Постановление о своевременном начале лечения онкологии


Согласно новому документу, при подозрении на онкологическое заболевание у пациента или при его выявлении консультация в первичном онкологическом отделении или кабинете должна быть проведена не позднее, чем через 5 рабочих дней с момента выдачи направления на консультацию.

Сразу после обращения в онкологическое отделение пациенту должна быть назначена и произведена биопсия, а ее материалы должны быть немедленно отправлены на исследование. Срок выполнения патолого-анатомических исследований, необходимых для гистологической верификации злокачественного новообразования, не должен превышать 15 рабочих дней с даты поступления материала.

Кроме этого, в день обращения пациенту должны быть выданы направления на все необходимые диагностические исследования, необходимые для установления точного диагноза, распространенности заболевания, его локализации и стадии метастазирования.

Срок начала оказания специализированной (кроме высокотехнологичной) медицинской помощи в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкозаболеваниями, не должен превышать 10 календарных дней с даты гистологической верификации злокачественного новообразования или 15 календарных дней с даты установления предварительного диагноза злокачественного новообразования (в случае отсутствия медицинских показаний для проведения патолого-анатомических исследований в амбулаторных условиях).

Новый приказ вступает в силу с 5 августа 2017 года.

Напомним, что ранее министр здравоохранения РФ Ольга Голодец поручила Минздраву принять меры для ускорения диагностики и лечения онкозаболеваний, а также принять меры для разгрузки онкологических стационаров, препоручив проведение химиотерапии и радиотерапии поликлиникам. О принятых мерах Министерство должно отчитаться не позднее 1 ноября 2017 года. До 15 декабря ведомству рекомендовано проанализировать порядок оказания медпомощи на местах, при необходимости внести изменения в так называемую маршрутизацию пациентов, а также представить предложения по автоматизации этого процесса. Основная цель поручений — сокращение сроков постановки диагноза и начала лечения.

В Минздраве напомнили, что стационарные методы лечения в настоящее время активно работают и показывают результаты. По данным ведомства, в 2016 году в стационарах находились около 1,6 миллионов раковых больных, в онкодиспансерах лечились почти 855 тысяч. На всей территории РФ сегодня открыты 98 онкодиспансеров, из них 93 имеют стационары.

Петр Родионов считает, что при правильной организации процесса в большинстве случаев онкологический диагноз может быть установлен в течение 10–15 рабочих дней.

Впрочем, некоторые эксперты считают предложенные сроки нереалистичными для всех регионов нашей страны. По мнению директора НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, главного внештатного онколога Северо-Западного Федерального округа, профессора Алексея Беляева, сжатые сроки постановки диагноза и начала лечения онкобольных возможны только в Москве и Петербурге.

По мнению Алексея Беляева, выполнимый срок для страны на весь процесс (от первичного подозрения до госпитализации) — не меньше 45 дней. Но он должен быть только рекомендательным, учитывающим условия в регионах. Если же сроки сделать жесткими, то это приведет к регулярному их срыву, заполнению стационаров недообследованными пациентами или лечению не по установленным стандартам.


Онкология: профилактика

Полис обязательного медицинского страхования гарантирует его обладателю получение медпомощи для профилактики онкологических заболеваний. Начиная от консультации врача общей практики и до получения высокотехнологичной помощи.

Один раз в два года в рамках диспансеризации проводятся:

— Исследования кала на скрытую кровь.

— Маммография обеих молочных желез.

— Определение простат-специфичного антигена в крови.

Один раз в три года в рамках профилактических осмотров:

— Измерение массы тела, окружности талии и роста.

— Расчет индекса массы тела.

— Уровень глюкозы в крови.

— Уровень холестерина в крови.

— Измерение артериального давления.

— Маммография (женщинам старше 39 лет).

— Осмотр фельдшером или акушеркой, взятие мазка на цитологию (женщинам старше 30).

— Исследование кала на скрытую кровь.

Обратите внимание на то, что если у вас появился какой-то новый симптом, которого раньше не было, то это повод обратиться к терапевту или врачу общей практики. К примеру, образование на коже, подкожный узел, упорный кашель, выделения и прочее.

Для увеличения возможности полного излечения злокачественное образование нужно выявлять на ранних стадиях.

Онкология: Сроки оказания медпомощи

Важно понимать, что если у пациента возникают вопросы или не соблюдаются сроки и регламенты, то он может обратиться в администрацию больницы или поликлиники, а также к страховому представителю своей страховой компании. Последнее можно сделать по номеру, который указан в полисе ОМС.

Порядочные страховые компании, как правило, на стороне пациента. Они при необходимости могут сами связаться с медучреждением для выяснения всех обстоятельств или же подключить к решению своих специалистов.

Срок оказания медицинской помощи в онкологии:

5 рабочих дней

В течение этого срока с момента установки диагноза или подозрения на онкозаболевание по направлению терапевта или врача общей практики должна быть проведена консультация в первичном онкокабинете или онкоотделении.

1 рабочий день

За это время с момента установления предварительного диагноза злокачественного новообразования онколог должен организовать взятие биопсийного (операционного) материала.

15 рабочих дней

В этот период с даты поступления биопсийного материала гистолог должен провести гистологическую верификацию злокачественного образования. После дать экспертное заключение.

15 календарных дней или 10 календарных дней

В первом случае в течение этого времени с даты установления предварительного диагноза больного госпитализируют в профильное медицинское учреждение.

Во втором случае, когда подтверждается диагноз злокачественного новообразования больного должны госпитализировать в медицинскую организации.

С момента плановой госпитализации за это время составляется план лечения. В неотложных случаях это происходит немедленно.

Какие документы нужны пациенту:

— Для детей до 14 лет — свидетельство о рождении ребенка и паспорт одного из родителей.

Онкология: Рекомендации для больных

Контроль на этапе постановки диагноза

На раннем этапе онкозаболевание может заподозрить терапевт или врач общей практики. Именно он должен направить пациента к онкологу, чтобы тот уточнил диагноз.

Проблема заключается в том, что многие заболевания имеют схожие симптомы. К примеру, рак желудка и язва очень похожи. По этой причине доктор должен организовать дополнительную диагностику. В наших реалиях это происходит далеко не всегда. К сожалению, многие доктора не придерживаются стандартных процедур, предписанных Минздравом. Из-за этого диагноз могут поставить с сильным опозданием.

Контроль схемы лечения

Задача врача — организовать такую схему лечения, в который были бы учтены все индивидуальные особенности пациента. В том числе непереносимость и невозможность применения каких-либо препаратов.

В том случае, когда заболевание протекает атипично, пациент направляется для консультации в федеральные НИИ. Тогда здесь определят схему лечения.

Контроль сроков лечения

У любого лечения прописаны четкие сроки его реализации. Строгим образом должны соблюдаться дни химиотерапии.

Если пациент видит, что сроки нарушаются, ему необходимо обратиться с жалобой на имя главного врача или же обратиться к страховому представителю — его номер написан на полисе ОМС. Помощь страхового представителя бесплатна. Как правило, в крупных компаниях по телефону можно обратиться круглосуточно.

Контроль за взиманием денег

По системе ОМС все лекарства, лечение и терапия предоставляются пациенту бесплатно. В том случае, когда начинают требовать денег, нужно позвонить страховому представлю на номер страховой компании, который указан в полисе ОМС.

Контроль дозы химиотерапевтического препарата

Расчет происходит по площади поверхности или исходя из массы тела. Для этого пациенты должны взвесить и измерить рост. Не стоит стесняться напоминать врачу об этом.

В том случае, когда у пациента очень высокий рост или масса тела, то может потребоваться увеличенный объем дозы препарата. То есть придется вскрывать еще одну ампулу. Некоторые врачи пытаются сэкономить, поэтому этого не делают.

Обращайтесь к завотделению, а если это не помогло, то к страховому представителю свой страховой компании — ее номер на полисе ОМС.

Контроль нахождения в стационаре

Курс химиотерапии в рамках ОМС оплачивается страховой компанией независимо от того, сколько времени пациент проводит в стационаре.

Случается, что в больнице хотят сэкономить. Поэтому больного просят написать отказ от стационара. В этом случае его самочувствие не учитывается.

Если это происходит, звоните страховому представителю вашей страховой компании — ее номер указан в полисе ОМС.

Контроль лечения сопутствующих заболеваний

Зачастую лечение онкологии осложняется тем, что у пациента имеются сопутствующие или хронические заболевания. Поэтому необходимо онкологу рассказывать обо всех проблемах со здоровьем.

Онколог обязан дать направления к профильным специалистам. Если этого не происходит, то это повод обратиться к администрации медучреждения или к страховому представителю — звоните в свою страховую компанию, ее номер на полисе ОМС.

Скачайте инфографику с рекомендациями о лечении здесь и здесь >>>

Сталкивались ли вы с нарушениям сроков различных этапов лечения?


Знать свои права и уметь их защищать – крайне важный навык, особенно в контексте тяжелой болезни. Юридическая служба “Ясного утра” подготовила материал, где освещены основные права онкологических пациентов. В первой части статьи – о праве онкобольных на своевременное лечение, на бесплатные лекарства и обезболивание, праве на больничный и на полную информацию о состоянии своего здоровья.

Как и любой другой пациент, онкологический больной имеет право на полную информацию о состоянии своего здоровья, возможных методах лечения, их побочных эффектах и прогнозе развития заболевания. Во-первых, это означает, что пациент всегда может просить разъяснений о своем заболевании у лечащего врача. Во-вторых, больной имеет право сам или с помощью своего законного представителя знакомиться с медицинскими документами, их копиями и выписками из них (1).

Согласно закону, условием любого медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие пациента. Перед началом лечения врач должен предоставить больному полную информацию о целях, методах оказания медицинской помощи, риске, возможных вариантах лечения, их последствиях и предполагаемых результатах. Пациент имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения на любом из этапов, если речь не идет об оказании экстренной помощи (2).

Большой объём медицинской помощи при онкологических заболеваниях финансируется из средств ОМС. Это прием врачей различных специальностей, многие виды лечения, диагностика. Объём программ ОМС различается в разных регионах. Точный объём бесплатной помощи можно узнать в страховой компании, выдавшей полис. Если в фонде подтвердили, что получить какую-то услугу можно бесплатно, нужно обращаться в администрацию лечебного учреждения для получения направления.

Начать оказание специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями должны не позднее, чем через 14 календарных дней после гистологической верификации или 14 календарных дней с даты установления предварительного диагноза, если гистология не нужна (1). Сроки проведения консультаций врачей-специалистов, диагностических инструментальных и лабораторных исследований также регламентированы законодательством. В случае нарушения сроков можно жаловаться в вашу страховую компанию или региональный орган здравоохранения. Лечение можно получать как в региональных, так и в федеральных медицинских центрах.

Онкологические пациенты имеют право на лекарственное обеспечение из регионального перечня льготных лекарственных препаратов. Списки лекарств утверждены в Территориальной программе госгарантий и могут отличаться в зависимости от региона проживания. Пациенты с установленной инвалидностью могут получать лекарства как из регионального, так и из федерального перечня препаратов одновременно (1). При этом, онкопациенты с инвалидностью могут бесплатно получать лекарства из федерального списка при условии сохранения “соцуслуг” в любом из регионов России вне зависимости от его места проживания и прописки. Для получения рецепта достаточно обратиться в поликлинику с пакетом документов (2).

Высокая стоимость или отсутствие необходимых медикаментов в аптеках не является основанием для отказа в выписке рецепта. Если выписанного лекарства нет в наличии, аптека обязана принять рецепт на отсроченное обслуживание и в течение 10 рабочих дней (15 – если рецепт выписывался по решению врачебной комиссии) с даты обращения обеспечить пациента выписанным препаратом (3).

Если врач отказывает в выписке лекарства, показанного пациенту, обратитесь к главному врачу больницы и в вашу страховую компанию (контакты страховой указаны на полисе ОМС). Возникли проблемы с отсутствием препарата в аптеке? Обратитесь с жалобой в региональный орган здравоохранения и территориальный орган Росздравнадзора.

Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) включает применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, ресурсоемких методов лечения с научно-доказанной эффективностью. При наличии медицинских показаний и заключения медицинской комиссии её также можно получить бесплатно – как в федеральных медицинских центрах, так и в региональных учреждениях здравоохранения (1). Однако следует учитывать, что срок ожидания госпитализации при оказании ВМП законодательством не установлен.

Право на облегчение боли имеет каждый пациент (1). Получить обезболивающие препараты можно как амбулаторно, так и в стационаре. Выписать рецепт на обезболивающие (в том числе, содержащие наркотические вещества) может онколог, врач-терапевт, врач общей практики или фельдшер в случае, если в вашем населенном пункте нет учреждений здравоохранения, кроме фельдшерского пункта (2).

Диагностирование онкологического заболевания, равно как и установление инвалидности, не является основанием для увольнения сотрудника (1). Трудовые права онкологических пациентов не отличаются от прав других граждан, при этом онкопациенту полагается листок нетрудоспособности. Оформить больничный можно как на стадии диагностики, если состояние здоровья пациента не позволяет ему работать, так и в момент постановки диагноза и начала лечения.

Если клинический и трудовой прогноз, по заключению врача, благоприятный, и онкологический пациент в ближайший год сможет вернуться к работе, больничный разрешено продлевать на срок до 10 месяцев. Неблагоприятный прогноз лечения означает, что процесс выздоровления будет непростым и может занять более года. В этом случае лечащий врач в срок, не превышающий 4 месяцев от даты начала нетрудоспособности, должен направить пациента на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности. Присвоение инвалидности не лишает пациента права пользоваться листком нетрудоспособности (2).

Листок нетрудоспособности можно оформить и в случае, если пациент – не вы, а ваш близкий родственник – ребенок или взрослый. Листок нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 7 лет, за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за детьми в возрасте до 18 лет при их болезни, связанной со злокачественными новообразованиями, выдается за весь период лечения. В случае болезни ребенка старше 15 лет или взрослого члена семьи больничный выдается на срок до 3 дней по каждому случаю заболевания при амбулаторном лечении. По решению врачебной комиссии срок может быть продлен до 7 дней (3).

Возникли проблемы с продлением больничного? Можно направить жалобу главному врачу поликлиники, в департамент здравоохранения региона, в Росздравнадзор или в вашу страховую компанию (контакты страховой указаны на полисе ОМС).

МОСКВА, 19 ноября. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании во вторник приняла закон, которым предусматривается выделение средств на выплаты врачам за выявление у граждан онкологических заболеваний на ранних стадиях.

В частности, предполагается "предоставление межбюджетных трансфертов на выплаты стимулирующего характера, прежде всего за выявление ранних стадий онкологических заболеваний во время профилактических осмотров и диспансеризаций". Всего на это планируется направлять 1,2 млрд рублей в год, пояснял ранее зампред комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль.

Кроме того, уточняется источник софинансирования расходов регионов на высокотехнологичную медицинскую помощь, которая не вошла в базовую программу ОМС. Ранее эти расходы осуществлялись из федерального Фонда обязательного медицинского страхования, после вступления в силу закона они будут обеспечиваться из федерального бюджета.

В частности, с 2020 года из федерального бюджета будет выделяться субсидия в сумме 6,24 млрд рублей. Такая мера "позволит высвободить средства ОМС на оказание первичной медицинской помощи и обычной специализированной помощи", отмечал Огуль.

Также в соответствии с законом будут осуществляться трансферты на выполнение указов президента РФ, прежде всего направленные на решение вопроса кадрового дефицита, в частности, на выплаты врачам и среднему медицинскому персоналу. В ближайшие три года "на это будет направлено почти 63 млрд рублей", уточнил парламентарий.

Незамедлительная диагностика

Вице-спикер нижней палаты Ольга Епифанова ("Справедливая Россия") в свою очередь отметила, что принятие закона поспособствует более ранней диагностике онкологических заболеваний. "Теперь за обнаружение онкологических заболеваний врачам будут платить премии. И это, безусловно, позволит выявлять онкологию у людей на самых ранних стадиях, а уже в дальнейшем своевременно и быстро применять соответствующую терапию, предотвращая летальные исходы", - цитирует Епифанову ее пресс-служба.

По ее словам, при первом подозрении пациент должен сразу направляться в онкодиспансер. "По идее, сутки должны проходить, чтобы человек попадал к правильному врачу. Если любое проведенное исследование ставит под вопросом диагноз "рак", то должен быть прямой путь пациента в онкологический диспансер, где человеку определят и поставят точный диагноз, назначат эффективный курс лечения", - подчеркнула она.

Зампред нижней Госдумы также поддержала перекладывание части затрат на высокотехнологическую медицинскую помощь в этой области на федеральный бюджет. "Людям не придется выбивать себе квоты на соответствующее лечение", - добавила Епифанова.

В конце июля этого года главный внештатный онколог Минздрава РФ Андрей Каприн поддержал идею ведомства премировать медицинских работников за выявление онкологических заболеваний у пациентов, проходящих диспансеризацию или профосмотр. Согласно проекту постановления правительства, зарегистрированному министерством, за каждый случай впервые выявленного онкологического заболевания, диагноз которого подтвержден, планируется платить 1 тыс. рублей.

Онкологические больные входят в группу повышенного риска в условиях эпидемии COVID-19. Как показали наблюдения, у таких пациентов выше угроза развития тяжелых осложнений, поясняют врачи. Однако важно соотносить опасность от заражения коронавирусом и вероятность прогрессирования рака, подчеркивают онкологи.

- Если человек находится в ремиссии на протяжении нескольких лет, то может быть целесообразно на определенный период времени отложить проверку, если вас ничего не беспокоит, - пояснил в специальном Интернет-эфире для онкобольныхиглавный онколог Минздрава России , руководитель Национального медицинского исследовательского центра (НМИЦ) радиологии академик РАН Андрей Каприн. - Вы можете обратиться в наш центр и описать симптомы. Если мы увидим что-то тревожное, то проведем обследование без нарушения эпидемиологического режима.

ВАЖНО

С 27 марта заработала круглосуточная бесплатная горячая линия для онкопациентов, их родных и близких. 30 специалистов Московского онкологического института имени П.А. Герцена в режиме реального времени отвечают на все вопросы, связанные с диагностикой и лечением злокачественных заболеваний в период эпидемии коронавируса.

Горячая линия создана при поддержке Минздрава России, сообщают в Институте им. Герцена. Номер для звонков: 8 800 444 31 02.

- Чаще всего нас спрашивают, можно ли прерывать назначенное онколечение во время эпидемии, будет ли достаточно выписанных лекарств для химиотерапии, что делать, если все же появились симптомы ОРВИ - продолжать лечение или нет, - рассказывает академик РАН Андрей Каприн. - Людей также интересует, что делать, если в клинике по месту жительства закрыли отделение или вообще отказывают в помощи онкобольным. Мы стараемся помочь каждому обратившемуся и буквально в индивидуальном порядке разрешать вопросы наших пациентов. Хочу еще раз обратиться ко всем пациентам: не волнуйтесь! НМИЦ радиологии и его филиалы продолжают работу в штатном режиме и мы поможем всем обратившимся к нам без исключения. Призываю вас не поддаваться панике и доверять только официальным источникам информации.

Телефон кол-центра, где вы можете проверить свою запись или записаться на прием: 8 495 150 11 22.

О ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИИ КОЕК ПОД СOVID-19

Председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение о передаче части коечного фонда медицинских учреждений для создания необходимого резерва размещения пациентов с COVID-19. В рамках этой работы НМИЦ радиологии готовится к перепрофилированию части помещений в своих филиалах - НИИ урологии и интервенционной радиологии имени Н. Лопаткина в Москве и в МРНЦ имени А.Ф. Цыба в Обнинске .

- В НИИ урологии будет развёрнуто отделение на 160 мест для лечения пациентов с диагнозом коронавирус, - сообщил Андрей Каприн.

Ещё один филиал НМИЦ радиологии - МРНЦ им. А. Ф. Цыба включён в резерв для возможного перепрофилирования поликлинического отделения для лечения пациентов с COVID -19.

КОММЕНТАРИЙ МИНЗДРАВА

Онкологические больницы по всей стране перепрофилируют для лечения коронавируса, а что делать больным раком - совершенно непонятно. Некоторые из жертв этой "перестройки" обращаются в "Новые Известия" с отчаянной просьбой: по-мо-ги-те.

Людмила Бутузова

«В данный момент моя мама лежит на диване и. умирает! В прямом смысле этого слова. И не от знаменитого на весь мир коронавируса. Хотя в минуты отчаяния я думаю, что так было бы лучше, хотя бы знаешь, что происходит. – рассказывает о семейной трагедии в ФБ и ищет помощи Минздрава России Marina Volkova

А теперь сначала:

- 2,5 года назад моей маме поставили диагноз – острый лимфобластный лейкоз. Мама проходила лечение в одном из лучших в стране центре гематологии. Спасибо, что в нужный момент рядом оказались друзья, которые протянули моей семье руку помощи. Если бы не они, не знаю, где бы сейчас была моя мама, наверно там же, где и папа, только годом раньше. Врачи достигли ремиссии, которая длилась 2 года.Мама отказалась от трансплантации костного мозга в начале лечения. В декабря 2019 года случился рецидив на молекулярном уровне. Врачи снова достигли ремиссии. 2 недели назад случился полный рецидив. 18 апреля мы получили анализ крови, который сообщил нам о наличии бластов. Маме нужно делать пункцию костного мозга, чтобы СРОЧНО начать противорецидивную терапию. Но есть одно НО!МЫ НИЧЕГО НЕ МОЖЕМ, так как все двери перед нами закрыты.

В Москве нам отказали в срочной госпитализации из-за карантина, в Московской области нам отказали в срочной госпитализации из-за карантина, во Владимире нам отказали в срочной госпитализации из-за карантина, во Владимирской области нам не только отказали в срочной госпитализации, но и выкинули маму на улицу, боясь, что у нее COVID, так как у мамы уже 2 недели температура 39-40, воспалены лимфоузлы в подмышках, и есть очаг воспаления в легких. 2 теста на COVID отрицательные. Дыхательная недостаточность отсутствует. 2 недели мы пытались всеми доступными нам способами перевезти маму в любую клинику: по месту жительства, за деньги, за конфеты, в Израиль (ведь наша необъятная страна нас не принимает). Но все тщетно.


Не у одной Марины такой вопрос…

Онкологические больные, которые лежат здесь, в ужасе. Эта клиника - одна из последних и самых известных в регионе, открытая для приема и лечения всех видов и стадий онкологических заболеваний.Ежемесячно через неё проходят более 1200 человек, в том числе пожилые, дети, сюда приезжают со всей России и стран СНГ. Если онкоцентр перепрофилируют, получить соответствующую высокотехнологичную медпомощь где-то поблизости будет невозможно. А ее прерывание по протоколам, утвержденным Минздравом РФ, реально угрожает жизни.

Механизма, каким образом лежащие здесь люди будут выписаны, переведут ли их куда-то ещё или просто попросят вон, никто не знает. Но, судя по тому, как это происходит во многих других лечебных учреждениях России, столкнувшихся с проблемой перепрофилирования, все произойдёт по максимуму бессмысленно, беспощадно и хаотично.Оптимизация, которая потрясла российскую медицину пару лет назад, не позволяет верить, что перепрофилирование больниц в спешном порядке будет проведено качественно и на высшем уровне. Ведь занимаются- этим одни и те же люди.

При всей беспощадности и хаотичности происходящего все равно остается орган, которому по долгу службы положено служить если не регулятором, то компасом для отчаявшихся людей. Куда им теперь деваться? Где получить медицинскую помощь ?

Не стоило бы вспоминать эту крайне неприятную для уважаемого Центра рентгенорадиологии историю, если бы объявленный там карантин по Covid не поставил под угрозу здоровье еще одной пациентки, которая написала нам о том, что после удаления яичника врачи нашли у нее изменения в легких.

Для выбора дальнейшей тактики обследования и лечения необходимо было пересмотреть операционный материал гистологии (стекла и блоки), который хранится в ФГБУ "РНЦРР". Однако в течение двух недель человек не смог добиться того, чтоб ему отдали эти стекла, поскольку по распоряжению Роспотребнадзора Центр закрыт на карантин.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 5 февраля 2019 г. N 48н

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ПРОФИЛЮ
"ОНКОЛОГИЯ", УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15 НОЯБРЯ 2012 Г. N 915Н

1. Внести изменения в Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 915н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 апреля 2013 г., регистрационный N 28163), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 2016 г. N 624н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 сентября 2016 г., регистрационный N 43597) и от 4 июля 2017 г. N 379н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2017 г., регистрационный N 47503), согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 мая 2019 года.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 5 февраля 2019 г. N 48н

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
НАСЕЛЕНИЮ ПО ПРОФИЛЮ "ОНКОЛОГИЯ", УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15 НОЯБРЯ 2012 Г. N 915Н

1. Пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом-онкологом и иными врачами-специалистами в центре амбулаторной онкологической помощи либо в первичном онкологическом кабинете, первичном онкологическом отделении, поликлиническом отделении онкологического диспансера.".

а) в абзаце первом слова "первичный онкологический кабинет или первичное онкологическое отделение" заменить словами "центр амбулаторной онкологической помощи либо в первичный онкологический кабинет, первичное онкологическое отделение";

б) в абзаце втором слова "первичном онкологическом кабинете или первичном онкологическом отделении" заменить словами "центре амбулаторной онкологической помощи либо в первичном онкологическом кабинете, первичном онкологическом отделении".

3. Пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. Врач-онколог центра амбулаторной онкологической помощи в течение одного дня с момента установления предварительного диагноза злокачественного новообразования организует взятие биопсийного (операционного) материала, его консервацию в 10%-ном растворе нейтрального формалина, маркировку и направление в патолого-анатомическое бюро (отделение) с приложением направления на прижизненное патолого-анатомическое исследование биопсийного (операционного) материала по форме согласно приложению N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 179н "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2016 г., регистрационный N 41799) (далее - Правила проведения патолого-анатомических исследований), а также организует выполнение иных диагностических исследований, необходимых для установления диагноза, включая распространенность онкологического процесса и стадию заболевания.

В случае отсутствия центра амбулаторной онкологической помощи врач-онколог первичного онкологического кабинета или первичного онкологического отделения в течение одного дня с момента установления предварительного диагноза злокачественного новообразования организует взятие биопсийного (операционного) материала, его консервацию в 10%-ном растворе нейтрального формалина, маркировку и направление в патолого-анатомическое бюро (отделение) с приложением направления на прижизненное патолого-анатомическое исследование биопсийного (операционного) материала по форме согласно приложению N 2 к Правилам проведения патолого-анатомических исследований, а также организует направление пациента для выполнения иных диагностических исследований, необходимых для установления диагноза, включая распространенность онкологического процесса и стадию заболевания.

В случае невозможности взятия в медицинской организации, в составе которой организован центр амбулаторной онкологической помощи (первичный онкологический кабинет, первичное онкологическое отделение), биопсийного (операционного) материала, проведения иных диагностических исследований пациент направляется лечащим врачом в онкологический диспансер или в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями.

Срок выполнения патолого-анатомических исследований, необходимых для гистологической верификации злокачественного новообразования, не должен превышать 15 рабочих дней с даты поступления биопсийного (операционного) материала в патолого-анатомическое бюро (отделение).".

4. Пункт 15.1 изложить в следующей редакции:

"15.1. Врач-онколог центра амбулаторной онкологической помощи (первичного онкологического кабинета, первичного онкологического отделения) направляет больного в онкологический диспансер или в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, для уточнения диагноза (в случае невозможности установления диагноза, включая распространенность онкологического процесса и стадию заболевания, врачом-онкологом центра амбулаторной онкологической помощи, первичного онкологического кабинета или первичного онкологического отделения) и оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Срок начала оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, не должен превышать 14 календарных дней с даты гистологической верификации злокачественного новообразования или 14 календарных дней с даты установления предварительного диагноза злокачественного новообразования (в случае отсутствия медицинских показаний для проведения патолого-анатомических исследований в амбулаторных условиях).".

5. Пункт 17 изложить в следующей редакции:

"17. Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в онкологическом диспансере или в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, осуществляется по направлению врача-онколога центра амбулаторной онкологической помощи или первичного онкологического кабинета, первичного онкологического отделения либо врача-специалиста при подозрении и (или) выявлении у больного онкологического заболевания в ходе оказания ему специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной форме.".

6. В пункте 20 слова "первичного онкологического кабинета или первичного онкологического отделения" заменить словами "центра амбулаторной онкологической помощи либо первичного онкологического кабинета, первичного онкологического отделения".

7. В пункте 22 слова "первичном онкологическом кабинете или первичном онкологическом отделении" заменить словами "центре амбулаторной онкологической помощи, а в случае его отсутствия - в первичном онкологическом кабинете или первичном онкологическом отделении".

8. В пункте 24 слова "первичный онкологический кабинет или первичное онкологическое отделение" заменить словами "центр амбулаторной онкологической помощи либо первичный онкологический кабинет, первичное онкологическое отделение".

9. Дополнить приложениями N 6.1 - 6.3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" (далее - Порядок) следующего содержания:

"Приложение N 6.1
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
"онкология", утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 15 ноября 2012 г. N 915н

ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА АМБУЛАТОРНОЙ
ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1. Настоящие правила определяют порядок организации деятельности центра амбулаторной онкологической помощи медицинской организации, оказывающей первичную специализированную медико-санитарную помощь.

2. Центр амбулаторной онкологической помощи (далее - Центр) создается как структурное подразделение медицинской организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.

Центр рекомендуется создавать в медицинской организации (ее структурном подразделении) при численности обслуживаемого населения не менее 50 000 человек.

3. Центр организуется при наличии в медицинской организации, расположенных в пределах имущественного комплекса, функционально и технологически объединенного с Центром:

рентгеновского отделения (кабинета/ов), оснащенного оборудованием для проведения рентгенологических исследований, рентгеновских профилактических исследований легких, рентгеновских маммографических исследований и рентгеновской компьютерной томографии;

эндоскопического отделения (кабинета);

отделения (кабинета) ультразвуковой диагностики;

отделения (кабинет) функциональной диагностики;

Функциональное и технологическое объединение означает размещение указанных подразделений в пределах одного здания или комплекса зданий.

4. В медицинской организации, в структуре которой создан Центр, должна быть обеспечена возможность проведения консультаций пациентов (их законных представителей) врачами-специалистами по профилям: "акушерство и гинекология", "гастроэнтерология", "дерматовенерология", "кардиология", "колопроктология", "медицинская реабилитация", "неврология", "оториноларингология", "паллиативная медицинская помощь", "пульмонология", "терапия", "урология", "хирургия", "эндокринология". При отсутствии необходимых врачей-специалистов в медицинской организации возможно привлечение врачей-специалистов из других медицинских организаций по договору между организациями при условии наличия у таких медицинских организаций лицензии на соответствующие работы (услуги).

5. Центр возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в составе которой создан Центр.

6. На должность заведующего и врача-онколога Центра назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" по специальности "онкология".

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273).

7. Структура и штатная численность Центра утверждаются руководителем медицинской организации, в составе которой он создан, и определяются исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 6.2 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденному настоящим приказом.

8. Оснащение Центра осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 6.3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденному настоящим приказом.

9. В структуре Центра рекомендуется предусматривать кабинет заведующего, кабинеты для приема больных и помещение дневного стационара.

10. Основными функциями Центра являются:

диагностика онкологических заболеваний, включая установление распространенности онкологического процесса и стадии заболевания;

направление больных с онкологическими заболеваниями в онкологический диспансер или медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, на взятие биопсийного (операционного) материала, в случае невозможности взятия в медицинской организации, в составе которой организован центр амбулаторной онкологической помощи, проведения иных диагностических исследований или для оказания специализированной медицинской помощи;

проведение противоопухолевой лекарственной терапии больным с онкологическим заболеванием в соответствии с решением консилиума врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов, с привлечением при необходимости других врачей-специалистов, проведенного в онкологическом диспансере или в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;

осуществление оценки эффективности и переносимости проводимого лечения с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования;

проведение восстановительной и корригирующей терапии, связанной с возникновением побочных реакций на фоне высокотоксичного лекарственного лечения;

оказание паллиативной помощи, включая назначение противоболевой терапии;

консультативная помощь врачам-специалистам, оказывающим первичную врачебную медико-санитарную помощь больным с онкологическими заболеваниями, контроль за проведением симптоматического лечения больным с онкологическими заболеваниями;

назначение лекарственных препаратов, в том числе на наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 , оформление рецептов на лекарственные препараты;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3198; 2004, N 8, ст. 663, N 47, ст. 4666; 2006, N 29, ст. 3253; 2007, N 28, ст. 3439; 2009, N 26, ст. 3183, N 52, ст. 6572; 2010, N 3, ст. 314, N 17, ст. 2100, N 24, ст. 3035, N 28, ст. 3703, N 31, ст. 4271, N 45, ст. 5864, N 50, ст. 6696, ст. 6720; 2011, N 10, ст. 1390, N 12, ст. 1635, N 29, ст. 4466, ст. 4473, N 42, ст. 5921, N 51, ст. 7534; 2012, N 10, ст. 1232, N 11, ст. 1295, N 19, ст. 2400, N 22, ст. 2864, N 37, ст. 5002, N 48, ст. 6686, N 49, ст. 6861; 2013, N 9, ст. 953; N 25, ст. 3159; N 29, ст. 3962; N 37, ст. 4706; N 46, ст. 5943; N 51, ст. 6869; 2014, N 14, ст. 1626; N 23, ст. 2987; N 27, ст. 3763; N 44, ст. 6068; N 51, ст. 7430; 2015, N 11, ст. 1593; N 16, ст. 2368; N 20, ст. 2914; N 28, ст. 4232; N 42, ст. 5805; 2016, N 15, ст. 2088; 2017, N 4, ст. 671; N 10, ст. 1481; N 30, ст. 4664; N 33, ст. 5182; 2018, N 14, ст. 1986; N 27, ст. 4071; N 53, ст. 8650.

осуществление диспансерного наблюдения за больными с онкологическими заболеваниями, в том числе за получающими лекарственную противоопухолевую терапию, контроль лабораторных показателей, при развитии токсических реакций - своевременное направление больных в онкологический диспансер или в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями;

направление больных с онкологическими заболеваниями для паллиативного лечения в медицинские организации, располагающие отделениями паллиативной помощи;

анализ причин отказов больных с онкологическими заболеваниями от лечения в медицинских организациях;

санитарно-гигиеническое просвещение населения;

анализ и разбор диагностических ошибок и причин запущенности онкологических заболеваний с врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейный врач), а также врачами-специалистами;

участие в оформлении медицинской документации больных со злокачественными новообразованиями для направления на медико-социальную экспертизу;

ведение учетной и отчетной документации, предоставление сведений в информационные системы, указанные в части 1 статьи 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ;

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2017, N 31, ст. 4791.

анализ случаев смерти в течение первого года с момента установления диагноза онкологического заболевания;

оказание методической помощи по планированию и организации профилактической работы, включающей методологическую помощь медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, в том числе в раннем распознавании опухолевой патологии.

11. Центр для обеспечения своей деятельности использует возможности лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой он организован.

Приложение N 6.2
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
"онкология", утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 15 ноября 2012 г. N 915н

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
ЦЕНТРА АМБУЛАТОРНОЙ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Читайте также: