Хоббит рак что это

Начну с того, что я большая поклонница кинотрилогии "Властелин Колец". Эта эпопея входит в мою личную золотую коллекцию - фильмы, которые можно бесконечно пересматривать, постоянно открывать в них что-то новое, смаковать и . непременно каждый раз наслаждаться.

Выхода фильма "Хоббит: Нежданное путешествие" я ждала со сладким предвкушением. Ну как же без этого? Во-первых, предыстория к хорошей истории не имеет права быть плохой :) Во-вторых, за режиссерское дело вновь взялся Питер Джексон, а значит "продолжение" будет в уже полюбившейся и такой привычной для Средиземья манере. Ну и, конечно, как отказаться от встречи с уже побившимися героями в исполнении прекрасных актеров: Гендальф - Иэн МакКеллен, Элронд - Хьюго Уивинг, Галадриэль - Кейт Бланшет, Голум - Энди Серкис .

Обстоятельства не позволили нам посмотреть первого "Хоббита" в кино во время проката, вот только вчера смогли наконец-то устроить киносеанс дома :) Думаю, многие меня поймут - с малышом трудно найти три спокойных часа для просмотра фильма (а именно столько идет картина).

История начинается с рассказа о некогда богатом и процветающем королевстве гномов Эребор. Несколько десятков лет назад дракон Смауг разрушил его главный город и завладел несметными сокровищами гномов, хранящимися в недрах гор. Выжившие гномы бежали из Эребора. Покинув родной край и потеряв все свои богатства, они были вынуждены скитаться по Средиземью. Но наступает момент, когда гномы решаются восстановить справедливость и вернуть себе потерянное. 13 отважных воинов отправляются в полный приключений и опасностей путь - в Эребор. К гномам присоединяются волшебник Гендальф Серый и хоббит Бильбо Бэггинс, для которого это путешествие становится по-настоящему нежданным.

Мир Толкиена вновь во всей красе предстает перед нами - гномы, эльфы, тролли. Восхитительные пейзажи, подземелья, волшебный лес. Качество прорисовки деталей быта, обстановки и образов героев впечатляет. Ничуть не уступает первой трилогии, а местами смотрится даже убедительнее. Костюмы и грим выше всяких похвал. Хорошо подобрана музыка и удачный звуковой ряд.

Мартин Фриман справился с ролью Бильбо на отлично. Ему удалось не только показать общие черты всех хоббитов, их менталитет и образ жизни, но и создать полноценный яркий и наполненный индивидуальными чертами образ своего персонажа. Вообще, актерский состав радует, и игра не оставляет равнодушным.

Короче, плюсов много. Но есть и значительные минусы - затянутость и невнятность повествования. Несмотря на то, что некоторые сцены мусолятся неприлично долго, пониманию событий и мотивации героев это не способствует. Например, вначале целый час потрачен на сборы гномов в доме у Бильбо Бэггинса и принятие им решения об участии в походе. Но за этот час (да и вообще за весь фильм) я так и не поняла, зачем гномам понадобился хоббит и в чем конкретно заключается его миссия. Но при этом гномы успели перевернуть вверх дном жилище Бильбо, съесть все его припасы, поспорить, покурить, прибраться за собой и даже спеть! И таких примеров много. Сюжетная линия периодически теряется в ненужных уточнениях, ответвлениях и деталях. Много "содержательных" и долгих взглядов, повторений и просто лишних сцен. Иногда становится откровенно скучно.

По отдельности мне вспоминаются многие интересные и красивые моменты - в подземелье троллей или битва каменных великанов, но смысла главной сюжетной линии они не добавляют. Зачем гномы идут в Эребор, какой у них план, почему кто-то постоянно пытается их остановить. Эти вопросы без ответов особенно раздражают тем, что повествование затянуто, а фильм идет три часа!

На протяжении второй половины фильма меня преследовала мысль о том, ну как же сильно бывает у людей желание заработать. Если события также неспешно будут развиваться и в двух других частях, то почему не вместить все это в один трехчасовой фильм? Зачем снимать таких три? Конечно, на одном фильме столько не заработаешь. Ладно, давайте три. Но зачем тогда так растягивать? Снимите три напряженных и захватывающих, но по 1,5 часа. Вспомнился А. Райкин и рассказ про раков :) В общем, можете представить себе "занимательность" фильма, если я еще обо всем этом активно размышляла.

Еще такой момент - герои очень много курят: дымят гномы, Бильбо, Гендальф :) Из чего тоже можно сделать вывод об интенсивности повествования. Чтобы местами не скучать и лучше погрузиться в атмосферу фильма, мы тоже раскурили трубку, только в виде кальяна. Вот так и спасались от скуки вместе с героями.

Резюмирую. Один раз посмотреть можно, стоит или нужно - выбирайте в зависимости от своей любви к трилогии "Властелин колец". Уверена, что детям и фанатичным толкиенистам фильм понравится гораздо больше. Первые не особо придирчиво следят за сюжетной линией, а вторые будут больше наслаждаться атмосферой, которая, как я уже говорила, воссоздана на выдающемся уровне.

За потрясающую картинку и игру актеров ставлю четверку, но смотреть фильм больше не буду, к сожалению.

Первое, что заявили критики, попытавшись склеить в голове все три фильма, это то, что фильмов нужно было делать все-таки два. В первой части было много затянутых водянистых сцен, не хватало динамики, а в третьей скопился весь экшен, но в плане развития персонажей она мало что дала.

А вот у Джексона трилогии получились куда более отличающимися, чем два исходных произведения Толкина, несмотря на очевидные попытки сделать все возможное, чтобы они ощущались как единое целое. Часть проблем новой трилогии продиктована недостатками книги, но львиную долю ошибок, которых можно было избежать, наделал сам Джексон и давящая на него студия.

Дальше идут спойлеры, если вы еще не смотрели третий фильм, прочтите лучше ревью,

Капустник, играющий скорее на узнавании материала, чем на представлении его аудитории, самодеятельность с многомиллионным бюджетом. Профессионализма, видения, жесткой хватки сильно недостает, поэтому вместо эпоса мы получили набор сценок для ностальгирования на брудершафт.

Героев, которых и без того было немало, учитывая балласт из 13-ти бесполезных пней, становится все больше. Появляются Тауриэль, Леголас, Трандуил, вводится совет, включающий Галадриэль, Сарумана и Элронда, потом появляется Бард… в третьем фильме Бильбо, кажется, появляется на экране меньше, чем широкоформатный лось Трандуила. Вот тебе и заглавный персонаж.

Но разваливается фильм на разномастные сцены не только потому, что главного героя оттирают в сторону – постоянно меняется сам жанр истории. Словно Джексону надоело раскрывать происходящее через восприятие хоббита, и он решил вернуться к масштабным панорамам.

Вся эта тема с домоседом, который не решался на приключение, постепенно выветривается, мыслям и переживаниях хоббита уделяется все меньше времени, пока они не пропадают совсем. Такое ощущение, что Джексон обращал на них внимание лишь в начале, пока больше показывать было нечего, но как только появляется шанс втащить в кадр Леголаса, Элронда и Трандуила, он моментально им пользуется, отпихивая скучного хоббита в сторону. Бильбо напоминает жирную соседку, всегда отвечающую на booty call, с которой спят только тогда, когда нет других вариантов.

В книге Толкин показывал все происходящее от лица хоббита и никогда не терял его перспективу, поэтому там путешествие воспринимается более осмысленно, и мы успеваем заметить, что герой все же меняется, как и предполагал Гэндальф. В трилогии же Джексон постепенно вынимает Бильбо из истории, как топор из каши, который с самого начала рассматривался как предлог для показа батальных сцен и ниндзютствующих эльфов.

Причем, роль главного героя не переходит кому-то еще, она просто повисает в воздухе, пустая и бесполезная. Кандидатов на нее вроде бы достаточно, но Бард, например, дискредитирует себя всей этой канителью с Альфридом, выставляющей Лучника абсолютным болваном, да и остается в итоге по другую сторону баррикад от наших изначальных героев, из-за чего его нельзя воспринимать как основного персонажа.

Чего стоят одни безделушки вроде маховика времени, нерушимых клятв или зелья жидкой удачи, являющиеся, если подумать, мощнейшими артефактами, которые могли легко переломить ход событий, если маги с любой стороны додумались бы с толком их использовать.

У Толкина же магия – самое бестолковое и беспомощное, что только можно придумать. Кольцо Всевластия, самый могущественный артефакт Средиземья, способно лишь делать тебя невидимым для людей, при этом делая видимым для Ока, продлевать жизнь, но при этом высасывая душу. С такими побочными эффектами оно тянет лишь на зеленую шмотку, в которую и руны вставлять было бы жалко.

Еще заметнее проблема проявляется в Гэндальфе, который волшебник, считай, номинально. Ничего серьезней фонарика или очень яркого фонарика против летучих тварей он, по сути, ни разу и не наколдовал. Поболтал с мотыльками, снял гипновнушение, обвалил мостик, в битвах же он по большей части махал мечом. Если бы это было РПГ, Гэндальф вряд ли прошел бы ее до конца, потому что маг, вкачанный в melee – это труп.

Проблема в том, что причин так поступать не было. Если бы злодей был один, ясно, что победа над ним произошла бы в финале, но их было шестеро! Почему не дать Леголасу убить Болга, почему не позволить Барду избавить деревню от Бургомистра тем или иным образом? И, наконец, зачем откладывать смерть Смауга на третью часть?

Гномы – самые загадочные персонажи книги. Я никак не могу понять, почему их так много, зачем без надобности раздувать основной состав главных героев. Ладно бы их характеры были подробно прописаны, чтобы читатель хотя бы различал их под конец книги и любил каждого за свое, но ведь нет – самому Толкину было на них наплевать, он не пытается развивать этих персонажей. Даже их имена словно выданы генератором рифм без особого воображения.

Но даже не количество гномов вызывает больше всего недоумения, а их бесполезность. Они по идее, тоже главные герои. По сути, это их дело, их квест – они отвоевывают родину, мстят за предков, восстанавливают честь рода. Бильбо и Гэндальф – всего лишь помощники. Маг делает это из стратегических соображений, Бильбо – ради фана. Лишь для Торина и его товарищей это глубоко личное задание, дело всей их жизни. Вот только при этом чертова дюжина задвинута на второй план как пассажир в мотоциклетной коляске. Они не делают сами ничего – нет, не так – НИЧЕГО.

И так далее… Сами они тоже что-то делают – сражаются с орками, заливают дракона золотом, но это никогда ничего не решает, это лишь оттягивает время, пока реальные герои что-то предпримут.

Гномы постоянно попадаются, никого не могут победить, они великодушно посылают Бильбо к дракону одного. Затем они пытаются убить дракона, но как настоящие неудачники добиваются только того, что он сжигает полдеревни, где его убивает абсолютно левый персонаж, который едва успел появиться в повествовании. Гномы утирают пот со лба, садятся на золото и говорят – мое. Заслужили. Утомились, отбивая гору назад, разыскивая Аркенстон, убивая дракона. А тем, кто реально сделал все за них гномы показывают бородатый кукиш. Это просто мрак, а не персонажи, надо их в Думу принять.

Вообще то, что Толкин отдал победу над главным врагом сказки герою, который едва успел появиться, сам по себе может вызвать аневризму. У тебя есть Бильбо, 13 гномов, Гэндальф, но драконоубийцей станет… энеки-бенеки – вот ты, справа. Это чтобы никому не обидно было? Мы делили апельсин, много нас, а он один.

Так вот, Толкин – настоящий фанат этого приема. Попробуйте вспомнить сражения, победу в которой герои одержали своими силами, теми, которыми эту драку и начали. Получилось? Теперь попробуйте перечислить сражения, где победу приносила внезапная подмога. Легче пошло сразу, не правда ли? И я говорю не только про проклятых орлов, спасавших героев четыре раза за две истории.

Отряд отправляется в поход за сокровищами дракона. Предполагается, что кончится все это тем, что Бильбо обретет смелость и уверенность в себе, получит свою долю сокровищ и славы, вернется домой героем и отправится дальше по миру рубить пауков и орков.

Торин, по идее, должен вернуть свой дом, отстоять честь и убить дракона. Остальные гномы – получить теплое место при дворе нового короля Торина в Эреборе и свой грузовик золота. Что происходит на самом деле?

Гномы будят дракона, что приводит к смерти кучи людей. Торин превращается в морального урода, а вот вернуть себе любовь читателей уже не успевает. Затем три главных гнома тупо погибают, причем по книге это происходит вообще за кадром.

Толкину было настолько наплевать, что он даже не стал этого описывать, стукнул Бильбо по кумполу и вырубил, чтобы выключить камеру и спокойно проскипать до чего-нибудь более интересного, чем эпичная битва. До чаепития там или мытья тарелок, курения трубок.

В итоге, те гномы, что вообще выжили, не получили ничего из сокровищ, как и Бильбо, которому по доброте душевной отсыпал из своей доли Бард. Эребор вернулся под власть гномов, но не тех – вместо Торина-Джигурды на престол сел Даин-Трахтенберг. Даина мы знать не знаем, поэтому радоваться за него сложно. Аркенстон из-за которого весь кипиш изначально затевался, бросили в могилу Торина как горсть земли или дохлого кота.

Бильбо вернулся домой, где его посчитали погибшим и от горя решили разграбить его дом. Возвращать украденное хоббиты отказались, и Бильбо пришлось выкупать свое же имущество на ту небольшую долю сокровищ, что ему пожертвовали. Более того, относились к нему соплеменники с той поры не как к герою, а как к городскому психу.

Что Бильбо получил от похода кроме презрения и непонимания хоббитов? Кольцо, кольчугу, меч, сокровища, воспоминания и дружбу великих мира сего. Прекрасно, но меня мучает один вопрос: зачем надо было брать его в поход, если он, хлебнув приключений, заполз в конце обратно в свою нору, чтобы просидеть там в окружении непонимания и ограниченности соплеменников следующие 60 лет? Если вся эта история была изначально о том, какой он домосед, и что его ждет превращение в героя, то где результат?

В чем его преображение, если он вернулся ровно в то же состояние сонной амебы? Фродо, к примеру, не смог этого сделать – сказал, что после своих приключений он эту жизнь больше не понимает и поехал дальше скитаться по миру.

Да, в фильме не все из этого показали, поэтому итог выглядит не так грустно, зато Джексон выписывал омерзительный образ Альфрида и дал ему в конце спокойно улизнуть с золотом. Это намек на то, что воровать, предавать и малодушничать – можно и нужно, за это ничего не будет? Что за странное решение? Бургомистра вон не побрезговали дохлым драконом по голове огреть, почему Альфриду все сошло с рук? Решили, что кто-то из зрителей мог нечаянно успеть влюбиться в это очаровательное создание?

Это не то чтобы жизненно, не то чтобы всем по заслугам – это просто размазанное по странице драконье гуано:

Про путь к власти главного злодея Саурона-Палпатина, про приключения родственника героя классической трилогии Бильбо Скайуокера и его путь на темную сторону. Питер даже нашел себе собственного Джа-Джа Бинкса в лице Альфрида, помощника бургомистра.

Как ситхи, которых всегда двое – учитель и ученик – ходят под ручку Азог с сынишкой Болгом, Бургомистр и Альфрид, Саурон и Саруман. Даже страсть Лукаса к отрубанию конечностей можно усмотреть в однорукости Осквернителя, а можно сказать, что она сменилась привычкой всем отрубать головы, коих полетело с плеч достаточно в одном только втором фильме.

Странно лишь, что Лукаса за приквелы возненавидели, а Джексона похлопали по плечу – мол, хрень вышла конечно, но это не ты виноват, это Толкин. И жадность студийных продюсеров.

Вопрос: а что вас больше всего возмутило в этой трилогии?

Можно поражаться фантазии профессора, создавшего хоббитов, но еще удивительнее становится от понимания того, что он умудрился предугадать и смоделировать судьбу реального существовавшего народа до того, как его открыли.

А теперь для наглядности сравним хоббитов Толкиена и хоббитов с острова Флорес.

Внешний вид

Место проживания

У профессора Толкиена хоббиты жили в относительной изоляции от остального мира, редко общаясь с людьми, да и недолюбливая их. В конце трилогии король Арагорн вообще поклялся, что нога человека не ступит в Хоббитанию без пришлашения. А что в реальности?

Хоббиты-гоминиды тоже жили в изоляции, правда, она была естественного происхождения и гораздо ощутимее. Согласно наиболее устоявшейся версии происхождения, предки homo floresiensis попали на остров Флорес примерно миллион лет назад. Там они довольно быстро, приблизительно за двести тысяч лет, уменьшились до своих размеров, и в таком виде жили там, не пересекаясь с внешним миром в своем маленьком тропическом раю.

Самое удивительное, что ученые пока доподлинно не выяснили, как именно флоресцы попали на свой остров, ведь от ближайшего острова Ява его отделяет как минимум двадцать шесть километров. Да и глубина там такая, что море здесь никогда не пересыхало, поэтому по земле они прийти не могли никак.

Приходится предполагать, что уже в те времена кто-то все-таки создавал примитивные плоты. А ведь тогда из наших предков на планете существовали только хомо эректусы, люди прямоходящие, и у них пока не нашли ни одного признака постройки плотов или лодок. Правда, некоторые ученые вообще считают, что предками флоресских хоббитов были хомо хабилисы, еще более примитивные гоминиды, и тогда становится совсем запутанно и невероятно.

Умения и свойства

Толкиен описывает своих хоббитов как существ чрезвычайно ловких, с умелыми руками, сообразительных, но немного не любящих нововведения, привыкших к размеренной и спокойной жизни.

А что мы знаем о флоресских людях? О ловкости и умелости свидетельствует тот факт, что они делали многочисленные каменные орудия небольшого (как раз под их маленькие ручки), размера. Причем, судя по экспериментам ученых, сделать себе нормальное каменное орудие — та еще задача, и нужно быть достаточно сообразительным, чтобы добиться успеха в обработке камня.

Что же до сообразительности, то тут двоякое впечатление. С одной стороны, выживание на острове среди гигантских (до полуметра длиной!) крыс и прочих чудовищ, да и изготовление непростых орудий — явный признак хороших мыслительных способностей. С другой стороны, мозг в четыреста кубических сантиметров — это как в среднем у шимпанзе, а они, в сравнении с людьми не слишком сообразительны.

Вот и получается: вроде и не дураки, а вроде и не слишком умные. Как раз как у Толкиена.

На Флоренсе было нечто подобное, но все самым причудливым образом встало с ног на голову. В условиях островной изоляции, местные слоны, стегодоны, резко уменьшились в размерах, превратившись в полутораметровых существ. Будучи не слишком сообразительными животными, эти слоны стали жертвой флоресиенсисов: те самые милые метровые хоббиты истребили их. Причем перебили стегодонов даже не один раз: дважды эти слоны попадали на остров и дважды были съедены.

Смерть хоббитов

Помимо вулканической деятельности, время вымирания хоббитов на Флоресе очень подозрительно совпадает со временем появления сапиенсов в этом регионе. А соседство с сапиенсами для многих автохтонных видов людей или животных всегда приводит к исчезновению последних. Так было с мегафауной в Австралии и Америке, с неандертальцами в Европе и Азии. Да и в поздних слоях на острове Флорес найдены кости и орудия именно современных людей.

Вот такие параллели можно найти между вымышленными Толкиеном хоббитами и реально жившими на планете существами, нашими довольно дальними родственниками. Забавно, что когда ученые сказали рампасаса про раскопанных хоббитов, у тех тут же возникла легенда, о том, что маленькие эбу-гого — это их предки. Реальность и фантазия снова удивительным образом переплелись, и мы стали свидетелями того, как прямо на наших глазах создается новый слой этого современного мифа, в котором есть и Средиземье, и хоббиты, и реальные пигмеи, и гоминиды, которым десятки тысяч лет.

Вот уже пять лет на Ярославском шоссе, в 60 километрах от Москвы, в землянке живет 42-летний отшельник Юрий Алексеев. Когда-то преуспевающий московский юрист, он бросил все, вырыл землянку, завел кролика и теперь целый день читает книги.

Как признается мужчина, ему надоела серая офисная жизнь.


Юрий Алекссев, отшельник:

— Мои работодатели были хорошие люди. Сначала они мне говорили: ну не хочешь каждый день ходить в офис, так ходи хотя бы три дня в неделю. Потом предложили день, потом — несколько часов. Но я подумал: зачем мне сидеть в этой Москве, платить за аренду жилья? И что дальше? Взять ипотеку на какую-то клетушку в спальном районе? И это жизнь?

Поэтому теперь Юрий живет в землянке.

На крыше землянки находятся солнечные панели, вырабатываемое электричество хранится в аккумуляторах. Так что у Юрия всегда есть свет и связь со внешним миром — в землянке есть компьютер и Интернет.

Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Главным сокровищем жилища Юрий считает свою библиотеку. Все его книги зарегистрированы во всемирной библиотеке буккроссинга. Люди, приходящие навестить Юрия, могут взять у него что-нибудь почитать и оставить взамен свои книги.

Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Из домашних питомцев — кролик Петрушка.

Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Все свободное время Юрий тратит на чтение, музыку, размышления и беседы с гостями. С родственниками отношения отшельник не поддерживает: они к нему в гости не приезжают. Дауншифтер был женат, но признался, что вопросы обзаведения семьей и оставления потомства, чтобы было кому подать стакан воды перед смертью, его не беспокоят.

У Юрия есть 33-летняя подруга Клара, которая продолжает вести в Москве столь ненавистную ему самому жизнь: снимает жилье, выплачивает кредит, работает в отделе документооборота. В выходные Клара набивает сумки продуктами и едет на поляну. Именно благодаря ее стараниям здесь появились солнечные батареи, генератор, газовый баллон. Она купила утеплитель для землянки, пилу, топор и даже насос для воды. Но переселиться в землянку навсегда не готова.

Недавно журналисты катарского телеканала Al Jazeera — AJ+ — сняли репортаж про дауншифтера Юрия. Западная пресса уже прозвала отшельника русским хоббитом.


Юрий Алексеев, отшельник:

— Во мне нет ничего выдающегося. Мне не нравится существовать в городе, бороться за выживание в мегаполисе. Я не ассоциирую себя с отшельником или дауншифтером — просто выбрал вот такой образ жизни. Быт устроен, работать не надо, за квартиру платить тоже не нужно, общения с людьми хватает — все нормально. Судьба сама поможет мне найти выход из любой ситуации.





Существуют различные мнения насчёт того, кто был прообразом толкиновских хоббитов. Их облик и повадки немного напоминают шотландских брауни — человечков бурого цвета с широкими плоскими ступнями, живущих в норах поблизости от людского жилья. Доброжелательные к людям, брауни стараются помочь им в домашних делах.


Хоббит невелик ростом (чуть меньше гнома), лицо добродушное — от этого выглядит всегда немного детским — щекастое и румяное. Отличительная особенность — невероятно мохнатые и твердые ступни ног. Одежду носят ярких цветов, предпочитая, в основном, желтые и зеленые тона. Все без исключения хоббиты любят поесть (раз эдак семь на дню) и повеселиться.

Хоббиты, как никто другой, умеют радоваться веселой компании и всегда смеются (особенно после пинты эля) над самыми непритязательными шутками.

Позже становится известно о непонятной миграции хоббитов через горы в Эриадор. Неизвестно, что именно заставило маленький народец сняться с насиженного места. Предположительно главной причиной тому была тень, распространившаяся над Зеленолесьем, из-за которой впоследствии его и переименовали в Лихолесье. В Эриадоре хоббиты встретились с людьми и эльфами, у которых переняли письменность и выучились говорить на Общем наречии. Здесь время легенд кончается, на их место приходят неоспоримые факты.

В 1601 году хоббиты переходят реку Брендивин и начинают обживать земли, лежащие между рекой и Дальним Всхолмьем. Край этот хоббитам полюбился, и маленькие человечки осели там навсегда. Так была основана знаменитая Хоббитания, она же Шир, разделенная внутри на четыре основных области (удела), которые в свою очередь делились на округа. Самым известным хоббитским поселением стал Хоббитон.


Гэндальф в Шире

Изначально, еще даже до переселения в Эриадор, народ хоббитов делился на три племени: мохноногов (шерстолапов), хватов (дубсов), и лесовиков (белоскоров).
Мохноноги — наиболее многочисленная хоббитская разновидность, были самыми низкорослыми и самыми шустрыми. Волосы и кожу имели каштанового цвета, а на ступнях ног росли целые заросли курчавых волос (на то они и мохноноги). Селились мохноноги преимущественно у подножий гор, оттого дружили с гномами. Мохноноги дольше всех сохраняли верность старинным обычаям — таким, как обыкновение рыть большие норы и селиться семьями.

Хваты были отличны от всех других хоббитов на редкость крепким телосложением. Они более других походили на людей, и сходство это порой доходило до того, что у некоторых из них росла борода. Селились хваты, в отличие от мохноногов, на равнинах и в поймах рек. Это племя всегда поддерживало отличные отношения с людьми и переняло рыбалку и плавание. Необычно было также то, что хваты носили обувь, особенно в плохую погоду; вероятно, именно дружба с людьми довела их до этого.

Лесовики были, пожалуй, самой необычной из хоббитских пород. Отличал их высокий (для хоббитов) рост и худоба, а также любовь к приключениям. Лесовики были немногочисленны, проживали в лесах и водили дружбу с эльфами, отчего прослыли как хорошие певцы и сказители.

На сегодняшний день хоббитов уже вряд ли можно разделить на столь четкие группы, ведь вследствие многочисленных переселений представители разных пород смешивались меж собой, и границы между племенами становились все призрачнее.

Бильбо Бэггинс


Ровно через 60 лет после возвращения из похода, в день, когда Бильбо исполнилось 111 лет, он исчез, ушел из Хоббитании навсегда, оставив свое имущество племяннику Фродо. Следующие двадцать лет Бильбо провел в Раздоле, в компании Элронда Полуэльфа, завершая свой труд по изучению эльфийских преданий. После завершения Войны Кольца Бильбо вместе с Фродо и Гэндальфом уплыл за Море.


Настоящий хоббит живет в норе. Это известно всем и каждому. Но все же правильным можно считать лишь такое утверждение: первоначально каждый настоящий хоббит жил в норе. Во времена же Бильбо и Фродо в норах жили только самые бедные и самые зажиточные хоббиты. У бедных были простые норки безо всяких излишеств, а у богатых напротив — целые подземные комплексы с множеством ходов и залов, рассчитанные на большое семейство.

Хоббиты среднего достатка с течением времени отказались от подземного жилья и стали строить симпатичные надземные домики, так как последние могли быть воздвигнуты в любом месте, даже в низине. Дома хоббиты строили, в основном, одного типа: длинные, приземистые и удобные. Главное требование к дому — чтобы он как можно больше напоминал нору. Но со временем, с помощью гномов, хоббиты научились строить настоящие, красивые дома, уже менее похожие на норки. Лишь одна архитектурная деталь осталась без изменений — окна и двери хоббиты всегда делали и будут делать круглыми.

Вероятно, травка и была найдена именно там. Небезызвестный Мериадок Брендибэк утверждает, что этой годной для трубочного зелья травы полным-полно и в Гондоре, но применение ей найдено там совершенно неправильное, гондорцы разводят ее исключительно ради аромата душистых цветов. Теперь с уверенностью можно сказать, что изобретению трубочного зелья свободные народы Средиземья целиком и полностью обязаны смекалке и предприимчивости Тобольда Трубопыха.


Это злобное чучело тоже когда-то было хоббитом

Арагорн стал следопытом задолго до Войны Кольца, сам выбрал путь, полный опасностей и приключений. Гэндальф же вообще создан для того, чтобы охранять спокойную и безмятежную жизнь жителей Средиземья от посягательств со стороны. Казалось бы, кольцо должен нести один из них — но нет, Толкин вводит в эпопею образ героя поневоле, Фродо Бэггинса.

Именно он и должен доказать читателю, что настоящая доблесть заключается не в постоянных подвигах, а в том, чтобы решиться сделать нечто героическое один раз в жизни, и при этом понимать, что этот раз, вероятнее всего, будет первым и последним.

Фродо Бэггинс


Вопреки всему он вернулся. Однако оказалось, что места среди соплеменников ему нет. Фродо изменился — раны, как и духовные, так и телесные, ни на секунду не дают ему забыть жар Ородруина, крики назгулов, взгляд Ока Саурона. В 3021 году Фродо уплывает за Море, где по легендам он наконец исцелил свою душу.

Впрочем, то, что Фродо понесет кольцо, предрешено с самого начала, никто, кроме него, не сможет этого сделать. Толкин показывает это нам, описывая ссору между представителями свободных народов, произошедшую на Совете Элронда. Словесная перепалка, едва не перешедшая в драку, открытое недоверие и непонимание друг друга — ноша в виде Кольца Всевластия не под силу никому из них.

Этот толстый, упрямый, всегда мечтавший увидеть эльфов хоббит еще не знает, что будет плыть за Фродо (не умея плавать), спасать его от паучихи Шелоб и нести на руках к горе Ородруин. Однако за все путешествие Сэм ни разу не колебался, совершая эти поступки, потому что даже ни задумывался над тем, героические они или нет. Он думал лишь о том, как спасти жизнь своему другу.

Толкин показывает нам, что обстоятельства делают героями даже тех, кто меньше всего к этому склонен. Упрямство Сэма может стать железной решимостью, а его преданность — необычайным мужеством. Именно милосердие таких, как Фродо, настойчивость и простодушие таких, как Сэм, спасает мир от всесильного зла.

Сэмуайз Гэмджи


Отправившись в поход вместе с Фродо, Сэм помогает ему выжить в полном ужасов Мордоре. Сэм очень долго не теряет надежду вернуться домой, и лишь в конце, когда становится ясно, что еды на обратную дорогу не хватит, он понимает — не будет ее, обратной дороги. Однако и тогда Сэм не теряет присутствия духа, изо всех сил стараясь хоть как-то поддержать Фродо.

В отличие от Фродо, Сэм почти не изменился после похода, обычная жизнь среди соплеменников ему не в тягость. Он становится Главой Хоббитании, женится на красивейшей хоббитке Рози. Лишь в 82 году Четвертой эпохи Сэм уплывает за Море. Вслед за Фродо.


Мериадок Брендибэк и Перегрин Тук

Мерри и Пиппин — лучшие друзья. Они неразлучны — где один, там и другой. Мерри, более озорной и непоседливый хоббит, — зачинщик всех проделок, втягивающий в них более спокойного Пиппина. Но именно Пиппин часто становится источником проблем (вспомните камень, брошенный им в морийский колодец, шум от которого и выдал Братство Кольца).


Во время похода Мерри и Пиппин становятся рыцарями Гондора. А Мериадок также служил оруженосцем короля Теодена и вместе с девой Эовин победил короля назгулов. В историю Хоббитании Мерри и Пиппин вошли, как самые высокие из хоббитов. Выросли они благодаря чудесному зелью энтов.

С окончанием Войны Кольца Мерри и Пиппин возглавили восстание хоббитов против засилья прихвостней Сарумана, затем получили высокие должности при дворе Северного королевства. В 64 году Четвертой эпохи они, отказавшись ото всех должностей, отправились в путешествие по Рохану и Гондору. Ровно через год они оба умерли и были похоронены в королевской Усыпальне.

Сегодня хоббиты Толкина — далеко не единственные существа размером в полчеловека, с добродушным лицом и волосатыми ногами. У полуросликов, халфлингов — те же самые характеристики, лишь в несколько измененном варианте. Как говорится, сколько людей — столько и мнений, и у каждого писателя нынешних дней имеется собственное.

Хоббиты Перумова

Сапковский: фермеры-низушки


Низушек-художник из игры про ведьмака

Отгадайте загадку: кто такой — похож на человека, кудрявые волосы, жесткие ступни, любит родной дом и обильное угощение. Совершенно не воинственен. Что? Говорите, хоббит?! А вот и нет. Это низушек. Родственник хоббита в творчестве Сапковского.
Низушки — добродушный народ, проживающий в государстве Темерия. В своей жизни каждый нормальный низушек ставит себе следующие цели — прокормить семью (если семьи нет, то хотя бы самого себя), обзавестись наследниками и просто прожить жизнь без особых приключений. Низушки спокойны и добропорядочны, они никогда не пойдут против установленных законов.

Однако, несмотря на всю свою миролюбивость, любой низушек вполне способен постоять за себя. Даже камень — весьма опасное оружие в его руках, а уж проворством с ним точно никто не сравнится. Надо сказать также, что низушки имеют неплохую смекалку и отличную деловую хватку, поэтому самое подходящее для них занятие — торговля. Вспомните того же торговца Даинти Бибервельта, встретившегося на пути ведьмака Геральта. За свои деньги и товары он был готов драться до последней капли крови.

Живут низушки в норах или домиках, образуя небольшие общины. Нельзя сказать, что низушки не ощущают шовинизма со стороны людей, но относятся они к этому намного спокойнее, чем те же эльфы. Люди часто становятся их деловыми партнерами, при этом низушки на них неплохо наживаются.

D&D: маленькие герои ролевой игры

На смену образу добропорядочного домоседа-фермера, тяжело идущего на контакт с другими расами и лишь в самых экстренных ситуациях способного на участие в авантюрах, пришел образ задорного вороватого приключенца.


Вороватая волшебница-халфлинг из Pathfinder, художник Ian Perks

Халфлинги из D&D — приспособленцы в прямом смысле этого слова. В отсутствие собственного государства природная уживчивость помогает им везде чувствовать себя, как дома. Они умеют выходить целыми и невредимыми из самых отчаянных ситуаций, но при этом, как никто другой, умеют в эти ситуации и попадать.

По сравнению с другими расами они мало интересуются властью и богатством. Поэтому возникающие на их пути трудности чаще всего связаны с чрезмерным любопытством. Что касается профессий и увлечений, то халфлинги часто бывают вполне трудолюбивыми гражданами, занимающимися торговлей или коллекционированием, однако еще чаще встречаются такие, что ступили на кривую дорожку и занялись воровством.

Воры-халфлинги, как правило, очень успешны благодаря врожденной ловкости и скрытности. Однако, несмотря на весь свой авантюризм, халфлинги превыше всего ценят комфортную жизнь. Хорошая пища, отличный табак, удобная одежда, уютное жилище — вот непременные составляющие запросов халфлинга.


Тассельхофф, самый знаменитый кендер, в представлении художника Ларри Элмора

И, наконец, самые нетипичные представители этой расы живут в сеттинге Dark Sun. Забудьте про добряков-хоббитов. Халфлинги этого мира — дикие жестокие пигмеи, живущие в непроходимых джунглях у подножия Звенящих гор. Их самая яркая черта — каннибализм. Правда, халфлинги не склонны потреблять себе подобных. Но они с удовольствием сожрут любого чужестранца, зашедшего к ним на огонек. Им присуще типичное хоббитское любопытство, поэтому иногда эти злобные создания все же совершают путешествия за пределы своих джунглей.

Сальваторе: беспокойные халфлинги


Реджис в представлении художника Тодда Локвуда

Реджис то и дело попадает в различные переделки. Он рано осиротел, и ему ничего не оставалось делать, кроме как самому зарабатывать на хлеб. Реджис стал воришкой и в этом ремесле достиг совершенства. Будучи совсем юным, он обладал невероятной удачливостью и обаянием, а главное — умением легко дурачить других.


Реджис в комиксе по книгам Сальваторе

Затем Реджису снова повезло, он познакомился с одним из искуснейших воров Калимпорта, Пашой Пууком, и стал членом одной из влиятельнейших воровских гильдий. Все шло бы и дальше, как по маслу, если бы Реджис в один прекрасный день не стянул у своего покровителя магический рубин. Именно это происшествие привело халфлинга на Север (где он познакомился с Дзиртом и его друзьями) и явилось причиной всех дальнейших его злоключений.

Дондон — бывший вор и сплетник, всегда находящий в курсе всех событий. Этот халфлинг полностью потерял веру в себя и разжирел до такой степени, что на него уже противно смотреть. Дондон не живет, он просто существует, что весьма необычно для халфлингов, привыкших брать от жизни все.

В отличие от Дондона, его двоюродная сестра Двавел необычайно расчетлива и решительна. Она возглавляет целую гильдию халфлингов, ее очень уважают в Калимпорте. Двавел всегда способна постоять за себя, и никогда не теряет присутствия духа.

Лукьяненко: мелкий воинственный народец

Цивилизация халфлингов вполне мирно сосуществует с Земной Империей. Впрочем, были времена, когда халфлинги были настроены против людей, и даже собирались вступить в альянс с Федерацией Инея и вместе начать военные действия против Земной Империи. Однако этого не случилось из-за того, что к альянсу выразило желание присоединиться Скопище Цзыгу (населенное существами с внешностью девочек-подростков, которые на самом деле насекомые, выделяющие неприятный запах кишечного газа). С ними халфлинги находятся в состоянии постоянной войны.


Во всех упомянутых играх четко прослеживается одна идея: халфлинги — миролюбивая раса, и за оружие они берутся только в самом крайнем случае.


Халфлинги в Age of Wonders. Стремление жить в гармонии с природой и копить богатство не вызывает понимания у соседей

Появившись впервые на страницах сказки, хоббиты стали полноправными членами фэнтези, сделав этот мир магов и героев более реальным, близким и понятным нам. Маленькие простодушные человечки вызывают не меньший интерес, а порой и большую симпатию, чем суровые гномы и великолепные эльфы. Их житейский героизм покоряет наши сердца. Простые селяне Толкина, напоминающие жителей патриархальной Англии, попадая во вселенную D&D, становятся предприимчивыми авантюристами, сохраняя в душе любовь к дому и комфорту.

В заключение хотелось бы привести слова человека, подарившего миру хоббитов — Дж. Р. Р. Толкина:

Читайте также: