Арт терапия с больными раком


Новое лечение

— Мы открыли этот урок недавно , в 2020 году. Но еще полгода назад я стала внедрять мандала-терапию. Мандала — рисунок , облаченный в какую-то геометрическую фигуру , который дает мощный положительный эффект. Сначала эти уроки создавались для пациентов химиотерапии и радиотерапии. То есть для тех , кто находится в состоянии истощения после длительного лечения.

Потом к нам стали приходить из других отделений. Сейчас мы сделали шаг дальше — у нас появилась профессиональная художница. Зинаида Поддубная учит интересным техникам.


— Она наша бывшая пациентка в длительном периоде ремиссии. Это волонтерская деятельность , ей нравится. Поддубная всю жизнь преподавала , поэтому наши желания соединились , и мы организовали такой урок в онкодиспансере.

Не просто рисунки

— Если пациенту очень хочется нарисовать что-то , к примеру кита , пожалуйста. Но обычно мы стараемся узко направлять в тему , чтобы с помощью рисунка отработать какие-то психологические проблемы. Например , тема сегодняшнего урока — внутренний ребенок. Это значит , мы должны его в себе оживить или взрастить. Когда человек облачает его в образ , добавляет туда краски , то , конечно , у него в душе просыпается этот ребенок.


Сохранить в себе ребенка

— Он нужен , чтобы человек был веселым , оптимистичным , создавалось позитивное настроение. Чтобы с радостью смотреть на жизнь , иногда позволять себе какие-то шалости , баловать себя. Акцентироваться не на минусах жизни , а , наоборот , на плюсах. Внутренние дети нужны пациентам для того , чтобы переводить внимание с болезни на что-то другое.

— Вообще , она нужна всем. Просто некоторые обесценивают ее , говорят , что им не нужно рисование. Но арт-терапия — не только живопись. Это может быть лепка из глины или пластилина , вязание , написание стихов. Все , что мы создаем , можно считать арт-терапией. Поэтому многие в диспансере вяжут прямо в палатах , кому-то я приношу мандалы для раскрашивания. Некоторым важно прийти именно на общий урок.

В 2019 году в Алтайском крае было выявлено 9050 случаев заболевания раком. В сравнении с 2018 годом выявляемость увеличилась на 10%.


Найти в себе силы

— Их очень много. Когда человек рисует , у него задействуются участки мозга , ответственные за эмоциональную сферу. Исчезают негативные эмоции: раздражительность , агрессия. Они естественны у пациентов , потому что в палатах лежит порой по шесть человек , и , конечно , каждый может как-то не так себя повести. Арт-терапия снижает уровень раздражительности.

Также уходят страх и тревога — они тоже постоянные спутники больных , потому что люди все время боятся своего будущего. Есть определенные техники , которые дают людям ресурсы. Например , нарисовать будущее. Или свое здоровье. И когда человек изображает такие важные вещи , он потом к ним стремится.

Из-за улучшения настроения , у пациентов повышается резистентность к болезни , улучшается иммунитет.

Работа в группе хороша тем , что люди , когда рисуют , много общаются. Кто-то шутит , что-то говорит , создается теплая эмоциональная атмосфера. Люди друг друга поддерживают. А мы , психологи , все время говорим о том , что в группе люди друг друга лечат.


— Нет , конечно. Все должно быть в комплексе. Мы стараемся обучать пациентов выражать свои эмоции через рисунок. И , если человек научится , в дальнейшем ему может и не понадобиться психологическая поддержка. Если у него возникнет какая-то негативная эмоция , он ее берет и рисует. Это уже большое подспорье.

Помощь профессионала

— Да. Она учит находить образ , текстуру. Например , у нас был плакат , где мы рисовали восковыми мелками , а сверху накладывали акварельные краски. Было очень интересно!

Арт-терапию в онкоцентре прошли уже около 120 человек. Занятия проводятся еженедельно в библиотеке диспансера в группах по 12 человек.

  • Что такое арт-терапия?
  • Что происходит во время сеанса арт-терапии?
  • История арт-терапии
  • Как исцеляет искусство?
  • Преимущества арт-терапии для людей с раком
  • Как я могу начать?
  • Ресурсы для начала работы:
  • Добавить немного музыки

[A2] Aрт-терапия с онко-больными 2 (Июль 2020).

Арт-терапия - довольно новое направление в медицине. И все же уже давно известно, что искусство - будь то его просмотр или создание - оказывает целительное воздействие. Для людей, живущих с раком, эта терапия может быть полезна во многих отношениях. В дополнение к расслабляющему отдыху на фоне лечения тревоги и страха за будущее, живопись или рисунок могут помочь вам понять множество эмоций, которые могут сопровождать диагноз рака. Эмоции, которые часто трудно выразить словами.

Вам не нужно быть художником или даже любить искусство, чтобы приносить пользу. Единственное требование - это непредвзятость и умение держать карандаш или кисть.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия может быть определена просто как использование искусства для продвижения исцеления. Искусство в этом смысле обращается к физическим, эмоциональным, а также духовным потребностям, которые сопровождают диагностику рака. Искусство может быть использовано опытным путем - например, при просмотре картин в музее или в книге, или творчески - например, в живописи, графике, лепке, бисероплетении или других видах творческой деятельности.

Сильные эмоции, которые люди испытывают при раке, часто трудно изобразить словами. Тем не менее, выражение чувств позволяет вашим близким узнать, что вы испытываете - по крайней мере, до некоторой степени - чтобы они могли обеспечить комфорт, который вам необходим для того, чтобы справиться в это время. Это также может позволить вам выражать эмоции, о которых вы даже не подозревали. Некоторые ученые говорят, что эмоции сначала ощущаются на изображениях, а потом на словах. По этой причине искусство может быть способом раскрыть то, что вы чувствуете внутри, прежде чем вы сможете описать это словами.

Что происходит во время сеанса арт-терапии?

Живопись или рисунок для исцеления отличается от создания произведения искусства, которое может быть показано в художественной галерее. В центре внимания сеанса арт-терапии только на вас. Цель состоит в том, чтобы позволить вам выразить свои чувства, начать понимать свои чувства и, надеюсь, уменьшить стресс в процессе. В этом смысле не существует конкретной методики, которая рекомендуется. Какими бы ни были инструменты и стиль живописи, они приносят вам радость и покой. Во многих исследованиях по арт-терапии пейзажи были общей темой для людей, живущих с раком. Но вам может понравиться абстрактный рисунок или даже рисование пальцами. Все разные.

История арт-терапии

Арт-терапия, в некотором смысле, существует до тех пор, пока люди существуют на земле. Еще до написания этого слова искусство использовалось для выражения эмоций, от восторга и радости до горя и физической боли. В течение 1900-х годов ученые начали понимать, что искусство может играть роль в диагностике и лечении людей с психическими и физическими заболеваниями, и в 1969 году была создана Американская ассоциация арт-терапии. Эта организация информирует общественность об использовании арт-терапии в медицине и отвечает за установление стандартов для зарегистрированных арт-терапевтов.

Как исцеляет искусство?

Неизвестно, как именно искусство может помочь в исцелении. В условиях напряженности лечения рака он может предоставить возможность для спокойствия и расслабления - время делать то, что вы хотите делать в одиночку. Многие люди считают, что выделение времени для рисования помогает изменить их отношение. Если вы чувствуете себя обескураженным, вы можете почувствовать больше мотивации продолжать лечение. Если вы испытываете беспокойство, вы можете испытать спокойствие и покой.

Ученые, изучавшие арт-терапию, обнаружили, что живопись меняет паттерны мозговых волн. Это может также изменить гормоны и нейротрансмиттеры в мозге. Было показано, что живопись меняет восприятие боли, что, в свою очередь, может изменить ваш взгляд на мир.

Преимущества арт-терапии для людей с раком

Создание искусства было показано, чтобы помочь с физическим и эмоциональным благополучием. Другие преимущества для больных раком могут включать:

Как я могу начать?

Одна из красот арт-терапии в том, что вы можете начать в любом месте и в любое время. Вот несколько идей, которые помогут вам начать:

Ресурсы для начала работы:

От галерей картин до художественных принадлежностей и идей, вот некоторые идеи, которые помогли другим начать.

идеи - Проверьте "идеи рисования" онлайн для идей о том, что рисовать.

предметы снабжения - Может быть неприятно иметь мысль, чтобы выразить, а затем понять, что у вас нет художественных инструментов, доступных для реализации вашей идеи. Некоторые художественные принадлежности, которые вы можете иметь под рукой, включают:

  • Мольберт
  • Палитра краски и шпатель
  • Фартук для защиты вашей одежды
  • Кисти для рисования
  • Краски - многие люди считают, что акриловые краски легко начать
  • Чистящие полотенца или бумажные полотенца плюс емкость для воды

Добавить немного музыки

Для тех из вас, кто любит слушать музыку во время рисования, сочетание искусства и музыки может иметь двойную выгоду. Музыкальная терапия для больных раком, будь то музыкальное сопровождение или просто наслаждение музыкой, которую играют другие, похоже, имеет ряд преимуществ для людей, живущих с раком.

А р т - т е р а п е в т и ч е с к а я п р о г р а м м а

работы с онкологически больными детьми

Что такое арт-терапия?



Aрт-терапия - это совершенно естественный метод исцеления и развития человеческой души через художественное творчество.

Арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния, особенно детям, пережившим сильные психологические травмы, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание.

Арт-терапия ни в коем случае не относится к лечебным средствам или методам, поскольку это не лечение, а раскрытие внутренних возможностей и способностей человека, это развитие в человеке присущей ему способности творить (креативности), это гармонизация и развитие личности, помогающая человеку обретать свою личностную силу и целостность для решения любых возникающих проблем. Применительно к онкологии арт-терапию можно отнести к комплементарным (дополнительным) средствам, способствующим активизации внутренних креативных резервов и возможностей пациента, и непосредственно связанным с улучшением его психо-эмоционального и душевного состояния.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, этот метод всегда ресурсен и может использоваться практически при любых локализациях, в любом возрасте и в любых направлениях.

Средствами арт-терапии любой человек и пациент способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Можно без всяких преувеличений сказать о том, что для некоторых людей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности.

Именно поэтому главная задача арт-терапии в онкологии - предоставить возможность выразить себя каждому онкологическому пациенту и человеку.

Психологические характеристики Ведущего арт-терапии.

1 . Неподдельный интерес к детям Понимание того, что каждый ребенок уникален, является фундаментом, на котором строятся все последующие взаимоотношения с ребенком.

2. Уверенность в своих силах. Ведущий должен быть уверен в своих творческих способностях. (Все мы художники, поверьте.)

3. Уважение к процессу детского творчества. Уважение к ребенку распространяется как на сам процесс его творческой деятельности, так и на его результаты.

4. Увлеченность и восторженность. Эмоции Ведущего по отношению к искусству непременно найдут отражение в поведении детей.

5. Понимание и принятие существующих ограниченных возможностей ребенка. Основная цель занятий с детьми — использовать возможности творчества для того, чтобы помочь им справиться с психологическими проблемами, связанными с болезнью. В то же время существует большая вероятность, что человек, не имеющий соответствующей подготовки, больше внимания будет уделять именно физическим ограничениям ребенка, стараясь их как-то исправить.

6. Гибкость. Ситуация в больнице, особенно если это отделение, где находятся серьезно больные дети, может меняться очень быстро. Гибкость подразумевает под собой понимание и работу с разными ситуациями, мировоззрениями, отношением к жизни.

7. Чувство юмора. Те, кто способен с юмором относиться к себе и к различным жизненным ситуациям, передают детям чувство теплоты и легкости, на которых строятся доверительные отношения.

8. Способность находить контакты и взаимодействовать с окружающими.

9. Понимание, что уклад жизни, привычки и традиции людей, с кем придется работать волонтёру, могут отличаться от привычного уклада.

10. Отсутствие заболеваний, которые могли бы негативно повлиять на ребенка, его семью, или на самого участника.

Организация арт-терапевтических занятий



Данная арт-терапевтическая программа рассчитана на 10 занятий .

Длительность одной встречи с группой составляет 30-120 минут (в зависимости от цели, логики работы и возраста участников). Периодичность: 2 раза в неделю.

Возраст участников : 8-18 лет

Количество участников : 3-15 человек

Необходимые материалы и оборудование : бумага, цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски акварельные и гуашевые, кисти, пастель, клей, цветная бумага, цветной картон, ножницы, природные материалы (шишки, ракушки, сухие листья, цветы и т.д.), лоскутки ткани разных цветов.

Подборка музыкальных произведений .

Во время занятий можно негромко включать подходящую музыку.

2. Радостная: Д.Шостакович – Праздничная увертюра; Ф.Лист – финалы венгерских рапсодий №6, 10, 11, 12; Моцарт – Маленькая ночная серенада (1 и 4 ч)

3. Музыка для медитаций: звуки леса, шум океана и др.

Правила организации занятий.

1. Пространство для занятий арт-терапией должно быть хорошо освещенным, просторным, на сколько это возможно. Главное, чтобы ребенку не было тесно.

2. Следует заранее позаботиться о защите любой поверхности и одежды (можно сшить специальные халаты для детей)

3. Обеспечение материалами должно быть полноценным и достаточным. Многие принадлежности должны быть индивидуальными (например, ножницы, чтобы не передавать их из рук в руки).

4. Под рукой всегда должны быть тряпочки для протирания рабочего места.

5. Желательно, чтобы в помещении для арт-терапии находился рукомойник.

Памятка ведущему арт-терапевтических занятий

Как подавать детям пример:

Начните создавать свой рисунок, сделайте яркие мазки краской. Позвольте детям наблюдать. Ведущему незачем добавиться совершенства своих действий, и его результаты не должны превосходить то, на что способны дети в группе.

2. Как оказывать помощь:

Покажите ребенку только начальные стадии действия. Воздержитесь от исчерпывающего показа. Запомните, это не уроки рисования. Здесь каждый вправе рисовать так, как ему хочется.

3. Как быть с похвалами?

Употребление хвалебных слов в порядке реакции на любое детское творчество лишает лестные слова всякого смысла, и, что еще хуже, Ведущий не дает детям никакой информации о своем подлинном отношении к работам.

Истолковывающий отзыв должен быть неподдельным и продуманным.



Занятие 1. Знакомство.

• Создание благожелательной атмосферы

• Знакомство участников с ведущим, знакомство участников между собой.

Материалы : бумага, цветные карандаши, цветной картон, фломастеры, гуашь

Ведущий объясняет условия проведения занятий, определяет правила и нормы поведения в группе.

В нашей группе активны все;

Доверие себе и другим;

Все, что происходит в нашей группе здесь, только для нас.

При необходимости вносятся дополнительные правила после обсуждения в группе.

Ведущий: Во время наших встреч мы будем много рисовать. Но я не стану учить вас, как в детском саду (школе). Просто будьте самими собой .

Затем предлагается выполнить упражнение вдвоем, в паре:

• Один участник пишет свое имя, другой повторяет его.

• Пишем имя большими буквами от потолка до пола, устанавливаем каждую букву надежно и основательно.

• Назовите имя и покажите движение, характерное для имени.

Продолжительность – 15 минут.

Продолжительность упражнения – 10 минут.

Работа по созданию карточки-визитки.

Продолжительность – 15 минут.

Демонстрация – самопрезентация своей визитки.

Каждый участник рассказывает о своей визитке, почему он выбрал тот или иной образ или форму, цвет картона или бумаги, и размещает в пространстве класса.

Продолжительность – 10-15 минут.

Игра используется с целью снятия телесного и эмоционального напряжения. Передается какой-либо предмет (игрушка или мяч), и тот, у кого оказывается предмет, называет свое имя и три вещи, которые он/она любит.

При выполнении упражнения необходимо обратить внимание на телесные движения, темп, скорость, мягкость передачи мячей.

Продолжительность – 10-15 минут.

Диагностика эмоционального состояния

Воспроизведение отношения к себе

Материалы : бумага, цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти

1. Ведущий объявляет инструкцию:

Нарисуйте свой портрет, используя любые художественные материалы.

музыка для медитаций

Продолжительность – 20 минут.

2. Медитация

Закройте глазки, сделайте три глубоких вдоха-выдоха (раз-два-три). Ощути в каком положении ты сидишь на стуле. Понаблюдай за своим дыханием. Вдох – выдох – вдох – выдох.

Представь, что все твои мысли находятся внутри крошечных воздушных шариков, которым ты позволяешь улететь. .

Теперь представь себе, что в центре твоей груди появился очень яркий источник света, может быть, как очень большой сверкающий бриллиант, светящийся так ярко, как солнце. позволь этой любви, излучающейся из твоего сердца в середине груди, стать ярче и больше.

Ощущай, как ты наполняешься этой любовью, одновременно излучая её всё сильнее. Заметьте, как твоё тело, каждая твоя клеточка впитывает эту любовь и начинают её излучать.

Чувствуй эту любовь, ощущай, как она обволакивает тебя и излучается из твоего тела, заметь, как твои ладони и ступни излучают её, как ты светишься любовью. Ты даже ощущаешь, как при вдохе твои лёгкие наполняются любовью и как ещё больше любви начинает распространяться по твоему телу, продолжай чувствовать и ощущать это как можно сильнее. Продолжай видеть и чувствовать, что ты становишься ещё лучистее, постоянно усиливая любовь с каждым новым вздохом. Почувствуй пузырящуюся внутри тебя радость и любовь.

Продолжительность – 15 минут.

3. Исцеляющий рисунок

Когда вы будете готовы выразить образ, возникший в вашем теле, откройте глаза и нарисуйте то, что представили.

Продолжительность – 20 минут.

• Развить спонтанность у участников

• Прояснить личностные способности участников

• Выявить характер проблем участников

Материалы : бумага, цветные карандаши.

Перед вами лист бумаги. По моей команде вы начинаете рисовать всё, что захотите. Ровно через минуту вам нужно будет передать свой рисунок соседу. Рисунки передаются по часовой стрелке. Ваш сосед в свою очередь посмотрит на рисунок и решит, что добавить. Через минуту этот рисунок переходит к следующему участнику и так по кругу.

После того, как рисунок пройдет круг и дойдет до своего хозяина, проводится обсуждение.

Нравится ли вам рисунок? На что это похоже? Что еще можно дорисовать?

Продолжительность – 10-15 минут.

2 . Индивидуальная работа.

Займите место за одним из столов.

Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите контуры рисунков.

Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность.

Продолжительность – 20 минут.

Все рисунки выкладываются для общего просмотра.

3. Коллективная работа.

Походите вокруг картин, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется что-либо дорисовать в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других.

Продолжительность – 20 минут.

Ребенок, объясняя свой рисунок, может словами подправить то, что не удалось изобразить.

• оперативная диагностика эмоционального состояния

• гармонизация эмоционального состояния

Материалы : листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, акварель и гуашь, пиалы с водой.

музыка для медитаций

Участникам предлагается занять удобное для себя положение.

Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было выразить ваше настроение

2. Индивидуальная работа

Используя краски или цветные карандаши, попробуйте нарисовать своё настроение .

3. После завершения работы, участники занимают стулья, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно рассмотреть детали. Затем каждый рассказывает о своем рисунке.

Продолжительность – 20-30 минут.

Если дети рисуют негативные рисунки, говорят о плохом настроении, предложите им следующую медитацию .

1. Закрой свои глазки и расслабься, как будто сейчас ночь и ты ложишься спать

2. Ты собираешься увидеть сказочно прекрасный сон, в котором будет много света и добра и в котором все любят тебя, и дарят много подарков, словно у тебя сегодня День Рождения.

4. Представь себя на берегу океана

5. Вокруг тебя очень светло и тихо. Ты отдыхаешь под нежными лучами яркого золотого солнца, которое над тобой

7. Почувствуй, что солнечный свет от яркого золотого солнца ласково касается твоего тела. Свет окружает тебя со всех сторон золотистым сияющим облаком..

9. Вокруг тебя солнечный день и всё очень хорошо. В этом месте всегда очень хорошо.

10. Солнце светит всё ярче и ярче и света становится всё больше и больше. И это очень радостно.

11. Представь, что ты растворяешься в свете солнца как маленький кусочек льда в стакане тёплой воды.

13. Смотри далеко вдаль. Вокруг тебя большой и прекрасный мир, который сияет светом.

15. А теперь открой глазки и улыбнись.

После медитации предложите детям порисовать. Сравнение рисунков – до медитации и после, позволит вам выявить ее эффективность.

Если вы заметили положительные изменения, вы можете использовать предложенную медитацию для улучшения состояния детей.

Опыт работы ведущих онкологических центров и клиник мира, имеющих лучшие показатели по выживаемости и качеству жизни онкологических пациентов, убедительно свидетельствует о том, что при каждом клиническом учреждении онкологического профиля должна существовать соответствующая социально-психологическая служба, которая располагает возможностями и специалистами по направлениям арт-терапии и музыкальной терапии для организации работы с пациентами.

Для подавляющего большинства пациентов, победивших свой недуг, путь к здоровью лежал через исцеление души средствами арт-терапии, а для многих это было средство обретения покоя и мира с самим собой.

Арт-терапию в онкологии с полным правом можно назвать исцеляющим творчеством. Это действенное средство активизации внутренних резервов и возможностей человека, средство обращения к бессознательному. Это совершенно естественный метод исцеления и развития человеческой души через художественное творчество. Творчество является средством невербального выражения мыслей и чувств пациента. Слова, в особенности прозаическая речь, являются слишком сложным инструментом для передачи наиболее глубоких переживаний. Внутренний мир человека наполнен визуальными, ауральными и телесными образами, являющимися наиболее подходящими вместилищами для тех чувств и представлений, которые было бы невозможно выразить иначе. Творчество связано не только с символообразованием и созданием фигуральных образов, а также с сенсорной стимуляцией, развитием моторики, достижением седативного эффекта за счет выхода аффектов (эмоций, чувств) и развитием навыков саморегуляции за счет достижения контроля над продуктом творчества.

Арт-терапевтическая деятельность направлена на раскрытие внутренних возможностей и способностей человека, на развитие в человеке присущей ему способности творить (креативности), на гармонизацию и развитие личности. Применительно к онкологии арт-терапию можно отнести к комплементарным средствам, способствующим активизации внутренних креативных резервов и возможностей пациента, устранению нежелательных симптомов и повышению эффективности основного лечения. Арт-терапия - это одновременно психо- и духотерапия для пациента. Для многих людей это реальный шанс улучшения качества жизни, преодоления кризисных ситуаций, самореализации. Нельзя не сказать и о том, что для онкологических пациентов арт-терапия - это не только возможность душевного исцеления, но прямой способ взаимодействия с окружающим миром.

Направления современной арт-терапии соответствуют различным видам искусств, а разнообразие используемых техник практически неограниченно. Сегодня выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкальную терапию, танце-терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и др. Из общего числа средств арт- терапии, использующихся в онкологии, наибольшую популярность и распространение получила работа с рисунком. В настоящее время существует довольно много различных способов и техник работы с рисунком.

Применительно к онкологии арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, этот метод всегда ресурсен и может использоваться практически при любых локализациях, в любом возрасте и в любых направлениях.

Единственным препятствием и ограничением для использования широкого арсенала средств и методов арт-терапии в онкологии является состояние когнитивной системы и общее физиологическое состояние пациента, поскольку данный метод требует наличия свободного поля восприятия и некоторого количества свободной психической энергии.

Таким образом, арт- терапия в онкологии способствует росту внутренней активности пациента в борьбе с болезнью, развитию саморегуляции и эмоционально-волевого контроля, усиливает терапевтический эффект от других видов лечения, обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие больного с окружающим миром, а значит улучшает качество жизни пациента, что, несомненно, является центральной задачей психоонкологии.


Зоткина Е.А, ст. препод. каф. психологи СамГУ, психолог, арт-терапевт. Нечаева Н.М, психолог СОКОД. Храмкова О.В, психолг СОКОД.


В данной статье мне хотелось бы рассказать о медитативной технике арт-терапевтической самопомощи – a mindfulness-based art therapy (MBAT).

Впервые данная техника начала применяться в 2010 году на базе Центра по лечению онкологических заболеваний Абрамсона при Пенсильванской больнице в г. Филадельфия. Автор методики Петерсон Кэролайн (сертифицированный арт-терапевт, проводит поддерживающие программы для онкобольных) адаптировала технику на основе концептуальной модели прогулок, включив в нее изобразительную деятельность и исследование.

Проводится арт-терапевтическая самопомощь на свежем воздухе, в процессе прогулки клиенты созерцают внешнюю и внутреннюю среду, снимают цифровые фото природы, себя и другие объекты, людей, животных, все то, что им в данный момент хочется сохранить на фото.

Техника проведения медитативной арт-терапевтической самопомощи

Для проведения медитативной арт-терапевтической самопомощи достаточно иметь желание выйти на природу с арт-терапевтом, в группе или индивидуально, взять с собой тех людей, с которыми хочется быть (родственников, друзей, любимых животных), фотоаппарат или телефон с фотокамерой и просто идти гулять.

Прислушиваться к себе, своим мыслям, фантазиям, желаниям.
Наблюдать окружающий мир и видеть себя в нем.
При желании фотографировать окружающий мир, себя.

После прогулки занятия продолжаются в кабинете. Участникам предлагают сделать коллаж из отснятого материала. Коллаж изготавливается каждым участником отдельно, но если группа пожелает сделать общий коллаж, то нет причин в этом отказывать, но индивидуальный коллаж должен быть обязательно.

Для изготовления коллажей за основу берется фото, но всегда приветствуется использование дополнительных инструментов (лоскутки, бусины, ракушки, краски, мелки, журнал и многое другое). Для людей с преобладающей тактильной модальностью очень влиятельным будет использование различной текстуры в коллаже (песок, камушки, крупы с различной поверхностью). Материал выбирается самим участником.

Арт-терапевт и другие участники группы не вмешиваются при изготовлении индивидуального коллажа. Арт-терапевт во всех случаях является сторонним наблюдателем и вмешивается в процесс только в крайние моменты необходимости. В моменты обсуждения арт-терапевт участвует в процессе.

Очень важным моментом при создании коллажа является то, что человек сам выбирает материалы, основу коллажа, способы фиксации предметов и фотографий на эту основу. Благодаря такому подходу творческий процесс поддерживает автономность автора, что способствует формированию уверенности в собственных силах и возможность контроля над процессом. Ведь в реальности для онкобольных контроль процесса утерян.

После создания коллажа, если участники согласны, можно предложить составить рассказ, опираясь на коллаж и на чувства, возникающие в разные моменты его создания. В этом случае визуальный образ вербализуется и таким образом дополнительно укрепляется в подсознании.

Петерсон Кэролайн на собственном опыте в работе с онкобольными увидела, что люди с интересом получают новые знания и новый опыт, используя инструменты арт-терапевтического творчества для взаимодействия с внешней и внутренней средой.

У человека с онкологическим заболеванием возникает много вопросов относительно своего состояния, своего места в будущем. В такой ситуации, по мнению Mezirow (2000), требуется кардинальная перестройка механизмов переработки информации. Медитативная арт- терапевтическая самопомощь способствует выходу за рамки сложившихся стереотипов представлений о себе, окружающем мире, окружающих людях. Помогает расширить горизонты мировосприятия, изменить свои эмоциональные реакции на происходящие вокруг события, подойти к более целостному восприятию реальности.

Научное обоснование действенности описанной методики

Исследования эффективности медитативных арт-терапевтических программ, финансируемых системой здравоохранения, проводили два американских научно-исследовательских института.

Университет Тома Джеферсона выполнил исследование вслед за данными, полученными Петерсон Кэролайн в 2000 году. Затем проводилось исследование эффективности метода на мужчинах с раком предстательной железы. Результаты всех исследований указывают на ряд положительных эффектов, причем на разных выборках.

Петерсон Кэролайн провела анализ изобразительных работ примерно 250 пациентов. Ею были отмечены тенденции более частого изображения солнечного света, голубого неба, зелени, ручьев, лесов и воды в пейзажах. Петерсон Кэролайн обращает внимание на то, что природа выступает важным ресурсом здоровья. В работах пациентов, не использующих медитативную ар-терапию, было много изображения тревоги, растерянности, темноты и одиночества.

На основе полученных данных был сделан вывод, что качество жизни и состояние больных может быть оптимизированно благодаря включению в программу ландшафтной практики в виде прогулок и сбора материала для дальнейшего использования участниками программы.

Читайте также: