Взрослость социальная ситуация развития и новообразования периода

Особенности психического развития средней взрослости

Нормативный кризис 30-35 лет

Кризис обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.

В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием, созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени и досуговой деятельностью, которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности.

Каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд — общественной полезностью деятельности, семья - концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг - реализацией личностного потенциала.

Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.

(от 40 до 60 лет)

В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает промежуток жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Однако в работах различных авторов имеются существенные различия в определении начала и конца данного возраста.

Одна из главных особенностей средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере.

Ряд исследователей, занимающихся проблемами развития и самопознания, рассматривают взрослость как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов — обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия.

Согласно методологическому принципу единства сознания и деятельности личность как субъект деятельности в ней и формируется. Деятельность характеризуется направленностью человека на активное отношение к миру, на преобразование природной и социальной среды.

В зрелости (взрослости) ведущим видом деятельности является труд, который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Изменяющиеся факторы и возникающая вследствие их влияния система отношений не являются постоянными для разных возрастных периодов жизни человека. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе онтогенеза.

В 40-50 лет жизни человек оказывается в новых социальных условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер. Состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться, ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психологически переносят крайне тяжело. Кроме того, в этом возрасте у многих впервые начинают появляться серьезные проблемы со здоровьем.

10.2.2. Особенности развития познавательных процессов

У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволил ему сохранять трудовую и творческую активность.

Развитие отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью.

Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс,

Специфика интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.

Главное достижение этого возраста может быть определено как обретение состояния мудрости. В этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информации в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью.

Потери в когнитивной сфере у людей среднего возраста носят весьма ограниченный характер и, несмотря на снижение психофизических функций человека, средняя взрослость является, вероятно, одним из самых продуктивных периодов в творчестве человека, тем более, если его деятельность связана с гуманитарными знаниями

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Безусловные рефлексы и их значение в младенческом возрасте. Психологические новообразования раннего детства. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Специфические особенности психики и поведения подростка, взрослого и пожилого человека.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.05.2010
Размер файла 55,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.) В дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предполагает выход на качественно-новый уровень, связанный с развитием творческих способностей и предполагающий не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового: речь идёт о способности увидеть проблему, поставить и переформулировать вопросы, находить нестандартные решения.

В ранней юности процесс формирования личности ещё не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остаётся с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.

Психологические новообразования

1) Потребность самоопределения;

2) Готовность к личностному и профессиональному самоопределению;

3) Жизненные планы;

4) Устойчивое самопознание;

6) Ценностные ориентации;

7) Мировоззрение внутренняя позиция мужчины (или женщины).

Кризис перехода к взрослости (18 - 20 лет)

Взрослость как психологический период

Период взрослости наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

- ранняя взрослость (молодость,

- поздняя взрослость (старение и старость).

Проблема периодизации взрослости

Одна из первых периодизаций принадлежит Ш. Бюлер, которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения.

- Первая фаза (16 - 20 лет) - предшествует собственному самоопределению.

- Вторая фаза (с 16 - 20 лет до 25 - 30 лет) - фаза проб и поиска (профессии, спутника жизни и т. п.)

- Третья фаза (с 25 - 30 до 45 - 50 лет) - пора зрелости: человек находит своё дело в жизни, обзаводится семьёй. К 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.

- Пятая фаза (старше 70 лет) - старый человек: обращение к прошлому и желание покоя.

Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 лет (д. Биррен), 21 год (Д. Б. Бромлей), 20 лет для женщин и 21 год - для мужчин (по международной классификации), 25 лет (В. В. Бунак) и т. д.

Ещё большей неопределенностью отличаются характеристик и временные границы среднего возраста, или средней взрослости: от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25 - 40 (Д. Б. Бромлей), 25 - 50 (д. Биррен), 36 - 60 лет (согласно международной классификации возрастов).

Верхняя граница зрелости и начало старости ещё более варьируют в различных периодизациях в огромном диапазоне: это 55 лет (В. В. Бунак В. В. Гинзбург), 60лет (Г. Гримм и большинство демографов), 75 лет (Д. Биррен).

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также создание собственной семья и воспитание детей. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность - ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.

В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества, но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идёт о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях - физической, нравственной, профессиональной.

Общение в период взрослости

1) Круг общения связанный с профессиональной деятельностью;

2) Освоение и реализация супружеских и родительских отношений.

Нормативные кризисы зрелости

Кризис 30-летия - коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье;

Кризис 40-летия (кризис середины жизни) - осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста;

Кризис 50 лет - неразрешённость кризисных переживаний, отказ от активности обновления;

Кризис 60 лет - происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни.

Психологические новообразования периода взрослости

1) Построение стратегии жизни;

3) Смысложизненные решения;

4) Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление);

5) Материнство / отцовство.

9. Взрослость: старение и старость. Пожилой возраст (старение) - 60 - 75 лет. Старость - 75 - 90 лет.

Старость как биосоциопсихологическое явление

Поздняя взрослость, старость как психологический возраст - это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла. Старость рассматривается как сложное биосоциопсихологическое явление. Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти. Как социальное явление старость обычно ассоциируется с выходом на пенсию, с изменением социального статуса, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости

Н. С Пряжников предложил выделить специфику самоопределения и деятельности на разных этапах старости:

I. Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) - это прежде всего ожидание, а в лучшем случае подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

1. Социальная ситуация развития:

2. Ведущая деятельность:

- выбор занятия на пенсии.

II. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса.

1. Социальная ситуация развития:

- в основном контакты с близкими людьми и родственниками;

- постепенно появляются друзья-пенсионеры;

2. Ведущая деятельность:

- для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии;

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента ухудшения здоровья), когда человек уже усвоил новый для себя социальный статус.

1. Социальная ситуация развития:

- общение в основном с такими же старцами;

- некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности;

2. Ведущая деятельность:

- для части стариков в этот период ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти;

1) Сужение круга общения;

2) Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками;

Психологические новообразования в период старости

- Принятие своей жизни;

Кризис индивидуального существования

- Смерть как последнее критическое событие в жизни;

- Установка в отношении смерти.

Заключение

1) Кризис доверия и недоверия (в течение первого года жизни);

2) Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2 - 3 лет);

3) Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет);

4) Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет);

5) Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет);

6) Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет);

8) Удовлетворённость прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Ступени развития субъективности человека:

Используемая литература

Характеристика учебной деятельности-ведущая в младшем школьном возрасте, содержание, структура. Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника. Психологические новообразования личности и поведения в младшем школьном возрасте.

реферат [21,1 K], добавлен 24.09.2008

Условия развития ребенка-дошкольника: увеличение требований к его поведению; соблюдение норм общественной морали; умение организовывать поведение. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Становление личности слабослышащего ребенка.

курсовая работа [147,2 K], добавлен 31.10.2012

Биологические и социальные условия психического развития подростков. Общая характеристика кризиса подросткового возраста и его значение в становлении личности. Самосознание как новообразование личности подростка. Роль учебной деятельности в жизни ребенка.

курсовая работа [37,3 K], добавлен 20.05.2014

Оценка старшего школьного возраста с точек зрения различных теорий. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность в юношеском возрасте, центральные психологические новообразования, формирование личной идентичности. Отношения со взрослыми, кризисы.

реферат [17,1 K], добавлен 12.12.2010

Проблемы развития личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Развитие игр у детей дошкольного возраста. Этапы формирования игровой деятельности детей. Значение игры.

дипломная работа [543,2 K], добавлен 06.11.2005

Подходы к периодизации детства и определению ведущего типа деятельности. Деятельность в младенческом возрасте и в раннем детстве. Значение игры как ведущего типа деятельности в психическом развитии дошкольника. Психическое развитие школьника и подростка.

курсовая работа [31,2 K], добавлен 12.02.2009

Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

контрольная работа [43,6 K], добавлен 15.07.2012

Кризис подросткового возраста. Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Формирование Я-концепции. Возрастные рамки подросткового периода развития, его особенности и значимость для формирования взрослого человека.

курсовая работа [82,2 K], добавлен 23.02.2014

Общая характеристика особенностей подросткового возраста. Специфика поведения подростков и направления исследования их личности. Методика диагностики, а также структура и компоненты. Основные направления работы психики по коррекции личности подростка.

курсовая работа [58,8 K], добавлен 18.09.2016

Ведущая деятельность в контексте возрастного развития, механизм ее влияния на развитие ребенка. Значение игры и эффективность ее применения. Организация и методики исследования уровня развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [107,8 K], добавлен 08.04.2011

В период ранней и средней взрослости главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация развития существенно меняется: в молодости она связана с овладением выбранной профессией, созданием собственной семьи и воспитанием детей, т.е. это ситуация организации соответствующих сторон жизни. В период зрелости — это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы. В период ранней и средней взрослости ведущим типом деятельности является труд, но не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), а максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности.

В старости социальная ситуация развития связана с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде, со сменой общественной позиции.

И.С. Кон выделил следующие социально-психологические типы старости [8].

  • • активная творческая старость — уходя на пенсию, люди продолжают вести активную общественную жизнь. В числе этих людей много творческих и научных работников, достаточно большой процент медиков и учителей, имеющих активное и творческое отношение к жизни;
  • • старость, посвященная любимому делу, хобби, увлечению, самообразованию;
  • • старость, реализующая себя в семье на благо другим ее членам. Чаще такой путь выбирают женщины;
  • • старость, посвященная заботе о собственном здоровье. Этот путь более характерен для мужчин. Такой вид организации жизнедеятельности дает определенное моральное удовлетворение, но иногда сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью в отношении здоровья;
  • • агрессивные ворчуны — недовольные и критикующие всех по праву возраста. Обычно такое поведение характерно для людей, ощущающих упущенные возможности, с низкой продуктивностью зрелой жизни.

Другой вариант состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом, продолжении профессиональной деятельности, написании мемуаров, преподавании и наставничестве, воспитании внуков, учеников, общественной деятельности, стремлении к вовлеченности в жизнь [15].

Э. Эриксон считает, что на последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому ее оценивают. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то результатом является обретение им чувства целостности Эго. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чредой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния [17].

Н.С. Пряжников делит период поздней зрелости на следующие этапы [11]:

Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) — связан с необходимостью адаптироваться к новому распределению ролей. В целом этот период характеризуется рядом особенностей.

  • • Социальная ситуация развития:
  • — первое время сохраняются старые контакты с коллегами по работе, но в дальнейшем они становятся все менее выраженными;
  • — в основном преобладают контакты с близкими людьми и родственниками;
  • — постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди;

  • — общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.
  • • Ведущая деятельность: освоение новой статусной позиции в обществе поиск оптимальных способов адаптации в новых условиях жизни. Проявляется в следующих вариантах:
  • — проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.);
  • — самоопределение методом проб и ошибок;
  • — для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;
  • — все более усиливающееся стремление поучать или даже стыдить людей более молодого возраста;
  • — для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начинать писать мемуары, а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями.

Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим.

Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости.

Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75—80 лет и старше) имеет ряд особенностей.

  • • Социальная ситуация: общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться тем, что в их семье живет настоящий долгожитель. У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые, поскольку долгожитель — явление редкое.
  • • Ведущая деятельность во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь.

Кафедра педагогики и психологии

3 курс, 302 группа,

заочное отделение

Ст. преподаватель

кафедры педагогики и психологии

Особенности психологии среднего возраста

Критерии достижения взрослости

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность в период зрелости

Стадии возраста

В науке существуют разногласия по поводу начала периода взрослости и его окончания. Большая часть исследователей относит начало его к моменту окончания юности – к 18 – 19 годам, а конец к возрасту 55 – 60 лет. В дополнение к этому, выделяются стадии:

1. Ранняя взрослость (20-23 – 30 лет).

2. Средняя взрослость (30 – 45 лет).

3. Поздняя взрослость (45 – 55 лет).

4. Предпенсионный возраст (50 – 55 лет для женщин, 55 – 60 лет для мужчин).

При этом для каждой из стадий отмечаются особенности.

Так, для стадии ранней взрослости характерно овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность, возможность включения во все виды социальной активности страны. У большинства проходящих эту стадию лиц складывается собственная семья и рождается первый ребенок. Завершается получение высшего образования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого – избранная профессия.

Средняя взрослость – это период достижения совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди многих товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности.

Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход от семьи выросших детей.

Предпенсионный возраст – это период, когда налицо очевидное снижение физических и умственных функций. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний и происходят существенные изменения во всей мотивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни. Вместе с тем – это годы, благоприятные для занятия наиболее видного положения в своем социальном кругу.

В отечественной психологии разработка проблемы возрастов принадлежит Л.С. Выготскому, который выделял основные характеристики возраста:

- социальная ситуация развития;

- ведущая деятельность ребенка;

Каждому возрасту присуща своя задача, решение которой связано с переходом на новую возрастную ступень и влияет на все дальнейшее развитие личности.

Средний возраст (25 – 39 лет) – время окончательного вхождения человека во взрослую жизнь. Это – самый важный возраст в жизни человека, поскольку человек от накопления знаний и опыта переходит к их активной реализации, поиску своего места в жизни. Очень часто от действий человека в этом возрасте зависит вся его последующая жизнь.

Особенности психологии среднего возраста

- осознание своих главных интересов в жизни;

- уход от родительской опеки, самостоятельность дальнейшего жизненного выбора;

- устремление в будущее (в этом возрасте люди обычно часто думают о будущем, которое часто представляется в идеальных тонах, оптимистически).

Как правило, в период среднего возраста человек окончательно определяется с профессиональным выбором и создает семью.

Период зрелости обычно делят на два самостоятельных периода:

- ранней (40 – 45-49 лет);

- поздней зрелости (45-49 – 60 лет).

- попытка подвести первые итоги жизни (мысль человека начинает все реже концентрироваться на будущем и больше сосредотачиваться на настоящем и прошлом);

- переосмысление прожитого опыта;

- осознание ограниченности своих возможностей, в т.ч. – по времени и по здоровью;

- корректировка жизненных планов.

Как правило, такая корректировка идет в сторону уменьшения притязаний, но не всегда. Глубина кризиса данного возраста часто зависит от того, совпадает ли идеальное представление человека о жизни с реальным.

Поздняя зрелость (45-49 – 60 лет) – время максимального раскрытия внутреннего потенциала человека. Для психологии данного возраста характерны:

- окончательное избавление от комплексов;

- адекватное и полное осознание своих интересов, приоритетов, своего места в жизни;

- стремление максимально полно реализовать себя и ощутить окружающий мир.

Критерии достижения взрослости

1. Новый характер развития теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием.

2. Способность реализовать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям. Позитивно разрешать противоречия и трудности.

3. Преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других.

4. Некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать).

5. Социальные и культурные ориентиры, которые используются для определения успешности и своевременности развития во взрослости (социологическая роль и социальный статус).

Зрелость (по Шаковаленко) – самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности. Это период взрослости, когда может осуществляться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности.

Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни.

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, а такая ситуация в создании собственной семьи и воспитания детей.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и других сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из своих главных потребностей (для многих – главную) в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека – его духовный рост, развитие способностей и т.д.

Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто женщина и мужчина, они становятся матерью и отцом. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

Выбор спутника жизни и создание семьи – одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.

С внутренней стороны социальной ситуация развития определяется стремлением к самостоятельности, независимости и отношением к ответственности.

Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких, готовность принять эту ответственность, есть ключевое переживание социальной ситуации развития данного периода.

Ведущим видом деятельности является труд, успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.

Специфика молодости как возрастного этапа не исчерпывается выбором спутника жизни и созданием семьи. Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период – овладение выбранной профессией.

В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности является труд, который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе онтогенеза.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Читайте также: