Центральным новообразованием младенческого возраста является потребность в

Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь).

Этот акт дает ему возможность расширить возможности манипулирования с предметами: в возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок начинает перемещать предметы, двигать, извлекать из них звуки; в 7-10 месяцев формируются соотносимые действия, т. е. он манипулирует двумя предметами сразу, отдаляя их от себя и соотнося между собой (отводит предмет от себя и приближает к другому, чтобы положить, поставить, нанизать на него). С 10–11 до 14 месяцев начинается этап функциональных действий: ребенок производит более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, манипулируя со всеми возможными объектами.

Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Образ предмета возникает при наличии практического, действенного контакта между изображением и предметом. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку. Пространство, появляющееся у ребенка, – это пространство вытянутой руки. Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки.

Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения, который, в свою очередь, открывает перед ребенком мир других предметов. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения – общение, возникающее в результате появления у ребенка желания овладеть предметом, в данный момент ему недоступным. М.И. Лисина назвала такое общение ситуативно-деловым.

К 9 месяцам младенец начинает ходить. Д.Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого, и уже не мама ведет его, а он ведет маму. Это свидетельствует о разрыве старой ситуации развития.

Основные психологические новообразования дошкольного возраста:

- возникает разделение действий на ориентировочную и исполнительную части;

- ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;

- сама ориентировочная часть возникает из материальной, практической, исполнительной части и носит мануальный или сенсорный характер;

- ориентировочная деятельность чрезвычайно интенсивно развивается благодаря усвоению эталонов и образцов поведения.

Д.Б. Эльконин выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста:

1. Возникновение первого схематичного образа цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

2. Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо". Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими. "Красивое не может быть плохим". Особенности формирования этических инстанций в дошкольном возрасте представлены в работах С.Г. Якобсон.

3. Возникновение соподчинения мотивов. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький".

6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью. Эти две потребности ведут к тому, что у ребенка возникает внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович считала, что данная позиция может свидетельствовать о готовности ребенка учиться в школе.

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.

Память. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.

Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.

Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо видно на следующем примере. Когда детей просили рассказать, что нарисовано на картине, то дети от 2 до 5 лет перечисляли изображенные на ней предметы, от 6 до 9 лет – описывали картину, а ребенок старше 9 лет давал свою интерпретацию увиденному.

Воля. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.

Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возрасте очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан, как там дышат животные и т. д.

Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.

В начале младшего школьного возраста мышление отличается эгоцентризмом – особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного определения некоторых проблемных моментов.

Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.

Теоретическое мышление позволяет решать задачи, основываясь на внутренних признаках, существенных свойствах и отношениях. Развитие теоретического мышления зависит от типа обучения, т. е. от того, как и чему ребенка учат.

Множество процессов, ведущих к изменениям поведения, принято называть

Выберите форму общения, соответствующую в схеме Лисиной возрасту 3-5 лет

Первая социальная реакция младенца называется

Сущность игры по Выготскому состоит в том, что она есть

Исполнение обобщенных желаний ребенка

Обычно старики

Какое из приведенных ниже утверждений Неправильно?

Физическое развитие ребенка – гарант его интеллектуального развития

Фазу жизни, когда человек не готов к самостоятельному существованию и нуждается в усиленном освоении опыта, передаваемого старшим поколением, в психологии развития именуют

Сенсорные эталоны – это

Выработанные человечеством основные разновидности качеств и свойств предметов

Речь, формирующаяся в конце младенчества, именуется

Центральным новообразованием раннего возраста является

Слушание речи взрослых и вокализации младенца принято называть

По Эриксону, зрелый человек особенно нуждается в

Кризис 6-7 лет становится следствием

Необходимости замены игровой деятельности учебной

Какой из симптомов не свойственен кризису 3 лет

В основе всякого возрастного кризиса развития лежат

Противоречия между возможностями личности и требованиями общества

15. На работу психических функций в старости влияет ___ деятельность

Психологически разные понятия

По Божович, основное новообразование младшего школьного возраста – это

Согласно Маслоу, ведущими потребностями в пожилом и старческом возрасте становятся

Индивидуальное развитие человека во времени – это

Главнейшей характеристикой юношеского возраста является

Личностные мотивы младшего школьника не выступают в форме

Интимных сообщений ребенка

По Эриксону, новообразованием старости является

Основная потребность дошкольника

Жить общей жизнью со взрослыми

Большая часть слов, которые усваиваются в раннем возрасте, обозначают

Предметы и действия

Для самореализации в молодости важнейшим является

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются

В молодости во всех сферах жизни человека отмечается сильное стремление к

Период старения и старости иначе называется

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте

Развивается в зависимости от сформированности общения со взрослыми

Противоречивые переживания взрослости – это переживания по поводу того,

Действительно ли человек понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни

Смерть в современной психологии рассматривается как

Кризис индивидуальной жизни

Понятие взрослости (зрелости) в первую очередь связано с исследованием отношения человека

К широкому контексту осуществления жизни

Универсальной психологической целью подросткового возраста принято считать

избавление от опеки взрослых

Основное новообразование младенческого возраста – это

Осознание психической общности со взрослым

Интерес подростка к собственной личности Выготский называл

Преобладающий вид мышления в дошкольном возрасте

Выберите верное высказывание

Во взрослости ответственность превращает внешний долг во внутреннюю потребность

Предтечей предметно-манипулятивной деятельности ребенка является

Выберите правильный порядок развертывания стадий игры

предметная игра – ролевая игра – игра с правилами

От диффузии (спутанности) эго-идентичности, по Э. Эриксону, юноша чаще всего пытается защититься

сверхидентификацией с героями улиц или элитарных групп

Центральным новообразованием новорожденности, по Л. С. Выгодскому, является

появление индивидуальной психической жизни

Оценка знаний и умений воспринимается младшим школьником одновременно и как оценка

В молодости все или почти все, что делает человек, определяется

психологическая готовность ребенка к школе

Период новорожденности характеризуется

Детство, по Д. Б. Эльконину, - категория

Выберите правильное высказывание

понятие возрастной психологии уже, чем психологии развития

В общении ребенка раннего возраста со взрослым ведущее место занимают

Традиционно взрослость рассматривается как

стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией свойств сложившейся личности

Большая часть реакций новорожденного ребенка на внешний мир – это

Действия с предметами по их назначению составляют

Главное достижение дошкольного возраста – появление

Какое утверждение неверное?

психологический страх смерти – это врожденное чувство

Учебная деятельность младшего школьника – это

деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством

58. В современном понимании развитие человека есть процесс ___изменений во времени

Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь). Рассмотрим каждый акт подробнее.

Хватание — это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Для того чтобы возникло хватание, надо, чтобы рука младенца превратилась в орган осязания, другими словами — "раскрылась". Дело в том, что у младенца кисть руки сжата в кулак, поэтому только когда он сможет его разжать, произойдет акт хватания. Очень интересно поведение ребенка: он смотрит на свои ручки, следит, как рука приближается к предмету.

Этот акт дает ему возможность расширить возможности манипулирования с предметами: в возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок начинает перемещать предметы, двигать, извлекать из них звуки; в 7—10 месяцев формируются соотносимые действия, т.е. он манипулирует двумя предметами сразу, отдаляя их от себя и соотнося между собой (отводит предмет от себя и приближает к другому, чтобы положить, поставить, нанизать на него). С 10—11 до 14 месяцев начинается этап функциональных действий: ребенок производит более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, манипулируя со всеми возможными объектами.

Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Образ предмета возникает при наличии практического, действенного контакта между изображением и предметом. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку. Пространство, появляющееся у ребенка, — это пространство вытянутой руки. Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки.

Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения, который, в свою очередь, открывает перед ребенком мир других предметов. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения — общение, возникающее в результате появления у ребенка желания овладеть предметом, в данный момент ему недоступным. М. И. Лисина назвала такое общение ситуативно-деловым.

С изменением общения меняется и способ воздействия на взрослых: возникает указующий жест. По поводу этого жеста Л. С. Выготский писал: "Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко стоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация — исходная для дальнейшего развития. Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других" [1] .

Этапы развития хватания и движений младенца приведено в табл. 4.

Таблица 4

Развитие движений и действий

Время появления движений

Развитие крупных движений

Развитие мелкой хватательной моторики

Движения рук хаотичны, пальцы сжаты в кулак

Сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2—3 секунды

Тянется за предметом, но как правило промахивается

Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот

Сидит с поддержкой

Ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движения пальцев не дифференцированны

Хватает рукой предметы

Противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев

Сидит без поддержки

Размахивает схваченными предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д., движения пальцев дифференцируются

В конце первого года жизни младенец начинает ходить, сначала с помощью взрослых или опираясь на окружающие предметы, а затем самостоятельно. Д. Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого, и уже не мама ведет его, а он ведет маму. Это свидетельствует о разрыве старой ситуации развития.

Появление первого слова (речи) — еще одно новообразование данного возраста. Речь ситуативна, автономна, эмоционально окрашена, понятна только близким, специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Такая речь называется "языком нянь". Тем не менее данная речь — это новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка исчерпала себя и между взрослым и ребенком возникло взаимодействие иного содержания.

Данные изменения в отношениях ребенка и взрослого приводят к возникновению критических симптомов, составляющих кризис одного года.

Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис обусловлен следующими внутренними причинами: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Средством разрешения этого противоречия становится овладение ходьбой и речью.

Внешние проявления кризиса заключаются в следующем: овладение ходьбой и манипуляциями с предметами расширяет возможности ребенка, он начинает чувствовать себя отдельным от взрослых человеком, обретает поведенческую автономию. Ребенок теперь может достать опасные для себя предметы и вести себя так, как не нравится взрослым. Взрослые впервые начинают применять запреты и наказания. Когда взрослый что-то запрещает ребенку, не понимает его или наказывает, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность. Одним из ярких симптомов кризиса становится возникновение аффективных состояний, выражаемых гипобулическими реакциями: столкнувшись с запретом, ребенок устраивает истерику, громко плачет, падает на пол, колотит по нему руками и ногами.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным.

Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно,

потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются его действия с предметами. Но возможности малыша все же ограничены, поскольку, во-первых, его речь еще несовершенна, а во-вторых, он нуждается в помощи взрослых при осуществлении почти любого действия. Это явно выражено при освоении предметов, которыми ребенок манипулирует. Д. Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественные способы употребления предметов, так как сам ребенок не способен дойти до их понимания.

А) формальных операций

б) конкретных операций

52. Я согласен(а) с утверждением, что:

А) наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (социальная), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудовая зрелость) во времени не совпадает

б)наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (социальная), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудовая зрелость) во времени совпадает

а) уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности

б) новую, отличную от прежней, любовь к своим родителям

В) принятие своего единственного жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене

г) все перечисленное

54. Автор закона чередования разных типов деятельности:

а) Д. Б. Эльконин

б) Л. С. Выготский

в) С. Л. Рубинштейн

55. Стадия формальных операций в концепции Ж. Пиаже соответствует возрасту:

а) от 10—11 лет и старше

б) от 6-7 до 10-11 лет

в) от 2 до 10-11 лет

г) от рождения до 2 лет

56. Стадия конкретных операций в концепции Ж. Пиаже соответствует возрасту:

а) от 10-11 лет и старше

б) от 2 до 10-11 лет

в) от 6/7 до 10/11 лет

г) от рождения до 2 лет

57. С точки зрения Ж. Пиаже у детей появляется способностьк абстрактному, понятийному мышлению на стадии:

а) конкретных операций

б) сенсомоторного интеллекта

в) формальных операций

58. Поздняя взрослость по Г.Крайгу – это возраст, ограниченный:

г) 60 и более лет

59. Фаза развития в периодизации В.А.Ганзена и Л.А.Головей означает:

а) количественные и качественные изменения уровня развития отдельной функции, охватывающее несколько или даже все уровни развития человека

б) только количественные изменения в развитии функций, охватывающие не все уровни развития человека

в) преимущественно количественные изменения в развитии психических функций, охватывающие несколько уровней развития

60. Стадия развития в периодизации В.А.Ганзена и Л.А.Головей означает:

А) количественные и качественные изменения уровня развития отдельной функции, охватывающее несколько или даже все уровни развития человека

б) преимущественно количественные изменения в развитии психических функций, охватывающие несколько уровней развития

в) только количественные изменения в развитии функций, охватывающие не все уровни развития человека

61. Период развития в периодизации В.А.Ганзена и Л.А.Головей означает:

а) количественные и качественные изменения уровня развития отдельной функции, охватывающее несколько или даже все уровни развития человека

б) только количественные изменения в развитии функций, охватывающие не все уровни развития человека

В) преимущественно количественные изменения в развитии психических функций, охватывающие несколько уровней развития

62. Зона ближайшего развития это область:

а) еще не созревших психических процессов,

Б) еще не созревших, но созревающих психических процессов

в) созревающих психических процессов,

г) созревших психических процессов

63.Возрастную периодизацию на основе появления и смены молочных зубов предложил:

В) П.П.Блонский

64.Возрастную периодизацию на основе критерия развития интеллекта предложил:

А) Ж.Пиаже

65.Возрастную периодизацию на основе критерия развития психосексуальности предложил:

Г) З.Фрейд

66.Возрастную периодизацию на основе биогенетического принципа предложил:

В) С.Холл

67.Возрастную периодизацию на основе появления новообразований предложил:

А) Л.С.Выготский

68. Генотип определяет процессы:

А) созревания

69.Я согласен(а)с утверждением, что по сравнению с детенышами
высокоразвитых животных ребенок рождается:

а) более совершенным

Б) более беспомощным

70.Период новорожденности длится:
а) до 3 месяцев
б) до 2 месяцев

в) до 1 месяца
г)до 10дней

71. Главная особенность социальной ситуации развития новорожденного:

а) ребенок отделился от матери физически, но не биологически

б) ребенок представляет собой независимое существо

в) ребенок представляет собой минимально социальное существо

г) ребенок отделился от матери и физически, и биологически

72. Центральное новообразование периода новорожденности— это:

а) комплекс оживления

в) индивидуальная психическая жизнь

г) безусловные рефлексы

73. Комплекс оживления включает в себя:

а) двигательное оживление

г) все перечисленное

74. Индивидуальная психическая жизнь новорожденного характеризуется двумя главными моментами:

а) наличием реакций на стимулы окружающей среды

б) невыделением себя из среды

в) приспособлением к окружающему миру

г)преобладанием нерасчлененных переживаний

75. Безусловные рефлексы новорожденного:

а) способствуют появлению человеческих форм поведения

б) не играют никакой роли в жизни младенца

в) являются атавизмами и исчезают по мере развития ребенка

г)необходимы для приспособления к новым внешним условиям

76. Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают, потому что происходит:

а) миелинизация нервных клеток

б) развитие двигательной активности младенца

в) развитие коры головного мозга ребенка

г) появление условных рефлексов

77. Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей среды:

в) человеческое лицо

г)окружающие его предметы

78. Границы младенческого возраста:

а) от рождения до года

б) 1 месяц — 1 год

в) от рождения до 2 лет

г) 3 месяца — 1 год

79. Специфика социальной ситуации развития младенческого возраста заключается в том, что ребенок:

а) познает окружающий мир через предметы

б) минимально социальное существо

в) входит в ситуацию и его поведение целиком определяется ею

г)максимально социальное существо

80. Ведущая деятельность в младенческом возрасте:

г)непосредственно-эмоциональное общение

81. Основа развития в младенческом возрасте заложена в противоречии между:

а) желаниями ребенка и возможностями их удовлетворения

б)растущими потребностями ребенка и его возможностями

в)растущими возможностями ребенка и условиями для их реализации

г)максимальной социальностью и минимальными возможностями общения

82. Центральным новообразованием младенческого возраста является:

а) становление речи

б)индивидуальная психическая жизнь

83. Среди познавательных процессов у младенцев доминирует:

а) ощущение и восприятие

84. Сразу после рождения у младенца оказывается более развитой чувствительность:

г)кожная

85. Важнейшая специфическая особенность развития младенцев:

а) одновременное развитие и сенсорных систем, и моторики

б) опережающее развитие моторики по сравнению с сенсорными системами

в) опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой

г)ни одно утверждение не подходит

86. Зрительное и слуховое сосредоточение возникает у младенца:

г)в период новорожденности

Установите правильную последовательность

87. Динамика акта хватания:

а) собственно хватание

б) реакция удержания предмета

в) ощупывание рук и предметов

88. Похлопывание рукой, постукивание предметом, раскачивание —это:

а) функциональные действия

в) цепные реакции

г)повторные реакции

89. Ползание, вставание, ходьба— это:

а) повторные реакции

в) функциональные действия

г)цепные реакции

а) подражание

б) повторные реакции

в) цепные реакции

91. Хватание игрушки, размахивание ею, перемещение, бросание – это движения:

б) результативные

г) все перечисленные

92. Манипулирование предметом, открывание и закрывание коробочки, складывание пирамидки — это движения:

в) соотносящие

г) все перечисленные

93. Подражание действиям взрослых в употреблении предметов это действия:

в) функциональные

г) все перечисленные

94. Важнейшим достижением первого полугодия жизни младенца является:

а) социальная улыбка,

в) комплекса оживления

г) становление акта хватания

95. Дифференцирующим симптомом начала микропериода от 3-х до 6 месяцев является появление:

а) реакции ощупывания рук,

б) смеха ребенка,

в) автономной речи.

г) социальной улыбки

96. Дифференцирующим симптомом начала микропериода от 1-го до 3-го месяца жизни является появление:

а) смеха ребенка,

б) реакции ощупывания рук,

в) социальной улыбки

г) автономной речи.

97. Важнейшее психологическое образование младенческого возраста:

а) комплекс оживления

б) привязанность к близкому человеку

в) зрительное и слуховое сосредоточение

г) автономная речь

98.У младенцев появляется потребность:

в) новых впечатлениях

г) во всем перечисленном

99. Эмоциональной сфере младенца присущ ряд реакций, среди них есть лишняя:

а) стыд

100. Американские психологи Томас и Чесс выделили три группы детей, различных по проявлению темперамента (выбрать лишнее):

101. Новообразование, приводящее к разрушению социальной ситуации развития в младенческом возрасте:

в)становление ходьбы

г)чувство привязанности к матери

в) 3 мес.

103. Основные паттерны поведения детей, присущие модели избегающей (тревожной) привязанности ребенка (по М.Айнсворт):

а) в новой для себя обстановке мать используется как отправная точка исследования

б) демонстрирует независимое, исследовательское поведение в новой ситуации

в) по возвращении матери активно ее приветствует

г) расстраивается при разлуке с матерью, но легко успокаивается и возвращается к игре

104. Основные паттерны поведения детей, присущие модели амбивалентной (сопротивляющейся) привязанности по М. Айнсворт:

а) переживали сильный стресс при разлучении с матерью, а по ее возвращению, то тянулись к ней, то отталкивали ее,

б) в новой для себя обстановке мать используется как отправная точка исследования,

в) демонстрируют независимое, исследовательское поведение в новой ситуации,

г) по возвращении матери активно ее приветствует.

105. Основные паттерны поведения детей, присущие модели надежной привязанности ребенка (по М.Айнсворт):

а)в новой для себя обстановке мать используется как отправная точка исследования

б) демонстрирует независимое, исследователь-ское поведение в новой ситуации

в)неохотно разлучаются с матерью и долго успокаиваются при ее возвращении

г) по возвращении матери активно избегает ее

106. Установите правильное соответствие между фазами привязанности и сроками их формирования:

1. фаза партнерских отношений а) 0-1.5 мес.

2. фаза недифференцированной б) 1-5 мес.

привязанности в) 1.5- 6/8 мес.

3. фаза формирования привязанности г) 2-7 мес.

4. фаза четкой привязанности д) 6/8м.-1.5г. е) 6/8 м..-2 г.

и) 2 г.-оконча ние детства

107. Назовите положения, характеризующие новые представления о психологии раннего детства:

а) младенец – репрезентативный индивид, способный структурировать и упорядочивать воспринимаемый мир,

б) восприятие и действие – важные составляющие единой системы взаимодействия,

г) генотип и среда – детерминанты когнитивного развития младенца,

д) все перечисленное неверно,

е) все перечисленное верно

108. Вставьте пропущенное слово:

Новорожденные дети способны к ___________ в пространстве сигналов разной модальности

109.Какую из воспринимаемых форм более всего предпочитает новорожденный:

а) человеческое лицо

б) геометрические фигуры,

в) рисунок пейзажа,

110.Может ли новорожденный воспринимать удаленность предметов в пространстве:

А) да,

111. Начало перцептивного и моторного развития новорожденного осуществляется благодаря:

а) наличию врожденных программ развития

Читайте также: