Чаша раку что это

Одной из самых оригинальных техник, применяемых при создании японской чайной чаши, является техника раку. В наши дни ее широко применяют по всему миру. Но изначально это слово означало лишь керамику, производимую семьёй Раку. История ее возникновения восходит ко второй половине XVI века, когда Япония переживала сложный период перехода от феодальной раздробленности к централизованному государству, период становления японского духа и национального самосознания.


на фото: одна из первых работ мастера Тёдзиро (?-1589 г.), чаша Муитибуцу ("Ни Единой Вещи"), особо ценный культурный объект (Музей изобразительных искусств Эгава)

Поскольку чаепитие пришло в Японию из Китая в VII веке, утварь, использовавшаяся во время чайного действа, на протяжении первых нескольких сотен лет также была китайской. Это были селадоны Лунцюаня, белый фарфор из печей Дэхуа, керамические чаши мастерских Чжэнчжоу, известные под названием тэммоку. Но с течением времени внешний стиль и сам дух чайного действа претерпел значительные изменения, окончательно оформившись в традицию, известную сегодня как тя-но-ю, японская чайная церемония (подробнее о японской чайной традиции читайте здесь).


на фото: скульптурный портрет Сэн Рикю, выполненный Раку Танню (Китидзаэмон Х, 1795-1854 гг.), хранится на буддийском алтаре дома Раку

Династия Раку (тогда семья носила фамилию Танака) берет начало от гончара Тёдзиро, занимавшегося изготовлением черепицы и декоративных украшений для кровли. Во время строительства дворца Дзюракудай в Киото для Тоётоми Хидеёси он познакомился с выдающимся мастером чайной церемонии Сэн Рикю и сделал для него несколько чаш. Керамика Тёдзиро идеально соответствовала философии ваби-саби, к которой на склоне лет пришел великий мастер, и стала обязательным атрибутом чайных церемоний во дворце Дзюракудай.


Первоначальным названием ее было дзюраку-яки (утварь дворца Дзюраку). Но в 1584 г. указом верховного правителя Хидеёси гончару Тёдзиро было даровано творческое имя Раку (楽, радость), которое впоследствии стало наследственной фамилией его потомков.


на фото: одна из первых чаш мастера Тёдзиро, черная чаша Модзуя-гуро (музей Раку, Киото)

Первые чаши были выполнены из красной глины дзюраку-цути, добытой в окрестностях дворца Дзюракудай, содержащей большое количество железистых примесей. После формовки чаши покрывались глазурью. Бесцветная глазурь после обжига подчеркивала изначальный красный цвет глины, а глазурь тэцую (железистая глазурь) после обжига придавала изделию темный, почти черный цвет. Последующие поколения мастеров использовали и другие глины – белую глину из Окадзаки и черную тугоплавкую бидзэн. Но сильнейший пожар 1788 г. уничтожил запасы глин на складе, и с того времени гончары Раку стали использовать глины, добываемые в южной части Киото – Фукакуса-Оокамэдани. Обычно каждый патриарх семьи Раку запасает глину для трех следующих за ним поколений. Добытую глину просеивают и долго просушивают на солнце, после чего отправляют на хранение. Чем дольше вылеживается глина, тем выше ее вязкость и тем проще из нее лепить.


на фото: действующий патриарх дома Раку, Китидзаэмон XIV за работой

Полученную заготовку-ситадзи сушат в течение нескольких дней после чего обтачивают металлическим или бамбуковым шпателем-хэра. При обточке снимается около 70% глины. Сначала вытачивают ободок основания, затем придается определенная форма тулову, потом обрабатывается донышко и в последнюю очередь – ободок верхнего края.


на фото: печь для обжига в доме Раку

В центральную часть печи вмонтирована маленькая камера для обжига черных чаш, печь ути-гама, выполняющая функцию защитной капсулы. Туда помещается всего одна чашка, так что производство является штучным. Эту внутреннюю камеру со всех сторон окружает уголь. При помощи мехов, прикрепленных к задней стенки печи, внутрь нагнетается воздух, поддерживающий горение. Чаши обжигают по очереди, одну за другой. После обжига чашу, еще ярко-красную, в полу-расплавленном состоянии вытаскивают и охлаждают (в западном варианте этой техники чашу иногда помещают в плотно закрытую емкость, наполненную опилками).


на фото: схема устройства печи ути-гама

Печь для обжига красной керамики находится сбоку от печи, в которой обжигают черную керамику. Внутренняя камера ути-гама также окружена углем, но она немного больше по размеру (вмешает 3-4 чаши) и при ее работе мехи не используют. Температура обжига в этом случае несколько ниже, но сам процесс обжига занимает больше времени.

Для приготовления глазури используют камень камогава-иси (научное название диабазовый туф или долерит). При изготовлении красной керамики глазурь сначала подвергают спеканию при низких температурах, а затем к полученной основе добавляют полевой шпат и кремнезем.


на фото: работа Китидзаэмона XV, чаша Дзюэй ("Тень Дерева")


В течение более чем четырехсот лет гончарное искусство в семье Раку передается по прямой линии от родителей к детям. Нынешнее поколение является пятнадцатым. Мастера династии учились по работам своих предшественников, но всегда находили собственный изобразительный язык, чтобы отразить дух своего времени.



на фото: работа Коню, Китидзаэмон XIII (1857-1932 гг.)

В ХХ веке керамика Раку стала известна во всем мире во многом благодаря работе английского керамиста Бернарда Лича. Он долго жил в Японии, а вернувшись на родину, открыл керамическую мастерскую. Сегодня технология раку любима художниками-керамистами всего мира за возможность получать неповторимые цветовые эффекты глазури, в силу особенностей химических реакций, происходящих во время обжига и остывания изделия.

Первый обжиг производится на этапе бисквита при температуре 850-950°С. Затем чашу декорируют с помощью кисточки, напылением или окунаниеим (керамическая поверхность декорируется не полностью, на ней остаются участки сжавшейся глины; цвет глины меняется от серого до черного).

После нанесения глазури чашу обжигают второй раз – как правило, в электрической или газовой печи. Температура поднимается постепенно до 850-950°С, средней точки плавления эмалей, иногда выше (например, медь дает великолепный результат при 1000°С, приобретая интенсивную вишнево-красную окраску). После короткого обжига из печи длинными щипцами достают раскаленное изделие и перекладывают в земляную яму или специальный контейнер, засыпанный сухими опилками, и плотно закрывают. В резервуаре с опилками моментально начинается процесс тления с выделением СО (угарного газа). Отсутствие кислорода создает так называемую восстановительную среду, где для поддержания тления опилок требуется кислород, доступ к которому искусственно ограничен. Поэтому кислород начинает активно забираться из оксидов в глазурях. В итоге, глазури приобретают цвета исходных металлов, проявляя потрясающие декоративные эффекты. Многие керамисты составляют используя прозрачную или белую готовую основу, и смешивают её в процентном соотношении с оксидами металлов. Для получения перламутрового блеска к глазури добавляют оксид висмута в пропорции 3-4 %, для достижения золотистого иди серебристого эффекта металлического блеска, используют нитрат серебра в пропорции 2-3%


на фото: чаша раку из серии Виды Фудзи


Раку Китидзаэмон RAKU Kichizaemon

  • English
  • 日本語
  • 简体字
  • 繁體字
  • Français
  • Español
  • العربية
  • Русский
-->

Традиционные чашки для чая радуют западных ценителей

Чёрная чашка, сделанная Тёдзиро, первым мастером школы Раку, не отличается необычной формой или расцветкой, на ней нет никакого орнамента. Она сделана по заказу мастера чайной церемонии Сэн-но Рикю во второй половине XVI века. Она приятно ложится в руку и сделана так, что ощущается, как будто обнимаешь глину. В этой небольшой и неброской чашке для чайной церемонии (тяван) проявилось глубокое понимание непритязательной красоты естественности (ваби) Сэн-но Рикю и Тёдзиро, всю свою жизнь положивших на её создание в период Момояма, когда людей больше привлекало внешнее великолепие.

Этот тяван, несущий глубокое философское содержание, выставляется за рубежом, где далеко не все слышали о культуре чайной церемонии. Историческую чашку, передававшуюся на протяжении пятнадцати поколений от отца к сыну, начиная с основателя и до следующего, шестнадцатого будущего главы школы, выставляют для обозрения публики, чего никогда не бывало, а организует выставку нынешний глава школы, Раку Китидзаэмон. В 1997 году выставка проходила в Италии, Франции, Голландии, а недавно, в 2015 году – в США, в Музее искусств округа Лос-Анджелес, и в двух музеях в России – в Эрмитаже и в Пушкинском музее. За это время около 170 экспонатов выставки осмотрело примерно 190 тысяч человек. То, что чашки раку с их эстетикой ваби-саби были с таким восторгом приняты в США и в России, стало хорошим стимулом и для керамистов школы Раку.

Сила в спокойствии

Та женщина отчётливо чувствовала качественное отличие спокойствия, но сказала, что для объяснения этой разницы ей нужно больше знать о японской культуре. Тогда современный западный человек интуитивно уловил самую суть японской эстетики ваби, проявляющейся в керамике раку. Во второй половине XIX века голландский художник Винсент ван Гог (1853-1890) и другие были поражены дизайном и двухмерными утрированными фигурами японской гравюры укиё-э и старались передать это в своих картинах, породив японизм. Но это другое. В данном случае чувствовалось стремление понять философию, скрывающуюся в глубинах чёрных чашек тяван, сделанных Тёдзиро, который ушёл от использования орнамента и изысканного дизайна.

Сотворение Вселенной

Каждая чайная церемония (тя-но ю) – событие, которое не повторяется. Точно так же и чашки тяван школы Раку создаются в единственном экземпляре, и невозможно сделать две одинаковые чашки. В специальной печи для обжига чёрных чашек раку есть встроенный контейнер, выполняющий роль защитного чехла, в который закладывают по одной чашке и обжигают. В отличие от электрических и газовых печей, в такой печи невозможно полностью контролировать температуру и время обжига, и, если даже обжигать одинаковое количество времени и использовать одну и ту же эмаль, всё равно у каждой чашки будет свой особый внешний вид.

«Сбоку от печи – ручные меха, которыми задувают воздух внутрь, чтобы разжечь уголь бинтётан (сделанный по традиционной технологии уголь, – прим. перев.). Вверх летят снопы искр – это выглядит, будто дракон улетает в небо. Рождение каждой чашки как будто бы из недр вулкана напоминает сотворение Вселенной.

Искусство, создаваемое вместе с природой

В отличие от китайского селадона или белого фарфора, где не допускаются изменения первоначальной формы или цвета, в керамике раку важны небольшие неровности от прикосновений рук. Мастер говорит, что совершенное изделие вызывает восторг, но не очень-то заставляет задуматься. Зато произведение с неровностями, если пустить его в свою душу, позволит ощутить, насколько мы связаны с природой.

Керамика раку и современное искусство

Раку Китидзаэмон чувствует наступление того времени, когда с западными людьми можно будет говорить о глубинах мира чёрных чашек раку. К примеру, французский художник Ив Кляйн (1928-1962) в своих монохромных произведениях насыщенного синего цвета отбрасывал лирические переживания, просто покрывая холст краской одного цвета. Американский художник Марк Ротко (1903-1970) свои абстракционистские и экспрессионистские картины делал монотонными, немногословными, в цветах, близких к чёрному.


Раку Китидзаэмон XV Чёрная чашка раку якинуки. 2012. Национальный музей современного искусства в Токио. Это произведение продолжает традицию школы Раку, а вместе с тем привлекает внимание к Китидзаэмону как к современному керамисту

Раку Китидзаэмон представлял свои чёрные чашки тяван на выставке In-Finitum Венецианского бьеннале в 2009 году. Он говорит, что когда зашёл в небольшую слабо освещённую комнату художественного музея, где висело полотно Ротко и были выставлены чашки, у него на мгновение возникло чувство, что между ними немало общего.

Текст: Кавакацу Мики
Фотографии: Кавамото Сэйя

Фотграфия к заголовку: Раку Китидзаэмон рассматривает сделанную им чашку

(Статья на японском языке опубликована 13 марта 2017 г.)

Место: Национальный музей современного искусства в Токио
Время: с 14 марта до 21 мая 2017 г.
Входные билеты: обычный 1400 йен, для студентов университета – 1000 йен, старшеклассники – 500 йен, ученики средней ступени школы и младше бесплатно

Историческая выставка керамики раку побывала в Эрмитаже и Пушкинском музее в России, в Музее искусств округа Лос-Анджелес, и после прекрасных отзывов, полученных за рубежом, выставка, пополнившаяся знаменитыми чашками Тёдзиро, вошедшими в национальный список важного культурного достояния, после Киото наконец-то приезжает в Токио.

Раку Китидзаэмон говорит, что на нынешней выставке в одном помещении будут представлены важнейшие работы Тёдзиро, Хонъами Коэцу и других мастеров. Произведения Тёдзюро – главное украшение выставки – в частности потому, что это были чашки Рикю, из которых он пил чай. Он также признаётся, что при его жизни настолько обширную выставку он устроить больше не сможет. Для владельцев эти чашки – важная принадлежность чайной церемонии, и не так-то просто просить их для выставки. Китидзаэмон говорит, что ему приходилось лично ходить к владельцам с просьбой одолжить чашку. Приняв её, он погрузил её в грузовик компании-перевозчика, и видел, как владелец хлопал в ладоши и поклонился вслед, как при поклонении в синтоистском святилище. Тогда мастер почувствовал, насколько важное значение имеет чашка для владельца.

* Подробнее о выставке можно прочитать на официальном вебсайте (на японском языке)

Выставка керамики Раку в России с огромным успехам прошла в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) и ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва). Выставка керамики Раку произвела большое впечатление на российских зрителей. Общее количество посетителей в Пушкинском музее оставило 128 тыс.человек, и было немало людей, которые повторно возвращались на выставку, в том числе и мужчина, который посетил ее 49 раз. По его словам, он приходил на нее после работы, чтобы отдохнуть душой.

К выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина была подготовлена обширная образовательная программа, включавшая сеансы чайной церемонии, лекции японских и российских специалистов по истории японской керамики, чайной церемонии, японским садам, архитектуре и изобразительному искусству. Уникальным был мастер-класс, который дал Раку Китидзаэмон XV детям, занимающимся в студии керамики при ГМИИ им. А.С.Пушкина. Дети под руководством знаменитого мастера вылепили чаши, а в следущий его приезд в Москву показали ему уже готовые обожженые произведения. Общение во время мастер-класса навсегда останется не только в памяти детей, сам Раку XV вспоминает в своих интервью об этом бесценном опыте.

(Статья на японском языке опубликована 13 марта 2017 г.)

Выставка "Керамика Раку" была подготовлена ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музеем Раку, который находится в бывшей древней столицы Японии - Киото, Японским фондом, Посольством Японии в России совместно с Национальным музеем современного искусства в Киото.

На уникальной выставке, которая, кстати говоря, в таком масштабе прошла в России впервые, зрителю представлены чаши, чайницы и другая утварь, предназначенная для чайной церемонии. Некоторым предметам несколько сотен лет.

Все эти предметы создавались мастерами династии Раку на протяжении четырех столетий: от родоначальника керамики Раку - Тёдзиро до ныне действующего главы династии Раку Китидзаэмон XV.



Сначала выставка прошла в культурной столице нашей страны - Санкт Петербурге в Государственном Эрмитаже летом. Об этом я узнала от знакомой и друга но фейсбуку, которая является куратором проекта от Японского фонда. И еще начиная с того анонса для себя решила, что обязательно нужно посетить эту выставку, когда она приедет в Москву.

В Санкт Петербурге выставка прошла с огромным успехом. Поэтому столица ждала ее еще с бОльшим нетерпением. В Москве выставка открылась 22 сентября в ГМИИ им. А. С. Пушкина и открытие по рассказам знакомых тоже имело огромный успех. Многие мои друзья, посетив выставку, были под впечатлением.

Мне же по некоторым семейным обстоятельствам никак не удавалось туда вырваться пораньше. Но я знала, что до завершения я должна туда попасть, иначе не прощу себе. И вот наконец-то мы там побывали и надо сказать, что мы тоже под впечатлением.

Сегодня мы поехали специально ко времени проведения экскурсии по выставке "Керамика Раку" и остались очень довольны. И выставка и экскурсия заслуживают особого внимания. Пересказать всего невозможно, к тому же я не профессиональный искусствовед, поэтому приведу только несколько общих фактов и того, что мне особенно запомнилось.



Экспозиция посвящена истории развития одной из самых известных династий, которая насчитывает уже 450 лет. Начиная с 16 века и на всем протяжении этого долгого периода, династия Раку хранит свои собственные керамические традиции.

На выставке представлены произведения всех мастеров школы Раку: от первого патриарха Раку Тёдзиро до работ нынешних мастеров - Раку Китидзаэмон XV и его наследника и преемника Ацундо (Раку Китидзаэмон XVI).

Имя династии Раку происходит от надписи на печати, полученной в дар от Тоётоми Хидэёси, очень известного в японской историивоенного и политического деятеля, который объединил Японию.

Гончары династии Раку создали совершенно особый мир красоты, который не имеет аналогов в истории японской керамики. Все произведения мастеров из династии Раку сделаны по особой технологии. Как сегодня сказала экскурсовод и мы видели в фильме про династию Раку, который транслируется в музее, они сделаны вручную без обычного гончарного круга. Потом чаши покрываются специальной глазурью.

И если способ добычи и подготовки глины, а также технологии изготовления непосредственно чаш передаются из поколения в поколение, то секреты изготовления глазури не передаются. Каждый мастер должен сам найти свою собственную технологию изготовления глазури, свой собственный стиль.



Также надо отметить, что появление и развитие керамики Раку очень тесно связано с традицией чайного действа тя-но ю и философией и эстетикой ваби.

Именно чаши Раку значительным образом повлияли на формирование новой эстетики великого чайного мастера 16 века - Сэн-но Рикю. Первый мастер и родоначальник керамики раку - Тёдзиро выполнил свои чаши по заказу Сэн-но Рикю. И именно эти чайные чаши стали для Рикю воплощением чайного действа.

Таким образом мастер Сэн-но Рикю в 16 веке создал новый стиль чаепития, который очень сильно отличался от китайской чайной церемонии. Сэн-но Рикю отказался от роскошных церемоний и декоративной посуды, которая в большинстве случаев была изготовлена в Китае и Корее.

Если вы посмотрите на чаши Раку, то вы сможете действительно все это наблюдать. Они подчеркивают несовершенность линий, трещинки и прожилки, неровные края. Именно в этом японцы видят особую красоту, особую связь с природой. Мир несовершенен, в нем есть изъяны и неровности, и этим он прекрасен. Эта философия присуща всему японскому искусству.



Также хотела бы обратить внимание, что чаши Раку – не просто выставочные предметы искусства. Это вполне функциональные предметы. Они реально используются в чайных церемониях многих Чайных домов, частными людьми, самими мастерами. При изготовлении чаши мастер обязательно не один раз вкладывает чашу в руки и прикладывает ее к губам, проверяя как она ложится в руку, удобно ли из нее пить.

Кроме того, благодаря тому, что каждую чашу изготавливают вручную, обжигают по-отдельности специальным способом, наносят вручную глазурь, каждая чаша получается уникальной. Несмотря на то, что несколько чаш могут быть вылеплены и раскрашены в один день, одной глазурью, вы никогда не найдете абсолютно одинаковых чаш. Думаю тем самым они еще так ценны.

Ручная лепка даёт асимметрию контура и неравномерную толщину стенок изделия. Именно это дает мастеру воплотить идеи ваби, то есть естественности и простоты. Сетка трещинок, неаккуратно растекшаяся по стенкам глазурь, какие-то "дефекты" от огня - это все находится на грани изысканной простоты и брака. Но все эти эффекты достигаются намеренным использованием технологических дефектов для достижения кажущейся безыскусности. Подобная продуманная небрежность и составляет главную прелесть керамики Раку.

Причем каждая чаша имеет свое название. Мастер продумывает название не один день. Экскурсовод отметила, что из-за того, что в последнее время чаши ездят по выставкам, некоторые не имеют названия. Это не из-за того, что в музее не повесили таблички, а из-за того, что мастер просто не успел их назвать и собирается это обязательно сделать, когда выставки закончатся и чаши "вернутся домой".

Так как каждая чаша имеет свою историю, каждая чаша – это своеобразная квинтэссенция времени и окружающего пространства, в зависимости от этого они имеют такие разные названия.



Сначала, когда я впервые услышала о выставке "Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше" я не совсем понимала, причем тут Вселенная? Но когда сегодня мы увидели экспозицию своими глазами, я осознала, нет, точнее будет сказать, почувствовала, что это действительно особый, уникальный мир. Что и вправду в каждой чаше заключен бескрайний и безграничный космос. Наши мысли, воспоминания, чувства, история, то есть целый мир. Это невозможно описать словами и передать фотографиями. Это можно только почувствовать, находясь в непосредственной близости от чаш Раку.

Но именно завтра, в последний день работы выставки, 15 ноября 2015 года, в Музее состоится встреча с ныне действующим патриархом династии Раку Китидзаэмон XV. Поэтому у вас есть возможность не только успеть увидеть "Вселенную в чайной чаше" и познакомиться поближе с японским керамическим искусством, но и увидеть действующего патриарха дома Раку и задать ему интересующие вас вопросы.



И хотя выставку стоит увидеть своими глазами, мы постарались запечатлеть почти все, что представлено на экспозиции. Но в этой заметке представлена только часть фотографий с выставки и я выбрала сюда только чайные чаши. На самом деле на выставке представлены и другие экспонаты: чайная утварь, ширмы, свитки, курильницы, сосуды мидзусаси. Эти все предметы используются в тя-но-ю.

В чайном действе очень важно мастерство чайного мастера. Кроме того, гости, которые участвуют в чайной церемонии приходят на нее со своими мыслями и чувствами. Это все вместе влияет на чайное действо, то есть это тоже целая вселенная. Еще поэтому выставка Керамика Раку и называется "Вселенная в чайной чаше".

Весь наш альбом "Керамика Раку" можно посмотреть на нашей странице в фейсбук. Enjoy!

А напоследок решила вашему вниманию представить видеосюжет с канала "Культура", посвященный выставке. Он тоже поможет понять тем, кто еще не видел экспозицию своими глазами, о чем идет речь и что же такого особенного в керамике Раку.




Керамика раку (яп. 楽焼 раку-яки) — тип японской керамики, традиционно используемой в японской чайной церемонии [1] , в первую очередь, это чаши для чая. Для керамики раку характерна ручная формовка глины вместо использования гончарного круга, — в результате этого каждый предмет оказывается уникальным. Низкие температуры обжига дают довольно пористую поверхность, посуду достают из печи раскалённой и кладут в специальные капсули, где позволяют изделиям остыть. В качестве покрытия используется чёрная или прозрачная глазурь.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Художественные особенности
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

История

Художественные особенности

Ручная лепка даёт асимметрию контура и неравномерную толщину стенок изделия [3] , что является воплощением идей естественности и простоты. Помимо ручной формовки (без помощи гончарного круга) мастер Тёдзиро использовал обработку шпателем внутренних и внешних стен чайных чаш раку, срезая излишки глины. С технологической и художественной точек зрения изготовление этих изделий является делом весьма сложным, так как главным предназначением керамики раку является использование её в качестве чайной утвари во время чайной церемонии. Функциональное предназначение керамики раку определяло её форму, вес, особенности обжига, глазурования, предельно простого декора. Традиционно мастера керамики раку изготовляли чёрные и красные чаши для чая (тяван), сосуды для чистой холодной воды (мидзусаси), курильницы (коро) и шкатулки для благовоний (кого), а также разнообразную утварь, в которой подавалось угощение во время многочасовых чайных церемоний. После официального запрета, введенного в Киото в конце XX века на большие печи, в которых использовался уголь для обжига керамики, действующий глава дома Раку Китидзаэмон XV создавал только небольшие по размеру керамические изделия, чёрные и красные чаши раку.

Примечания

  1. Научный совет по координации научно-исследовательских работ в области востоковедения (Академия наук СССР). Секция по изучению Японии , Институт Дальнего Востока (Академия наук СССР) , Институт мировой экономики и международных отношений (Академия наук СССР).Япония. — Наука, 1983. — С. 300.
  2. Гришелева Л.Д.Формирование японской национальной культуры: конец XVI-начало XX века. — Изд-во "Наука," Глав. ред. восточной лит-ры, 1986. — С. 76.
  3. Дальневосточный государственный университет. Центр корееведческих исследований.Вестник Центра корееведческих исследований Дальневосточного государственного университета. — Изд-во Дальневосточного университета, 2004. — С. 91.

Ссылки

Что такое wiki.moda Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Читайте также: