Лечение онкологии в иволгинском дацане


Мы продолжаем рассказывать истории оздоровления жителей Бурятии с помощью нетрадиционной медицины.

Действительно, когда врачи и лекарства не помогают, остается одна надежда: народные целители. С помощью своего природного дара они поднимают людей на ноги. Кроме этого, у нас в Бурятии, да и по всему миру зарекомендовала себя тибетская медицина. Она славится травами, которые избавляют от хронических и других тяжелых заболеваний.

Необходимость в операции отпала

У Жамцо-ламы проходила лечение девушка, которая была после родов. Как показало исследование в больнице, ей нужна была операция. Она, конечно же, не хотела операционного вмешательства. После курса лечения операция уже не понадобилась, удивился сам врач.

Жамцо-лама, как правило, делает диагностику пульса и на основе анализа составляет программу лечения. Все травы и лекарственные препараты состоят из натуральных ингредиентов и привозятся строго из Тибета.


Тибетская медицина лечит от многих заболеваний. В том числе от бронхита. Мама трехлетнего малыша была счастлива, когда ее сын, наконец, перестал кашлять. Он кашлял 4 месяца без перерыва, врачи не могли поставить диагноз, все списывали на аллергию. А тибетские травы помогли.

Жамцо-лама помогает людям избавиться от разных заболеваний: головные боли, кожные заболевания, болезни суставов, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет, одышка, ангина, проблемы с печенью, желчным пузырем, почками, женские заболевания.

- Продолжительность курса лечения у всех выявляется индивидуально. Ведь все зависит от состояния здоровья пациента, - рассказал тибетолог Жамцо.


Бросить куриться спустя 10 лет

Как рассказала нам одна из читателей infpol.ru, она отказалась от курения благодаря травам, которые ей прописал Жамцо-лама. Случайно услышала о ламе от водителя маршрута № 17.

Многих беспокоит повышенное содержание сахара в крови. У одной из пациенток Жамцо-ламы уровень сахара был 9, а после одного курса лечения уровень пришел в норму (5,1).

Благодаря лечению Жамцо-ламы многие женщины, имеющие серьезные женские заболевания, сумели забеременеть.


Жамцо-лама проверяет пульс Главе Республики Тыва

Как сохранить свое здоровье?

Мы решили взять у эмчи-ламы Жамцо небольшие советы, как сохранить свое здоровье.

- Важны две вещи: то, как мы себя чувствуем, и то, как мы думаем. Что касается нашего тела, то нужно есть свежую еду, натуральную. Большое значение имеет гимнастика. Есть разница в образе жизни в Бурятии и в Тибете. Там независимо от возраста люди каждый день делают 100 простираний утром и вечером. Это очень хорошая гимнастика и духовная практика. Также важно думать о хорошем. Если человек постоянно думает о плохом, он притягивает к себе болезни. Нужно думать о хорошем, это помогает поддерживать организм в хорошем состоянии.

Что посмотреть

В отличие от тибетских культовых сооружений, возведенных из камня, в Монголии и Бурятии основным строительным материалом является дерево. Подобные архитектурные решения выглядят несколько непривычно для тех, кто уже посещал буддистские храмы в теплых азиатских странах, однако ничем им не уступают по красоте и обилию ярких красок.

Остальные элементы, такие как загнутые вверх углы крыш, многочисленные изображения, статуи и изваяния, являются вполне типичными для подобных построек. В главном дворце комплекса находится тело нетленного ламы Хамбо Итигэлова, а сам дуган назван в его честь.

Будучи 15-летним подростком, Хамбо остался без родителей и решил присоединиться к одной из буддистских общин, расположенной в Анинском дацане. Для этого мальчику пришлось проделать огромный путь пешком в несколько сотен километров.

Вскоре он стал наиболее авторитетным учителем среди всех религиозных деятелей Сибири. Появившись на свет в средине девятнадцатого века, учитель Доржо Даша Итигэлов в 1927 г. принял решение покинуть этот мир посредством ухода в нирвану.

Важно знать: приняв позу лотоса, старец велел своим последователям и ученикам похоронить его тело в коробе из кедра, а спустя семь десятков лет достать его обратно.

В точности выполнив наставление своего гуру, удивлению монахов, извлекших ламу, не было предела: мало того, что у тела учителя отсутствовали какие-либо признаки разложения, идеально сохранился эпителий, глазные яблоки, суставы и хрящевые ткани.

Коллектив врачей, которые с 2002 г. ведет постоянное наблюдение за состоянием данного феномена, утверждает, что тело ламы поддерживает постоянную температуру, способно потеть и даже периодически набирать и сбрасывать вес. Создаётся впечатление, что учитель является спящим.

Интересный факт: биохимические анализы подтверждают тот факт, что состав тканей кожного покрова и внутренних органов полностью идентичен составу, который присущ абсолютно здоровому человеческому организму.


Помимо главного дворца, в котором до сих пор находится нетленное тело учителя, на территории присутствует немало интересного. Чойра Дуган предназначен специально для коллективных молебнов, которые начинаются ежедневно с 9:00 утра.

Посвящен шестирукому Белому Махакале, в буддистской традиции считающимся одним из центровых божеств процветания и богатства. Махакала является обладателем трех глаз и носит яркую одежду, с которой свисает множество украшений.


Храм Зеленой Тары

Храм Зеленой Тары, которая считается прародительницей всех Будд, называется Ногоон Дара Эхын. Великая богиня имеет 108 обличий и является одной из главных защитниц всего человечества. Согласно мифологии, именно Зеленой Таре первой среди всех женщин удалось достичь просветления и совершенства, однако она отказалась от вечной нирваны для того, чтобы помогать людям.

Обратите внимание: на территории храмового комплекса присутствует волшебный камень, к которому, согласно древним преданиям, однажды прикоснулась сама Зеленая Тара. Говорят, что данная реликвия обладает колоссальной силой и способна исполнять любые желания.

Причем можно сразу проверить: сбудется оно либо нет. Для этого потребуется отойти от камня на 8-10 шагов, закрыть глаза и пойти с вытянутой рукой навстречу артефакту. Если рука попала точно в область камня, не столкнувшись при этом с какими-либо другими препятствиями, то загаданное непременно произойдет.

Дэважин представляет собой небольшое двухэтажное строение из глины, посвященное божествам, охраняющим буддийское учение в целом и всех его адептов в отдельности. Майдарин Сумэ возведен из дерева в 1970-х годах двадцатого века в честь Будды-Майтреи.

Иволгинский Дацан

2. С Иволгинского дацана начался сложный процесс возрождения буддизма в СССР и России в середине XX века. В конце Великой Отечественной войны по многочисленным просьбам верующих начали открываться храмы, церкви, дацаны.

4. Хурдэ (молитвенный барабан) представляет собой круглый или восьмигранный цилиндр, диаметр которого может колебаться от десятков сантиметров до 1-2 метров. Через центр этого цилиндра и через оба его конца проходит вертикальная железная ось.

В середину закладывают длинный свиток, где записаны мантры-молитвы. Назначение хурдэ состоит в том, что каждый верующий, проходя мимо них, мог прокрутить цилиндр, в который вложена молитва. Таким образом считается, что верующий прочел эту молитву столько раз, сколько прокрутил барабан. Вращать барабаны нужно по направлению хода солнца.

5. Полное название Иволгинского дацана звучит так: Тугэс Баясгалантай Улзы номой Хурдын Хиид — Монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости.

6. На службы-хуралы, которые проводятся в Иволгинском дацане, съезжаются паломники не только из Бурятии, но и со всего света. На службах монахи поют мантры, призванные пробудить сознание, совершают буддийские ритуалы и обряды, оберегающие верующих от злых, враждебных людям демонических сил.

7. Оранжерея для священного дерева Бодхи.

8. На территории дацана расположены пять ступ субурганов. По сказаниям буддистов, устройство субурганов, как памятников замечательнейших священных событий, начато было в Индии еще при жизни Будды Шакьямуни.

9. В Иволгинский дацан приезжает множество туристов. Любой человек может обрести здесь исцеление, духовное или физическое. Монахи лечат прихожан с помощью лекарств тибетской медицины. В тибетской медицине используется специфический метод диагностики заболевания пульсовый.

Арсенал методов лечения различен: многокомпонентные порошки, в состав которых входят разнообразные составляющие растительного и животного мира, минералы, металлы. Большая часть сырья для эмчи-ламы (лекаря) поступает из Индии, Китая, Тибета.

11. Храм Зеленой Тары (Ногоон Дара Эхэ дуган). Еще достраивается.

13. Майдарин-сумэ — небольшой деревянный храм будды Майтреи (построен в 1970-е).

15. Величайшая реликвия дацана — нетленное тело Великого ламы — Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова.

16. Лама Итигэлов ушел из жизни по собственной воле в 1927 году, медитируя в позе лотоса.

17. Саркофаг с его телом был вскрыт через 75 лет, 11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане. Тело ламы Итигэлова осталось в сохранности и оказалось нетленным. Фотографировать тело запрещено, впрочем как и внутри всех храмов на территории.

18. Храмовый комплекс — место с очень сильной энергетикой.

19. На территории монастыря располагаются здания библиотеки, учебные корпуса буддийского института Даши Чойнхорлин, гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам.

20. Жууд Дуган — храм, где проводятся практики Тантры и другие сложные и скрытые ритуальные практики.

21. Цогчен-дуган — главный соборный храм (построен в ноябре 1976). Выстроен по принципу мандалы, древней религиозно-символической идеи, берущей свое происхождение из Индии. Охраняют здание 12 каменных львов.

22. Храм-дворец Итигэлова.

Место реально крутое!

Информация для посетителей

Проще всего добраться до Иволгинска из Улан-Удэ, откуда регулярно ходит маршрутное такси. Отсюда можно без труда уехать прямым рейсом. Весь путь от столицы Бурятской республики до объекта занимает порядка 1-1,5 часов.

Стоимость проезда от Улан-Удэ составляет ориентировочно 65-70 рублей. Работа экскурсовода оплачивается отдельно.

Для тех, кто желает остановиться на пару дней в окрестностях этого уникального культурного памятника, есть возможность арендовать часть либо целый дом непосредственно у местных жителей.

Имейте в виду: посещение абсолютно бесплатное!

Буддистское сообщество, в отличие от последователей некоторых монотеистических религиозных культов, отличается высокой лояльностью к представителям любых конфессий. Поэтому правила поведения на территории весьма немногочисленны.

Для женщин отсутствует необходимость покрывать голову перед тем, как войти в один из храмов (как в православных церквях). Гостям не стоит поворачиваться спиной к изображениям Будды и отвлекать внимание присутствующих во время молитвы.

История буддийского монастыря

Из Монголии в Забайкалье буддизм проник в семнадцатом веке. До этого местное население практиковало шаманизм и поклонялось духу Великого Байкала, огня, дерева, камня и различных животных, тотемные изваяния которых были найдены в больших количествах в окрестностях озера.

История началась довольно странно, а именно – в годы Великой Отечественной Войны. Говорят, что тогда местная буддистская община во главе с ламами, вернувшимися из ссылок и лагерей, сумела собрать рекордную по тем временам сумму в несколько сотен тысяч советских рублей, после чего передала ее на нужды красной армии.

И уже в мае 1945 г., незадолго до окончательной победы, народный комиссариат Бурят-Монгольской АССР издал постановление о строительстве в месте под названием Ошор-Булаг. По слухам, дал добро на это сам Иосиф Сталин.

Начали строить буквально посреди чистого поля. Изначально он имел вид обыкновенного деревянного дома, однако, благодаря усердию общины, уже к 1948 г. был возведено главное здание будущего храмового комплекса, а спустя еще 3 года построена масса сооружений служебного и хозяйственного назначения, а также жилье для монахов и учителей.

Лама Гэлэг-Балбар

Fyodor написал(-а): 29.12.2008 11:13

Подскажите, пожалуйста, жив ли ещё Лама Гэлэг-Балбар? Если да, то ведёт ли приём больных и где?

Или кто-нибудь может посоветовать Ламу который умеет лечить эпилепсию. Заранее спасибо.

79025639964 • Одсэр лама (Сергей Дашинимаев), принимает в доме № 10. Тел.сот.: 79025647774 Может Вам там кто-то поможет? Говорят Ачон Келсан лечит более серьезные заболевания, сама с ними не знакома, т.ч. попробуйте позвонить.

Этэйла написал(-а): 29.12.2008 15:13

Этэйла написал(-а): 29.12.2008 15:19

Fyodor написал(-а): 29.12.2008 18:49

Спасибо огромное за информацию!

Слышал, что при дацане есть гостиница. Возможно ли в ней поселиться? Почему то не работает сайт дацана.

Ещё вопрос . Насколько рассчитывать свой приезд? Насколько я знаю, диагностика у лам очень быстрая.

Официальная медицина всегда проявляла живой интерес к тибетской традиции врачевания. И сегодня тибетскую медицину воспринимают не только как памятник древней культуры и медицины, но и как теоретическую базу для продвижения современной науки вперед.

Заветы дедушки Максара

Рабочий день эмчи Цырен-ламы, целителя из Верхнеберезовского буддийского монастыря (дацана), что под Улан-Удэ, начинается в шесть утра. Он ставит перед алтарем жертвенные подношения — свежую воду, рис, хлеб — и приступает к утренней медитативной сессии.

После утренней медитации целитель отправляется на молебен в расположенный неподалеку храм, где зачитывает ритуальные тексты под бой барабанов. Особый настрой целителя — это половина успеха в работе с пациентами.

Вторая половина, по мнению Цырен-ламы, — хороший учитель. Например, сам он, уже будучи военным врачом после окончания Иркутского государственного медицинского университета, перенимал знания у своего деда Максара, живущего в Монголии.

Послушники Иволгинского дацана осваивают тайны тибетской медицины под руководством более опытных братьев. «Прежде чем овладеть системой древних медицинских знаний, буддист должен пройти через целый ряд серьезных испытаний, — рассказывает один из послушников дацана Чингиз.

. Молебен завершен, и Цырен-лама приступает к приему больных. Люди приезжают сюда со всей России. Здесь лечат преимущественно травами, но по мере необходимости применяют и прочие методы: лечение минералами, прижигание, кровопускание, физические упражнения, мануальную терапию.

Как и любой современный врач, эмчи начинает работу с пациентом с установления диагноза. Учитывается при этом все: внешний вид больного, его походка, поведение, характер движений, состояние мышц, особенности дыхания, цвет кожи.

Целитель, пользуясь мануальными приемами, определяет температуру тела, отечность внутренних органов, тонус мышц. По состоянию артерий он может определить их проходимость, состояние сердца, интенсивность кровообращения.

Профессионализм лекарей во многом определяется развитостью зрения, слуха, обоняния, осязания и интуиции — они практически заменяют используемые в современной клинике инструментальные, лабораторные и все другие виды диагностики.

Выявив дисгармонию систем, лекарь приступает к лечению. Для лечения жара, болезней суставов или невритов лучше всего подойдет иглоукалывание. Нормализовать работу организма в целом можно прижиганием отдельных биологически активных точек.

А сама она, пользуясь услугами только лекарей из дацана, уже на протяжении нескольких лет чувствует себя превосходно, несмотря на страшный диагноз, который ей когда-то поставили врачи, — цирроз печени.


Многие специалисты научного центра являются медиками, фармакологами и востоковедами в одном лице. Например, доктор фармацевтических наук, профессор Тамара Асеева освоила сложный тибетский язык, чтобы разобраться в многочисленных трудах древних целителей.

Помимо устоявшихся, традиционных рецептов тибетские лекари имеют собственные ноу-хау — лекарства, состав которых совершенствовался в результате их практического применения. Уникальность же древнего фармакологического набора состоит в том, что ни одно из средств не проходило, как это принято сегодня, клинических испытаний.

Посещение

Перед тем как нанести визит в Иволгинский дацан, стоит знать, что он является не только музейным комплексом, но и действующим буддийским монастырем.

Поэтому посещение данного места предполагает соблюдение ряда требований, таких как запрет на курение и употребление алкогольных напитков на территории, а также на нецензурную речь и неуважительное поведение по отношению к другим обитателям и гостям.

Запрет на видео и фотосъемку распространяется исключительно на внутренние помещения, на улице же фиксировать наиболее понравившиеся места в памяти своего фотоаппарата не возбраняется.

Осматривать территорию принято по часовой стрелке, то есть слева направо. Центральные ворота открываются обыкновенно несколько раз в год по большим праздникам, поэтому в будние дни посетители входят на территорию через калитку, расположенную слева от основного входа.

Возьмите на заметку: обход храмового комплекса (Горос) построен аналогично траектории движения солнечного диска, представляет собой своеобразный очищающий обряд и позволяет максимально подробно ознакомиться со всеми экспонатами.

Можно самостоятельно крутить хурдэ (вращающиеся барабаны для молитв) и вешать на кусты и деревья лоскутки цветной ткани с текстом определенной мантры, именем человека или особым пожеланием, которое непременно должны услышать божества.

Нетленное тело ламы Итигэлова выносится на обозрение посетителей не чаще 8 раз в году. Поэтому желающим лично взглянуть на этот феномен стоит заранее узнать дату ближайшего выноса.

4. Хурдэ (молитвенный барабан) представляет собой круглый или восьмигранный цилиндр, диаметр которого может колебаться от десятков сантиметров до 1-2 метров. Через центр этого цилиндра и через оба его конца проходит вертикальная железная ось. В середину закладывают длинный свиток, где записаны мантры-молитвы. Назначение хурдэ состоит в том, что каждый верующий, проходя мимо них, мог прокрутить цилиндр, в который вложена молитва. Таким образом считается, что верующий прочел эту молитву столько раз, сколько прокрутил барабан. Вращать барабаны нужно по направлению хода солнца.

5. Полное название Иволгинского дацана звучит так: Тугэс Баясгалантай Улзы номой Хурдын Хиид — Монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости.

6. На службы-хуралы, которые проводятся в Иволгинском дацане, съезжаются паломники не только из Бурятии, но и со всего света. На службах монахи поют мантры, призванные пробудить сознание, совершают буддийские ритуалы и обряды, оберегающие верующих от злых, враждебных людям демонических сил.

7. Оранжерея для священного дерева Бодхи.

8. На территории дацана расположены пять ступ субурганов. По сказаниям буддистов, устройство субурганов, как памятников замечательнейших священных событий, начато было в Индии еще при жизни Будды Шакьямуни.

9. В Иволгинский дацан приезжает множество туристов. Любой человек может обрести здесь исцеление, духовное или физическое. Монахи лечат прихожан с помощью лекарств тибетской медицины. В тибетской медицине используется специфический метод диагностики заболевания пульсовый. Арсенал методов лечения различен: многокомпонентные порошки, в состав которых входят разнообразные составляющие растительного и животного мира, минералы, металлы. Большая часть сырья для эмчи-ламы (лекаря) поступает из Индии, Китая, Тибета.

11. Храм Зеленой Тары (Ногоон Дара Эхэ дуган). Еще достраивается.

13. Майдарин-сумэ — небольшой деревянный храм будды Майтреи (построен в 1970-е).

15. Величайшая реликвия дацана — нетленное тело Великого ламы — Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова.

16. Лама Итигэлов ушел из жизни по собственной воле в 1927 году, медитируя в позе лотоса.

17. Саркофаг с его телом был вскрыт через 75 лет, 11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане. Тело ламы Итигэлова осталось в сохранности и оказалось нетленным. Фотографировать тело запрещено, впрочем как и внутри всех храмов на территории.

18. Храмовый комплекс — место с очень сильной энергетикой.

19. На территории монастыря располагаются здания библиотеки, учебные корпуса буддийского института Даши Чойнхорлин, гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам.

20. Жууд Дуган — храм, где проводятся практики Тантры и другие сложные и скрытые ритуальные практики.

21. Цогчен-дуган — главный соборный храм (построен в ноябре 1976). Выстроен по принципу мандалы, древней религиозно-символической идеи, берущей свое происхождение из Индии. Охраняют здание 12 каменных львов.

22. Храм-дворец Итигэлова.

Место реально крутое!


Жизненные силы поддержива­ются осознанными задачами, ко­торые ставит перед собой человек в течение всей жизни, уверен Чи­мит-Доржи лама Дугаров.

ЭМЧИ НА ПЕНСИИ

- Принимаю своих старых пациентов по их просьбам. Но и другим, кто очень нуждается в помощи, стараюсь не отка­зывать. Как отказать тому, кто прилетел из далекого города или из другой стра­ны? В основном это люди с тяжелыми диагнозами или те, кого результаты ле­чения в больницах не устраивают. По­дарить человеку надежду и оправдать ее – тяжелый труд, - говорит он.

Тем не менее, к нему каждое лето продолжают приезжать его ученики и соратники из Европы, Японии, США. Сам он за свою долгую профессиональную деятельность тоже не раз пересекал гра­ницы, моря и океаны - всего побывал в 17 странах мира. Участвовал в междуна­родных научных конференциях, часто летает по частным приглашениям.

- Еще весной собирался лететь в Швейцарию по частному приглашению, но тут пандемия, пропала шенгенская виза, - говорит он и показывает фото счастливой семьи с малышом. - Но они ждут теперь открытия границ, чтобы я снова мог лететь к ним.

Интересуюсь его молодыми колле­гами, которые приезжают из Швейца­рии каждое лето и живут по два месяца на Байкале, в горах Тунки и Оки, соби­рая лечебные травы.

- Да, приедут в начале августа. По­едем, как обычно, экспедицией, заготавливать травы. Шесть недель живут, работают, отдыхают. Это молодые уче­ные, ведут изыскания по стволовым клеткам, а в Бурятию они просто влю­блены, - поделился эмчи-лама.

ДОКТОР ТЕОЛОГИИ

По словам Чимит-Доржи ламы, дар целителя по наследству не переда­ется, может быть - предрасположен­ность. Чтобы лечить людей, надо мно­го учиться и работать над собой. Дети и внуки по его стопам не пошли, так же, как и родители, ничем таким не зани­мались.

Сам Дугаров начал путь к своей профессии в далекие 60-е годы. Мо­жет, это была случайность, а может, все-таки предначертание, но после окончания школы волей случая (за­болел гайморитом) он попал в глухую деревню Мухор-Кунлуй Забайкаль­ского края на лечение к известному тибетскому эмчи-ламе Цырен-Базару Гармаеву. Он и стал его учителем, пре­подававшим первые уроки тибетской медицины. Юный Чимит-Доржи про­жил у него два года, учился собирать травы, делать из них лекарства и ле­чить людей.

- Даже в то время, когда такое лече­ние, как и сами ламы, было под запре­том, в день приходило по 50 человек, - вспоминает наш собеседник.

Молодой помощник проникся де­лом своего учителя, решил продол­жить обучение и поехал в Улан-Удэ. Здесь он работал в отделе тибетской медицины Сибирского отделения РАН вместе со старыми ламами, уцелевшими после репрессий. Они открыли ему много тонкостей тибетской оздоровительной системы.

- Ничего такого мы там не делали, целыми днями сидели в молельном домике. Изредка по очереди прогу­ливались по Олимпийской деревне, и все. Спортсмены - народ суеверный, но даже не это было главным. Нам дали негласную установку: чтобы во время Олимпиады не было дождя. 37 дней мы там сидели, и дождя действительно не было, - вспоминает он.

ЛЕКАРСТВО ОТ ВИРУСА

- Подозреваю, коронавирус отсту­пит небыстро, - говорит уважаемый Чимит-Доржи лама.

И добавляет, что еще одна важная составляющая успешного лечения и излечения – это вера. Вера в широ­ком понимании, и складывается она из веры пациента в свое излечение, веры в себя, веры в своего целителя. А целителя, в свою очередь, ведут его боже­ства.

- Вы сказали, что разработали соб­ственный препарат для лечения новой коронавирусной инфекции, - спраши­ваю у него.

- Заболел мой родственник, кото­рый живет в Санкт-Петербурге. Пора­жение легких составило критические 90 процентов - три раза был на гра­ни клинической смерти. И клиника хо­рошая, дорогая, но жизнь его была на волоске, и динамики положительной не было. Я приготовил лекарство, от­правил ему в Питер. Он до сих в боль­нице, но идет на поправку. Врачи у него спрашивают, что это он такое пьет, а он отвечает - я бурят, мне надо принимать это лекарство, - улыбается лекарь.

В свои 78 лет бурятский лекарь ана­лизирует ситуацию с коронавирусом и вынашивает новые планы по реализа­ции его мечты.

- Мы живем в непредсказуемое время, не знаем, что будет завтра. Лич­ный врач Далай ламы говорил, что все болезни уже есть в литературе, но в будущем появятся 18 новых разновид­ностей болезни. И это станет вызовом человечеству. Я сейчас понимаю, это связано с развитием научно-технического прогресса, с изменением среды обитания человека, экологии, перенаселенности Земли и многие другие факторы. А в буддизме есть понятие хозяев гор, рек, озер, океанов, и они воз­мущены таким отношением и давлением на экологию, - уверен Чимит-Доржи лама.


В магазине мы встретились с экипажем из Железногорска(Лена и Алена) и вместе с девочками двинули в сторону Иволгинского дацана.


На подъезде к дацану есть интересная сопка, склон которой украсила надпись из мраморной крошки "ом ма ни бад мэ хум" — это одна из самых известных мантр в буддизме, которая означает "О жемчужина, сияющая в цветке лотоса".


Крыши буддийского монастырского комплекса видны издалека:


Припарковались мы на стоянке перед входом. Пока фотографировались и разглядывали ворота, к нам подошел человек и любезно предложил заказать экскурсию. Мы с радостью согласились.


Немного справочного материала(скомунижжено из интернета):

Иволгинский дацан
— самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. Он носит название "Хамбын Сумэ", и "Гандан Даши Чойнхорлинг", в переводе с тибетского: "монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости". Это один крупнейших буддийских монастырских комплексов в Бурятии и духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.
На территории дацана расположена резиденция Пандито Хамбо Ламы.
Дацан находится в Республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга, он был основан в 1945 году.
За годы Советской власти, после проведения антирелигиозной политики в стране, Иволгинский дацан стал первым и единственным действующим буддийским храмом, теперь он является также памятником истории и архитектуры, музеем культового зодчества, который притягивает к себе не только буддистов-паломников, но и туристов из разных стран.
История: В 1945 году, в год окончания Отечественной войны, по многочисленным просьбам жителей "Постановлением Совета народных коммисаров Бурят-Монгольской АССР" было решено открыть "Хамбинское Сумэ" в Верхней Иволге. Местные буддисты начали собирать деньги на строительство и культовые предметы для храма, вскоре был построен деревянный дом, которому придали вид дацана. Узнавая о строительстве буддийского храма, все больше людей принимало активное участие. В том же году состоялась первая открытая служба, "Сахюусан хурал", которую возглавил гэбши Галсан Хайдуб.
В 1951 году — власти выделили землю под создание монастырского комплекса, здесь построили несколько жилых домов для лам.
В 1970-1976 годах -происходило строительство храмов. Сначала в качестве Цогчен-дугана были Чойра-дуган и восьмистенный храм. Позже был построен другой, который стал выполнять функцию Соборного храма, Цогчен-дугана. А первоначальный восьмистенный храм преобразован в Деважин Сумэ, а в Чойра-дугане расположен факультет философии.
Современность: В XXI веке Иволгинский дацан приобрел совершенно особое значение, благодаря обретению буддийской святыни — Нетленного тела Пандито Хамбо Ламы XII Даши Доржо Итигэлова.
В настоящее время в монастырский комплекс входят:
Цогчен-дуган — центральный храм Иволгинского дацана, освящение его состоялось в 1976 году.
Майдарин-сумэ — небольшой деревянный храм Будды Майтреи, основанный в 1970-е гг.
Дэважин-сумэ — Рай Будды Амитабхи, глинобитное двухэтажное здание, возникшее в 1970-х гг., посвященное теме Чистой Земли, или Западного Рая, созданного Буддой Амитабхой, и называющегося Сукхавати на санскрите, или Дэвачен в тибетском языке.
Сахюусан-сумэ — деревянный дуган квадратной формы, посвященный Дхармапалам — защитникам Учения Будды. Он был построен в 1986 году.
Чойра-дуган — это здание было первым Цогчен-дуганом Иволгинского дацана, впоследствии преобразовано в факультет философии Чойра. Он был построен в 1947-1948 гг.
Ногоон Дара Эхын Сумэ, посвященный Зеленой Таре.
Этигэлэй Хамбо ламын Ордон — дуган, воссозданный по сохранившимся старым фотографиям, где пребывает Пандито Хамбо лама Итигэлов.
Оранжерея для cвященного дерева Бодхи.
Священные ступы-субурганы.
На территории дацана расположены здания резиденции нынешнего Пандито Хамбо Ламы Аюшеева, библиотека, а также учебные корпуса Буддийского университета Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева.
Здесь же находятся различные служебные помещения, дома лам и летняя гостиница.
При дацане действует визитно-информационный центр

И конечно же, фото.
На заметку: внутрь храмов заходить можно, но фотографировать не разрешается. Убранство очень яркое и красивое, но мы не решились нарушить правила "ради кадра", так что прошу поверить на слово — побывать там стоит! :)

Читайте также: