Арт терапия детская онкология

Детей нужно лечить не только лекарствами,
но и сердцем Подробнее


Стань волонтером
Измени чью-то жизнь Подробнее


Играем в сказку или раскрашиваем настроение. Измеряем улыбку градусником.
– Ура! - 36 и 6! Дружно поем под гитару, или раскрашиваем настоящие автомобили. А как чудесно посмеяться над шутками клоунов, поиграть в шаробол с Принцессой или сразиться в реверси!

Что мы делаем

Помогая бороться за жизнь, мы возвращаем детям то, что украла у них болезнь – их детство!

Первая в России комплексная программа терапии творчеством в детской онкологии

приняли участие в программе

мастер классов и праздников в год

Истории






Терапия творчеством

Для больного ребенка важно, чтобы в его жизни были люди, для которых он, прежде всего, человек, а не “пациент”. С которыми можно поиграть, пошалить, нарушить строгие правила больничного режима. И тогда вместо вопроса “Почему?” возникает “Почему бы и нет?”


Каждый раз приходя к ребятам, мы предлагаем им новые занятия. При этом мы стараемся уйти от стандартного восприятия процесса рисования.


Игровая терапия — наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры.


Программа "Лечебный клоун" стартовала в 2005 году после того, как мы познакомились с Костей Седовым - тогда он был первым больничным клоуном в России.


Есть много способов вовлечь ребенка в активное занятие музыкой: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальные игры.


Все дети любят праздники. А нашим ребятам они особенно полезны, как лекарства от депрессий, слез и боли.


Все дети любят играть в сказки. В принципе, это сюжетно-ролевая игра, через которую ребенок познает мир.

Наши акции





Детям нужна ваша помощь!

Помощь НИИ Детской онкологии и гематологии

Проект стартовал в 2006 году при поддержке Программы частных пожертвований РУСАЛ.

В рамках проекта осуществляется сбор средств на медицинские оборудования, лекарства и расходные материалы для отделения онкологии НИИ Детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина, а также на оплату лечения и протезов для детей, находящихся в отделении онкологи НИИ ДОГ.




Наши новости


🎶Собрались однажды букашки-таракашки, и давай жужжать: Бзз! Жжж! Вжух-вжух! Бж, бж! Пляшут, поют, в барабаны стучат. Такое вот веселье 🐞🦋🐝

15 июля, 12:41 дп


БОМБОЧКИ ДЛЯ ВАННЫ своими руками! 🙌
Пошаговый рецепт в прямом эфире Хендмейд терапии с Данкой!

Вам понадобится :
🟣Пищевая сода,
🟢Соль морская или обычная пищевая;
🟡Лимонная кислота;
🔴масло (минлальное, персиковое, виноградных косточек), можно оливковое или любое растительное;
🟠Эфирные масла по вкусу;
🟤Пищевые красители.

Приходите, создадим бомбезные штучки для ванны! 💃 .



Друзья какой из трех слоганов вас бы привлек на плакате социальной рекламы?
1 Творчество вдохновляет жить
2. Творчество вдохновляет побеждать
3. Творчество вдохновляет бороться
4. Творчество вдохновляет. ваш вариант. .

12 июля, 10:44 пп


РЕБУСЫ
13 июля в 19ч в прямом эфире на нашем Инстаграм канале @artp_kids

Разгадываем и создаём ребусы вместе с Данкой! Узнаем принципы и законы этой игры. И будем разгадывать ребусы в прямом эфире 🤓🤓🤓 .

От автора: Пархаева Виктория - психолог, нарративный терапевт, помощник арт-терапевта в РОНЦ им. Блохина
г. Москва

Бахадова Елена Викторовна,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры проектирующей психологии,
Российский Государственный Гуманитарный университет,
г. Москва

Искусство дает крылья…

Творчество - высшая, но в тоже время естественная и истинная потребность человека. Только творческое поведение в нашем изменчивом мире и может считаться подлинно адекватным поведением, обеспечивая человеку возможность адаптации к новым реалиям бытия. Язык искусства способен говорить о том, что очень сложно, а иногда и невозможно, выразить вербально, обычными словами.

Арт-терапия – это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности, творческого потенциала в качестве средства для возможности контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Она основана на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь лучше.

Эта статья посвящена людям, которые через один из приемов арт-терапии сумели соединить усилия нескольких групп детей и через творческое самовыражение в красках породить любовь к слову и поэзии, подарить многим радость и надежду на исцеление.

Арт-терапия как профессиональная деятельность и научная дисциплина – это достаточно новая область науки и практики. Но тот факт, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности. Именно появление такой специфической деятельности на пересечении искусства, психологии и психотерапии оказалось ответом на множество вопросов. Так, погружаясь в мир арт-терапии, мы способны справиться со стрессом, с физической и моральной усталостью, с внутренними противоречиями и многое другое.

В 1974 году психолог Джером Франк сформулировал пять основных эффектов успешной психотерапии, таких как:

1. Она предоставляет новые обучающие возможности как на познавательном, так и на практическом уровне;

2. Она вселяет надежду на избавление от страданий;

3. Она предоставляет опыт успешной деятельности;

4. Она дает возможность преодолеть чувство отверженности;

5. Она пробуждает яркие эмоции.

- во-первых, арт-терапия помогает увидеть новые перспективы в работе и предлагает стимулирующие методы для усвоения и запоминания. Художественные формы могут быть связаны с глубокими уровнями мыслительных процессов и, таким образом, воздействуют и на эмоциональную сферу личности;

- во-вторых, она вселяет надежду в избавление от душевных страданий. Вера в самоизменение и возможность чувствовать себя лучше являются самым первым шагом в достижении психотерапевтического эффекта;

- в-третьих, арт-терапия, представляет собой опыт успешной деятельности, так как создание творческого продукта само по себе несет чувство удовлетворенности;

- в-пятых, художественные образы в живописи, музыке, драматическом искусстве и в литературе вызывают сильнейшие эмоции. Те глубокие изменения, которые являются целью в арт-терапевтическом процессе, могут произойти лишь в случае способности воспроизвести эти чувства, понять их и принять.

И именно здесь родилась наша Волшебная Книга Мечты.

Изначальная цель нашего проекта состояла в том, чтобы показать ребятам, как ценно то, что они делают, чтобы на руках у них был созданный ИМИ труд, который напомнит им об их силе и таланте, который, как мы верим, сработает, как плацебо. Книга имела определенную нацеленность на длительный эффект, который дал бы устремление к изменениям, а также поддержку этих изменений на длительный промежуток времени. Книга должна была вселять чувство надежды: исцеление от боли, преодоление трудностей. Она также являлась доказательством их успешного опыта в борьбе со всеми препятствиями. Волшебная книга пробудила бы в них сильные, глубокие эмоции благодаря тому, что они трансформировали их, используя соответствующие символы: рисунки своей мечты, рисунки в стихотворениям, и стихотворения, написанные в честь них и их грез. Именно такая поэзия должна рождаться в сфере арт-терапии, такая поэзия должна дариться людям. И в нашем представлении она и есть то средство (и оказалась им даже в большей степени, нежели мы представляли), которое способно оживить их мечты еще ярче и правдоподобней, что сделает их реальными, значимыми и исполненными.

На начальной стадии стоит упомянуть еще один важный момент. В связи с тем, что некоторые дети в отделении относительно давно, они включены в деятельность, им не нужно длительное вхождение в процесс, как для детей, попавших в отделение недавно, которые еще закрыты от внешнего мира, которым трудно пока выносить эмоциональные краски на холст или бумагу.

А кто-то почувствует сладкий запах карамели и создаст мармеладную страну. Кому-то мы раздавали готовые стихотворения писателей (как катализатор эмоционального настроя), после чего дорабатывали их идеи и образы, создавали что-то свое, после чего рождался авторский, несмотря ни на что, шедевр.

Как раз с вышеописанными проблемами сталкивается следующая стадия, в некоторых источниках названная стадией инкубации. Она является одной из самых критичных, включая в себя как работу, так и отдых. В этот момент теряется чувство времени, а проблемы уходят на задний план, что дает выход эмоциям. В этот момент важно обязательно находиться рядом с ребенком, не дать разочароваться в деле, чтобы он не потерял надежду и веру. Нужно поддерживать каждый шаг, чтобы он не нарисовал уже или не раскрасил, что бы за идея не появилась в его голове, мы должны быть компасом. Кто-то мог сомневаться в схожести с животным, которое он нарисовал, кто-то со стихотворением, что мы выдавали, кто-то, что он вовсе испортил рисунок. В таких моментах стоит быть очень внимательными, чтобы в дальнейшем позволить детям быть уверенным в продолжении, в нашем случае, рождения иллюстраций книги.

И, если мы правильно повели себя в такой критический момент, мы переходим с ними в третью стадию иллюминации (или стадия озарения или инсайта) – стадия, когда для ребенка может прийти открытие или решение проблемы, ответ на вопрос, который он не мог понять до этого. Так, дети начинали быстро дорисовывать новые образы, представлять своих героев вживую и рассказывать сказку под свою иллюстрацию, а это дарило уже нам пространство для создания стихотворений именно под их рассказ. И, следовательно, для ребенка это уже большой результат, удовлетворение, которые дают ему чувство уверенности в себе.

Нами были подняты наиболее важные на наш взгляд вопросы арт-терапии и конкретно работы с детьми, а также была проиллюстрирована общая и внутренняя картина создания Волшебной Книги Мечты. Далее мы более подробно остановимся именно на том средстве, которое стало непоколебимой частью проекта и сильнейшего эффекта данной арт-терапии – литературе, включающей, к тому же, не только поэзию.

Когда проект был еще в форме зародыша, была только идея мечты, готовой превратиться в сказку, мы и подумать не могли, что мы станем авторами настоящего чуда.

Далее, мы планировали придумать сказку исключительно с ребенком, записать ее под диктовку. Между тем, для детей фантазия – это остро динамический процесс, который часто невозможно завершить на первом занятии. Тогда мы поняли, что для фантазий ребенка нужно дать простор и время, ведь на протяжении всего занятия, наших обсуждений, появлялись все новые идеи и детали. А некоторым детям и вовсе нужно было что-то, что бы их подтолкнуло на проявление активности.

Тот факт, что их мечта не только ожила на их рисунке, в печати книги, но и необычным образом была сформирована стихотворными строчками произвела масштабнейший эффект на всех. Мы точно понимали, что обычный текст не дал бы нам такого результата. Ведь стихотворение для детей – это зачастую то, что точнее любого текста, кроме того, гораздо необычней. И в голове каждого из них сложилась это картина, которая, однозначно, была особенной и давала им стопроцентное доказательство: их рисунки, их мысли – это что-то интересное, значимое и теперь подаренное всем!

В чем же состоял тот самый взрывной эффект арт-терапии и арт-педагогики? Если быть точнее, арт-педагогики, переродившейся, как гусеница в бабочку, в арт-терапию.

Но, кроме этого, мы обнаружили и другие важные эффекты. Эффект для детей, которые лежат в больнице (или будут лежать после) рядом с теми, кто участвовал в создании сборника. Для них это мотивационный спектр для развития. Они видят результат работы: красивый, важный, честный и трогательный результат. И они выходят из своих боксов и палат и тоже садятся рисовать, и ждут будущей Волшебной книги мечты, где будет уже их вера и их надежда.

Это стало важным эффектом, событием для всех родителей, которые тоже страдают и проходят все невзгоды вместе со своими детьми, которые тихо плачут и всеми силами стараются верить в общую победу. Для них это стимул, для них это радость, ведь их дети рисуют настоящее волшебство. Для родителей это лучшие воспоминания.

И тут сразу вырисовывается еще один эффект, эффект для нас, создателей и писателей. Для нас, это воспоминания о каждом ребенке, для нас это доказательство значимости того, что мы делаем. Для писателей - результат их трудов, показатель важности и существенности их невыразимого вклада. И нам становится очевидным, что это не мы помогаем детям, а дети помогают нам. Они лечат наши души и дарят нам частички своих сердец, своего света и детской искренней улыбки. Возможно, и они – наше плацебо?

А р т - т е р а п е в т и ч е с к а я п р о г р а м м а

работы с онкологически больными детьми

Что такое арт-терапия?



Aрт-терапия - это совершенно естественный метод исцеления и развития человеческой души через художественное творчество.

Арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния, особенно детям, пережившим сильные психологические травмы, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание.

Арт-терапия ни в коем случае не относится к лечебным средствам или методам, поскольку это не лечение, а раскрытие внутренних возможностей и способностей человека, это развитие в человеке присущей ему способности творить (креативности), это гармонизация и развитие личности, помогающая человеку обретать свою личностную силу и целостность для решения любых возникающих проблем. Применительно к онкологии арт-терапию можно отнести к комплементарным (дополнительным) средствам, способствующим активизации внутренних креативных резервов и возможностей пациента, и непосредственно связанным с улучшением его психо-эмоционального и душевного состояния.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, этот метод всегда ресурсен и может использоваться практически при любых локализациях, в любом возрасте и в любых направлениях.

Средствами арт-терапии любой человек и пациент способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Можно без всяких преувеличений сказать о том, что для некоторых людей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности.

Именно поэтому главная задача арт-терапии в онкологии - предоставить возможность выразить себя каждому онкологическому пациенту и человеку.

Психологические характеристики Ведущего арт-терапии.

1 . Неподдельный интерес к детям Понимание того, что каждый ребенок уникален, является фундаментом, на котором строятся все последующие взаимоотношения с ребенком.

2. Уверенность в своих силах. Ведущий должен быть уверен в своих творческих способностях. (Все мы художники, поверьте.)

3. Уважение к процессу детского творчества. Уважение к ребенку распространяется как на сам процесс его творческой деятельности, так и на его результаты.

4. Увлеченность и восторженность. Эмоции Ведущего по отношению к искусству непременно найдут отражение в поведении детей.

5. Понимание и принятие существующих ограниченных возможностей ребенка. Основная цель занятий с детьми — использовать возможности творчества для того, чтобы помочь им справиться с психологическими проблемами, связанными с болезнью. В то же время существует большая вероятность, что человек, не имеющий соответствующей подготовки, больше внимания будет уделять именно физическим ограничениям ребенка, стараясь их как-то исправить.

6. Гибкость. Ситуация в больнице, особенно если это отделение, где находятся серьезно больные дети, может меняться очень быстро. Гибкость подразумевает под собой понимание и работу с разными ситуациями, мировоззрениями, отношением к жизни.

7. Чувство юмора. Те, кто способен с юмором относиться к себе и к различным жизненным ситуациям, передают детям чувство теплоты и легкости, на которых строятся доверительные отношения.

8. Способность находить контакты и взаимодействовать с окружающими.

9. Понимание, что уклад жизни, привычки и традиции людей, с кем придется работать волонтёру, могут отличаться от привычного уклада.

10. Отсутствие заболеваний, которые могли бы негативно повлиять на ребенка, его семью, или на самого участника.

Организация арт-терапевтических занятий



Данная арт-терапевтическая программа рассчитана на 10 занятий .

Длительность одной встречи с группой составляет 30-120 минут (в зависимости от цели, логики работы и возраста участников). Периодичность: 2 раза в неделю.

Возраст участников : 8-18 лет

Количество участников : 3-15 человек

Необходимые материалы и оборудование : бумага, цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски акварельные и гуашевые, кисти, пастель, клей, цветная бумага, цветной картон, ножницы, природные материалы (шишки, ракушки, сухие листья, цветы и т.д.), лоскутки ткани разных цветов.

Подборка музыкальных произведений .

Во время занятий можно негромко включать подходящую музыку.

2. Радостная: Д.Шостакович – Праздничная увертюра; Ф.Лист – финалы венгерских рапсодий №6, 10, 11, 12; Моцарт – Маленькая ночная серенада (1 и 4 ч)

3. Музыка для медитаций: звуки леса, шум океана и др.

Правила организации занятий.

1. Пространство для занятий арт-терапией должно быть хорошо освещенным, просторным, на сколько это возможно. Главное, чтобы ребенку не было тесно.

2. Следует заранее позаботиться о защите любой поверхности и одежды (можно сшить специальные халаты для детей)

3. Обеспечение материалами должно быть полноценным и достаточным. Многие принадлежности должны быть индивидуальными (например, ножницы, чтобы не передавать их из рук в руки).

4. Под рукой всегда должны быть тряпочки для протирания рабочего места.

5. Желательно, чтобы в помещении для арт-терапии находился рукомойник.

Памятка ведущему арт-терапевтических занятий

Как подавать детям пример:

Начните создавать свой рисунок, сделайте яркие мазки краской. Позвольте детям наблюдать. Ведущему незачем добавиться совершенства своих действий, и его результаты не должны превосходить то, на что способны дети в группе.

2. Как оказывать помощь:

Покажите ребенку только начальные стадии действия. Воздержитесь от исчерпывающего показа. Запомните, это не уроки рисования. Здесь каждый вправе рисовать так, как ему хочется.

3. Как быть с похвалами?

Употребление хвалебных слов в порядке реакции на любое детское творчество лишает лестные слова всякого смысла, и, что еще хуже, Ведущий не дает детям никакой информации о своем подлинном отношении к работам.

Истолковывающий отзыв должен быть неподдельным и продуманным.



Занятие 1. Знакомство.

• Создание благожелательной атмосферы

• Знакомство участников с ведущим, знакомство участников между собой.

Материалы : бумага, цветные карандаши, цветной картон, фломастеры, гуашь

Ведущий объясняет условия проведения занятий, определяет правила и нормы поведения в группе.

В нашей группе активны все;

Доверие себе и другим;

Все, что происходит в нашей группе здесь, только для нас.

При необходимости вносятся дополнительные правила после обсуждения в группе.

Ведущий: Во время наших встреч мы будем много рисовать. Но я не стану учить вас, как в детском саду (школе). Просто будьте самими собой .

Затем предлагается выполнить упражнение вдвоем, в паре:

• Один участник пишет свое имя, другой повторяет его.

• Пишем имя большими буквами от потолка до пола, устанавливаем каждую букву надежно и основательно.

• Назовите имя и покажите движение, характерное для имени.

Продолжительность – 15 минут.

Продолжительность упражнения – 10 минут.

Работа по созданию карточки-визитки.

Продолжительность – 15 минут.

Демонстрация – самопрезентация своей визитки.

Каждый участник рассказывает о своей визитке, почему он выбрал тот или иной образ или форму, цвет картона или бумаги, и размещает в пространстве класса.

Продолжительность – 10-15 минут.

Игра используется с целью снятия телесного и эмоционального напряжения. Передается какой-либо предмет (игрушка или мяч), и тот, у кого оказывается предмет, называет свое имя и три вещи, которые он/она любит.

При выполнении упражнения необходимо обратить внимание на телесные движения, темп, скорость, мягкость передачи мячей.

Продолжительность – 10-15 минут.

Диагностика эмоционального состояния

Воспроизведение отношения к себе

Материалы : бумага, цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти

1. Ведущий объявляет инструкцию:

Нарисуйте свой портрет, используя любые художественные материалы.

музыка для медитаций

Продолжительность – 20 минут.

2. Медитация

Закройте глазки, сделайте три глубоких вдоха-выдоха (раз-два-три). Ощути в каком положении ты сидишь на стуле. Понаблюдай за своим дыханием. Вдох – выдох – вдох – выдох.

Представь, что все твои мысли находятся внутри крошечных воздушных шариков, которым ты позволяешь улететь. .

Теперь представь себе, что в центре твоей груди появился очень яркий источник света, может быть, как очень большой сверкающий бриллиант, светящийся так ярко, как солнце. позволь этой любви, излучающейся из твоего сердца в середине груди, стать ярче и больше.

Ощущай, как ты наполняешься этой любовью, одновременно излучая её всё сильнее. Заметьте, как твоё тело, каждая твоя клеточка впитывает эту любовь и начинают её излучать.

Чувствуй эту любовь, ощущай, как она обволакивает тебя и излучается из твоего тела, заметь, как твои ладони и ступни излучают её, как ты светишься любовью. Ты даже ощущаешь, как при вдохе твои лёгкие наполняются любовью и как ещё больше любви начинает распространяться по твоему телу, продолжай чувствовать и ощущать это как можно сильнее. Продолжай видеть и чувствовать, что ты становишься ещё лучистее, постоянно усиливая любовь с каждым новым вздохом. Почувствуй пузырящуюся внутри тебя радость и любовь.

Продолжительность – 15 минут.

3. Исцеляющий рисунок

Когда вы будете готовы выразить образ, возникший в вашем теле, откройте глаза и нарисуйте то, что представили.

Продолжительность – 20 минут.

• Развить спонтанность у участников

• Прояснить личностные способности участников

• Выявить характер проблем участников

Материалы : бумага, цветные карандаши.

Перед вами лист бумаги. По моей команде вы начинаете рисовать всё, что захотите. Ровно через минуту вам нужно будет передать свой рисунок соседу. Рисунки передаются по часовой стрелке. Ваш сосед в свою очередь посмотрит на рисунок и решит, что добавить. Через минуту этот рисунок переходит к следующему участнику и так по кругу.

После того, как рисунок пройдет круг и дойдет до своего хозяина, проводится обсуждение.

Нравится ли вам рисунок? На что это похоже? Что еще можно дорисовать?

Продолжительность – 10-15 минут.

2 . Индивидуальная работа.

Займите место за одним из столов.

Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите контуры рисунков.

Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность.

Продолжительность – 20 минут.

Все рисунки выкладываются для общего просмотра.

3. Коллективная работа.

Походите вокруг картин, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется что-либо дорисовать в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других.

Продолжительность – 20 минут.

Ребенок, объясняя свой рисунок, может словами подправить то, что не удалось изобразить.

• оперативная диагностика эмоционального состояния

• гармонизация эмоционального состояния

Материалы : листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, акварель и гуашь, пиалы с водой.

музыка для медитаций

Участникам предлагается занять удобное для себя положение.

Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было выразить ваше настроение

2. Индивидуальная работа

Используя краски или цветные карандаши, попробуйте нарисовать своё настроение .

3. После завершения работы, участники занимают стулья, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно рассмотреть детали. Затем каждый рассказывает о своем рисунке.

Продолжительность – 20-30 минут.

Если дети рисуют негативные рисунки, говорят о плохом настроении, предложите им следующую медитацию .

1. Закрой свои глазки и расслабься, как будто сейчас ночь и ты ложишься спать

2. Ты собираешься увидеть сказочно прекрасный сон, в котором будет много света и добра и в котором все любят тебя, и дарят много подарков, словно у тебя сегодня День Рождения.

4. Представь себя на берегу океана

5. Вокруг тебя очень светло и тихо. Ты отдыхаешь под нежными лучами яркого золотого солнца, которое над тобой

7. Почувствуй, что солнечный свет от яркого золотого солнца ласково касается твоего тела. Свет окружает тебя со всех сторон золотистым сияющим облаком..

9. Вокруг тебя солнечный день и всё очень хорошо. В этом месте всегда очень хорошо.

10. Солнце светит всё ярче и ярче и света становится всё больше и больше. И это очень радостно.

11. Представь, что ты растворяешься в свете солнца как маленький кусочек льда в стакане тёплой воды.

13. Смотри далеко вдаль. Вокруг тебя большой и прекрасный мир, который сияет светом.

15. А теперь открой глазки и улыбнись.

После медитации предложите детям порисовать. Сравнение рисунков – до медитации и после, позволит вам выявить ее эффективность.

Если вы заметили положительные изменения, вы можете использовать предложенную медитацию для улучшения состояния детей.

Читайте также: