Иллюстрация к сказке о лисе и раке






Описание презентации по отдельным слайдам:

Лиса говорит раку: - Давай перегоняться! - Что ж, лиса, давай! Начали перегоняться. Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит: - А я уж давно тут тебя жду!

Выберите книгу со скидкой:


Йога на каждый день

350 руб. 239.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. ТРАНСПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. СПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


350 руб. 33.00 руб.


Виды спорта (обучающие карточки)

350 руб. 107.00 руб.


Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь (Обложка с клапанами)

350 руб. 520.00 руб.


Йога Дипика: Прояснение йоги

350 руб. 1160.00 руб.


Мой первый английский. Things that go. Транспорт 7502 РВм19

350 руб. 247.00 руб.


Похудеть и/или выжить: Как получить результат и не испортить здоровье

350 руб. 590.00 руб.


Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария

350 руб. 910.00 руб.


350 руб. 233.00 руб.


Делай ставки, которые делают деньги: Стратегии ставок на спорт

350 руб. 640.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Коломиец Татьяна ВладимировнаНаписать 1940 09.02.2016

Номер материала: ДВ-434908

  • Логопедия, Дефектология
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    09.02.2016 2921
    09.02.2016 501
    09.02.2016 422
    09.02.2016 807
    09.02.2016 776
    09.02.2016 2453
    09.02.2016 610

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Интеграция образовательных областей: коммуникация + познание + физическая культура + художественное творчество + социализация

учить детей связано, последовательно и выразительно пересказывать сказку используя мнемотаблицу.

продолжать учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова (лиса – лисица – лисонька)

согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки;

понимать характер героев

активизировать словарь детей словами: отцепился, самоуверенная, перехитрить, клешня, пресная

закреплять основные приёмы рисования гуашью с помощью трафарета, тычками, используя ватные палочки

развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях

развивать быстроту и ловкость

воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству, аккуратность, самостоятельность, последовательность при работе с красками

воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал

чтение сказок про лису

рассматривание картины с изображением лисы и рака

заучивание и составление загадок

Маски лисы и рака

Трафареты, тычки, ватные палочки, гуашь, альбомные листы, кисти, салфетки, стаканчики с водой

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.

В деревне кур крадёт. (лиса)

Воспитатель: А почему вы думаете, что это лиса? (потому что она рыжая, в лесу живёт, и хвост у неё пушистый)

А какая лиса в сказках? (Хитрая, умная, добрая)

Скажите, а как в сказках называют лису ласково? (Лисичка – сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна)

Ребята, встречали ли вы когда – нибудь лису? (Нет)

Почему? (Потому что она живёт в лесу, лиса - хищник)

Только произнесём её очень тихо.

А теперь чуть громче.

И совсем громко.

Молодцы, ребята. А сейчас отгадайте ещё одну загадку.

Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд. (рак)

Воспитатель: совершенно верно. А где живёт рак? (В реке, в пруду, в озере, глее вода чистая, пресная)

Молодцы, правильно. А как рак передвигается? (Рак ползает по дну очень медленно)

У рака большие и крепкие клешни. Посмотрите на картинку. Как вы думаете, для чего раку нужны клешни? (Что бы защищаться и добывать себе пищу)

Ребята, кто изображён на этой картинке? (Рак и лиса)

Чтение сказки воспитателем.

Воспитатель: Лисавстретила рака и говорит ему:

- Давай с тобой перегоняться!

-Ну, что ж, лиса, давай!

Начали перегоняться. Как только лиса побежала, рак уцепился ей за хвост. Добежала лиса до места, а рак не отцепляется. Обернулась лиса, посмотреть, далеко ли рак ползёт, вильнула хвостом,рак отцепился и говорит:

- А я тебя давно тут жду!

Воспитатель: С кем встретилась лиса? (Лиса встретилась с раком)

Что предложила лиса раку? (Лиса предложила перегоняться)

Рак сразу согласился? (Нет, рак подумал как лису перехитрить)

А что он придумал? (рак уцепился за лисий хвост, а потом отцепился)

Какая лиса в этой сказке? (хитрая, самоуверенная)

Самоуверенная – значит слишком уверенная в себе. А рак? (спокойный, сообразительный, ловкий, умный, хитрый – прехитрый, хитрющий)

Послушайте сказку ещё раз.

Воспитатель: Ребята, давайте перескажем сказку, а помогут нам вот такие таблицы.

Воспитатель вызывает 3 -4 ребят.

Воспитатель: А сейчас поиграем в театр и проинсценируем сказку. Арина будет лисой (надевает маску, Артём – рак (надевает маску, а Лёша будет читать слова автор а.

Инсценируют 2 – 3 раза.

Игра повторяется 2 -3 раза.

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.


Отправили в типографию сборник басен Ивана Крылова с рисунками Евгения Рачева.
Сборников этих басен выходит много, но наш, естественно, будет самый лучший ;))

1) Это большой сборник басен, а не только избранное. Всего в книге 92 басни. Есть и все популярные "Ворона и лисица", "Стрекоза и Муравей", "Квартет". Есть и редкие: "Листы и Корни", "Мирская сходка", "Крестьяне и Река", "Рыбья пляска" и т.д.

2) Рисунки Евгения Рачева. В баснях животные олицетворяют людей, их характеры, их поступки. Кому, как не Евгению Рачеву, который так прекрасно умел очеловечивать зверей в сказках, и делать тогда иллюстрации к басням?

3) Мы не повторяем ни издание 1965 года, ни тонкую книжку 1983. Наша - сделана на их основе, но добавлены иллюстрации, добавлены басни.

4) Евгений Рачев не просто одевает зверей, героев басен, в костюмы, а подчеркивает эпоху, когда создавались эти басни. То есть лисы не в сарафанах, а волки не в кафтанах. Нет, здесь царят мундиры и треуголки эпохи Александра I. И даже знаменитая Мартышка (которая с очками) одета не больше, не меньше, как в чепчик и ампирное платье.

5) Почему именно эпоха Александра I? Иван Крылов писал свои басни по конкретным событиям, о которых мы уже мало помним. Поэтому в наших баснях есть комментарии, где рассказан сюжет, дана подоплека, которая объясняет смысл басни.

6) Замечательная статья самого художника Евгения Рачёва "Художник о баснях"

7) Эти рисунки к басням Рачева очень давно не переиздавались. Была не слишком удачная книга издательства Амфора, которая делалась, по-видимому. без оригиналов и качество получилось не слишком хорошим.



"Для меня интересно передать в рисунке характер — добродушное это животное или жестокое, безобидное или хищное. Изучая облик зверя и его повадки, вдруг неожиданно замечаешь, что он удивительно похож на человека. Очевидно,это сходство и послужило в своё время причиной создания особых жанров литературы — басен и сказок о животных." (Е.Рачёв)




Содержание
Дуб и Трость
Волк на псарне
Раздел
Ворона и Курица
Щука и Кот
Обоз
Чиж и Ёж
Кот и Повар
Булат
Пушки и Паруса
Собачья дружба
Совет Мышей
Заяц на ловле
Любопытный
Лев и Мышь
Волк и Ягнёнок
Лев на ловле
Слон на воеводстве
Гуси
Воспитание Льва
Лев
Вельможа
Квартет
Листы и Корни
Туча
Лебедь, Щука и Рак
Мирская сходка
Крестьяне и Река
Рыбья пляска
Крестьянин и Овца
Медведь у пчёл
Собака и Лошадь
Слон в случае
Тришкин кафтан
Щука
Пастух
Лещи
Пёстрые овцы
Лисица и Сурок
Волки и Овцы
Две собаки
Комар и Пастух
Воронёнок
Зеркало и Обезьяна
Волк и Мышонок
Ворона
Кошка и Соловей
Свинья
Демьянова уха
Парнас
Орёл и Куры
Прохожие и Собаки
Кукушка и Петух
Скворец
Цветы
Осёл и Соловей
Пруд и Река
Стрекоза и Муравей
Белка
Муха и Пчела
Петух и Жемчужное зерно
Трудолюбивый Медведь
Лев и Лисица
Мышь и Крыса
Крестьянин и Работник
Чиж и Голубь
Ворона и Лисица
Пустынник и Медведь
Мартышка и очки
Осёл и Мужик
Лев и Комар
Лисица и Осёл
Волк и Пастухи
Два мужика
Свинья под Дубом
Крестьянин и Змея
Две Бочки
Орёл и Пчела
Слон и Моська
Крестьянин и Разбойник
Волк и Волчонок
Лжец
Синица
Лягушка и Вол
Мельник
Волк и Кот
Волк и Лисица
Ларчик
Лисица и виноград
Крестьянин в беде
Два мальчика
Волк и Журавль


Валерий Каррик.

Сказки-картинки

ЛИСИЦА и ЗАЯЦ.

ВОРОНА и РАК


Государственное Издательство

Лисица и Заяц.


Построил заяц в лесу избушку лубяную, а лисица— ледяную.

Стали жить в соседях, друг ко другу в гости ходить.


Пришла весна. У лисицы изба растаяла, у зайца стоит, как была.

Стала проситься лиса к зайцу:

— Пусти, зайчик, погреться!

Впустил зайчик лису— а та его и выгнала вон.

Идет зайчик, плачет. Навстречу ему волк.

— О чем, зайчик, плачешь?


— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее-то растаяла, она меня выгнала, да и поселилась в

— Не плачь, зайчик, я ее вон выгоню!


Подбежал волк к избушке:

— Как выскочу, как выбегу-

Полетят клочки по заулочкам!


Испугался волк —пустился скорее прочь бежать.

А зайчик опять идет да плачет.

Встречается ему медведь.

— О чем, зайка, плачешь?


— Как же мне не плакать? Построил я избушку лубяную, а

лиса—ледяную. Ее-то растаяла, она меня выгнала, да сама в моей и

— Ну, не плачь, зайчик, я задам лисе трепку, выгоню ее вон!

Подошел медведь к избушке.


— Ступай, лиса, вон!

— Как выскочу, как выпрыгну —

Полетят клочки по заулочкам!


Струсил медведь — бросился бежать, только пятки засверкали.

Идет опять зайка, плачет, горькими слезами обливается.


— О чем, зайка, плачешь?

— Как же мне не плакать? Построил я избушку лубяную, а

лиса —ледяную. У нее-то растаяла— она меня выгнала, да сама в моей

— Не плачь, заинька, я горю помогу!


Подошел петух к избушке да как закричит громким голосом:

Лисе голову снесу!


Лиса испугалась, поджала хвост и убежала прочь.


А зайка так обрадовался, что

начал бить в барабан,


Ворона и рак.


Поймала ворона рака, села на суку над озером и приготовилась есть. А рак и говорит:

— Помню я, ворона, твоих родителей. Славные были птицы!

Ворона говорит: „Угу!"— а рта не раскрывает.


— Хорошие были твои родители, а все не такие, как ты!

Раскрыла ворона рот —рак в воду и свалился.


или-были дед да баба. Однажды и говорит дед бабе: – Ты, баба, пеки пироги, а я поеду на реку за рыбой.

Запряг дед лошадь в сани и поехал.

Сидит дед, ловит рыбу. Бежит мимо лисичка-сестричка. Увидела она деда, захотелось ей полакомиться рыбкой. Не долго думая, лисичка-сестричка забежала вперед по дороге, где должен был проезжать дед, легла, свернувшись калачиком, и прикинулась мертвой.


Лисички на притворство большие мастерицы.

Лежит лисичка-сестричка, одним глазом посматривает: не едет ли дед, а деда нет еще.

Но лисичка терпелива и уж если что задумала, то по-своему сделает. Не возьмет она хитростью, возьмет терпеньем, но на своём всё равно настоит.

А дед на реке знай себе ловит рыбу.

Наловил он целую кадушку рыбы и едет домой; увидал на дороге лисичку-сестричку, слез с воза и подошел к ней, а лисичка и не шевельнется, лежит себе как мертвая.


– Вот будет подарок жене! – обрадовался дед, поднял лисичку, положил на воз, а сам пошел впереди.

А лисичка-сестричка улучила удобную минуту и стала потихоньку выбрасывать из кадушки рыбку за рыбкой, рыбку за рыбкой, выбросала всю рыбу и сама незаметно спрыгнула с саней.


Приехал дед домой.

– Ну, старуха,– говорит дед жене, – и рыбы тебе привез и лисий воротник на шубу.

Старуха обрадовалась, и не столько рыбе, сколько лисьему воротнику.

Спрашивает старуха деда:

– Где ж ты взял воротник?

– На дороге нашел, иди посмотри, там в санях – и рыба и воротник.


Подошла баба к возу – а там ни воротника, ни рыбы.

Давай тут баба бранить мужа:

– Ах ты такой-сякой! Ты еще вздумал смеяться надо мной.

Уж и досталось тут деду! Догадался он, что лисичка-сестричка его обманула, притворившись мертвой; погоревал, погоревал, да уж дела не поправишь.

"Ладно, – думает, – вперед умнее буду".


Лисичка-сестричка тем временем собрала в кучу разбросанную по дороге рыбу, уселась и давай есть. Ест да похваливает:

– Ай да дедушка, какой вкусной рыбки наловил!

А голодный волк тут как тут.


– Дай и мне немного рыбки.

– А ты налови сам и ешь, сколько душе угодно.

– Да я, сестрица, не умею.


– Ну, вот! Ведь я же наловила. Ты, братец, как стемнеет, иди на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: "ловись, рыбка, и большая и маленькая! Ловись, ловись, рыбка, и большая и маленькая!" – рыба сама на хвост и нацепится. Да смотри, не забудь: "и большая и маленькая!", а то если одна большая наловится, пожалуй, и не вытащишь.

– Спасибо, сестрица, за науку – обрадовался глупый волк.


Дождавшись вечера, пошел он на реку, отыскал прорубь, опустил в воду свой хвост и ждет, когда рыба сама ему на хвост нацепится.

А лисичка-сестричка, покончивши с рыбой и отдохнувши, как следует, после сытного обеда, тоже отправилась на реку – посмотреть, что поделывает волк.

Пришла лисичка-сестричка на реку и видит – сидит глупый волк у проруби, опустив свой хвост в воду, сидит, дрожит, от холода зубами щелкает. Вот она и спрашивает волка:

– Ну, что, братец-волк, хорошо ли ловится рыбка? Потяни-ка хвост-то, может, много уж рыбы нацепилось.

Потянул волк из воды свой хвост, видит – ни одной рыбки еще не прицепилось.

– Что бы это значило? – говорит лисичка-сестричка. – Да ты приговаривал ли то, чему я тебя учила?

– Нет, не приговаривал.

– Да я позабыл, что надо приговаривать; все сидел да молчал, рыба-то, знать, поэтому и не шла.

– Эх, какой ты, братец, беспамятный! Надо приговаривать: "ловись, ловись, рыбка, и большая и маленькая!" Уж так и быть, надо помочь тебе. Ну, давай вместе, авось дело-то лучше пойдет.

– Ну, давай, – говорит волк.

– А глубоко ли у тебя, братец, хвост-то опущен?

– Ну, тогда начнем.

И вот начал волк:

– Ловись, ловись, рыбка, все большая, все большая.

А лисичка в то же время:

– Ясни, ясни, небо! Мерзни, мерзни, волчий хвост!

– Ты что, сестрица, говоришь? – спрашивает волк.

– Да я тебе помогаю. – отвечает лисичка-сестричка, а сама все: – Мерзни, мерзни, волчий хвост.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, музыкатерапии, ИКТ-технологий

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, музыкатерапии, ИКТ-технологий

Закреплять умения пересказывать сказку, используя в качестве наглядно
опоры серию сюжетных картин.

Учить связности, последовательности, непрерывности, логичности и выразительности высказывания, умению передавать диалог действующих лиц.

Закреплять умение подбирать прилагательные, давая характеристику героям сказки: лиса - хитрая, умная, ласковая, выдумщица, смышленая, рак - спокойный, ловкий, умный, хитрый.

Воспитывать культуру общения: умение внимательно слушать собеседника,
говорить не громко, не выкрикивать.

Закреплять умение высказывать свое отношение к прочитанному, отвечать на
вопросы полным предложением согласно содержанию текста.

Развивать умение детей произносить предложения с разными интонациями.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением лисы и рака, беседа об их жизни в природе; знакомство с новыми словами: перегоняться (бежать на перегонки, кто быстрее прибежит) .

Воспитатель: - Ребята, давайте послушаем с вами красивую песенку.

Беседа по содержанию сказки

Воспитатель: - Что предложила лиса раку?

- Как об этом можно сказать по-другому? (бежим на перегонки, кто быстрее прибежит)
- Почему лиса предложила раку бегать?
- Рак сразу согласился?
- А что придумал рак?
- Какая лиса в этой сказке? (хитрая, самоуверенная). А рак? (спокойный, ловкий, умный, хитрый)
- Лиса бежала быстро? Давайте покажем, как можно восстановить дыхание после бега (дети делают упражнение на восстановление дыхания).
Воспитатель: - А теперь покажите глазами, как удивилась лиса, увидев рака позади себя (дети делают упражнение для глаз).

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги выше поднимаем,

Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.

А впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

Повторное чтение с установкой на пересказ

Воспитатель: - А сейчас послушайте сказку ещё раз и посмотрите на иллюстрации; они помогут вам рассказать сказку.

Воспитатель: - Ребята, хотела я вам картинки к нашей сказке показать, да вот беда, перепутались они между собой. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку.
Воспитатель: - С чего начиналась сказка? Какая картинка должна быть первой
- Что случилось потом? Какая картинка должна быть следующая.
- Чем закончилась сказка? Какая последняя картинка?

Дети первой команды отбирают части, принадлежащие лисе, а дети второй команды – раку.

Воспитатель: - Наше путешествие подошло к концу. Давайте пройдем на ковер. Скажем волшебные слова: два раза хлопни, три раза топни, вокруг себя обернись, в детском саду очутись!
Рефлексия
Воспитатель: - С какой сказкой познакомились? Что вам больше всего понравилось? Какие были трудности? Чему вас научила сказка? (Эта сказка учит нас быть сообразительными и т. д.)


Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Автор книги: Элла Кац

Текущая страница: 4 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Дети читают вступительную статью о народных сказках, отвечают на вопросы и выполняют задания. Завершается урок заданием 5 (на с. 61 учебника), побуждающим учеников к поиску книги русских народных сказок.

В начале этого урока первоклассники, принёсшие книги любимых сказок с картинками, показывают их товарищам, рассказывают, что нарисовано на одной из картинок, называют зверей, героев любимых сказок. Желающие прочитывают или рассказывают фрагменты из сказок.

Завершается урок выполнением заданий (2,3, 4).

В этом произведении дети снова встречаются с лисой. Постепенно для них открываются типичные черты определённых животных в народных русских сказках. Лиса – коварна, эгоистична, жестока; волк – глуповат, жаден, доверчив, иногда доброжелателен и т. д.

Затем лиса придумывает историю с указом. Смысл этого слова дети узнают в процессе словарной разминки. Первоклассники находят в тексте строки, говорящие о содержании этого указа и читают их.

Варианты возможных ответов учеников:

Тетерев знал, что лиса хитрая и хочет его обмануть.

Тетерев немножко поверил лисе, но всё равно не хотел слезать.

После этого делаются выводы об основных качествах характера тетерева и лисы с помощью слов из предложенного списка. Завершается урок перечитыванием сказки по ролям.

Сказка изучается в течение трёх уроков. Эта работа проводится по частям. Каждая часть – самостоятельная сюжетно завершённая история – изучается на одном уроке.

В этом произведении дети снова встречаются с лисой и обнаруживают у неё новые качества характера – жадность и жестокость. Появляется ещё один традиционный герой русской сказки – волк.

На этом этапе работы у первоклассников формируется умение соотносить внутреннее состояние героя с конкретной ситуацией. Для решения подобной задачи требуется помощь педагога, который задаёт наводящие вопросы, рассуждает вместе с учащимися.

Осмыслив содержание первой части, дети озаглавливают её. При озаглавливании отдельных частей от школьников требуются лаконичные формулировки. В названии может быть определено основное событие, выражено отношение к персонажу. Например:

Бабы не любили волка, он нападал на животных и на людей.

Волк ворует овец, даже на коров нападает, все его не любят и боятся.

Если бы волк не приморозил хвост, все бы его боялись.

Бабы к нему не побежали.

Нет, к волку всё равно побежали, ведь баб было много, у них были коромысла. Они хотели его отколотить.

Желающие выполнить другое творческое задание (7, б) могут работать как индивидуально, так и в парах. Они придумывают новые приключения лисы и волка, используя предложенные в учебнике слова. Следует предоставить учащимся возможность сочинить сказку и без использования этих слов. Два предложения из своих сочинений первоклассники записывают в тетради.

Как известно, некоторые дети не склонны к устному сочинительству. Они могут нарисовать иллюстрацию к новым приключениям лисы и волка (7, в). После этого им легче придумать рассказ.

В беседе с родителями учитель рекомендует для семейного чтения и другие сказки о животных, напоминает о важности сопоставления героев и определения отношения к ним читателей.

Этой теме посвящается один или два урока.

Что значат слова «повесить голову?

Что чувствует человек, когда стоит или идёт с опущенной головой: стыд, грусть, тоску, радость?

Что чувствовал конь, когда брёл к лесу?

Кто скупой, а кто верный в этой сказке?

Педагог может задать ученикам не все предложенные вопросы, а также может помочь детям найти нужные ответы.

Объяснение этого поступка лисы определяет последующую оценку данного персонажа учащимися.

В процессе работы над текстом сказки развиваются различные умения:

– умение находить необходимые для ответа на вопрос фрагменты текста;

– умение восстанавливать логическую последовательность событий, рассказывая по предложенному плану, как лиса помогла коню;

– умение определять основные качества персонажа, выбирая нужные слова из списка предложенных.

К ответу на трудный вопрос дети готовятся не торопясь, могут обсудить его с товарищем. Сравнение лисы из немецкой и русской сказок сложно тем, что нужно увидеть не только различие, но и сходство этих персонажей. Они хитры, находчивы, могут солгать, но в немецкой сказке лиса лишена эгоизма, наделена состраданием. Ребята не могут и не должны отвечать на этот вопрос в полном объёме. Учитель помогает им, напоминая о поступках лисы в русских народных сказках, указывает на привлекательные качества этого персонажа в немецкой народной сказке.

В обобщающей беседе о народных сказках учитель определяет черты характера животных, которые вызывают сочувствие и осуждение у читателей и людей, сочинивших о них сказочные истории. Первоклассники подводятся к выводу о том, что нравственная оценка поступков едина у людей, живущих далеко друг от друга, в разных странах и на разных материках. Ребятам предлагается вспомнить народные сказки, в которых слабое животное было умнее сильного.

В зависимости от темпа освоения детьми материала учитель решает, какие задания и вопросы целесообразно использовать.

После повторного прочтения сказки по ролям их внимание обращается на противоречивую, на первый взгляд, оценку ума козла (2, 3).

Внимание учеников привлекается и к сравнению лисы в народных и авторских сказках (4). К. Ушинский следует традиции русского народа. Его лиса хитра, коварна, жестока. Обнаруживая это сходство, дети получают первое представление о народной традиции в литературном произведении.

Эта тема может занимать два урока.

Дети читают по две-три строчки (законченные фрагменты) из первой части сказки. С помощью заданий (1, 2) закрепляется умение не только вычленять из текста нужные эпизоды, но и читать их с соответствующей интонацией.

Реплики Кролика ребята сначала читают шёпотом, определяя правильную интонацию, затем перечитывают их вслух. Точность интонации, соответствие её состоянию Кролика сначала комментируют дети, потом – учитель.

Задание (3) сложное: первоклассники должны объяснить, почему Кролик говорил с Чучелком по-разному. Таким образом развивается умение понимать внутреннее состояние героя литературного произведения.

Возможны разные оценки учащимися поведения Кролика:

Кролик правильно рассердился. Ведь он вежливо поздоровался, а незнакомец ему не ответил.

Кролик не должен был сердиться, ведь Чучелко ему не нагрубило. Оно было смоляное и говорить не могло.

Но ведь Кролик не знал, что оно неживое. Он правильно обиделся.

Учитель объясняет детям, что вежливое приветствие незнакомца предполагает столь же вежливый ответ. Но если тебе не отвечают, то сердиться или злиться не следует.

Затем ученики определяют, как изменения внутреннего состояния Кролика проявляются в его речи. Из списка предложенных в учебнике слов они выбирают нужные и располагают их в последовательности, соответствующей изменениям в настроении Кролика. И снова перечитывают его реплики.

Прежде чем приступить к чтению второй части, следует объяснить детям ситуацию с кустом терновника, который своими колючками помог Кролику.

Вторую часть можно сразу читать по ролям. При первом чтении с текстом слова автора читает учитель.

Слова героя противоречат его желанию. Такое поведение объясняется тем, что Кролик прекрасно знает характер Лиса, который непременно захочет сделать самое неприятное для него и обязательно бросит в терновый куст. Дети обычно понимают смысл ситуации. Педагог помогает им найти нужные слова для её объяснения, исправляет неточные формулировки.

Во-первых, они должны понять смысл слов, предложенных для характеристики героев. Во-вторых, вспомнить поступки и реплики персонажей, соотнести с ними предложенные слова. В-третьих, объяснить в устном выступлении причины сделанного вывода.

Затем первоклассники обсуждают в парах сделанные выводы, после чего выступают перед классом.

Другие первоклассники рисуют эпизод новой встречи Братца Лиса и Братца Кролика (4, б), а затем комментируют рисунки.

В процессе семейного чтения книги Дж. Харриса родители обсуждают с детьми поступки новых героев и отношение к ним писателя.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Читайте также: