Анимаиса острецовская от рака

СЛУЖБА С КАНОНОМ И АКАФИСТОМ
ПРЕПОДОБНОЙ АНИМАИСЕ РОДНИКОВСКОЙ И ОСТРЕЦОВСКОЙ -
ПОДВИЖНИЦЕ БЛАГОЧЕСТИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ХХ ВЕКА.


На Господи воззвах: стихиры умилительны,гл.6
Подобен: Всю отложивше:
Анимаисо, мати всечестная,/ души моея крепосте,/ надеждо моя и упование,/ услыши стенание и молитву мою./ Настави мя на пути спасения, /любовию и участием наполни страждущее сердце,/ наставнице благая,/ Бога в Троице любимице всехвальная.
Анимаисо, мати всечестная,/ милосердия сияние,/ тепло доброты и мира душевнаго,/ образе светила во трою единства совершенный в сердце своем сохраньшая,/ буди верным утешением опечаленныя совести моея,/ да открыются и мне, окаянному, пути спасения истиннаго./
Яко во времена власти безбожныя веру и целомудрие неврежденны сохранила еси/, тако и нам даруй ныне целомудрия возвращение,/ избавляя малодушия и бури сомнений,/ тьму нощи омрачения отгони,/ и покрова мрака греховнаго завесу раздраша,/ светом покаяния озари души наша.
Анимаисо, мати всечестная, /монашествующих похвало, смиренных утешение, /в бедности отрадо, в трудех быстрая помощнице,/ в горестех безмездная молитвеннице,/ утиши печали в злостраданиях/ предстательством своим пред Господом Богом нашим.
Слава, и ныне, глас 2.
Пречистыя Девы служительнице,/ Анимаисо, мати преподобная,/ безплодную пустыню сердца моего научаяй возделывати / непрестанными теченьми слез и воздыханий о гресех моих,/ молю тя, умоли Владычицу мира/ сподобити мя деснаго предстояния /пред Престолом Божиим, /егда сядет судити миру, якоже есть писано.
На стиховне стихиры, глас 6.
Спасе мой, Иисусе Христе,/ Всемилостивый Боже мой,/ приемый блудницу и мытаря оправдавый,/ души моея стремления узри,/ Всеведущий Сердцеведче, /и покаяния моего образ приемля,/ спаси, о, Иисусе,/ от смраднаго обольстителя,/ от зверохищнаго антихриста /и духа вражия тлетворнаго, /разруши сети преисподния/ и спаси мя, Благодателю Святый.
Лестию зловредною растлен еси,/ како явлюся Престолу Судии,/ Вечнаго и Нелицеприятнаго,/ но молю о милости прощения, Христе мой Иисусе,/ и зову Ти надеждою:/ молитвами всечестныя матери Анимаисы, помилуй мя, Спасе, грешнаго.
Завистию вражией от Тебя отторгнутый,/ клеветами диавольскими Тя лишенный,/ Милостивый мой Спасителю,/ помилуй мое неразумие,/ прости мое маловерие и души моея пропасти бездонныя зряще,/ Сам спаси и сохрани мя, грешнаго.
Слава, и ныне, глас тойже: Богородичен.
Пред Тобою, Царице Небесная, / со слезами и горестию предстою,/ныне от врага умерщвление души моея зряще, Пречистая,/ и в несчастие нечестия, аки ризу смрадную, облачение мое,/ в гонениих упование не утративши,/ помилования Пресвятыя Троицы просящи,/ молю Твоего пред Богом предстательства, Владычице:/ врага лютаго избави мя,/ услышав жалобы и стенания души моея,/ защитою и быстрою Помощницею явися измождению моему,/ внемли и вопли непрестанныя услыши,/ и яко Нерушимая Стено веры моея и упования ставшая,/ спаси мя, Приснодево, грешнаго.
Таже: Тропари, глас 6: Помилуй нас, Господи, помилуй нас: Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом: И ныне: Милосердия двери отверзи нам:

КАНОН ПРЕПОДОБНОЙ МАТЕРИ АНИМАИСЕ.

Ирмосы канона на недельные гласы.
Запев: Преподобная мати Анимаисо, моли Бога о нас.
Просвещением трисолнечнаго Божества озарившеся,/ангельское служение на земли совершила еси,/ три ипостаси Богоначальны воспевающа,/ молитвами святыми к Человеколюбцу возносящаяся,/ в годину лихолетия Бога не отреклася еси,/сиянием силы духовныя тьму безбожия растерзала еси,/ ныне же мя, темностию страстей омраченному,/ просвети ко спасению,/ светоносную память твою чтущаго.
Совесть имущая к Богу неоскудную/ и око сердца чистотою блистающа,/ о, мати Анимаисо, Церкви Христовой украшение явилася,/ Невестою непорочною Жениху Богу предстояща,/ греховныя смерти спасай мя,/ яко молитвеннице благая.
Слава:
Зиждемый бысте Богу Духу Святу души твоея оживотворенный храме,/ душевное возложиста желание к благовестию,/ преподобная наша мати,/ страждущия словом утешения укрепляла еси,/ малодушия исцеляя,/ глада и хлада адскаго отгонительнице,/ укроти бурю сердца моего, грехом раздираема,/да в тишине Божией пребывающа,/ песнями возславлю подвиги твои и жизнь безконечную.
И ныне:
Из боку чисту Девыя /пройде Солнце правды,/ плотию Пречистою облекшеся,/ осияя вселенную Триипостаснаго Божества зарями,/ страсти лютыя ума моего утоли, Владычице,/ и исправи мя заблудшаго, яко да славлю Тя.
Песнь 3.
Высотою смирения украшаема,/ преподобная мати Анимаисо,/ с чины небесныя воспевающа трисвятыми гласы ныне,/ на земли небеса явила еси послушанием и верностию Богу в Пресвятыя Троице,/ молитвами, постом и воздержанием душу божественными даровании исполнила еси,/ о, святая Анимаисо, моли спастися души моей.
Потоки слезными исполнивше сердце свое кроткое,/ богомудрая наша мати,/ и плоти своея умерщвление воздержанием явила еси,/ ныне упроси Бога, молит тя душа моя грешная,/ грехов многих и страстей зверообразных изцеление низпослати ми/ и души моея прощение.
Слава:
Дивный образе милосердия являеши/ и подвигами жития наставляеши,/ к добродетели и высоте возводяще Божественнаго делания,/ мати Анимаисо всечестная, / моли Бога спастися души моея.
И ныне: Богородичен.
Болящим изцеления источаеши,/ отгоняя болезни телесныя и душевныя,/ страсти человек врачуеши,/ предстательством преподобныя мати нашея Анимаисы, / даруй ми погибшему спасение,/ Дево Пречистая.
Таже: Господи, помилуй.(трижды)
Седален, гл.4
Житейское море бурное преплывше,/ образом благочестия мя наставляеши,/ яко ключи храма Пресвятыя Троицы от врагов сокрыша,/ ключи нерушимого духа миру явила еси,/ девственнаго подвига печатию истину веры торжествуя,/ пути к Богу в Троице открыла еси,/ ключи Божия Царствия сохраньшая.
Слава, и ныне, Богородичен:
Пречистою утробою Твоею Младенца Бога сокрывающа,/ велию тайну Триипостаснаго Величия соблюдши,/ Дево, пристанище тихое безстрастия,/ всея вселенныя тишиною явльшаяся,/потреби тлю сердца моего/ молитвами мати преподобныя.
Песнь 4.
Житие непорочне твое плод премудрости явистася,/ небеснаго жития предвратие образовашася,/земли дольней преминовение/ в ожидании небеснаго стяжания,/ преподобная мати явила еси во образе ангельстем,/ со безплотными лики взывающа:/ слава силе Твоея, Господи.
К небесному пристанищу устремишася,/ мати наша Анимаисо,/ и земный храм Пресвятыя Троицы своим попечением не оставила еси,/ благолепне украшенный явила по времени,/ и нам, лучами чудес твоих просвещенными,/испроси у Господа даровати силу духовную/ и решимость подражати житию твоему,/ да согласно с лики ангельскими воззовем:/ слава силе Твоея, Господи.
Слава:
Небесныя надежды стяжати сподобившаяся,/ земныя печали отложше, аки сорныя,/ сподоби нас добродетелей твоих наследники и общники быти,/ да воспоем с тобою и со ангелы Богу:/ слава силе Твоея, Господи.
И ныне, Богородичен:
Блажит Тя, Пречистая, всяк возраст и всяка душа верных,/ Бог бо Слово паче ума от Тебе воплотися,/ сохрани и соблюди люди Твоя,/ Бога в Троице славящия,/ молитвами Твоими,/ Дево Пренепорочная.
Песнь 5.
Возсия в тебе Господь, Егоже от всея души возжелала еси видети/и Ему Единому служити,/ мати Анимаисо прехвальная,/ внутреннима очима зряще неизреченную доброту Господа Бога нашего,/ и любве ради Христовой в острецовской веси вселистася,/ непрестанною молитвою пищи неизреченныя сподобилася.
Боже Отче Вседержителю,/ Боже Слове и Божественный Душе,/ утверди, Единоначальная Троице, Твоя певцы,/ славящих Тя вкупе с блаженною Анимаисою и всеми святыми возвесели,/ вся стрелы разжженныя лукаваго потреби.
Слава:
Благодати утешения сподобилася еси,/ преблаженная мати,/ сего ради свыше ожидаем твоего посещения,/ настави нас на пути спасения/ и Божественнаго Царствия сотвори нас причастники.
И ныне, Богородичен:
Воспойте Господеви вся земля,/ претворившему и преобразившему ны от злобы всякия к добродетели,/ соблюдающа вселенную десницею Своею,/ молитвами Девы Пречистыя,/ твердою мира душевнаго надеждою и похвалой.
Песнь 6.
Силою Христовою укрепляема,/ мати всехвальная Анимаисо,/ вся коварства лукаваго низвергла еси,/ святыми своими молитвами, богоблаженная,/ Бога Духа Святаго красоту и доброту в сердце носяща,/ и ныне предстоиши Богу Вседержителю,/ у Него же знамения и чудеса испросивше,/ угодница Христова пресветла явистася.
Небеснаго богатства восприяла, премудрая,/ богомудренными помыслы украсившися,/ и яже на земли отвергша тленная,/ к горнему устремилася еси,/ ныне к раце мощей твоих притекающим/ подаваеши изцеления и милости неоскудныя,/ полки же прогоняеши бесовския,/ возвещая небесную радость жития своего.
Слава:
Слава, Господи, всем преподобным и всем святым, / Божественными повелении Твоими нравы добродетельны стяжасте,/ смирение, любовь, кротость и незлобие,/ сего ради лукаваго змия умертвиша священными молитвами, бого-блаженнии,/ от Христа Бога дарования прияли есте,/ изцелений дары смиренно просящим подаваете.
И ныне, Богородичен:
Греховныя моя страсти, Пречистая, исцели, молюся,/ Ты же безстрастия источник еси, Царице Небесная,/ и просвети мя Рождеством Своим,/ преподобных молитвы приемлюща.


Примеры помощи святой Анимаисы.

Р.Б.,Юрий изцелился от боли в пояснице, но, не удержавшись, при перенесении мощей похитил зуб преподобной Анимаисы. За что был наказан страшными болями в челюсти. Получив изцеление от духовной болезни, Юрий вернул зуб в храм, после чего изцелился и от физической болезни, т.к., перестали болеть зубы.
От мощей прп. Анимаисы неоднократно изходило небесное благоухание, которое разливалось и в храме.Часто благоухают и частицы мощей, и иконы преподобной.
Р.Б., Маргарита, приехав в Родники с больной матерью, оказалась в трудной жизненной ситуации. После молитвы у мощей матушки Анимаисы, закончились неприятности в семье её дочери, а сама Маргарита чудесным образом устроилась на работу.
Зоя Лебедева изцелилась от нараставшей родинки, помазав её маслом от мощей преподобной.
В Санкт-Петербурге одна из жительниц страдала болезнями ног и изцелилась, помазавшись маслом преподобной.
Жительница г.Наволоки Валентина Р. получила облегчение в финансовых затруднениях по молитвам к святой. Внезапно приехал престарелый дальний родственник, который помог материально.
Анастасия С. , сильно захворав Великим Постом, после трёхкратного явления ей матушки Анимаисы изцелилась, умывшись наконец водою из ручья преподобной.
У Ангелины Ч., супруг получил ожоги от горячего битума. Изцелился, помазавшись маслом преподобной.
Происходили и другие чудеса: изцеления от болезней, в том числе от метастазирующего, после операции по онкологии, рака.
Очень часто у безплодных пар рождались детишки.
Авторы канона и службы преподобной Анимаисе, супруги Михаил и Елена испытали на себе благодатную помощь святой матушки. Находясь в трудной жизненной ситуации и попав в долги, из которых выйти было невозможно своими силами, заехав в храм св.Александра Невскаго, мы узнали от настоятеля о. Виталия Уткина о святой преподобной Анимаисе Острецовской и Родниковской, о её особенном даре оказывать помощь людям, попавшим в финансовые затруднения.Получив от настоятеля акафист, мы помолились св. Анимаисе и дали обет написать ей службу с каноном, т.к. до сих пор служба не была ещё написана. В дороге мы каждый день читали акафист преподобной. Казалось, что она сама направляет нас в нужное место. Предстательством и молитвами преподобной Анимаисы мы решили все финансовые проблемы и, наконец, выполнили обещание, данное преподобной.
Рождество Христово, 2014 год.


Преподобная Анимаиса Острецовская, Родниковская

У её родителей Михаила Петровича и Агафьи Еремеевны Смертиных было 8 детей. Ее братья Тихон, Николай и Константин служили в морфлоте и умерли в молодые годы. Ее брат Андриан (1883 – 1917), начальник военной артиллерии, был расстрелян в Вологде как царский офицер.

Сестры Марии Смертиной Анна, Марина и Параскева в 30-х годах 20 века были раскулачены и вместе с семьями сосланы в неизвестном направлении как враги народа, где и скончались.

В 1900 году Мария Смертина поступила в Макариев-Решемский монастырь, основанный ещё преподобным Макарием Унженским и Желтоводским. Приняв монашеский постриг с именем Анимаиса, насельница жила в трудах и усердных молитвах до закрытия обители в 1927 году.

Ведомая гласом Божиим, монахиня Анимаиса пришла в город Родники, и, получив благословение у настоятеля Ильинской церкви протоиерея Петра Лебедева (+1937), отправилась в село Острецово.

Здесь она поселилась в каменной сторожке при Свято-Троицком храме, неся послушание по уборке храма, и в то же время была церковным сторожем.

Плату за свой труд в храме преподобная не брала, а зарабатывала на жизнь тем, что шила одеяла, подшивала валенки, изготовляла тапочки для усопших. Даже от этих скудных средств она уделяла нуждающимся. Порой Анимаиса отдавала сиротам последний кусок хлеба.


о.Петр слева, 1928 г.

Людская молва разнесла по всей округе весть о благодеяниях матушки Анимаисы. Из многих сел и деревень потянулись к ней за добрым советом, и всех она наставляла участливо и с любовью.

Скоро в сторожку нагрянули местные власти и потребовали открыть храм. Монахиня ответила, что у неё нет ключей. Произвели обыск, но ничего не нашли. Работники сельсовета были разгневаны, но взламывать дверь не решились, оставив подвижницу в покое.


Свято-Троицкий храм с. Острецово

Зимой 1946 года в село Острецово приехал православный священник отец Иоанн Клевцовский. Преподобная принесла ключи и открыла ему двери храма.

Церковь открыли, и взору священника предстало драгоценное убранство храма. Казалось, что люди покинули его недавно, а вовсе не 10 лет тому назад.

Особенно празднично выглядела Иверская икона Божией матери, написанная на горе Афон. Перед этой иконой матушка Анимаиса молилась в прежние годы особенно усердно.

После открытия храма Анимаиса получила послушание еще и алтарницы. Свои труды преподобная сочетала с непрестанной молитвою и строгим постом.

За несколько дней до своей кончины Анимаиса собрала к себе своих духовных сестер и подруг и раздала им все свое немудр`ное имущество. Блаженная кончина преподобной Анимаисы последовала 14 июля 1963 года. Отпевание совершил настоятель церкви села Кащеева, погребена она была на Острецовском кладбище.


c.Родники, в храме святого благоверного князя Александра Невского

У могилы преподобной стало происходить много знамений милости Божией. После совершения у её могилы панихид больные получали исцеление, в семьях прекращались распри, судьи оправдывали невинно осужденных, совершаются и иные чудеса.

Комиссия по канонизации святых Священного Синода Русской Православной Церкви причислила монахиню Анимаису к лику святых в сонме Ивановских святых.

18 сентября 1997 года по благословению Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Ивановского и Кинешемского, были обретены и торжественно перенесены в Родниковскую церковь мощи святой угодницы Божией Анимаисы. Рака с мощами преподобной находится слева от алтаря храма.

Родители святой - Михаил Петрович и Агафья Еремеевна Смертины - имели 8 детей:

  • Андриан
  • Анна
  • Константин
  • Марина
  • Мария (Анимаиса)
  • Николай
  • Параскева
  • Тихон

Братья Тихон, Николай и Константин, который служил в морском флоте, умерли в молодости лет двадцати. Брат Андриан (1883-1917), бывший начальником военной артиллерии, был расстрелян в Вологде как царский офицер. Сёстры преподобной - Анна, Марина и Параскева (†1937) в тридцатых годах ХХ века были сначала раскулачены и вместе с семьями сосланы в ссылку как враги народа, где и скончались.

В 1900 году Мария Смертина поступила в Макарьев-Решемский монастырь, основанный ещё преподобным Макарием Желтоводским и Унженским, избрав для себя путь бедности и послушания. Приняв монашеский постриг с именем Анимаиса, преподобная жила в молитвах, труде и послушании. За смирение и понесенные труды в обители матушка Анимаиса в 1913 году сопровождая, игумению Досифею (Ипатову) на торжества посвященный 300-летию дома Романовых, посетила город Кострому. Там в Костроме преподобная впервые встречается с будущим настоятелем родниковского Ильинского храма священником Петром Лебедевым, который впоследствии стал духовным отцом угодницы Божией. Вернувшись с юбилейных торжеств Анимаиса продолжала свою жизнь в монастыре, где в начале 20-х познакомилась с викарием Костромской епархии, епископом Кинешимским Василием (Преображенским), окормлявшим многих монахинь Макариево-Решемской обители, среди которых была и святая. В 1927 году когда монастырь был закрыт советскими властями, а монахини - разогнаны, монахиня Анимаиса от служения Богу и Святой Церкви не отреклась.

Ведомая гласом Божиим, преподобная Анимаиса пришла в город Родники, где получив благословение у настоятеля Ильинской церкви протоиерея Петра Лебедева отправилась в село Острецово, расположенное в 15 километрах от Родников. Придя в Острецово матушка Анимаиса поселилась в каменной сторожке при Сято-Троицкой церкви. Она усердно несла послушание по уборке храма, который и сторожила. Никакой оплаты за свой труд раба Божия не брала, а зарабатывала на жизнь тем, что старательно шила одеяла, подшивала соседям валенки и тачала тапочки для усопших. Своими скудными заработками она охотно делилась с нуждающимися, особенно помогая детям-сиротам Малышевым, делясь с ними последним куском хлеба, справедливо полагая, что кто умеет довольствоваться и делится малым, тот и богат. Людская молва разнесла по всей округе благие деяния матушки Анимаисы. Из многих сел и деревень к ней потянулись люди за добрым советом и наставлениями, и всех она ублажала участливо и с любовью. Десять лет преподобную заботливо наставлял и окормлял на пути спасения настоятель родниковского Ильинского храма протоиерей Петр. "Душа твоя вступит в общение с Богом, как невеста с женихом. " - говорил ей отец Петр словами Макария Египетского. А после мученической кончины, священномученик Петр Лебедев (память 14\27 октября) не раз являлся угоднице Божией, укрепляя её в подвиге. 31 мая 1940 года храм в селе Острецове власти закрыли, и раба Божия Анимаиса в церковной сторожке осталась одна. В те мрачные годы она проявила особое рвение в спасении храма от варваров-разрушителей, воров и грабителей. В ожидании своего ареста, однажды, она пришла к жительнице села Острецова Цыплевой Ольге Ивановне и, предав ей ключи от дверей церкви, строго наказала:"Возьми ключи от храма, и даже если меня расстреляют, не отдавай их никому до тех пор. когда в церковь придет православный священник". Скоро в сторожку к монахине нагрянули местные власти, потребовавшие отдать им ключи от дверей церкви. Монахиня ответила, что ключей у неё нет. В строжке произвели обыск, но ключей не нашли. Разгневанные сельсоветчики, однако же, не решились взламывать двери церкви, и ушли ни с чем, оставив отважную монахиню на свободе. Церковь в селе Острецове была спасена. Спасена была и матушка Анимаиса, помнившая, что если лишиться чистоты духовной, то никакие подвиги не спасут. 2 февраля 1946 года в село Острецово приехал православный священник отец Иоанн Клевцовский (в прошлом -протодиакон родниковского Ильинского храма) и тогда благочестивая монахиня вручила ему заветные ключи от дверей храма. На удивление, пред ними предстало всё сохранившееся драгоценное убранство храма, словно люди покинули его только вчера,а не десять лет тому назад. В конце лета 1946 года за стойкость и особое усердие преподобная Анимаиса после открытия храма, получила от архиепископа Ивановского и Шуйского Кирилла (Поспелова), назначенного 24 июня в только что образованную Ивановскую и Шуйскую епархию, послушание алтарницы. В нужде, труде и постоянных заботах угодница Божия не забывала непрестанные молитвы, которые в сочетании с постами и благодеяниями, заполняли всю её жизнь до самой кончины. За несколько дней до ухода из земной жизни блаженная матушка Анимаиса собрала самых близких своих духовных сестёр и раздала им все свои скромные пожитки. Раздавая своё немудренное добро матушка Анимаиса одной из своих подруг не дала ничего. И обиженная спросила:"Матушка, а мне что подаришь?". На что преподобная пророчески сказала:"А тебе дорогая подруга моя, оставлю свою кровать". Вскоре после блаженной кончины угодницы БожиейАнимаисы женщина эта была парализована и несколько лет пролежала "прикованная к постели".

Перед переходом в мир иной преподобная просила подруг и близких своих не печалиться о ней, а на прощание сказала, что всегда будет с теми, кто помнит её, молится Господу нашему Иисусу Христу и всем святым Православной Российской Церкви. "Всех вас буду встречать , а тех, кто попросит - утешу, и буду о тех Святую Троицу умолять" - передали слова преподобной Таисья Чернова, Серафима Стужина и Екатерина Докучаева. Всю жизнь преподобная Анимаиса без устали трудилась над совершенствованием святости чувств, в приумножении добрых дел, в любви к ближним, идя по пути спасения в вечности. Преподобная мирно отошла ко Господу 1\14 июня 1963 года. Отпевание монахини Анимаисы совершил священник Казанской церкви села Кощеева, а погребена она была на Острецовском кладбище у самого входа. Вот когда свершилось предсказание матушки Анимаисы: "Всех вас буду встречать".

18 (5) сентября 1997 года по благословению Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Ивановского и Кинешемского, усердием настоятеля Александро-Невского храма протоиерея Виталия Уткина и Родниковского приходского совета, были обретены и торжественно перенесены в родниковскую церковь мощи святой угодницы Божией Анимаисы. Храм Александра Невского встречал преподобную под звон всех своих колоколов. Ныне рака преподобной Анимаисы находится слева от алтаря родниковского храма. А в Острецовском Свято-Троицком храме пребывает частица мощей святой.

Родители святой — Михаил Петрович и Агафья Еремеевна Смертины — имели 8 детей:

Андриан
Анна
Константин
Марина
Мария (Анимаиса)
Николай
Параскева
Тихон
Братья Тихон, Николай и Константин, который служил в морском флоте, умерли в молодости лет двадцати. Брат Андриан (1883—1917), бывший начальником военной артиллерии, был расстрелян в Вологде как царский офицер. Сёстры преподобной — Анна, Марина и Параскева (†1937) в тридцатых годах ХХ века были сначала раскулачены и вместе с семьями сосланы в ссылку как враги народа, где и скончались.

Начало монашеской жизни
В 1900 году Мария Смертина поступила в Макарьев-Решемский монастырь, основанный ещё преподобным Макарием Желтоводским и Унженским, избрав для себя путь бедности и послушания. Приняв монашеский постриг с именем Анимаиса, преподобная жила в молитвах, труде и послушании. За смирение и понесенные труды в обители матушка Анимаиса в 1913 году сопровождая, игумению Досифею (Ипатову) на торжества посвященный 300-летию дома Романовых, посетила город Кострому. Там в Костроме преподобная впервые встречается с будущим настоятелем родниковского Ильинского храма священником Петром Лебедевым, который впоследствии стал её духовным отцом. Вернувшись с юбилейных торжеств Анимаиса продолжала свою жизнь в монастыре, где в начале 20-х познакомилась с викарием Костромской епархии, епископом Кинешимским Василием (Преображенским), окормлявшим многих монахинь Макариево-Решемской обители, среди которых была и святая. В 1927 году когда монастырь был закрыт советскими властями, а монахини — разогнаны, монахиня Анимаиса от служения Богу и Святой Церкви не отреклась.

В Острецове
Ведомая гласом Божиим, преподобная Анимаиса пришла в город Родники, где получив благословение у настоятеля Ильинской церкви протоиерея Петра Лебедева отправилась в село Острецово, расположенное в 15 километрах от Родников. Придя в Острецово матушка Анимаиса поселилась в каменной сторожке при Сято-Троицкой церкви. Она усердно несла послушание по уборке храма, который и сторожила. Никакой оплаты за свой труд не брала, а зарабатывала на жизнь тем, что старательно шила одеяла, подшивала соседям валенки и тачала тапочки для усопших. Своими скудными заработками она охотно делилась с нуждающимися, особенно помогая детям-сиротам Малышевым, делясь с ними последним куском хлеба, справедливо полагая, что кто умеет довольствоваться и делится малым, тот и богат.

Скоро в сторожку к монахине нагрянули местные власти, потребовавшие отдать им ключи от дверей церкви. Монахиня ответила, что ключей у неё нет. В строжке произвели обыск, но ключей не нашли. Разгневанные сельсоветчики, однако же, не решились взламывать двери церкви, и ушли ни с чем, оставив отважную монахиню на свободе. Церковь в селе Острецове была спасена. Спасена была и матушка Анимаиса, помнившая, что если лишиться чистоты духовной, то никакие подвиги не спасут.

2 февраля 1946 года в село Острецово приехал православный священник отец Иоанн Клевцовский (в прошлом — протодиакон родниковского Ильинского храма) и тогда благочестивая монахиня вручила ему заветные ключи от дверей храма. На удивление, пред ними предстало всё сохранившееся драгоценное убранство храма, словно люди покинули его только вчера, а не десять лет тому назад.

В конце лета 1946 года за стойкость и особое усердие преподобная Анимаиса после открытия храма, получила от архиепископа Ивановского и Шуйского Кирилла (Поспелова), назначенного 24 июня в только что образованную Ивановскую и Шуйскую епархию, послушание алтарницы. В нужде, труде и постоянных заботах угодница Божия не забывала непрестанные молитвы, которые в сочетании с постами и благодеяниями, заполняли всю её жизнь до самой кончины.

Обретение мощей
18 (5) сентября 1997 года по благословению архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия, усердием настоятеля Александро-Невского храма протоиерея Виталия Уткина и Родниковского приходского совета, были обретены и торжественно перенесены в родниковскую церковь мощи святой угодницы Божией Анимаисы. Храм Александра Невского встречал преподобную под звон всех своих колоколов.

Ныне рака преподобной Анимаисы находится слева от алтаря родниковского храма. А в Острецовском Свято-Троицком храме пребывает частица мощей святой.

Тропарь, глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобная Анимаисо, дух твой.

Тропарь иной, глас 1
Послушания добрая рачительнице быв, преподобная Анимаисо приснопамятная: церковь бо Святыя Троицы сохранила еси. Темже и мы чада твоя с любовию вопием ти: слава давшему ти крепость, слава венчавшему тя, слава дающему тобою всем исцеление.

Кондак, глас 2
Чистотою души божественне вооружився, непрестанно молитву яко копие приим державно, рассекла еси демонов полки, преподобная мати Анимаисо, моли непрестанно о всех нас.

Величание
Ублажаем тя, преподобная мати Анимаисо, и чтим святую память твою, церковь сохраньшая и всех нас ко Христу приведшая.

Молитва
О предивная и всехвальная мати Анимаисо. К тебе, теплой заступнице и ходатаице, возносим наши недостойные молитвы. Услыши нас, грешных, стекшихся днесь в священный храм сей, молящихся и к святей твоей иконе припадающих и умиленно вопиющих: буди о нас ходатаицей и молитвенницей пред Богом, и, презрев наша тяжкие и бесчисленные прегрешения, яви нам свою великую милость, воздвигни нас из глубины греховныя, просвети наш ум, умягчи злые и окаянные сердца наша, усмири вражду, зависть и раздоры, осени нас миром, любовию и страхом Божиим, умоли милосердного Господа, да покрыет множество грехов наших Своим неизреченным милосердием. Да с тобою купно прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки.
Аминь.

  • Поделиться

Земля родниковская вечно будет чтить подвиги простой русской женщины, праведной девы, угодницы Божией Марии Михайловны Смертиной (1875-1963гг), прославленной Русской Православной Церковью под именем преподобной Анимаисы Острецовской. На её долю выпали муки и гонения в самые мрачные годы Российской Церкви.

  • Поделиться
  • Поделиться

Преподобная Анимаиса родилась 15 июля 1875 года в деревне основанной её отцом и именуемой "Починок Михаила Петровича" (ныне д. Кокоулинцы Октябрьского р-на Костромской области). О детстве и юности святой нам почти ничего не известно. известно лишь то, что у родителей её Михаила Петровича и Агафьи Еремеевны смертиных было 8 детей. Семья Смертиных была среднего достатка, но все члены семьи были грамотными и верующими людьми. Следует отметить, что все братья и сестры преподобной претерпели мучения и смерть во времена безбожной власти. Братья Тихон, Николай и Константин, служивший в Морфлоте, умерли в молодости лет 20-ти, Андриан (1883-1917) бывший начальником военной артиллерии расстрелян в Вологде как царский офицер. Сестры Анна, Марина и Параскева (+1937) в тридцатых годах 20 века были сначала раскулачены и в последствии вместе с семьями сосланы в неизвестном направлении как враги народа, где и скончались. В 1900 году Мария Смертина поступила в Макарьев-Решемский монастырь, основанный еще преп. Макарием Желтоводским, избрав для себя путь бедности и послушания. Приняв монашеский постриг с именем Анимаиса, преподобная жила в молитвах, труде и послушании. За смирение и понесенные труды в обители матушка Анимаиса в 1913 году, сопровождая игумению Досифею (Ипатову) на торжества посвященные 300-летию Дома Романовых, посетила город Кострому. Там в Костроме преподобная впервые встречается с будущим настоятелем родниковского Ильинского храма священником Петром Лебедевым, который впоследствии стал духовным отцом угодницы Божией. Вернувшись с юбилейных торжеств Анимаиса продолжила свою жизнь в монастыре, где в начале 20-х годов познакомилась со святителем Василием Кинешемским (Преображенским), окормлявшим многих монахинь Решемской обители, среди которых была и святая. В 1927 году, когда монастыфрь был закрыт, а монахини - разогнаны монахиня Анимаиса от служения Богу и его Святой Церкви не отреклась.

  • Поделиться
  • Поделиться

Ведомая гласом Божиим, преп. Анимаиса пришла в город Родники, где, получив благословение у настоятеля Ильинской церкви протоиерея Петра Лебедева отправилась в с. Острецово. Придя в Острецово матушка Анимаиса поселилась в каменной сторожке при Троицкой церкви, обретя прибежище опечаленной совести и смысл дальнейшей жизни. Она усердно несла послушание по уборке храма, который и сторожила. Никакой платы за свой труд раба Божия не брала, а зарабатывала на жизнь тем, что старательно шила одеяла, подшивала соседям валенки и тачала тапочки для усопших. Своими скудными заработками она охотно делилась с остро нуждающимися, особенно помогая детям-сиротам Машышевым, делясь с ними последним куском хлеба, справедливо полагая, что кто умеет довольствоваться и делиться малым, тот и богат.

  • Поделиться
  • Поделиться

Людская молва разнесла по всей округе благие деяния матушки Анимаисы. Из многих сел и деревень к ней потянулись люди за добрым советом и наставлениями и всех она ублажала участливо и с любовью. Десять лет преподобную заботливо наставлял и окормлял на пути спасения настоятель Родниковского храма протоиерей Петр. "Душа твоя вступит в общение с Богом, как невеста с женихом. " - говорил ей отец Петр словами Макария Египетского. А после мученической кончины, священномученик Петр Лебедев (Память 14/27 октября/ не раз являлся угоднице Божией, укрепляя её в подвиге.

  • Поделиться
  • Поделиться

31 мая храм в Острецове власти закрыли, и раба Божия Анимаиса в церковной сторожке осталась одна. В те мрачные годы она проявила особое рвение в спасении храма от варваров-разрушителей, воров и грабителей. В ожидании своего ареста, однажды, она пришла к жительнице села Ольге Ивановне Цыплёвой и, передав ей ключи от дверей храма, строго наказала: "Возьми ключи от храма, и даже если меня расстреляют, не отдавай их никому до тех пор, когда в церковь придет православный священник". Скоро в сторожку к монахине нагрянули местные власти, потребовавшие отдать им ключи от дверей церкви. Монахиня ответила, что ключей у неё нет. В сторожке произвели обыск, но ключей не нашли. Разгневанные сельсоветчики, однако же, не решились всеж взламывать двери церкви, и ушли ни с чем, оставив отважную монахиню на свободе. Церковь в с. Острецове была спасена. Спасена была и матушка Анимаиса, помнившая, что если лишиться чистоты духовной, то и никакие подвиги не спасут

  • Поделиться
  • Поделиться

2 февраля ё1946 года в с. Острецово приехал православный священник протоиерей Иоанн Клевцовский и тогда благочестивая монахиня вручила ему заветные ключи от дверей храма. На удивление, перед ними предстало всё сохранившееся драгоценное убранство храма. На удивление, пред ними предстало всё сохранившееся драгоценное убранство храма, словно люди покинули его только вчера, а не десять лет тому назад. Со стен и с древних икон их встречали дивные лики святых. По особенному необычно светились чтимая Иверская икона Богоматери, написанная на св. горе Афон и Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими святыми, перед которыми матушка Анимаиса в прошлом молилась особенно усердно.

  • Поделиться
  • Поделиться

В конце лета 1946 года за стойкость и особое усердие преподобная Анимаиса после открытия храма, получила от архиепископа Ивановского и Шуйского Кирилла (Поспелова), назначенного 24 июня в только что образованную Ивановскую и Шуйскую епархию, послушание алтарницы. В нужде, труде и в постоянных заботах угодница Божия не забывала непрестанные молитвы, которые в сочетании с постами и бдениями, заполняли всю её жизнь до самой кончины. За несколько дней до ухода из земной жизни блаженная матушка Анимаиса собрала самых близких своих духовных сестер и раздала им все свои скромные пожитки. Раздавая свое немудреное добро матушка Анимаиса одной из подруг не дала ничего. И обиженная спросила:"Матушка, а мне что подаришь?" На что преподобная пророчески сказала:"А тебе, дорогая подруга моя, оставлю свою кровать". Вскоре после блаженной кончины угодницы Божией Анимаисы женщина эта была парализована и несколько лет пролежала "прикованная к постели". Перед переходом в мир иной преподобная просила подруг и близких своих не печалиться о ней, а на прощание сказала, что всегда будет с теми, кто помнит её, молится Господу нашему Иисусу Христу и всем святым Православной Российской Церкви. "Всех вас буду встречать, а тех кто попросит утешу и буду о тех Святую Троицу умолять"- передали слова преподобной Таисья Чернова, Серафима Стужина и Екатерина Докучаева. Всю жизнь преподобная Анимаиса без устали трудилась над совершенствованием святости чувств, в приумножении добрых дел в любви к ближним, идя по пути спасения в вечности.

  • Поделиться
  • Поделиться

Преподобная мирно отошла ко Господу 1/14 июня 1963 года. Отпевание монахини Анимаисы совершил настоятель Казанской церкви села Кощеева, а погребена она была на Острецовском кладбище у самого входа. Вот когда свершилось предсказание матушки Анимаисы: "Всех вас буду встречать". Сразу после погребения угодницы Божией у её могилы стали совершаться знамения Божией милости. Многие страдавшие недугами почувствовали радость исцеления, в иных "трудных" семьях, на смену раздора и ругани, приходило доброе согласие. Случалось, что после молитвенного обращения к преподобной суды оправдывали узников. Святая приносила благо не только людям, но и домашним животным: высушенная трава с её могилки излечивала коров от потери молока. об этих и многих других чудесах рассказывали и поныне живущие люди - поклонники преподобной Анимаисы. Люди и приезжали на её могилку просто для утешения от горестной жизни. По предстательству святой пред Всевышним верующие получают просимое и поныне. Воистину: " ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ. "

  • Поделиться
  • Поделиться

18 сентября 1ё997 года, по благословению высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Ивановского и Кинешемского усердием настоятеля Александро-Невского храма г.Родники протоиерея Виталия Уткина и Родниковского Приходского Совета, были обретены и торжественно перенесены с кладбища села Острецово в родниковский храм святые мощи угодницы Божией Анимаисы. Храм Александра Невского встретил преподобную под звон всех своих колоколов.Рака с мощами преподобной Анимаисы установлена слева от алтаря. Доступ к святым мощам преподобной Анимаисы открыт для всех почитателей угодницы Божией, благодатные силы которой продолжают творить исцеления всех обращающихся к ней за помощью.

Читайте также: