Димитрий смирнов о раке

Сразу же по выходе из больницы отец Димитрий записал видеообращение для своей паствы.

Он поблагодарил всех за молитвы о его здравии. Поблагодарил братьев мусульман, которые обещали свою поддержку если на него начнутся гонения из-за его высказываний о "проститутках".

Врачей поблагодарить, видимо, забыл.

Так же сообщил о планах все лето провести в затворье.

Ничего вы не понимаете, то что врачи смогли его вылечить, на то воля божья была.

P.S. Не подумайте плохого, обычный сарказм

Это по аналогии что Аллах через Путина деньги Чечне дает.

Наверняка, перед выпиской, под подушку насрал.

о любых чиновниках

А икона то была китайская

я всегда удивлялся как он был делегирован на агитацию за церковь - это же ходячая антиреклама церкви

я даже сомневаюсь молился ли он за свое здоровье

мене кажется он считает что сам Бог ему обязан

кидайте в меня тапками и какахами ,но я скажу как думаю , православнутых я бы вообще не лечил , бог поможет ведь , пусть будет своего рода естественный отбор

Я бы сказал, что хочется повесить паскуду, но, закон запрещает мне так говорить, так что делать я этого не стану.

А вот расскажу я вам, ребята, что видел сам. Кто настоящие герои борьбы с коронавирусом.

19 дней в стационаре с КОВИД19.

В основном, молодые ребята, возможно студенты медвузов.

И всегда они были доброжелательны и старались помочь.

При этом им было самим очень тяжело! В этих костюмах невыносимо жарко, маски у них всегда были запотевшие, думаю, видели они очень мало. При этом капельницы и уколы они ставили прекрасно, и даже болючие уколы с антибиотиком старались делать не так больно (с детства панически боюсь уколов).

Как на войне, основную тяжесть на себе тащат рядовые солдаты, так и сейчас медсестры и медбратья вывозят на себе эту эпидемию.

Огромное им спасибо за это!

Ищу коллег и друзей

Я решила написать это открытое письмо пока еще есть небольшая надежда на спасение моего брата-врача - Стахурского Святослава Игоревича. В настоящее время мой брат болен КОВИД-19 и находится в тяжелом состоянии, на ИВЛ в реанимации Брестской областной инфекционной больницы.

Прежде всего, я обращаюсь к коллегам, друзьям моего брата, с кем он работал и учился. Может быть кто-то из вас имеет новый опыт лечения при тяжелых состояниях КОВИД-19? Возможно, это поможет в лечении моего брата. Я нисколько не сомневаюсь в профессионализме врачей, которые сейчас его лечат, но, может быть, Ваш новый опыт им неизвестен. Кто знает моего брата и может помочь, просьба - со мной связаться.

Просьба поднять в топ


Как исполняются мечты

Навеяно моим постом про поступление в медицинский университет шестилетней давности.

Мне 31. В этом году я закончил. Работал начиная с начала 4 курса в стационаре, где приобрёл бесценный опыт. Сказать что было просто? Нет. С 8:30 учёба до 15-18 часов, с 15:30 дежурство до 8:00 с которого снова на учёбу, и так 3-4 раза в неделю. Наверное не каждый выдержит такое. Многие спрашивали, каково это учиться на очном в меде когда ты старше других? Скажу что учиться можно хорошо и отлично, главное чтобы был интерес к медицине, и самое главное - дисциплина. Медицинский воспитывает. Врач и опоздание вещи несовместимые.

Сейчас я устроился врачом в поликлинику, работаю с коронавирусом, а также подал документы в ординатуру. Если хотите спросить что-то конкретное, постараюсь ответить)



Отказ

Пациент с коронавирусом попросил отключить его от аппарата ИВЛ

Пациенту, конечно же, отказали и от аппарата не отключили.



Троллинг 80 уровня

Лежу с пневмонией (осложнение после короны), капельница потихоньку капает, кашляю, всё как обычно. С утра женщину так и не смогли в стабильное состояние привести, перевели в реанимацию.
У медсестры начинает звонить мобильник, вроде тоже всё как обычно, но вот мелодия на звонке Astronomia - Tony Igy.
И если десять лет назад она вызывала ассоциации с тектоником, то сейчас только с этими ребятами.


Врачи, не надо так, страшно же))


Вчера утром поехала на собеседование по поводу новой работы. Жараааа. Зная, что надо беречься, выбирала маршрут, чтоб попрохладнее – метро да новомодные автобусы с кондеями. После собеседования зашла в местный ТЦ, умылась холодной водой в туалете, побродила по пустым пока еще этажам, собралась ехать домой.

Через какое-то время, когда начали действовать таблетки, пришла в себя – лежу, на полу, на боку, меня придерживает женщина. Пытаюсь повернуться, чтобы поблагодарить за помощь, и тут – бах – в правом глазу кто-то выключает свет. Словно разом мне налепили черную пиратскую повязку. Тянусь потереть глаз ииии.. новое открытие - левая рука мне больше не принадлежит. Боже, нет…неужели опять. барахтаюсь на полу, как перевернутый жук, судорожно проверяя, что у меня еще отказало. Нет, только левая рука и правый глаз…как же так.. тогда, при инсульте, я совсем не чувствовала всю левую половину – руку и ногу, и грудные мышцы слева..

Место на госпитализацию дают в далекой от моего дома больнице, я там еще не лежала ни разу. Видимо, из-за коронавируса часть стационаров в городе закрыта, часть перепрофилирована, и скорая возит только туда, куда разрешат по каждому конкретному случаю.

Меня наконец-то везут на КТ. Тихонько молюсь про себя, чтобы там – ни-че-го лишнего. Лишнего не найдено. Стоп. Вот год назад – у меня тоже сначала ничего не увидели на КТ. Тем не менее – реанимация, тромболизис, реабилитация. Что сейчас?

Меня соизволяют оставить в этой больнице и бригаду, наконец, отпускают. Сколько они тут потратили времени впустую вместо того, чтобы помогать другим заболевшим – возможно, умирающим сейчас – людям.

Друзья, не болейте никогда, а сейчас – особенно. Здоровья всем.

Протоиерей Димитрий Смирнов об экстрасенсах, содомии и подарках прихожан

Протоиерей Димитрий Смирнов

Фото: Сергей Карпов / ТАСС

О. Димитрий: Тут вы не правы. Согласно всем опросам, верующих у нас в стране — 84 процента. Атеистов меньше пяти. Никакое общество ни в какой стране, даже в Англии, не наберет атеистов больше половины населения.

Я о том, что людей воцерковленных и религиозных у нас совсем немного.

А много ли атеистов кончают с собой?

Признаться, не знаю. А вы это к чему?

Понятно, боятся. Атеисту жизнь дается одна, другой не будет.

Но рейтинги отдельных телеканалов говорят обратное.

Те 84 процента, которые считают себя верующими, прислушиваются к слову церкви?

Не могу сказать, что это влияние велико. Лично мне недостаточно. Я бы хотел, чтобы все это было серьезней.


Что собираетесь рассказывать детям о семейной жизни?

В силу того, что чуть ли не половина детей — уже безотцовщина, им нужен этот предмет. Они его хотят. Они хотят знать, а им никто не может объяснить. Папы нет. Дома они его не видят, а по телевизору показывают бог знает что. Надо создать программу и внедрять ее.

Место церкви тут где?

Церковь может рассказать о своем взгляде. У церкви есть опыт воспитания человека. Церковь воспитала лучших людей страны. Сейчас самый лучший человек это кто? Эстрадный певец, который заработал себе на дворец? А церковь воспитывает святых. Если нашему государству нужны нравственно безукоризненные люди, как обойтись без церкви? Никак.

Детям-то что об этом рассказать?

Рассказать, что такое семья. Почему есть мужчина и женщина, какая между ними разница. В чем смысл того, что и у пчелы два пола, и у тополя два пола, и у человека. Почему Бог пошел этим путем. Это надо объяснять. Надо объяснить, что такое брак.

Ну, а собственно половое просвещение в школе должно быть?

Только в рамках семьи. Как только это выходит за рамки, сразу начинается блуд, разврат и незнамо что.

Значит, надо объяснять им технику безопасного блуда. Потому что большинство из них блудить будут.

Может быть, лучше научить их воровать.

Они же в тюрьму сядут.

А так сифилисом заболеют.

Вот и научить, чтоб не заболели.

Все равно заболеют. В Америке все обучены, а количество абортов среди школьниц в разы превышает российские показатели.

У нас аборты и вовсе запретить предлагают.

И куда детишек этих? В детские дома?

Зачем в детские дома? Я готов всех усыновить. И таких, как я, тысячи. Если детей, которые не нужны матерям, предложить женщинам, которые не могут иметь детей, этот вопрос решится в течение недели.


Ну… Тут одним школьным предметом не обойтись.

Безусловно. Все, что наводит порчу на ум и сердце людей, изгнать беспощадно.

А что, если не запрещать, а совмещать? Чтобы были и русские гении, и экстрасенсы?

Такова культура современного телевидения.

Какую культуру навязывать, такая и будет. Собираются четыре модельера и договариваются, что в следующем сезоне будет актуально лиловое и ниже щиколотки. И все — завтра полмира в лиловом. А договорились бы на оранжевое мини — были бы все в оранжевом. Неужели вы не понимаете?

Значит, государственная идеология именно так определяет политику федеральных телеканалов?

Я про государственную идеологию ничего не слышал уже давно. Мне даже упорно говорят, что такой нет. В политике я ее немного вижу, а во всем остальном, пожалуй, нет.

А как же разговоры о необходимости возвращения к некоторым практикам Советского Союза?

Советское надо делить на разные периоды, и в каждом было что-то хорошее. Даже в революционном, когда сотни тысяч русских людей, несмотря на соблазны и принуждения, отдали жизни за Христа и сохранили веру. В суровые годы спасали иконы, библиотеки и музеи — иногда ценой своей жизни. Даже некоторые сотрудники НКВД пытались спасать духовенство, отправленное в лагеря. Одни деятели культуры писали доносы друг на друга, а Горький, которого советская власть отравила, спас многих людей.


Вот такое хорошее я бы точно не хотел вернуть.

Ну, надо быть сумасшедшим, чтобы хотеть этого. Но с другой стороны, в одну реку нельзя войти дважды.

А какой будет другая река? Ведь история, как известно, повторяется дважды — сперва как трагедия, а после как фарс.

Это зависит от того, какая парадигма победит. Если люди, которые принимают решения от имени народа, будут ориентированы на Запад, то любая советская власть, в любом ее проявлении, будет лучше. Сейчас вот в Канаде министр культуры — лесбиянка — продвигает снижение минимального возраста вступления в сексуальные отношения с шестнадцати до шести лет. Я считаю, что это будет пострашнее советской власти. Большевики и коммунисты претендовали исключительно на твою жизнь. А это сатана приходит, он претендует на души детей — самое дорогое, что у нас есть.

Будем выбирать меньшее из зол?

Не стремится ли церковь заменить некогда существовавший идеологический отдел ЦК КПСС?

Когда церковь только зародилась, ее на полном серьезе обвиняли в том, что на церковных собраниях едят младенцев.

Никогда. Люди не понимают ни природы церкви, ни ее задач. Церкви не надо заниматься агитпропом. Нет такой задачи. Ее не интересует устройство государства. Нас интересует только состояние души христианского народа.

Но церковь занимается этим уже не в стенах храмов, а в государственных структурах и институтах.

А что вас удивляет? Если рассматривать церковь как общественную организацию, то нас 100 миллионов человек. Какая-нибудь есть еще общественная организация или политическая партия с таким количеством членов? Разве не можем мы через патриарха транслировать в думе то, что нам важно и дорого? Речь шла исключительно о нравственном состоянии нашего народа. Что в этих выступлениях было не так? Все можно извратить и назвать экстремизмом или мракобесием, но это только ярлык. И Христа в свое время называли сыном Вельзевула.

Но разве не мракобесие демонстрируют нам верующие, которые оскорбляются по любому поводу и требуют запретить все, что не укладывается в их представления о правильном?

Не по любому. Просто надругательства над христианскими святынями происходят куда чаще. А почему? Потому, что мы не бьем в ответ, а подставляем другую щеку. Но что плохого в том, что государство защищает членов стомиллионной организации? В Российской империи за кощунство ссылали на каторгу.

Но разве это правильно? Ведь верующие видят кощунство везде, начиная от провокационных перфомансов и заканчивая художественными произведениями.

Позвольте, там образ Иисуса Христа был изображен в наипрепохабнейшем контексте.

Про оперу я ничего не говорю, но считаю, что авторский текст должен быть канонизирован. Почему современные режиссеры берут и выворачивают наизнанку то, что было создано автором?

Но это вопрос восприятия творчества. Кому-то неприятен Пикассо с его уродливыми людьми.

Я не могу долго рассуждать об этой постановке, потому что ее, разумеется, не видел. Я вообще, когда был молодым, обошел все московские театры. Ужаснулся, и с тех пор на современную драму вообще не хожу. Есть классическая опера и балет, а на эту мерзость человек с воспитанным вкусом ходить не может и не должен.

Вот именно! Просто не ходить. Зачем же обязательно запрещать и отдавать под суд?

Каждый человек индивидуален. Люди разные, и реакция у них разная. Еще до революции было постановление Святейшего синода о том, что на сцене даже крестным знамением себя осенять не позволяется. Даже если сюжет предполагает такую возможность. На сцене не должно быть ни образов, ни молитвы, никаких религиозных символов, потому что это нельзя делать понарошку.

Но тогда и роль церкви была иной, — она не была отделена от государства и государственных театров.

Ну, так надо вернуться к этой юридической норме и все.

А что с литературой? Упоминание библейских персонажей — это кощунство?

Кстати, о моральном облике попов. Что вы думаете о пристрастии некоторых священников к дорогим часам, автомобилям и прочей роскоши?

Возьмите любой слой общества — скажем, журналистов. Количество дорогих автомобилей у журналистов больше чем у священников. И какое дело журналисту до того, во что обут священник?

А как же нестяжательство, скромность и прочие добродетели, которые проповедует церковь? Не должен ли священник подавать личный пример?

Другим тоже дарят?

Ну, конечно. Никогда вы не увидите священника на новом автомобиле из салона. Кто-то поездил на нем лет пять, купил новый. А чтобы не заниматься продажей, отдает батюшке. Вообще, если посмотреть, как в среднем живет духовенство в нашей стране, то ни о какой роскоши говорить не приходится. Большинство из них многодетные, кормят и восемь, и десять, а иногда и четырнадцать детей. Это же пропаганда, как в советские времена, что попы все воры и пьяницы!

Есть в российском шоу-бизнесе такой яркий персонаж — Иван Охлобыстин. Его поведение и стиль жизни не порочат образ священника, пусть и не служащего?

Нет, не порочит. Он такой милый человек, никогда не то что кости — горелой спички в сторону церкви не бросил и бросить не может.


Фото: Комсомольская правда / Global Look

А то, что он лицедействует, играет в сериалах?

Ну и что? У него большая семья. Он привык жить побогаче, чем можно у нас прокормиться. Видимо, не все священники могут позволить себе крутые автомобили. Ничего у него не вышло, и вернулся он к своей высокооплачиваемой работе.

Церковь осуждает такое решение?

Церковь вообще никого не осуждает. Богу угодно, чтобы мы не осуждали друг друга, а принимали жизнь такой, какая она есть.

Но Pussy Riot церковь осудила.

Не их, а их безобразный поступок. Как сделал это Медведев Дмитрий Анатольевич и Путин Владимир Владимирович — все, кто выступал в то время, осуждали этот поступок. А судья вообще два года дал. Теперь можно спокойно жить. Кто хочет два годика — пожалуйста, пляши в церквах, получишь.

Что делать с верующими матерями, которые вместо больницы ведут своего ребенка лечить в церковь?

Хорошо если в церковь — там священник ей скажет, что надо обратиться к врачу. Я только так и поступаю. Раньше с психиатром в тесном контакте работали. Сейчас это уже бессмысленно, потому что невозможно человека с психозом отправить в больницу, пока он не начал на людей с ножом бросаться. А вот что делать с такими, которые вместо больницы тащат к экстрасенсам, колдуньям и астрологам? Они же губят своих близких. У нас 62 процента населения, судя по опросам, верят в астрологию. Включаешь Первый канал, а там — астрологический прогноз. Федеральный телеканал сеет густопсовые суеверия! Люди же верят. Раньше верили печатному слову, а теперь верят телевизору.

При этом женщинам с бесплодием церковь рекомендует молитву, но не экстракорпоральное оплодотворение.

Неужели Богу угодно, чтобы какая-то женщина осталась бездетной?

Именно так. Или он считает, что она еще не дозрела. Вот она поживет, помолится, покается. Мы же не знаем ее скверных привычек. Не знаем, как она ведет себя дома. Знаем только, что у нее есть желание стать матерью. Чего же проще — усынови сироту и станешь. У меня десятки таких детей, и все они мне родные. Даже умственно убогие.

А враг-то наступает. Посмотрите, что в Европе происходит. Сколько они там уже полов насчитали? Разве это не дьявольский продукт? Не зря же Бог сотворил Адама и Еву, а не Адама и Стива.


Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

То есть гомосексуализм — это…

Проявление сатанизма. Содома. Знаете, что случилось с Содомом и Гоморрой?

Плохо все у них закончилось.

А церковь хочет предохранить людей от этого. Вот и трудимся, чтобы это разъяснять. Но церковь не против грешника, а против греха. Нас упрекают, что Церковь против коммунистов. Да ничего подобного, церковь за коммунистов: она хочет, чтобы они прозрели, наконец.

Патриарх выступает в думе, церковь предлагает ввести дополнительные предметы в школьную программу, а еще неплохо бы убрать некоторые программы на телеканалах и религиозную атрибутику из театров. Не потому ли церковь упрекают в желании слиться с государством?

Ну, что же вы повторяете эти штампы. Я ждал этого вопроса про слияние. Мы сейчас находимся на территории храма, и этот храм принадлежит государству. Не церкви, которая его построила и реставрировала, а государству, которое в нем склад устроило. Это разве слияние? Мы благодарны, что дали нам служить.


Табличка на здании храма святителя Митрофана Воронежского на улице 2-я Хуторская в Москве, установленная протоиереем Димитрием (Смирновым)

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Меня больше интересует, хочет ли церковь такого слияния?

Нет, спасибо, уже было.

Лучше, чем при советской власти, безусловно. Но это была не свобода. Главой церкви был император.

Не худший вариант.

Императоры разные бывали. Некоторые колокола сбрасывали. Другие запрещали определенные виды церковной архитектуры. А Петр Алексеевич разрешал постриг в монахи только отставным солдатам, кто 25 лет отслужил. А сейчас у нас свободы больше, чем когда бы то ни было. Я не могу себе представить такого интервью сто лет назад. Вряд ли какой священник на это отважился бы. Все это надо было в консистории утверждать, была определенная государственная цензура, был обер-прокурор Святейшего синода (бывало, что человек неверующий). Некомфортная была ситуация, как бы сейчас сказали.

А как же земли церковные, монастырские?

Их все отобрали, они теперь государственные.

А неплохо было бы, чтобы они снова стали церковными в процессе слияния?

Неплохо, но уж больно дорогая цена. Если государство дает какие-то преференции, оно потом взыскивает вдесятеро.

Скандал вокруг бывшего схиигумена Романова обнажил серьезные проблемы современного православия, считает религиовед Сергей Чапнин.


— Сергей Валерьевич, как вы оцениваете этот клубок событий вокруг схиигумена Сергия и его паствы?

— Мятеж схиигумена Сергия (Романова) — это знаковое событие для Русской православной церкви. И рассказать о нем светской аудитории не так просто, как может показаться на первый взгляд. Сам отец Сергий — яркий образец человека, который пришел в Церковь на волне церковного возрождения 1990- х, и пришел довольно специфическим образом — через хозяйственную деятельность.

— Как же он тогда стал священником?

Викентий делает Сергия руководителем монастыря и рукополагает в священный сан через четыре года после того, как Сергий освобождается из тюрьмы. Сергий (Романов) не просто неофит, он еще и преступник, который был осужден на 13 лет за разбойное нападение и убийство.

Действия митрополита Викентия — это не просто ошибка. С точки зрения церковного права — это преступление, за которое епископ может быть наказан. Человек, совершивший убийство, не может стать священником. И здесь возникает неудобный вопрос к Московской патриархии: почему такой человек почти 20 лет оставался в священном сане и руководил жизнью большого женского монастыря? Неуклюжие попытки оправдаться задним числом, мол, Сергий Романов умело скрывал свое прошлое, не выдерживают никакой критики. Конечно, все, кто был причастен к его карьере, хорошо знали его биографию.

Именно поэтому церковные власти боятся с ним связываться. В условиях конфликта несколько сот монахинь твердо заявили, что остаются на его стороне. И оказалось, что епархии не по зубам такой мятежный монастырь. Слишком уж он большой. Епархии приходится действовать очень и очень аккуратно.

Парадоксально, но, оставаясь неофитом, Сергий получил авторитет старца, то есть человека, который имеет право и власть руководить духовной жизнью других людей. Он оказался сильным харизматическим лидером, привлекшим к себе довольно известных людей, среди которых одно время была депутат Госдумы Наталья Поклонская, работники прокуратуры и военные, актриса Мария Шукшина и другие.

Типологически конфликт между о. Сергием (Романовым) и митрополитом Екатеринбургским Кириллом — конфликт между иерархическим и харизматическим авторитетом. Говоря современным языком — между епископатом и старцами. Эти конфликты известны давно, с первых веков христианства, но есть и новые обстоятельства.

У церковной иерархии сегодня авторитет чисто административный. Среди сотен епископов практически нет ни авторитетных духовников, ни ярких проповедников, ни талантливых богословов. Епископы — это чиновники, в руках которых сконцентрирована огромная власть. Все чаще приходится слышать, что священники сегодня находятся в рабстве у епископов. Насколько велика власть над их жизнью, оказавшаяся в руках епископата.

— Что можно предвидеть?

— Если говорить о будущем, то главный вопрос — это вопрос о расколе. Насколько Сергий (Романов) готов себя противопоставить епископату РПЦ? Готов ли он уйти из РПЦ и присоединиться к какой-то неканонической группе или даже основать что-то свое?

Мне кажется, что Сергий не хочет никуда уходить, он очень хочет остаться в РПЦ. Но он уже лишен сана, он не может больше совершать богослужения и быть духовником монастыря. Более того, он показал себя нелояльным не только патриарху и своему епископу, но и современному российскому государству. А в нынешней церковной системе координат это самое страшное. Отказ от патриотической позиции и лояльности российской власти рассматривается практически как ересь!

Трудно представить, что ему может быть возвращен священный сан, но сам он, безусловно, на это рассчитывает. Сейчас ситуация замерла. Думаю, будет так: кто первым начнет активно действовать, тот и проиграет, поэтому выжидательная позиция обеих сторон понятна.

Обострение ситуации может быть вызвано только вмешательством государства. Оно может поинтересоваться, на каких основаниях в монастыре живут дети. Органы опеки заходили, но нельзя сказать, что интересовались серьезно. А теперь могли бы изучить этот вопрос основательно. Но пока непонятно, нужно ли это государству, и захочет ли оно лезть в этот улей.

Круг Сергия — это консерваторы и радикальные фундаменталисты. Старообрядцы — тоже консерваторы. Но богословие у нас в упадке, им мало кто интересуется. Место богословия в церкви заняла история. У Сергия легитимация идет от почитания последнего периода Российской Империи, прежде всего, культа Николая II, а у старообрядцев это более ранний период — да, недоверие к современному государству, но Золотой век лежит глубже, в допетровской Руси.

— Политика здесь как-то замешана?

— Да, политический фактор оказался ключевым. Займись о. Сергий критикой патриарха и епископата, это еще было бы терпимо, и даже умеренная критика государства не вызывает раздражения. Месяц назад в Боголюбском монастыре тихо скончался архимандрит Петр (Кучер). Он тоже был фундаменталистом — выступал против ИНН и новых паспортов, обвинял государство в стремлении спрятать своих граждан в электронный концлагерь и тем приблизить конец света. Это все не о. Сергий придумал, и до него православные увлекались конспирологией. Но этих православных конспирологов особо не трогали.

До последнего времени и о. Сергия не трогали. Ситуация резко изменилась после того, как мятежный игумен публично осудил действия и намерения российской власти. Установка очевидна: РПЦ должна оставаться полностью лояльной государству.

Кстати, экономический фактор тоже работает: было бы очень важно провести расследование того, откуда, собственно, у монастыря деньги. Насколько мне известно, крупных спонсоров у него нет. Но если сотня или полторы монахинь при переезде в монастырь продали квартиры и передали деньги о. Сергию, это как минимум сотни миллионов рублей, возможно, около миллиарда. При невысоких запросах и довольно убогих зданиях, которые мы видели на фото, такой монастырский комплекс вполне можно построить. Есть еще трудники — бесплатная рабочая сила, и помощь мелких бизнесменов.

— Передача квартир — это законно?

— Закон не регулирует многих вещей, связанных с деятельностью религиозных организаций. И это сознательная позиция Московской патриархии: лоббировать сохранение невнятной ситуации с пожертвованиями. Да, человек может пожертвовать монастырю что угодно, в том числе и квартиру. Это очень распространенная практика по всей стране: думаю, тысячи квартир были переданы монастырям и приходам. Кто и как этими деньгами распоряжался, никто до конца не понимает. Я знаю случай в Москве, когда священник очень сильно пострадал за то, что ему прихожанка завещала квартиру. А в глубинке, никто и не следит.

В Среднеуральском монастыре живут монахини с онкологией, и отказываются от лечения, так как им важнее находиться рядом со своим духовником. Не совершает ли Сергий противоправных действий, когда больным оказывается ненадлежащая помощь? В какой мере это законно? Тоже открытый вопрос.

Мы знаем инициативу депутата Госдумы Евгения Марченко, который предложил Церкви спрашивать справки о судимости при рукоположении. Реакция главного юриста патриархии была очень жесткой: такой вопрос — вмешательство в дела церкви, которая отделена от государства.

— Про старообрядцев мы говорили. А вот можно ли провести параллель: Сергий (Романов) — Петр (Кучер) — и известные церковные консерваторы, такие, как протоиереи Димитрий Смирнов и Андрей Ткачев?

Почему они не выходят и не создают свою церковь? Оказывается, это выгодно. Их никогда не осуждали. Был один документ 1998 года, в котором церковь осудила младостарчество (феномен такого духовника-неофита), но сегодня об этом документе практически не вспоминают.

— Действительно ли он верующий?

— Да, безусловно, верующий: харизматический лидер обязан иметь веру, иначе он не будет убедителен. Только во что он верит? Мы не слышим, да, думаю, и не услышим его богословских высказываний, но если поговорить с ним всерьез, я уверен, это будет неправославное исповедание веры.

В том-то и беда, и главная проблема православия сегодня. Сталинизм, тоска по монархии, жесткое духовное руководство и конспирологические идеи — все это стало частью массового народного православия. Люди, богословски образованные, видят этот страшный винегрет — и приходят в ужас. Но так получилось, что вот этот ужас… и есть православие. Богословская тематика, заповедь о любви к ближнему — все это ушло из повседневной православной жизни, на их место пришли исторические мифологемы, конспирология, ненависть к врагам…

На высоком церковном уровне, фундаментализм, борьба за чистоту веры, которая была в прошлые века и исказилась в нынешнем, сейчас очень силен и в Греции, и у католиков. И среди православных общин США тоже поднимается это знамя. Не исключаю, что через несколько лет мы увидим некий международный альянс православных фундаменталистов.

Читайте также: