Абхазия старец лечащий от рака

О целителе из села Звандрипша

Об абхазском целителе Варламе Владимировиче Карамзия я узнала от жительницы Казахстана. Молодая женщина позвонила в редакцию и рассказала, что обратиться к целителю из Абхазии ее заставила тяжелая болезнь матери. О нем ей в свою очередь рассказали друзья, которые благодаря ему смогли спасти своего ребенка (врачи обнаружили у него опухоль головного мозга).

Не медля ни дня, я нашла адрес, и отправилась в село Звандрипш, где родился и живет абхазский целитель. Действительно, он уже многие годы делает лекарство (из корней растения, растущего в горах), рассасывающее доброкачественные и злокачественные опухоли и кисты.

Когда я подъехала к дому, меня встретили, приветствуя на абхазском языке, высокий и стройный мужчина лет шестидесяти и обаятельная, светлая женщина (по возрасту немного младше него). Это были Варлам Владимирович и его супруга Хамида. В этой семье меня ждали не только интересная беседа о наблюдениях и выводах народного целителя: почему люди стали чаще болеть раком, и в каких случаях он берется за лечение, но и традиционное абхазское застолье – вкусная и полезная национальная домашняя еда, вино и тосты.

– При правильном подходе к лечению лекарство помогает почти при всех формах рака, – продолжает рассказывать Варлам Владимирович, – и не важно – это доброкачественная опухоль или злокачественная. В его методе главное – ее вовремя обнаружить… Правда, народный целитель против методов, используемых в классической медицине: химиотерапии и хирургического вмешательства. Он считает, что при лечении в первую очередь необходимо укреплять иммунную систему человека и очистить организм от токсинов. При облучении, по его мнению, раковые клетки переходят в другие клетки и ткани и через какое-то время они появляются вновь. И народными средствами бороться с ними становится гораздо сложнее.

– Господь дал нам различные болезни, дал и противоядие от них, – считает Варлам Карамзия. – В старые времена человек был намного ближе к природе, оттого и понимал ее намного лучше. К сожалению, научно-технический прогресс отдалил человека от природы… Большинство современных людей не знает и половины того, что знали наши мудрые предки о лечебных травах, да и вообще о болезнях. За свой многолетний опыт служения людям я вижу, что очень многие боятся даже самого названия: злокачественная опухоль. И, заболев, они уверены, что ее победить нельзя. Они настолько бывают убеждены в этом, что порой переубедить бывает очень сложно, а иногда, к сожалению, невозможно.

– Рак – это не приговор, как думают многие, – уверенно говорит Варлам Владимирович, – это возможность для человека измениться в лучшую сторону.

– Зачастую заболевание онкологией связано с глубокими обидами на себя или на окружающих. Важно простить себя и своих обидчиков. Важно измениться человеку. Стать добрее, а в чем-то, может быть, и тверже. Бывает и такое, когда раком болеют дети. В таких случаях болезнь может быть испытанием для самих родителей. Все люди разные, жизненные ситуации и испытания у всех разные. Здесь важно задавать себе вопрос: за что Господь мне дал эту болезнь?

И ответ, считает он, непременно будет.

Варлам щедро делится этими знаниями с окружающими людьми и, конечно же, со своими пациентами, заряжает их своей энергией. Но очень часто многое, как я уже говорила выше, зависит от настроя больного, от его желания бороться с болезнью и от веры в благополучный исход лечения. Поэтому, взявшись за лечение, он успокаивает больного, делает все возможное, чтобы человек не переживал и поверил целителю, что он ему поможет.

Варлам Владимирович рассказывал долго, и я с огромным интересом слушала его. И думала: о каких удивительных вещах говорит он, и в то же время о каких простых. А ведь эти знания хорошо были известны нашим предкам. А как сделать так, чтобы и современные люди обладали этими знаниями? Я думаю, чаще нужно говорить, писать об этом, что я и буду делать… Кстати, в семье целителя из села Звандрипша эти знания передавались (и что важно – сохранились и, думаю, еще долго будут храниться) из поколения в поколение. Сначала целителем был дед Варлама Владимировича, а потом его отец, который передал эти знания Варламу и его старшему брату. А они – своим детям.

– Можно! Противопоказаний никаких нет. Я и сам пью. Лекарство очищает организм от различных опухолей и кистообразных образований, миомы, фибромы, оно выводит различные токсины из организма. Более того, средство отлично помогает и при заболеваниях щитовидной железы, и при еще одном распространенном заболевании – мастопатии… – говорит он.

А то, что люди стали болеть чаще, по его мнению, связано с тем, что человечество стало меньше уделять внимание правильному питанию, а также подвергает себя различным стрессам. Все это отрицательно влияет на организм в целом.

– Вы посмотрите, что мы едим? – говорит Варлам Карамзия. – Почему мы перестали выращивать натуральные фрукты и овощи и заменяем их заморскими? Раньше абхазы работали на земле, ели полезную еду и редко жаловались на свое здоровье…

О раке – одной из страшных болезней XXI века, можно говорить целую вечность. Впереди меня ждало угощение: вареная домашняя курица с аджикой, мамалыга с сыром, свежим асыдзбалом, много разной зелени и белое вино… Подняв традиционных три тоста – за Всевышнего, за наши Аныхи и нашу Страну души, мы с целителем беседовали еще очень долго. Говорили о многом. О веселом. О грустном. О человеческих ценностях, об Апсуара, об истории Абхазии. Целитель уверен, что настанет время, когда человечество будет еще больше интересоваться и пользоваться знаниями, которые передавались из поколения в поколение, и сохранились по сей день. Нам просто нужно время.

– Практически каждый день, ко мне приезжают люди. Приезжают не только из разных городов и сел Абхазии, но и со всего постсоветского пространства. Иногда остаются и живут здесь месяцами, – говорит он. – Приезжают даже из Грузии. Правда, местные люди обижаются на меня, что я их принимаю.

– Как я их могу не принимать? – говорит он. – Они же тоже люди. Разве я буду смотреть на национальность человека, когда его жизнь практически в моих руках? (наши граждане тоже ведь едут на лечение в Грузию. Им же не отказывают в лечении).

Эсма АРДЖЕНИЯ, с. Звандрипш Гудаутского района

Земфира Гунба перенесла тяжелое заболевание - рак молочной железы. На протяжении шестимесячного лечения в Национальном онкологическом центре Абхазии она смогла победить болезнь, от одного упоминания которой у многих опускаются руки.

О том, как проходило лечение сложного заболевания, о молодых специалистах и об уровне лечения в Национальном онкоцентре Абхазии читайте в репортаже корреспондента Sputnik Асиды Квициния.

"Вы должны понимать, что это не приговор", — сказала мне мой врач после двухчасового обследования. Подобрав самую корректную форму, без капли безразличия в голосе серьезная молодая девушка озвучила мне мой непростой диагноз, при этом стараясь внушить уверенность, что все будет хорошо", — начала свою историю Земфира Гунба.

После того как она заметила у себя симптомы болезни, сразу обратилась в Национальный онкологический центр Сухума.

"На самом деле, я уже слышала о молодом враче в этой области Мрамзе Кварчия и почти сразу решила обратиться за помощью именно к ней. Осознать серьезность положения и не поддаться панике мне помогло ее сопереживание и соучастие. На мой взгляд, правильно поставленный диагноз очень важен, но также немаловажно правильно преподнести пациенту этот тяжелый диагноз и рассказать о плане лечения. Чтобы не опустились руки у пациента, не накрыло отчаянье, врач должен быть психологом и выбирать нужные формы и фразы. Все это я смогла понять, познакомившись именно с таким врачом", — делится Земфира одним из самых сложных для нее этапов жизни.


Врач онкомаммолог Мрамза Кварчия считает, что между врачом и пациентом должно существовать абсолютное доверие.

"Очень важно настроить пациента на борьбу с этим недугом. И ни в коем случае нельзя скрывать от больного то, с чем ему пришлось столкнуться. Невозможно будет донести до человека всю важность лечения, если он не понимает насколько это серьезно. Я стараюсь аккуратно преподнести этот сложный диагноз, но при этом, чтобы у него была реальная картина происходящего", — объясняет врач.

Пройдя обследование и выслушав врача, Земфира Гунба приняла решение проходить лечение в Абхазии. Родственники пациентки настаивали на выезде из страны, убеждая, что получить более квалифицированную помощь она может только за пределами республики.

"Мои родные уговаривали меня обратиться к другим специалистам и не проходить лечение в абхазских условиях. Но сердце мне подсказывало, что мне помогут, и все будет хорошо, я твердо решила остаться", — признается она.

Земфира Гунба стала готовиться к операции. Шесть долгих месяцев лечения. Тяжелой была и химиотерапия, и реабилитация.

"Пока я находилась в больнице, практически весь медперсонал оказывал мне поддержку и внимание. Люди меня окружали неравнодушные, они пытались отвлечь меня разговорами, шутками. После процедур химиотерапии мы спускались в столовую, где к нам часто подходил повар, спрашивая, нравится ли нам обед, и чего бы еще нам хотелось. Заведующий отделением, проходя мимо палат, успевал заглядывать в каждую, справляясь о здоровье пациентов. Столько людей участвовало в моей борьбе с раком, что у меня не появлялось чувство, что это болезнь только моя, и времени на депрессию у меня практически не оставалось. Мрамза Витальевна в свою очередь звонила мне каждый день, интересуясь, не забыла ли я выпить лекарства и как сегодня мое состояние", — вспоминает Гунба.

Тяжело, когда больной в одиночку борется за жизнь, но когда врачи становятся рядом, настраивая пациента на победу, стыдно отчаиваться и поддаваться депрессии, появляется настрой и вера в результат, добавила она.

После трехмесячных процедур химиотерапии родственники Земфиры все же настояли на обследовании за пределами страны.

"Для повторного обследования я обратилась в онкологическую клинику в Ростове-на Дону. Все то, что мне говорили в Абхазии, диагноз и лечение, подтвердилось. Я попала в клинику, где Мрамза Витальевна проходила свое обучение. Просмотрев все новые анализы и сравнив с тем, что мы привезли с собой, нам заявили, что нет никакой необходимости в лечении за пределами страны, если в Абхазии есть такие специалисты", — вспоминает Гунба.


В Абхазии бытует невысокое мнение о местных медицинских специалистах. Молодые специалисты из-за таких предрассудков ощущают свою неоцененность.

"Поступая на медицинский факультет, я выбирала специальность, которая необходима Абхазии. И не рассматривала варианта работы в другой стране. Заболевание рака молочной железы занимает первое место в Абхазии и во всем мире. Но в то же время обнадеживает то, что рак молочной железы, в сравнении с другими локализациями, гораздо лучше поддается лечению. Здесь все упирается в обращаемость. У больных при обращении на ранних стадиях заболевания перспективы в лечении, в большинстве случаев, хорошие. Эти пациентки, как правило, имеют шанс на полное выздоровление", — уверена онколог Кварчия.

Врач сетует на то, что в Абхазии очень высокий процент обращаемости на поздних стадиях заболевания, что напрямую ухудшает перспективы в лечении.

"Порой мы сталкиваемся с ситуациями, когда наши пациенты просто не знают, что в условиях Абхазии на сегодняшний день можно получить диагностику и необходимое лечение в полном объеме. На сегодняшний день в нашем Национальном онкологическом центре касаемо диагностики и лечения заболеваний молочных желез мы фактически не ограничены ни в чем", — подчеркнула она.

Земфира Гунба проходит последний курс химиотерапии. В скором времени, как утверждает Мрамза Кварчия, пациентка сможет вернуться к своему обычному образу жизни.

Старец Порфирий Кавсокаливит

«Лекарство, чадо мое, означает яд. Не думай, что лекарства всегда приносят только лишь пользу. Они еще и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь, и мы выбрасываем лекарства.

…Может быть, в твоей головке зародилась мысль, что раковая опухоль… сильнее Бога? Если так, то ты делаешь большую ошибку. Нет ничего превыше нашего Господа. Он, и только Он – над всем! И от Него зависит всё!

…Ты знаешь, что надо делать, когда ты болеешь? Надо просить Бога, чтобы Он простил тебе твои грехи. И Бог, поскольку ты, будучи преисполнен страдания, со смирением будешь обращаться к Нему, простит тебе грехи и исцелит и твое тело…

Однажды я застал Старца тяжело больным. У него не было сил не только меня поприветствовать, но даже просто вытереть пот, от сильной боли выступивший у него на лбу. Я был вынужден сказать ему:

– Вы, Геронда, совершили такое великое множество чудес. Насколько мне известно, Вы исцеляли неизлечимо больных, даже больных раком. Наконец, Вы имеете такое дерзновение к Богу, какое я не знаю, есть ли у кого другого на земле. Почему Вы, с Вашим дерзновением, не умолите Бога избавить Вас от этих болезней?

– Этого, дитя мое, я не сделаю никогда!

– Но почему? Вы же не просите у Бога ничего плохого?

– Потому что я не хочу принуждать Бога!

Его ответ меня поразил, обезоружил и заставил замолчать. В эти тяжелые часы я оставался рядом со Старцем и наблюдал, как он боролся с болезнью – молчаливо и с полным спокойствием.

Я болен, но я счастлив

– Где у Вас болит, Геронда?

– Что мне делать, Геронда, чтобы обрести радость в жизни?

– Читай Священное Писание, ходи в церковь, имей духовника, причащайся Святых Таин, – одним словом, будь доброй христианкой. Тогда ты найдешь ту радость, которую ищешь. Ты видишь, что я сейчас болен, но я счастлив. Так и ты, когда немного приблизишься ко Христу, обретешь радость в своей жизни.

Отец Порфирий рассказывал:

– Как-то раз ко мне пришла одна монахиня. Заметив у нее на руке опухоль величиной с грецкий орех, я сказал ей:

– Давай я покажу тебя профессору (тогда я служил в храме при поликлинике).

– Я пришла сюда не для того, чтобы показаться профессору, но чтобы повидать Вас, Геронда, – ответила она.

Я благословил ее, перекрестил ее руку и отослал обратно в монастырь. Вскоре опухоль рассосалась.

Во время исповеди одной женщины моим душевным очам было открыто, что у нее рак груди.

– Ты здорова? – спрашиваю я ее. – У тебя что-то есть.

– Да, Геронда. Но я стесняюсь сказать о своей болезни.

– Иди сейчас в такой-то кабинет, это здесь рядом, к такому-то врачу, и попроси его от моего имени, чтобы он тебя осмотрел, а затем возвращайся и расскажи мне о результатах.

Когда она вернулась, то сказала, что у нее действительно обнаружили раковую опухоль. Врачи отправляли эту женщину на обследование, и через три дня она должна была лечь на операцию.

Тогда я опустился на колени, сказал ей, чтобы она тоже стала рядом, и велел творить про себя молитву. Я тоже стал молиться про себя. Затем, осенив эту женщину крестным знамением, я, согласно рекомендации врачей, отослал ее на обследование.

Когда спустя три дня она пришла на операцию, то оказалась совершенно здоровой. Опухоль безследно исчезла.

Врач, сам не свой, спускается ко мне в храм и говорит:

– Геронда, что ты такое сделал этой женщине, что она стала совершенно здоровой? Если бы три дня назад я своими глазами не видел эту опухоль и своими руками не прощупал ее, я бы ни за что не поверил, что она у нее была.

– Многое видят мои глаза, – закончил Старец. – Множество чудес. Благодать Божия действует по вере людей.

Верь, что и в наше время случаются чудеса. Потому что Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.


– Я ждал тебя! Ты не поверила не только моим словам и уверениям, но даже и моим молитвам. Ну что с тобой будешь делать, благословенное чадо? Ты прервала свой отпуск, который так тебе необходим, и спешно приехала, чтобы повидать меня? Говоришь, что мои молитвы не достигали до тебя, и поэтому ты пришла сюда?

Такими словами встретил Старец одну студентку, желая таким образом показать свое неудовольствие тем, что она так маловерна. Затем он сказал:

– Ну, теперь расскажи мне, что тебе сказали проводившие обследование врачи?

– То же самое, что говорили и Вы, Геронда. Дело плохо! Это рак! – Тут она разрыдалась.

– Что ты плачешь? Где твоя вера в Бога? Ты даже забыла то, что я говорил тебе по телефону. Или, может быть, в твоей головке зародилась мысль, что раковая опухоль… сильнее Бога? Если так, то ты делаешь большую ошибку. Нет ничего превыше нашего Господа. Он, и только Он – над всем! И от Него зависит всё! Итак, хватит слез. Я хочу видеть своих детей не печальными и несчастными, а радостными и счастливыми. Ну давай я, как обещал, прочитаю тебе молитву, и тогда ты увидишь, как быстро твое здоровье пойдет на поправку.

Так и случилось. Отец Порфирий начал читать молитву, что заняло достаточно много времени, одновременно осеняя крестом место опухоли. Старец с такой силой прикладывал крест к больному месту, что он оставлял на коже видимые отпечатки. Его вера была так сильна, что результат неизбежно должен был оказаться положительным.

По окончании молитвы отец Порфирий получил от Бога извещение. Его святой лик весь светился от радости. Его прошение было услышано. Великий Бог, в Которого он так сильно верил, Которому поклонялся и Которому с такой самоотверженностью служил не одно десятилетие, призрел на его горячую молитву и совершил великое чудо. Болезнь была побеждена.

В один миг больная стала здоровой. Старец заглянул ей в глаза и тут же заметил в них перемену. Вместо слез в них засветилась радость. Место отчаяния в них заняла надежда. Угрюмость уступила место улыбке, болезнь – здоровью и, наконец, смерть – жизни! Действительно, сколь прекрасны плоды веры.

– А что же стало с опухолью, которая была уже размером с яйцо? – осмелился я спросить, когда рассказ был закончен.

– А ты что думаешь?

– А я спрашиваю тебя.

– Что ты хочешь? Она почти пропала, исчезла, улетучилась. Ушла туда, откуда и пришла… Через несколько дней нельзя было даже понять, на каком месте она была. Ты знаешь, Кто такой наш Бог? Кто Он?

– Создавший все и изменяющий все по Своему изволению.

– Верно! Так и есть. Благословение мое да пребудет с тобою.


Однажды отец Порфирий сказал мне:

– Когда я был молодым, то просил Бога дать мне раковую болезнь, чтобы я мог страдать из любви к Нему. Как-то зимой старцы послали меня за улитками. Шел снег, и я четыре часа собирал этих улиток. Мокрый, холодный как лед мешок с ними висел у меня за плечами. Так я заболел плевритом. У нас в келье не было ни хорошей пищи, ни лекарств. Я весь высох, остались только кожа да кости, и говорю старцам, что так я умру. Вскоре издалека приехал мой брат. Он положил мне на спину вытяжной пластырь, знаешь, что это такое?

– Это квадратный кусок кожи, его приклеивают к спине в том месте, где имеются скопления жидкости. Этот пластырь вбирает в себя всю жидкость от плеврита и разбухает, как губка.

Затем на рану наложили пластырь на основе воска. Этот пластырь собирал гной, и его часто меняли. Каждая смена – новые страдания.

Поскольку я нуждался в усиленном питании, старцы послали меня на месяц в Афины. Поправившись, я немедленно вернулся назад. Но вскоре снова разболелся. Тогда я поехал в Афины на два месяца. Вскоре после того как я, здоровый, вернулся назад, болезнь снова свалила меня с ног. В конце концов, старцы, посоветовавшись, решили окончательно отослать меня из кельи. Проливая потоки слез, я попрощался с ними. Второй послушник старцев провожал меня до корабля. Мы оба все время плакали.

– Отец, – говорил я ему, – не плачь, я вернусь.

– Дитя мое, – говорил он мне в свою очередь, – не плачь, Пресвятая Богородица вернет тебя назад.

Одним глазом я немного вижу свет, а другим вижу людей, но лица уже не разбираю, вижу лишь силуэты. Язык у меня стал несколько толще и длиннее, так что он уже мешает мне во рту, и у меня изменился голос. Боли бывают страшные. Тогда я вооружаюсь терпением и начинаю молиться. Но при очень сильных болях даже молиться становится невозможно. Однако я не ропщу и не жалуюсь.

– Геронда, принимайте какие-нибудь болеутоляющие средства, тогда Вам будет легче.

– Да, Геронда, знаю. И я Вас люблю и прошу Бога, чтобы Он Вашими святыми молитвами помиловал меня.

– В болезни я прошу Бога, чтобы он умилостивился надо мной и простил грехи мои. Когда человек достигает состояния, которое он имел до грехопадения, тогда Бог не попускает ему болезней. Когда Бог захочет, то в один миг может сделать нас здоровыми. Но это непросто. И понимают это только те, кто может вместить.


«Теперь у меня стали отниматься ноги, они меня уже не держат. Я могу передвигаться только немного здесь, по келье. Еще я стал все забывать, ухудшилась память. Но я не прошу Бога о том, чтобы Он исцелил меня, а только чтобы Он простил мне мои прегрешения.

Так просто Старец объяснил мне, что болезнь тела является следствием болезни души, то есть следствием моих грехов. Полученное же вследствие смиренной молитвы прощение Богом грехов приносит душе исцеление, а со временем, когда Бог благоволит, исцеляется и тело. Старец подчеркивал, что мы должны молиться просто, не имея никаких задних мыслей. В молитве нужно просить только отпущения грехов. Потому что для уврачевания болезни нужно сделать лишь одно – устранить ее причину.

Молитва, совершаемая не в простоте, когда больной просит о прощении грехов только для того, чтобы получить лишь телесное здравие, бывает безрезультатна по причине корыстолюбивого намерения больного.

Согласно мнению отца Порфирия, Христос, отвечая на смиренное прошение недугующего об отпущении грехов, на его безкорыстную веру в Его великую милость, вначале делает более трудное, а затем, когда Он сам сочтет нужным, переходит к более легкому. Сначала Бог врачует корень – болезнь души, грех; а затем ветви – болезнь тела.


Во время беседы со своими духовными чадами Старец сказал:

– Лекарство от рака очень простое. Врачи пользуются им ежедневно, оно постоянно у них под рукой, как мне это, по благодати Божией, известно. Но Бог не открывает им это средство, потому что в последнее время в результате раковых болезней наполнился Рай!


«С чего начинает лечить врач? Сначала он молится, призывая помощь Божию, а уж затем дает лекарство.


Однажды я зашел к своему врачу, чтобы проконсультироваться с ним о моей старой болезни. Он посоветовал мне через год провести еще одно повторное обследование, а затем лечь на операцию. Я пришел к Старцу и с волнением рассказал ему о совете врача.

– У одного человека был редкий перелом костей запястья, и врач предложил ему сделать хирургическую операцию. Больной обратился за советом к Старцу. Отец Порфирий видел все нервные окончания, проходящие и переплетающиеся в точке перелома, и обратил внимание посетителя на то, что в случае неудачной операции он может стать инвалидом. Ввиду такой опасности этот человек отказался от операции. Спустя какое-то время его рука прошла и он забыл о своем переломе.

– Другому человеку Старец посоветовал отказаться от операции на предстательной железе во избежание в дальнейшем развития там раковой опухоли.

Старец Паисий Афонский


— Геронда, а отчего так сильно распространился рак?

— Чернобыль и все подобное этому, думаешь, что — прошли бесследно? Оттуда все и идет. Вот тебе люди — все это их плоды… Народ страшно изуродован. В какую эпоху было столько больных? В старину люди такими не были. А сейчас, какое бы письмо из тех, что мне присылают, я ни открыл, так обязательно встречу или рак, или душевное заболевание, или инсульт, или разрушенные семьи. Прежде рак был редкостью. Ведь жизнь-то была естественной. О том, что попускал Бог, речь сейчас не идет. Человек ел естественную пищу и отличался отменным здоровьем. Все было чистым: фрукты, лук, помидоры. А сейчас даже естественная пища калечит человека. Те, кто питается одними фруктами и овощами, терпят еще больший вред, потому что все загрязнено. Если бы так было раньше, то я умер бы в молодом возрасте, потому что в монашестве я питался тем, что давал огород: луком-пореем, марулей, обычным луком, капустой и подобным этому, и чувствовал себя прекрасно. А сейчас — удобряют, опрыскивают… Подумать только — чем питаются нынешние люди. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты — все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя.


Болезни помогают людям

– Геронда, болезнь всегда приносит человеку пользу?

Небесная мзда за болезнь

– Как поживает твоя мать?

– Плохо, Геронда. Время от времени у неё очень высоко поднимается температура, и это причиняет ей невыносимую боль.
Её кожа трескается, покрывается ранами, и по ночам она не может уснуть.

– Знаешь, ведь такие люди – мученики. Если не полностью мученики, то наполовину точно.

– А у неё, Геронда, вся жизнь – одно сплошное мучение.

– Значит и мзда, которую она получит, будет сугубой. Знаешь, сколько ей предстоит получить? Рай ей гарантирован.
Видя, что человек может вынести тяжелую болезнь, Христос даёт ему эту болезнь, так, чтобы за малое страдание в жизни земной человек получил многую мзду в небесной вечной жизни. Он страдает здесь, но получит мзду там, в жизни иной, потому что есть Рай, и есть воздаяние [за скорби].

Когда тело претерпевает испытание, душа освящается.
От болезни страдает тело, наш глинобитный домик, но от этого будет вечно радоваться хозяин этого домика – наша душа – в том небесном дворце, который готовит нам Христос.
По этой духовной логике, которая нелогична для людей мира сего, я тоже радуюсь и хвалюсь теми телесными болезнями и изъянами, которые у меня есть.
Единственное, о чём я не думаю, так это о том, что мне предстоит получить небесную мзду.
Я понимаю [свою боль] так, что [через неё] я расплачиваюсь за свою неблагодарность Богу, поскольку я не ответил подобающим образом на Его великие дары и благодеяния.
Ведь всё в моей жизни – это один сплошной [духовный] пир: и моё монашество, и мои болезни.
Бог во всем относится ко мне человеколюбиво, Он во всём ко мне снисходит.
Однако помолитесь, чтобы Он не записал мне всего этого на счёт [лишь] этой жизни, потому что тогда – горе мне, горе!
Христос оказал бы мне великую честь, если бы ради Его любви я пострадал бы ещё больше.
Лишь бы Он меня укреплял так, чтобы я мог выдержать [эту боль]. А воздаяние мне не нужно.

Терпение в боли

– Геронда, а помните, когда у Вас были проблемы с ногами?

– Геронда, когда Вы говорите, что человек терпит боль, то Вы имеете в виду, что он совсем не показывает виду, что ему больно?

– В крайнем случае, он может дать окружающим немного понять, что ему больно.
Он может сказать им о своей боли, но не говорить о том, насколько эта боль сильна.
Ведь если он совсем скроет свою боль от других, то они могут соблазниться от каких-то его поступков.
К примеру, если монах мучается от боли и не может пойти на службу, то если он не скажет о своем состоянии другим, возможно, кто-то, не имеющий добрых помыслов, повредится.

Отношение к боли

– Геронда, какую боль Вы называете невыносимой?

– Боль, при которой текут слезы. Это не слезы покаяния и не слезы радования. К какой категории относятся эти слезы, как вы думаете?

– Может быть, Геронда, к категории мученичества?

– Конечно, – к категории мученичества.

– Геронда, что необходимо, чтобы преодолеть боль?

– Необходимо мужество, усилие.

– А как человеку преодолеть боль невыносимую?

– Геронда, говорят, что ночью боли усиливаются.

– Да, ночью человеку становится хуже. Но, кроме того, днём общаясь с людьми, разговаривая, больные забывают о своей боли.
Ночью они остаются наедине с собой, их ум уходит в боль, и им кажется, что она усиливается.
От болей во время болезни никуда не денешься, но задача в том, чтобы повернуть ручку [духовной] настройки на другую частоту, чтобы об этих болях забывать. Ведь если ты относишься к боли неправильно, то тебе в два раза больнее. Если ты думаешь о боли, то боль усугубляется.
А вот если ты включаешь в работу добрый помысл, к примеру, вспоминаешь о тех, кому ещё больнее, чем тебе, или если поёшь что-то церковное, то боль забывается.

– Геронда, боль обычно предупреждает о том, что в организме что-то неладно. В связи с этим, какое внимание надо уделять боли?

– Геронда, если я знаю, что моя боль не оказывает на организм никаких других побочных последствий, то она меня не беспокоит.
Однако она беспокоит, если я знаю, что через боль проявляется серьёзная болезнь.

– Геронда, боль ожесточает человека?

– Если человек не относится к боли духовно, то она может его ожесточить.
Однако, относясь к ней духовно, он имеет мир и утешается божественным утешением. Потом болезнь становится праздником, торжеством.
Человек радуется, потому что он будет причтён к исповедникам и мученикам.
Святые мученики забывали боль, потому что их любовь ко Христу была сильнее, чем их боль и её нейтрализовала.

– А разве человек, который испытывает боль и не относится к ней духовно, не очищается?

- Человек мирской очищается, но монах – нет.

Соучастие в чужой боли

Когда человеку больно за ближнего, это некоторым образом приводит Бога в умиление. Бог радуется, потому утешение. [Если бы этого божественного утешения не было], то человек не мог бы выдержать боль за своего ближнего.

– Геронда, как можно почувствовать чужую боль?

– Геронда, а что переносится тяжелее – химиотерапия или облучение?

– Геронда, если бы Вы согласились на операцию чуть раньше.

– Геронда, а каким образом они брали это на себя?

Читайте также: