Определите части тела рака обратите внимание на толщину хитинового покрова в разных местах

Задание 1. Изучите внешнее строение речного рака. Докажите приспособленность его организма к среде обитания.

1. Рассмотрите речного рака. На какие отделы разделяется его тело? Каковы прочность покрова и окраска? Объясните значение такого покрова в жизни рака.

Тело расчленено на сегменты и состоит из нескольких отделов: ловы, груди и брюшка или из головогруди. Покровы тела содержат особое твердое вещество - хитин.

2. Определите части тела рака. Обратите внимание на толщину хитинового покрова в разных местах. Объясните, почему она неодинаково.

Твердый панцирь рака мешает животному расти. Поэтому рак периодически (2-3 раза в год) меняет - сбрасывает старые покровы и обретает новые.

3. Найдите органы чувств: усики, глаза. Объясните, почему у рака глаза подвижны.

Имеются две пары усиков. Глаза у рака сложные. Каждый глаз состоит из множества направленных в разные стороны очень маленьких глазков - фасеток.

4. Сверяясь с рисунком учебника, найдите у рака челюсти, ногочелюсти и ротовое отверстие.

5. Найдите брюшные роги рака. Обратите внимание на различие в и строении.

6. Расммотрите брюшко. Убедитесь, что оно состоит из члеников. Подсчитайте их. На конце брюшка найдите плавниковые пластинки. Напишите об их роли в жизни рака.

На головогруди у речного рака расположены конечности. Если его перевернуть на спину,то на переднем конце тела можно обнаружить 3 пары челюстей: пару верних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки. За челюстями следует три пары коротких ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту.

7. Основываясь на особенностях внешнего строения речного рака, сделайте вывод о среде его обитания, способах передвижения (по дну и воде), питания, защиты от врагов.

Речной рак живет на суше и в воде, по дну передвигается с помощью ходильных ножек, а плавает с помощью плавника и брюшных ножек. Питается моллюсками, плавниками, растениями. Защищается с помощью мощных клещней.

Задание 2. Заполните таблицу.

Части тела, обеспечивающие передвижение:

Задание 3. Заполните схему, списав в нее названия животных.

Ракообразные
СободноживущиеПаразиты
Морские желуди Циклоп - служит промежуточным хозяином
Водные обитателиОбитатели суши
омары, лангусты, раки-отшельники мокрица

Задание 4. А. Раскрасьте внутренние органы речного рака (желтым цветом - органы нервной системы; зеленым - органы пищеварения; черным - половую железу) и надпишите их.


1. Желтым - органы нервной системы. Окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.

2. Зеленым - органы пищеварения: желудок, печень, кишка.

3. Черным - половая железа: яичник.

Б. Раскрасьте внутренние органы речного рака (голубым цветом - органы дыхания, красным - кровеносные органы, коричневым - органы выделения) и напишите, как они называются.


Задание 5. В одной кладке самки дафнии бывает примерно 60 яиц. Спустя 15-20 суток из яиц вылупляются молодые дафнии, которые вскоре сами способны откладывать яйца. Подсчитайте и запишите, сколько дафний теоретически может появиться от одной самки за три летних месяца.

В 3-ёх летних месяцах примерно 90 дней

Тип урока - у рок изучения нового материала

Образовательная программа, автор - программа по биологии Пономаревой И. Н.

УУД: 1) личностные - п остепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение, формировать экологическое мышление

2) регулятивные - ф ормирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

3) познавательные - ф ормирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

4) коммуникативные - ф ормировать умение слушать и понимать речь других людей

Формирование лексических навыков;

Совершенствование умения объяснять значение живых организмов в природе, сформированных на предыдущих уроках;

Актуализация и систематизация знаний о животных;

формирование представлений о членистоногих и ракообразных.

Развитие памяти учащихся, внимания и наблюдательности;

Развитие логического мышления;

Расширение кругозора обучающихся;

Развитие учебно-познавательной компетенции через развитие способов учебной деятельности (работа с интерактивной доской, учебником).

1) развитие социокультурной и информационной компетенции,

2) умение с оздавать ситуацию успеха, одобрения, доброжелательности для успешного теоретического и практического усвоения материала;

3) воспитание уважительного отношения к природе, расширение кругозора.

Задачи урока:

Познакомить учащихся c членистоногими и ракообразными;

Познакомиться с общей характеристикой членистоногих и ракообразных и записать в тетрадь;

Закрепить знания о ракообразных – при работе с интерактивной доской и учебником.

Нужно постараться сделать таким образом, чтобы ученики сами определили и поставили цели и задачи урока.

Основной дидактический метод: репродуктивный, продуктивный, объяснительно-иллюстративный, словесный, практический метод.

Частные методы и приемы: беседа, поисковый, наглядный, практический, метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, демонстрация слайдов, метод формирования умений и навыков по применению знаний на практике, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике, методы закрепления, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков, опрос учащихся по новому материалу и материалу прошлых уроков, организация проведения и руководство по работе с интерактивной доской. Развитие творческих способностей, техники мышления, самостоятельности, культуры труда, частично-поисковый метод, демонстрация плакатов, таблиц; использование технических средств; рассказ; упражнения; работа с книгой.

1. Подготовка учащихся к учебной деятельности

1.1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Ученики приветствуют учителя и садятся.

Приветствие и заполнение журнала - 1 мин.

1.2. Постановка цели, мотивация - мин.

Какие типы животных мы изучили? Обучающиеся отвечают: моллюски, плоские, круглые и кольчатые черви, кишечнополостные и простейшие.

Посмотрите на эти таблицы (иллюстрации различных членистоногих (рака, паука и мухи).

Что у них общего в строении?

Обучающиеся отвечают: отделы тела, глаза, усики, конечности и т.д.

Какова особенность строения тела и конечностей? (состоят из члеников). Как, по-вашему, называется этот тип животных?

Обучающиеся предлагают различные названия и определяют тему урока.

Какова цель изучения этих животных? (Они имеют большое значение в природе и жизни человека.)

2. Первичное усвоение новых знаний . -20 мин.

2.1. Общая характеристика членистоногих.

Обучающиеся формулируют общую характеристику, дополняют ответы друг друга и записывают в тетрадь.

2. 2. Краткая характеристика ракообразных.

Обучающиеся формулируют общую характеристику, дополняют ответы друг друга и записывают в тетрадь.

2.3. Образ жизни и особенности внешнего строения речного рака.

Рассмотрите внешнее строение речного рака. Обратите внимание на прочность и окраску его покровов. Каково значение покровов в жизни рака?

Определите части тела рака. Обратите внимание на толщину хитинового покрова в разных местах. Почему она неодинакова?

Отыщите органы чувств: усики, глаза. Объясните значение подвижности глаз.

Рассмотрите брюшко, убедитесь, что оно состоит из члеников. Подсчитайте, сколько их. На конце брюшка найдите плавниковые пластинки. Какое значение они имеют в жизни рака?

Основываясь на особенностях внешнего строения речного рака, сделайте выводы о среде обитания, способах передвижения рака по дну и в толще воды, о питании, о защите от врагов.

2.4. Внутреннее строение и черты усложнения

2.5. Органы чувств

Обучающиеся читают текст, обсуждают значение органов чувств и записывают вывод в тетрадь.

2.6. Роль ракообразных в природе.

Физкультминутка – 1 мин.

3. Первичная проверка понимания и закрепление – 10 мин.

Учитель организует беседу: характерные особенности внешнего строения ракообразных в связи с образом жизни (с использованием учебника и ЭОР).

Обучающиеся оценивают работу одноклассников с интерактивными рисунками, исправляют допущенные ошибки.

4. Задание на дом - 2 мин.

Обучающиеся достают дневники и записывают задание на дом.

1. Изучить § 24 учебника, ответить (устно) на вопросы.

2. Подготовить сообщения об одном из отрядов класса Ракообразные (по желанию), в виде доклада или электронной презентации (по выбору)

5. Подведение итогов урока и р ефлексия – 4 мин.

Достигли ли мы цели урока? Что помогло и что мешало нашей успешной работе на уроке? Что нового узнали? Что было самым трудным, интересным?

Учитель организует самооценку обучающимися и оценивает работу отдельных учеников.

- Ребята, у всех на партах лежат карточки со ступеньками. Отметьте на них ваше положение.

Применяемые образовательные технологии. Личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная, проблемное обучение. Все это позволяет повысить познавательную активность обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей

Понял и смогу объяснить другим

Понял, но не смогу объяснить другим

Немного не понял, есть вопросы

Ничего не понял

1) Креветка
2) Десятиногие раки
3) Ракообразные
4) Креветка тигровая
5) Животные
6) Членистоногие


Верный ответ: 412365

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2406.


1) Сердце ракообразных имеет форму пятиугольного мешочка, который располагается на спинной стороне тела
2) Кровеносная система незамкнутая (кровь изливается в щелевидные промежутки между внутренними органами
3) Гемолимфа ракообразных имеет голубой цвет за счет содержащегося в ней гемоцианина
4) Гемолимфа участвует в переносе питательных веществ, продуктов обмена, газов; выполняет защитную функцию, функцию газообмена

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2420.


1) мальпигиевы сосуды
2) коксальные железы
3) легочные мешки
4) жабры
5) ромбовидное
6) пятиугольный мешочек
7) зелёные железы
8) трахеи


Верный ответ: 467

Коксальные железы - органы выделительной системы мечехвостов и паукообразных (у ракообразных коксальные железы отсутствуют).

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2527.


А) тело сегментировано
Б) имеют ходильные конечности
В) имеют одну ногу
Г) имеют мантию и мантийную полость
Д) в глотке есть радула
Е) тело покрыто хитиновым панцирем


Верный ответ: 221112

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3413.

3931. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

(1) Речные раки живут в придонной части рек и озер. (2) Тело речных раков подразделяется на головогрудь и брюшко. (3) На брюшке расположены пять пар ходильных ног. (4) Органами дыхания у речного рака являются жабры, расположенные по бокам головогруди. (5) Замкнутая кровеносная система состоит из сердца и сосудов. (6) Речные раки - гермафродиты. (7) В пресных и морских водоемах живет множество мелких ракообразных, составляющих планктон.


Ошибки допущены в предложениях 3, 5, 6:

3) На головогруди речных раков располагается пять пар ходильных ног
5) Кровеносная система незамкнутого (лакунарного) типа
6) Речные раки - раздельнополые животные

Задание 1. Изучите внешнее строение речного рака. Докажите приспособленность его организма к среде обитания.

1. Рассмотрите речного рака. На какие отделы разделяется его тело? Каковы прочность покрова и окраска? Объясните значение такого покрова в жизни рака.

Тело расчленено на сегменты и состоит из нескольких отделов: ловы, груди и брюшка или из головогруди. Покровы тела содержат особое твердое вещество — хитин.

2. Определите части тела рака. Обратите внимание на толщину хитинового покрова в разных местах. Объясните, почему она неодинаково.

Твердый панцирь рака мешает животному расти. Поэтому рак периодически (2-3 раза в год) меняет — сбрасывает старые покровы и обретает новые.

3. Найдите органы чувств: усики, глаза. Объясните, почему у рака глаза подвижны.

Имеются две пары усиков. Глаза у рака сложные. Каждый глаз состоит из множества направленных в разные стороны очень маленьких глазков — фасеток.

4. Сверяясь с рисунком учебника, найдите у рака челюсти, ногочелюсти и ротовое отверстие.

5. Найдите брюшные роги рака. Обратите внимание на различие в и строении.

6. Расммотрите брюшко. Убедитесь, что оно состоит из члеников. Подсчитайте их. На конце брюшка найдите плавниковые пластинки. Напишите об их роли в жизни рака.

На головогруди у речного рака расположены конечности. Если его перевернуть на спину,то на переднем конце тела можно обнаружить 3 пары челюстей: пару верних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки. За челюстями следует три пары коротких ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту.

7. Основываясь на особенностях внешнего строения речного рака, сделайте вывод о среде его обитания, способах передвижения (по дну и воде), питания, защиты от врагов.

Речной рак живет на суше и в воде, по дну передвигается с помощью ходильных ножек, а плавает с помощью плавника и брюшных ножек. Питается моллюсками, плавниками, растениями. Защищается с помощью мощных клещней.

Задание 2. Заполните таблицу.

Части тела, обеспечивающие передвижение:

Задание 3. Заполните схему, списав в нее названия животных.

Ракообразные
Сободноживущие Паразиты
Морские желуди Циклоп — служит промежуточным хозяином
Водные обитатели Обитатели суши
омары, лангусты, раки-отшельники мокрица

Задание 4. А. Раскрасьте внутренние органы речного рака (желтым цветом — органы нервной системы; зеленым — органы пищеварения; черным — половую железу) и надпишите их.


1. Желтым — органы нервной системы. Окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.

2. Зеленым — органы пищеварения: желудок, печень, кишка.

3. Черным — половая железа: яичник.

Б. Раскрасьте внутренние органы речного рака (голубым цветом — органы дыхания, красным — кровеносные органы, коричневым — органы выделения) и напишите, как они называются.


Задание 5. В одной кладке самки дафнии бывает примерно 60 яиц. Спустя 15-20 суток из яиц вылупляются молодые дафнии, которые вскоре сами способны откладывать яйца. Подсчитайте и запишите, сколько дафний теоретически может появиться от одной самки за три летних месяца.

В 3-ёх летних месяцах примерно 90 дней

Где обитают ракообразные?

В процессе эволюции ракообразные приспособились к жизни в водной среде. Они обитают в морских и пресных водоемах, лишь некоторые виды (например, мокрицы) – во влажных местах на суше. В мировой фауне насчитывают около 30 тыс. видов ракообразных. К классу ракообразных относятся раки, крабы, креветки, омары, а также множество микроскопических организмов, которые составляют основную часть зоопланктона (так называют переносимых течениями мелких животных, населяющих толщу морских и пресных вод). Морской зоопланктон на 90т’ состоит из ракообразных. Они преобладают также в составе пресноводного планктона. Очень распространены и донные ракообразные. Они активно поедают микроскопические водоросли, а сами служат кормом для рыб и беззубых китов. Ракообразные питаются в основном мелкими водорослями и частицами органического вещества, взвешенными в толще воды, некоторые – мертвыми или гниющими водными животными, чем способствуют очищению водоемов.

Промысловые ракообразные (крабы, креветки, омары, лангусты) используются человеком как высококачественные продукты питания.

Россия – мировой поставщик камчатских крабов. Однако бесконтрольный вылов стал причиной сокращения их численности. Поэтому государство контролирует промысел камчатского краба.

Каковы особенности внешнего строения и образа жизни речного рака?

Многие из вас видели речного рака (рис. 27). Это довольно крупное животное длиной до 15 см. Рак обитает в пресных проточных водах и ведет преимущественно ночной образ жизни. Он очень чувствителен к загрязнению окружающей среды.

Рис. 27. Особенности строения речного рака. Представители ракообразных
Снаружи речной рак покрыт твердым зеленовато-черным панцирем. В теле рака выделяют два отдела: головогрудь и брюшко.

Головогрудь рака образована сросшимися члениками головы и груди. Передняя часть головогруди вытянута и заканчивается острым шипом. У его основания на длинных стебельках расположены два сложных глаза, которыми рак может смотреть одновременно в разные стороны. При возникновении опасности рак втягивает глаза в углубления панциря. У рака две пары усиков. Длинные усики служат органами осязания, а короткие – органами обоняния и осязания. Ниже усиков находятся ротовые органы – видоизмененные конечности. Первая пара образует верхние челюсти, а вторая и третья – нижние. При помощи еще трех пар роговых органов – ногочелюстей – рак направляет добычу в рот.

На головогруди рака расположено пять пар членистых ходильных ног. Первая пара ног наиболее крупная, заканчивается сильно развитыми клешнями. Они служат органами нападения, защиты и захвата пищи. Остальные ноги приспособлены для ходьбы: они более короткие. На членистом брюшке есть еще и брюшные ножки. На них самки вынашивают икру (яйца).

Раки, как и другие членистоногие, линяют, то есть периодически сбрасывают панцирь. При этом рак впитывает большое количество воды и набухает. После затвердевания нового панциря рак избавляется от излишков воды и уменьшается в размерах. Это позволяет ему расти в пределах нового панциря. Несколько суток после линьки рак не способен обороняться, поскольку его покровы не окрепли. В этот период рак очень уязвим.

Каково внутреннее строение речного рака?

Речной рак всеяден. Измельченная роговыми органами пища через глотку и пищевод попадает в желудок, который состоит из двух отделов – жевательного и цедильного. С помощью хитиновых зубцов, расположенных на внутренних стенках жевательного отдела желудка, пища перетирается. В цедильном отделе она процеживается и поступает в кишку, а затем в пищеварительную железу. Там происходит ее переваривание и всасывание питательных веществ в кровь. Непереваренные остатки пищи выводятся через анальное отверстие в хвостовом плавнике.

Органы дыхания рака – жабры. Это выросты кожи, расположенные по бокам головогруди, Жабры постоянно омываются водой, при этом растворенный в воде кислород проникает в кровь, в из крови в воду выделяется углекислый газ.

Кровеносная система рака незамкнутая. Она состоит из мешковидного сердца, лежащего на спинной стороне тела, и отходящих от него сосудов.

Нервная система представлена крупными нервными узлами – надглоточным и подглоточным, образующими окологлоточное кольцо, и брюшной нервной цепочкой.
Органы выделения – пара зеленых желез, расположенных в головной части тела. Их выводные каналы открываются наружу у основания усиков.

Раки раздельнополы. Половая система состоит из парных яичников у самки и парных семенников у самца. Размножение речного рака половое. Оплодотворение внутреннее. Развитие у речных раков прямое, без личиночной стадии. Зимой самка откладывает от 60 до 600 яиц и приклеивает их к своим брюшным ножкам. В конце мая – начале июня из яиц выходят рачки, которых самка еще более десяти суток носит на брюшных ногах. Затем молодые раки переходят к самостоятельному образу жизни.
Во многих странах речной рак служит объектом промысла и разведения.

Внимательно рассмотрите засушенный препарат речного рака. С помощью рисунков учебника определите части тела рака. Обратите внимание на толщину хитинового покрова в разных местах.

Рассмотрите микропрепараты дафний или циклопов под микроскопом. Опишите (если сумеете – зарисуйте) внешнее строение рачков.

Если в аквариуме живут дафнии или циклопы, то с помощью лупы понаблюдайте за особенностями их передвижения.

В пресных водоемах обитают многие мелкие ракообразные. Например, водяной ослик длиной до 2 см. Он не торопясь передвигается по дну, иногда отрывается от него и некоторое время плывет. Питается этот рачок гниющими растениями, очищая водоемы от загрязнения.

В гниющих остатках донного ила встречается рачок-бокоплав длиной до 2 см. Он назван так из-за особенностей передвижения. С помощью длинных задних ножек бокоплав может перемещаться вперед резкими скачками. Плавает он в различных положениях, в том числе и на боку. Питается бокоплав растительной и животной пищей, а также мертвыми животными.

Летам дафнии и циклопы активно размножаются. Они служат ценным кормом для молоди рыб. Поэтому в рыбоводческих хозяйствах этих рачков специально разводят.

Вопросы и задания

  1. Выпишите из текста параграфа научные термины, обозначающие новые понятия, и найдите их определения в учебнике, энциклопедическом словаре, Интернете.
  2. По каким признакам раков относят к типу членистоногих?
  3. Используя текст параграфа и информацию, которую содержит рисунок 27, выявите особенности строения и процессов жизнедеятельности речного рака.
  4. Рассмотрите рисунок 27 учебника, на котором показано внешнее строение речного рака, и найдите соответствующие органы у живого рака или представленного в коллекции.
  5. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, а том числе статьи в научно-популярных изданиях, интернет-ресурсы, подготовьте сообщение о ракообразных, обитающих в вашем регионе.

Ответы




Она собирается встретиться со мной сегодня.

Она собирается сказать мне об этом.

Она собирается сходить в магазин.

Она собирается постричь волосы.

Она собирается купить продукты.

Она собирается приготовить обед к 12 часам.

Она собирается учить английский.

Она собирается покинуть эту страну.

Она не собирается тратить деньги на этот проект.

Она не собирается жить здесь.

Она не собирается лететь в Бостон.

Что она собирается делать сегодня?

Что она собирается купить сегодня?

Где она собирается провести своё время?

Для чего она собирается встретиться со мной?



Тема: Строение скелета птицы.

1. У птиц в шейном отделе обратите внимание на строение первых двух позвонков, на седловидную форму и подвижное соединение двух позвонков. Отметьте значение этой особенности в жизни птицы.

2. найдите грудной отдел позвоночника, обратите внимание на неподвижное соединение позвонков. Рассмотрите строение грудины и рёбер.

3. Назовите кости пояса и свободных передних конечностей. Обратите внимание на кости плеча, предплечья, пряжки, пальцев.

4. Найдите пояс задних конечностей. Рассмотрите его, обратив внимание на прочность соединения костей таза с позвоночником. Объясните значениеэтой особенности строение скелета в жизни птицы.

5. Рассмотрите кости задних конечностей. Назовите их. Обратите внимание на цевку-длинную кость стопы. Подсчитайте число пальцев.


изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и

со средой обитания - это: а) зоология; б) систематика; в) экология; г) анатомия.

складывающиеся между печёночным сосальщиком и крупным рогатым скотом,

называются: а) хищничество; б) паразитизм; в) конкуренция; г) симбиоз.

особей одного вида, длительно населяющая определённую территорию - это: а) вид;

б) популяция; в) ареал; г) экосистема.

единицей строения тела животных является: а) система органов; б) орган; в) ткань;

и головной мозг животных образованы тканью: а) соединительной; б) эпителиальной;

в) нервной, мышечной.

система называется замкнутой, если: а) она состоит из сердца и сосудов; б) кровь

движется только по сосудам и не попадает в полости тела; в) кровь из сосудов

попадает в полости тела; г) в ней нет сердца.

животных к восстановлению утраченных частей тела, называется: а) сегментация;

б) редукция; в) регенерация; г) ампутация.

чертой представителей подцарства Простейшие является: а) гетеротрофный способ

питания; б) автотрофный способ питания; в) тело, состоящее только из одной

клетки; г) способность к активному движению.

из одноклеточных животных передвигается с помощью ресничек?

а) инфузория-туфелька; б) амёба обыкновенная; в) амёба дизентерийная; г) эвглена

многоклеточных животных наиболее примитивными (просто устроенными) являются:

а) моллюски; б) плоские черви; в) кольчатые черви; г) насекомые.

клетки служат у кишечнополостных: а) средством защиты и нападения; б) для

размножения; в) для движения; г) дли питания.

система у плоских червей: а) замкнутая; б) незамкнутая; в) состоит из сердца и

сосудов; г) отсутствует.

круглых червей характерно: а) отсутствие полости тела; б) первичная полость тела;

в) смешанная полость тела; г) вторичная полость тела.

кольчатых червей характерно: а) отсутствие полости тела; б) первичная полость

тела; в) смешанная полость тела; г) вторичная полость тела (целом) .

скелет в виде минеральной раковины характерен для:

симметрия тела характерна для: а) кальмара; б) виноградной улитки; в) большого

прудовика; г) слизня.

моллюски дышат с помощью: а) жабр; б) лёгких; в) трахей; г) бронхов.

покров, выполняющий функцию наружного скелета, характерен: а) только для

насекомых; б) только ракообразных; в) только паукообразных; г) для всех

пары ходильных ног и отсутствие усиков характерно для: а) паука крестовика;

б) речного рака; в) майского жука; г) рака-отшельника.

возбудителей клещевого энцефалита является: а) майский жук; б) скорпион;

Латинское название Crustacea


Характеристика ракообразных


Подтип жабродышащих содержит один класс ракообразных (Crustacea), богато представленный в современной фауне. Для них весьма характерно наличие двух пар головных усиков: антеннул и антенн.


Ракообразные

Класс ракообразных включает свыше 35 000 видов довольно разнообразных по образу жизни животных. Подавляющее большинство их — морские животные, хотя много и пресноводных форм. Многие ракообразные ведут донный образ жизни, другие являются существенной частью морского или пресноводного планктона (каланусы, дафнии, диаптомусы, циклопы). Интереснейший отряд усоногих раков характеризуется сидячим образом жизни. Среди ракообразных много паразитических форм. Некоторые ракообразные приспособились к жизни на суше (мокрицы, сухопутные крабы).

Размеры ракообразных колеблются от долей миллиметра у микроскопических планктонных форм до 80 см у высших ракообразных. Многие ракообразные, особенно планктонные формы, служат пищей промысловых животных — рыб и китов. Другие ракообразные сами служат предметом промысла.

Тело ракообразных сегментировано, но, в отличие от кольчатых червей, сегментация их гетерономная. Сходные сегменты, выполняющие одну и ту же функцию, объединяются в отделы. У ракообразных тело разделяется на три отдела: голову (cephalon), грудь (thorax) и брюшко (abdomen). Голова ракообразных образована акроном, соответствующим головной лопасти — простомиуму аннелид, и четырьмя слившимися с ним туловищными сегментами. Соответственно этому головной отдел несет пять пар головных придатков а именно: 1) антеннулы — одноветвистые осязательные усики, иннервируемые от головного мозга (гомологичны пальпам кольчецов); 2) антенны, или вторые усики, происходящие из первой пары двуветвистых конечностей параподиального типа; 3) жвалы, или мандибулы,— верхние челюсти; 4) максиллы первые, или первая пара нижних челюстей; 5) максиллы вторые, или вторая пара нижних челюстей.

Однако далеко не у всех ракообразных акрон и четыре сегмента, образующих голову, слиты вместе. У некоторых низших ракообразных акрон слит с сегментом антенн, но не сливается с независимым мандибулярным сегментом зато оба максиллярных сегмента слиты вместе. Передний участок головы, образованный акроном и сегментом антенн, называется первичной головой— протоцефалоном. У многих ракообразных (кроме образования первичной головы — протоцефалона) происходит также слияние всех челюстных сегментов (мандибулярного и обоих максиллярных) с образованием челюстного отдела — гнатоцефалона. Этот отдел срастается с большим или меньшим числом грудных сегментов (у речного рака с тремя грудными сегментами), образуя челюстегрудь — гнатоторакс.

У многих голова состоит из пяти полностью слившихся частей: акрона и четырех туловищных сегментов (щитни, ветвистоусые, некоторые бокоплавы и равноногие), а у некоторых головные сегменты сливаются еще с одним- двумя грудными сегментами (веслоногие, равноногие, бокоплавы).

У многих спинные покровы головы образуют сзади вырост, более или менее прикрывающий грудной отдел, а иногда и все тело. Так образуется головогрудной щит, или карапакс, речного рака и других десятиногих, причем поперечная бороздка на этом панцире указывает на границу между слившимися челюстным и грудным отделами тела. Карапакс прирастает к грудным сегментам. Иногда он может быть сжат с боков, образуя двухскатный панцирь, скрывающий все тело (ракушковые рачки).

Грудные сегменты, как указывалось, могут срастаться с головой (1—3, даже 4 сегмента), образуя головогрудь. Все грудные сегменты несут конечности, функции которых не ограничиваются двигательной и дыхательной. Так, у речного рака 3 первые пары грудных конечностей превращаются в ногочелюсти, обеспечивающие подачу пищи ко рту.

Брюшные сегменты обычно подвижно соединены между собой. Только у высших ракообразных на брюшных сегментах есть конечности, у остальных брюшко лишено их. Брюшной отдел заканчивается тельсоном, который не несет конечностей и гомологичен пигидию полихет.

В то время как у всех ракообразных число головных сегментов одинаково (5), число грудных и брюшных сегментов очень различно. Только у высших раков (десятиногих, равноногих и др.) количество их постоянно: грудных — 8, брюшных—6 (редко 7). У остальных число грудных и брюшных сегментов колеблется от 2 (ракушковые) до 50 и более (щитни).

Конечности головы представлены пятью парами. Антеннулы, соответствующие пальпам кольчецов, сохраняют у ракообразных в основном функции органов чувств— осязания и обоняния. Антеннулы речного рака состоят из основных члеников и двух членистых веточек.

Антенны — первая пара конечностей параподиального происхождения. У личинок многих ракообразных они двуветвистые, а у большинства взрослых раков становятся одноветвистыми или сохраняют лишь рудимент второй ветви (экзоподита). Антенны выполняют в основном осязательную функцию.

Мандибулы составляют верхние челюсти. Они соответствуют по происхождению второй паре конечностей. У большинства раков мандибулы превращены в твердые зазубренные жевательные пластинки (жвалы) и совершенно утратили двуветвистый характер. Полагают, что жевательная пластинка соответствует основной части конечности — протоподиту. У речного рака (и у некоторых других) на жевательной пластинке сидит маленький трехчленистый щупик — остаток одной из ветвей конечности.

Первая и вторая максиллы, или первая и вторая пары нижних челюстей, обычно представляют собой менее редуцированные конечности, чем жвалы. У десятиногих раков максиллы состоят из двух основных члеников, образующих протоподит, и короткого неразветвленного щупика. При помощи жевательной пластинки протоподита максиллы выполняют жевательную функцию.

Грудные конечности у представителей разных отрядов устроены различно. У речного рака первые три пары грудных конечностей превращены в так называемые ногочелюсти или максиллоподы. Ногочелюсти речного рака, в особенности вторая и третья пары, сохраняют в довольно сильной степени двуветвистое строение (эндоподит и экзоподит). Вторая и третья пары несут также жабры, а их движение вызывает токи воды через жаберную полость. Стало быть, они выполняют дыхательную функцию. Однако их основной функцией является удержание пищи и продвижение ее ко рту. Наконец, эндоподит третьей пары служит своего рода туалетным приспособлением, при помощи которого антеннулы и глаза очищаются от прилипающих к ним посторонних частиц.

Однако у многих других ракообразных первые три пары грудных конечностей выполняют преимущественно локомоторную функцию.

Своеобразным изменением грудных конечностей является приспособление их к хватанию, например клешни десятиногих раков. Клешня образована двумя члениками конечности: предпоследним члеником, имеющим длинный вырост, и сочлененным с ним последним члеником, образующим другую сторону клешни. Пятые — восьмые пары грудных конечностей речного рака (и других десятиногих) являются типичными ходильными ножками. Они одноветвисты, причем сохраняется их базальная часть (протоподит) и эндоподит. Экзоподит полностью редуцирован. Двуветвистость грудных конечностей наблюдается значительно чаще у низших ракообразных.

Брюшные конечности, как было уже сказано, у многих групп ракообразных отсутствуют. У высших ракообразных они обычно развиты слабее грудных, но чаще них сохраняют двуветвистость, у многих раков снабжены жабрами, выполняя одновременно дыхательную функцию. У речного рака брюшные ножки — плеоподы — у самцов изменены. Их первая и вторая пары представляют собой совокупительный аппарат. У самок первая пара рудиментарна. Вторая — пятая пары брюшных ножек у самок и третья — пятая пары у самцов плавательного типа. Они двуветвисты и состоят из немногих члеников, обильно покрытых волосками. К этим ножкам у самок речного рака прикрепляются отложенные икринки, которые они вынашивают, а затем на ножках самки некоторое время держатся вылупившиеся рачки.

Своеобразно изменена у речного рака и у некоторых других раков последняя, шестая пара брюшных ножек — уроподы. Обе ветви каждой ножки превращены в плоские плавательные лопасти, которые вместе с плоским последним члеником брюшка — тельсоном — образуют веерообразный плавательный аппарат.

У крабов часто наблюдается интересное защитное приспособление — самопроизвольное отбрасывание конечностей, происходящее иногда даже при очень небольшом раздражении. Эта аутотомия (самокалечепие) связана с сильной способностью к регенерации. Вместо утраченной конечности развивается новая.

Скелет и мускулатура

Хитинизированный покров пропитан углекислым кальцием. Это придает большую твердость скелету.

Подвижность тела и конечностей при наличии твердого покрова обеспечивается тем, что хитин покрывает тело и конечности слоем неодинаковой толщины и твердости. Каждый членик брюшка речного рака покрыт твердыми пластинками хитина со спинной и брюшной стороны. Спинной щиток называют тергитом, брюшной — стернитом. На границах между члениками топкий и мягкий хитин образует складки, распрямляющиеся при сгибании тела в противоположную сторону. Аналогичное приспособление наблюдается и на суставах конечностей.

Внутренний скелет рака служит местом прикрепления различных мышц. Во многих местах, в особенности с брюшной стороны грудного отдела, скелет образует сложную систему перекладин, врастающих внутрь тела и образующих так называемый эндофрагмальный скелет, который также служит местом прикрепления мышц.

Всякого рода щетинки, волоски, покрывающие тело рака и в особенности его конечности, представляют собой выросты хитинового покрова.

Пищеварительная система представлена кишечником, состоящим из трех основных отделов: передней, средней и задней кишки. Передняя и задняя кишки эктодермического происхождения и изнутри выстланы хитиновой кутикулой. Характерно для ракообразных наличие парной пищеварительной железы, обычно называемой печенью. Наибольшей сложности пищеварительная система достигает у десятиногих раков.

Средняя кишка речного рака очень короткая. Она составляет примерно 1/20 всей длины кишечника. В средней кишке происходит переваривание и всасывание пищи. Большая часть жидкой пищи из желудка поступает непосредственно в пищеварительную железу (печень), которая открывается двумя отверстиями на границе средней кишки и пилорической части желудка. Пищеварительные ферменты, переваривающие белки, жиры и углеводы, не только выводятся в среднюю кишку и желудок, но используются и в самих трубочках печени. Жидкая пища проникает в эти трубочки, и здесь происходит ее окончательное переваривание и всасывание.

У многих ракообразных пищеварительная железа развита значительно слабее (например, у дафний), а у некоторых отсутствует совсем (у циклопа). У таких ракообразных средняя кишка относительно длиннее.

Задняя кишка представляет собой прямую трубку, выстланную изнутри хитином и открывающуюся анальным отверстием на брюшной стороне тельсона.

У большинства ракообразных имеются специальные органы дыхания — жабры. По происхождению жабры развиваются из эпиподитов конечностей и, как правило, расположены на протоподитах грудных, реже брюшных ног. В более простом случае жабры представляют собой пластинки, сидящие на протоподите (бокоплавы и пр.); в более совершенном виде жабры представляют собой стержень, усаженный тонкими жаберными нитями. Лакуны полости тела — миксоцеля — заходят внутрь жабр. Здесь они образуют два канала, разделенных тонкой перегородкой: один — приносящий, другой — выносящий.

У десятиногих раков, в том числе и у речного рака, жабры помещаются в особых жаберных полостях, образованных боковыми складками головогрудного щита. У речного рака жабры расположены в три ряда: нижний ряд расположен на протоподитах всех грудных конечностей, средний ряд — на местах прикрепления конечностей к головогруди и верхний ряд — на боковой стенке тела. У речного рака жабрами снабжены 3 пары ногочелюстей и 5 пар ходильных ног. Вода постоянно циркулирует в жаберных полостях, попадая туда через отверстия у основания конечностей, в местах неплотного прилегания к ним складок головогрудного щита, а выходит у его переднего края. Движение воды обусловлено быстрыми колебательными движениями вторых максилл и отчасти первой пары ногочелюстей.

У ракообразных, перешедших к наземному существованию, имеются особые приспособления, обеспечивающие дыхание атмосферным воздухом. У сухопутных крабов это измененные жаберные полости, у мокриц — конечности, пронизанные системой воздухоносных трубочек.

У многих мелких форм (веслоногие и др.) жабр нет и дыхание осуществляется через покровы тела.

В связи с наличием смешанной полости тела — миксоцеля — кровеносная система незамкнутая и кровь циркулирует не только по кровеносным сосудам, но и в синусах, представляющих собой участки полости тела. Степень развития кровеносной системы неодинакова и находится в зависимости от развития органов дыхания. Она наиболее развита у высших ракообразных, особенно у десятиногих раков, у которых, кроме сердца, имеется довольно сложная система артериальных сосудов. У других ракообразных система сосудов развита значительно слабее. У дафний артериальных сосудов вовсе нет и кровеносная система представлена только сердцем в виде пузырька. Наконец, у веслоногих и ракушковых отсутствует и сердце.

Сердце ракообразных, трубчатое или мешковидное, помещается на спинной стороне тела в околосердечной полости — перикардии (перикардий ракообразных не связан с целомом, а представляет собой участок миксоцеля). В перикардий кровь поступает из жабр, достаточно обогащенная кислородом. Сердце сообщается с перикардием парными щелевидными, снабженными клапанами отверстиями — остиями. У речного рака 3 пары остий, у раков с трубчатым сердцем их может быть много пар. При расширении (диастоле) сердца кровь поступает в него через остии из перикардия. При сокращении (систоле) сердца клапаны остий закрываются и кровь гонится из сердца по артериальным сосудам в различные части тела. Таким образом, перикардиальный участок миксоцеля выполняет функцию предсердия.

У речного рака система артериальных сосудов довольно сильно развита. От сердца вперед отходят три сосуда к голове и к антеннам. Назад от сердца идут один сосуд, несущий кровь к брюшку, и две артерии, впадающие в нижние брюшные сосуды. Эти сосуды разветвляются на более мелкие, и в конце концов кровь попадает в синусы миксоцеля. Отдав тканям кислород и получив углекислый газ, кровь собирается в брюшной венозный синус, откуда по приносящим сосудам направляется в жабры, а из жабр по выносящим сосудам — в перикардиальный участок миксоцеля.

Выделительные органы ракообразных являются измененными метанефридиями. У речного рака и других высших ракообразных выделительные органы представлены одной парой желез, расположенных в головной части тела и открывающихся наружу отверстиями у основания антенн. Их называют антеннальными железами. Железа представляет собой сложно извитой капал с железистыми стенками, состоящий из трех отделов: белого, прозрачного и зеленого. На одном конце канал замыкается небольшим целомическим мешочком, представляющим собой остаток целома. На другом конце канал расширяется в мочевой пузырь и затем открывается отверстием наружу. Выделительные железы речного рака называют также зелеными железами благодаря их зеленоватой окраске. Вещества, выделяющиеся из крови, диффундируют в стенки канала, накапливаются в мочевом пузыре и выделяются наружу.

У остальных ракообразных имеется также одна пара выделительных желез сходного строения, по открываются они наружу не у основания антенн, а у основания второй пары максилл. Поэтому они называются максиллярными железами. У личинок ракообразных, развивающихся с метаморфозом, расположение выделительных органов обратное, а именно: у личинок высших ракообразных имеются максиллярные железы, а у личинок остальных — антеннальные. По-видимому, это объясняется тем, что первично у предков ракообразных имелось две пары выделительных органов — и антеннальные и максиллярные. В дальнейшем эволюция раков шла различными путями и привела к тому, что у высших ракообразных сохранились только антеннальные, а у остальных только максиллярные железы. Доказательством правильности этой точки зрения является наличие у некоторых ракообразных, а именно у морских раков небалий из примитивных высших ракообразных, а также у ракушковых из низших раков, двух пар выделительных желез.

Центральная нервная система большинства ракообразных представлена брюшной нервной цепочкой и весьма близка к нервной системе аннелид. Она состоит из надглоточного ганглия (парного по происхождению), образующего головной мозг, связанного с подглоточным ганглием окологлоточными коннективами. От подглоточного ганглия идет двойной брюшной нервный ствол, образующий пару сближенных ганглиев в каждом сегменте.

У высших ракообразных нервная система достигает относительно высокого уровня развития (строение головного мозга), тогда как у остальных групп ракообразных она имеет более примитивный характер. Примером наиболее примитивного строения может служить нервная система жаброногих раков, у которых имеется головной ганглий, окологлоточные коннективы и отходящие от них два сравнительно далеко расставленных нервных ствола. На стволах в каждом сегменте расположены небольшие ганглиозные утолщения, соединяющиеся двойными поперечными комиссурами. Другими словами, нервная система этих раков построена по лестничному типу.

У большинства ракообразных происходит сближение продольных нервных стволов, парные ганглии которых сливаются вместе. Кроме того, в результате слияния сегментов и образования отделов тела сливаются их ганглии.

Этот процесс связан прежде всего с формированием головы (цефализацией). Так, головной мозг речного рака (и других десятиногих) образован собственно головным ганглием с двумя отделами — антеннулярным и присоединившимся к нему антеннальным (первая пара ганглиев брюшной нервной цепочки, иннервирующая антенны). Подглоточный ганглий образовался путем слияния следующих 6 пар ганглиев брюшной нервной цепочки: ганглиев, иннервирующих мандибулы, две пары максилл и три пары ногочелюстей. Далее следует 11 пар ганглиев брюшной цепочки — 5 грудных и 6 брюшных.

С другой стороны, слияние ганглиев может иметь место и в связи с укорочением тела или малыми размерами у той или иной группы ракообразных. Особенно интересно в этом отношении наблюдающееся у крабов слияние всех ганглиев брюшной цепочки в один большой узел.

У ракообразных имеются органы осязания, органы химического чувства (обоняния), органы равновесия и органы зрения. подробнее >>

За редкими исключениями (усоногие раки), все ракообразные раздельнополы, причем у многих довольно резко выражен половой диморфизм. Так, самка речного рака отличается заметно более широким брюшком и, как мы знаем, строением первой и второй пар брюшных ножек. У многих низших ракообразных самцы значительно меньше самок.

Размножаются ракообразные исключительно половым способом. У ряда групп низших ракообразных (щитни, ветвистоусые, ракушковые) имеет место партеногенез и чередование партеногенетических и обоеполых поколений.

Развитие

Развитие оплодотворенных яиц происходит различно и находится в зависимости от степени богатства их желтком. Для развития бедных желтком яиц (веслоногие и др.) характерно полное дробление. У некоторых групп при этом наблюдаются отдельные элементы спирального дробления (сходство с дроблением аннелид).

Читайте также: