Выставка керамика раку вселенная в чайной чашке

В России выставка Керамика Раку: космос в чайной чашке впервые открылась 10 июля 2015 года в Манеже Малого Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Выставка была организована Государственным Эрмитажем, Музеем Раку и Японским фондом совместно с Посольством Японии в России, Генеральным консульством Японии в Санкт-Петербурге при содействии Национального музея современного искусства Киото.




Выставка объединила богатую коллекцию экспонатов, имеющих в Японии статус Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, и включила в себя шедевры прославленных мастеров по керамике шестнадцати поколений династии Раку. Наконец-то появилась возможность увидеть вживую работы мастера Тёдзиро, основателя династии Раку, и его наследников, включая работающих в настоящее время мастеров Китидзаэмона 15-го и Раку Ацундо, который станет 16-м главой Дома Раку.


Мероприятие сопровождалось серией образовательных программ – выступлений мастеров, лекций экспертов и членов знаменитых чайных домов о том, что же такое чайная церемония и какой в ней заложен сакральный смысл.

Нам удалось посетить выставку в обоих городах.

В Москве выставка была открыта 22 сентября 2015 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Не будем заострять внимание на информационной части мероприятия и рассказывать о том, что такое керамика Раку и какую она имеет богатую историю. Более подробно об истории династии можно прочитать на сайтах музеев.

Хотелось бы поделиться своими впечатлениями о выставке и той атмосферой, которую передают представленные экспонаты.

В Государственном Музее имени Пушкина выставочное пространство начинается сразу, как попадаешь на второй этаж. Сразу оказываешься в круглом зале с колоннадой.



На высоких стеклянных витринах с точечной подсветкой стоят самые ценные образцы работ династии Раку. Каждая чаша в отдельной витрине.


А посредине подиум, ведущий к витрине, за которой представлено керамическое двухцветное окимоно льва. Окимоно было создано в 16 веке мастером Раку Тёдзиро и имеет статус Особо ценного культурного объекта.


Удивительная по своей глубине работа. При отсутствии детализированной техники исполнения, этот предмет содержит в себе что-то очень характерное, грубое и в то же время достоверное. Керамическая пластика работы характерна для школы Раку. Основная цель – передать емкий образ, который рождается при взаимодействии усилий творца и пламени в печи.

В основе творчества мастеров Раку лежит чуть ли не священное доверие к стихии. Мастер прикладывает минимум усилий, позволяя доделать остальную работу силам природы – огню и воздуху. Такой вольный подход к исполнению приносит богатые плоды. Произвольно растекающиеся по поверхности черепка глазури, замысловатые переливы цвета делают из каждого предмета шедевр искусства. Каждая чаша неповторима – по форме, цвету, настроению.





Помимо самих чаш на выставке представлены и другие предметы, сопровождающие чайную церемонию – курильницы, окимоно, свитки и ширмы. В экспозиции представлена японская живопись и каллиграфия XVI–XVIII веков, в частности, произведения знаменитых художников Хонъами Коэцу, Таварая Сотацу и Огата Корин.





При попадании на выставку складывается четкое ощущение, будто попал на чайную церемонию: незримые собеседники – поэты древности собрались вокруг чайного стола и пишут стихи, передавая их из уст в уста по старинному обычаю. Очень интересная организация экспозиции с учетом эстетики и философии чайной церемонии.



Отдельный зал посвящен работам современного мастера Раку Китидзаэмона XV и его сына Ацундо. Современный взгляд в эстетику ваби, авангардный стиль делают изделия современными, понятными ценителю нового времени.


Мастера естественным образом подстраиваются под вкусы времени, но между тем, не теряют традиционности, что и делает изделия уникальными и интересными. Техника якинуки увлекает своей экспрессивной выразительностью.


На выставке есть возможность посмотреть уникальный материал про технику изготовления керамики Раку.


Слышала, что в ГМИИ им. А. С. Пушкина в конце сентября открылась выставка "Керамика Раку: вселенная в чайной чашке. Произведения из японских собраний", но эта тема меня первоначально не заинтересовала. И каково было моё удивление и восхищение, когда я совершенно случайно зашла на неё, придя в музей на другую выставку "Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберта Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А. С. Пушкина".


Так часто бывает, когда не ждешь чего-то особенного, будь то фильм, спектакль или выставка, в результате получаешь огромное удовольствие, да и наоборот бывает, услышал положительные отзывы, пошёл, а в результате ничего не понравилось. В данном случае со мной произошел первый вариант.

Выставка керамики расположилась в двух залах на втором этаже и в антресольной части музея.




Здесь представлены чаши, чайницы, сосуды для благовоний и другие предметы для чайной церемонии. Все экспонаты – это плоды труда мастеров династии Раку.

На протяжении 450 лет мастера создавали уникальные произведения, учась и у своих предшественников и сохраняя традиции керамического искусства династии Раку.

Немного истории этой знаменитой талантливой династии. Начало керамике Раку положил гончар Тёдзиро ещё в конце 16 века, и до сих пор эта традиция не только не утрачена, но и получила современное развитие. Всего насчитывается 15 поколений патриархов Раку. Нынешний 15-ый патриарх этой династии - Китидзаэмона.

На выставке представлены работы всех патриархов династии, начиная с родоначальника Тёдзиро. Это красная чайная чаша-раку "Белая цапля". Считается, что это одна из самых ранних работ Раку Тёдзиро. На стенках чаши видны вмятины - это следы пальцев мастера.


Это черная чаша того же автора, она называется "Стриженая голова". Надо сказать, что удивительные названия порой придумывают мастера своим произведениям. Это очень знаменитая чаша, потому что существует список всех её владельцев из глубин 16-х веков и до наших дней.


Интересен тот факт, что чайные чашки-раку подразделяются на зимние и летние. Их отличие в том, что зимние чашки имеют более толстые стенки и дно, а форма у них более вытянутая вверх. Всё это позволяет сохранять тепло напитка. Летние же - с более тонкими стенками и более широкие по форме.


Для японцев в чайной церемонии самое главное – это духовное взаимодействие того, кто готовит чай, и того, кто его пьет. Это целый ритуал, это своего рода философия.

Поэтому большое внимание уделяется изготовлению чаши. Из глины лепится, именно лепится, вручную без гончарного круга, заготовка. Мастер придумывает форму будущей чаши и вырезает её. Он нюхает и даже пробует губами, чтобы ощутить край чаши.

Затем керамическое изделие нужно покрыть глазурью. Для разного цвета глазури каждый мастер придумывает свой рецепт, и он хранится в тайне. А подбор идёт методом проб и ошибок. Порой мастер не знает, какой оттенок цвета получится после обжига.

36 слоёв глазури наносится на чашу, эта работа занимает 2 недели. Интересный факт – женщины на протяжении всех веков никогда не допускались к производству, и только нынешний патриарх Китидзаэмон дозволил своей жене размешивать глазурь, чтобы она не застывала, пока сам наносит её слой за слоем на поверхность чаши.

После нанесения глазури изделие погружают в защитный кожух и отправляют в угольную печь, и при температуре 1200 градусов происходит обжиг.

На выставке можно видеть, как сохранялись основные традиции керамического искусства Раку, и в то же время наблюдать за их развитием, совершенствованием, стремлением к эстетике и красоте.

Эта чаша начала 19 века, она называется "Порванное бумажное окно". Чаша состоит как будто из двух частей и выглядит очень современно. Мастер нанёс так глазурь, что создается впечатление, что свет проникает через порванное бумажное окошко. Отсюда и название.


Это красная чаша из серии трехсот чаш, созданных к 300-летию со дня смерти родоначальника династии Тёдзиро (1890 г.)


Черная чайная чашка с изображением горы Фудзи. Это не первое и не последнее изображение священной для японцев горы.


Вот две работы одного и того же мастера Раку Реню. Черная чаша "Утёс". Здесь мастеру 33 года, он в поисках новых выразительных средств.


А вот его же чаша "Семьдесят чаш к 70-летию". Она выполнена к своему 70-летию. Мастер изобразил в форме чаши свой внутренний мир в последние годы жизни.


Когда смотришь на черную чайную чашу-раку "Остатки снега" мастера Доню, то на самом деле создается впечатление остатков снега внутри и на чаше.


Чаша 17 века (хотя выглядит современно), мастер Итиню "Горное селение" с изображением дровосека. Мастер стремился вернуться к стилю основоположника династии, который отрицал всякую декоративность.


И хотя, на первый взгляд, может показаться, что все экспонаты похожи и однообразны, но если присмотреться, то видишь, что каждый из них уникален. Тем более уникальны названия и рассказ об истории создания чаши.

Как пить из чайных чаш и удобно ли это, я, конечно, оценить не могу, для этого скорее всего нужно быть японкой, а вот оценить красоту керамического искусства, я могу и делаю это с удовольствием.

Вот более современные работы, которые мне больше всего понравились.








На выставке можно немного отдохнуть и сидя посмотреть фильм, посвященный процессу производства керамических изделий династии Раку.

Чтобы дополнить японский колорит чайной церемонии, здесь представлено несколько японских ширм с очень красивыми рисунками неизвестных авторов. Вот, например, шестистворчатая ширма "Травы осени и зайцы".


"Посещение императорского дворца".


Кроме этого, вот несколько экспонатов, которые тоже относятся к ритуалу чайной церемонии.

Курильницы-коро в виде льва. Внутрь закладывались благовония и поджигались.



Хочется рассказать и про этот уникальный экспонат. "Двухцветная фигурка льва" (16 век) работы Раку Тёдзиро считалась символом культуры нового времени в Японии.


У каждого экспоната описание довольно подробное, интересное, единственно, некоторые таблички совершенно не читаемые, так как залы погружены в полумрак, а подсвечиваются только экспонаты в стеклянных витринах. Это небольшой минус данной выставки.

В остальном, всё замечательно. Жаль, что выставка уже подходит к концу, но я очень рада, что увидела её. И хочется сказать, что не зря фамилия Раку переводится, как радость, наслаждение, на самом деле их работы приносят именно эти позитивные чувства.


Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку японской керамики Раку. Она была подготовлена ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музеем Раку, Японским фондом, Посольством Японии в России совместно с Национальным музеем современного искусства в Киото. На выставке будут показаны чаши, чайницы и другая утварь, предназначенная для чайной церемонии. Эти предметы создавались мастерами династии Раку на протяжении четырех столетий: от Тёдзиро до ныне действующегоглавы династии Раку Китидзаэмон XV.

Начало этому типу керамики, используемой в чайном действе, было положено гончаром Тёдзиро в период Момояма (1573–1615). Чайные чаши явились воплощением идей великого мастера Сэн Рикю. Семье Тёдзиро была дарована фамилия Раку, что в переводе значит радость, наслаждение. На протяжении 450 лет семья Раку хранила уникальные традиции керамического искусства. Мастера династии Раку учились по работам своих предшественников, постигали суть традиций и находили собственный изобразительный язык. Имя и стиль Раку как воплощение эстетического принципа ваби, оказали значительное влияние на японскую литературу и культуру в целом.

Большая часть экспонатов – это произведения из коллекции Музея Раку в Киото. Музей был основан в 1978 году четырнадцатым патриархом – Какуню (Китидзаэмон XIV). Он создал этот музей, чтобы коллекция династии Раку стала доступной для посетителей, до этого момента она бережно хранилась в семье Раку. Кроме произведений из коллекции Музея Раку на выставке представлены работы из собраний чайных школ Омотэсэнкэ и Урасэнкэ. Обе школы были основаны потомками выдающегося чайного мастера Сэн Рикю.

Мастера династии Раку открывают особый мир красоты, не имеющий себе равных в истории японской керамики. Стиль керамики Раку отличался от принятых традиций изобразительного искусства того времени. В своих работах наследники династии Раку старались отразить дух времени и привнести новые эстетические элементы. Согласно японской философии, чаши отражают душу своего создателя. В чайной церемонии самое важное это отношения того, кто готовит чай, и того, кто его пьет. Чайная церемония – это особый ритуал, где каждое движение совершается осознанно, а все внимание сосредоточено на духовном взаимодействии хозяина и гостя.

На выставке российский зритель сможет увидеть работы всех мастеров династии Раку, а также познакомиться с многогранным творчеством действующего патриарха Раку Китидзаэмон XV и произведениями наследника династии Раку Ацундо (Сокити). Кроме того в экспозиции представлена японская живопись и каллиграфия XVI–XVIII веков, в частности, произведения знаменитых художников Хонъами Коэцу, Таварая Сотацу и Огата Корин. Выставка построена таким образом, чтобы у посетителей была возможность погрузиться в мир духовности и красоты керамики Раку, получить представление о том, как живут традиции в современной жизни и увидеть этапы развития керамического искусства Раку в историческом контексте. По словам главы династии Раку Китидзаэмон XV такую полную экспозицию произведений Раку не всегда можно увидеть даже в Японии.

Кураторы выставки:

Мацубара Рюити, главный хранитель Национального музея современного искусства в Киото. Айнура Ишенбаевна Юсупова, заведующая Отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина.













  • State Hermitage Museum on Facebook
  • State Hermitage Museum on Twitter
  • State Hermitage Museum on VK

Выставка организована Государственным Эрмитажем, Музеем Раку и Японским фондом совместно с Посольством Японии в России, Генеральным консульством Японии в Санкт-Петербурге при содействии Национального музея современного искусства Киото.

Выставка, в состав которой входят экспонаты, имеющие статусы Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, строится вокруг работ прославленных мастеров шестнадцати поколений династии Раку. Впервые в России представлены работы Тёдзиро, основателя династии Раку, и его наследников, включая работающих в настоящее время Китидзаэмона 15-го и Раку Ацундо, который станет 16-м главой Дома Раку.

Большая часть экспонатов взята из коллекции музея Раку в Киото, основанного в 1978 году 14-м главой Дома Раку – Какуню. Помимо коллекции музея Раку, являющейся ядром экспозиции, выставка знакомит с произведениями из других японских собраний, среди которых Собрание Агентства по делам культуры Японии, Библиотека Буддийского университета, Национальный музей современного искусства в Киото, Национальный музей современного искусства в Токио, Музей изобразительных искусств Эгава, Музей Хосоми, Музея изобразительных искусств Сагава, а также из частных коллекций и собраний чайных домов Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ. Для представления исторического фона становления керамики Раку, в экспозицию включены произведения живописи и каллиграфии: свитки и ширмы, характерные для начала эпохи Эдо (1603-1868), включая выполненные художниками связанными творческими контактами с семьей Раку.

Произведения мастерских Раку – одно из самых ярких явлений в японской керамике XVI–XX веков. Первоначально связанная с чайной церемонией, она, благодаря своему художественному своеобразию и тесным связям с философией, этикой и эстетикой чайного ритуала, завоевала широкое признание в Японии и значительно повлияла на развитие декоративно-прикладного искусства.

Простые и незатейливые по форме творения гончара Тёдзиро стали истинным воплощением принципа безыскусной красоты ваби, введённого в чайное действо мастером Сэн Рикю (15221591) и дошедшего до наших дней. Тёдзиро стал главной фигурой в формировании стиля керамики чайной церемонии Сэн Рикю, заложив основы современного гончарного искусства Раку. До появления в мире чайной церемонии Сэн Рикю, в сознании японцев чаепитие не ассоциировалась исключительно с японскими керамическими чашками (ценились как китайские чашки карамоно, так и корейские чашки корайдзяван), однако Сэн Рикю отверг китайские и корейские чашки как чуждые духу чайного действа.

Тёдзиро положил начало династии гончаров создавших совершенно особый мир красоты, не имеющий аналогов в истории японской керамики. На протяжении почти четырех столетий, занимаясь производством чашек и других изделий, предназначенных для чайной церемонии, поколения гончаров семьи Раку демонстрировали высокое мастерство и творческую изобретательность.

Секреты искусства гончаров Раку держались в тайне и сохранились до наших дней, переходя от отца к сыну (сын мог быть и не родным). Подобную форму перехода мастерства от поколения к поколению, столь неукоснительно не соблюдала ни одна из японских школ керамики. Сохранению непрерывной производственной и художественной традиций мастерских Раку на протяжении нескольких столетий способствовало покровительство знатных семейств Японии.

С технологической и художественной точек зрения, изготовление керамических изделий Раку является делом весьма сложным. Ручная формовка глины, вместо использования гончарного круга, делает каждый предмет уникальным, лепка даёт асимметрию контура и неравномерную толщину стенок изделия, что позволяет воплотить идеи естественности и простоты. Необычные декоративные эффекты на поверхности - сетки трещин, неаккуратно растекшаяся по стенкам глазурь, оплавления, появляющиеся в результате чересчур высокой температуры, намеренное использование технологических дефектов для достижения иллюзорной безыскусности, - балансируют на грани изысканной простоты и явного брака. Подобная продуманная небрежность и составляет главную прелесть керамики Раку.

Кураторы выставки – Мацубара Рюити, главный куратор Национального музея современного искусства Киото;
Татьяна Борисовна Арапова, ведущий научный сотрудник Сектора Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Это одна из семидесяти чаш, выполненная мастером к своему семидесятилетию. Тулово округло поднимается вверх, вся его поверхность испещрена небрежными диагональными следами шпателя, словно по чаше прошлись гребнем. Верхний ободок тоже очень неровный, выступы чередуются с вмятинами. Словно ребёнок, играя, бездумно мял руками глину. Подобное отношение к форме, которая будто является проекцией внутреннего мира мастера, характерно для Рёню в последние годы жизни. Покрытие глазурью очень яркое. Сбоку от кольцевой ножки на основании чаши вырезана надпись:"Семидесятилетие. Рёню" ("печать удалившегося на покой").

Для того, чтобы более полно представить исторический и художественный контекст периода возникновения керамики раку, на выставке представлены произведения японской живописи и каллиграфии.

Фигурка чайного патриарха Сэн Рикю хранится на буддийском алтаре дома Раку среди других особо чтимых предметов. Все детали, составляющие художественный образ, начиная с черт лица, выполнены с необыкновенной тщательностью, свидетельствующей о высоком мастерстве Танню. Работа выполнена мастером в возрасте сорока лет.

Чайные традиции существуют в Японии уже многие сотни лет, их зарождение относят к VII-VIII векам нашей эры. Именно здесь правила приготовления и подачи чая легли в основу философии эстетического совершенствования.В Японии сформировался уникальный ритуал чайной церемонии, появились мастера чайного действа, которые передавали свои знания ученикам. В XVI веке Сэн Рикю - великий мастер чайной церемонии, от которого берут своё начало три основные чайные школы Японии, известные и по сей день, создал новый аскетичный стиль чаепития - ваби-тя - "Чай в стиле ваби". Сэн рикю обладал редким художественным вкусом, он преобразил процесс приготовления и подачи чая. Его учение положило начало явлению Тядо или "Путь чая", в основу которого легли четыре принципа: гармония человеческих отношений, уважение, духовная и физическая чистота, спокойствие. Все эти принципы многие столетия являлись тем философским и духовным фундаментом, на котором базировались учения всех чайных школ Японии.

Раку Китидзаэмон XV является последовательным реформатором: не ограничиваясь нововведениями в создании чаш-раку, он стремится к преобразованиям в мире чаш для чайной церемонии в целом. Мастер решительно выступает против общепринятого представления о чаше как о предмете, имеющем сугубо утилитарное значение. Представленные на выставке чаши в технике якинуки открывают перед нами совершенно иной мир чаш-раку: своей экспрессивной выразительностью они заметно отличаются от традициаонных форм.
Техника обжига якинуки заключается в резком повышении температуры в печи для обжига изделий типа куро-раку и резком же охлаждении. Как только глазурь начинает созревать и плавиться, изделия вынимают из печи при помощи длинных щипцов, и остужают. Температура 1200° и выше достигается при помощи ручных мехов. Такой обжиг традиционно производится после обжига обычных чёрных раку, происходящего каждый апрель и ноябрь.

Традиции и культура Японии непривычны, а порой и таинственны для русского человека. И данная выставка приоткрывает окно в этот таинственный мир. Он будет интересен и тем, кто давно увлекается японской культурой и тем, кто лишь слегка к ней прикасался. Главное желать узнать новое, шагнуть ему навстречу и не побояться нырнуть в его глубины. Встреча с необычным, но прекрасным миром ждёт вас в залах главного здания музея.

Выставка продлится до 15 ноября 2015 года. Главное здание.

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт, ср, пт, сб, вс с 11:00 до 20:00, касса (вход) с 11:00 до 19:00;
по четвергам с 11:00 до 21:00, касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник.
Цена билета: 300 рублей, льготный 150 рублей
500 рублей – по пятницам с 17:00, льготный 250 рублей – по пятницам с 17:00
Бесплатно – дети до 16 лет

Расписание сборных экскурсий по выставке:
Для взрослых:
по четвергам 15.10, 29.10, 12.11 в 19:00
по субботам 10.10, 17.10, 24.10, 31.10, 7.11, 14.11 в 13:00.
Для детей:
по субботам 10.10, 17.10, 24.10, 31.10, 7.11, 14.11 в 11:30.

Читайте также: