1 какая наука занимается изучением опухолей

Опухоли- атипичные разрастания тканей организма, по характеру роста и функциональному значению резко отличающиеся от нормального развития и других патологических процессов. В основе роста лежит безграничное размножение клеток.

Опухоли могут возникать из любой ткани организма, в любом организме.

Изучением опухолей занимается специальная наука- онкология( от греч. Oncos-опухоль)

По биологическому поведению могут быть доброкачественными, злокачественными и с местным деструирующим ростом.

В зависимости от гистогенеза:

эпителиальные— папилломы, аденомы, кистомы, дерматомы, карциномы; соединительнотканные — фибромы, миксомы, липомы, хондромы, остеомы, меланосаркомы; сосудистые — гемангиомы, лимфангиомы; мышечные— миомы, рабдомиомы; из нервной ткани — глиомы и невромы; смешанные — остеосаркома, фибромиксохондрома, фиброхондроостеома.

1) Физико-химическая теория.Автор теории немецкий ученыйРудольф Вирхов— 1855 год. опухоли вызываются длительным повреждающим действием физических и химических факторов. Примеры – рак в рубце после ожога, многочисленные профессиональные раки, паразитарные инфек-ции, гормональные раки, раки при курении, действии радиоактивных веществ, стронция, кобальта и других факторов

2) Вирусная и вирусно-генетическая теория.Автор – советский ученыйЛев Зильбер– вторая половина 20 века. По этой теории главным фактором, который вызывает превращение нормальной клетки в раковую клетку яв-ляется онкогенный вирус, который встраивается в геном клетки. А все остальные физические и химические факторы действуют только как активаторы вируса. 3) Дизонтогенетическая теория.Автор — немецкий ученыйКонгейм, 19 век. По данной теории считается, что источником опухоли являются пороки развития тканей с наличием эмбриональных клеток. Именно эмбриональные клетки затем превращаются в раковые клетки. Эта теория имеет ограниченное значение. Так как только небольшая группа опухолей имеет чисто эмбриональное происхождение. Примером такой опухоли может быть дермоидная киста яичника. Опухоль представляет собой полость. Стенкой полости является кожа(дерма). Внутренняя поверхность полости покрыта эпидермисом и содержит придатки кожи – сальные, потовые железы и волосяные фолликулы. Снаружи располагается подкожно-жировая клетчатка. В полости дермоидной кисты накапливаются жировые массы, пучки волос, а в стенке могут нахо-диться зачатки зубов.

4) Полиэтиологическая теория.По этой теории представляется, что опухоль могут вызывать все факторы — химические, физические, вирусы, бактерии, то есть очень много факторов. Опухоль – это процесс полиэтиологический. Но теория не отвечает на механизмы трансформации нормальной клетки в раковую

32 Морфологическая характеристика доброкачественных опухолей.

Доброкачественные опухоли – опухоли которые при развитии пагубно не влияют на организм животного. Они построены из хорошо дифференцируемых клеточных элементов. По их строению можно определить из какой ткани они развились. В их структуре можно видеть признаки тканевого атипизма, в то время как клеточный атипизм практически не выступает. Растут опухоли медленно, характеризуются центральным ростом, при росте сдавливают окружающие ткани, но не нарушают ткань в которой растут. Окружающая ткань при их росту атрофируется. Такие опухоли после хирургического удаления не растут повторно. Сильно влияет на организм размер опухоли.

Форма – шаровидная ; консистенция – мягкая или эластичная ; граница – отчетливая ; наличие псевдокапмулы - характерно ; тип, рост – экспансивный ; проростание в соединит. ткани - нет ; некрозы – нет ; метастазы – нет ; множество однотипных образований - нередкость ; рецидивы - бывают.

Что такое рак?

Рак начинает развиваться в клетках разных тканей. Ткани формируют органы тела. Нормально клетки нарастают и делятся, чтобы формировать новые клетки в зависимости от потребностей тела. Когда клетки стареют, они умирают и на их месте образуются новые.

Иногда эти процессы не осуществляются надлежащим образом. Новые клетки формируются несмотря на то, что тело не иметь необходимости ими, а старые клетки не умирают когда это необходимо. Эти дополнительные клетки формируют массу из ткани, называемую опухоль.

Общая характеристика

Термин имеет латинское происхождение и означает опухоль.

Патологическая анатомия играет основную роль в исследовании опухолей.

Этиология и патогенез

Причины для роста опухолей исследуются всесторонне, без достижения ясного мнения по вопросу.

Факторы, причиняющие опухоли, группируются в четыре основные группы: физические, химические, инфекционные и генетические.

Физические факторы

Радиационные воздействия – воздействия при работе с ураном и кобальтом.

Ультрафиолетовые лучи – при продолжительной работе на открытом, под воздействием солнечных лучей.

Асбест – тонкие и долгие нитки асбеста причиняют опухоль серозной оболочки.

Химические факторы

Доказана роль анилиновых красок, нитрозаминов, гудронов из саж дымовых труб или вследствие горения сигарет, в этиологии опухолей. Эти факторы должны действовать длительное время, чтобы причинить роста опухоли.

Инфекционные факторы

Вирусы – установлена роль человеческой папилломы вируса в этиологии карциномы шейки матки. Вирусы могут проникнуть в генную клетку и превратить ее в опухоль.

Хронические воспалительные процессы в некоторых органах являются предпосылкой появления злокачественных опухолей.

Классификация опухолей

Согласно их характера и биологического поведения, опухоли делятся на две основные группы – доброкачественные и злокачественные.

Согласно вида ткани, из которой они происходят, опухоли делятся на эпителиальные, мезенхимные, из кровной и лимфатической ткани, из пигментной, нервной ткани, тератомы.

Наименование „опухоль”

Наименование опухоль формируется из наименования ткани, из которой происходит опухоль, с окончанием „ома”. Для злокачественных вариантов эпительных опухолей добавляется карцинома, а для мезенхимных опухолей – саркома.

Примеры: аденома – аденокарцинома или фиброма – фибросаркома.

Доброкачественные опухоли - характеристики

Доброкачественные опухоли нарастают медленно, нажимая окольные ткани, но не разрушая их - обычно они капсулованы, т.е. не метастазируют.

При морфологичном исследовании клетки, доброкачественные опухоли не отличаются от нормальных клеток, но не имеет правильное расположение в ткани опухоли.

Предопухолевые состояния

Метаплазия – процесс превращения тканей из одного вида в другой, сродный с исходным. Это защитно-приспособительный процесс, с помощью которым организм реагирует переменным условиям. Наиболее часто встречается метаплазия эпителия в тканях с хроническим воспалительным процессом и смущенной регенерацией (восстановление). Пример для этого является превращение цилиндрического эпителия бронх в плоский - при хроническом бронхите.

Дисплазия – нарушение роста и созревания клеток.

Дисплазия наблюдается в эпительной ткани, точнее, в многослойном плоском эпителии.

Дисплазия и метаплазия являются предпосылками последующего развития злокачественных процессов образования опухолей в пораженном органе.

Дисплазия эпителия шейки матки может довести до развития карцинома

Карцинома in situ

Карцинома in situ есть состояние, при котором наблюдается атипия клеток в зоне эпителия (наиболее часто в многослойном - плоском эпителии), при чем сохраняется их базальная мембрана и нет проникновение клеток под ней. Карцинома in situ означает „опухоль на месте”. Это стадий, которой предшествует инвазивний стадий, разрушающий рост опухолей.

Злокачественные опухоли

Характеристики

Злокачественные опухоли нарастают быстро, прорастая, инфильтрируя окольных тканей и разрушая их. Они имеют свойство метастазировать, переноситься и развиваться на новом месте вне опухоли.

Клетки злокачественных опухолей различаются по форме, размере, окраске и соотношению между ядром и цитоплазмой созревших клеток ткани, из которой они происходят.

Эпительные опухоли

Эпительные опухоли могут происходить из покрывного или железистого эпителия. Первые называются папилломами, а вторые – аденомами. Папилломы развиваются на местах, покрытых многослойном плоском эпителием – кожей, слизистой оболочкой полости рта, ларинкса, анальной области и так далее. Разрастаются в виде бородавок половых орган и обыкновенных бородавок. Опухоли железистого эпителия развиваются в органах покрытых слизистой оболочкой или в железах.

Эпительные опухоли имеют гнездовую структуру. Опухольные эпительные клетки представляют паренхима опухоли, а соединительная ткань между паренхимными клетками, в которой находятся кровеносные сосуды, называется стромой.

Злокачественные варианты эпительных опухолей – карциномы, очень разнообразны по своей клеточной структуре, что делает их трудно лечимыми.

Карциномы метастазируют преимущественно лимфатическим путем.

Мезенхимные опухоли

Мезенхимные опухоли это группа, в которую входят представители, происходящие из соединительной, мастной, гладко и поперечно избаражденной мускульной ткани, кровеносных и лимфатических сосудов, кости, хряща.

Злокачественные варианты мезенхимных опухолей называются саркомами.

При мезенхимных опухолях паренхима и строма имеют одинаковое происхождение и поэтому трудно разграничь.

Мезенхимные опухоли имеют строение в форме снопа и похожи рыбному мясу.

Саркомы имеют свойство метастазировать кровным путем.


Опухоли нервной системы

Опухоли нервной системы могут происходить из глиальных клеток головного и спинного мозга, мозговых оболочек или оболочек периферийных нервов. Наиболее часто встречаются астроглиальные опухоли головного мозга, которые называются астроцитомами. Они нарастают медленно, но разрушают мозговую ткань и признак для этого - ослабленная неврологическая симптоматика. Злокачественный вариант глиальной опухоли это мултиформенный глиобластом.

Опухоли мозговых оболочек называются менингиомами. Они происходят из мягких мозговых оболочек, имеют капсулу, нарастают медленно, нажимая мозговую ткань, но не разрушая ее. Могут причинить паралич конечностей, которые могут восстановиться после оперативного отстранения опухоли.

Опухоли, которые происходят из оболочек периферийных нервов, называются шваномими или невриномими. Ведут свое начало как из черепно-мозговых нервов, так и из периферийных.

Пигментные опухоли

Представитель этой группы опухолей - малигненный меланом - один из наиболее злокачественных опухолей в человеческом организме. Может возникнуть из-за пигментной мальформации кожи – родинка, пигментный невус. В клетках опухоли малигненного меланома имеется большое количество пигмента кожи – меланин. В метастазах опухолей также находится большое количество меланин, который придает черный цвет ткани.

Опухоли лимфатической ткани

Опухоли лимфатической ткани называются лимфомами.

Лимфомы делятся на две группы:

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 183 ;

Онкология — наука, изучающая причины возникновения, закономерности развития опухолей, клинические проявления заболеваний, методы диагностики и способы лечения новообразований.

Стадии развития онкологического процесса

Всего выделяют 4 стадии любого онкологического заболевания, вне зависимости от локализации:

  • I стадия — образование небольших размеров, локальное, нет метастазов;
  • II стадия — более крупные размеры опухоли, прорастают в близлежащие ткани;
  • III стадия — размеры, как на предыдущей стадии или больше, метастазы в регионарные лимфоузлы;
  • IV стадия — большие размеры опухоли, может прорастать в соседние органы, метастазы в отдалённые лимфоузлы (например, при раке мочевого пузыря метастазы в лёгочных или подмышечных лимфоузлах).

Самый благоприятный прогноз при обнаружении процесса на I стадии, самый неблагоприятный — на IV.

Классификация новообразований

Стоит немного коснуться классификации, для общего представления об опухолях. Вся масса новообразований делится на доброкачественные и злокачественные:

  • злокачественность характеризует способность опухоли прорастать в окружающие ткани, быстро расти и метастазировать (перемещаться в другие части организма с кровью, лимфой или контактным способом);
  • доброкачественные, соответственно, более безобидные. Человек с такими опухолями может прожить долгую жизнь, даже не подозревая о их наличии. Но опасность их заключается в том, что все доброкачественные опухоли могут озлокачествляться.

Онкология занимается изучением всех новообразований в эксперименте и в условиях клинической практики.

Истоки онкологии

С самых древних времён люди отмечали, что у некоторых животных в организме присутствуют опухолевидные образования. Изучение останков египтян в Некрополе подтвердило наличие костных опухолей (сохранность костной ткани наиболее вероятна).

Упоминания о болезнях, характеризующихся появлением опухолевидных образований в разных органах и тканях, есть в трактатах Китая, Индии, Вавилона. Древние учёные не могли выяснить причину появления новообразований, и единственным методом лечения заболеваний был хирургический. К сожалению, в большей части случаев он был не эффективен. Но, стоит заметить, что наблюдения врачей древности были на удивление точными. Авиценна писал, что удалять опухоль нужно с захватом здоровых тканей и прижигать края и дно раны калёным железом (меры примитивной антибластики и абластики).

Позже Рудольф Вирхов разработал теорию, согласно которой причиной возникновения новообразований является травматизация ткани. С момента изобретения микроскопа исследователи начали изучать онкологические заболевания с точки зрения особенностей клеточного строения каждой из опухолей.

В 19-м веке Биша и Мюллер отметили клеточное строение опухолей. Давид Пауль фон Ганземан — патологоанатом из Берлинского университета — предположил, что подлинная аномальность раковых клеток заключена внутри них, вернее, в ядре и хромосомах. Теодор Бовери, немецкий цитолог и эмбриолог, в исследованиях на яйцеклетках морских ежей подтвердил предположение о том, что причиной возникновения рака являются аномальные хромосомы.

В 20-м веке во всём мире начали активно вестись экспериментальные работы по выяснению причин возникновения опухолей. Раус был первым, кто обнаружил вирусную природу саркомы у кур. После этого открытия было проведено множество исследований, согласно которым была выявлена вирусная этиология возникновения опухолей у животных. В начале 20-го века доказали роль радиоактивного излучения в канцерогенезе. Стали активно исследоваться канцерогенные химические соединения. В связи с изучением влияния вышеперечисленных факторов на развитие опухоли появились новые методы лечения: лучевая терапия, химиотерапия.

Развитие онкологии в России

В 1870 году Михаил Матвеевич Руднев впервые отметил, что опухолевые клетки способны к амебовидному движению. Мстислав Александрович Новинский впервые осуществил прививку клеток саркомы собаке. Его исследования оказали огромное влияние на последующее развитие экспериментальной онкологии во всём мире.

Клавдия Петровна Улезко-Строганова в ряде своих работ, изучая предраковые состояния, регенеративные процессы в опухолях, выяснила роль соединительной ткани в возникновении новообразований.

Что касается клинической онкологии в России, то она на протяжении 18-го века медленно копила факты и наблюдения. Были описаны отдельные виды рака, способы его лечения, возможные осложнения.

В 19-м веке клиническая онкология начала активно развиваться. Как и во всём мире, в России начали разрабатываться методы хирургического лечения опухолей. Была доказана рациональность удаления вместе с опухолью регионарных лимфатических узлов и подкожно-жировой клетчатки (что важно для снижения вероятности метастазирования).

Образование онкологических клиник и исследовательских институтов в России

Первый институт для лечения опухолей в России был открыт благодаря Льву Львовичу Левшину, на тот момент находящемуся на должности заведующего кафедрой госпитальной хирургии МГУ. Так как на строительство были пожертвованы деньги семьи Морозовых, то и институт был назван в их честь. С 1965 г. институт стал называться Московским научно-исследовательским онкологическим институтом (МНИОИ) им. П. А. Герцена. В настоящее время этот институт один из ведущих в России.

Позже был основан Онкологический научный центр им. Н. Н. Блохина, специалисты которого на сегодняшний день оказывают высококвалифицированную помощь больным со злокачественными новообразованиями, проводят научные исследования в области изучения биологии опухолевых клеток и механизмов канцерогенеза (процесс образования опухоли), разрабатывают новые методы диагностики и лечения новообразований.

В России есть и другие крупные исследовательские центры, которые были основаны несколько позже, например, научно-исследовательский институт онкологии Томского научного центра Сибирского отделения РАМН и Ростовский НИИ онкологии (РНИИО), Гематологический научный центр РАМН, Государственный научный центр лазерной медицины, Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, Институт хирургии им. А. В. Вишневского, Научно-исследовательский институт нейрохирургии им. академика Н. Н. Бурденко и другие организации.

Во всех медицинских институтах страны с 1974 года начинают организовываться кафедры онкологии, студенты начинают изучать курсы лекций и практических занятий по этой дисциплине.

Онкология на современном этапе

Онкология как система научных дисциплин

Существует целый перечень подразделов онкологии: онкогинекология (занимается изучением заболеваний женской половой системы), онкогастроэнтерология (новообразования желудочно-кишечного тракта), онкогематология (объекты изучения — лимфопролиферативные заболевания, миеломная болезнь, лейкозы и т.д.), нейроонкология (опухоли спинного и головного мозга), кардиоонкология и т.д. Опухоли каждой локализации обладают своими особенностями строения клеток, особенностями их функционирования (даже на уровне биохимических реакций, протекающих в клетке, не найти два одинаковых новообразования) и взаимодействия с окружающими рак клетками и организмом в целом.

Известно, что в организме здорового человека образуются раковые клетки в норме, но сильный иммунитет благополучно с ними справляется. Заболевание развивается, когда ослабевают защитные силы организма и в какой-то группе клеток происходит мутация, которая заставляет эту группу бесконтрольно делиться и размножаться.

Онкоэпидемиология занимается изучением распространения того или иного вида опухоли в популяции среди жителей какого-то населённого пункта с учётом разных признаков: возраста, пола, места работы и т.д. Исследования в этой области позволяют выявить закономерности возникновения опухолей у разных категорий граждан и разработать методы для предотвращения развития заболеваний.

Онкохирургия, радиационная онкология, онкологическая химиотерапия, онкоиммунология и онкоиммунотерапия — науки, занимающиеся вопросами лечения рака и доброкачественных новообразований с использованием разных методов. Благодаря их развитию совершенствуются методы химиотерапии, разрабатываются относительно безопасные препараты; разрабатываются новые иммунотерапевтические препараты. Хирурги обучаются современным методикам экономного и эффективного проведения хирургических операций, совершенствуют их. Чем больше наука исследует опухоли, тем больше появляется возможностей лечения у врачей в клиниках.

У пожилых людей и у детей онкологические заболевания протекают со своими особенностями, которые обязательно нужно учитывать при ведении пациента. Этими проблемами и не только занимаются онкопедиатрия и онкогеронтология.

С совершенствованием методов диагностики и лечения спектр подразделов онкологии неуклонно растёт, изучаются всё более узкие области этой науки.

Заключение

Онкология — наука об опухолях: причинах их возникновения, принципах развития, методах диагностики и лечения. Путь её развития с древних времён, как и любой другой медицинской специальности, сложен — от простого наблюдения, лечения травами и примитивных операций до высокотехнологичных методов лечения, используемых в современной медицине.

Но не стоит забывать про профилактику онкологических заболеваний. При обнаружении рака на ранних стадиях развития возможен благоприятный исход заболевания. В ранней диагностике играют большую роль профилактические осмотры.

Медицина развивается и научные школы всех стран мира, тысячи учёных, врачей ежедневно работают для того, чтобы в конечном итоге победить онкологические заболевания.

Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!

Приветствую, друзья! С вами Светлана Морозова. Итак, мы будем говорить про науку, которая занимается изучением опухолей злокачественного и доброкачественного типа, ищет причины их возникновения, способы борьбы с ними и меры их предотвращения. Очень полезная вещь! Если вы хотите знать о своём теле как можно больше и прожить как можно дольше — вам не обойти такой важный раздел медицины — как онкология.

Почему наука онкология так важна?

  • табачный дым, содержащий никотин и вредные смолы;
  • тяжёлые металлы и их соли;
  • многие химические соединения: асбест, агрессивные углеводороды и пр.;
  • ультрафиолет (особенно тот, которым мы облучаем себя в солярии);
  • ионизирующая радиация;
  • биологические факторы (это грибки, бактерии и вирусы);
  • недостаток или избыток гормонов;
  • нарушение обменных процессов;
  • неправильное питание, которое приводит к ожирению или анорексии;
  • травмы;
  • болезни внутренних органов;
  • генетическая предрасположенность.

Последняя — в меньшей степени. Если у вас в родне уже были случаи рака желудка, кожи или матки — нужно не паниковать, а вести правильный образ жизни. Тогда, возможно, вы никогда не столкнётесь с недугами, которые изучает онкология.

По показателям официальной статистики, больше 2,5 % населения в нашей стране стоит на учёте по раку. Давайте постараемся не пополнять это число.

Что изучает онкология?

Опухолей очень много. Они могут поразить собой любой наш орган и любой клеточный слой. Поэтому и разделов в науке много:

  1. Онкоандрология, онкогепатология, онкогастрология, онкогинекология и онкогематология, онкомаммология и онкоортопедия, онкопульмонология и онконейрология. Список можно продолжить, ибо на каждый орган и каждую ткань нашего тела есть свой подраздел. Иные недуги встречаются часто (рак лёгких, простаты, молочной железы, кожи или толстого кишечника), другие редко (опухоли сердечной мышцы).
  2. Онкоэпидемиология — изучение распространения опухолей среди разных слоёв населения, этнических групп. А так же, влияние среды проживания тех или иных групп людей.
  3. Психоонкология. Думаете, что это такое? Изучение влияния рака на психику пациента. Тяжёлая болезнь и употребление сильнодействующих средств лечения не может не погружать человека в стресс. Поэтому врачи ищут способы помочь ему и поддержать его, обучают семьи и близких общению с больным.
  4. Радиационная онкология и химиотерапия ищут лекарства и способы борьбы с новообразованиями.
  5. Онкохирургия вырабатывает методы радикальной борьбы с болезнью, систематизирует навыки проведения операций.
  6. Онкоиммунология вместе с иммунотерапией служат изучением воздействий на иммунную систему, от которой в значительной степени зависит борьба с новообразованиями.
  7. Онкогигиена борется за правильный образ жизни и вырабатывает меры профилактики, а так же поддержания организма после удаления опухоли.
  8. Возрастная онкология. Педиатрическая изучает особенности детского и подросткового организмов, геронтологическая — особенности зрелого возраста. Для всех возрастных групп подходы к лечению и профилактике индивидуальны.


Виды процесса

Все опухоли разные, но закономерности у них общие. В онкологии все новообразования подразделяются на:

К сожалению, доброкачественное новообразование легко может перейти в злокачественное, поэтому запускать болезнь нельзя. Если уже нарушился процесс деления клеток — нет гарантии, что он не начнёт всё сильнее и сильнее отступать от нормы.

Если у вас есть доброкачественная опухоль, но её не удаляют по каким-то причинам — вы должны регулярно посещать врача и сдавать анализы, в том числе — на онкомаркеры.

Стадии развития недуга

Таких стадий четыре и от них зависят симптомы болезни:


Методы борьбы в онкологии

О диагностике и лечении онкологических недугов мы поговорим подробнее отдельно. Здесь я лишь скажу, что существует много методов:

  • хирургическое удаление;
  • радиооблучение опухоли;
  • химиопрепараты, убивающие клетки-мутанты;
  • криотерапия;
  • иммунотерапия;
  • виротерапия — лечение специальными вирусами;
  • таргетная;
  • фотодинамическая и другие.

  • внимательное к себе отношение;
  • отказ от курения, наркотиков;
  • правильная пища;
  • употребление витаминных бадов (на официальных сайтах, от производителей);
  • физическая активность;
  • отказ от пищи, содержащей консерванты, трансжиры, искусственные красители и ароматизаторы.

Онкология изучает причины возникновения рака и доброкачественных новообразований, а гигиена — способы, которые позволят вам избежать тяжёлого недуга. Но вам трудно будет ориентироваться в материале, если вы не получите основные знания о своём здоровье, о функционировании своих органов, о значении различных систем организма, способах детоксикации, роли выделительной системы.

В вуз поступать необязательно! Можно ли получить знания в удобной форме? Да! Прежде всего, от наших дипломированных специалистов, посетив онлайн Академию Здорового Тела . В ней вас ждут ответы на множество вопросов и способы, которые помогут стать здоровыми, красивыми и стройными.

Отзывы

Наталья Л. (24 года)

У меня в консультационном центре нашли полип, испугали тем, что это предраковое состояние. На одном форуме мне посоветовали клинику за границей, в Израиле. Но стоимость услуг и всей поездки слишком большая. Вот теперь думаю, так ли важно его удалять за границей? И хотелось узнать побольше о том, откуда все это берется. Подумываю о том, чтобы действительно самой пройти какие-то курсы и все выяснить, чтобы уж точно никто не обманул. Наверное это самое правильное, мне ведь и дальше еще жить и детей родить хочется.

Анатомия изучает внутреннее строение организмов.
Морфология изучает внешнее строение организмов.
Физиология изучает работу организма.

Биохимия изучает химический состав живых организмов и химические реакции обмена веществ.

    Хроматография – метод разделения смесей веществ на отдельные вещества.

Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости.

  • Близнецовый метод: изучение однояйцевых близнецов.
  • Генеалогический метод изучает родословные.
  • Гибридологический метод: скрещивание организмов и анализ потомства.
  • Цитогенетический метод: изучение количества и строения хромосом.

Селекция занимается выведением новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Микробиология изучает микроорганизмы (бактерии и грибы).

Биотехнология использует биологические системы и процессы в сельском хозяйстве и промышленности.

Цитология (клеточная биология) изучает строение и работу органоидов клетки.

  • Микроскопирование: разглядывание клетки в микроскоп.
  • Центрифугирование: разделение клетки на фракции по плотности.

Гистология изучает ткани.

Систематика (классификация, таксономия) изучает многообразие живых организмов и распределяет их по группам на основании эволюционного родства.

Эволюционная теория изучает закономерности возникновения приспособлений организмов к среде обитания.

Палеонтология изучает ископаемые остатки организмов.

Экология изучает взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей их средой (в том числе загрязнённой).

Эмбриология изучает развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения (начальные стадии онтогенеза).

Этология изучает поведение животных.

Общенаучные методы

  • эмпирические (практические)
    • наблюдение
    • мониторинг (непрерывное наблюдение и фиксация результатов)
    • описание, измерение
    • эксперимент
  • теоретические
    • сравнение, классификация
    • анализ, синтез
    • абстрагирование, обобщение
    • моделирование

Выберите один, наиболее правильный вариант. Выращивание тканей вне организма - пример метода
1) культуры клеток
2) микроскопирования
3) центрифугирования
4) генной инженерии

Выберите один, наиболее правильный вариант. Влияние условий среды обитания на формирование признаков организма изучает наука
1) систематика
2) генетика
3) селекция
4) анатомия

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой метод позволил получить гибрид табака и картофеля?
1) искусственный мутагенез
2) гетерозис у гибридов
3) гибридизация соматических клеток
4) массовый отбор потомства

АНАТОМИЯ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания особенностей анатомии древних людей неандертальцев. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
(1) Неандертальцы жили 150тыс. лет назад, останки найдены в Германии в 1856 году. (2) Жили группами по 50-100 человек в пещерах, которые отвоевывали у медведей, львов, гиен. (3) Рост 155-160 см, объем мозга 1200 – 1400 см3, извилин мало. (4) Лицо широкое, скуластое. (5) Охотились коллективно, устраивая облавы на северных оленей, лошадей, слонов, медведей, зубров, шерстистых носорогов. (6) Ходили согнувшись, позвоночник без изгибов, мускулатура развита хорошо.

ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Гибридологический метод исследования используют.
1) эмбриологи
2) селекционеры
3) генетики
4) экологи
5) биохимики

МИКРОБИОЛОГИЯ
Выберите два верных ответа. Микробиологическое производство как область биотехнологии занимается
1) созданием генетически модифицированных растений
2) изучением клеток бактерий
3) получением антибиотиков и витаминов
4) систематикой вирусов
5) синтезом кормового белка

ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Генная инженерия, в отличие от клеточной, включает исследования, связанные с
1) культивированием клеток высших организмов
2) гибридизацией соматических клеток
3) пересадкой генов
4) пересадкой ядра из одной клетки в другую
5) получение рекомбинантных (модифицированных) молекул РНК и ДНК

2. Выберите два верных ответа. Какие приёмы используют в клеточной инженерии?
1) слияние соматических клеток
2) скрещивание организмов
3) пересадка хлоропластов из клетки в клетку
4) синтез гена инсулина в пробирке
5) получение рекомбинантной ДНК

ГЕННАЯ - КЛЕТОЧНАЯ
1. Установите соответствие между достижениями и направлением биологии: 1) клеточная инженерия, 2) генная инженерия. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Клонирование
Б) Получение вакцин в культуре клеток
В) Отдаленная гибридизация растений
Г) Трансгенные организмы
Д) Создание банков генов
Е) Получение безвирусного посадочного материала

2. Установите соответствие между характеристиками и методами биотехнологии: 1) генная инженерия, 2) клеточная инженерия. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) использование рекомбинантных плазмид
Б) гибридизация протопластов
В) трансплантация ядер
Г) выращивание культуры клеток
Д) соматическая гибридизация

КЛЕТОЧНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. В клеточной инженерии используют следующие методы:
1) клонирование
2) культура клеток и тканей
3) микробиологический синтез
4) пересадка природных генов в ДНК бактерий или грибов
5) центрифугирование

КУЛЬТУРА ТКАНИ
Установите последовательность этапов размножения растений с помощью культуры ткани. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) деление выделенных клеток и получение клеточной массы
2) отделение клеток образовательной ткани растения и помещение их в питательную среду
3) пересадка молодого растения в грунт
4) дифференцировка тканей и органов
5) обработка клеточной массы фитогормонами для дифференцировки клеток

ЦИТОЛОГИЯ
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие методы исследования используют в цитологии?
1) центрифугирование
2) культура ткани
3) хроматография
4) генеалогический
5) гибридологический

2. Выберите два верных ответа из пяти. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?
1) генная инженерия
2) микроскопирование
3) цитогенетический анализ
4) гибридизация
5) центрифугирование

3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Процессы деления клеток изучают с помощью методов
1) дифференциального центрифугирования
2) культуры клеток
3) микроскопии
4) микрохирургии
5) фото- и киносъемки

ОБЩЕНАУЧНЫЕ
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К эмпирическим методам изучения живой природы относят:
1) наблюдение
2) сравнение
3) абстрагирование
4) моделирование
5) эксперимент

2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Изучение биологических объектов, процессов в различных специально созданных условиях осуществляют с помощью методов:
1) абстрагирования
2) клонирования
3) моделирования
4) обобщения
5) эксперимента

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К теоретическим методам биологических исследований относят
1) сравнение
2) экспериментальный метод
3) обобщение
4) измерение
5) наблюдение

ЭКСПЕРИМЕНТ
1. Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки
2) слежение за миграцией косяка трески
3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок
4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья
5) описание внешних признаков бобовых растений

2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Что из нижеперечисленного можно установить экспериментальным методом?
1) сроки весенней линьки у белки
2) влияние удобрений на рост комнатного растения
3) сроки прилета или отлета перелетных птиц
4) высоту комнатного растения
5) условия прорастания семян

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В каких из указанных научных исследований применялся экспериментальный метод?
1) исследование растительного мира тундры
2) опровержение теории самозарождения Л. Пастером
3) создание клеточной теории
4) создание модели молекулы ДНК
5) исследование процессов фотосинтеза

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖП
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Организменный уровень организации живого изучают
1) биохимия
2) гистология
3) морфология
4) физиология
5) цитология

2. Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) анатомия
2) биоценология
3) физиология
4) молекулярная биология
5) эволюционное учение

3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки работают с объектами, относящимися к организменному уровню организации жизни?
1) генетика
2) биохимия
3) биология
4) цитология
5) анатомия

4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки изучают надорганизменные уровни организации жизни?
1) молекулярная биология
2) экология
3) биоценология
4) цитология
5) гистология

5. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки работают с объектами, oтносящимися к клеточному уровню организации жизни?
1) цитология
2) палеонтология
3) эмбриология
4) генетика
5) микробиология

6. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки работают с объектами, относящимися к популяционно-видовому уровню организации жизни?
1) генетика
2) экология
3) эмбриология
4) эволюционное учение
5) анатомия

7. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Объекты изучения каких из приведённых наук находятся на надорганизменном уровне организации живого.
1) молекулярная биология
2) экология
3) эмбриология
4) систематика
5) анатомия

============
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие методы исследования позволили установить структуру молекулы ДНК?
1) микроскопия
2) наблюдение
3) рентгенологический
4) цитогенетический
5) моделирование

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для определения количества эритроцитов в крови человека используют методы
1) гибридизации
2) измерения
3) эксперимента
4) клонирования
5) микроскопирования

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие методы исследования помогают изучить процесс фотосинтеза в клетке?
1) экспериментальный метод
2) метод микроскопирования
3) метод меченных атомов
4) метод клеточных культур
5) метод центрифугирования

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Метод меченых атомов используют для определения
1) наличия исследуемого белка в клетке
2) наследования сцепленных с полом признаков
3) концентрации ядовитых веществ в воде
4) положения генов на хромосомах
5) возможности проявления признаков у потомков

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Методами, с помощью которых можно разделить смеси веществ, являются
1) хроматография
2) цитологический
3) центрифугирование
4) меченых атомов
5) замораживание

Установите соответствие между описанием и научным методом: 1) центрифугирования, 2) меченых атомов, 3) хроматография. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) разделение смесей на основе разной скорости движения молекул в абсорбенте
Б) разделение пигментов в зависимости от их цвета и состава
В) осаждение клеточных структур в зависимости от их плотности и массы
Г) обнаружение вещества в месте его накопления
Д) выяснение времени продвижения вещества через клеточные мембраны к больному органу

Читайте также: