI Ленинградском фестивале, позднее с триумфом участвовал в фестивалях в Подольске, Черноголовке и др. В 1988-1989 гг. группа приобрела широкую всесоюзную известность, ее песни неоднократно звучали по ЦТ, радио, использовались в кинофильмах.

И вот московская группа ЗВУКИ МУ. Ее лидер Петр Мамонов выступал с сольными концертами с конца 70-х гг. В начале 80-х вместе со своим братом А. Бортничуком и бывшим одноклассником А. Липницким создал группу, которая долгое время выступала от случая к случаю. Расцвет ЗВУКОВ связан с вступлением в Московскую рок-лабораторию, последовавшим осенью 1985 г. В конце 80-х группа гастролировала за границей, где сотрудничала с Брайаном Ино. В 1989 г. вышел их совместный альбом. В октябре того же года П. Мамонов объявил о роспуске группы.

Выход рок-музыки на широкую эстраду, на телеэкраны, радио, площади состоялся в середине (конце) 80-х гг. Эта сфера духовной жизни общества стала весьма заметной для людей других поколений, другой общественной ориентации.

Еще одна группа Ленинградского рок-клуба. КИНО организовалась осенью 1981 г. и поначалу называлась ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ. В первом ее составе кроме В. Цоя играли гитарист А. Рыбин и барабанщик О. Валинский. Вскоре барабанщик отпал, и группа начала работу как акустический парный дуэт под названием КИНО.

Песни Цоя привлекли внимание Б. Гребенщикова, который стал продюсером первого альбома. Состав группы стал постоянно меняться: появлялись гитаристы из других групп.

К сожалению, в начале 90-х погиб В. Цой. Группа распалась, но популярность ее не растерялась до сих пор.

Группа крови на рукаве,
Мой порядковый номер – на рукаве.
Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне
Не остаться в этой траве,
Не остаться в этой траве…

Название НАУТИЛУС появилось только в 1982 г., когда группа пополнилась лидер-гитаристом А. Садновым. В 1985 г. добавилось второе слово – ПОМПИЛИУС, чтобы избежать путаницы с московской командой НАУТИЛУС.

Круговая порука мажет, как копоть,
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть,
Я ищу глаза, а чувствую взгляд,
Где выше голов находиться зад,
За красным восходом розовый закат…

В русском роке очень не распространен был женский вокал, но есть и исключения. Настя Полева из Свердловска, которая вышла на сцену как рок-певица в 1986 г. Постепенно вокруг нее организовался коллектив, который составил группу НАСТЯ. Эта команда никогда не была супер-популярна, но существует до сих пор.

С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта.

Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 1980-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям. Прежде всего выделяются три крупнейших центра русского рока — Ленинград (Санкт-Петербург), Москва и Свердловск (Екатеринбург)

С середины двухтысячных годов протестная тематика снова зазвучала в русском роке. Однако единственной группой достигшей определенного коммерческого успеха оставалась лишь Lumen, в то время как остальные группы были мало известны публике. Но политический и философский уклон песен набирал обороты и с 2008 года начинает появляться целый пласт групп, играющих в этой тематике, такие как Louna, РабФак, Веселый Роджер, Icecreamoff, Adaen, Де-факто и другие.

Пожалуй, закончить надо тем, что постепенно рок-культура вернется на прежний уровень. Нигде не начинаешь понимать рок-музыку так хорошо, как на концерте, энергетика зала захватывает полностью, что-то в человеке меняется. Я это проверил на себе. Уровень концертов поднялся до высококлассных шоу.

Онкология — учение об опухолях, предупреждении их роста и лечении. С общенаучной точки зрения дать определение, что такое опухоль, до сих пор никому не удалось.

Истоки учения о злокачественных новообразованиях восходят к глубокой древности.

Человечество на протяжении всей своей истории сталкива­лось с онкологическими заболеваниями. Наука располагает фактами, которые подтверждают существование злокачествен­ных опухолей у наших далеких предков. Так, изучение остан­ков древних египтян в Некрополе, расположенном вблизи Гизы, показало, что около 5 тыс. лет назад (2700 лет до н. э.) встречались костные опухоли. Упоминание о злокачественных опухолях находят в первых письменных документах Индии, Египта, Китая.

Цельс (30 г. до п. э.— 38 г. н. э.) впервые описал метастазы рака молочной железы в регионарные лимфатические узлы. Гален (131—203 г. п. э.) указывал на частые поражения раком не покрытых одеждой частей тела — кожи, губы и, кроме того, опи­сал рак молочной железы, матки и прямой кишки. В отношении причин возникновения опухолей Гален придерживался взглядов Гиппократа. В XVIJ ст. Декарт высказал предположение, что опу­холи возникают вследствие уплотнения и коагуляции лимфы. Это предположение основывалось па знании механизмов крово-и лим­фообращения, открытых Гарвеем (1628) и Мальпигием (1651). Толь­ко примерно через 100 лет Понтер (1728—1794) высказал мнение, что большинство опухолей возникает вследствие травмы.

Сотрудник и ученик Вирхова Конгейм выдвинул теорию про­исхождения опухолей, согласно которой зачатком опухоли служат оставшиеся неиспользованными при развитии органов островки зародышевых клеток. При ослаблении функций организма эти ос­тровки начинают усиленно размножаться, давая начало клини­ческому развитию опухоли.

Эти работы оказали большое влияние на развитие онкологии в России. Научная мысль русских ученых развивалась во многих теоретических и клинических направлениях весьма оригинально и самобытно. Передовые идеи русских ученых разделяли ученые других стран и способствовали развитию мировой науки. Так, ра­боты П. И. Кубасова (1889), Д. И. Ивановского (1892), В. В. Подвысоцкого (1908), И. И. Мечникова (1910) положили начало вирус­ной теории возникновения опухолей.

В 1370 г. М. М. Руднев впервые обнаружил амебовидное дви­жение опухолевых клеток. Это открытие позволило предположить, а в дальнейшем и доказать возможность перевивки опухоли. Од­новременно с этим он доказал также, что для успешной перевивки опухолей необходимо использовать животных одного вида, а ис­ходным материалом для перевивки должен быть небольшой кусо­чек живой ткани. Ученик М. М. Руднева ветеринарный врач Ме­дико-хирургической академии М. А. Новинский впервые на собаках осуществил перевивку саркомы. Его диссертация (1877) оказала огромное влияние на развитие экспериментальной онкологии во всем мире. Исследования М. М. Руднева и М. А. Но­винского дают полное основание считать их родоначальниками экспериментальной онкологии. Методы М. М. Руднева и М. А. Но­винского в настоящее время широко применяют во всех лабора­ториях мира, а перевивки опухолей осуществляют на млекопитаю­щих, птицах, пресмыкающихся и других видах животных.

И. И. Мечников (1883) и независимо от него В. К. Высокович (1885—1886) открыли явление фагоцитоза и заложили основы учения о ретикулоэндотелиальной системе. Большой вклад в раз­витие этого учения внесли Н. Н. Аничков (1930), А. А. Заварзин (1953), А. А. Богомолец и ряд других ученых. А. А. Бого­молец и его школа детально изучили функции ретикулоэндотелиаль­ной системы при опухолях и других заболеваниях, что послужило основой учения о системе соединительной ткани. На основе этого учения А. А. Богомолец разработал метод стимуляции соединитель­ной ткани при помощи специфической иммуносыворотки — АЦС.

В 1904 г. А. П. Браунштейн создал первую в России лаборато­рию по исследованию штаммов опухолей. Изучая обменные процес­сы в клетках организма и в опухолях, Д. В. Ненюков и В. М. Зыков (1911) впервые установили понижение окислитель­ных процессов в опухолевой клетке, которое в 1924 г. подтвердил Варбург.

Огромен вклад в развитие онкологии К. П. Улезко-Строгановой, работы которой посвящены роли соединительной ткани в воз­никновении опухолей (1907), регенеративных и пролиферативиых процессов в генезе опухолей (1911), изучению предраковых состоя­ний (1914—1916 ) и т. д.

В двадцатых годах нашего столетия началось успешное изуче­ние влияния желез внутренней секреции на развитие злока­чественных новообразований (В. А. Оппель, П. А. Кучеренко и др.) В это же время интенсивно изучаются цитологические методы диагностики опухолей, основанные на обнаружении клеточных эле­ментов в пунктатах опухолей.

М. Л. Кнобх, согласно учению Гиппократа, различал рак скры­тый и изъязвляющийся. Он отстаивал право хирургии быть рав­ной другим отраслям медицины, что было созвучно передовым идеям XVIII в., поскольку в феодальную эпоху хирургия рассмат­ривалась как ремесло, а не как наука.

В XIX в. клиническая онкология в России начинает быстро раз­виваться. Клиницисты, в основном хирурги, разрабатывают новые главы онкологии — операции на молочной железе, пищеводе, же­лудке, легких, толстой и прямой кишке. Отечественные хирурги внесли неоценимый вклад в развитие мировой онкологии, и мно­гие из них были пионерами в разработке объемов оперативных вмешательств, доступов к органам, методик оперативных вмеша­тельств.

Так, еще в 1806 г. Я. В. Виллис рекомендовал при раке мо­лочной железы удалять всю железу с частью большой грудной мышцы. И. Ф. Буш (1807) считал, что удалять молочную железу необходимо заблаговременно, когда железа еще подвижна и когда еще нет распространения рака на регионарные лимфатические узлы. Ю. Шимановский (1865) рекомендовал одновременно с удалением молочной железы проводить экстирпацию лимфатических узлов, В 1878 г. Н. И. Студийский (значительно раньше Холстеда) разработал метод радикального удаления молочной железы и предло­жил проводить операции в ранних стадиях, пока опухоль малень­кая и лимфатические узлы мало инфильтрированы. Он считал, что операция должна быть произведена с наибольшим удалением жи­ровой клетчатки я кожи, с удалением фасций и мышц, подкрыльцовых и надключичных лимфатических узлов, а при необходимости — с резекцией подключичной вены.

Таким образом, необходимо отметить приоритет отечественных ученых в разработке радикальных операций при раке молочной железы.

С. А. Любинов (1907) и В. П. Вознесенский (1908) провели детальное исследование лимфатической системы этой области, что способствовало разра­ботке более совершенных методов оперативного лечения рака данной локализации. На основании этих исследований Р. X. Ва­нах (1911) разработал и предложил новый вид операции для удаления лимфатических узлов под нижнечелюстной области. Опера­ция Р. X. Банаха прочно вошла в клиники всего мира и широко выполняется в наши дни.

Значительный вклад в развитие хирургии желудка в XIX в. внес М. К. Китаевский (1881), который впервые в России выпол­нил резекцию желудка по поводу рака. В 1888 г. С. В. Калачевский в Одессе произвел резекцию желудка по поводу язвы. В дальнейшем хирургию желудка успешно развивали С. И. Спа­сокукоцкий (1889), Богаевский (1894) и ряд других видных хирургов.

Приоритет в разработке паллиативных методов лечения рака панкреато-дуоденальной области также принадлежит отечествен­ным хирургам. Так, в 1887 г. Н. Д. Монастырский предложил и впервые с успехом выполнил холецистоэнтеростомию при раке головки поджелудочной железы, поэтому нет оснований считать родоначальником этой операции Копплера.

В 1902—1905 гг. А.1 Г. Радзиевский в эксперименте на собаках впервые изучил проблему восходящей инфекции после холецистэктомии и при­шел к выводу, что наложение холецистоеюноанастомоза не пред­ставляет опасности.

Одновременно с Бильротом, однако совершенно самостоятельно приват-доцент Военно-медицинской академии Е. В. Павлов (1886) выполнил радикальную операцию при раке толстой кишки. Большой вклад в разработку вопросов хирургии рака толстой кишки внесли такие крупные хирурги, как А. А. Троянов (1893), Г. А. Гон­чаров (1907) и ряд других ученых.

На XII и XIII съездах русских хирургов программным был вопрос о раке толстой кишки. В 1906 г. вышла диссертация А. В. Крчанова, в которой он пропагандиро­вал одно- и двумоментные операции. В 1911г. И. И. Греков пред­ложил новый вид двумоментной операции при раке толстой кишки. Этот метод и до настоящего времени используется некоторыми хирургами. Много сделали отечественные хирурги и в вопросах хирургии прямой кишки. И. Ф. Гейдигер (1860), А. Д. Кни (1880), А. Г. Подрез (1885), В. Р. Брайцев (1910) разработали различные методики удаления высокорасположенных раков прямой кишки.

Еще в 1842 г. профессор Московского университета хирург В. А. Басов выполнил на собаках гастростомию. Разработка этой операции сыграла очень большую роль в развитии как физиологии, так и хирургии. Она заложила основы изучения физиологии пище­варения (классические опыты И. П. Павлова), используется при различных стенозах пищевода. Эту операцию на человеке впервые в России выполнил Склифосовский (1879), а затем Снеги­рев (1887). Операция В. А. Басова вскоре нашла применение в кли­никах всех стран мира.

В 1888 г. И. И. Насилов предложил принципиально новый ме­тод оперативного подхода к грудной и брюшной частям пищевода, так называемый внеплевральный доступ со стороны спины путем иссечения четырех ребер, уровень резекции которых зависит от уровня поражения пищевода. Метод И. И. Насилова чрезвычайно быстро распространился в передовых клиниках России и странах Европы и сыграл очень большую роль в развитии не только хи­рургии пищевода, но и торакальной хирургии вообще. Вскоре после И. И. Насилова выдающийся русский хирург П. И.Дьяко­нов (1893) также предложил новый виеплевральный доступ к пищеводу посредством тораколапаротомии с резекцией реберной дуги без вскрытия плевры. Хотя этот метод и давал хороший доступ к брюшной части пищевода, однако не всегда можно было сохранить нетронутой плевру. Этот метод не получил широкого распростра­нения, однако показал возможность нового анатомического под­хода к пищеводу и поэтому сыграл положительную роль в разра­ботке новых способов операций на пищеводе и кардии желудка.

Для предупреждения послеоперационного коллапса легкого и смещения средостения В. Д. Добромыслов предложил также про­изводить трахеостомию, вводить в трахею трубку и посредст­вом специальных мехов раздувать легкие, препятствуя их спаде­нию, а после операции — удалять из плевры оставшийся воздух. Эти два предложения нашли широкое применение и в настоящее время используются во всех клиниках мира.

8 января 1898 г. П. И. Дьяконов впервые в России произвел удаление V, VI и VII ребер с резекцией легкого, а в 1901 г. В. М. Чекана сообщил о резекции легкого по поводу саркомы груд­ной клетки, прорастающей в легкое.

Большое значение для развития хирургии пищевода, легких а также пищевого канала имела разработка аппаратов для сши­вания различных органов (ПКС-25 — для сшивания пищевода с кишкой, УКЛ-40 и УКЛ-60 — для ушивания корня легкого, УКБ — для ушивания культи бронха, НЖКА — для наложения желудочно-кишечного анастомоза). Нельзя не отметить важности внедрения в хирургическую практику онкологов электрохирурги­ческих методов при раке прямой кишки, молочной железы и дру­гих локализаций.

Многие труды отечественных и советских ученых посвящены различным методам лечения злокачественных новообразований.

Большое значение и большие перспективы имеет регионарная внутриартериальная химиотерапия посредством инфузии.

Параллельно с химиотерапией развивается и гормонотерапия. Задачей гормонотерапии является нормализация взаимоотношений гормонопродуцирующих органов как один из видов патогенети­ческой терапии. В настоящее время широко применяется эстрогено- и андрогенотерапия, лечение различных опухолей гормонами гипофиза, надпочечных желез и др. Комбинированное применение химиопрепаратов и гормонов значительно повышает терапевти­ческий эффект. Это и является залогом дальнейших успехов раз­вития этих методов лечения.

В годы Советской власти началось успешное сравнительно-патологоанатомическое изучение опухолей, спонтанно развивающихся у различного вида животных. Эти исследования углубляют наши знания о развитии опухолевой болезни. Особенно быстро начали развиваться учение о трансплантации опухолей и работа по вы­ведению ряда новых штаммов опухолей воздействием на живот­ных канцерогенными веществами либо перевивкой спонтанных новообразований. Так, уже в 1927 г. А. М. Кричевский и 3. И. Сительников описали полиморфноклеточную саркому крыс, полу­ченную путем перевивки им меланосаркомы человека, в 1934г. Н. А. Кроткина получила штамм перевивного ороговевающего ра­ка крыс, В. А. Чепурин (1937) получил новую перевивную адевдкарциному. В 1946 г. С. А. Бувайло и соавторы описали штамм опухолей у мышей — МАП, а Ф. 3. Таращанская (1951) — перевивную полиморфноклеточлую саркому крыс. Л. Л. Малю­гина (1954) получила штамм перевивного лимфолейкоза — ЛИО-1. В дальнейшем описывается опухоль крыс — МОП (Л. Л. Малюгина и Э. Я. Смойловская, 1954), остеогенная саркома кролика (А. Ф. Кондратьева, 1956) и др. Многие из этих штаммовых опу­холей прочно вошли в лаборатории Советского Союза и зарубеж­ных стран.

Большое значение для экспериментальной онкологии в изуче­нии опухолевого роста имели исследования развития опухолей in vitro. Значительный вклад в развитие этой части онкологии внесли исследования А. А. Кронтовского (1927), А. Д. Тимофеевского и его учеников (1938—1948). Эти исследования показали возможность дифференциации и деефференциации тканей, т. е. была доказана изменчивость опухоли в зависимости от условий ее существо­вания. Это внесло много нового в понимание биологии опухолевой клетки.

Вскоре после Великой Отечественной войны начались серьез­ные работы по изучению влияния ионизирующей радиации на опу­холевые клетки и ткани. Наиболее ценные исследования прове­дены А. Д. Тимофеевским и А. А. Городецким (1949—1950), кото­рые показали, что под влиянием облучения происходит задержка развития опухолей, последние имеют различную чувствительность к облучению в зависимости от гистологической структуры.

Большие заслуги в разработке методов диагностики заболеваний органов посредством радиоактивных изотопов принадлежат А. П. Виноградову (1947), Н. Н. Зайко (1950), А. А. Городецкому (1953, 1955), Т. П. Сиваченко (1968), В. А. Петрову (1970) и ряду других ученых.

Читайте также: