Роль медсестры в лечении рака

Злокачественные образования в мире сохраняют тенденцию к росту, занимая второе место среди причин смертности населения. Наиболее распространенными в нашей стране являются следующие новообразования: рак легкого, рак молочной железы, рак толстой кишки, меланома кожи и другие.

В настоящее время меняется социальный подход к лечению онкологических пациентов. Во главу угла ставиться не только излечение болезни, но прежде всего адаптация и реабилитация пациетов в целом, улучшение качества его жизни. Ни для кого не секрет, что угрожающая смертью болезнь наносит психическую травму пациенту и существенно затрагивает его социальный статус.

Современное лечение онкологических больных является сложным процессом, в котором принимают участие врачи различных специальностей: хирурги, лучевые специалисты, химиотерапевты, психологи.

На сегодняшний момент уже назрела потребность в смещении роли медицинской сестры от технического исполнителя назначений врача в сторону высококвалифицированного помощника врача по уходу и обеспечению высокого уровня оказания медицинской помощи.

Мало кто задумывался о том , что продлить жизнь человеку способны не только радикальные хирургические вмешательства и применение лекарственных препаратов, но и профессиональный уход, создание комфортной психологической обстановки, ежедневная кропотливая работа с пациентом.

Основными направлениями работы медицинской сестры в онкологии являются:

  • Выполенеие назначений врача (непосредственное проведение химиотерапии, гормонотерапии, биотерапии; участие в диагностике и лечении возникающих в процессе лечения осложнений; проведение симптоматического и поддерживающего лечения) и обеспечение ухода за пациентами.
  • психологическая и психосоциальная помощь больным;
  • образовательная работа с больными и членами их семьи;

Практически невозможно провести резкой границы между эити направлениями в ходе работы медицинской сестры.

Учитывая специфику онкологических пациентов в работе медицинской сестры очень важны специальные профессиональные знания и навыки, например, при проведении химио- и лучевой терапии, при паллиативном лечении, в вопросах реабилитации, оказания психотерапевтической поддержки пациентам и членам их семей, и, в соответсвии с этим, обеспечение квалифицированного ухода с соблюдением технологии проведения манипуляций, согласно требованиям санитарно-эпидимиологического режима.

Деятельность медсестры строится согласно этапам сестринского процесса., что играет важную роль в повышении качества жизни онкологических пациентов

I этап. Первичная оценка состояния пациента. При первом контакте с онкологическим больным медсестра знакомится с ним и его родственниками, представляется сама. Проводит опрос и осмотр пациента, определяя степень его физической активности, возможности самостоятельных физиологических отправлений, оценивает функциональные возможности зрения, слуха, речи, определяет преобладающее на момент поступления настроение пациента и его родственников,. Медицинская сестра также оценивает состояние пациента по характеру дыхания, окраске кожных покровов, измеряя АД, подсчитывая частоту пульса, данным лабораторных и инструментальных методов исследования.

II этап. Диагностирование или определение проблем пациента.

При работе с онкологическими пациентами могут быть поставлены следующие сестринские диагнозы:

· боли различной локализации, связанные с опухолевым процессом;

· пониженное питание, связанное со снижением аппетита;

· страх, тревога, беспокойство, связанное с подозрением о неблагоприятном исходе заболевания;

· нарушение сна, связанное с болью;

· нежелание общаться, принимать лекарственные препараты, отказ от процедуры, связанные с изменением эмоционального состояния;

· неумение близких ухаживать за пациентом, связанное с недостатком знаний;

· слабость, сонливость из-за интоксикации;

· бледность кожных покровов из-за снижения гемоглобина;

· снижение физической активности из-за боли и интоксикации.

III этап определение целей ухода и планирование сестринской деятельности;

Остановимся более подробно на 4-ом этапе - реализации планируемых действий. Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения и реабилитации пациентов. Медицинской сестре в ходе своей работы приходится осуществлять просветительскую деятельность. Сестринский процесс должен включать в себя обсуждение с пациентом и его близкими всех возможных проблем, с которыми он может столкнуться вследствие своего заболевания, а также оказание помощи в их решении, естественно в пределах сестринской компетенции.

Медицинская сестра рассказывает больному о подготовке к диагностическим процедурам, о процессе лечения и целесообразности тех процедур и манипуляций, которым он подвергается, о соблюдении рациональной диеты.

Пациенту важно объяснить также:

1) цель приёма назначенного лекарственного средства;
2) потенциальные побочные эффекты и действия больного в случае их возникновения;
3) время и способ приёма лекарственного препарата;
4) правила хранения лекарственного препарата;
5) продолжительность лечения;
6) последствия в случае несоблюдения режима лечения.

V этап. Оценка сестринских вмешательств. Время и дата проведения оценки эффективности сестринских вмешательств должны быть указаны для каждой выявленной проблемы. Результаты сестринских действий измеряются изменением в сестринских диагнозах. При определении эффективности сестринских вмешательств учитывается и мнение пациента и его родственников, отмечается их вклад при достижении поставленных целей. План по уходу за тяжелобольным пациентом приходится постоянно корректировать, учитывая изменение его состояния.

На всех этапах сестринского процесса обобенно важным моментом при работе с пациентами является общение . Общение с пациентом должно начинаться с установления доверительных отношений, и только после этого можно проводить внушающее и убеждающее воздействие. Онкологические больные, как правило, немногословны, так как озабочены своим будущим, переработкой полученной информации и переоценкой жизненных ценностей. Для онкологических больных очень важным оказывается телесный контакт (доброе рукопожатие, одобрительное похлопывание по плечу, просто прикосновение к руке) С ледует говорить с пациентом на понятном ему языке, по возможности избегая медици нских терминов. Идивидуальность подхода к каждому больному с учетом его представлений о болезни, опасений, установок – одно из важных правил. И оно требует не готовых рецептов как вести себя, но выслушивания и понимания больного, т.е это так называемая терапия присутствием.

Весьма важным навыком медицинской сестры является умение установить контакт с родственниками, поддержать их, включить их в обсуждение плана лечения, психологической реабилитации и ухода, что значительно может улучшить качесчтво жизни пациентов.

В результате тяжелого заболевания у пациента нарушаются главные социальные связи (семейные, рабочие, досуг). Для улучшения качества жизни онкологического больного очень важно попытаться хотя бы частично восстановить социальные связи. Для любого человека проще думать и говорить о каждодневных заботах и делах, чем постоянно бояться какой-то глобальной угрозы, и именно на каждодневные шаги по улучшению здоровья надо переключать внимание больного (соблюдение режима сна и бодрствования, диета, прогулки, регулярное выполнение предписаний врача, составление списка вопросов, которые нужно задать врачу, выполнение домашних дел, , общение с детьми и внуками, помощь им в учебе, хобби, садоводство, и пр. Для больного важно максимально расширить его круг общения, что так же может существенно повысить качество жизни.

· Формироание адекватного предствавления о развитии онкологического процесса, возможностях современной медицины в лечении.

· Оказание психологической поддержки;

· Обучение навыкам, направленным на преодолевание болезни

· Повышение качества жизни онкологических больных.

Занятия проводятся несколькоми специалистами и врачами и онколгами и медицинскими. Роль среднего мед персонала заключается в том, чтобы ненавязчиво и незаметно направлять ее в позитивное русло, акцентируя внимание на правильных установках, корректируя неадекватные предстваления. В ходе занятий происходит переоценка больным сложившейся ситуации, своего состояния и компенсаторного потенциала организма.

Рост онкологической заболеваемости и постоянный научно-технический и лекарственный прогресс в медицине предъявлет к медицинским сестрам новые требования. Нужны медицинские сестры критически мыслящие, анализирующие проблемы пациента и принимающие профессиональные решения, специалисты, которые могут научить пациента жить сосвоей болезнью. Нужны медицинские сестры умеющие работать в команде с другими профессионалами и являющиеся в первую очередь помощниками и советниками пациентаи его семмьи. От профессиональной деятельности медицинской сестры, их умения вселить оптимизм и уверенность в успехе лечения значительно зависит настроение и самочувстви больного и соответственно, качество его жизни.

Работа медицинской сестры, если она проводится на высоком профессиональном уровне, повышает уверенность больного в благоприятном исходе болезни, учит пациента жить со своей болезнью более полноценно.

· свободный выбор врача;

· консультации других специалистов, проведение консилиума;

· облегчение боли, причем той, причиной которой является медицинское вмешательство;

· информированное добровольное согласие;

· получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья;

· возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинских услуг, если доказана вина медицинского работника;

· допуск к нему адвоката и священнослужителя;

В 1997 году Российской ассоциацией медицинских сестёр принят Этический Кодекс медицинских сестёр России. Он содержит принципы и нормы, которые конкретизируют нравственные ориентиры в профессиональной деятельности медицинской сестры.

Медсестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. В этом состоит одно из ее главных профессиональных качеств. Характер мировоззрения формируется социальным окружением личности, ее воспитанием и самовоспитанием. У каждого человека в процессе формирования его личностных качеств складывается индивидуальное представление о здоровье, болезни и факторах, приводящих к ней. Сестринский персонал должен включиться в решение проблем пациента, так как большая часть пациентов не адаптирована к изменению состояния своего здоровья, а отношение их к собственному состоянию здоровья можно охарактеризовать как чисто эмоциональное.

Современное лечение онкологических больных является сложной проблемой, в решении которой принимают участие врачи различных специальностей: хирурги, лучевые специалисты, химиотерапевты, психологи. Такой подход к лечению больных требует также и от среднего медицинского персрнала решения многих разнообразных задач.

Основными направлениями работы медицинской сестры в онкологии являются:

· непосредственное проведение химиотерапии, гормонотерапии, биотерапии;

· участие в диагностике и лечении возникающих в процессе лечения осложнений;

· проведение симптоматического и поддерживающего лечения;

· психологическая и психосоциальная помощь больным;

· образовательная работа с больными и членами их семьи;

· участие в проведении научных исследований.

Таким образом, медицинская сестра в онкологической клинике играет сразу 4 большие роли: специалист-практик, учитель, консультант, исследователь. Все вышесказанное относится также и к работе медицинской сестры, участвующей в амбулаторном лечении онкологических больных.

Сестринский процесс состоит из 5-ти основных этапов:

1. сестринское обследование, сбор информации;

2. выяснение проблем пациента и формулировка сестринского диагноза;

3. определение целей ухода и планирование сестринской деятельности;

4. реализация планируемых действий;

5. оценка эффективности проводимых мероприятий.

Центральное место в сестринском процессе занимает сестринская диагностика. Сестринский диагноз - состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.

Ответственность за назначение химиотерапии лежит полностью на враче, однако не менее важной является роль медицинской сестры, как при введении лекарства, так и при уходе за пациентом. Наиболее ответственные моменты работы медсестры при проведении химиотерапии включают: обучение больных и их родственников плану лечебных мероприятий и их выполнению, зарядка и контроль за работой инфузаторов, специальный уход за катетерами, предупреждение и выявление таких осложнений, как окклюзия катетера, экстравазации, инфекции.

Использование противоопухолевых веществ часто сопровождается побочными реакциями. Среди них преобладают реакции, обусловленные поражением быстрообновляющихся (с высоким темпом пролиферации) клеток кроветворных и иммунокомпетентных органов (в первую очередь костного мозга, слизистой оболочки пищеварительного тракта, волосяных фолликулов и т.д.).

Роль медсестры в оценке осложнений. Помощь в уменьшении стресса при проведении химиотерапии. Психологическая и психосоциальная помощь, образование больных. Наиболее важна роль сестры при:

Сложные терапевтические режимы, непростые требования к проводимому лечению вызывают возникновение специальных медицинских проблем и огромную необходимость в психологической поддержке и образовании онкологических больных.

Большая роль в решении этих проблем принадлежит сестре, участвующей в проведении химиотерапии. Тесное сотрудничество медсестры и врача оказывает значительное влияние на результаты лечения. Связь "медсестра - пациент" оказывает значительную эмоциональную поддержку, служит для образования больных, для точной оценки осложнений химиотерапии и помогает уменьшить смертность в результате суицидных попыток. Необходим высокий уровень эффективного общения для обмена информацией с больным с целью улучшения качества лечения. Важно также тесное сотрудничество "медсестра - медсестра", так как пациент находится под наблюдением различных медсестер на разных этапах лечения.

Медицинской сестре в ходе своей работы приходится осуществлять просветительскую деятельность. Сестринский процесс должен включать в себя обсуждение с пациентом и его близкими всех возможных проблем, с которыми он может столкнуться вследствие своего заболевания, а также оказание помощи в их решении, естественно в пределах сестринской компетенции. Медицинская сестра рассказывает больному о подготовке к диагностическим процедурам, о процессе лечения и целесообразности тех процедур и манипуляций, которым он подвергается, о соблюдении рациональной диеты.

Важным моментом при работе с пациентами является простота речи. Целесообразно использовать короткие фразы в действительном залоге, а также слова, состоящие не более чем из двух-трёх слогов. В объяснениях медицинских терминов должен использоваться тот язык, который больной понимает. Пациенту важно объяснить также:

1. цель приёма назначенного лекарственного средства;

2. потенциальные побочные эффекты и действия больного в случае их

3. время и способ приёма лекарственного препарата;

4. правила хранения лекарственного препарата;

5. продолжительность лечения;

6. последствия в случае несоблюдения режима лечения.

Болезнь оказывает влияние на человека в целом. Она может изменить привычный образ жизни, заставить пациента отказаться от любимого дела, нарушить эмоциональное равновесие. Подавленное настроение значительно ухудшает течение заболевания.

Работа медицинской сестры, если она проводится на высоком профессиональном уровне, повышает уверенность больного в благоприятном исходе болезни, учит пациента жить со своей болезнью более полноценно. Особенностью образования онкологических больных и потенциальных пациентов в онкологии является то обстоятельство, что, по данным социологических исследований, подавляющее большинство населения никогда не хотело бы слышать такие слова как "рак" и "онкология" ни по отношению к своим родным и близким, ни, тем более, по отношению к себе. Онкология и всё, что связано с понятием "рак", для большинства населения по-прежнему покрыто "страшными" тайнами.

Возможно, уже наступают времена, когда образование потенциальных пациентов онкологических учреждений по значимости будет сопоставимо с образованием онкологических больных, где роль медицинской сестры будет, несомненно, высока. Наступил период осторожного оптимизма с научным и индивидуальным подходом к лечению каждого больного. Одним из способов лечения злокачественных новообразований является лекарственная терапия. Надо отметить, что психологически пациенты больше настроены на проведение хирургического лечения и лучевой терапии, чем на химиотерапию. Определенный страх у них вызывают побочные явления этого метода лечения. В этой ситуации роль медицинской сестры неоспорима. Доверие больных к медицинским сёстрам высоко, так как медицинские сестры по долгу службы проводят с ними значительно больше времени, чем врачи. Особенно важными являются беседы пациентов и медицинских сестёр в вечернее время. Медицинская сестра обладает возможностью настроить больного на благоприятный результат лечения и на преходящий характер побочных эффектов.

К сожалению, в нашей стране пока нет единой программы образования пациентов. Попадая на приём к другому специалисту, или обращаясь к новой дежурной медсестре, пациент может услышать совершенно противоположные рекомендации. Сразу в мыслях больного человека возникает вопрос: "Кому верить?". Очень печально, что нередко пациент выслушивает и критику медиков в адрес своих коллег. Это недопустимое нарушение медицинской этики подрывает как личный авторитет медицинских работников, так и медицины в целом.

Синдром "сгорания" не возникает внезапно, скорее можно сказать, что это процесс, в котором сам человек активно участвует. Исследователи выделяют три стадии этого синдрома.

Первая стадия: хроническая усталость, эмоциональное истощение и опустошенность. Люди, находящиеся на первой стадии синдрома "сгорания", часто приходят в состояние растерянности, теряют ясность мысли и способность разрешать проблемы. Избегание, дневные грезы, иллюзии, ощущение, что на них нападают, что они находятся в ловушке работы, частые смены настроения являются симптомами этой стадии.

Вторая стадия: на этой стадии описанные симптомы становятся более выраженными и постоянными. Фрустрация, неудовлетворенность, цинизм, нечувствительность к другому человеку и отрицание симптомов отмечаются на этой стадии. Становится трудно сосредоточиться. Энергетический уровень часто меняется и существенно снижается. Люди на этой стадии очень не уверены в себе и чрезмерно чувствительны к критике.

Третья стадия: на этой стадии люди чувствуют себя совсем разбитыми. Ощущение себя неудачником, отсутствие энергии, общая дисфункциональность, невозможность сосредоточиться, снижение иммунитета к болезням, депрессия - вот некоторые характеристики этой стадии.

1. В первую очередь, необходимо отметить повышенное чувство ответственности, свойственное людям, оказывающим помощь другому человеку, их готовность помогать за счет собственных личностных ресурсов. Стремление помочь является для многих из них мотивом деятельности и отвечает потребности быть нужным и полезным. Удовлетворение этой потребности поддерживает их и дает чувство уверенности. Вместе с тем, отсутствие проясненной профессиональной позиции приводит к смешению личного и профессионального пространств медицинской сестры и служит источником стресса.

3. Разговоры с больными о лечении, его результатах и прогнозе инициируют собственные переживания, связанные со смертью. По мнению одной из медсестер, мысли о смерти и страданиях у нее возникают гораздо чаще, чем у ее ровесников.

4. Психологической трудностью того же ряда является отсутствие гарантий излечения.

7. Нарушение межличностных отношений на всех уровнях, напряженность и конфликты в профессиональной среде, отсутствие или недостаточная поддержка со стороны коллег, трудности в осознании и разрешении собственных личностных проблем и неумение справляться со стрессами приводят к преобладанию эмоциональных отношений над профессиональными и увеличивают возможность возникновения синдрома "сгорания".

Профессиональная позиция более продуктивно формируется на тренинговых группах, во время которых происходит обучение общению с онкологическими больными.

Важно также участие в тренинговых группах, работа которых направлена на выработку умения справляться с собственными стрессами и обучению адекватной заботе о себе.

Важнейшей задачей сестринского дела является достижение эффективной и качественной сестринской помощи населению. Для повышения профессионального авторитета сестринское дело должно иметь базу собственных научных исследований, составляющих основу практической деятельности медицинских сестер. Сестринские научные исследования в области онкологии в Европе широко проводятся с середины 80-х годов XX столетия. Развитие сестринской науки позволило поднять профессиональный статус медицинских сестер. В ряде европейских стран были созданы ассоциации медицинских онкологических сестер. Эти организации впервые стали проводить научные исследования в области онкологии. Первые исследования проводились с целью изучения профессионального образования и стандартизации сестринской практики. Полученные результаты стали основой для профессиональной подготовки онкологических медицинских сестер. Однако разный уровень сестринских исследований, сложность обмена информацией, невозможность использовать полученные результаты в других странах привело к созданию в 1984 году Европейской организации онкологических сестер (EONS). Сегодня EONS объединяет около 1000 медицинских сестер, работающих в онкологических учреждениях в 17 европейских странах. Первостепенной задачей сестринских ассоциаций является создание единой стратегии исследований в сестринском деле. Сестринские научные исследования в онкологии требуют более четкой организации, финансовой поддержки, высокого уровня профессиональной подготовки, широкого распространения и обсуждения полученных результатов.

При анализе исторических этапов развития сестринской онкологической науки удается проследить частые изменения приоритетных направлений. Сегодня приоритетами являются качество жизни, контроль боли, экономические затраты, влияющие на выживаемость, ранняя диагностика рака, этнические популяции рака, опухоли у молодых и пожилых пациентов, слабость и "усталость" от лечения, разработка стандартов для медицинских сестер, занимающихся генной терапией рака.

В отличие от развития сестринских исследований в онкологии в странах Европы, медицинские сестры России делают только первые шаги в этом направлении.

Прогресс в профессиональном совершенствовании онкологической медсестры идет параллельно с прогрессом в хирургическом, лучевом и медикаментозном лечении онкологических больных и в настоящее время онкологическая медсестра является важным участником многопрофильного коллектива, занимающегося лечением онкологических больных.

ХИРУРГИЧЕСКИЙ СЕПСИС.

Сепсис – генерализованный инфекционный процесс, возникающий в результате постоянного или периодического поступления в циркулирующий кровоток больного из гнойного очага микроорганизмов и их токсинов с развитием полиорганной недостаточности.

В последнее время в соответствии с решениями Чикагской Международной конференции стали выделять следующие формы септических состояний:

Бактериемия– присутствие жизнеспособных микроорганизмов в кровотоке. Наличие бактерий в системном кровотоке является возможным, но не обязательным проявлением сепсиса. Обнаружение микроорганизмов в крови больных в отсутствии признаков генерализации инфекции должно расцениваться как транзиторная бактериемия. Ее возникновение возможно, в частности, при тонзиллите, после диагностических манипуляций, таких как бронхо- или гастроскопия.

Синдром системного воспалительного ответа (ССВО) – неспецифическая генерализованная реакция организма на инфекционный процесс, включающая два и более клинических признака:

1. температура выше 38º С или ниже 36º С

2. тахикардия выше 90 уд/мин

3. частота дыхательных движений выше 20 в минуту или РаСО2 более 4.3 kPa

4. количество лейкоцитов периферической крови выше 12 × 10 9 /л или менее 4×10 9 / л.

Сепсис –синдром системного воспалительного ответа при наличии инфекционного очага, подтвержденного микробиологическим исследованием

Тяжелый сепсис – сепсис при наличии нарушений микроциркуляции, полиорганной недостаточности и управляемой артериальной гипотонии.

Септический шок – тяжелый сепсис на фоне прогрессирующей артериальной гипотонии, несмотря на адекватную интенсивную инфузионную, вазопрессорную терапию.

Таким образом, сепсис, в понимании большинства Российских школ, изучающих эту проблему, соответствует по чикагской классификации тяжелому сепсису и септическому шоку. В клинической практике ССВО и микробный очаг встречаются гораздо чаще, чем диагностируются, поскольку большинство банальных ифекционных хирургических заболеваний (острый холецистит, острый аппендицит, перитонит, флегмоны и даже панариций) должны квалифицироваться как сепсис, что не соответствует существующей практике. Однако диагностика сепсиса нацеливает клинициста на проведение адекватных лечебных мероприятий, что способствует предупреждению прогрессирования заболевания с переходом его в тяжелые формы.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

В процессе лечения, когда пациент информирован о своём диагнозе, его онкологическим образованием занимается медицинская сестра:

ü Она информирует его о лечебных процедурах, о подготовке к ним;

ü Осуществляет уход за послеоперационной раной, дренажами;

ü Даёт советы по диете и физической нагрузке;

ü Если применяется лучевая терапия, то м/с обучает пациента профил­актике лучевых осложнений, уходу за кожей в зоне облучения;

ü При применении химиотерапии м/с помогает больному бороться с побочными эффектами химиопрепаратов, учит обрабатывать ротовую полость, чтобы не было язвенного стоматита;

ü М/с разъясняет больному важность приёма лекарств точно по времени, необходимость регулярной сдачи крови;

ü М/с ведет наблюдение за состоянием больного, наблюдает за болью, т.к. в зависимости от интенсивности боли вводятся ненаркотические или наркотические анальгетики, следит за появлением тошноты или рвоты, которые бывают как реакция на цитостатики.

ü М/с также, выполняя назначения врача, готовит больного к обследованию и проводит лечебные мероприятия;

ü М/с проводит химиотерапию, что требует от неё определенных навыков т.к. применяемые препараты имеют очень небольшую разницу между терапевтической и токсической дозой.

ü Дозу нужно выдерживать точно, т.к. недостаточная доза не дает нужного лечебного результата, а передозировка вызовет почечную и сердечно-легочную недостаточность, кровотечение и угнетение функции костного мозга. Возможна и аллергическая реакция в виде анафилактического шока.

Деонтология в онкологии.

Начиная с периода обследования, онкологические больные находятся в подавленном состоянии. У них наблюдается эмоциональный стресс, проявляющийся выраженными признаками тревоги и депрессии. В таком состоянии возможны неадекватные реакции, выражающиеся в отказе от лечения и даже в попытках покончить жизнь самоубийством. Задача м/с заключается в том, чтобы успокоить больного и психологически подготовить к предстоящему лечению, внушив ему

Клиническая картина злокачественных опухолей.

Клиническая картина злокачественного процесса зависит от поражен­ного органа, но при этом наблюдаются и общие черты заболевания.

· Характерно незаметное начало заболевания и отсутствие специфичес­ких симптомов.

· Обычно больные не жалуются на конкретный орган, а отмечают слабость, недомогание, снижение аппетита, похудание, повышение температуры тела до субфебрильных цифр.

· Изменение в ОАК - признаки анемии, увеличения СОЭ.

· Внешний облик больного: кожные покровы сухие, бледные, с землистым оттенком, страдальческое выражение лица, дефицит массы тела.

· Изменяется психическое состояние больного, человек теряет интерес к жизни, его перестают интересовать те предметы и явления, которые ранее были смыслом его жизни. Поэтому и врачу и м/с необходимо помнить об онконастороженности и активно выявлять у больного симптомы предраковых заболеваний.

· К предраку относятся: все хронич­еские воспалительные процессы в организме и все доброкачественные опухоли.

Методы лечения онкологических больных

1) Хирургический - наиболее эффективный, необходимо иметь

представление о радикальных и паллиативных операциях. Радикальная операция выполняется в основном в ранних стадиях заболевания, а также при местнораспространенной опухоли после лучевой или химиотерапии. Паллиативная операция направлена на сокращение массы опухоли, улучшение качества жизни больного.

Хирургическое лечение осуществляется по принципам абластики и

Абластика - это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение

распространения опухолевых клеток во время операции. Сюда входит:

  • не травмировать ткань опухоли, выполнять разрез только по здоро­вой ткани;
  • быстро накладывать лигатуры на сосуды в операционной ране, вначале на артерии, а затем на вены;
  • перевязывать полый орган выше и ниже опухоли, для
    предупреждения распространения опухолевых клеток;
  • отграничение раны стерильными салфетками и смена их по ходу
    операции;
  • смена перчаток, инструментов, стерильного белья по ходу операции.

Антибластика - это комплекс мероприятий, направленных на
уничтожение раковых клеток, которые могут остаться в ране после удаления опухоли. К ним относятся:

· применение лазерного скальпеля;

· облучение опухоли до операции и операционной раны сразу после
операции;

  • применение противоопухолевых лекарственных препаратов;
  • обработка раневой поверхности 70%-ым этиловым спиртом после
    удаления опухоли.

2)Лучевая терапия - это метод лечения, основанный на высокой чувствительности раковых клеток к радиоактивному излучению.

Лучевая энергия убивает раковую клетку, а здоровая ткань остается неповрежденной. Лучевое лечение может быть использовано как самостоятельный метод, или в комбинации с другими методами лечения.

При радикальной лучевой терапии опухоль полностью уничтожается и заболевание излечивается. При паллиативном лучевом лечении добиваются максимального снижения биологической активности опухоли, торможение её роста, уменьшения размеров, ослабления боли, воспалительных реакции, компрессии.

В зависимости от расположения источника излучения различают:

а) Дистанционное облучение (применяют преимущественно при глубоко расположенных очагах расположения);

б) Поверхностное облучение (при поражении кожи и слизистых оболочек);

в) Внутриполостное облучение (при поражении полых органов в полость матки, мочевого пузыря, прямой кишки);

г) Внутритканевое (внутриопухолевое – осуществляется путем введения в ткань опухоли радионосных игл, нейлоновых трубок с радиоактивным зарядом, или гранул кобальта, талия, иридия).

В зависимости от используемого вида излучения различают:

ü Гамма – терапию

ü Электронную терапию

ü Бета – терапию

ü Нейтронную терапию

ü Протонную терапию

ü ПИ – мезонную терапию.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1979 ;

Читайте также: