4 эмоционально волевая сфера потребности новообразования
Совершенствование эмоционально-волевой сферы дошкольника - задача довольно непростая. Ее решение потребует от воспитателей и родителей много терпения, внимания и любви к малышу, понимания его потребностей и возможностей. Большую помощь в этом случае оказывают развивающие игры. Их применение позволяет направлять энергию дошкольника в нужное русло. Например, снять эмоциональное и мышечное напряжение или выплеснуть агрессию.
Основные составляющие
Эмоционально-волевая сфера дошкольника включает в себя следующие элементы:
- Эмоции. Они представляют собой самые простые реакции, которые проявляются у ребенка при его взаимодействии с окружающим миром. Существует условная классификация эмоций. Их делят на положительные (радость и восторг), отрицательные (страх, гнев), а также нейтральные (удивление).
- Чувства. Этот компонент рассматриваемой сферы является более сложным. В него входят различные эмоции, которые проявляются у индивида по отношению к конкретным событиям, предметам или людям.
- Настроение. Оно является более устойчивым эмоциональным состоянием, зависящим от множества факторов. В их числе: состояние здоровья и тонус нервной системы, социальное окружение и деятельность, обстановка в семье и т.д. Настроение классифицируется в зависимости от продолжительности. Бывает оно переменчивым или стабильным, устойчивым и нет. Подобные факторы определяются характером человека, его темпераментом, а также некоторыми другими особенностями. Настроение оказывает серьезное влияние на деятельность людей, стимулируя либо расстраивая ее.
- Воля. Данный компонент отражает способность человека сознательно регулировать свою деятельность и достигать поставленных целей. Стоит отметить, что у младших школьников данный компонент развит уже довольно хорошо.
Особенности
Характеристика эмоционально-волевой сферы дошкольника позволяет судить о том, что относящиеся к ней качества личности обладают в детском возрасте прогрессивным развитием. И происходит это благодаря деятельности маленького человека. При этом регуляция всех направлений изучения ребенком окружающего мира подвержена влиянию эмоциональных процессов, онтогенез которых тесно связан с психическим развитием малыша. И все это невозможно без познавательной деятельности, самосознания и подключения мотивации и потребностей.
Содержание эмоционально-волевой сферы дошкольника, а также ее возрастной динамики определяется изменением реакции ребенка на объекты окружающего мира по мере его взросления. Исходя из этого выделяют следующие стадии:
- Период от момента появления на свет и до 1 года. Признаками нормального развития эмоционально-волевой сферы ребенка считаются признание им родителей, а также умение отличать близких и проявлять реакцию на их присутствие, голос и мимику.
- Период от года до 3-х лет. Это время, когда происходит формирование минимального уровня уверенности в себе и самостоятельности. Вмешательство в развитие эмоционально-волевой сферы ребенка от взрослых требуется лишь в том случае, когда видно, что малыш сомневается в своих силах, у него слабо развита речь и есть нарушения в навыках двигательной сферы.
- Период от 3 до 5 лет. Эмоционально-волевая сфера личности дошкольника в этом возрасте находит свое проявление в активном желании познать окружающий мир, в живом воображении, а также в подражании поступкам и поведению взрослых. Коррекция для детей этого возраста требуется только в том случае, когда ребенок постоянно подавлен, у него наблюдается вялость и отсутствие инициативы.
- Период от 5 до 7 лет. Это время, когда благодаря формированию эмоционально-волевой сферы дошкольника у него зарождается выраженное стремление достигать своей цели и чувство долга. При этом достаточно быстро развиваются познавательные и коммуникативные навыки.
При прохождении периода дошкольного возраста у ребенка постепенно меняется содержание эмоций. Они трансформируются и появляются новые чувства. Связано это с изменениями, касающимися структуры и содержания деятельности маленького человека. Малыши активнее знакомятся с природой и музыкой, развивают свои эстетические эмоции. Благодаря этому у них появляется способность чувствовать, переживать и воспринимать то прекрасное, что есть в нашей жизни и в произведениях искусства.
Игры и занятия на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника развивают в них любознательность и удивление, способность к сомнению или уверенности в своих действиях и намерениях, а также умение испытывать радость от правильно решенной задачи. Все это приводит к совершенствованию познавательных навыков детей. Одновременно с этим развиваются и нравственные эмоции. Они играют существенную роль в формировании активной позиции ребенка и в его личностном развитии.
Проявление чувств
Основные изменения эмоционально-волевой сферы дошкольника происходят в связи со сменой иерархии мотивов, возникновением новых потребностей и интересов. У детей этого возраста постепенно происходит утрата импульсивности чувств, которые становятся по своему смысловому содержанию более глубокими. Однако свои эмоции дети все же еще не могут контролировать до конца. Связано это с органическими потребностями человека, такими как жажда, голод и т.д.
Помимо этого изменению подлежит и роль эмоций в деятельности дошкольника. И если на более ранних этапах онтогенеза основным ориентиром для маленького человека служила оценка взрослых, то теперь он способен испытать радость исходя из собственного предвидения положительного результата и хорошего настроения окружающих.
Постепенно дошкольник осваивает выражение эмоций в их экспрессивных формах. То есть ему становятся доступны мимика и интонации. Овладение такими выразительными средствами позволяет ребенку глубоко осознавать переживания других людей.
При изучении эмоционально-волевой сферы дошкольника становится понятно, что на ее развитие немаловажное влияние оказывает речь. При этом происходит интеллектуализация процессов, связанных с познанием окружающего мира.
Примерно в 4-5 лет у детей начинает возникать чувство долга. Основой его формирования является моральное осознание ребенком тех требований, которые предъявляются к нему как к личности. Это приводит к тому, что дошкольники начинают соотносить свои поступки с аналогичными действиями окружающих взрослых и сверстников. Наиболее ярко чувство долга демонстрируют дети в возрасте 6-7 лет.
Благодаря интенсивному развитию любознательности дошкольники чаще начинают проявлять удивление и радость познания нового. Свое дальнейшее развитие получают и эстетические чувства. Происходит это благодаря деятельности ребенка в творческо-художественном направлении.
Факторы эмоционального развития
Существуют определенные ключевые моменты, благодаря которым происходит становление чувственно-волевой сферы ребенка. Среди них:
- Освоение дошкольником социальных форм, способствующих выражению эмоций. Подобный фактор позволяет сформировать чувство долга, становясь отправной точкой для дальнейшего развития моральных, интеллектуальных и эстетических качеств маленького человека.
- Речевое развитие. Благодаря вербальному общению эмоции детей становятся все более осознанными.
- Общее состояние ребенка. Эмоции являются для дошкольника показателем его физического и психического самочувствия.
Волевые процессы
Для воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста необходимо овладение целеполаганием, планированием и контролем. А это возможно при становлении волевого действия.
Подобная работа начинается с освоения целеполагания. Оно предполагает умение ребенка ставить для своей деятельности конкретную цель. В элементарном проявлении подобную деятельность можно наблюдать еще в младенческом возрасте. Выражается она в том, что ребенок начинает тянуться к той игрушке, которая привлекла его внимание, а если она оказывается вне поля его зрения, то он непременно приступит к ее поискам.
Примерно в двухлетнем возрасте у малышей вырабатывается самостоятельность. Они начинают стремиться к цели. Однако получается у них это только благодаря помощи взрослых.
Целеполагание дошкольников получает свое развитие при инициативной, самостоятельной постановке целей. Причем их содержание постепенно меняется в процессе становлении личности. Так, в младшем дошкольном возрасте цели связаны только со своими интересами. Ставятся они и исходя из сиюминутных желаний ребенка. Старшие же дошкольники стремятся к тому, что важно не только для них, но и для других людей.
Мотивы деятельности
В дошкольном возрасте происходит вычленение того, что и определяет поведение ребенка. Это и является тем ведущим мотивом, который подчиняет себе все остальные. Происходит подобное при общении с взрослыми. В результате складывающейся социальной ситуации определенные действия ребенка приобретают довольно сложный смысл.
Приблизительно с трех лет поведение детей все более подвержено влиянию мотивов. Они подкрепляются, вступают в конфликт или сменяют друг друга. После этого возраста происходит интенсивное формирование произвольности движений. И овладение ими в совершенстве становится основной целью деятельности дошкольника. Постепенно движения начинают становиться управляемыми. Ребенок начинает их контролировать благодаря сенсомоторному образу.
В 3-4 года все чаще для решения познавательных задач дети начинают применять игры. На развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников они оказывают значительное влияние. Наиболее действенными стимулами для этого являются мотивы взыскания и поощрения. В 4 года дети начинают выделять объект своей деятельности и осознают цель преобразования конкретного предмета. В 4-5 лет значительной части дошкольников становятся свойственны нравственные мотивы. Управление собственным поведением дети осуществляют благодаря контролю зрения.
В 5-6 лет в арсенале дошкольников появляются некоторые приемы, которые позволяют им не отвлекаться. Уже к пяти годам дети начинают осознавать то, что различные компоненты деятельности обладают взаимной обусловленностью.
По достижении шестилетнего возраста деятельность ребенка становится обобщенной. У него формируются произвольные действия, о чем можно судить по инициативности и активности дошкольника.
К 6-7 летнему возрасту дети уже более адекватно относятся к своим достижениям. При этом они видят и оценивают успехи сверстников.
У старших дошкольников произвольность начинает наблюдаться и в психических процессах. Это касается их внутренних умственных характеристик, таких как мышление и память, воображение, речь и восприятие.
Развитие эмоционально-волевой сферы
Неправильное общение с ребенком способно привести к следующему:
- Односторонней привязанности малыша к матери. Подобный процесс нередко приводит к ограничению потребности ребенка в общении со своими сверстниками.
- Выражению родителями недовольства по поводу или без него. Это способствует возникновению у ребенка постоянного чувства страха и волнения.
В психике дошкольника возможно прохождение необратимых процессов, которые запускаются из-за навязывания родителями своих эмоций. В таких случаях дети перестают замечать собственные чувства. Например, порой различные события, происходящие в жизни маленького человека, не вызывают у него никаких эмоций. Однако постоянные вопросы взрослых о том, понравилось ли ему что-либо, обиделся ли он на те или иные действия сверстников или окружающих его взрослых людей, приводят к тому, что малышу приходится замечать такие ситуации и каким-то образом реагировать на них. Делать этого не стоит.
Для того чтобы развить эмоционально-волевую сферу детей, родителям и педагогам необходимо проводить для дошкольников игры, музыкальные занятия, уроки рисования и т.д. В процессе такой специально организованной деятельности дети обучаются умению испытывать те чувства, которые возникают благодаря восприятию.
Активному развитию эмоционально-волевой сферы способствует применение двух приемов. Это песочная, а также сказкотерапия. Рассмотрим их подробнее.
Сказкотерапия
История данного метода имеет достаточно глубокие корни. Однако до того времени, пока не были проведены исследования Р. Гарднера и В. Проппа, сказки для детей считались не более чем забавой. На сегодняшний день уже доподлинно известно, что с помощью таких фантастических и довольно интересных историй весьма активно происходит процесс интеграции личности, расширения сознания маленького человека и развития его творческих способностей. При этом происходит формирование линии взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Если сказки для дошкольников подобрать правильно, то они способны вызвать большой эмоциональный резонанс. При этом их сюжеты будут обращены не только к сознанию, но и к подсознанию ребенка.
Особенно актуальны сказки для дошкольников в случае имеющихся у детей отклонений в эмоциональной сфере. Ведь в этом случае требуется создание максимально эффективной ситуации для общения.
Сказки помогают развивать эмоционально-волевую сферу ребенка благодаря выполнению ими следующих функций:
- психологической подготовке к сложным ситуациям;
- примерке различных ролей, а также оценке поступков и результатов деятельности;
- формированию выводов, а также их переноса в реальную жизнь.
Сказкотерапию применяют в виде различных методов. Это может быть:
- Сказка-метафора. Образы и сюжеты фантастических и необычных повествований способствуют побудить в сознании ребенка свободные ассоциации. В дальнейшем все они должны обсуждаться и корректироваться взрослым.
- Рисование героев и сюжетов сказок. При применении этого метода ассоциации возникают не в словесном, а в графическом виде.
Сказки помогают дошкольникам формировать понятие о том, что в жизни хорошо, а что плохо. Основываясь на действиях и поступках персонажей, ребенок выносит свой вердикт той или иной линии поведения.
Использоваться сказка может и при проведении игр для дошкольников. В этом случае у ребенка происходит развитие мимики и интонаций.
Эффективность сказок для развития эмоционально-волевой сферы дошкольника объясняется тем, что в этих повествованиях отсутствуют прямые нравоучения и назидания. К тому же описываемые события всегда логичны и продиктованы существующими в окружающем мире причинно-следственными связями.
Песочная терапия
Подобный метод активации эмоционально-волевой сферы ребенка является простым, доступным, удобным и многообразным. В чем его достоинства? Песочная терапия эффективна тем, что позволяет дошкольникам выстроить свой индивидуальный мир. При этом ребенок ощущает себя в роли творца, задающего правила игры.
Обычное пересыпание песка позволяет малышам успокоиться и снять напряжение. При лепке фигурок у них развивается мелкая моторика, пробуждается фантазия и стимулируется заинтересованность.
Благодаря применению песочной терапии специалисты могут выявить у ребенка психологические травмы и устранить их. Подобный метод наиболее активно применяется при работе с теми детьми, у которых имеют место задержка развития и недостаточность вербальной сферы.
Эмоциональный интеллект
Международное сокращение данного термина – EQ. Под ним понимают способность детей осознавать собственные эмоции и связывать их с поступками и желаниями. При низких значениях EQ можно говорить о низком социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста. Такие малыши обладают противоречивым поведением. У них отсутствует обширный контакт со сверстниками и имеет место неспособность к выражению собственных потребностей. Помимо этого такие дошкольники отличаются от остальных детей агрессивным поведением и постоянным присутствием страха.
Развитию у детей дошкольного возраста интеллекта эмоциональной направленности способствуют следующие игры:
Музыкальные игры
Подобный вид занятий также способствует эффективному развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. Рассмотрим, в чем его особенности.
Музыкальные игры для дошкольников помогают им войти в роль персонажей и образов, передавая при этом связанные с ними чувства. Главным инструментом при этом выступает сам ребенок. Во время музыкальных игр для дошкольников дети используют свой голос, тело, воспроизводят различные звуки, выразительные движения и жесты.
При активации эмоционально-волевой сферы с помощью данного метода педагогу важно идти от самого простого к наиболее сложному. Для этого на первоначальных занятиях происходит использование лишь отдельных эмоционально-игровых компонентов. И только позже дети приступают к самостоятельному проигрыванию образа.
Виды и формы музыкальных игр могут быть самыми разными. Это и пластические импровизации, и диалоги под звуки мелодий, и драматические постановки, и проч.
Для индивидуальной психической жизни новорожденного и ребёнка раннего младенческого возраста весьма характерно преобладание т.н. нерасчленённых переживаний. Дифференцировка эмоционального реагирования есть только в контексте собственных физических состояний и в отношении самых значимых из окружающих взрослых. Развитие и формирование эмоционального реагирования и эмоций как таковых, наиболее быстрыми темпами происходит именно в младенческом возрасте. Например, окончание стадии новорожденности и начало раннего младенчества знаменуется комплексом оживления, являющимся наиболее характерным показателем качественного скачка в развитии эмоциональной сферы младенца. В раннем и позднем младенческом возрасте постепенно возникает и развивается дифференциация переживаний, что выражается в конкретизации эмоций младенца относительно всех окружающих людей, ситуаций и событий. Психоэмоциона́льное общение ребёнка с окружающими его значимыми взрослыми (во-первых – с матерью), выступает в качестве ведущей деятельности в младенческом возрасте. Соответственно, эмоции[49] и вся психическая активность младенца направлены, наряду с реагированием на собственные физические состояния, на значимых взрослых. У младенца, в процессе общения со взрослыми и в ходе совместной со взрослыми предметной деятельности (например, – действий с игрушками), появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослых.
Волевая сфера в младенческом возрасте не имеет сколько-нибудь заметного развития и не имеет значимых проявлений.
VIII. Потребностно-мотивационная сфера.
Развитие восприятия, мышления, становление эмоциональных контактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на новый уровень развития. С этим связано возникновение нового критического периода (сравнительно с кризисом новорожденности), – кризиса 1-го года, и, в том числе, таких его негативных составляющих, как упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость. Как правило, эти отрицательные проявления неустойчивы и с окончанием кризиса 1-го года проходят, но при игнорировании стремлений и мотивационной активности ребёнка, эти проявления могут стать основой для формирования устойчивых негативных качеств личности уже в детском возрасте.
Задания для самостоятельной работы, задания к семинарам
и контрольные задания по теме № 4 (раздел № II).
Изучить, законспектировать, усвоить и суметь воспроизвести информацию, имеющуюся непосредственно в данной теме в основном тексте настоящего пособия, а также – информацию по данной теме в Приложениях №№ 1,3,4,5,6 и 7 к настоящему пособию.
Ранний возраст (раннее детство): с 1-го года до 3-х лет. Ранний возраст имеет две стадии. 1-я стадия: от 1-го года до 2-х лет – т.н. младший ранний возраст. 2-я стадия: от 2-х лет до 3-х лет – т.н. старший ранний возраст.
Проанализируем базовые параметры раннего возраста:
♦ А) Кри́зис возрастно́го разви́тия.
♦ Б) Социа́льная ситуа́ция разви́тия.
♦ В) Коммуникати́вная сфе́ра.
♦ Г) Веду́щая де́ятельность.
♦ Д) Возрастны́е психи́ческие новообразова́ния.
♦ Е) Когнити́вная сфе́ра.
♦ Ё) Эмоциона́льно-волева́я сфе́ра.
♦ Ж) Потре́бностно-мотивацио́нная сфера.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Важнейшие задачей, стоящей перед ответственными родителями, является развитие эмоционально-волевой сферы у детей. Есть несколько техник и большое количество упражнений, которые позволят развить волевые качества малыша, их можно и нужно применять.
Определение
Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности. Эмоциональность напрямую связана с индивидуальностью, нравственными установками, жизненными ценностями и интересами человека, мотивационным потенциалом, волевым управлением.
С детских лет люди сильно различаются между собой по эмоциональной сфере: некоторые впечатлительны, эмоционально развиты, а другие – страдают так называемой эмоциональной тупостью.
Воля же представляет способность человека разумно управлять собственной деятельностью и протеканием психических процессов, умение преодолевать внешние и внутренние трудности. Можно выделить такие ее ключевые функции:
- определение цели и того, для чего ее необходимо достигнуть;
- превращение побуждения в действие при недостаточной или, напротив, избыточной мотивации;
- мобилизация возможностей человека в тех случаях, когда на пути достижения цели возникают препятствия.
Многие исследователи полагают, что воля и мотивация не синонимы: первая появляется в тех случаях, когда второй недостаточно.
Именно совокупность воли и эмоций и составляет эмоционально-волевую сферу.
Компоненты
Принято выделять несколько компонентов данной сферы, они представлены в таблице.
Наименование | Краткая характеристика | Примеры |
Эмоции | Простейшие реакции на внешний мир | Положительные (радость)Отрицательные (гнев)Нейтральные (изумление) |
Чувства | Более сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событию | Восхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные.Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные. |
Настроение | Эмоциональное состояние, для которого характерна продолжительность | Устойчивое или неустойчивое.Стабильное и переменное. |
Воля | Способность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели |
Как отличить эмоции и чувства? Если первые присущи и людям, и животным, то на вторые способен исключительно человек. Кроме того, чувства более сложны, устойчивы и продолжительны, одна и та же эмоция может проявляться в различных чувствах – и наоборот.
Значение развития
Эмоции и воля очень важны в жизни каждого человека начиная с детских лет – они управляют восприятием окружающего мира, воздействуют на познавательные процессы личности.
Данная сфера развивается в течение всей жизни, при этом дошкольный возраст считается важнейшим периодом для этого развития. У детей не просто формируется новые виды чувств (так называемые высшие – познавательные, нравственные и эстетические), но и развивается умение контролировать собственные реакции.
Родителям очень важно учить малыша контролировать свои эмоции, иначе в недалеком будущем он может столкнуться с проблемами неврозов, весьма актуальными для современной действительности. Отсутствие самоконтроля способно вылиться в трудности в учебной и трудовой деятельности, в построении межличностных отношений, создании семьи. Необходимо дать ребенку возможность чувствовать себя защищенным, уделять общению с ним должное внимание, в противном случае у дошкольника сформируется неуверенность в себе, недоверие, даже чувство страха, которое, в свою очередь, вызовет такие проблемы, как заикание, энурез, тики, скажется на социализации личности.
Необходимо проводить работу по развитию сферы эмоций в дошкольном периоде, поскольку именно сейчас происходит формирование и закрепление основных ее аспектов. Положительные эмоции и сила воли будут полезны ребенку в процессе обучения, а также помогут ему добиться успехов во внеурочной деятельности.
Специфика развития
Эмоционально-волевое развитие малышей проходит под влиянием двух групп факторов:
- внутренних (индивидуальные, врожденные способности малыша);
- внешних (обстановка в семье, общение с родителями, окружение).
И если на первые факторы повлиять родители не могут, то в их силах создать для ребенка дома такие условия, которые будут развивать в нем и волю, и положительные эмоции.
Можно выделить несколько ключевых этапов развития этой важнейшей сферы.
- Понимание, осознание и закрепление эмоциональных реакций – как положительных, так и отрицательных. Малыш уясняет, какие события и явления вызывают у него положительные эмоции, какие – отрицательные, и старается делать что-либо так, чтобы получать первые и избегать вторых.
- Формирование мотивов, сильнейшим из которых является похвала.
- Возникновение иерархии потребностей, которая имеет индивидуальный характер.
- Развитие самопознания и способности понимать собственное эмоциональное состояние, выражать его вербально.
- Появление новых чувств, способности к самооценке. Малыш словно смотрит на себя глазами взрослых, прежде всего – родителей, пытается разобраться, как тот или иной его поступок будет ими оценен.
Также с возрастом происходит и обогащение словарного запаса, ребенок становится в состоянии детально описать свои эмоции и настроение. Развитие эмоционально-волевой сферы, таким образом, представляет собой сложный процесс.
Важнейшие особенности дошкольников
Исследователями выделяется несколько ключевых особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольного периода:
- Эмоции управляют всеми поступками ребенка. Они непроизвольные и яркие, быстро вспыхивают и способны моментально угасать.
- Ребенок расстраивается из-за того, что что-то у него не получилось, обижается, не получив желаемого, однако столь же легко и забывает об этом.
- Чаще всего не способен скрывать или подавлять собственные чувства и эмоции. Хотя некоторым детям удается это сделать.
Уже к старшему дошкольному периоду у крохи появляются мотивы, потребности и интересы, которые будут обусловливать его поступки и деятельность. Также малыши понимают ритм и гармонию, у них складывается понятие о прекрасном.
Нарушения
Как мы выяснили, в период дошкольного детства происходит интенсивное развитие эмоциональной и волевой сфер, однако в этот же период можно отметить и риск появления различных расстройств.
- Отсутствие у ребенка эмоциональной децентрации, то есть он не способен к сопереживанию.
- Отсутствие эмоциональной синтонии – ребенок не может отозваться на эмоциональное состояние близкого ему человека.
- Отсутствие чувства вины.
- Повышенная эмоциональная возбудимость, гнев по самым незначительным причинам, агрессия, раздражительность. Часто становится причиной межличностных конфликтов.
- Внутриличностные конфликты, выражающиеся в беспричинных и частых сменах настроения.
Кроме того, у отдельных детей могут наблюдаться одновременно несколько типов нарушений, сочетание внутриличностного и межличностного конфликтов. С одной стороны, они раздражительны и агрессивны, с другой – капризны, обидчивы и ранимы, испытывают страхи.
Родителям следует обратить внимание на следующие признаки нарушений в эмоционально-волевой сфере:
- гиперактивность ребенка;
- невнимательность;
- постоянные страхи и тревоги (одиночества, темноты, смерти), что ведет к появлению безынициативности, чрезмерной скромности;
- вредные привычки (грызть ногти, карандаши, сосать палец).
Причин, которые вызвали такие проявления, может быть большое количество – от просмотра агрессивных передач по телевизору до невнимательности родителей и недостатка общения с ними. Очень важно вовремя провести корректировку подобных отклонений, в противном случае незрелость эмоциональной и волевой сфер может привести к инфантилизму.
Устранение расстройств
Скорректировать эти нарушения помогут специальные упражнения. Гиперактивным детям можно предложить следующие занятия.
Важно хвалить малыша даже за незначительные успехи, самому проявлять заинтересованность, четко и в доступной дошкольнику форме пояснять суть задания.
Скорректировать неуверенность в себе можно при помощи другой группы упражнений и игр.
- Рисование. Малышу дается задание изобразить самого себя в образе победителя.
- Что мне нравится в тебе. Парная игра, но может проводиться и в группе. Дети делятся по двое, после чего по очереди называют те характеристики и качества, которые им нравятся в партнере.
- Мой хороший поступок. Дети по очереди рассказывают группе о совершенных ими хороших поступках.
- Что я умею делать хорошего. Каждый малыш делится тем, что у него получается лучше всего.
- Ромашка успеха. Заранее делается такой цветок: середина – это круглая фотография малыша, обязательно с улыбкой, лепестки разного цвета пока пустые. В течение недели необходимо записывать те хорошие дела, которые ребенок совершил. В выходной день проводится чтение достижений.
Родители могут выбрать наиболее подходящие и интересные для малышей игры из предложенного списка.
Развитие волевых качеств
Для этого необходимо регулярно заниматься с ребенком, научить его контролировать свое поведение.
Помогут в достижении цели следующие правила.
- Предлагать малышу задания умеренной сложности, чтобы он имел объективную возможность справиться с ними. Постепенно уровень повышается.
- Соблюдать умеренность и осторожность, помня о том, что дошкольник еще не готов к длительным интеллектуальным и физическим нагрузкам.
- Придерживаться режима дня. Выполнение конкретных действий в определенный для них временной промежуток отлично дисциплинирует.
У ребенка обязательно должны быть его собственные дела, которые кроме него никто не выполнит (убрать за собой игрушки, полить цветы). Это поможет ему стать более собранным, а также разовьет силу воли. Родителям нужно следить за тем, чтобы малыш завершал начатое дело, а как только это войдет в привычку – ослабить контроль.
Использование арт-терапии
Для коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере детей можно использовать арт-терапию (терапию искусством), которая поможет ребенку избавиться от эмоционального дискомфорта, будет стимулировать самосознание и саморегуляцию. Занятия способны снизить состояние тревожности, агрессию, повысить самооценку малыша, а кроме того, помогут развить его художественные способности.
В ходе такой терапии следует чередовать самостоятельную работу ребенка над созданием определенного продукта с диалогом, обсуждениями, обменом эмоциями, мыслями, впечатлениями.
Использовать следует различные формы арт-терапии. Назовем основные, часто применяемые в ходе занятий с дошкольниками.
Все это интересно ребенку, поможет ему получить положительные эмоции, избавиться от тревожности, страха, снизить агрессивность, в полной мере проявить фантазию. Постепенно он научится мыслить нестандартно, проявит свои способности, приобретет уверенность в своих силах.
Развитие эмоциональной сферы
Это непростое дело, которому, однако, родители должны уделять особое внимание. Прежде всего, необходимо в беседах объяснять малышу суть той или иной эмоции, используя доступную для его понимания лексику. В качестве примеров можно приводить героев сказок, рассказов, персонажей мультфильмов – все это поможет дошкольнику понять и в дальнейшем осознать у себя эмоции и чувства, обогатит его внутренний мир. Важно рассказать ребенку, что каждый может испытывать страхи, гнев, и это нормальные здоровые эмоции, без которых невозможна сама жизнь.
Кроме того, разобраться в собственных эмоциях помогут и специальные упражнения.
Полезна будет и сказкотерапия, помогающая ребенку узнать о чувствах и эмоциях, разобраться в себе, со стороны понаблюдать за различными моделями поведения и их результатами. Причем родители могут как читать готовый вариант, после чего обсуждать его с малышом, так и придумывать собственный текст совместно с ним. Кроме того, можно предложить малышу изобразить на бумаге запомнившегося героя или конкретную ситуацию, проиграть небольшую сценку, активно используя мимику и жесты, пытаясь перевоплотиться в персонажа.
Не менее интересно будет детям и создать собственное произведение, предложить иную концовку или додумать, как продолжили жить герои.
Не стоит недооценивать важность развития эмоциональной сферы. Родителям необходимо помочь ребенку разобраться в себе и развить волевые качества, используя легкие непринужденные игровые формы.
Читайте также: