Ха рак те ри зу ют со ци аль ную ди на ми ку

Сборник Тематических вариантов

12 вариантов, позволяющих углубленно изучить все темы Обществознания.

Автор
-
составитель: Евгений Калатуша

Сборник Тематических вариантов ЕГЭ Обществознание

Автор
-
составитель:
Евгений Калатуша

Тематический ЕГЭ Общество

За
пи
ши
те слово, про
пу
щен
ное в схеме.

Вы
бе
ри
те по
ня
тие, ко
то
рое яв
ля
ет
ся обоб
ща
ю
щим для всех осталь
ных по
ня
тий пред
-
став
лен
но
го ниже ряда. За
пи
ши
те это слово (сло
во
со
че
та
ние).

об
ще
ствен
ный про
гресс

Ниже при
ведён ряд тер
ми
нов. Все они, за ис
клю
че
ни
ем двух, ха
рак
те
ри
зу
ют со
ци
аль
-
ную ди
на
ми
ку.

Вы
бе
ри
те вер
ные суж
де
ния о со
ци
аль
ных ин
сти
ту
тах и за
пи
ши
те
цифры, под ко
то
ры
ми
они ука
за
ны.

1) Со
ци
аль
ные ин
сти
ту
ты рас
смат
ри
ва
ют
ся на
у
кой как ис
то
ри
че
ски сло
жив
ши
е
ся, устой
-
чи
вые формы ор
га
ни
за
ции сов
мест
ной де
я
тель
но
сти людей.

2) По
сколь
ку об
ще
ство пред
став
ля
ет собой д
и
на
мич
ную си
сте
му, одни со
ци
аль
ные ин
-
сти
ту
ты могут ис
че
зать, а дру
гие

3) Со
ци
аль
ные ин
сти
ту
ты пред
став
ля
ют собой опре
де
лен
ные этапы ис
то
ри
че
ско
го раз
ви
-
тия че
ло
ве
че
ства.

э
то опре
де
лен
ные сте
рео
ти
пы че
ло
ве
че
ско
го по
ве
де
ния.

5) Со
ци
аль
ные ин
сти
ту
ты со
зда
ют
ся лю
дь
ми, объ
еди
ня
ю
щи
ми
ся для сов
мест
ной де
я
тель
-
но
сти и об
ще
ния.

Уста
но
ви
те со
от
вет
ствие между ха
рак
те
ри
сти
кой и типо
м об
ще
ства: к каж
дой по
зи
ции,
дан
ной в пер
вом столб
це, под
бе
ри
те по
зи
цию из вто
ро
го столб
ца.

A) со
слов
ная струк
ту
ра об
ще
ства

Б) се
рий
ное про
из
вод
ство то
ва
ров мас
со
во
го по
треб
ле
ния

B) низ
кая со
ци
аль
ная мо
биль
ность

Г) ве
ду
щая роль ин
фор
ма
ции в жизни об
ще
ства

Сборник Тематических вариантов ЕГЭ Обществознание

Автор
-
составитель:
Евгений Калатуша

Д) преобладание ручного труда

За
пи
ши
те в ответ цифры, рас
по
ло
жив их в по
ряд
ке, со
от
вет
ству
ю
щем бук
вам:

1) под
го
тов
ка ин
ве
сти
ци
он
ных про
ек
тов, на
-
прав
лен
ных на со
зда
ние новых ра
бо
чих мест
в эко
но
ми
че
ски не
раз
ви
тых стра
нах

2) де
я
тель
ность меж
ду
на
род
ных пра
ви
тель
-
ствен
ных ор
га
ни
за
ций, на
прав
лен
ная на борь
-
бу с тер
ро
риз
мом

3) предо
став
ле
ние тор
го
вых пре
фе
рен
ций для
стран с сы
рье
вы
м ха
рак
те
ром экс
пор
та

4) со
кра
ще
ние рас
хо
дов на пре
одо
ле
ние без
-
гра
мот
но
сти

5) раз
ра
бот
ка про
грамм по
ста
вок ору
жия

6) огра
ни
че
ние вы
бро
са за
гряз
ня
ю
щих ве
-
ществ в ат
мо
сфе
ру

Что из приведенного ниже является
проявлением глобальных про
блем?

Истощение плодородного слоя почвы

Истощение запасов пресной воды

Увеличение задолженности развивающихся стран развитым

Кризис финансовой системы

Проблемы войны и мира

1) Эко
но
ми
ка ха
рак
те
ри
зу
ет
ся гос
под
ство
м сель
ско
го хо
зяй
ства и при
ми
тив
но
го ре
мес
ла.

2) В по
ли
ти
че
ской сфере гос
под
ству
ют цер
ковь и армия.

3) Эко
но
ми
че
ской базой об
ще
ства яв
ля
ет
ся про
мыш
лен
ность.

4) Со
ци
аль
ная струк
ту
ра со
слов
но кор
по
ра
тив
на, ста
биль
на
.

5) Пре
об
ла
да
ет экс
тен
сив
ная тех
но
ло
гия.

6) В об
ще
ствен
ных от
но
ше
ни
ях гос
под
ству
ют право и закон.

Сборник Тематических вариантов ЕГЭ Обществознание

Автор
-
составитель:
Евгений Калатуша

Найдите в приведенном перечне характерные признаки общества, отличающие его от
природы.

подчиняется действию
объективных законов, не зависящих от воли и желаний людей

представляет собой совокупность всех форм и способов взаимодействия людей и их
групп

является внешней, естественной средой обитания человека и человеческих сообществ

создает культуру и, в свою оче
редь, формируется под влиянием культуры

представляет собой все человечество в целом, как в настоящем, так и в прошлом, и в
будущем

Най
ди
те в при
ве
ден
ном ниже спис
ке сред
ства мас
со
вой ком
му
ни
ка
ции, воз
ник
шие в
XX в. За
пи
ши
те цифры,
под ко
то
ры
ми они ука
за
ны.

Най
ди
те в при
ведённом спис
ке вы
во
ды, ко
то
рые можно сде
лать на ос
но
ве диа
грам
мы, и
за
пи
ши
те цифры, под ко
то
ры
ми они ука
за
ны.

1) Треть ре
спон
ден
тов уве
ре
ны, что ос
но
вы жиз
нен
но
го опыта молодёжь при
об
ре
та
ет в
выс
ших учеб
ных за
ве
де
ни
ях.

2) Боль
шая доля мо
ло
дых людей счи
та
ет, что ос
но
вы жиз
нен
но
го опыта фор
ми
ру
ет семья.

Сборник Тематических вариантов ЕГЭ Обществознание

Автор
-
составитель:
Евгений Калатуша

3) Ка
ж
дый тре
тий юноша ука
зал, что жиз
нен
ный опыт, по
лу
чен
ный в армии, имеет боль
-
шое зна
че
ние.

4) Рав
ные доли опро
шен
ных счи
та
ют, что ос
но
вы жиз
нен
но
го опыта фор
ми
ру
ют
ся шко
-
лой, ком
па
ни
ей то
ва
ри
щей и сред
ства
ми мас
со
вой ин
фо
р
ма
ции.

5) Книги пе
ре
ста
ли быть ос
но
вой жиз
нен
но
го опыта для около 90 % со
вре
мен
ной
молодёжи.

А) Расцвет средневекового
западноевропейского общества
продолжался несколько веков.

Б) Под обществом понимают все способы
взаимодействия людей

В) Общество собаководов организовало
очередную

это прошлое, настоящее и
будущее человечества.

Д) Общество любителей изящной
словесности избрало своего председателя.

1) в широком значении

2) в узком значении

Какие суждения об обществе верны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

продукт совокупной деятельности людей

это разрозненная совокупность людей, характеризующаяся хаотичностью
связей и постоянной конфронтацией.

это круг людей, объединенных общностью цели, интересов,
происхождения.

это многообразные формы взаимодействия людей, связи, возникающие
между социальными группами

это закрытая система, поскольку она не взаимодействует с друг
ими
системами

природой, космосом и т.п.

1) Эко
но
ми
ка ха
рак
те
ри
зу
ет
ся гос
под
ством сель
ско
го хо
зяй
ства и при
ми
тив
но
го ре
мес
ла.

2) В по
ли
ти
че
ской сфере гос
под
ству
ют цер
ковь и армия.

3) Эко
но
ми
че
ской базой об
ще
ств
а яв
ля
ет
ся про
мыш
лен
ность.

Сборник Тематических вариантов ЕГЭ Обществознание

Автор
-
составитель:
Евгений Калатуша

4) Со
ци
аль
ная струк
ту
ра яв
ля
ет
ся со
слов
но кор
по
ра
тив
ной, ста
биль
ной.

5) Пре
об
ла
да
ет ин
тен
сив
ная тех
но
ло
гия.

6) В об
ще
ствен
ных от
но
ше
ни
ях гос
под
ству
ют право и закон.

Выберите из приве
денного списка позитивные последствия глобализации:

отсутствие экономической специфики разных стран

возникновение социокультурного единства человечество

доступность передовых технологий

насаждение единого стандарта определенного обра
за жизни

Най
ди
те в при
ве
ден
ном спис
ке черты, при
су
щие про
цес
су мо
дер
ни
за
ции. За
пи
ши
те
цифры, под ко
то
ры
ми они ука
за
ны.

1) осу
ществ
ле
ние про
мыш
лен
но
го пе
ре
во
ро
та

2) гос
под
ство го
су
дар
ства над об
ще
ством и об
ще
ства над лич
но
стью

3) не
вы
со
кий уро
вень со
ци
аль
ной мо
биль
но
сти

4) фор
ми
ро
ва
ние ры
ноч
но
го хо
зяй
ства

5) фор
ми
ро
ва
ние граж
дан
ско
го об
ще
ства

Уста
но
ви
те со
от
вет
ствие между со
ци
аль
ны
ми фак
та
ми и ис
то
ри
че
ски
ми т
и
па
ми об
-
ществ: к каж
дой по
зи
ции, дан
ной в пер
вом столб
це, под
бе
ри
те со
от
вет
ству
ю
щую по
зи
-
цию из вто
ро
го столб
ца.

СО
ЦИ
АЛЬ
НЫЕ ФАКТЫ

А) аг
рар
но
-
сы
рье
вой тип хо
зяй
ства

Б) по
яв
ле
ние мас
со
вой куль
ту
ры

В) раз
ви
тие гло
баль
ных ком
пью
тер
ных сетей

Д) ве
ду
щая роль науки в про
из
вод
стве

За
пи
ши
те в ответ цифры, рас
по
ло
жив их в по
ряд
ке, со
от
вет
с
тву
ю
щем бук
вам:

19.
Страна А с населением в 50 миллионов человек расположена в Северном полушарии.
Какая доп. информация позволит судить о принадлежности страны А к обществам
индустриального типа?

в стране действует конституция

стране проживает многочисленное население

основу хозяйства страны составляет промышленное производство

использование ручного труда сведено к минимуму

верховная власть в стране передается по наследству

Сборник Тематических вариантов ЕГЭ Обществознание

Автор
-
составитель:
Евгений Калатуша

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором проп
ущен ряд слов.

Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________ (А). От
эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования
средств и организации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенствование
р
абочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет
существующее __________ (Б). Одновременно с прогрессом производительных сил идет
увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредственную
___________ (В) общес
тва. Под влиянием прогресса в общественном производстве
возвышаются общественные потребности, а также совершенствуются способы их
удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Происходит ____________ (Г)
общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к
формированию и
функционированию ___________ (Д) идеалов, норм и ценностей. Человечество
постепенно превращается в единое целое. Но главным показателем и критерием
общественного прогресса является расширение свободы. Следовательно, для того чтобы
определить
, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по
сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в
жизни людей данного общества существенные признаки ____________ (Е).

Выбирайте последовательно одно слов
о за другим, мысленно заполняя словами каждый
пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для
заполнения пропусков. Список терминов:

7) исторический прогре
сс

В дан
ной ниже таб
ли
це при
ве
де
ны буквы, обо
зна
ча
ю
щие про
пу
щен
ные слова. За
пи
ши
те в
таб
ли
цу под каж
дой бук
вой номер вы
бран
но
го вами слова.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седова Ольга Леонидовна

The article considers the importance of personnel management for the whole organizational management system. The basic concepts of personnel management are analyzed and patterns of present-day personnel management are studied.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Седова Ольга Леонидовна

Personnel management: approaches evolution and contemporary peculiarities

The article considers the importance of personnel management for the whole organizational management system. The basic concepts of personnel management are analyzed and patterns of present-day personnel management are studied.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА

Под управлением персоналом в настоящее время понимается специальная функция управления, которая включает в себя систему управления отбором, адаптацией, подготовкой, организацией работы персонала, оплатой и мотивацией его труда, социально-психологическими аспектами производственной деятельности. Главная цель управления персоналом заключается в максимально эффективном использовании потенциала работников для достижения целей организации. Следовательно, важнейшей задачей служб управления персоналом является побуждение сотрудников к максимально производительной работе.

Одним из основоположников научной организации труда стал американский инженер Фредерик Тейлор. Его учение

смысле слова, включая профотбор, профконсультацию и проф-

В 50-60-е годы ХХ в. в управлении персоналом стали активно применять положения теории систем, кибернетики, экономи-ко-ма те ма ти чес кие ме то ды.

На рубеже 1970-х годов, переломных для всей управленческой мыс ли, проз ву чал те зис о том, что лю бая ор га ни за ция - это открытая система, которая приспосабливается к внешней и внутренней среде. Именно в этот период в управлении персоналом

Десятилетие 80-х годов ХХ в. ознаменовалось открытием значения организационной культуры как мощного инструмента управления персоналом. Многие специалисты стали ставить организационную культуру по силе воздействия на людей вровень с организацией как управленческим инструментом.

Рассматривая персонал как ресурс организации, специалисты предполагают экономическую целесообразность внесения больших инвестиций в работу с персоналом. В сочетании с современными методами управления в области организации труда они способны принести адекватную отдачу.

Следует отметить, что в 1990-е годы деятельность многих отечественных предприятий осуществлялась в условиях кризиса. Одним из путей преодоления кризисных факторов была реструктуризация промышленных предприятий, составной частью которой являлась реорганизация систем управления персоналом.

При антикризисной реорганизации системы управления персоналом важно было учитывать как экономические, так и социальные аспекты деятельности предприятия. Экономические ас-пек ты бы ли свя за ны с зат ра та ми на по иск, при ем, обу че ние, увольнение кадров, а также с конкурентными издержками на вы-

пуск продукции, финансовыми ограничениями и т. д. Социальные аспекты обусловлены системой формальных и неформальных связей на предприятии, препятствующих увольнению и найму ра бот ни ков, да же ес ли то го тре бу ет эко но ми чес кая си ту а ция. Предприятия должны были обеспечивать баланс между экономической эффективностью и социальной стабильностью. Как отмечали эксперты, для повышения эффективности промышленных предприятий в условиях кризиса следовало бы уволить около 30% их персонала. Однако известно, что уровень безрабо-ти цы, за ко то рым воз мо жен рез кий рост со ци аль ной нап ря жен -ности, составляет 15-20%. Поэтому только в единстве экономической и социальной сторон могло быть обеспечено эффективное управление персоналом предприятия в кризисных условиях.

При этом осо бен ностью внут рен не го рын ка тру да яв лял ся не -достаточный уровень трудовой мобильности на предприятии: лишь немногие работники были готовы к существенному изменению своего профессионального и квалификационного уровня, к внутрипроизводственным переходам. В то же время одной из основных причин невозможности профессионально-квалификационного роста персонала являлись финансовые проблемы (отсутствие средств на обу че ние или не у ве рен ность в га ран ти ро ван ной высокой оплате после обучения).

Решение этих проблем требовало реорганизации системы управления персоналом, конечной целью которой являлось формирование восприимчивой к кризисным условиям структуры персонала предприятия.

Антикризисная реорганизация персонала предприятия обладала существенными особенностями в части изменения уровня разделения труда, соотношения материальных и трудовых затрат, упрощения продуктовых и ресурсных потоков.

В целом реорганизация персонала с позиций организационной структуры предприятия была увязана с умеренной децентрализацией структуры управления и предполагала сбалансированное распределение функций управления персоналом на разных уровнях аппарата управления предприятием в целом, независимых

це хов и ду аль ных струк тур.

Таким образом, в конце ХХ - начале ХХ1 в. функция управления персоналом стала одной из основных функций предприятия на ря ду с функ ци я ми про из во д ства, мар ке тин га, про даж, фи нан -сов и т. д. Она тесно взаимодействует с другими функциями управления в рамках общей стратегии предприятия.

В начале ХХ1 в. наблюдается существенное повышение роли служб уп рав ле ния пер со на лом в про цес сах уп рав ле ния сов ре -менными компаниями. К традиционным функциям (наем, развитие, адап та ция, оцен ка, мо ти ва ция) до бав ля ют ся та кие, как учас -тие в стра те ги чес ком пла ни ро ва нии, уп рав ле ние сто и мостью человеческого капитала, формирование и развитие корпоративной культуры. Расходы на работников рассматриваются при этом как инвестиции и источник роста стоимости компании. Человеческий капитал систематически рассчитывается в сделках слияний и поглощений компаний. Таким образом, функция управления персоналом переместилась из области социального обеспечения и администрирования в область стратегии развития организации.

Все эти изменения напрямую связаны с переосмыслением собственниками путей увеличения капитала компании в связи с ограниченностью потенциала роста и повышением конкуренции. Обеспечение соответствия персонала целям организации становится одной из основных задач кадровой службы. Проведенные в последние годы исследования показывают четкую связь между проблемами управления персоналом и эффективностью бизнеса.

Наряду с универсальными моделями управления персоналом разрабатываются специальные методы управления персоналом в инновационных, интернациональных и других организациях.

Однако не только сопротивление персонала снижает инновационную активность организации. Как показали результаты исследования, проведенного компанией Deloitte (2005 г.), 40%

По данным Центра социологических и психологических исследований Высшей школы международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ (2006 г.), 62,1% российских компаний испытывают трудности в привлечении и удержании талантливых людей, необходимых инновационной организации. В связи с этим основными задачами в области управления персоналом инновационной организации становятся:

1) привлечение в организацию сотрудников с инновационным потенциалом. Для решения этой задачи, с одной стороны, не-об хо ди мо фор ми ро вать имидж ор га ни за ции на рын ке тру да, а с другой - дополнить процедуру отбора персонала при приеме на ра бо ту эта па ми про вер ки ка честв, ха рак те ри зу ю щих его как работника-новатора (интеллектуальный уровень, способность к са мо об ра зо ва нию и са мо раз ви тию, ини ци а тив ность, изобретательность и др.), анализа достижений претендента, использованием технологии Ассесмент-центра, методов социометрии;

2) развитие инновационного потенциала работника организации. Ос нов ны ми ме то да ми раз ви тия сот руд ни ков яв ля ют ся про ве -дение семинаров и тренингов, обучение действием, привлечение работников к участию в конференциях, круглых столах, проектных и дискуссионных группах и т. д. В последние годы в организациях создаются специальные центры развития сот-руд ни ков, ис поль зу ют ся та кие инстру мен ты об ме на зна ни я ми, как системы управления знаниями и т. д.;

3) удержание работников с инновационным потенциалом в организации. Наряду с предоставлением социального пакета, вве-де ни ем над ба вок за стаж це ле со об раз но при ме нять та кие инструменты стимулирования работников, как обучение за счет организации (второе высшее, МВА), участие в прибылях, ль гот ное кре ди то ва ние и др.

Однако ни активная политика привлечения, развития, удержания персонала с инновационным потенциалом, ни преодоление инновационного сопротивления персонала не являются гарантией эффективности инновационной деятельности сотруд-ни ков. Толь ко в слу чае лич ной за ин те ре со ван нос ти сот руд ни ков в решении задач, которые ставит перед ними организация,

фор ми ру ет ся их вов ле чен ность в ин но ва ци он ную де я тель ность. В связи с этим приоритетной задачей управления персоналом в ин но ва ци он ной ор га ни за ции ста но вит ся при ча ст ность и вов ле -ченность сотрудников не только в реализацию, но и в разработку ин но ва ци он ной по ли ти ки ор га ни за ции.

Происходящие в наши дни процессы глобальной интеграции раз лич ных го су да р ствен ных об ра зо ва ний в еди ные эко но ми чес -кие сообщества, активного расширения межгосударственного сот руд ни че ст ва в об лас ти эко но ми чес ких от но ше ний (соз да ние таких совместных хозяйствующих субъектов со смешанными формами капитала, как совместные предприятия, транснациональные корпорации и т. п.) привели к формированию и развитию международного рынка рабочей силы. В последние годы наблюдается активный рост числа интернациональных организаций. Так, к началу ХХ1 в. насчитывалось более 50 тыс. интернациональных организаций, а число их зарубежных филиалов перевалило за 450 тыс. Особенностью состава персонала интернациональных компаний является наличие различных групп сот руд ни ков: мест ных сот руд ни ков при ни ма ю щей стра ны, сот -руд ни ков так на зы ва е мой ис ход ной стра ны и сот руд ни ков дру гих стран.

Реализуя функции интернациональной организации по отбору, развитию и целенаправленному использованию человеческих ре сур сов, не об хо ди мо ори ен ти ро вать ся на при ня тую в при ни ма -ю щей стра не сис те му тру до вых от но ше ний, зак реп лен ную со от -ветствующими правовыми нормами, культуру, экономический и социальный уровень жизни, а также наличие языковых трудностей в случае интернационального состава персонала. Эффективное управление персоналом интернациональных компаний требует применения персонал-технологий с учетом специфических фак то ров, та ких как боль ший ди а па зон ак тив нос ти сот руд ни ка, зна че ние лич ной сфе ры сот руд ни ка, раз ли чие цен но ст ных баз ра -бот ни ков.

Таким образом, в конце ХХ - начале ХХ1 в. особенностями управления персоналом стали индивидуализация, демократизация, информатизация и системность управления персоналом.

Индивидуализация работы с персоналом означает, что в управлении людьми должен быть полностью реализован индивидуальный подход: и на стадии приема, и при продвижении, и при оценке результатов деятельности сотрудника. Ведь каждый

работник - это неповторимая личность со своими чертами характера, ценностными ориентациями, способностями и т. д. Поэтому вряд ли можно рассчитывать на то, что одинаковый подход к разным работникам будет одинаково успешным. Индивидуальный подход позволяет выявить личные интересы работников и сбалансировать их с потребностями и возможностями предприятия. Индивидуализация работы с персоналом направлена на максимально возможную активизацию творческого потенциала работников в процессе труда.

Демократизация управления персоналом предполагает изучение и учет коллективного мнения персонала при принятии важнейших решений, благодаря чему рядовые работники участвуют в осуществлении управленческих функций, во владении собственностью. Вовлечение в процесс управления предприятием рядовых работников создает условия для их самовыражения, развития у них самостоятельности и ответственности, способствует достижению целей, стоящих перед коллективом, как своих собствен ных.

Информатизация управления персоналом на практике связана с внедрением новых информационных технологий на базе вычисли тель ной тех ни ки.

Системность в работе с персоналом предполагает, что управление должно охватывать не отдельные категории работающих, а весь персонал, и решать не отдельные задачи, а все вопросы деятельности работника: от его приема на работу до последнего дня работы и даже после выхода на пенсию. При этом комплексно ис поль зу ют ся раз ные ме то ды, сред ства и при е мы ра бо ты с пер со -налом. Управление персоналом стало рассматриваться как система ме роп ри я тий и ох ва ты ва ет все ста дии про из во д ствен но го процесса - от разработки стратегии фирмы до распределения дохода.

Архипова Н.И., Седова О.Л. Управление персоналом. М.: Изд-во

Ипполитова, 2003. Журавлев П.В., Одегов Ю.Г., Волгин Н.А. Управление человеческими

ресурсами: опыт индустриально развитых стран. М.: Экзамен, 2002. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2005.


Данная работа предназначена для учащихся профильного класса , предмет "Право"

Скачать:

ВложениеРазмер
konstitutsionoe_pravo.odt 18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конституция Рф, ос но вы конституционного строя

1. За да ние 21 № 17. Кон сти ту цию от всех дру гих фе де раль ных за ко нов от ли ча ет

1) выс шая юри ди че ская сила

2) обя за тель ность для всех граж дан

3) го су дар ствен ная обес пе чен ность

4) нор ма тив но-пра во вой ха рак тер

2. За да ние 21 № 54. Что из пе ре чис лен но го от но сит ся к пол но мо чи ям Пре зи ден та РФ?

1) осу ществ ля ет управ ле ние фе де раль ной соб ствен но стью

2) опре де ля ет ос нов ные на прав ле ния внут рен ней и внеш ней по ли ти ки

3) раз ра ба ты ва ет и пред став ля ет в Го су дар ствен ную Думу РФ го су дар ствен ный бюд жет

4) обес пе чи ва ет про ве де ние в Рос сий ской Фе де ра ции еди ной фи нан со вой, кре дит ной и де неж ной по ли ти ки

3. За да ние 21 № 203. В чем наи бо лее полно вы ра жа ет ся де мо кра ти че ский смысл Кон сти ту ции РФ?

1) во вве де нии двух па лат но го пар ла мен та

2) в за креп ле нии ос нов ных обя зан но стей граж дан

3) в про воз гла ше нии фе де ра тив но го устрой ства го су дар ства

4) в за креп ле нии прин ци па раз де ле ния вла стей

4. За да ние 21 № 240. В ве де нии фе де раль ных ор га нов вла сти на хо дит ся

1) за щи та прав и сво бод че ло ве ка и граж да ни на

2) раз ра бот ка кон сти ту ций субъ ек тов Фе де ра ции

3) си сте ма ор га нов го су дар ствен ной вла сти рес пуб лик

4) во про сы мест но го са мо управ ле ния

5. За да ние 21 № 277. Де пу тат Го су дар ствен ной Думы ра бо та ет

1) на вре мен ной ос но ве

2) по сов ме сти тель ству

3) на по сто ян ной ос но ве

4) по кон трак ту

6. За да ние 21 № 314. Пре зи дент Рос сии яв ля ет ся гла вой

1) Кон сти ту ци он но го Суда

2) Фе де раль но го Со бра ния

3) Пра ви тель ства РФ

4) Рос сий ско го го су дар ства

7. За да ние 21 № 388. Во всех слу ча ях, когда Пре зи дент РФ не в со сто я нии вы пол нять свои обя зан но сти, их вре мен но ис пол ня ет

1) Пред се да тель Вер хов но го Суда РФ

2) Пред се да тель Пра ви тель ства

3) Пред се да тель Со ве та Фе де ра ции

4) Пред се да тель Кон сти ту ци он но го Суда

8. За да ние 21 № 720. Кон сти ту ция об ла да ет выс шей юри ди че ской силой. Это озна ча ет, что

1) ни один пра во вой акт не может ей про ти во ре чить

2) вы но ся ре ше ния, суд дол жен прямо ссы лать ся на ста тьи Кон сти ту ции

3) она за креп ля ет из ме не ния, про изо шед шие в стра не

4) она за креп ля ет пра во вые га ран тии граж дан стра ны

9. За да ние 21 № 721. Вне се ние по пра вок в тек сты при ня тых за ко нов яв ля ет ся в РФ не по сред ствен ной функ ци ей

1) Пре зи ден та РФ

2) Пра ви тель ства РФ

3) Фе де раль но го Со бра ния РФ

4) Вер хов но го Суда РФ

10. За да ние 21 № 869. К ос но вам кон сти ту ци он но го строя РФ от не се но по ло же ние о

1) по ряд ке за клю че ния и со дер жа нии тру до во го до го во ра

2) един стве эко но ми че ско го про стран ства в РФ

3) фор мах го су дар ствен но го ре гу ли ро ва ния эко но ми ки

4) усло ви ях и по ряд ке огра ни че ния дее спо соб но сти

11. За да ние 21 № 943. К ос но вам кон сти ту ци он но го строя РФ от не се но по ло же ние о

1) об сто я тель ствах, ис клю ча ю щих на ступ ле ние уго лов ной от вет ствен но сти

2) под держ ке кон ку рен ции, сво бо де эко но ми че ской де я тель но сти

3) фор мах го су дар ствен ной цен зу ры средств мас со вой ин фор ма ции

4) за креп ле нии земли в го су дар ствен ной соб ствен но сти

12. За да ние 21 № 980. К ос но вам кон сти ту ци он но го строя РФ от не се но по ло же ние о

1) видах и усло ви ях за клю че ния граж дан ских до го во ров

2) ор га нах мест но го са мо управ ле ния как ор га нах го су дар ствен ной вла сти

3) ре а ли за ции прин ци па раз де ле ния вла стей на за ко но да тель ную, ис пол ни тель ную и су деб ную

4) фор мах юри ди че ской от вет ствен но сти за со вер ше ние пра во на ру ше ний

13. За да ние 21 № 1017. К ос но вам кон сти ту ци он но го строя РФ от не се но по ло же ние о

1) по ряд ке на зна че ния судей Кон сти ту ци он но го Суда РФ

2) при зна ках, поз во ля ю щих ква ли фи ци ро вать про ти во прав ное де я ние как ад ми ни стра тив ный про сту пок

3) еди ной го су дар ствен ной идео ло гии

4) по ли ти че ском мно го об ра зии, мно го пар тий но сти

14. За да ние 21 № 1054. К ос но вам кон сти ту ци он но го строя РФ от не се но по ло же ние о

1) юри ди че ских лицах как субъ ек тах граж дан ско го права

2) по ряд ке за клю че ния брака

3) при зна нии идео ло ги че ско го мно го об ра зия

4) раз гра ни че нии пол но мо чий фе де раль ных ми ни стерств, агентств и служб

15. За да ние 21 № 1090. Кон сти ту ция РФ уста нав ли ва ет прин цип су ве ре ни те та. Он озна ча ет, что

1) цер ковь от де ле на от го су дар ства и си сте мы об ра зо ва ния

2) на ро ды, про жи ва ю щие на тер ри то рии РФ, имеют рав ные права

3) че ло век, его права и сво бо ды при зна ют ся выс шей цен но стью

4) го су дар ствен ная власть са мо сто я тель но издаёт об ще обя за тель ные для всех пра ви ла по ве де ния

16. За да ние 21 № 1127. Кон сти ту ция про воз гла ша ет РФ со ци аль ным го су дар ством. Это озна ча ет, что

1) на ро ды, про жи ва ю щие на тер ри то рии РФ, имеют рав ные права

2) за креп ля ет ся мно го об ра зие форм соб ствен но сти

3) цер ковь в РФ от де ле на от го су дар ства и си сте мы об ра зо ва ния

4) по ли ти ка го су дар ства на прав ле на на обес пе че ние до стой ной жизни и сво бод но го раз ви тия лич но сти

17. За да ние 21 № 1164. Кон сти ту ция РФ уста нав ли ва ет прин цип су ве ре ни те та. Он озна ча ет, что

1) в РФ приз наётся идео ло ги че ское мно го об ра зие

2) на ро ды, про жи ва ю щие на тер ри то рии РФ, имеют рав ные права

3) го су дар ствен ная власть са мо сто я тель но уста нав ли ва ет и обес пе чи ва ет пра во по ря док

4) еди ная го су дар ствен ная власть раз де ле на на три ветви — за ко но да тель ную, ис пол ни тель ную и су деб ную

18. За да ние 21 № 1201. Кон сти ту ция РФ про воз гла ша ет свет ский ха рак тер го су дар ства. Это озна ча ет, что

1) на ро ды, про жи ва ю щие на тер ри то рии РФ, имеют рав ные права

2) че ло век, его права и сво бо ды при зна ют ся выс шей цен но стью

3) цер ковь в РФ от де ле на от го су дар ства и си сте мы об ра зо ва ния

4) по ли ти ка го су дар ства на прав ле на на со зда ние усло вий, обес пе чи ва ю щих до стой ную жизнь и сво бод ное раз ви тие лич но сти

19. За да ние 21 № 1238. Кон сти ту ция — это

1) кон цеп ция раз ви тия го су дар ства

2) ос нов ной закон го су дар ства

3) свод за ко нов го су дар ства

4) пра во вая си сте ма стра ны

20. За да ние 21 № 1275. Кон сти ту ция про воз гла ша ет РФ пра во вым го су дар ством. Это озна ча ет, что

1) го су дар ство и все его ор га ны под чи не ны за ко ну

2) на ро ды, про жи ва ю щие на тер ри то рии РФ, имеют право на выход из со ста ва РФ

3) цер ковь от де ле на от си сте мы об ра зо ва ния и со ци аль но го при зре ния

4) го су дар ствен ная власть са мо сто я тель но издаёт об ще обя за тель ные пра ви ла по ве де ния

21. За да ние 21 № 1423. Кон сти ту ция РФ уста нав ли ва ет прин цип фе де ра лиз ма. Он озна ча ет, что

1) но си те лем су ве ре ни те та и един ствен ным ис точ ни ком вла сти яв ля ет ся народ

2) в РФ га ран ти ро ва на сво бо да ве ро ис по ве да ния

3) су ще ству ют раз лич ные формы на ци о наль ной го су дар ствен но сти

4) РФ приз наёт, га ран ти ру ет, со блю да ет и за щи ща ет не от чуж да е мые права че ло ве ка и граж да ни на

22. За да ние 21 № 1571. До ку мен том, за креп ля ю щим пра во вое по ло же ние лич но сти, по ря док ор га ни за ции и ком пе тен цию ор га нов вла сти и управ ле ния в цен тре и на ме стах, яв ля ет ся

1) Граж дан ский ко декс РФ

2) Закон о граж дан стве РФ

3) Кон сти ту ция РФ

4) Закон о мест ном са мо управ ле нии РФ

23. За да ние 21 № 1608. Кон сти ту цию от всех дру гих Фе де раль ных За ко нов от ли ча ет

1) пря мое дей ствие

2) об ще обя за тель ный ха рак тер

3) обес пе чен ность силой го су дар ства

4) нор ма тив но-пра во вой ха рак тер

24. За да ние 21 № 1645. В Кон сти ту ции РФ за креп ле но по ло же ние о Рос сии как о свет ском го су дар стве. Это озна ча ет, что

1) го су дар ство обес пе чи ва ет граж да нам до стой ный уро вень жизни

2) в го су дар стве ре а ли зу ет ся прин цип раз де ле ния и не за ви си мо сти вла стей

3) цер ковь от де ле на от го су дар ства и си сте ма об ра зо ва ния – от церк ви

4) в го су дар стве га ран ти ру ет ся мно го об ра зие форм соб ствен но сти

25. За да ние 21 № 2558. Кон сти ту ции РФ за креп ле но по ло же ние о Рос сии как о пра во вом го су дар стве. Это озна ча ет, что

1) го су дар ство обес пе чи ва ет граж да нам до стой ный уро вень жизни

2) в го су дар стве ре а ли зу ет ся прин цип раз де ле ния и не за ви си мо сти вла стей

3) цер ковь от де ле на от го су дар ства и си сте ма об ра зо ва ния – от церк ви

4) в го су дар стве га ран ти ру ет ся мно го об ра зие форм соб ствен но сти

26. За да ние 21 № 2633. Кон сти ту цию от всех дру гих фе де раль ных за ко нов от ли ча ет

1) выс шая юри ди че ская сила

2) обя за тель ность для всех граж дан

3) го су дар ствен ная обес пе чен ность

4) нор ма тив но-пра во вой ха рак тер

27. За да ние 21 № 2688. Ста тус субъ ек та Рос сий ской Фе де ра ции может быть изменён

1) по ре ше нию Вер хов но го суда РФ

2) по рас по ря же нию Пра ви тель ства РФ

3) по вза им но му со гла сию РФ и субъ ек та РФ по Указу Пре зи ден та РФ

4) по Указу Пре зи ден та РФ

28. За да ние 21 № 2725. Со став ле ние про ек та го су дар ствен но го бюд же та в Рос сий ской Фе де ра ции, со глас но Кон сти ту ции, яв ля ет ся пре ро га ти вой

1) Пре зи ден та РФ

2) Пра ви тель ства РФ

3) Фе де раль но го Со бра ния

4) Счётной Па ла ты

29. За да ние 21 № 3268. Про чи тай те фраг мен ты пуб ли ци сти че ской ста тьи. В каком из них со дер жит ся ин фор ма ция о со бы ти ях, про ис хо дя щих толь ко в фе де ра тив ном го су дар стве?

30. За да ние 21 № 3682. Кон сти ту ция РФ яв ля ет ся юри ди че ским до ку мен том пря мо го дей ствия. Это озна ча ет, что

1) её глав ной целью яв ля ет ся при зна ние и за щи та прав че ло ве ка и граж да ни на

2) в её ос но ву по ло же ны ра ти фи ци ро ван ные го су дар ством меж ду на род ные до ку мен ты

3) при на ру ше нии своих прав че ло век может об ра тить ся в суд, ссы ла ясь на её ста тьи

4) в неё ни при каких об сто я тель ствах не могут быть вне се ны из ме не ния или до пол не ния

31. За да ние 21 № 3721. К ос но вам кон сти ту ци он но го строя РФ от не се но по ло же ние о

1) го су дар ствен ном фи нан си ро ва нии по ли ти че ских пар тий

2) го су дар ствен ной ре ли гии

3) при о ри те те го су дар ствен ной формы соб ствен но сти

4) фе де ра тив ном устрой стве, ос но ван ном на го су дар ствен ной це лост но сти

32. За да ние 21 № 3758. Кон сти ту ция РФ за креп ля ет

1) прин цип раз де ле ния вла стей

2) по ря док ра бо ты Го су дар ствен но го Со ве та РФ

3) струк ту ру Ад ми ни стра ции Пре зи ден та РФ

4) кон крет ное ко ли че ство по ли ти че ских пар тий

33. За да ние 21 № 3832. Кон сти ту ция РФ яв ля ет ся юри ди че ским до ку мен том пря мо го дей ствия. Это озна ча ет, что

1) в её ос но ву по ло же ны ра ти фи ци ро ван ные го су дар ством меж ду на род ные до ку мен ты

2) её глав ной целью яв ля ет ся при зна ние и за щи та прав че ло ве ка и граж да ни на

3) при на ру ше нии своих прав че ло век может об ра тить ся в суд, ссы ла ясь на её ста тьи

4) в неё ни при каких об сто я тель ствах не могут быть вне се ны из ме не ния или до пол не ния

34. За да ние 21 № 4389. Со глас но Кон сти ту ции РФ Рос сия яв ля ет ся со ци аль ным го су дар ством, то есть го су дар ством, по ли ти ка ко то ро го на прав ле на на

1) укреп ле ние обо ро но спо соб но сти стра ны

2) со зда ние ин сти ту тов, обес пе чи ва ю щих де мо кра ти че ское раз ви тие го су дар ства

3) раз ви тие сво бод но го рынка

4) со зда ние усло вий, обес пе чи ва ю щих до стой ную жизнь граж да нам РФ

35. За да ние 21 № 4463. Кон сти ту ция РФ

1) кон кре ти зи ру ет нормы всех от рас лей права

2) опре де ля ет ос но вы об ще ствен но го и го су дар ствен но го строя

3) не под ле жит из ме не нию

4) при ни ма ет ся пар ла мен том

36. За да ние 21 № 5714. Вы бе ри те в при ведённом ниже спис ке кон сти ту ци он ные обя зан но сти

граж да ни на Рос сий ской Фе де ра ции и за пи ши те цифры, под ко то ры ми они

1) упла та на ло гов

2) со хра не ние при ро ды и окру жа ю щей среды

3) по лу че ние выс ше го об ра зо ва ния

4) за клю че ние брака

5) ис по ве до ва ние опре делённой ре ли гии

6) за бо та о не тру до спо соб ных нуж да ю щих ся ро ди те лях

37. За да ние 21 № 5750. Что из пе ре чис лен но го от но сит ся к про яв ле ни ям кон сти ту ци он но го прин ци па со ци аль но го го су дар ства? За пи ши те цифры, под ко то ры ми они ука за ны.

1) за прет уста нов ле ния об ще обя за тель ной идео ло гии

2) ра вен ство прав и сво бод че ло ве ка и граж да ни на не за ви си мо от пола, расы, на ци о наль но сти, языка

3) уста нов ле ние го су дар ствен ных пен сий и по со бий

4) охра на труда и здо ро вья людей

5) га ран тии един ства эко но ми че ско го про стран ства

6) уста нов ле ние га ран ти ро ван но го ми ни маль но го раз ме ра опла ты труда

38. За да ние 21 № 5833. Что из пе ре чис лен но го от но сит ся к груп пе со ци аль но-эко но ми че ских прав граж да ни на РФ? За пи ши те цифры, под ко то ры ми эти права ука за ны.

1) право на со ци аль ное обес пе че ние по ста ро сти

2) право на жизнь

3) право на жи ли ще

4) право на за щи ту чести и доб ро го имени

5) право на сво бо ду и лич ную не при кос но вен ность

6) право на отдых

39. За да ние 21 № 5899. Рос сий ская Фе де ра ция – свет ское го су дар ство. Какие из пе ре чис лен ных по ло же ний рас кры ва ют смысл этого кон сти ту ци он но го прин ци па? За пи ши те цифры, под ко то ры ми они ука за ны.

1) Ни ка кая ре ли гия не может уста нав ли вать ся в ка че стве го су дар ствен ной или обя за тель ной.

2) Ни ка кая идео ло гия не может уста нав ли вать ся в ка че стве го су дар ствен ной или обя за тель ной.

3) Ре ли ги оз ные объ еди не ния от де ле ны от го су дар ства и равны перед за ко ном.

4) В Рос сий ской Фе де ра ции при зна ют ся по ли ти че ское мно го об ра зие, мно го пар тий ность.

5) Рос сий ская Фе де ра ция обес пе чи ва ет це лост ность и не при кос но вен ность своей тер ри то рии.

6) Во вза и мо от но ше ни ях с фе де раль ны ми ор га на ми го су дар ствен ной вла сти все субъ ек ты Рос сий ской Фе де ра ции между собо

Читайте также: