Доброкачественная и злокачественная агрессия выделены в классификации

Огромную методологическую ценность имеет дифференциация Фроммом феномена агрессии на доброкачественную, которая отчасти восходит к миру человеческих инстинктов, и злокачественную, которая коренится в человеческом характере, в человеческих страстях и за которыми стоят побуждения отнюдь не природного, но экзистенциального свойства. Проявления злокачественной агрессии -- человеческая страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать. Фромм называет это качество деструктивностью и полагает, что ее природа социальна. Истоки деструктивности -- особенности культуры и образа жизни человека. Ни у животных, ни у далеких предков человека (первобытных охотников и собирателей) деструктивность не выявлена. В отличие от животных человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей.

Доброкачественная агрессия. Поведение, связанное с обороной, ответной реакцией на угрозу, Фромм называет доброкачественной агрессией, потому что смысл, сверхзадача, заложенная в нее природой, заключается в сохранении жизни. Механизм доброкачественной агрессии передается человеку генетически, у человека и у диких зверей он практически аналогичен. Согласно наблюдениям биологов, данный вид агрессии весьма редко ведет к уничтожению соперника (ее главная функция в отпугивании нападающего).

  • 1)защитное поведение;
  • 2) псевдо-агрессия;
  • 3)поведение, которое подразумевает нанесение вреда другому, но изначально не мотивировано этим.

Рассматривая первую категорию защитной агрессии, Фромм считает, что все виды должны иметь филогенетическую программу ответа на угрозу. Существует два ответа: гнев (ярость и атака); страх и бегство. Фромм, опираясь на данные физиологии, приходит к выводу, что особая часть головного мозга мобилизуется, когда животному или человеку что-то угрожает. Оба ответа биологически адаптивны и необходимо реактивные. Фромм не верит во внутренний драйв в агрессии. Потенциальные возможности для сражения или бегства появляются только перед лицом непосредственной угрозы. Когда она возникает, в живом существе рождается беспокойство -- обеспокоенность за свои жизненные интересы. Это агрессивное поведение не мотивировано разрушением ради разрушения. Основной мотив -- защитить себя. По Фромму, защитная агрессия встроена в животный и человеческий мозг и служит функцией защиты жизненных интересов.

Сознание разделяет человека и животного, поэтому формируются разные механизмы защитной агрессии. У человека более значимы сознательный и эмоциональный уровни. Если животные воспринимают только настоящую опасность, то человек наделен даром предвиденья, может осознать надвигающуюся опасность. Человек иногда реагирует и сопротивляется навязываемым идеям, пропаганде. И наконец, человек имеет более широкий, чем другие виды, уровень жизненных интересов, распространяющихся от необходимости в пище и крове до необходимости защиты своих ценностей и идеалов. Поэтому Фромм относит защитное агрессивное поведение к доброкачественной агрессии.

В психолого-педагогической и специальной литературе описаны различные ведущие типы агрессии. Анализ исследований, в которых они представлены, позволяет выделить такие наиболее общие основания классификации, как направленность, форма проявления, длительность агрессивного действия, его соответствие социальным нормам.

Наиболее распространено выделение типов агрессии по ее направленности. В частности, Э. Фромм на этом основании рассматривает агрессию доброкачественную и злокачественную.

1. Доброкачественная агрессия - это биологически адаптивная форма действия, которая способствует поддержанию жизни и связана с защитой витальных интересов, представляя собой реакцию на угрозу этим интересам. Ее следствием является устранение либо угрозы, либо ее причины.

В отличие от Э. Фромма, Дж. Доллард различает агрессию, направленную на живые существа, и агрессию, направленную на неодушевленные предметы. В первом случае агрессия принимает вид физической или словесной атаки; во втором - она преследует цель уничтожения неодушевленных предметов. Такого рода поведение называют деструктивным.

М. Мендель выделяет агрессию, направленную наружу и направленную внутрь (то есть самоагрессию), которая проявляется в атаках лично на себя и заключается в причинении себе боли или самоунижении (пример самоагрессии - самоубийство). В. В. Лебединский в зависимости от направленности выделяет внешнюю и внутреннюю агрессию.

В зависимости от цели агрессии Г. Паренс характеризует недеструктивную и враждебную деструктивную агрессии. Д. Майерс, Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют агрессию враждебную (главной целью агрессора является причинения страданий жертве) и инструментальную (агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда).

Вторым из выделенных оснований классификации агрессии является форма ее проявления. Так, А. Басе и другие исследователи выделяют активную (действия, вредящие другим людям или предметам) и пассивную (воздержание от определенных действий, приводящих к вредящим последствиям для являющегося объектом агрессии лица), речевую (используются вредящие атакуемому лицу вербальные раздражители, вызывающие у него страх, чувство обиды или эмоциональное отвержение) и физическую (проявляется в ударах или побоях, в повреждении или уничтожении общественной или личной собственности) агрессию.

А. Басс также различает бихевиоральную (нацелена на конкретные лица и предметы), символическую (касается лиц и предметов, символизирующих каким-либо образом подлинный объект, на который была бы ориентирована бехевиоральная агрессия) и тематическую агрессию (заключается в использовании определенного типа словесных высказываний).

Подробную классификацию агрессии в польской психологической литературе приводит 3. Скорны. Основаниями классификации является длительность агрессивного действия, форма проявления физической и речевой, непосредственной и косвенной агрессии.

Физическая агрессия может проявляться также и в косвенной форме. В отличие от непосредственной агрессии, заключающейся в атаке, направленной непосредственно на определенное лицо (агрессивное поведение) или предмет (деструктивное поведение), косвенная агрессия проявляется в агрессивном поведении, которое причиняет вред или неприятность лицу, являющемуся объектом агрессии, однако не принимает формы атаки, направленной непосредственно на это лицо. Здесь агрессор обычно действует анонимно, а лицо, являющееся жертвой агрессии, не знает, кто был настоящим виновником. Косвенная физическая агрессия включает в себя агрессивное и деструктивное поведение.

Вторым, наряду с физической агрессией, типом агрессивного поведения является речевая (словесная) агрессия, которая может принимать вид непосредственной и косвенной агрессии. Непосредственная речевая (вербальная) агрессия может иметь форму вредящих или унизительных агрессивных высказываний. К ним относятся такие высказывания как обзывание, высмеивание и подвержение неоправданным сомнениям.

С педагогической точки зрения интересное деление агрессивного поведения произвел 3. Скорны, выделивший три группы такого поведения, вызванного или поведением других лиц, или высказываниями других лиц, или препятствиями и неудачами в собственных действиях.

Агрессию с точки зрения соответствия или несоответствия поведения человека социальным нормам рассматривает Н. Д. Левитов, разделяя общественно и этически оправданные поступки (например, социально одобряемая спортивная злость) и недопустимую грубую форму обращения с человеком, а иногда - с неодушевленным предметом.

Как следует из обзора приведенной литературы, можно различать физическую и вербальную агрессию, непосредственную и косвенную агрессию, простую и сложную агрессию, действенную и пассивную, бихевиоральную, символьную, тематическую агрессию, явную и скрытую агрессию. Включение определенных типов поведения в границы агрессивного поведения зависит от способов интерпретации этого понятия. В широком значении все вышеуказанные типы поведения можно назвать агрессивными; в более узком значении понятие агрессивного поведения охватывает только некоторые из них.

Классификация агрессивного поведения с учетом внешних условий предполагает факторы, ситуации и раздражители, приводящие к проявлению агрессивного поведения. Она основывается на принципе зависимости между поведением личности и внешней ситуацией.

Многие авторы указывают на связь агрессивного поведения с неудовлетворенностью потребностей (например, Дж. Доллард). Исследователи А. Бандура и З. Скорны отмечают, что проявляемая ребенком агрессивность бывает последствием нереализованной потребности в общении, вызванной эмоциональной холодностью родителей, отсутствием с их стороны сердечности и доброжелательности, чрезмерной суровостью и применением физических наказаний. Нереализованная потребность в признании со стороны общества, вызванная частой критикой ребенка и замечаниями, также может привести к агрессивному поведению, как и нереализованная потребность в самостоятельности, вызванная слишком частыми запретами и приказами со стороны взрослых, а также чрезмерным ограничением самостоятельности детей и молодежи.

Ряд исследователей считает, что роль раздражителя, возбуждающего агрессивное поведение, играют и другие факторы. По мнению А. Басса, агрессия может быть следствием вредных раздражителей, принимающих вид атаки или досаждений. Подверженное атаке лицо реагирует агрессией, чтобы избавиться от воздействия вредных для него раздражителей. Автор считает агрессию, связанную с неудовлетворенностью, и инструментальную агрессию, которая является следствием помех в действиях, затрудняющих удовлетворение определенной потребности, однако не приводящих к возникновению фрустрации; таким образом, является способом, инструментом, дающим возможность достижения цели.

Таким образом, агрессивное поведение является неотъемлемой частью индивидуальной жизни человека и жизни общества. Оно может быть деструктивным, разрушающим личность человека и представляющим угрозу окружающим, выходящим за пределы моральных и юридических норм. В то же время средства агрессивного поведения используют отдельные люди, группы, сообщества, целые государства в целях защиты своих интересов, борьбы за свои права, достижения поставленных целей.

В реальной жизни практически каждый человек прибегает к тем или иным формам и средствам агрессивного поведения. В связи с этим с позиции педагогической науки и практики целесообразно выделить уровни агрессивного поведения, опираясь на разработанные прежде всего 3. Скорны и II. А. Ковалевым характеристики проявлений вербальной (прямой и косвенной) и физической (прямой и косвенной) агрессии.

Виды и характерные проявления агрессивного поведения

Классификацию агрессивного проявления предложили в своих работах И. Заградова, А.К. Осинский, Н.Д. Левитов (табл. 2.3).

ПРИЗНАК ВИД АГРЕССИИ
По направленности: Агрессия, направленная вовне; Агрессия, направленная на себя (аутоагрессия)
По цели: Интеллектуальная агрессия; Враждебная агрессия
По способу выражения: Физическая агрессия; Вербальная агрессия
По степени выраженности: Прямая агрессия; Косвенная агрессия
По наличию инициативы: Инициативная агрессия; Оборонительная агрессия

В заключение необходимо отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте понятие агрессии и агрессивного поведения.

2. Что понимается под социальной нормой?

3. Заполните таблицу:

Основные теоретические концепции агрессивности Характеристика агрессии в концепции
Теория влечения
Фрустрационная теория
Теория социального научения
Мотивационная теория

4. Объясните, почему существенную роль в развитии агрессивности играют сверстники.

5. Почему агрессивное поведение является неотъемлемой частью индивидуальной жизни человека и жизни общества?

6. Какие определенные формы организации и функционирования социальной группы способствуют эскалации агрессии и насилия?

Литература

Байярд Р. Т. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияние воспитания и семейных отношений. М., 1999.

Бандура А. Подростковая агрессия. М., 2000.

Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М., 2002.

Берковитц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб.; М., 2001.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1998.

Бэрон Р. Агрессия. СПб., 1997.

Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособое /Змановская Е.В. М., 2003.

Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление /Научное издание, под ред. Гилинского Я.И. СПб., 2000.

Ефимова О.И., Клейберг Ю.А., Калинин И.В., Пазекова Г.Е. и др. Социальная норма. Девиантное поведение. Конфликт. Краснодар, 2003.

Завражин С. А. Агрессивные фантазии в детском и подростко-вом возрасте //Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 43-49.

Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В. Влияние компьютерных игр и рекламы на проявление агрессивного поведения современных подростков. Учебно-методическое пособие. Тверь, 2005.

Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений. Учебное пособие. М., 2006.

Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения. Учебное пособие. М., 2006.

Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. - М., 1980.

Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М., 2003.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.

Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989.

Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб., 1997.

Лабковская Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб.пособие. СПб., 2000.

Лалаянц И. Энергия агрессии //Семья и школа. 1995. № 6. С. 20-25.

Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубеж-ной психологии //Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 81-87.

Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль //Вопросы психологии. 1992. № 5-6. С. 35-40.

Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного по-ведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.

Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. СПб., 1997.

Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. Мн., 2000.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. М., 1986. Т. 1.

Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. М., 1986. Т. 2.

Холличер В. Человек и агрессия. М., 1995.

Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. СПб., 1997.

Хюзман Л., Ровелл З., Леонард Д. Агрессия как черта личности: индивидуальные различия //Психология. 1990. № 3. С. 14.



Вопросы для самоконтроля:

1. Агрессия – это:а) действия, которые наносят другому человеку материальный ущерб; б) поведение, направленное на причинение вреда живому существу; в) особенность в процессе развития человека.

2. Агрессию как инстинкт понимают представители следующих направления:а) теории социального научения; б) фрустрационной теории; в) теории влечения (инстинкта).

3. Основоположником идеи врожденной обусловленности агрессивного поведения является:а) К. Хорни; б) З. Фрейд; в) Х. Хекхаузен.

4. Агрессия провоцируется:а) побудительными мотивами; б) биологическими факторами; в) поощрением.

5. Биологически адаптивная форма действия, которая способствует поддержанию жизни и связана с защитой витальных интересов, представляя собой реакцию на угрозу – это:а) злокачественная агрессия; б) доброкачественная агрессия; в) самоагрессия.

6. При данном типе агрессии агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Это агрессия:а) инструментальная; б) враждебная; в) внешняя.

7. При этой форме проявления агрессии используются вредящие атакуемому лицу вербальные раздражители, вызывающие у него страх, чувство обиды или эмоциональное отвержение:а) активная; б) пассивная; в) речевая.

8. Основное значение для эскалации агрессивного поведения имеют:а) общепринятые в данном обществе нормы поведения; б) социально-моральные стандарты; в) традиции и обычаи.

9. Проявление негативных чувств непосредственно против другого человека с применением физической силы – это проявление:а ) физической косвенной агрессии; б) физической прямой агрессии; в) вербальной косвенной агрессии.

10. По направленности выделяют:а) интеллектуальную и враждебную агрессию; б) физическую и вербальную; в) агрессию, направленную вовне и на себя.

| следующая лекция ==>
Природа агрессии, концепции проявления агрессивности | Виды, классификации и уровни социальных отклонений

Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 2479 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Основы социологии

Типология агрессивного поведения современных подростков

А.Ю. Монахова выделяет две основные формы агрессии:

1. Недеструктивная агрессия (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.

Враждебная деструктивная агрессия – это поведение, причиняющее боль. Такая агрессия накапливается и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм – переживание чрезмерной боли или стресса. Эта форма агрессии может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины, формировать грубые черты характера, а также уменьшить способности к адаптации. Не находя выхода, агрессивность накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека. Таким образом, агрессивность – феномен накопительный [8, с. 109].

В то же время среди зарубежных ученых существуют различные виды классификации, в которых агрессия определяется не столь однозначно и одиозно. Большинство исследователей предлагает дихотомический способ деления. В качестве одно из плюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию – поведение, при котором агрессия является только средством и направленная на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяют Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2000 г.), К. Додж и Дж. Койе (1987 г.). Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная – это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда [4, с. 15].

Более целесообразными представляются классификации, построенные не на основе деления на группы, лежащие в одной плоскости, а согласно много осевому принципу. Например, Э. Басс (1976 г.) предлагает концептуальную рамку, включающую три оси: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая.

Учитывая все вышеназванные аспекты, можно предположить следующую классификацию видов агрессии.

Таким образом, для более глубокого изучения и качественного понимания агрессивности, необходимо ввести классификацию агрессии, наглядно определяющую формы проявления агрессивного поведения

Жизненный путь ученого
Эмиль Дюркгейм – один из создателей социологии как науки, как профессии и как предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г.Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора с .

Социальные изменения
Это различные перемены, происходящие в течении некоторого времени в социальных структурах. Это достаточно широкое по объему понятие и охватывает такие понятия как : эволюция, революция, прогресс, регресс, процесс, трансформация, модификац .

Теоретические аспекты разработки политических технологий в условиях деполитизации электората
Применение политтехнологических идей на практике предполагает ориентацию на мотив человека, участвующего в политическом процессе. По большей части это два мотива: альтруистичный (усовершенствовать общественную жизнь) и эгоистичным (получи .

Фромм начинает анализ деструктивности с критики учений об агрессивности в инстинктивизме - отдельных положений философии З.Фрейда, К.Лоренца [1] и бихевиоризме - идеи Б.Скиннера [2] и др.

Агрессивность человека в инстинктивизме предстает как биологический фактор психической жизни. Периодически агрессивность накапливается и ищет разрядки в агрессивных поведенческих актах. Представителем инстинктивистской трактовки агрессии является З. Фрейд, взгляды которого были рассмотрены нами выше.

Анализируя идеи Фрейда, Фромм отмечает, что заслугой австрийского мыслителя является его переход от механицизма и физиологизма к биологическому восприятию организма как целое. Однако, по мнению Фромма, редукционизм многообразия жизненных проявлений к двум инстинктам у Фрейда оказывается неубедительным. Фромм указывает также на несостоятельность такой дихотомии в случае с животными, поскольку нет достаточных эмпирических доказательств наличия инстинкта смерти у неагрессивных видов животных.

В рамках инстинктивизма Фромм анализирует теорию человеческой агрессивности К. Лоренца, разработанную в результате изучения поведения животных. Лоренц считает, что агрессия развивается из инстинкта борьбы за выживание. Этот инстинкт развился в ходе эволюции и выполняет три важные функции: 1) борьба географически рассредоточивает представителей видов, 2) агрессия способствует улучшению генетический фонд вида, так как только более сильные особи оставляют потомство, 3) агрессивные представители способны лучше защитить и обеспечить выживание потомства.

Тем не менее, о существовании объективных биологических факторов, влияющих на агрессивный потенциал человека убедительно свидетельствуют современные исследования [5] . Например, деструктивные проявления личности усиливаются при гипогликемии или повышенной концентрации серотонина в ткани мозга. Половые гормоны, особенно тестостерон, могут способствовать возникновению стремления к деструктивной деятельности. Дефект в гене МАО (перевозбуждение мозга) и наличие лишней Y-хромосомы усиливает склонность человека к суициду и немотивированной агрессии [6] . Однако нейрофизиологические причины человеческой деструктивности остаются недостаточно исследованными и требуют дальнейших подтверждений. На наш взгляд есть все основания полагать, что причины деструктивной деятельности человека несводимы только к биологии и физиологии. Анализируя феномен деструкции всегда нужно иметь в виду, что нейрофизиологические процессы протекают в социокультурном контексте.

Бихевиористские концепции представляют противоположную точку зрения в понимании агрессии, считая ее только поведенческим проявлением. Бихевиоризм, по мнению Фромма, рассматривает агрессивность только в контексте визуального поведения, исключая из анализа целостную человеческую личность, которая не исчерпывается только наблюдаемым. В итоге он не в состоянии объяснить психические импульсы, не являющимися ответами на вызовы среды. Фромм, осуждает, например, Б.Ф. Скиннера за апологию технологической эпохи и технологии положительного стимулирования, которая приводит к обществу конформных индивидов, где нет места личности, действующей ответственно в социальном процессе.

В целом же Фромм критикует инстинктивистские и бихевиористские концепции за редукционизм: сведение понимания человека или наследственным моделям поведения, или к бездумному воспроизведению сегодняшних социальных схем. Поэтому Фромма не устраивают существующие теории агрессии, и в своих антропологических поисках он подходит к необходимости более тщательного и взвешенного исследования человеческой деструктивности.

Для анализа деструктивности, необходимо рассмотреть взгляды Фромма относительно агрессии. На основе критики инстинктивизма и бихевиоризма Фромм выделяет доброкачественную и злокачественную форму агрессии.

Доброкачественная форма является оборонительнойи связана с реакциями человека на угрозу его витальным интересам. Особенность человека, в том, что его доброкачественная агрессия может возникать даже на возможную угрозу, потому что человеком можно манипулировать, убеждать. Поэтому, считает Фромм, основой минимизации доброкачественной агрессии может стать устранение из социальной жизни взаимных угроз. Это возможно только при организации такой системы производства и распределения, которая обеспечивает людям достойные условия бытия и делает стремление к господству одной группы над другими неэффективным и невыгодным.

Все эти формы агрессии, по мнению Фромма, не являются деструктивными по своей природе.

Злокачественная форма агрессии, в отличие от оборонительной, как доказывает Фромм, не порождается инстинктами и присуща только человеку. Обе формы имеют разную природу, хотя внешние проявления могут быть схожими. На наш взгляд, такое разделение дает методологическое преимущество в исследовании феномена агрессивности, поскольку позволяет изучать последний, как общее явление, объединяющее различные описания и частные его проявления.

Деструктивность в концепции Фромма предстает как отличительная родовая черта человека, являющаяся следствием существования человека в мире. Значительное ослабление инстинктивного начала и доминирование разума явились основополагающими причинами дисгармоничности существования человека. С одной стороны, человек, утратив в процессе эволюции инстинктивные механизмы (физическую выносливость, когти, клыки ит.д.), оказался менее приспособленным биологически к жизни в природе, а, с другой стороны, благодаря разуму, человек оказался способным создать для себя лучшие условия выживания и существования, что в ходе истории привело его столкновению со множеством проблем.

В представленной интерпретации социальной деструкции можно выделить, на наш взгляд , следующие основные функции этого феномена.

Следующая функция деструкции – гедонистическая. Это “желание мучить без всякой на то “причины” не ради сохранения своей жизни, а ради доставления себе удовольствия” [15] . Данная функция тесно связаны с феноменом овеществления. Деструктивность способствует трансформации человека в вещь. Поскольку вещи господствуют над человеком, его идентификация происходит за счет вещных отношений. Прежде всего, это происходит через втягивание индивида в потребительский гедонизм. Так вещи становятся важнее человека, стремящегося к бесконечному потреблению, к достраиванию себя за счет вещей.

Рациональна или иррациональна деструкция можно определить только с точки зрения какой-либо группы или индивида. Для одной группы она может оказаться рациональной и даже вовсе не деструкцией, а проявлением творческого духа, а для другой – деструктивной иррациональностью. Вследствие этого, получается, что деструкция обладает амбивалентной природой.

[3] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Минск: ООО Попурри, 1999. – С.41.

[5] См.: Алейникова Т.В. Влечение к деструкции: норма или патология? Биологические или психологические основы? Возможные нейрофизиологические механизмы // Валеология. – 2003. - N 2. – С. 25-28; Кудрявцева Н.Н. Социобиология агрессии: мыши и люди // Химия и жизнь - XXI век 2004 N 5 С. 13-17; Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер , 2000 и др.

[7] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Минск: ООО Попурри, 1999. – С.23.



Мы с вами говорили об агрессии как о действиях человека, которые могут быть направлены на другого человека с умыслом причинить ему вред, а могут являться нормальной демонстрацией силы или необходимостью воздействия на другого. Таким образом в зависимости от намерений человека агрессия может быть доброкачественной и злокачественной.

Доброкачественная агрессия – это проявление силы, намерений, конкуренция иными словами здоровая часть нашей жизни. А вот злокачественная агрессия, которая выражается в намерении причинить вред другому человеку, принудить его к чему-либо, подавить, а также во враждебных установках, мешает нам жить в обществе. Чтобы с ней справится потребуется переосмысление враждебных установок, повышение уровня самосознания и осознанности. Потребуется быть внимательным к свои чувствам, учиться самоконтролю и узнавать о своих ценностях и мотивах, которые лежат в основе наших поступков.

Это долгая работа, но у нее есть начало. Прежде чем избавляться от агрессии предстоит понять к чему вы хотите прийти, недостаточно начать избавляться от агрессии, преодолевать старые шаблоны поведения, на их место должно прийти что-то новое.

Проявление злокачественной агрессии это, если упростить, привычка человека реагировать на мир враждебно, привычка грубой силой воплощать свои желания. Привычка, которая приносит немало вреда человеку, который ее выработал. Но где есть одна сторона медали, там будет и другая, взамен одной привычки можно выработать другую, способствующую нравственному росту и развитию человека и улучшающую его качество жизни. Таким образом, противовес агрессии – это любовь к жизни и дружелюбие.

Дружелюбие – это способность видеть других, как своих близких, искренне проявлять дружеское расположение, чистые чувства к внешнему миру; стремление к мирному доброму сосуществованию, к спокойному решению возникающих конфликтов.

Если на пути преодоления агрессии взять за ориентир дружелюбие, то оно послужит вам маяком, который не позволит вам сбиться с курса. Ведь следуя без цели и ориентира, мы можем попасть не туда, куда хотелось бы. И, например, добиться цели меньше проявлять агрессии и враждебности, но и меньше взаимодействовать с людьми, отстраниться от них, ограничить свои контакты и потерять душевное общение.

Дружелюбие это тоже действия, но совсем другого характера нежели при агрессии: улыбнуться, встать поприветствовать, смотреть на человека с которым разговариваешь, говорить спокойным голосом и неторопливо, а также уделять внимание другому человеку, узнавать о его делах и самочувствии, делиться с ним своими мыслями, проявлять к нему заботу.

Быть дружелюбным это значит относиться к тем людям, что вы встречаете в течении дня уважительно и приветливо, умение мирно жить с другими людьми и находить взаимопонимание, открытость другому человеку.

Дружелюбие помогает строить отношения, поддерживает в нас интерес к миру и людям, приносит радость от взаимодействия с миром и людьми, помогает оптимистично относиться к жизни.

Если вы хотите стать дружелюбнее, то вам предстоит тренировать этот навык.

Больше общайтесь, так вы узнаете больше и о себе, и о вашем собеседнике. Учитесь говорить с людьми и быть вежливым, не язвить, не хамить. Старайтесь чтобы общение с вами было безопасным, не припоминай поведанные вам секреты в пылу ссоры, не переходите на обсуждение качеств вашего собеседника и припоминание обид.

Не забывайте про свои границы, но отстаивайте их мягко и с уважением. Замечайте, что нравится вашему собеседнику, будьте внимательны к нему, его словам, его потребностям и интересам. Если агрессивное отношение провоцирует ответную агрессию, то ваш дружелюбный настрой может даже успокоить разгневанного человека и не дать разгореться скандалу. Учитесь выбирать темы для общения и не бойтесь знакомиться с новыми людьми.

Занимайтесь самообразованием. Расширение кругозора поможет вам увидеть, что мир шире и разнообразнее, чем вы привыкли его видеть, а в каждом человеке кроется целый мир. И универсальный ключ к этим мирам вокруг вас – дружелюбие.

Развивайте самоконтроль и осознанность. У всех бывают плохие дни, паршивое настроение и ряд неудач, но наши собеседники не знают об этом и приходят к нам не тумаков получить, а пообщаться. Цените ваши отношения и пользуйтесь возможностью переключиться с перемотки в голове своих бед на общение с другим человеком, который пришел именно к вам.

В завершение этой статьи хочу привести две цитаты:

Будь любезен с людьми: из ложного дружелюбия может возникнуть истинное.

Дружелюбие удваивает радости и наполовину сокращает горести.

Читайте также: